Что такое чувство блаженств

Блаженство

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое «Блаженство» в других словарях:

Блаженство — Блаженство ♦ Beatitude «Блаженство, – учит бл. Августин, – это радость в правде». Превосходное определение, указывающее на более широкое и более осмысленное счастье, по сравнению с которым наши обычные представления о счастье кажутся мелкими … Философский словарь Спонвиля

Блаженство — Блаженство: Блаженство полное и невозмутимое счастье; наслаждение. Быть на верху блаженства. Евангельские заповеди о блаженствах «Блаженство» (1814) стихотворение А. С. Пушкина «Блаженство» пьеса… … Википедия

блаженство — См … Словарь синонимов

БЛАЖЕНСТВО — БЛАЖЕНСТВО, блаженства, ср. Высокая степень счастья, наслаждение. «Учуся в истине блаженство находить.» Пушкин. Быть на верху блаженства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЛАЖЕНСТВО — БЛАЖЕНСТВО, а, ср. Полное и невозмутимое счастье; наслаждение. Быть на верху блаженства. Вечное б. (в религиозных представлениях: загробная жизнь в раю). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

блаженство — невыразимое (А.Каменский); неизъяснимое (В.Каменский); нестерпимое (Андреев); райское (Ольнем); сладко медлительное (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л.… … Словарь эпитетов

блаженство — • абсолютное блаженство • беспредельное блаженство • большое блаженство • высокое блаженство • невероятное блаженство • невыразимое блаженство • неземное блаженство • необыкновенное блаженство • несказанное блаженство • полное блаженство •… … Словарь русской идиоматики

БЛАЖЕНСТВО — состояние приобщенности благу; в правосл. понимании состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.»,… … Православная энциклопедия

«БЛАЖЕНСТВО» — Пьеса, имеющая подзаголовок «Сон инженера Рейна в четырех актах». При жизни Булгакова не публиковалась и не ставилась. Впервые: Звезда Востока, Ташкент, 1966, № 7. Замысел Б. относится к 1929 г. На него повлияли пьесы В. Маяковского… … Энциклопедия Булгакова

блаженство — а, только ед., с. Высшая степень удовольствия; чувство и состояние полного удовлетворения, непомрачимое счастье. Блаженство любви. Слушай, юноша любезный, вот тебе совет полезный: миг блаженства век лови (Пушкин). Синонимы: наслажде/ние, нирва/на … Популярный словарь русского языка

блаженство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? блаженства, чему? блаженству, (вижу) что? блаженство, чем? блаженством, о чём? о блаженстве Блаженством называют чувство огромного счастья, наслаждения. Испытывать блаженство. | Быть на верху… … Толковый словарь Дмитриева

Источник

Значение слова «блаженство»

БЛАЖЕ́НСТВО, -а, ср. Высшая степень счастья. Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя. Пушкин, Евгений Онегин. [Жадов:] Нет, Полина, вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом. А. Островский, Доходное место. || Наслаждение. О, какое это было удовольствие, даже блаженство — хорошенько намылиться душистым мылом, посидеть в горячей воде, вычистить зубы, а потом лечь в удобную постель. Катаев, Поездка на Юг.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Читайте также:  Как сказать что чувства угасают

БЛАЖЕ’НСТВО, а, ср. Высокая степень счастья, наслаждение. Учуся в истине б. находить. Пшкн. Быть на верху блаженства.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

блаже́нство

1. наивысшая степень удовольствия

2. то, что вызывает чувство высшего удовольствия, доставляет радость

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: крокодилий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Блаженство

Блаже́нство – согласно Свя­щен­ному Писа­нию – состо­я­ние при­об­щён­но­сти к благу, одна из харак­те­ри­стик еди­не­ния с Богом, Кото­рый Сам назы­ва­ется бла­жен­ным ( 1Тим.1:11 ).

Бла­жен­ство – высшее состо­я­ние духов­ного и телес­ного бытия, дости­га­е­мое веру­ю­щими на пути стя­жа­ния бла­го­дати Свя­того Духа, пре­одо­ле­ния внут­рен­ней про­ти­во­ре­чи­во­сти, обре­те­ния един­ства с Богом, спа­се­ния, и жизни вечной.

Святые отцы назы­вают бла­жен­ством пре­бы­ва­ние первых людей в раю до гре­хо­па­де­ния. В Ветхом и Новом Завете термин «бла­жен­ство» чаще всего упо­треб­ля­ется в виде опре­де­ле­ния: бла­жен­ным назы­ва­ется «муж», «чело­век», «народ» и т.д., кото­рый полу­чает от Бога бла­жен­ство как награду за опре­де­лён­ные дела и поступки. Нынеш­нее мир­ское пони­ма­ние бла­жен­ства, как и его дохри­сти­ан­ское вос­при­я­тие, имеет отли­чия от биб­лей­ского.

Пред­став­ле­ние о бла­жен­стве в греко-рим­ской циви­ли­за­ции до Христа

Для антич­ного чело­века бла­жен­ство явля­ется сино­ни­мом сча­стья. Образ­цом и при­ме­ром его высту­пала счаст­ли­вая жизнь язы­че­ских богов. Вопрос обре­те­ния сча­стья вол­но­вал многих фило­со­фов и решался ими по-раз­ному. Так, у Пла­тона бла­жен­ство при­рав­ни­ва­ется к муд­ро­сти, и именно обла­да­ние ею делает чело­века счаст­ли­вым. У сто­и­ков бла­жен­ством име­ну­ется доб­ро­де­тель, кото­рая про­ти­во­по­ложна пороку. Фило­со­фия Эпи­кура рас­смат­ри­вает бла­жен­ство как чув­ствен­ное насла­жде­ние, душев­ную без­мя­теж­ность и телес­ное здо­ро­вье.

Сле­дует отме­тить, что в древ­не­гре­че­ской лите­ра­туре бла­жен­ство пере­да­ва­лось раз­ными тер­ми­нами, кото­рые, соот­вет­ственно, имели разные оттенки зна­че­ний. Речь могла идти о чув­ствен­ном насла­жде­нии, о бла­го­склон­но­сти богов, об удаче, о финан­со­вом бла­го­по­лу­чии и др. В Библии напро­тив в основ­ном исполь­зу­ется древ­не­гре­че­ский термин с широ­ким зна­че­нием μακάριος – «бла­жен­ный» с ука­за­нием на при­чину дан­ного состо­я­ния в каждом кон­крет­ном случае.

Бла­жен­ство в Ветхом Завете

Чаще всего о бла­жен­стве гово­рится в Псал­тыри и книги Прит­чей. Бла­жен­ным там име­ну­ется тот, кто так или иначе испол­нил Закон ( Пс.118:1,2 ; Пс.127:1; 2. 12 ; Ис.30:18 ; ср.: Пс.1:1 ; Пс.39:5 ; Пс.111:1 ; Притч.16:20 ). В каче­стве награды за испол­не­ние Закона чело­век полу­чает покро­ви­тель­ство, помощь Бога. Бла­жен­ством явля­ется счаст­ли­вая жизнь, кото­рая выра­жа­ется в мно­го­чис­лен­ном потом­стве, бла­го­по­лу­чии, дол­го­ле­тии, мире ( Пс.145:5 ). Вместе с тем в ВЗ ино­ска­за­тельно при­сут­ствует вера в бла­жен­ство с Богом и после смерти ( Пс.15:1,10-11 ).

Бла­жен­ство в Новом Завете

В Новом Завете бла­жен­ство харак­те­ри­зу­ется сле­ду­ю­щими выра­же­ни­ями: Цар­ство Небес­ное ( Мф.4:17; 5:3 ); уте­ше­ние ( Мф.5:4 ); насле­до­ва­ние земли ( Мф.5:5 ); насы­ще­ние ( Мф.5:6 ; Лк.6:21 ); поми­ло­ва­ние ( Мф.5:7 ); лице­зре­ние, позна­ние Бога ( Мф.5:8 ; 1Ин.3:2 ; 1Кор.13:12 ); бого­сы­нов­ство ( Мф.5:9 ; Гал.4:5-7 ); при­об­ще­ние вечной жизни ( Ин.6:47-51,54, 58; 17:2-3 ); пре­бы­ва­ние в любви ( 1Ин.4:16 ); вхож­де­ние в радость Гос­подню ( Мф.25:21,23 ); во славу Гос­пода ( Рим.8:18 ); в покой Гос­пода ( Евр.4:1-11 ).

Читайте также:  Почему дома плохое настроение

Можно отме­тить, что в Новом Завете по срав­не­нию с Ветхим бла­жен­ство при­об­ре­тает больше связи с посмерт­ной судь­бой чело­века, чем с его земной жизнью. Ярким при­ме­ром явля­ются запо­веди бла­жен­ства: «Бла­женны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небес­ное» ( Мф.5:3,10,15 ). «…блажен будешь, что они не могут воз­дать тебе, ибо воз­дастся тебе в вос­кре­се­ние пра­вед­ных. Услы­шав это, некто из воз­ле­жа­щих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Цар­ствии Божием!» ( Лк.14:14-15 ). Бла­жен­ство как вечная жизнь про­ти­во­по­став­ля­ется в НЗ вечным муче­ниям ( Мф.25:46 ; Откр.21:8 ).

Первым чело­ве­ком, обрет­шим высшее бла­жен­ство, стала Божия Матерь. Бла­го­даря вели­чай­шему сми­ре­нию ( Лк.1:38 ), испол­не­нию Божией воли она явила миру наи­выс­шее бла­жен­ство — обо­же­ние.

Святые отцы о бла­жен­стве

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий назы­вает Бога «бла­жен­ным Добром», свя­зы­вая т.о. в Боге воедино поня­тия блага и добра: «Ибо под­линно бла­женно сие Источ­ное Добро, к Кото­рому все обра­щено, Кото­рого все желает». (Васи­лий Вели­кий. «Беседы на псалмы»)

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский уверен, что чело­век апри­орно обла­дает этим бла­жен­ством, но в силу порока и при­вер­жен­но­сти греху теряет это обла­да­ние: «Это бла­жен­ство везде и всегда носит с собой чело­век, ибо внутри себя имеет… Безум­ный чело­век! Оставь смерт­ное тело – прах, землю и пепел, а укра­шай бес­смерт­ную душу. И тогда будешь внутри себя иметь кра­соту, но истин­ную и нетлен­ную, и прочее». (Тихон Задон­ский, «Сокро­вище Духов­ное»)

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов счи­тает, что ощу­ще­ние истин­ного бла­жен­ства в земной жизни явля­ется обра­зом рай­ского бла­жен­ства: «Всякое ощу­ще­ние и состо­я­ние, при­над­ле­жа­щие есте­ству обнов­лен­ному, состав­ляют по необ­хо­ди­мо­сти и бла­жен­ство, как про­яв­ле­ние в душе небес­ного цар­ства, как залог спа­се­ния, как пред­ощу­ще­ние веч­ного бла­жен­ства». (Игна­тий Брян­ча­ни­нов, «Аске­ти­че­ские опыты»)

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский объ­яс­няет, как узнать истин­ное бла­жен­ство: «При­знак бла­жен­ства – непре­стан­ная и тени не име­ю­щая радость, про­ис­хо­дя­щая от доб­ро­де­тели» (Гри­го­рий Нис­ский «О бла­жен­ствах»).

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, рас­суж­дая о цели свя­щен­ства, после про­стран­ной образ­ной речи кратко заклю­чает, что свя­щен­ник должен делать то, чего желает чело­веку Сам Хри­стос и Бог, а именно «того, кто при­над­ле­жит к гор­нему чину (чело­века – прим. автора), сде­лать богом и при­част­ни­ком гор­него бла­жен­ства» (Гри­го­рий Бого­слов «Слово»).

«Древ­не­ев­рей­ское слово ’eser1 имеет несколько иной смысл, чем рус­ское слово бла­жен­ство. Отли­чие заклю­ча­ется не столько в самом пере­жи­ва­нии бла­жен­ства, сколько в при­чине или осно­ва­нии для этого пере­жи­ва­ния.

Для выяс­не­ния смысла имени ’eser обра­тимся к гла­голу ’asar (в зна­че­нии идтипрямо, про­дви­гаться, направ­лять дви­же­ние), с кото­рым имя2 бла­жен­ство – ’eser свя­зано и от кото­рого оно, по-види­мому, про­ис­хо­дит. Этот глагол встре­ча­ется всего семь раз в Ветхом Завете и упо­треб­ля­ется исклю­чи­тельно в кон­тек­сте выбора или сле­до­ва­ния тому или иному жиз­нен­ному пути: «Ходите путем разума (про­дви­гай­тесь по пути пони­ма­ния)3» ( Притч.9:6 ); «Не всту­пай на стезю нече­сти­вых и не ходи по пути злых (ненаправ­ляйся на пути злых)» ( Притч.4:14 ); «Направ­ляй сердце твое на прямой путь» ( Притч.23:19 ); «Вожди твои (веду­щие тебя, направ­ля­ю­щие тебя)» ( Ис.3:12 ); «Вожди сего народа (веду­щие твой народ)… и води­мые ими» ( Ис.9:16 ); «Спа­сайте угне­тен­ного (исправ­ляйте угне­та­ю­щего)» ( Ис.1:17 ).

Сразу обра­щает на себя вни­ма­ние необыч­ность связи слова бла­жен­ство-’eser с гла­го­лом ’asar. Если на самом деле имя бла­жен­ство-’eser про­ис­хо­дит от гла­гола ’asar и сохра­няет в своем смысле дви­же­ние, энер­гию гла­гола ’asar, то тогда бла­жен­ство ока­зы­ва­ется не свя­зано ни с наступ­ле­нием радост­ных собы­тий, ни с полу­че­нием насла­жде­ния, ни с пере­жи­ва­нием спо­кой­ного, счаст­ли­вого бла­го­по­лу­чия. Верная направ­лен­ность и спо­соб­ность к направ­ле­нию жиз­нен­ного пути состав­ляют содер­жа­ние бла­жен­ства-’eser. Как ни уди­ви­тельно, но бла­жен­ство-’eser насту­пает не как след­ствие внеш­них по отно­ше­нию чело­века обсто­я­тельств, когда он лишь пас­сивно при­ни­мает бла­жен­ство. Напро­тив, бла­жен­ство-’eser насту­пает как след­ствие актив­ной направ­лен­но­сти дви­же­ния чело­века по выбран­ному им жиз­нен­ному пути.

Читайте также:  Болезни получаемые от стресса

Если мы рас­смот­рим те случаи, в кото­рых упо­треб­ля­ется имя ’eser, то обна­ру­жим под­твер­жде­ние сде­лан­ным выво­дам. Выра­же­ния типа «быть наверху бла­жен­ства», кото­рые пред­по­ла­гают некое вос­па­ре­ние над невзго­дами и труд­но­стями, не упо­треб­ля­ются в Ветхом Завете. В выра­же­нии «пол­нота радо­стей перед лицом Твоим, бла­жен­ство в дес­нице Твоей вовек» ( Пс.15:11 ) не упо­треб­ля­ется имя ’eser. Напро­тив, имя ’eser всегда упо­треб­ля­ется в выра­же­ниях типа: «блажен чело­век, кото­рый…», – и далее сле­дует ука­за­ние на харак­тер­ную черту в пове­де­нии этого чело­века, спо­соб­ство­вав­шую обре­те­нию им состо­я­ния бла­жен­ства. Напри­мер, «Благо тебе, земля (бла­женна земля), когда царь у тебя из бла­го­род­ного рода, и князья твои едят вовремя, для под­креп­ле­ния, а не для пре­сы­ще­ния!» ( Еккл.10:17 ), – то есть страна при таком устро­е­нии будет бла­го­ден­ство­вать. «Бла­женны люди твои и бла­женны сии слуги твои, кото­рые всегда пред­стоят пред тобою и слышат муд­рость твою!» ( 3Цар.10:8 ), – то есть люди и слуги при царе будут нахо­диться под его мудрым кон­тро­лем и руко­вод­ством и вслед­ствие этого жить успешно. «Блажен чело­век, кото­рый снис­кал муд­рость, и чело­век, кото­рый при­об­рел разум, – потому что при­об­ре­те­ние ее лучше при­об­ре­те­ния серебра, и при­были от нее больше, нежели от золота: она дороже дра­го­цен­ных камней» ( Притч.3:13-15 ), – то есть при­об­ре­те­ние муд­ро­сти более, чем земные богат­ства, содей­ствует чело­веку в дости­же­нии полной и счаст­ли­вой жизни. Особо надеж­ное бла­жен­ство у чело­века, чей успех обу­слов­лен содей­ствием Бога: Втор.30:29 ; Ис.30:18 ; Пс.32:12, 33:9, 39:5, 83:13 и так далее.

В Ветхом Завете нико­гда не гово­рится, что Бог прямо сооб­щает бла­жен­ство – ’eser чело­веку, но содей­ствие Бога, направ­ля­ю­щего путь чело­века, при­во­дит чело­века к бла­жен­ству. Хотя поня­тие ’eser не пред­по­ла­гает, как рус­ское слово бла­жен­ство, вос­па­ре­ние над жиз­нен­ной ситу­а­цией, его нельзя все же пере­во­дить словом сча­стье, так как сча­стье насту­пает, как пра­вило, с при­хо­дом радост­ных собы­тий, с дости­же­нием удо­вле­тво­ре­ния жела­ния и свя­зано с внеш­ней по отно­ше­нию к чело­веку, часто слу­чай­ной удачей.

Таким обра­зом, бла­жен­ство – ’eser сопря­жено с пере­жи­ва­нием успеш­но­сти и пра­виль­но­сти выбран­ного пути. Чело­век пере­жи­вает гар­мо­нию всех обсто­я­тельств жизни, осмыс­лен­ность про­шлого, насто­я­щего и буду­щего, уве­рен­ность в осу­ществ­ле­нии своих жиз­нен­ных целей, – и глав­ное, пере­жи­вает спо­соб­ность идти выбран­ным путем.

При­ме­ча­ния:

1 Буква s чита­ется подобно рус­ской букве ш, а буква, обо­зна­чен­ная знач­ком (’), про­из­но­сится, как легкий выдох. Уда­ре­ние, если оно явно не ука­зано, как в этом случае, стоит в конце слова.
2 В древ­не­ев­рей­ском языке срав­ни­тельно очень мало соб­ственно имен при­ла­га­тель­ных, а по своей форме они ничем не отли­ча­ются от имен суще­стви­тель­ных. Поэтому в грам­ма­ти­ках древ­не­ев­рей­ского языка при­нято обо­зна­чать имена суще­стви­тель­ные и имена при­ла­га­тель­ные одной кате­го­рией имя.
3 В скоб­ках дается уточ­нен­ный пере­вод или выде­ле­ние смысла, кото­рый отсут­ствует в сино­даль­ном пере­воде. Поэтому для пра­виль­ного пони­ма­ния Ана­лиза нужно при чтении отда­вать пред­по­чте­ние тексту, заклю­чен­ному в скоб­ках.

Источник

Оцените статью