Как фотограф видит кадр
Одна из проблем начинающих фотографов заключается в том, что им сложно начать видеть мир по-другому.
Мы перестали замечать красоту вокруг нас, поэтому нужно переучить свой мозг, чтобы начать видеть вещи иначе.
Начинающие фотографы всегда находятся в поиске наилучшего места для съёмки, но стоит оглянуться вокруг, эти места повсюду. На самом деле не нужно никуда ехать.
Иногда фотографы долго разыскивают идеальные места, но фотограф Phillip Haumesser решил провести для себя эксперимент. Он позволил своим клиентам самостоятельно выбирать место съёмки. Это заставило Филипа научиться находить хорошие места и нужные ракурсы в любых условиях. Именно тогда он обнаружил, что почти любое место пригодно для съёмки.
Вот некоторые фотографии, показывающие, как выглядит место съёмки со стороны и какой кадр там можно сделать.
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Phillip Haumesser
Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram
Источник
Как научиться видеть кадр, — нетривиальный подход к развитию главного навыка фотографа
Вы смотрите, но вы не замечаете, а это большая разница.
/Артур Конан Дойл/
Вечный ученик. Странник.
Трудно сделать умный вид.
Пишу как есть; как сам делаю, как другим предлагаю попробовать, но для начала — понять и взвесить все «за» и «против»: вдруг захотите отказаться?
В чем суть
«Вейценбаум верил, что людьми нас делает именно то, что не поддается вычислениям: связи между нашими мыслями и нашим телом, опыт, который придает форму нашей памяти и мышлению, наша способность испытывать эмоции и сострадание. Наше более интимное общение с компьютером несет в себе огромную угрозу. Чем большую часть жизни мы посвящаем изучению бестелесных символов на наших экранах, тем сильнее теряем свою человечность и жертвуем именно теми качествами, которые отличают нас от машин.»
Может ли пустой кувшин наполнить стакан водою?
Которое «переводится на человеческий язык» просто, если вспомнить Виктора Васнецова, — его мнение:
Внимательность — второй дар художника. Картину нельзя написать вообще. Художник потому и художник, что умеет остановить свой взор на том, что всем нам примелькалось. Примелькавшееся вдруг оборачивается для нас открытием, и чем больше художник, то есть чем он внимательнее, тем величественнее открытие: мы открываем эпоху, народ, человека и самих себя.
Помогает уточнить тему (что, на самом-то деле, требуется изучить), но она все еще огромна и не подпускает к себе.
Где сокрыта проблема
Есть мнение-заблуждение, что компоновки достаточно. Есть упражнение, которое помогает, в определенной мере, новичкам, но скорее оно научает не выстраивать ум, глаза и сердце (как и учили классики фотографии) на одной линии, а заниматься кадрированием, работать с тем, от чего отражается свет.
Упражнение годное, но фотография шире. Оборудование упрощено. Технические тонкости — все доступно онлайн: бери — учись.
Технику съемки легко отработать за пару недель, если лениться — за месяц, а дальше… Тут с печалью, на основе наблюдений, делаются выводы:
- техника отработана, но «выдумки не дышат»;
- технически — фотография, но если отбросить эффекты — пустота.
По мере развития технического прогресса ситуация будет усугубляться, все потому, что вновь и вновь ищем прием, техническое решение, тогда как «отгадка» из области ИЗО:
Так ли уж это бесспорно, что человеку на жизнь дана одна пара глаз. Так ли это бесспорно? Детские глаза много совершеннее глаз взрослого человека, они чересчур доверчивы, а потому и видят много больше: во-первых, они видят всё множество деталей, мимо которых скользит пресыщенный глаз взрослого, а во-вторых, они видят не смысл картины, до которой спешат докопаться взрослые люди, но мир картины. А это, как понимаете, совсем не одно и то же.
…
Детские глаза умеют и любить на всю жизнь, и помнить на всю жизнь. Способность смотреть по-детски взрослый человек в конце концов утрачивает, но он никогда не утратит и не расстанется со своей преданностью детству.
— Вспоминается «Если… не будете как дети…» (Мф. 18:3), но как выясняется — это же и на поприще визуального искусства требуется (и спасибо Виктору Васнецову, что так подробно и доступно пояснил), и следовательно — мы понимаем: чему обучаться.
Photo by Edi Libedinsky on Unsplash
Как фотографу научиться видеть кадр
Первое правило любого художника: не зашиваться на работе, — в нашем случае, 2-4 съемки в неделю, чтобы основательно продумать сцену, подобрать локацию и так далее; оставшееся — довольно приличное количество времени, должно жертвоваться на возделывание ума: чтение, прогулки, стажировки…
Необходимо внимательно изучать профессии своих клиентов, заказчиков или натуры, которая тебе нужна, что бы не ошибиться при выборе, ну и конечно же, стажировка помогает найти, и понять, «малозначимые» детали, без которых фотография будет паттерном времени (воплем и «мертвечиной»), вместо искомой цели — вне времени.
Кадр возможен, если фотограф понимает происходящее: придется изучить историю ремесла с представителем которого, планируется съемка, потребуется «отбросить» имена и цифры, ведь ценности кадру придает отношение ко времени, и если уместно — «примерить обувь» того (и такую же), с кем планируется сотрудничество (творческое или коммерческое — неважно).
Конечно, изначально никто никого не запускает на свою территорию. Нужно учиться, и уметь учиться, быть учеником (еще один важный навык).
Не стоит примерять на себя образ политика: «Я такой же как вы!» — никто этому не верит, — желательно быть выходцем из того же сословия, что и натура. — Так легче найти общий язык и заметить доверие, которое оказывается фотографу.
Творческий путь выстраивается на уважении, Любви своей натуры. Люди наименее зажаты, и наиболее естественны, когда посещают районные рынки или магазины шаговой доступности, и здорово, если фотограф найдет возможность, чтобы устроиться на такие рабочие места.
Издавна художники посещали рынки, трактиры и места излюбленного отдыха горожан — так стоит поступать и фотографу, поскольку так можно отойти от мира иллюзий (как я живу), где, как обычно, все богато, и заметить мир красоты, где все не идеально, но гармонично.
— Жесты, взгляды, типажи — все разбросано по закоулкам, странно, что нынче мало кто все, вот все это доступное, собирает: бесплатный образовательный материал, но…
Вспомним Винсента Ван Гога:
«Я называю себя крестьянским художником, и это действительно так; в дальнейшем тебе станет еще яснее, что я чувствую себя здесь в своей тарелке. И не напрасно я провел так много вечеров у шахтеров, торфяников, ткачей и крестьян, сидя и размышляя у огня, если, конечно, работа оставляла мне на это время.»
Винсент учился тому же и там же, а мы чем лучше?
Моя признательность Чехову — вовсе не за его литературное наследие, а подход к творчеству — всегда под рукой блокнот и карандаш; что-то интересное заметил — записал. Фотограф — не живописец: мольберта под рукой нет, да и в простом блокноте так лихо все не зарисует (но это моя беда, вполне возможно, что вы можете больше, или готовы научиться), но стать более внимательным словно герой Артура Конана Дойля, Шерлок Холмс, — вполне под силу почти каждому фотографу.
Развитию художественной внимательности помогает и творчество Фёдора Достоевского; и не придет такого времени, что его наследие станет мельче, чем современные бестселлеры. И нам не стоит забывать слова Сергея Бондарчука:
«Жизнь, природа, человеческие характеры, событие, истина не требуют литературного приукрашивания. У Шолохова нет ни одной лично им не пережитой, «придуманной» страницы. Недаром он сказал с полным правом о себе: «Я жил и живу среди моих героев… Мне не нужно было собирать материал, потому что он был под рукой, валялся под ногами». Все его книги написаны по горячему следу. Они точно доносят до нас, сохраняют это жаркое дыхание времени. Но, исследуя и постигая конкретную истину своего времени, Шолохов всякий раз выходит к удивительным по своей силе и поэтичности обобщениям непреходящего значения…»
Мы должны учиться не только подмечать-коллекционировать, но и систематизировать и… По возможности, нужно учиться фотографией подтверждать мысль, изречение и в тоже время — мысль подтверждать фотографией, — об этом так же говорил Андрей Тарковский:
«Процесс кристаллизации замысла требует от режиссёра огромного напряжения воли…»
Если устает голова, то впору прогуляться на природе, как Иван Шишкин: недельные визиты в лесную чащу, чтобы насладиться тишиной и гармонией, искомой жизнью, без «цивилизации» и суеты, — учиться готовить себя, к работе, к видению кадра…
Умиротворение души, — вот секрет «видения…». Дух творит себе формы, — нам ли этого не знать?
«Учиться…» — ирония в том, что можно только учиться, но нельзя научиться. Точнее сказать можно, но это будет лукавство: нет предела (есть только возможности, чтобы непрерывно… и беспощадно, вспоминаем профессиональную этику, — такое оно, искусство).
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Источник
Фотографическое видение
Нью-Йоркский институт фотографии (NYIP) – достаточно серьезное учебное заведение, он считается старейшим и крупнейшим в мире в своем профиле. NYIP основан в 1910 году, за более чем столетие своего существования его специалисты наработали массу методик обучения искусству фотографии. Сегодня мы расскажем о том, как по советам педагогов NYIP развить фотографическое видение.
Что такое «Фотографическое видение» Практически каждый из нас видел в журналах множество замечательных и красивых фотографий. Многие, рассматривая эти фотографии, наверняка думали: «Вот бы и мне научиться так фотографировать!». Но, к сожалению, только рассматривая работы мастеров фотографии, вы сами вряд ли научитесь хорошо снимать. Почему происходит такое? Причина проста: вы не знаете КАК и НА ЧТО смотреть… Например, увидев красивую фотографию, вы интуитивно чувствуете, что это замечательная работа. Но объяснить – почему она хороша, вы не можете. Вы не можете понять и сказать, что конкретно сделал автор работы, чтобы создать эту фотографию. Иногда в журналах рядом с именем автора указывают, какой камерой, объективом сделана опубликованная работа, изредка даже описываются условия съемки, выдержка, диафрагма и пр. Но всё это не поможет вам. Представьте, если бы вы, например, узнали, где А.С. Пушкин покупал бумагу и чернила и чьего все это было производства. Это не приблизило бы вас к раскрытию тайны его поэзии.
Постепенно, осваивая эти рекомендации на практике, всё глубже и глубже вникая в то, на что нужно обращать внимание, и вы можете развить у себя чувство фотографического видения. То есть научиться видеть в окружающем нас с вами реальном мире те самые «красивые картинки». Можно начать делать это прямо сейчас. Давайте посмотрим на хорошие фотографии не просто так, а ТАК КАК НАДО это делать профессионалу.
Основные рекомендации: на что обратить особое внимание Начнем с самых главных принципов.
- У любого хорошей фотоработы должна быть тема. Тема – это то, о чем говорит фотография. Та история, о которой она рассказывает. Тема сообщает зрителю главную идею снимка, передает некие эмоции. Хороший снимок — это не простое изображение пейзажа, предметов, людей, говорящее о чём-то только вам или близкому вам кругу лиц. Это не просто фотография вашего любимого кота или вашего дома, на котором объект съемки всего лишь узнаваем. По настоящему хорошая фотография должна быть понятна всем, она должна вызывать определенное настроение, эмоции не только у вас, но и у всех других зрителей. Она должна быть посвящена общечеловеческой, универсальной теме.
- Хороший снимок должен обращать внимание зрителя на самые важные элементы композиции. Эти элементы должны однозначно и как можно полнее раскрывать заявленную автором тему.
- Хорошая фотография – это та фотография, на которой минимум или вообще нет ничего лишнего. Она должна содержать только «говорящие», работающие на тему элементы композиционного построения, которые важны для её раскрытия. Второстепенные элементы композиции и всё то, что отвлекает от главной темы, должно служить фоном для основного события, отступать на второй план или попросту удалено.
Усвоив эти азы рассматривания фотографии, вы наверняка почувствуете в себе некоторые перемены.
Источник