Что такое чувство ансамбля

«Воспитание чувства ансамбля на уроках музыки в школе»
статья по музыке

Статья раскрывает понятие ансамбля и формы работы над его достижением в процессе пения на уроке музыки.

Скачать:

Вложение Размер
statya.ansambl.demeneva.docx 23.98 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

«Воспитание чувства ансамбля на уроках музыки в школе»

Статья раскрывает понятие ансамбля и формы работы над его достижением в процессе пения на уроке музыки.

Ключевые слова – ансамбль, хоровое исполнительство, коллективное пение.

Проблема – неумение слаженно работать над изучением и коллективным исполнением музыкальных произведений на уроке музыки.

Поэтому перед учителем стоит задача:

  1. Научить обучающихся прислушиваться и подстраиваться в пении к другим исполнителям.
  2. Развивать их слуховое внимание и чуткость.
  3. Уметь слаженно исполнять разученные музыкальные произведения, используя полученные в процессе работы ансамблевые навыки.

Одной из форм работы на уроках музыки в общеобразовательном учреждении является работа над изучением песенного материала, которую можно рассматривать как начальный этап работы коллективного, т.е. хорового исполнительства.

Так уж сложилось, что хоровое искусство явление массовое и демократичное, способствующее музыкально-эстетическому воспитанию.

Оно имеет глубокие исторические корни, относящиеся к древнейшим проявлениям музыкальной культуры, народного творчества. Многие столетия основным видом профессионального хорового искусства было церковное пение. Умение подчинить свои личные интересы интересам коллектива всегда являлось его отличительной чертой. Традиции, заложенные русской школой, широко поддерживались и в советское время несмотря на то, что изменился репертуар, понимание того, что именно коллективное пение является важным компонентом формирования многих личностных качеств человека было сохранено.

К сожалению, в 90 годы 20 столетия изменился подход к жизненным ценностям, стало пропадать чувство коллективизма, слово « МЫ» все более явно стало меняться на слово «Я». И это непосредственно отразилось в работе с детским коллективом, в том числе и при совместном, коллективном пении на уроке.

Имея стаж педагогической деятельности почти 40 лет, я стала замечать, что работать на уроках музыки над воспитанием чувства ансамбля во время пения стало значительно труднее.

Само слово ансамбль — французское, переводится как совокупность, стройное целое. По отношению к хоровому исполнительству его правильней перевести как «вместе».

Ансамбль (буквально «вместе») означает взаимную согласованность, стройное целое, единство. В хороведении ансамбль часто определяется как художественное единство, образующееся в процессе исполнения. В хоровой практике существует понятие частного и общего ансамбля.

Частный ансамбль – это ансамбль однотипной по составу унисонной группы исполнителей.

Общий ансамбль – это ансамбль всего хора, ансамбль сочетаний унисонных групп. В отличие от частного, общий ансамбль является самостоятельным выразительным средством. Формирование ансамбля — большое искусство, которое предполагает умение приспосабливать звучание своего голоса к голосам партнеров.

На уроках музыки в общеобразовательной школе, особенно в начальных ее классах, работа пойдет над созданием частного ансамбля.

В теории существуют следующие разновидности ансамбля:

— тембровый (однотембровый и многотембровый);

Достижение ансамбля всех этих видов это трудоемкая, профессиональная задача. В общеобразовательном учреждении достаточно научиться работать лишь над некоторыми из них. Следует стремиться добиваться интонационного, ритмического, динамического и артикуляционного ансамбля.

Как же стоит работать на уроке, чтоб достигнуть определенного результата?

Во-первых, всегда помнить, что только систематичность может привести к желаемому результату. Во-вторых, задания, особенно на первоначальном этапе должны быть небольшими, доступными. Начинать следует с небольших попевок. (Например «Два кота», «Едет, едет, паровоз», «Горошина» и т.д.)

Рассмотрим краткие характеристики некоторых видов ансамблей и приемы работы над ними.

Назначение этого ансамбля заключается в полной слитности всех голосов между собой по высоте.

Способы достижения и совершенствования интонационно-высотного ансамбля:

— подравнивание к ведущим, хорошо интонирующим обучающимся;

— подравнивание к тону, заданному учителем;

— подравнивание к инструменту.

Распевание на одном звуке «МА»

При этом стоит спросить у детей, как легче им было подстроиться?

На практике легче подстроиться к голосу, особенно если пример был показан ребенком.

Подразумевает умение одновременно начинать и заканчивать как произведение в целом, так и отдельные его части, постоянно ощущать основную метрическую долю, одновременно произносить слова, выдерживать паузы.

Начинать работу над темпо-ритмическим ансамблем следует с ощущения доли. При этом возможна работа даже без пения — просто ощущение метрических долей — сильных и слабых.

Чтобы добиться артикуляционного ансамбля поющие должны понимать смысл содержания, ощущать логические ударения исполняемого текста. Отчетливо произносить слова и следовать логике музыкального развития. Многие вокальные педагоги идут в своей работе над произведением именно исходя от содержания текста.

Предполагает согласованность звучания по силе голосов. Чем разнообразней динамические краски от fortissimo до pianissimo, тем больше возможностей для создания художественного образа.

V. Тембровый ансамбль

Тембровый ансамбль, это ансамбль по окраске звука. Работа над тембровым ансамблем может представлять для детей определенный интерес, т.к. это возможность окрасить свой голос различным звучанием.

При работе над единым тембром можно использовать прием:

— спеть как Паша и т.д.

Можно попросить детей воспроизвести звучание различных музыкальных инструментов, например трубы или виолончели, но эти сравнения стоит использовать лишь у подготовленных обучающихся. Иначе получится хаос.

На практике разделение работы над отдельными видами ансамбля довольно трудно, как правило, они перекликаются между собой, и работа идет одновременно.

Она позволяет приобрести обучающимся различные навыки ансамблевого пения, но самое главное эта работа способствует формированию чувства коллектива единомышленников для выполнения поставленной задачи.

Почему рассмотрение данной темы оказалось для меня актуально? Да потому, что, воспитываемые в процессе работы над ансамблем личностные качества помогают в дальнейшем обучающимся успешней социализироваться. Они учат прислушиваться не только к своему мнению, но и мнению окружающих. Пытаясь интонационно подстроиться к соседу во время исполнения, ребенок развивает свое внимание и чуткость, умение работать в команде для достижения единой цели. Таким образом, казалось бы, частные цели, преследуемые при воспитании во время пения чувства ансамбля, перерастают в более общие, необходимые качества в любом роде деятельности.

Источник

Ансамбль — это. Что такое ансамбль? Его разновидности

Ансамбль — это совместное исполнение музыкальной композиции несколькими участниками. Он бывает вокальный, инструментальный и танцевальный. Ансамблем называется и само музыкальное произведение, предназначенное для небольшого состава исполнителей. В зависимости от их количества он может носить разные названия и именоваться квартетом, квинтетом, секстетом и так далее.

Ансамблем может быть самостоятельное произведение, которое принадлежит к области камерной музыки. Встречаются они в хоровой и вокально-симфонической музыке, а также в кантатах, операх, ораториях и т.п. Название, родившееся в области академической музыки, «перекочевало» и удачно прижилось в других. Так, например, в советской музыке 1970-х годов очень был распространен жанр вокально-инструментального ансамбля — ВИА.

В хороведении

Недопустимые и необходимые моменты для создания лучшего ансамбля

  • партии не должны быть неравноценными по силе звучания, качеству и тембру;
  • в коллективном составе певцов следует избегать большой диспропорции;
  • крайне не желательно присутствие «качающихся» и «тремолирующих» голосов;
  • не должны участвовать певцы с резким «горловым», «плоским» или «зажатым» звуком;
  • усложнят работу с ансамблем участники, которые имеют речевые недостатки («шепелявость», «картавость» и прочие).

Среди необходимых моментов следует отметить:

  • певцы должны обладать хорошими сольными голосами;
  • все голоса должны быть сходны друг с другом по тембру. Благодаря этому образуется более слитное и унисонное звучание;
  • правильное размещение певцов внутри каждой партии. Наличие постепенных переходов от более легких голосов к тяжелым;
  • количественное и качественное равновесие партий;
  • все певцы должны обладать музыкальностью, умением слушать друг друга.

Разновидности

Вокальный ансамбль бывает нескольких видов:

  • высотно-интонационный,
  • темпоритмический,
  • метро-ритмический,
  • динамический,
  • тембровый,
  • агогический,
  • артикуляционный,
  • гомофонно-гармонический,
  • полифонический.

Каждый из них имеет свои особенности. Назначение высотно-интонационного ансамбля заключается в плотной слитности абсолютно всех голосов. Певцы темпоритмического ансамбля отличаются умением одновременно начинать (заканчивать) целое произведение и его отдельные части. При этом они постоянно чувствуют метрическую долю, поют в заданном темпе и точно передают ритмический рисунок. Главной задачей тембрового ансамбля является внимательное отношение участников к общему звучанию и окраске тона. Должное внимание они уделяют соразмерности оттенков и мягкости звучания голосов. Динамический ансамбль — это прежде всего уравновешенность силы голосов внутри каждой партии, а также согласованность громкости звучания. Динамический баланс неразрывно связан с темпоритмическим и тембровым ансамблями. Артикуляционный — предполагает выработку единой манеры произнесения текста. Трудность полифонического ансамбля заключается в сочетании единства композиционного плана со своеобразием каждой линии. Не менее важно сохранить выразительность второго и третьего плана.

Фольклорный ансамбль

Кажется, что фольклор – это давно ушедшее прошлое. Однако он существует до сих пор. Ведь живая традиция уходит в прошлое, но затем воскресает.

На данный момент фольклорные праздники и фестивали народной культуры пользуются широкой популярностью. Поэтому не стоит забывать, что и в нашей стране есть люди, которые занимаются народной культурой.

Таковым является русский ансамбль «Театр народной музыки». Его руководитель – Тамара Смыслова. В репертуаре фольклорного ансамбля — мотивы древних славян, казачьи песни, собрания русского Севера и Юга. Материал собирался на протяжении многих лет по всей России и позволил составить такие программы, как «Русский народный театр», «Крестьянские календарные праздники», «Русский свадебный обряд» и другие. Поэтому стоит гордиться такими коллективами.

Cheonan World Dance Festival 2014

Гран-при (наивысшую награду) поделили между собой представители Турции и Северной Осетии. В пятерку лучших коллективов вошел народный ансамбль танца из Якутска (который представлял Россию). Многие продюсеры были очарованы его участниками и заинтересовались национальным колоритом, репертуаром и своеобразием движений.

Источник

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ДИРИЖЕРА ОРКЕСТРА. ИСКУССТВО ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА АНСАМБЛЯ

1. Понятие — «ансамбль»

«Ансамбль» (от французского «ensemble»- вместе) два или группа исполнителей, (обычно не более восьми), выступающих совместно. Каждый из участников ансамбля исполняет самостоятельную партию, и по существу, является солистом; однако трактовка произведения должна быть единой. Этим термином называют также любой выступающий, как единый организм, объединенный коллектив артистов оркестра, хора, балета, солистов, например, различные ансамбли песни и пляски и т.п.

Существуют ансамбли во многих явлениях (в архитектуре, в живописи, скульптуре и др. видах искусства).

Ансамблем называют и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. Число участников инструментального ансамбля не существенно. Главное его отличие, например, от оркестра индивидуализированность партий (в оркестре же обязательно строго унисонное дублирование партий при их функциональном разделении на группы — мелодия, бас, аккордовое сопровождение и т.п.). Поэтому, например, владимирские рожечники могли спонтанно объединяться в фольклорный ансамбль численностью более ста человек. При этом партия каждого рожечника была индивидуализирована — имела подголосочную ткань, постоянно не звучащую в унисоне, ни с какой иной партией.

Сама специфика ансамблевого искусства расширяет возможности художественного воздействия. Полнота и разносторонность впечатления от игры ансамблистов связанных не столько с разнообразием тембров, сколько с равноправным выявлением творческой воли нескольких музыкантов.

Ансамблевое музицирование включает два принципиально разных, но взаимосвязанных аспекта: отношение к музыке и отношение друг к другу.

Первый аспект предполагает не только потребность исполнителей в ансамблевой игре, обоюдную симпатию к определённому художественному 12 стилю, творчеству того или иного композитора, но и способность многообразно, а главное, близко к авторскому тексту интерпретировать музыку, обнаруживать единство понимания эмоционально-образного содержания произведения.

Второй аспект — межличностные отношения. Характеризуются, прежде всего мерой психологической совместимости партнёров. Эти факторы одинаково важны, т.к. общность взглядов создаёт основу для взаимной симпатии, которая помогает понять творческую позицию партнёра. Истинный ансамбль возникает лишь тогда, когда взаимообязательства становятся синонимом взаимопомощи, когда неразрывность контакта не обременяет партнёров, а служит источником силы.

Именно поэтому многие музыканты наиболее полно раскрываются не в сольном, а в ансамблевом исполнительстве. Если один из двух факторов отсутствует, продуктивность совместного труда значительно снижается.

Начинающий ансамбль в ДМШ.Очень действенной формой музыкального воспитания является ансамблевая игра.

Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом, ученик приобретает простейшие ансамблевые навыки: солирования — когда нужно ярче выявить свою партию, и аккомпанирования — умение отойти на второй план ради единого целого. Дети, как правило, с удовольствием воспринимают такую форму ансамблевой игры, хотя их партия очень проста, но зато огромна радость совместного музицирования.

Дети, играя в ансамбле, наиболее ярко раскрываются во всех отношениях и, при этом устраняют свои недостатки, которые присутствуют на уроках по специальности. Например, игра в ансамбле помогает ученику держать определённый темп, ритм, соблюдать синхронность. В начинающем ансамбле первые пьесы лучше всего играть в унисон, другую партию своего соседа можно лучше проконтролировать. У учащихся появляются навыки слушать себя и партнёров.

Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения. Умелая педализация в ансамблях с участием фортепиано обеспечивает не только «чистое» звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое. Игра в ансамбле требует от учащегося также умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Очень важно в ансамбле добиваться единой динамики, единых штрихов, чувствовать силу звучания своей партии в зависимости от её значения в общем ансамбле, а также проявлять инициативу. В ансамблевой игре, где 14 момент живого музицирования изначально заложен, ученик развивается более гармонично. Быстрее он приобретает и инструментально-двигательные навыки, т.к. осознанная потребность необходимого звучания помогает найти органичные, соответствующие движения.

Интересно наблюдать, как складывается необходимое в ансамбле лидерство. «Благополучный» и вроде бы инструментально более подвинутый ученик неожиданно беспрекословно подчиняется другому, у которого запас музыкальных впечатлений больше (это, конечно, обуславливается и степенью их одаренности), которая может задать нужный пульс, показать вступление, снятие и т.д. И можно заметить, как преображаются ученики — исчезают инертность, вялость.

Причём, в ансамблевой игре раскрывается не только ведущий, но и ведомый, может несколько менее одарённый учащийся — он находит дополнительные ресурсы, чтобы быть на уровне. Здесь проявляются моменты хорошего соперничества, стремление к самовыражению, что также весьма существенно. И в другой ситуации (в другой пьесе или другом составе ансамбля) этот, сегодня «ведомый» может взять инициативу на себя. При игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как:

— умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, а также общее звучание всей музыкальной ткани пьесы;

— воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, когда это необходимо, подчиниться его воли;

— активизируется фантазия и творческое начало;

— заостряется ощущение звукового колорита;

— повышается чувство ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом. Педагог должен требовать от учеников изучения своих партий дома с тем, чтобы на уроке основное время уделять работе над художественной стороной произведения в ансамблевом исполнении.

Во время занятий необходимо знакомить учеников с музыкальными 15 терминами, поясняя их значение при исполнении произведений.

Успех работы в ансамбле во многом зависит от правильно организованных занятий и дисциплины учащихся. Поэтому нужно своевременно подбирать высокохудожественный и интересный репертуар, правильно распределить партии между музыкантами. Каждый учащийся должен быть обеспечен печатными или профессионально переписанными партиями, тщательно отредактированными педагогом.

Перед началом занятий педагог должен помочь настроить струнные инструменты под баян или фортепиано, параллельно вырабатывая у учащихся — навыки самостоятельной настройки инструментов.

В зависимости от характера музыки соединение звуков может быть чётко разграниченным и почти незаметным. В связи с этим существенным в ансамблевой работе является достижение синхронности -совпадения с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков и пауз) у всех исполнителей.

Достижению синхронности исполнения способствует целый ряд факторов. Один из них — рациональная посадка участников ансамбля. Оптимальным следует считать размещение исполнителей, которое обеспечивает прочный визуальный и слуховой контакт между ними. Если подобная взаимосвязь найдена, то музыканты испытывают ощущение удобства, а слушатель воспринимает звучание в целом, а не отдельные его партии. Варианты размещения коллектива могут быть различными. Важно только, чтобы избранный вариант посадки был стабильным, как во время репетиций, так и на концертных выступлениях.

Каждый из участников ансамбля должен свободно владеть своей партией и вместе с тем отчётливо представлять партии своих коллег, что позволит органично вписываться в общую звуковую канву, «видеть» свою партию, как часть развёрнутой многокрасочной панорамы. Синхронность звучания возникает в результате единого понимания партнёрами темпа, метра, ритмической пульсации, атаки и снятия каждого звука. Музыканты должны найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образца и способствует выявлению индивидуальных черт, свойственных именно данному творческому содружеству. При работе над достижением ритмического движения большое значение имеет выработка у всех участников опоры на метр. Роль метрической опоры в ансамбле обычно выполняет балалайка-контрабас, характерный тембр которой выделяется на фоне звучания других инструментов. Подчёркивая сильную долю такта, балалайка-контрабас может активно регулировать общее музыкальное движение в соответствии с фразировкой мелодии.

Для достижения синхронности ансамблевого исполнения, особенно в момент отклонения от темпа, важно ощущать единую ритмическую пульсацию. Часто ансамблистам приходит на помощь условный язык жестов и мимики. Особенно в момент начала и окончания построений.

Мера ускорений всегда должна быть равна мере замедлений. Тогда любые, даже самые изысканные темпоритмические нюансы, будут не только логичными, но и предсказуемыми. От партнёров потребуется лишь внимание и готовность следовать за солистом. Только единое чувство поможет найти наиболее выразительный в художественном отношении темп, метроритм, ту пульсацию, живой нерв музыки, которая одухотворяет исполнение.

Источник

Читайте также:  Проблемы с желудком при стрессе
Оцените статью