Что такое чувственный тон ощущения

Формы переживания чувств

Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).

Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.

Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).

Источник

Чувственный (эмоциональный) тон.

Чувственный, или эмоциональный тон является простейшей формой эмоционального переживания. Под ним понимают эмоциональную окраску, оттенок психического процесса. Чувственный тон объединяет в себе отражение наиболее общих факторов окружающей среды, помогает принять быстрое предварительное решение и носит субъективную окраску: то, что у одного человека вызывает положительные эмоции, у другого может вызвать отрицательные.

Например, когда мы говорим приятный собеседник, смешная история, неприятный запах, скучная книга, любимое занятие, веселая прогулка, возмутительный поступок и т.д.

У некоторых лиц резко выраженный чувственный тон принимает характер болезненного отвращения к определенным раздражениям, почти безразличным или даже приятным для других людей. Например, некоторые не выносят прикосновения к бархату, запаха рыбы, звука, сопровождающего протирание стекол, и некоторых других скрипов.

Несмотря на внешнюю незначительность, изучение чувственного тона имеет практическое значение. Например, окраска помещений, станков, средств транспорта может заметно влиять на продуктивность работы и общее самочувствие трудящихся [15]

Настроение

О настроении говорят, когда чувства надолго овладевают человеком и превращаются в общий фон психических состояний, создавая благоприятную почву для одних эмоциональных впечатлений и неблагоприятную для других.

Продолжительность положительного или отрицательного настроения – от нескольких часов до нескольких дней и даже недель.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, и, особенно, от тонуса нервной системы, то есть от самочувствия. На настроение также оказывают влияние природа, социальные и личностные события, работа, отношения между людьми. Устойчивость настроения зависит от множества причин: возраста человека, особенностей его характера и темперамента, силы воли, умственного развития. Чем старше человек, тем устойчивее его настроение. Часто повторяющееся настроение может стать устойчивой чертой личности. Настроение откладывает отпечаток на поведение, поэтому его необходимо контролировать [15, c. 512]

Эмоции

Эмоциональные процессы и состояния, или эмоции (в узком значении термина), представляют собой обычную и характерную форму переживания чувств.

Эмоция — это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства.

Эмоцией будет, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек, слушая хорошую музыку в хорошем исполнении. Чувство любви к музыке может переживаться и в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом исполнении [16]

Источник

III. Фоновые и аффективные эмоциональные состояния (чувственный тон, настроение, аффект)

I. Чувственный (эмоциональный) тон.

Это простейшая форма переживания чувств. Эмоция выступает как признак других

психических процессов. Это эмоциональная окраска психических процессов, или особое

* Эмоциональный тон – такая форма переживания чувств, при которой отражение

субъективного отношения человека к объекту выступает как отражение свойств этого

Читайте также:  Как себя вообще чувствуешь

Пример: приятный вкус, запах.

Чувство (эмоция) при этом не осознается само по себе, а осознается как особое свойство предметов или действий, вызывающих к себе эмоциональное отношение. Эмоция здесь проявляется не как самостоятельное эмоциональное переживание, а как свойство ощущения, восприятия.

Эмоциональный тон отличается не только простотой, но и малой дифференцированностью(разновидностью).

Пример: приятно – неприятно.

Причины возникновения эмоционального тона

1. Сила ощущений, сила физического раздражителя (FSt)

2. Качество ощущений (модальность ощущений). Эмоциональный тон зависит от модальности ощущений. Каждое ощущение включает в себя познавательный + эмоциональный компонент:

* познавательный компонент преобладает над эмоциональным (выражен в зрительном, слуховом, осязательном ощущениях).

* эмоциональный компонент (выражен в обонятельных ощущениях).

3. Новизна действующих раздражителей.

4. Зависит от личностных особенностей человека.

Связь эмоционального тона с личностными особенностями особенно ярко проявляется в области зрительного восприятия, при восприятии цвета(тест Люшера).

Теплые тона(красный, оранжевый, желтый) предпочитают люди эмоциональные, энергичные, властные, вплоть до агрессивности.

Холодные тона(синий, голубой, зеленый) предпочитают менее эмоциональные люди. Менее энергичные, сдержанные, более пассивные.

Источник

OP_EMOTsII

2.Чувственный тон ощущения

Все, с чем мы сталкиваемся в повседнев жизни, вызывает у нас опред отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наобо­рот, отвращение. Эта своеобр-ая окраска ощущ-ий, хар-щая наше отношение к отд. качествам предмета, назчувственным тоном ощущений. Более сложн.отношение к себе вызывают жизн. факты, взятые во всей их полноте, во всем многообр. их св-в и особен-ей. Отношения к ним выражаются в таких слож.чувствен. переживаниях, как радость, горе, сим­патия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх.

Соотнош.понятий эмоции и чувства

Все эти пережи-я представ­л. собой чувства или эмоции.Эмоции — это более широк. понятие, чувства же представл. собой одно из проявлений эмоц. переживаний. В практич. жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообр.реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмо­циями поним. психич. процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личн. значимость и оценку внешних и внутр. ситуаций для жиз­недеят. чел.Следоват, наиб.существ. характеристи­кой эмоций яв. их субъективность.

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

3.Осн.хар-ки эмоций.Осн.виды эмоций. Валентность (тон)Все эмоцхарак-сявалентностью (или тоном) — т.е. могут быть либо положит, либо отриц. Кол-во видов отриц эмоций, обнаруживаемых у чел, в неск раз превышает кол-во видов положит.Интенсивность(сила).Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологич. проявления. На интен-ть эмоции в кажконкр.случае влияет, обычно, большое кол-во факторов. Кроме того, интен-ть эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центр и вегет. нерв системы. Так у больных с повреждением спин.мозгамаксим.снижениеинтен-ти эмоций набл.при нарушениях целостности его шейных сегментов.СтеничностьВ зависимости от влияния на активность эмоции подраздел.на стенические и астенические . Стенич.эмоции побуждают к актив.деятельности, мобилизуют силы чел-ка (радость, энтузиазм и др). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и др). СодержаниеЭмоции бывают разными по содержанию, отражая различ аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различ эмоций, причём кол-во отриц эмоций в несколько раз превосходит кол. положит. Амбивалентность-двойственность чувств.Связано с особ-мя личности чел.Видыэмоц-й:радость, удивление,страдание,генв,отвращение,презрение,страх,стыд.

Высшие эмоции, развиваясь на базе сознания, занимают по отношению к низшим господствующее положение, затормаживают инстинктивные порывы, подавляют низменные стремления. К высшим эмоциям относятся чувство патриотизма, морального, эстетического удовлетворения, личного достоинства, чувства долга, совести, осознание подавления одного из своих низших чувств и т.п.

Низшие (простые, элементарные) эмоции в отличие от высших вытекают из органических потребностей человека, основаны на инстинктах и являются их выражением. Среди низших эмоций выделяется группа витальных (от лат. vita — жизнь). Их относят к более глубоким и древним слоям эмоциональной сферы. Витальные эмоции связаны с жизненным тонусом и общим состоянием организма. К низшим эмоциям относится переживание удовольствия при ощущении сладкого, неудовольствия — горечи во рту; к витальным чувствам следует причислить голод и жажду (точнее, сопровождающие их эмоции), чувство самосохранения.

эмоциональные переживания носят неоднозначный ха­рактер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности че­ловека.

5.Высш.чувства.. К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть еще один вид сложн., качественно своеобр-ых и встречающихся только у чел эмо­ц состояний. Страсть представл собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг опред вида деят-ти или пред­мета.Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенно­сти, собранности помыслов и сил, их направленности на един. цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в еди­ном направлении, сосредоточение их на единой цели».

Читайте также:  Только чувства помогают познать мир

Настроение самое длительное, или «хроническое», эмоц. состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интен­сивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознат.обобщенную оценку того, как на дан. момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым илиугнетенным,т. д.Настроениесущ-но зависит от общ. состояния здоровья, от работы желез внут. секреции и особенно от тонуса нерв.сис-мы.Настр-я могут различаться по продолжительности.Устойчивость настрое­ния зависит от мн.причин — возраста человека, индивид. особенно­стей его хар-ра и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настр-е может окрашивать поведение чел. в течение неск.дней и даже недель. Более того, настр-е может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настр-я подразумевают, когда делят лю­дей на оптимистов и пессимистов.Настроения имеют огромн. значение для эфф-тидеят-ти, ко­т. занимается чел. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легк. и приятной, а при другом —тяж. и удруча­ющей. Настроение тесно связано с соотношением м/у самооценкой чел. и уровнем его притязаний.У лиц с выс. самооценкой чаще набл-ся повы­шенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отриц.эмоц. состояниям, связанным с ожиданием неблагопр. исходов.

6.Физиологич.основы и психологич.теории эмоций. представляют собой сложную картину. Они состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Псих. Теории эмоций

1)ЭволюционнаяЭмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие эмоции, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, есть не что иное, как рудименты реальных приспособите-льных реакций

2)Теория когнитивного диссонанса(леонфестингер)

эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий.Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности

3)Соматическая(Уильям Джеймс, Карл ланге)согласно ей возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».

4)Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать эмоцию как сочетание, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения.следующий эксперимент: «4 группы студентов держали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором 2 группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая — положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции.

7.Проблема эмоций в 18-19в.концепции Гербарта,Вундта. В 18-19 вв. не было ед.точки зрения на дан-ю проблему.Самойраспростр. была интеллектуалистическая пози­ция, кот.строилась на утверждении о том, что органические проявления эмо­ций — это следствие психич. явлений. Наиб.четкую формулировку этой теории дал И.Ф.Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характериз-ующиескорбь.Этой же позиции придерживался и В. Вундт. По его мнению, эмоции — это изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Читайте также:  Междометия с предложениями эмоциональные

8.Концепция происхождения эмоций Дарвина.Теория эмоций Джеймса-Ланге1)Эволюционная Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных». В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. 3)Соматическая(Уильям Джеймс, Карл ланге)Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

9.Теория эмоций Кэннона.Активационная теория Линдсея-Хебба.

1)Теория эмоций Кеннона-Барда

По мнению УолтераКэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений.. при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус, где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективное переживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций.

2)Активационная теория Линдсея-Хебба

эмоц. переживания и соответствующие им органич. измене­ния, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе. В результате провод.эксперим. исследований возникла активационная теория Линдсея—Хебба. Согл.этой теории, эмоц. состояния опред-ся влиянием РФ ниж.части ствола г.мозга, поскольку эта стр-ра отвечает за уровень актив-ти ор-ма.Аэмоц.проявления,как по­казали электрофизиологич. исслед-ия мозга, есть не что иное, как изме­нение уровня активности нерв.сис-мы в ответ на к.-либо раздражитель.Поэтому именно РФ определяет динамич.параметрыэмоц. состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд др.Эмоции же вознк-ют вследствие нарушения или восстановления равнове­сия в соответ-щих структурах ЦНСв результате воздействия к.-либо раздражителя.Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоц. и органич.процессов, появились теории, опис. влияние эмоций на психику и поведение чел.Эмоции, как оказалось, регулируют деят-ть чел, обнаруживая вполне опред. влияние на нее в зависимости от хар-ра и интен-тиэмоц. переживания. Д.О.Хеббу удалось эксперим. путем получить кривую, выражающ.зависимость м/у уровнем эмо­ц.возбуждения чел и успешностью его практич. деят-ти. В проводимых им исслед.былоустановлено,что зависимость м/у эмоц.возбуждением и эффективностью деят-ти чел графи­чески выраж в виде кривой норм распределения. Наиб.эффективнадея­т-ть при ср.эмоц. возбуждении.

10.Теория когнит.диссонансаФестингера.Инф.концепцияСимонова.Фихиологич.основыэмоций.Роль 2-ой сигн.сис-мы.

1)Теория когнитивного диссонанса

Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласова-нностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий.Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией.

2)Симонов Потребностно-информационная теория эмоций

развивает идею Пётра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, Это утверждение можно представить в виде формулы:

где Э — эмоция (её сила); П — сила актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности удовлетворения данной потребности, на основе Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис 1 / 2 1 2 > Следующая > >>

Источник

Оцените статью