Что такое чувство сопричастности
Славе наших предков мы сопричастны лишь в той мере, в какой сами стремимся походить на них.
Блеск их деяний, что озаряет и нас, налагает обязанность воздавать им такую же честь,
идти по их стопам и не изменять их добродетели, если мы хотим считаться их истинными потомками.
Мольер
Надо знать корни свои, особенно если они хоть в какой-то степени сопричастны истории твоего государства.
В.Б. Львович
У нас начальник по определению обладает презумпцией сопричастности
к полученным достижениям и невиновности в случае их отсутствия.
Неизвестный автор
Сопричастность как качество личности – способность чувствовать себя причастным к какому-либо общему делу, проявлять готовность что-то сделать для общего блага, разделить ответственность за сделанное кем-то другим; стремление сохранить связь с группой, коллективом, партией вопреки всему.
Настоятель храма в небольшом городке славился своей благочестивой и упорядоченной жизнью. Он досконально исполнял свои обязанности, жил размеренно, спокойно и тихо. Регулярно совершал богослужения и дважды в неделю по два часа просиживал на своём постоянном месте в клубе местного благотворительного общества. Однажды он там не появился. Не было его и дома. Встревоженные прихожане объявили поиск, но результатов не было. Прошёл месяц. Вечером, в клубе, как всегда, на своём месте сидел настоятель и спокойно пил кофе. — Где вы были всё это время, отче? — спросили изумлённые прихожане. — В тюрьме, — спокойно ответил он. — Как это могло случиться? — недоумевали все. — Очень просто, — ответил духовный отец. — Месяц тому назад я поехал в областной центр к епископу, а когда возвращался, то в ожидании поезда принялся рассматривать витрины привокзальных лавок и очень этим увлёкся. Времени всё равно оставалось много. Я умирал от скуки. И тут мне в голову пришла мысль: ведь всё это время могло быть посвящено молитве за гибнущих и несчастных. Из-за того, что молитвенное время мною было упущено, множество людей могло погибнуть… Именно в это время на перроне в сопровождении двух полицейских появилась какая-то странного вида молодая женщина и, показав на меня пальцем, воскликнула: «Это он во всём виноват!» Моё сердце было полно раскаяния. Я с ней вполне согласился и признал её правоту.
Сопричастность — это ощущение общности с миром. Человек, воспринимающий себя как вечную духовную сущность, как душу, видит в других людях родственных существ. Сопричастность дарит ему чувство локтя, человек чувствует себя защищённым и не одиноким.
Огромное счастье, когда осознаёшь величие своего Отечества и чувствуешь свою сопричастность к его свершениям. Гордость хороша, когда ты сопричастен с реализацией великих целей своей Родины. Когда нет сопричастности с великими деяниями своего Отечества, гордость превращается в гордыню. Если государство выстроено правильно, человек принимающий участие в работе какой-то его структуры, становится по праву до некоторой степени сопричастным всему благотворному в его деятельности. Если государство процветает, шахтёр, учитель, врач, лётчик становятся сопричастными с уровнем его процветания.
Сопричастность – это эмпатия и сострадание всему живому. Психологи советуют: «Старайтесь каждый день быть сопричастны людям. Особенно тем, кому вы благодарны, еще любимому человеку или другу и, возможно, кому-то нейтральному, а также кому-то, с кем вам трудно бывает иметь дело, и, конечно, самому себе. Я, например, иногда смотрю на улице на незнакомого мне человека (кто-то нейтральный), быстро составляю о нем какое-то впечатление и вызываю ощущение сопричастности ему. Чувство всеобщей сопричастности в идеале должно распространяться и на животных, и на растения, и на всех людей (а не только, например, на больных детей, на республиканцев или демократов). Хотя сочувствовать нехорошему человеку трудно, делая это, вы закрепляете важное знание того факта, что мы все равны в нашем страдании. Когда вы увидите, насколько всё в мире взаимосвязано и как много факторов давит на каждого человека, сопричастность появится у вас сама собой. Буддистский образ этого состояния — драгоценный камень сострадания, возлежащий в лотосе мудрости, — союз доброты и прозрения».
В семейных отношениях без сопричастности никуда не деться. Особенно важно чувствовать сопричастность женщине. Она более эмоциональна. Для неё очень важно взаимодействие, сочувствие, сопереживание. Качество сопричастности со стороны мужа, возможности активного выслушивания делают женщину на порядок более счастливой тех женщин, которые живут с мужем, но не чувствуют его сопричастность с их жизнями.
Рассказывает женщина: — Люблю точить ножи. Вообще росла без отца, и нам с мамой все приходилось делать самим. А когда я вышла замуж, чтобы приобщить мужа к семейному быту, стала умильно просить его кое-что делать по дому, ну там, банку открыть, не лени ради, а дабы сопричастность была! Внутренне скрипела зубами над его косорукостью. Спалилась случайно, не заметила, как он пришел пораньше и зашел на кухню. А я там — опа! в два взмаха разрубила курицу, за один взмах и ровно вскрыла консервную банку. Реакция мужа: — Стопудово, ты и пирожки умеешь делать…
Источник
сопричастность
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957—1984 .
Смотреть что такое «сопричастность» в других словарях:
сопричастность — причастность, сопричастие, соучастие, участие, отношение, касательство, вовлеченность, прикосновенность Словарь русских синонимов. сопричастность см. причастность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов
СОПРИЧАСТНОСТЬ — [сн], сопричастности, мн. нет, жен. (книжн. устар.). отвлеч. сущ. к сопричастный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
сопричастность — СОПРИЧАСТНЫЙ, ая, ое; тен, тна, чему (книжн.). Взаимно причастный. Лица, сопричастные преступлению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Сопричастность — ж. отвлеч. сущ. по прил. сопричастный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сопричастность — сопричастность, сопричастности, сопричастности, сопричастностей, сопричастности, сопричастностям, сопричастность, сопричастности, сопричастностью, сопричастностями, сопричастности, сопричастностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по… … Формы слов
сопричастность — соприч астность, и … Русский орфографический словарь
сопричастность — Syn: см. касательство … Тезаурус русской деловой лексики
сопричастность — см. сопричастный; и; ж. Чувство сопричастности (к) жизни страны, всего народа … Словарь многих выражений
Коммуникативная сопричастность — ситуация, когда кто то оказывается посторонним слушателем и свидетелем чужого разговора. Главное при этом для такого субъекта – не вмешиваться в чужой разговор без крайне серьезных оснований. Если чужой разговор имеет или принимает доверительный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
коммуникативная сопричастность — ситуация, когда кто то оказывается посторонним слушателем и свидетелем чужого разговора. Главное при этом для такого субъекта – не вмешиваться в чужой разговор без крайне серьезных оснований. Если чужой разговор имеет или принимает… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Источник
Чувство сопричастности
Если вы займетесь исследованием свойств вашего ощущения самих себя в эти особенные моменты, вы, возможно, обнаружите, что тогда ваше внимание было целиком и полностью сфокусировано на происходящем, а разум действовал в единстве с телом. Именно такое свойство нашего ощущения самих себя можно развить, вырастить, пробудить в себе при помощи медитации. Умение помнить и ценить мгновения, которые позволили нам узнать и почувствовать жизнь наиболее полно, служит нам подспорьем в осознании наших возможностей. Такие моменты глубокого осознания пробуждают в нас стремление раскрыть в себе нашу собственную полноту и подлинность, они могут привести нас к решению посвятить свою жизнь помощи другим, ступившим на этот путь.
Занимаясь медитацией, мы намеренно воспитываем и культивируем в себе высшее качество ощущения жизни; без практики оно проявляет себя как недолгий проблеск, ощущаемый лишь в особо благодатные моменты. В общем и целом, наше сознание довольно разрозненно, а жизнь, которую ведет большинство из нас, распадается на куски. Наш разум кажется отделенным от нашего тела. Мы часто теряемся в дебрях своих мыслей; наша связь с реальностью и с внутренними и внешними ощущениями остается поверхностной. Насколько часто нам удастся быть собранными, сохраняющими внутреннее спокойствие и ясность разума и в то же время быть открытыми — с тем, чтобы четко осознавать ту тончайшую игру, в которую вовлечены наше вдохновение, интуиция, возможные откровения, составляющую естественную, хотя и крайне незаметную часть нашей жизни? Сколько бесценных прозрений, удивительных идей и открытий проходило перед нашим мысленным взором, которые, вспыхнув на мгновение с чистейшей ясностью, затем исчезали бесследно, оттого что уровень шума в нашей системе «разум-тело» был чересчур высок и не позволил распознать этот едва различимый возвышенный шепот? Скольких проблем можно было бы избежать, укоренись мы как следует в собственной целостности и в настоящем моменте!
Хотя наше тело не слишком отличается от тех, что были у наших предков, мы живем в условиях, чрезвычайно отличных и куда более требовательных, чем те, в которых довелось жить им. К концу одного-единственного дня мы подходим с таким количеством обработанной информации и столькими принятыми решениями, с количеством которых иному нашему предку, возможно, не выпадало подойти и к концу жизни! А учитывая то, что темп изменений постоянно возрастает, и вместе с ним — неуверенность в окружающем мире, как и масштабы кризиса — как мирового, так и кризиса личности, со сколькими вариантами выбора нам ежедневно приходится сталкиваться? Так стоит ли удивляться тому, что очень часто мы чувствуем себя до предела вымотанными, уставшими, изможденными? В результате срываемся.
Когда в нашем обществе такое количество людей переживают бессмысленные страдания и гибнут от болезней, вызванных стрессом, который можно было бы легко предотвратить, что удивительного в том, что сегодня уделяется такое внимание поиску реальной альтернативы современному образу жизни, оказавшемуся разрушительным и для личности, и для природы? В условиях современности нам приходится учиться познавать самих себя и владеть собой.
Неудивительно, что столько людей устремилось к поиску глубинных, животворящих сил. Общепризнанным можно считать тот факт, что искусство медитации и релаксации следует рассматривать как жизненно необходимые умения, дарующие покой разуму и оздоровляющие тело и отношения.
Медитация открывает разуму величайшее таинство.У происходящее каждый день и каждый час. Благодаря медитации сердце обретает способность чувствовать в каждом своем ударе бесконечность Времени и безграничность Пространства. Благодаря медитации мы обретаем такую жизнь в мире, которую можно было бы уподобить прогулке по райскому саду; мы совершаем все духовные поступки, не прибегая ни к каким доктринам — лишь следуя путем Истины.
Костяк экзотерических и религиозных учений составляют наставления и правила поведения в повседневной жизни с приведением примеров для подражания; более психологически ориентированные — медитативные учения эзотерических школ уже не первый век дают систематизированные наставления практического характера, целью которых является внутренняя трансформация и полное раскрытие собственного потенциала человека.
Лучше всего определять медитацию как разновидность тренировки для духа и ума.
В наши дни медитативные техники переживают период своего возрождения, поскольку освященный государством Оракул науки заявляет: полезность медитации в борьбе со стрессами современной жизни, превратившимися в настоящие эпидемии, установлена. За последние десять лет на корпоративных «мозговых штурмах» самого высокого уровня, в раздевалках, па обеденном перерыве, перед экзаменами и спортивными соревнованиями, и даже на военных сборах медитация стала совершенно обычным и привычным делом. Используя технику расслабления, воображения, фокусировки внимания как медитацию, люди открывают для себя мощные и чрезвычайно действенные технологии использования разума в деле трансформации личности, а ведь во многих древних религиозных школах такие практики тщательно оберегались от популяризации и даже считались тайным знанием.
Эту тенденцию иногда объясняют некоторым смещением в стиле мышления от левополушарного — к правополушарному или взаимовлиянием Востока и Запада. В рамках этой книги мы ограничимся тем, что будем считать медитацию искусным умением перемещаться от привычного и болезненного восприятия себя как отдельного от всего мира существа — к непосредственному и интуитивному пониманию себя как целого, к полной реализации своего человеческого потенциала.
Современные психология и медицина расценивают практики созерцания как замечательный способ научиться контролировать внимание, улучшать здоровье, противостоять стрессу, преодолевать боль, пробуждать творческий потенциал, увеличивать силу позитива и таких состояний, как эмпатия, терпение, радость, любовь, доброта. Тысячи исследований подтверждают действенность этих методов, многие медицинские центры и центры помощи тем, кто стремится достичь наивысшей работоспособности, используют их в своей практике. Если мы учтем, что у большинства людей контроль над вниманием не развит и что мало кто может похвастать арсеналом средств по улучшению своего умственного и эмоционального здоровья, станет понятно, почему медитативные практики стали так популярны.
Интеграция активных и пассивных навыков разума
Медитацию можно понимать как один из способов реализации и развития динамической синергии активных (творческих) и пассивных (рецептивных) свойств ума. Прозрение и вдохновение поначалу возникают как едва различимые, бесформенные ощущения, прозрачные, как паутина; они настолько неуловимы, что с легкостью игнорируются нашим сознанием. Однако если пассивные навыки разума достаточно натренированы, даже самые легкие из пробуждающихся откровений окажутся доступными сознательному восприятию. Когда эти образы доведены до сознания, в игру включаются наши активные навыки. Они-то и преобразуют их в мысли, образы и намерения, которые уже можно сообщать другим и при помощи которых можно руководить нашими действиями.
Активные навыки разума — это инструменты интеллекта и разума. Сюда следует отнести волю (целеустремленность), мышление (рассудок) и нашу способность к творческому воображению. Эти способности играют важную роль в формировании и преобразовании информации при помощи силы воли. Они же придают форму и смысл потоку информации и хаосу переживаний, ибо именно они упорядочивают эти потоки силой мысли и воображения. Активные навыки разума являются жизненно важными для организации и выражения нашего внутреннего знания, интуитивных прозрений, чувств и желаний, для преобразования наших мыслей в действия. Они же помогают нам осмысленно воспринимать как опыт внутренней ментальной жизни, так и жизни направленных в окружающий нас мир ощущений, и передавать этот опыт другим людям.
Пассивные навыки разума представляют собой область мощных ментальных функций, комплементарных активным навыкам и необходимых для использования последних. Пассивные навыки разума — это первичные функции психики, такие как внимание и восприятие, при помощи которых мы собираем информацию, пользуясь при этом способностями сосредоточенного внимания, ощущения и чувства. Эти свойства рецептивные: они помогают нам ощущать свое собственное бытие, существование, в отличие от активных, творческих функций, природа которых деятельна. Для иллюстрации приведем такую аналогию. Активные свойства ума можно уподобить формам и очертаниям, которые принимает материя, или облакам, что мы видим, или динамической силе ветра, воды, или силам электромагнетизма, придающим всему этому форму. Более тонкие и пассивные функции рассудка и состояния мозга — более прозрачны. Их, продолжая нашу аналогию, можно уподобить наличию небесного свода — огромного, чистого, открытого. Вот та причина, по которой эти функции редко осознаются; еще реже человек прилагает усилия по их развитию. При этом уровень их развития определяет связность и силу всех остальных функций ума. Они чрезвычайно важны для обретения и выражения более глубокой мудрости и более интенсивного ощущения бытия; развитость наших пассивных навыков определяет нашу способность справляться с переживаниями высокой сложности и интенсивности. Они также обеспечивают нам доступ к тонким откровениям интуиции, которые позволяют свершиться творческим прорывам и открытиям, налаживают совместную работу интеллекта и интуиции.
Осознанно или нет, все великие ученые и мудрецы мира развивали пассивные свойства своего ума с тем, чтобы достичь того состояния, в котором уму открывается видение «принципов, управляющих всей Вселенной», то есть то видение, которое вдохновляло развитие человечества и направляло его в течение всей истории. Пассивные свойства ума позволяют нам сосредотачивать внимание, благодаря чему мы открываем для себя фундаментальную мудрость, позволяющую заглянуть внутрь самых глубинных основ бытия — и нашего собственного, и окружающего нас мира.
Пассивные свойства ума пробуждают в нас способность воспринимать животворящие силы, выражающие себя в таких универсальных качествах, как мудрость, сострадание, сердечное понимание, удивление.
Хотя мало о ком можно сказать, что его действительно обучали правильному использованию активных и пассивных особенностей своего ума, способность каждого из нас видеть смысл в происходящих с нами событиях, организовывать процесс своего мышления и своей деятельности в той или иной степени зависит именно от этих способностей. Фактически, качество выполняемой нами работы, коммуникативные способности, мышление, творчество, здоровье теснейшим образом связаны с тем, насколько глубоко в нас развита синергия навыков этих двух разновидностей. Различные стили медитации, о которых идет речь в этой книге, — это своего рода упражнения из разряда так называемого «фитнеса для ума», которые помогут вам скоординировать взаимодействие этих двух различных областей.
Тройная цель медитации
Медитацию практикуют с тремя целями. Первая — распознать привычки разума, ограничивающие нас и блокирующее развитие нашего потенциала, и трансформировать их. Вторая — энергично культивировать и добиваться полной реализации нашего потенциала мудрости, творческого мышления, спокойной сосредоточенности, любящей доброты и сострадания. И третья — если мы воспринимаем медитацию действительно серьезно, мы практикуем ее не только для того, чтобы пробудить собственную природу, освободившись от собственных ограничений, но и для того, чтобы более эффективно помогать другим в реализации их потенциала. В конце концов, много ли удовлетворения в том, чтобы освободиться от собственных проблем, когда все остальные вокруг страдают? Мы работаем над собой, потому что мы понимаем: в результате этой работы мы станем лучшими родителями, лучшими друзьями, мы станем более чувствительными и творческими личностями, которые смогут принести больше пользы людскому сообществу. Наша внутренняя работа — наше приношение миру. Можно ли представить себе более щедрый дар?
Джоэл и Мишель Леви — Ясный ум. Медитация и фитнес для разума
Источник