Что такое чувственная модальность

Чувственная модальность (по восприятию)

Современные средства обучения.

Средства обучения, их виды, классификации. Наглядность как универсальное средство обучения

Средство – прием, способ действия для достижения чего-либо; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.

Понятие «средство обучения» является одной из категорий дидактики.

В педагогическом процессе средства обучения рассматриваются как источник получения знаний, формирования умений.

Средства обучения – это совокупность предметов и произведений духовной и материальной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, учебное и учебно-производственное оборудование, средства массовой коммуникации и др.).

Средства обучения в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающие им непосредственное или косвенное познание мира.

Современные средства обучения выполняют следующие функции:

1. Информационную – являются источником информации.

2. Дидактическую – в доступном виде способствуют передаче учебной информации, формированию умений и навыков.

3. Мотивационную – способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Контрольную – позволяют оптимизировать педагогическую диагностику.

В научно-педагогической литературе существует несколько оснований для классификации средств обучения:

1. Целевая направленность:

1) Дидактические средства учителя – предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования.

2) Дидактические средства ученика – индивидуальные средства учащихся, активизирующие их учебно-познавательную деятельность.

2. Дидактическая целесообразность:

1) Основные – определяющие учебную (дидактическую) информацию (формулы, тексты, чучела животных, картины и т.п.);

2) Вспомогательные – сопровождающие или передающие учебную информацию (мел, доска, учебник, макеты, рисунки, слайды, диапроекторы и др.)

3. Нарастание возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика (В. Оконь):

Простые средства:

1). Словесные: учебники, текстовая информация, символы и условные обозначения (слова, буквы, цифры, ноты).

2). Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины пр.

1). Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп, эпипроектор и пр. 2). Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио, музыкальные инструменты. 3). Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

4). Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, предметные кабинеты, компьютеры, мультимедиа-технологии, информационные системы, телекоммуникационные системы.

Чувственная модальность (по восприятию)

Задание:Соотнести, сравнить данные классификации с классификациями, представленными в учебнике Е.А. Таможней «Методика обучения географии».

Источник

модальность ощущений

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин . 2009 .

Смотреть что такое «модальность ощущений» в других словарях:

Модальность ощущений — качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д … Психология человека: словарь терминов

Читайте также:  Как по английски будет привет как настроение

модальность — (от лат. modus способ) одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик… … Большая психологическая энциклопедия

Модальность (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и у … Википедия

Модальность (Modality) — разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в функционировании их… … Медицинские термины

Модальность — (от лат. modus способ), форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

МОДАЛЬНОСТЬ — (modality) разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в… … Толковый словарь по медицине

терминальный порог ощущений — Этимология. Происходит от лат. terminalis конечный. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика. Достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например … Большая психологическая энциклопедия

Мюллера закон — (истор.; J. P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в… … Большой медицинский словарь

Мю́ллера зако́н — (истор.; J.P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в органах … Медицинская энциклопедия

ощущение — ▲ информация ↑ для (чего), психика ощущения информация для психической системы; сигнал об изменении состояния органа; сигналы местных воздействий на организм; физиологическое отображение действительности; простейшие восприятия; психический… … Идеографический словарь русского языка

Источник

Модальность восприятия в психологии и философии

Модальность – одно из многофункциональных понятий, нашедших применение в различных научных сферах. Категории сенсорной модальности активно используются в психологии и являются опорными точками для способов взаимодействия с реальностью клиента в нейролингвистическом программировании (НЛП).

Что такое модальность?

Модальность — это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность — термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:

  1. Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
  2. Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
  3. Социология. В социологической типологии людей — модальный человек или модальная личность это — реально преобладающий тип в данном обществе.
Читайте также:  Всем посылаю прекрасного настроения

Модальность в философии

Вид бытия в связи с обусловленными обстоятельствами. Что значит модальность в философии – этим вопросом занимался российский профессор философии М.Н. Эпштейн. В своем труде «Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре» ученый предложил разделить модальности на 3 вида, в зависимости от употребляемых в речи предикатов:

  1. Оптические (бытийные) – «мочь» и «быть». Это разные степени могущества по отношению к бытию (может быть или случиться, а может не быть и не случиться).
  2. Чистые (потенциальные) – модальности способностей: «мочь» – «не мочь» (может не есть, может не пить, может не играть на инструменте)
  3. Эпистемические (познавательные) – образованы предикатами «мочь» и «знать». Модальные суждения древнегреческих философов: Сократа «знаю, что ничего не знаю» и Платона «знаю то, чего никогда не познавал (не знал)» отражают суть познавательной модальности в философии.

Модальность в психологии

Репрезентативная система человека представлена каналами восприятия или сенсорными рецепторами. Модальность в психологии это качественный спектр ощущений и внутренняя переработка полученной информации посредством задействования определенных органов чувств. В нейролингвистическом программировании (НЛП) — определение ведущей модальности человека является важным этапом для успешной подачи информации клиенту.

Модальности восприятия

Существуют следующие модальности восприятия в психологии:

  • рациональная модальность (мыслительные операции);
  • кинестетическая (прикосновения, движения в пространстве, тактильные ощущения);
  • слуховая (аудиальная);
  • зрительная (визуальная).

Модальность ощущений

Все живое в природе обладает чувствительностью. Модальность ощущений в психологии — получение информации из внешнего мира через сенсорные анализаторы:

  • зрение (цвет и яркость);
  • слух (колебания звуковых волн);
  • осязание (давление,тепло-холод, температура,боль);
  • обоняние (запах);
  • вкус (качество пищи).

Каждая личность уникальна, но есть общие составляющие, которые позволяют отнести отдельного человека к той или иной группе или описательной характеристике. Психологи, проведя ряд исследований, обнаружили, что у каждого человека есть ведущая сенсорная система, что позволило составить классификацию:

  1. Аудиал – поступающая информация лучше анализируется слуховыми анализаторами. Такой человек, часто в речи употребляет выражения «Я слышал, что…», «звучит заманчиво/впечатляюще», «режет слух», «даже слушать это не хочу!».
  2. Визуал – мыслит образами. Визуальный тип использует слова, связанные со зрительными действиями, цветовой гаммой: «ярко/сочно/красочно/тускло», «мне кажется», «заметил/сфокусировал».
  3. Кинестетик – телесные ощущения и прикосновения очень важны для кинестетического типа. Жесты и мимика таких людей очень богата. В выражениях можно услышать слова: «приятно», «тепло», «мурашки» «мне невыносимо противно».
Читайте также:  Депрессия как вывести ребенка

Модальность мышления

Принцип модальности мышления – умение мыслить в различных параметрах. Для человека модальность восприятия и мышления являются одинаково значимыми и постоянно задействованными. Классификация модальностей мышления Я. Старцева по видам:

  1. Рациональная модальность – задействует категории «истинно – ложно». Понятие истинность используется как фильтр в отборе, структурировании и преобразовании информации.
  2. Эстетическая модальность — художественные образы. Формирование образов происходит в психической реальности, затем отображается в физическом мире через произведения искусства, литературу.
  3. Инструментальная модальность – манипуляции с объектом в физическом мире и мысленно. Навыки, связанные с трудовой деятельностью, закрепление полезного опыта и отделение бесполезного.
  4. Магическая модальность – мышление иррациональное, ориентировано на символы, знаки, чудеса. Совпадения при этом подтверждают у человека верность его суждений, за счет наглядности.
  5. Этическая модальность – поведение, намерения и установки людей. Взаимодействие субъект-субъект. Любой поступок или намерение оценивается с позиции принятых обществом норм. Этическое мышление «мыслит» категориями: «добро- зло», «хорошо-плохо».

Модальность эмоций

Эмоции принято делить на положительные, отрицательные и двойственные (амбивалентные). Эмоциональная модальность – это переживание субъектом той или иной эмоции. К. Изард (амер. психолог) разработал теорию базовых дифференциальных эмоций или модальностей:

  • радость – позитивное отношение к миру и себе;
  • интерес – способность воспринимать и усваивать информацию;
  • удивление – внезапные изменения;
  • печаль – переживание, связанное с утратой объекта удовлетворения потребностей;
  • отвращение – эмоция отвержения;
  • гнев – готовность к нападению в ответ на причинение дискомфорта;
  • презрение – чувство превосходства, обесценивание другой личности;
  • стыд – переживание человеком неполноценности;
  • страх – эмоция связана с ситуаций угрозы, готовность к бегству;
  • вина – самобичевание и осуждение в результате проступка.

Модальность памяти

Ведущая модальность человека не означает, что он не пользуется остальными сенсорными каналами. Все системы в разной мере задействованы. По типу основных модальностей восприятия, существуют типы памяти:

  1. Зрительная – запоминание поступающих зрительных образов.
  2. Слуховая — запоминаются поступающие звуки, шумы, музыка.
  3. Вкусовая – человек помнит разные вкусы.
  4. Осязательная – память образов, сохранение и воспроизведение действий/движений;
  5. Двигательная – формирование и запоминание двигательных навыков.
  6. Обонятельная – память на запахи.
  7. Эмоциональная – запоминаются все пережитые чувства и эмоции.

Чем субличности отличаются от модальностей?

Понятие субличности в психологии — метафора о нескольких существах внутри человека. Субличности привязаны к ролям человека: социальным, профессиональным, семейным, и задействуют по своему усмотрению различные модальности. При сравнении субличности с модальностью, уместнее использовать термин субмодальность. Модальность и субмодальность – взаимодополняющие понятия. В отличие от модальностей, субмодальности — это нюансы и различия внутри определенного типа модальности: светлее-темнее, тише-звонче, движение-статика.

Источник

Оцените статью