Понятие гражданской идентичности. Гражданская идентичность в ФГОС НОО
В данной статье рассмотрено понятие гражданской идентичности с точки зрения таких авторов, как А.Г.Асмолов, Т.Водолажская, П.В.Григорьев, Н.Л.Иванова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Понятие гражданской идентичности | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие гражданской идентичности. Гражданская идентичность в ФГОС НОО
Понятие гражданской идентичности для отечественной научной традиции является относительно новым. Ряд исследователей (Н. Л. Иванова) рассматривает гражданскую идентичность наряду с этнической. По мнению Н.Л.Ивановой, гражданская идентичность является ещё не устоявшимся и более сложным понятием в психологии, так как соотносится с понятием нации являющейся одним из самых неоднозначных и спорных понятий современной науки [4].
В своих исследованиях Т. Водолажская определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [2].
М. А. Юшин представляет её как тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства. Р. Ю. Шиковой гражданская идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях личности [8].
По мнению Д. В. Григорьева, гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином [3].
Известный российский ученый и психолог А. Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе» [2]. При этом А.Г.Асмолов отмечает, что гражданская идентичность в отличие от понятия гражданство имеет личностный смысл. Исследователь А. Г. Санина считает, что гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень её укоренённости в действии и сознании граждан – залог единства общества, духовной, политической консолидации.
Гражданская идентичность в педагогической науке чаще всего понимается как:
– осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, которое имеет для индивида значимый смысл, основанное на качестве (признаке) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;
– тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, принимать активное участие в жизни государства, пользоваться правами, [2].
Таким образом, при анализе работ, которые посвящены проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, что отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления и данное понятие трактуется исследователями неоднозначно, анализируются в соответствии с кругом научных интересов исследователей различные аспекты изучения гражданской идентичности. Под гражданской идентичностью в работе будем понимать осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к природному и социальному миру. В связи с этим личность имеет право самоопределения и свободного выбора в условиях уважения прав других на свой выбор. Важная задача развития личности — достижение гражданской идентичности [1,2].
В ФГОС НОО программа воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать:
— приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной или этнической группы, общечеловеческим ценностям, базовым национальным ценностям российского общества в контексте формирования у них гражданской идентичности;
— создание системы воспитательных мероприятий, которые позволяют обучающемуся на практике использовать и осваивать полученные знания;
— формирование целостной образовательной среды, которая включает внешкольную, внеурочную и урочную деятельность, учитывающую региональную, этническую и историко-культурную специфику;
— формирование активной деятельностной позиции у обучающегося [7].
Изучив ФГОС, мы выделили требования в плане сформированности российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам начальной школы:
— позитивное восприятие своего места в мире и окружающего мира;
— осознание себя гражданином России;
— знание основ развития и становления России как государства, её границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки;
— знание государственных праздников и государственной символики;
— знакомство с основными положениями Конституции РФ, понимание своих обязанностей и прав как гражданина страны;
— представление о России как многоконфессиональной, многонациональной стране, о народах, которые ее населяют, их культуре и традиции;
— доброжелательное отношение к окружающим, межэтническая толерантность;
— основы экологического сознания, знание правил поведения в природе, положительное отношение ко всему живому;
— чувство гордости за свою страну и патриотизма;
— признание ценности своего и других здоровья, уважение ценностей семьи;
— выполнение требований и норм школьной жизни, обязанностей и прав ученика, участие во внешкольных и школьных мероприятиях;
— выполнение моральных норм в отношении сверстников и взрослых во внеучебных видах деятельности, дома, в школе [7].
Показателями сформированности идентичности у детей можно считать эти требования.
В рамках образовательно-воспитательного процесса начального общего образования в соответствии с моделью структуры гражданской идентичности [5] необходимо обеспечить формирование следующих структурных компонентов:
— когнитивного (знание о принадлежности к данной социальной общности);
-ценностно-смыслового (негативное или позитивное отношение к принадлежности);
— эмоционального (непринятие или принятие своей принадлежности);
— деятельностного — реализация гражданской позиции в деятельности и общении, гражданская активность, участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость.
Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:
— ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание учащихся — формирование приоритетных ценностей нравственности и гуманизма, чувства собственного достоинства, ответственности, социальной активности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.
— историческое воспитание-знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории, знание основных событий истории народов России, формирование чувства гордости, исторической памяти и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории области, республики, края, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой город (село), семью, род.
— Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России, государственной символике, основных обязанностях и правах гражданина и учащегося, информирование об основных общественно-политических событиях в мире и в стране, правовая компетентность.
— Патриотическое воспитание, которое направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных святынь и символов, готовность к участию в общественных мероприятиях, знание государственных праздников и участие в них. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
— Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание включает формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, ознакомление с миром профессий, их содержанием и социальной значимостью, формирование ответственного и добросовестного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам духовной и материальной культуры, созданным трудом человека.
— Экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся улучшать и сохранять окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению [6].
Таким образом, под гражданской идентичностью понимается осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Структура гражданской идентичности включает в себя деятельностный, эмоциональный, ценностно-смысловой и когнитивный компонент. Требования в плане сформированности российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам начальной школы, имеющиеся во ФГОС НОО связаны с воспитательными задачами, такими как ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание, политико-правовое, историческое, экологическое, патриотическое и трудовое воспитание.
Список использованных источников
1.Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» // Сборники конференций НИЦ Социосфера . — 2014. — № 5 . — С. 42-45 .
2.Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6. – С. 140–142.
3. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» — Режим доступа: http://proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 20.02.2016).
4. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.
5. Караханова, Г.А., Панахова, А.А. Проблемы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников // Известия Чеченского государственного педагогического института . — 2013. — № 1 (7) . — С. 22-25.
6.Караханова, Г.А., Оруджалиева, Е.Е., Панахова, А.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // Мир науки, культуры, образования . — 2015. — № 3 (52) . — С. 151-154.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 – 31 с.
Источник
У В. Соловьёва о гражданской идентичности в России
Вот что об ИДЕНТИЧНОСТИ НАПИСАНО В ИНТЕРНЕТЕ:
1. Гражданская идентичность личности: содержательный анализ понятия
Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогический лексикон. Широко заговорили о нем в связи с обсуждением и принятием федеральных государственных образовательных стандартов, в числе главных приоритетов поставивших перед школой задачу формирования основ гражданской идентичности обучающихся.
Для того, чтобы успешно работать над формированием гражданской идентичности и соответствующим образом выстраивать педагогическую деятельность, как на индивидуальном уровне, нужно ясно понимать, что стоит за этим понятием.
Понятие «идентичность» пришло в педагогику из психологии развития личности.
Идентичность – это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к той или иной группе или общности.
Каждый индивид ищет себя одновременно в разных измерениях – гендерном, профессиональном, национальном, религиозном, политическом и т.д. Самоидентификация происходит как через самопознание, так и через сравнение с тем или иным человеком, как воплощением присущих определенной группе или общности свойств. «Под идентификацией понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию своей самотождественности в ответе на вопрос: кто я такой?»[1].
На уровне самоанализа и самопознания идентичность определяется как представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющем принадлежащее ему прошлое и устремлённого в будущее.
На уровне соотношения себя с представителями окружающей социальной среды происходит социализация человека. Так, речь может идти о формировании профессиональной, этнической, национальной, религиозной идентичности личности[2].
Функциями идентичности являются, во-первых, самореализация и самоактуализация личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; во-вторых — защитная функция, связанная с реализацией потребности в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях.
Структура любого вида социальной идентичности включает в себя несколько компонентов:
· когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
· ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное (безразличное) отношение к принадлежности);
· эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);
· деятельностный (реализация своих представлений о принадлежности к данной общности в социально значимых действиях).
Достижение самоидентичности, как и развитие личности, проходит в течение всей жизни. На протяжении жизни человек в поисках себя проходит через кризисы перехода от одной стадии психосоциального развития личности к другой, контактируя с разными личностями и чувствуя принадлежность к разным группам[3].
Основоположник теории идентичности, американский психолог Э. Эриксон считал, что если эти кризисы преодолеваются успешно, то они заканчиваются образованием определённых личных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Неудачное разрешение кризиса приводит к тому, что человек переносит с собой противоречие предыдущей стадии развития на новую, что влечёт за собой необходимость разрешать противоречия, присущие не только данной стадии, но и предыдущей. В результате это приводит к дисгармоничности личности, когда сознательные стремления человека находятся в оппозиции к его желаниям и чувствам[4].
Таким образом, проблему идентичности можно понимать, как выбор в процессе установления своей принадлежности к той или иной группе или иной человеческой общности . При этом человек отождествляет себя в этой связи с другим человеком как адекватным представителем «значимых других», что ставит исследователя перед задачей выявления таких «значимых других» и установление их роли в процессе образования человеком своей идентичности.
Гражданская идентичность – одна из составляющих социальной идентичности личности. Наряду с гражданской идентичностью, в процессе становления личности формируются другие виды социальной идентичности – половая, возрастная, этническая, религиозная, профессиональная, политическая и т.д.
Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.
Анализ научной литературы, однако, показывает, что у ученых отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг научных интересов исследователей, в качестве определяющих выбираются различные аспекты ее изучения:
а) гражданская идентичность определяется, как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе (Т.В. Водолажская);
б) гражданская идентичность оценивается в качестве политико-ориентированной категории, в содержании которой выделяются политико-правовая компетентность личности, политическая активность, гражданское участие, чувство гражданской общности (И.В. Конода);
в) гражданская идентичность осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл (в этом ключе гражданская идентичность понимается, в частности, разработчиками ФГОС);
г) гражданская идентичность предстает как тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства (М.А. Юшин).
Обобщая данные формулировки можно определить гражданскую идентичность как сознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл, как феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта. Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны индивида и со стороны общности.
Проблема гражданской идентичности, особенно, с учетом ее этнической и конфессиональной составляющих, сравнительно недавно была поставлена в отечественной науке. Среди российских специалистов одним из первых ее начал разрабатывать известный этнолог В. А. Тишков. В 90-е годы Тишков выдвинул и обосновал в своих статьях идею общероссийской гражданской нации. По мнению Тишкова, гражданское самосознание у человека должно быть одно, в то время как этническая самоидентификация может быть различной, в том числе — двойной, тройной или вообще никакой[5]. Идея гражданской нации, негативно воспринятая поначалу, постепенно завоевала широкие права как в научном сообществе, так и в общественном сознании России. Фактически она легла в основу современной политики российского государства в национальном вопросе, и в том числе нашла отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одним из разработчиков которой, наряду с А.Я. Данилюком и А.М. Кондаковым, стал В.А. Тишков.
Современные идеологи гражданской идентичности исходят из того, что принадлежность человека к нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории. При этом конфессиональные, этнокультурные, языковые особенности остаются как бы в стороне.
Идея гражданской нации позволяет достичь консолидации при сохранении национальной самобытности этносов. Подобная практика позволяет государству, если не предотвратить межэтнические и межконфессиональные конфликты, то оставаться над ними, выполнять роль третейского судьи.
Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которыми связана эта принадлежность. Гражданская идентичность тесно связана с потребностью в установлении связей с другими людьми и включает в себя не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и восприятие значимости этой общности, представление о принципах и основах данного объединения, принятие поведенческой модели гражданина, осознание целей и мотивов деятельности, представление о характере взаимоотношений граждан между собой.
Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы:
1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
2) самоназвание гражданской общности;
3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
Гражданская идентичность как результат самосознания гражданской общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость ее членов, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности.
Процесс самосознания гражданской общности регулируется двумя тенденциями. Первая – дифференциация и обособление гражданской общности, как однородного сообщества, от «других», не входящих в нее, проведения определенных границ. Вторая – интеграция, основанная на внутригрупповой общности по значимым признакам, таким как сходство в образе жизни, традициях, ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим.
Средством обеспечения интеграции и переживания чувства принадлежности является система символов. Наличие «своей» символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ является материализованным словесным событийным или предметным носителем идеи единства, целостности, отражает значимые для общности ценности и образы, обеспечивает мотивацию сотрудничества.
Символическое пространство гражданской общности включает в себя:
· официальную государственную символику,
· фигуры исторических (национальных) героев,
· значимые исторические и современные события, фиксирующие этапы развития общности,
· бытовые или природные символы, отражающие особенности жизнедеятельности общности.
Образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности, является ключевым интегрирующим символом гражданской идентичности. Он включает в себя, как объективные характеристики жизнедеятельности общности, такие, как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так и субъективное отношение к ним. Образ Родины не всегда включает в себя все выделенные компоненты: он, скорее, отражает наиболее значимые из них, позволяя фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.
Понятие гражданской идентичности связано с такими понятиями, как гражданство, гражданственность, патриотизм.
Гражданство как юридическое и политическое понятие означает политико-правовую принадлежность человека к определенному государству. Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только гражданину принадлежат политические права и свободы. Поэтому гражданин – это тот, кто готов разделить ответственность за страну.
Представления о гражданстве на уровне обыденного сознания включают:
· образ государства, занимающего определенную территорию,
· ведущий тип социальных отношений в данном государстве,
· народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями.
Гражданственность является духовно-нравственным понятием. Критерий гражданственности – целостное отношение человека к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.
Можно выделить основные качества составляющие гражданственность:
Источник