Блаженство
Блаже́нство – согласно Священному Писанию – состояние приобщённости к благу, одна из характеристик единения с Богом, Который Сам называется блаженным ( 1Тим.1:11 ).
Блаженство – высшее состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующими на пути стяжания благодати Святого Духа, преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом, спасения, и жизни вечной.
Святые отцы называют блаженством пребывание первых людей в раю до грехопадения. В Ветхом и Новом Завете термин «блаженство» чаще всего употребляется в виде определения: блаженным называется «муж», «человек», «народ» и т.д., который получает от Бога блаженство как награду за определённые дела и поступки. Нынешнее мирское понимание блаженства, как и его дохристианское восприятие, имеет отличия от библейского.
Представление о блаженстве в греко-римской цивилизации до Христа
Для античного человека блаженство является синонимом счастья. Образцом и примером его выступала счастливая жизнь языческих богов. Вопрос обретения счастья волновал многих философов и решался ими по-разному. Так, у Платона блаженство приравнивается к мудрости, и именно обладание ею делает человека счастливым. У стоиков блаженством именуется добродетель, которая противоположна пороку. Философия Эпикура рассматривает блаженство как чувственное наслаждение, душевную безмятежность и телесное здоровье.
Следует отметить, что в древнегреческой литературе блаженство передавалось разными терминами, которые, соответственно, имели разные оттенки значений. Речь могла идти о чувственном наслаждении, о благосклонности богов, об удаче, о финансовом благополучии и др. В Библии напротив в основном используется древнегреческий термин с широким значением μακάριος – «блаженный» с указанием на причину данного состояния в каждом конкретном случае.
Блаженство в Ветхом Завете
Чаще всего о блаженстве говорится в Псалтыри и книги Притчей. Блаженным там именуется тот, кто так или иначе исполнил Закон ( Пс.118:1,2 ; Пс.127:1; 2. 12 ; Ис.30:18 ; ср.: Пс.1:1 ; Пс.39:5 ; Пс.111:1 ; Притч.16:20 ). В качестве награды за исполнение Закона человек получает покровительство, помощь Бога. Блаженством является счастливая жизнь, которая выражается в многочисленном потомстве, благополучии, долголетии, мире ( Пс.145:5 ). Вместе с тем в ВЗ иносказательно присутствует вера в блаженство с Богом и после смерти ( Пс.15:1,10-11 ).
Блаженство в Новом Завете
В Новом Завете блаженство характеризуется следующими выражениями: Царство Небесное ( Мф.4:17; 5:3 ); утешение ( Мф.5:4 ); наследование земли ( Мф.5:5 ); насыщение ( Мф.5:6 ; Лк.6:21 ); помилование ( Мф.5:7 ); лицезрение, познание Бога ( Мф.5:8 ; 1Ин.3:2 ; 1Кор.13:12 ); богосыновство ( Мф.5:9 ; Гал.4:5-7 ); приобщение вечной жизни ( Ин.6:47-51,54, 58; 17:2-3 ); пребывание в любви ( 1Ин.4:16 ); вхождение в радость Господню ( Мф.25:21,23 ); во славу Господа ( Рим.8:18 ); в покой Господа ( Евр.4:1-11 ).
Можно отметить, что в Новом Завете по сравнению с Ветхим блаженство приобретает больше связи с посмертной судьбой человека, чем с его земной жизнью. Ярким примером являются заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3,10,15 ). «…блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» ( Лк.14:14-15 ). Блаженство как вечная жизнь противопоставляется в НЗ вечным мучениям ( Мф.25:46 ; Откр.21:8 ).
Первым человеком, обретшим высшее блаженство, стала Божия Матерь. Благодаря величайшему смирению ( Лк.1:38 ), исполнению Божией воли она явила миру наивысшее блаженство — обожение.
Святые отцы о блаженстве
Святитель Василий Великий называет Бога «блаженным Добром», связывая т.о. в Боге воедино понятия блага и добра: «Ибо подлинно блаженно сие Источное Добро, к Которому все обращено, Которого все желает». (Василий Великий. «Беседы на псалмы»)
Святитель Тихон Задонский уверен, что человек априорно обладает этим блаженством, но в силу порока и приверженности греху теряет это обладание: «Это блаженство везде и всегда носит с собой человек, ибо внутри себя имеет… Безумный человек! Оставь смертное тело – прах, землю и пепел, а украшай бессмертную душу. И тогда будешь внутри себя иметь красоту, но истинную и нетленную, и прочее». (Тихон Задонский, «Сокровище Духовное»)
Святитель Игнатий Брянчанинов считает, что ощущение истинного блаженства в земной жизни является образом райского блаженства: «Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства». (Игнатий Брянчанинов, «Аскетические опыты»)
Святитель Григорий Нисский объясняет, как узнать истинное блаженство: «Признак блаженства – непрестанная и тени не имеющая радость, происходящая от добродетели» (Григорий Нисский «О блаженствах»).
Святитель Григорий Богослов, рассуждая о цели священства, после пространной образной речи кратко заключает, что священник должен делать то, чего желает человеку Сам Христос и Бог, а именно «того, кто принадлежит к горнему чину (человека – прим. автора), сделать богом и причастником горнего блаженства» (Григорий Богослов «Слово»).
«Древнееврейское слово ’eser1 имеет несколько иной смысл, чем русское слово блаженство. Отличие заключается не столько в самом переживании блаженства, сколько в причине или основании для этого переживания.
Для выяснения смысла имени ’eser обратимся к глаголу ’asar (в значении идтипрямо, продвигаться, направлять движение), с которым имя2 блаженство – ’eser связано и от которого оно, по-видимому, происходит. Этот глагол встречается всего семь раз в Ветхом Завете и употребляется исключительно в контексте выбора или следования тому или иному жизненному пути: «Ходите путем разума (продвигайтесь по пути понимания)3» ( Притч.9:6 ); «Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых (ненаправляйся на пути злых)» ( Притч.4:14 ); «Направляй сердце твое на прямой путь» ( Притч.23:19 ); «Вожди твои (ведущие тебя, направляющие тебя)» ( Ис.3:12 ); «Вожди сего народа (ведущие твой народ)… и водимые ими» ( Ис.9:16 ); «Спасайте угнетенного (ис—правляйте угнетающего)» ( Ис.1:17 ).
Сразу обращает на себя внимание необычность связи слова блаженство-’eser с глаголом ’asar. Если на самом деле имя блаженство-’eser происходит от глагола ’asar и сохраняет в своем смысле движение, энергию глагола ’asar, то тогда блаженство оказывается не связано ни с наступлением радостных событий, ни с получением наслаждения, ни с переживанием спокойного, счастливого благополучия. Верная направленность и способность к направлению жизненного пути составляют содержание блаженства-’eser. Как ни удивительно, но блаженство-’eser наступает не как следствие внешних по отношению человека обстоятельств, когда он лишь пассивно принимает блаженство. Напротив, блаженство-’eser наступает как следствие активной направленности движения человека по выбранному им жизненному пути.
Если мы рассмотрим те случаи, в которых употребляется имя ’eser, то обнаружим подтверждение сделанным выводам. Выражения типа «быть наверху блаженства», которые предполагают некое воспарение над невзгодами и трудностями, не употребляются в Ветхом Завете. В выражении «полнота радостей перед лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс.15:11 ) не употребляется имя ’eser. Напротив, имя ’eser всегда употребляется в выражениях типа: «блажен человек, который…», – и далее следует указание на характерную черту в поведении этого человека, способствовавшую обретению им состояния блаженства. Например, «Благо тебе, земля (блаженна земля), когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» ( Еккл.10:17 ), – то есть страна при таком устроении будет благоденствовать. «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» ( 3Цар.10:8 ), – то есть люди и слуги при царе будут находиться под его мудрым контролем и руководством и вследствие этого жить успешно. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней» ( Притч.3:13-15 ), – то есть приобретение мудрости более, чем земные богатства, содействует человеку в достижении полной и счастливой жизни. Особо надежное блаженство у человека, чей успех обусловлен содействием Бога: Втор.30:29 ; Ис.30:18 ; Пс.32:12, 33:9, 39:5, 83:13 и так далее.
В Ветхом Завете никогда не говорится, что Бог прямо сообщает блаженство – ’eser человеку, но содействие Бога, направляющего путь человека, приводит человека к блаженству. Хотя понятие ’eser не предполагает, как русское слово блаженство, воспарение над жизненной ситуацией, его нельзя все же переводить словом счастье, так как счастье наступает, как правило, с приходом радостных событий, с достижением удовлетворения желания и связано с внешней по отношению к человеку, часто случайной удачей.
Таким образом, блаженство – ’eser сопряжено с переживанием успешности и правильности выбранного пути. Человек переживает гармонию всех обстоятельств жизни, осмысленность прошлого, настоящего и будущего, уверенность в осуществлении своих жизненных целей, – и главное, переживает способность идти выбранным путем.
Примечания:
1 Буква s читается подобно русской букве ш, а буква, обозначенная значком (’), произносится, как легкий выдох. Ударение, если оно явно не указано, как в этом случае, стоит в конце слова.
2 В древнееврейском языке сравнительно очень мало собственно имен прилагательных, а по своей форме они ничем не отличаются от имен существительных. Поэтому в грамматиках древнееврейского языка принято обозначать имена существительные и имена прилагательные одной категорией имя.
3 В скобках дается уточненный перевод или выделение смысла, который отсутствует в синодальном переводе. Поэтому для правильного понимания Анализа нужно при чтении отдавать предпочтение тексту, заключенному в скобках.
Источник
Что такое блаженство, и какой человек по-настоящему блажен?
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.» (Псалом 1: 1-3).
Наверное, каждый человек хочет быть счастливым. Но многие ищут счастья во внешних вещах, думая, что станут счастливыми, когда будут получать хорошую зарплату, когда построят карьеру, когда у них будет много материального имущества, денег и т.д. Но это счастье временное, потому что, рано или поздно оно закончится, как и сама эта земная жизнь. Гораздо важнее состояние внутреннего счастья, независящего от внешних обстоятельств. В Священном Писании для обозначения такого состояния используется слово «блаженство». Что же такое блаженство? Блаженство – это одна их характеристик единения с Богом. Это — Царствие Божие, которое внутри нас: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 20-21). Апостол Павел называет Бога блаженным: «по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.» (1-е Тим. 1: 11). Но также, если посмотреть, то слово «блаженство», блажен» используется в отношении воздаяния человеку за его добродетели. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Мф. 5: 3-12). Эти понятия блаженства близки между собой, так как человек поступающий по правде, милостивый, чистый сердцем, сохраняющий мир в душе и с ближними, своими качествами уподобляется Богу, Который Свят: «ибо свят Господь, Бог наш.» (Псалом 98: 9). Такой человек ищет Царствия Божия, ищет праведности: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6: 33). Блажен человек поступающий по правде, по любви, милостивый ко всем, такой человек знает Господа: «отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.» (Иер. 22: 16). Господь благ и подаёт всякое благо, блажен человек надеющийся не на себя, не на других людей, а на Господа. «Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Псалом 33: 9); «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Псалом 145: 5).
«Душа — по природе христианка». Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Душе человеческой больше ничего и не надо, только найти Бога, Который есть Любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.» (1-е Ин. 4: 16). «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!» (Псалом 41: 2-3). Блажен человек, который нашёл Бога, но и тот, кто ищет Его, потому что они на верном пути. «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает её благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.» (Псалом 83: 5-8). Тот, кто нашёл Бога, блажен, счастлив при любых внешних обстоятельствах, какими бы они не были. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» (Рим. 14: 17). Пример, это мученики, которые терпели мученичество за Христа. Они были счастливы пострадать за Христа. Конечно, в жизни христианина бывают различные искушения, борьба со страстями и грехами, но это стоит того. «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».» (1-е Кор. 2: 9). По словам Преподобного Серафима Саровского, «если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.». Обрести это внутреннее счастье, блаженство, можно только следуя путём исполнения заповедей Божиих, если действовать по любви к Богу и людям, тогда человек обретает мир и покой в душе и радость, так как он соединяется с Духом Божиим. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой; правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои.» (Псалом 84: 11-14). Настоящую радость может дать только Господь. И эту радость никто не отнимет, даже смерть, потому что по смерти, человек попадая в райские обители, ещё более её ощущает уже во всей полноте. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин. 15: 10-11); « Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;» (Ин. 16: 22).
Блажен тот человек, который в этом мире, полном зла, не поддаётся соблазнам этого мира, но стойко стоит в законе Божием, остаётся верным Его слову. «А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.» (Лк. 11: 28). Блажен человек, который боится Бога, размышляет о Страшном Суде, об участи своей души в вечности, и делает добро людям. «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» (Псалом 127: 1-2). «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде.» (Псалом 111: 1-5). Блажен человек, который не поддаётся всяким соблазнам, пришедшим в мир, и не говорит, «раз все так, то и я», кто не уклоняется с узкого пути. Пример, это праведный Лот, который жил в Содоме. Лот, поступая по правде, в отличие от его соседей, был спасён и выведен из Содома. Содомляне жили во грехах, грехи их были велики перед Богом, и Господь решил истребить Содом: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.» (Быт. 18: 20). Лот же был человеком праведным, в отличие от своих соседей. Он принял к себе Ангелов, пришедших в город. Все остальные жители Содома, как повествует нам Библия, собрались к его крыльцу и требовали, чтобы он вывел им их. Лот не вывел своих гостей к ним, защитил их, за что подвергся угрозам остальных жителей города. (Быт. 19). Господь решил истребить Содом, а Лота, который был праведен перед Очами Божиими, Господь вывел из Содома: «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.» (Быт 19: 15-16). Ещё один пример, это Ной. Ной жил в допотопные времена, когда земля развратилась, люди творили всякие злодеяния, и Господь решил истребить их с лица земли: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.» (Быт. 6: 5). И только Ной был праведен перед Богом, и Господь спас его, сохранил от потопа: «Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом.» (Быт. 6: 8-9). Ной был не похож на других людей, отличался от них. Если все занимались каждый, кто чем хотел, то Ной выполнял волю Божию, верил Богу и слушался Его. По воле Божией, он строил ковчег, как могло показаться другим, занимался бесполезным делом, но так как он был послушен Богу, Бог спас его: «И сказал Господь Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сём.» (Быт. 7: 1). Также и тот человек, который при любых жизненных обстоятельствах, в любых условиях поступает по правде, любви, соблюдает заповеди Божии по непреложному обетованию Божию, будет спасён и обретёт блаженство с Богом. «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.» (Мф. 24: 46-47). « Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь.» (Псалом 40: 2). «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;» (Исаия 3: 10).
Источник