- Timepsyhology
- Чувство компетентности.
- Что такое компетентность — 10 качеств компетентного человека
- Что такое компетентность
- Компетентный — это какой?
- 10 шагов к профессиональной компетентности
- Компетентность в различных сферах деятельности
- В социальной сфере
- В педагогике
- В медицине
- Краткое резюме
- Комментарии и отзывы (7)
- Что такое чувство компетенции
Timepsyhology
Чувство компетентности.
Чувство компетентности является третьей важнейшей составной самооценки человека.
«Чувство компетентности — чувство: «Я могу делать это!» Таково уверенное отношение людей, обладающих здоровым представлением о себе, когда они начинают какое-то новое дело. Этот оптимистический взгляд на вещи вселяет в них надежду и отвагу. С ним тесно связан и успех в решении проблем в прошлом. Люди со здоровым чувством компетентности встречают каждый новый день не со страхом, а с радостью и энтузиазмом, думая обо всех тех возможностях, которые открываются перед ними.» Полиуретановый молдинг настенный.
А. Бандура назвал это “самоэффективностью” и определил как “чувство собственной компетентности и эффективности”. Он отличал самоэффективность от самоутверждения и чувства собственного достоинства. Согласно Гордону Олпорту, который раскладывает развитие индивида на определенные стадии — стадии развития проприума, формирование чувства компетентности (Олпорт называет “чувство самоуважения”) относится примерно к третьему году жизни ребенка, как мы уже отмечали ранее. Позже, в возрасте четырех — пяти лет, чувство компетентности обретает оттенок соревновательности, когда важную роль играет ощущение себя победителем. Эриксон формирование компетентности связывает с латентной стадией развития ребенка (по теории психосоциального развития, разработанной З.Фрейдом), которая проходит с 6 до 12 лет.
Компетентность относится к сфере знаний, навыков и умений. С самого детства ребенок учится принимать решения, пробует себя в различных видах деятельности, таких как приобретение знаний, спорт, различные виды работы. Развитие идет также в социальном плане, когда ребенок приобретает определенный инструментарий навыков общения с людьми, таких как умение, завязывать и поддерживать отношения, разрешать конфликты, корректно выражать свои чувства и т.д. Не последнюю роль в этом играет внутренний образ ребенка, а также ощущение себя любимым. Когда дети подрастают и им разрешают оторваться от мамы и папы, чтобы исследовать мир, в них начинает выстраиваться здоровое чувство компетентности. По мере того, как их поощряют к выполнению новых задач и преодолению трудностей, растет и их чувство уверенности в своих способностях. В зависимости от того, как с все большим успехом они выполняют эти новые задачи и учатся снова и снова подниматься после неудач, они учатся говорить: “Я смогу сделать это”.
Нетрудно заметить, какую роль в формировании чувства компетентности играют родители, учителя, друзья. Все три столпа самооценки зиждутся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т.е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т.е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во первых, как мощный фактор влияния на все 3 столпа, на которых зиждется самооценка; во вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой.
Важность влияния других на формирование самооценки становится еще более значительной, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как “стремление познать себя с помощью партнера”. Такое видение, предложенное еще Марксом, имеет поддержку и сегодня (Димитров И.Т., Драгунова Т.В., Коломинский Я.Л.).
В. Самооценка и уровень притязаний.
Говоря о самооценке, нельзя не сказать об уровне притязаний человека. Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У.Джеймс своей формулой, которая стала классической:
Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
К теоретическим аспектам интегративного изучения индивидуальности традиционно относят следующие вопросы: ■ исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деятельности; ■ обнаружение критериев распознавания разноуровневых свойств в структуре индивидуал .
Суггестивные методы в психологической помощи
В настоящее время, как в психологической науке, так и практике наблюдается растущий интерес к изучение и применению суггестии. Понятие суггестивного воздействия, несмотря на специфичность своего названия, встречается в повседневной жизни любого человека. Рассуждая о суггестии, люди часто имеют в виду нечто почти сверхъестественное. При .
Психология отклоняющегося поведения
Широкая область научного знания охватывает аномальное, девиантное поведение человека. Существенным параметров такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся. Девиантное поведение человека можно обозначить .
Источник
Что такое компетентность — 10 качеств компетентного человека
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Среди факторов, влияющих на успешную деятельность предприятия или учреждения, большое значение имеет компетентность сотрудников.
Это понятие довольно многогранное и наша задача – выяснить, что же оно означает. Этим и будем сегодня заниматься.
Что такое компетентность
В толковом словаре русского языка указано, что компетентность – это совокупность знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в какой-либо предметной области.
Слово произошло от лат. competens, что переводится как соответствующий, подходящий, надлежащий, знающий.
Составитель терминологического словаря Русова Н.Ю. даёт следующее значение термина:
обладание человеком определённой компетенцией – знаниями, умениями и опытом собственной деятельности, которые позволяют выносить авторитетные суждения и принимать правильные решения.
Для более наглядного изображения понятия «компетентность» и дифференциации (что это?) со словом «компетенция» проведём аналогию с произведением изобразительного искусства.
Сюжет картины в данном случае – это компетентность. Её внешний вид и качество зависят от выбранных художником инструментов (красок и кистей), техники исполнения, опыта и мастерства – компетенций.
Компетентный — это какой?
Компетентный – это значит основанный на знании дела, опыте.
В словаре иностранных слов дано следующее определение слова «компетентный»:
хорошо разбирающийся в определенной области (медицине, бизнесе, педагогике), обладающий правом в соответствии со своими знаниями или полномочиями делать или решать что-либо, судить о чём-либо.
Например, некая юридическая компания предлагает услугу: возможность получить консультацию компетентного специалиста не выходя из дома, задав интересующие вопросы по электронному адресу.
Т.е. сотрудник этого учреждения хорошо подкован (компетентен) в области юриспруденции и со знанием дела поможет решить проблемы обратившихся за помощью людей.
10 шагов к профессиональной компетентности
Профессиональная компетентность характеризует работника – высококлассного специалиста, способного выполнять свои должностные обязанности в полном объёме, а также самостоятельно принимать грамотные решения.
К сожалению, образование по специальности и накопленный опыт работы не являются гарантией настоящего профессионализма.
Закон Гарднера гласит: 85 % людей любой профессии некомпетентны.
Понятие профессиональной компетентности включает 10 ключевых параметров:
- Стремление к профессиональному и личностному развитию.
- Ориентированность на результат.
- Обязательность и пунктуальность.
- Коммерческая и юридическая грамотность.
- Умение работать в команде.
- Способность принимать верные решения самостоятельно.
- Коммуникабельность (это как?).
- Задатки лидера.
- Умение брать ответственность за свои поступки.
- Мотивированность.
» alt=»»>
Профессиональная компетентность – поведенческие формы, присущие наиболее успешным, а не посредственным сотрудникам.
Компетентность в различных сферах деятельности
Компетентность практически каждого человека включает в себя набор компетенций, которые возникают в разных областях жизнедеятельности. Они проявляются при взаимодействии с окружающими людьми и при выполнении служебных обязанностей.
Рассмотрим наиболее распространённые из них.
В социальной сфере
Нам всем приходится общаться в жизни не только с родственниками и друзьями, но и с учителями, врачами, государственными служащими и т.д.
Здесь проявляется социально-психологическая компетентность личности – это умение взаимодействовать с окружающими его людьми.
- приемлемые способы обращения с окружающими;
- способность правильно ориентироваться в различных социальных ситуациях;
- умение замечать и принимать во внимание индивидуальные особенности, психологическое состояние и настроение собеседника.
Антуан де Сент Экзюпери считал высшей роскошью – роскошь человеческого общения.
В педагогике
Профессиональная компетентность учителя заключается в способности квалифицированно решать задачи в процессе воспитательной, учебной и образовательной деятельности совместно с учащимися для повышения эффективности их обучения.
Компетентность педагога зависит от внутренних качеств:
- желания применять инновационные методы обучения;
- творческой активности;
- умения контролировать своё эмоциональное состояние;
- способности мобилизовать свои силы на систематическую развивающую деятельность.
На развитие личностных качества педагога влияют моральное и материальное стимулирование, мотивация, создание конкурентной среды и условий для профессионального роста.
В медицине
Компетентность врача или медсестры применяется к сочетанию навыков, знаний и отношений, которых достаточно для грамотных решений различных медицинских задач и осуществление их на практике.
Для выполнения хирургического вмешательства (например, под местной анестезией) компетентный доктор обязан не только владеть техническими навыками, но и клиническими знаниями, уметь правильно оценивать состояние больного, контролировать его болевые ощущения.
Компетентность врача также требует осознание ответственности перед пациентом, понимание процессов, которые могут замедлить или ускорить заживление тканей, чтобы обеспечить минимизацию послеоперационной травмы.
Компетентный врач или медсестра должны постоянно поддерживать уровень профессионализма своей деятельности.
Краткое резюме
Большинство исследователей определяют понятие «компетентность» как личное качество человека, основанное на имеющихся знаниях и опыте.
Это способность к решению жизненных и профессиональных задач, владение соответствующей компетенцией, включающей его индивидуальное отношение к предмету деятельности.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
В наше время далеко не каждого специалиста можно назвать компетентным. Я вот поражаюсь современной молодежи, которая экзамены покупает или списывает. Не все такие, но их достаточно много. И вот вопрос: какие же из таких людей получатся специалисты? Явно некомпетентные.
Чтобы быть компетентным, для этого мало выучиться на специалиста, нужно ещё и повышать постоянно свою квалификацию. Конечно, повышение квалификации сотрудников должен обеспечить работодатель, но и сами сотрудники должны стремиться к совершенствованию своих навыков и умений.
Сейчас в разных областях знаний столько диванных экспертов развелось, компетенции ноль, зато самомнения выше крыши.
По закону Гарднера вообще швах выходит, я иду к врачу и вероятность того, что сей врач будет некомпетентен, составит аж 85%, а если мне под нож хирурга ложиться, прям жутко становится.
Компетентных специалистов действительно очень мало, да и критериев отбора особых нет, вот и приходиться набивать шишки на чужом непрофессионализме.
Хороший у вас перечень параметров, определяющих компетентность, буду резюме составлять, обязательно перечислю их в качестве свои достоинств.
Пусть работодатели зарплаты нормальные платят, а то компетентных работников бизнес хочет за три рубля.
Источник
Что такое чувство компетенции
Психология
Уверенность в своей компетентности
Оценка своих способностей и своей компетентности, уверенность в своих возможностях выполнить определенное задание — важный мотивационный фактор во многих видах деятельности (от академических заданий до спортивных результатов).
Уверенность в своей компетентности — это суждение относительно своих возможностей (способностей) выполнить конкретное задание.
— Я уверен, что смогу освоить этот материал, поскольку раньше я успешно проработал не менее сложные темы.
— Поскольку Сергей успешно выполнил этот тест, то я уверен, что и для меня это будет не сложно.
А.Бандура выделяет также так называемое чувство групповой эффективности, уверенность группы в успешности выполнения будущего задания. В кооперативных видах деятельности члены группы выражают свою уверенность относительно возможностей группы в целом достичь успехов. Эффективные группы имеют ярко выраженное убеждение относительно групповой эффективности.
Ученик (студент) в большей степени склонен выполнять задания, когда он уверен, что владеет достаточными навыками и способностями.
Некоторые психологи отмечают, что чем больше человек уверен в своих способностях, тем настойчивее он будет выполнять деятельность. Это касается и преодоления трудностей. Индивидуумы с сильным чувством компетентности, встречаясь с трудностями, настойчивее их преодолевают.
Человек рассуждает приблизительно следующим образом:
— Такого еще не было, чтобы я не справился с этой проблемой!
— С моими способностями и не такие задания можно решать.
Исследование Коллинза — яркий пример того, как вера в свои способности (в свою компетентность) влияет на мотивацию и продуктивность деятельности. Коллинз отобрал детей с низким, средним и высоким уровнем математических способностей и предложил им решать сложную задачу. В каждой из этих групп были уверенные в своих способностях ученики и те, у кого были сомнения относительно своих способностей. Именно уверенность человека в своих возможностях определяет мотивацию и эффективность деятельности. Уверенные в своих интеллектуальных возможностях дети были более настойчивыми.
Субъективная оценка своей компетентности в большей степени определяла позитивное отношение к деятельности, чем уровень развития способностей. Это подтвердило то, что существенным мотивационным фактором является не уровень способностей, а именно субъективная оценка своих возможностей и уверенность в эффективности деятельности. Способности сами по себе также играют большую роль. Способный ученик, как правило, более уверен в себе. Однако один ученик со средними способностями может быть вполне уверенным в себе, а другой — чувствовать себя недостаточно уверенным. Таким образом, именно субъективное восприятие своих способностей, оценка своей компетентности определяет мотивацию и настойчивость в деятельности.
Как указал А.Бандура, результаты деятельности могут быть низкими по двум причинам:
1) у людей отсутствуют способности;
2) при достаточных способностях им недостает уверенности в себе.
Ученики (студенты) с сильным чувством собственной эффективности ставят перед собой сложные цели и прилагают больше усилий для их достижения.
Уверенность в собственной компетентности увеличивается тогда, когда в процессе деятельности наблюдаются определенные успехи. Опыт успешности в деятельности положительно отражается на чувстве собственной компетентности.
Причины, влияющие на оценку своей компетентности
Можно выделить три фактора, которые влияют на уверенность человека в своих способностях:
1) успешность выполнения предыдущих заданий (опыт успеха и неудач);
2) викариальное научение (наблюдение за другими);
3) вербальное убеждение.
Рассмотрим обстоятельно каждый из этих факторов в порядке их значимости для развития уверенности в себе.
Успешность выполнения предыдущих заданий
Андрей уверен, что сможет успешно освоить новый университетский курс по физике, поскольку физика всегда ему легко давалась.
Наталия считает, что ей будет несложно изучить испанский язык, поскольку она уже владеет несколькими ро-мано-германскими языками.
Богдан убежден, что с этим соперником он легко справится («Еще не у таких мастеров я выигрывал», — рассуждает он).
Следовательно, успешный опыт в прошлом (успешное выполнение предыдущих заданий) — один из важнейших источников уверенности в своих силах. После серии успехов она повышается, тогда как неудачи снижают ее.
Неудачи на начальном этапе деятельности имеют чрезвычайно негативное влияние на такие убеждения.
Но если неудачи приписывают такому нестабильному внутреннему фактору, как нехватка усилий (т.е. когда человек объясняет причину своего неуспеха тем, что недостаточно работал, не приложил должных усилий), то негативное влияние неудач уменьшается.
— Я «провалился», потому что плохо подготовился к соревнованиям (экзаменам).
— Я не смог решить задачи, и это вполне закономерно, ведь над этой темой я мало работал.
Если человек рассуждает подобным образом, то неудачи практически не влияют на его восприятие собственной компетентности и самооценку. Такая атрибуция (приписывание) причин неудач смягчает влияние негативного опыта на ощущение собственной компетентности (на уверенность в своих способностях). Объяснение своих неудач недостаточностью усилий не приводит к формированию ощущения беспомощности и не снижает оценку собственной компетентности.
Викариальное научение — наблюдение за достижениями Других людей — следующий источник уверенности в собственных возможностях. Когда человек видит, что его коллега успешно справился с проблемой, это прибавляет уверенности в собственных силах. Студент, наблюдая, как его однокурсник успешно овладел сложной темой (или решил трудную задачу), склонен считать, что и он сможет преодолеть трудности.
— Если мой друг Андрей справился с этими задачами, то и я должен решить их.
— Если мой коллега выиграл конкурс, то и я смогу достичь успеха, ведь я не глупее его.
— Если Иван обыграл этого соперника, то я тем более справлюсь.
Существенное значение имеет демонстрация моделью (другим человеком) не только умений, но и успешной стратегии, настойчивости, стремления испытать несколько путей и вариантов в разрешении проблемы. Человек перенимает от других, помимо умения и навыков, настойчивость, стремление преодолевать препятствия и трудности. Наблюдая за другим человеком1, субъект может наследовать, заимствовать и использовать похожую стратегию в своих действиях.
Наибольшее влияние, конечно, оказывают люди из ближайшего окружения субъекта деятельности, но возможно наследование моделей посредством телевидения, литературы и т.д.
— Ты можешь это сделать!
— Это не так и сложно, вот увидишь!
— С твоими способностями это будет элементарно!
Сколько раз вы слышали подобные слова от своих друзей, учителей, родителей? Вербальное убеждение является наиболее эффективным в том случае, когда человек уже имеет определенные «доказательства» того, что он вполне способен это сделать.
Следует отметить, что вербальное убеждение («Ты можешь это сделать») оказывает меньшее влияние, чем опыт успехов в деятельности или наблюдение за другими.
Например, когда преподаватель говорит студенту, что тот может успешно решить задачу (или написать сочинение), то словесное убеждение оказывает не такое сильное влияние, как собственный успешный опыт решения задач (написания сочинений). Наблюдение за успешными попытками других людей (например, одноклассников) также оказывает более сильное влияние по сравнению с вербальным убеждением.
Как указывает А.Бандура, влияние оказывают слова как позитивного, так и негативного характера. Однако негативная информация относительно наших возможностей (способностей) оказывает даже большее влияние на снижение у нас ощущения компетентности, чем позитивное убеждение — на повышение уверенности в собственных возможностях.
Источник