- Чувственная модальность (по восприятию)
- модальность ощущений
- Смотреть что такое «модальность ощущений» в других словарях:
- Модальность восприятия в психологии и философии
- Что такое модальность?
- Модальность в философии
- Модальность в психологии
- Модальности восприятия
- Модальность ощущений
- Модальность мышления
- Модальность эмоций
- Модальность памяти
- Чем субличности отличаются от модальностей?
Чувственная модальность (по восприятию)
Современные средства обучения.
Средства обучения, их виды, классификации. Наглядность как универсальное средство обучения
Средство – прием, способ действия для достижения чего-либо; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.
Понятие «средство обучения» является одной из категорий дидактики.
В педагогическом процессе средства обучения рассматриваются как источник получения знаний, формирования умений.
Средства обучения – это совокупность предметов и произведений духовной и материальной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, учебное и учебно-производственное оборудование, средства массовой коммуникации и др.).
Средства обучения в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающие им непосредственное или косвенное познание мира.
Современные средства обучения выполняют следующие функции:
1. Информационную – являются источником информации.
2. Дидактическую – в доступном виде способствуют передаче учебной информации, формированию умений и навыков.
3. Мотивационную – способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
4. Контрольную – позволяют оптимизировать педагогическую диагностику.
В научно-педагогической литературе существует несколько оснований для классификации средств обучения:
1. Целевая направленность:
1) Дидактические средства учителя – предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования.
2) Дидактические средства ученика – индивидуальные средства учащихся, активизирующие их учебно-познавательную деятельность.
2. Дидактическая целесообразность:
1) Основные – определяющие учебную (дидактическую) информацию (формулы, тексты, чучела животных, картины и т.п.);
2) Вспомогательные – сопровождающие или передающие учебную информацию (мел, доска, учебник, макеты, рисунки, слайды, диапроекторы и др.)
3. Нарастание возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика (В. Оконь):
Простые средства:
1). Словесные: учебники, текстовая информация, символы и условные обозначения (слова, буквы, цифры, ноты).
2). Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины пр.
1). Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп, эпипроектор и пр. 2). Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио, музыкальные инструменты. 3). Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
4). Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, предметные кабинеты, компьютеры, мультимедиа-технологии, информационные системы, телекоммуникационные системы.
Чувственная модальность (по восприятию)
Задание:Соотнести, сравнить данные классификации с классификациями, представленными в учебнике Е.А. Таможней «Методика обучения географии».
Источник
модальность ощущений
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин . 2009 .
Смотреть что такое «модальность ощущений» в других словарях:
Модальность ощущений — качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д … Психология человека: словарь терминов
модальность — (от лат. modus способ) одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик… … Большая психологическая энциклопедия
Модальность (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и у … Википедия
Модальность (Modality) — разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в функционировании их… … Медицинские термины
Модальность — (от лат. modus способ), форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МОДАЛЬНОСТЬ — (modality) разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в… … Толковый словарь по медицине
терминальный порог ощущений — Этимология. Происходит от лат. terminalis конечный. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика. Достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например … Большая психологическая энциклопедия
Мюллера закон — (истор.; J. P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в… … Большой медицинский словарь
Мю́ллера зако́н — (истор.; J.P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в органах … Медицинская энциклопедия
ощущение — ▲ информация ↑ для (чего), психика ощущения информация для психической системы; сигнал об изменении состояния органа; сигналы местных воздействий на организм; физиологическое отображение действительности; простейшие восприятия; психический… … Идеографический словарь русского языка
Источник
Модальность восприятия в психологии и философии
Модальность – одно из многофункциональных понятий, нашедших применение в различных научных сферах. Категории сенсорной модальности активно используются в психологии и являются опорными точками для способов взаимодействия с реальностью клиента в нейролингвистическом программировании (НЛП).
Что такое модальность?
Модальность — это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность — термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:
- Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
- Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
- Социология. В социологической типологии людей — модальный человек или модальная личность это — реально преобладающий тип в данном обществе.
Модальность в философии
Вид бытия в связи с обусловленными обстоятельствами. Что значит модальность в философии – этим вопросом занимался российский профессор философии М.Н. Эпштейн. В своем труде «Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре» ученый предложил разделить модальности на 3 вида, в зависимости от употребляемых в речи предикатов:
- Оптические (бытийные) – «мочь» и «быть». Это разные степени могущества по отношению к бытию (может быть или случиться, а может не быть и не случиться).
- Чистые (потенциальные) – модальности способностей: «мочь» – «не мочь» (может не есть, может не пить, может не играть на инструменте)
- Эпистемические (познавательные) – образованы предикатами «мочь» и «знать». Модальные суждения древнегреческих философов: Сократа «знаю, что ничего не знаю» и Платона «знаю то, чего никогда не познавал (не знал)» отражают суть познавательной модальности в философии.
Модальность в психологии
Репрезентативная система человека представлена каналами восприятия или сенсорными рецепторами. Модальность в психологии это качественный спектр ощущений и внутренняя переработка полученной информации посредством задействования определенных органов чувств. В нейролингвистическом программировании (НЛП) — определение ведущей модальности человека является важным этапом для успешной подачи информации клиенту.
Модальности восприятия
Существуют следующие модальности восприятия в психологии:
- рациональная модальность (мыслительные операции);
- кинестетическая (прикосновения, движения в пространстве, тактильные ощущения);
- слуховая (аудиальная);
- зрительная (визуальная).
Модальность ощущений
Все живое в природе обладает чувствительностью. Модальность ощущений в психологии — получение информации из внешнего мира через сенсорные анализаторы:
- зрение (цвет и яркость);
- слух (колебания звуковых волн);
- осязание (давление,тепло-холод, температура,боль);
- обоняние (запах);
- вкус (качество пищи).
Каждая личность уникальна, но есть общие составляющие, которые позволяют отнести отдельного человека к той или иной группе или описательной характеристике. Психологи, проведя ряд исследований, обнаружили, что у каждого человека есть ведущая сенсорная система, что позволило составить классификацию:
- Аудиал – поступающая информация лучше анализируется слуховыми анализаторами. Такой человек, часто в речи употребляет выражения «Я слышал, что…», «звучит заманчиво/впечатляюще», «режет слух», «даже слушать это не хочу!».
- Визуал – мыслит образами. Визуальный тип использует слова, связанные со зрительными действиями, цветовой гаммой: «ярко/сочно/красочно/тускло», «мне кажется», «заметил/сфокусировал».
- Кинестетик – телесные ощущения и прикосновения очень важны для кинестетического типа. Жесты и мимика таких людей очень богата. В выражениях можно услышать слова: «приятно», «тепло», «мурашки» «мне невыносимо противно».
Модальность мышления
Принцип модальности мышления – умение мыслить в различных параметрах. Для человека модальность восприятия и мышления являются одинаково значимыми и постоянно задействованными. Классификация модальностей мышления Я. Старцева по видам:
- Рациональная модальность – задействует категории «истинно – ложно». Понятие истинность используется как фильтр в отборе, структурировании и преобразовании информации.
- Эстетическая модальность — художественные образы. Формирование образов происходит в психической реальности, затем отображается в физическом мире через произведения искусства, литературу.
- Инструментальная модальность – манипуляции с объектом в физическом мире и мысленно. Навыки, связанные с трудовой деятельностью, закрепление полезного опыта и отделение бесполезного.
- Магическая модальность – мышление иррациональное, ориентировано на символы, знаки, чудеса. Совпадения при этом подтверждают у человека верность его суждений, за счет наглядности.
- Этическая модальность – поведение, намерения и установки людей. Взаимодействие субъект-субъект. Любой поступок или намерение оценивается с позиции принятых обществом норм. Этическое мышление «мыслит» категориями: «добро- зло», «хорошо-плохо».
Модальность эмоций
Эмоции принято делить на положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные). Эмоциональная модальность – это переживание субъектом той или иной эмоции. К. Изард (амер. психолог) разработал теорию базовых дифференциальных эмоций или модальностей:
- радость – позитивное отношение к миру и себе;
- интерес – способность воспринимать и усваивать информацию;
- удивление – внезапные изменения;
- печаль – переживание, связанное с утратой объекта удовлетворения потребностей;
- отвращение – эмоция отвержения;
- гнев – готовность к нападению в ответ на причинение дискомфорта;
- презрение – чувство превосходства, обесценивание другой личности;
- стыд – переживание человеком неполноценности;
- страх – эмоция связана с ситуаций угрозы, готовность к бегству;
- вина – самобичевание и осуждение в результате проступка.
Модальность памяти
Ведущая модальность человека не означает, что он не пользуется остальными сенсорными каналами. Все системы в разной мере задействованы. По типу основных модальностей восприятия, существуют типы памяти:
- Зрительная – запоминание поступающих зрительных образов.
- Слуховая — запоминаются поступающие звуки, шумы, музыка.
- Вкусовая – человек помнит разные вкусы.
- Осязательная – память образов, сохранение и воспроизведение действий/движений;
- Двигательная – формирование и запоминание двигательных навыков.
- Обонятельная – память на запахи.
- Эмоциональная – запоминаются все пережитые чувства и эмоции.
Чем субличности отличаются от модальностей?
Понятие субличности в психологии — метафора о нескольких существах внутри человека. Субличности привязаны к ролям человека: социальным, профессиональным, семейным, и задействуют по своему усмотрению различные модальности. При сравнении субличности с модальностью, уместнее использовать термин субмодальность. Модальность и субмодальность – взаимодополняющие понятия. В отличие от модальностей, субмодальности — это нюансы и различия внутри определенного типа модальности: светлее-темнее, тише-звонче, движение-статика.
Источник