- Чувственная душа, чувственное познание, вожделение и движение
- Старые души – чувствительные души
- Высокая степень зрелости
- Такие души избегают толпы и шума, предпочитая одиночество
- Они умеют ценить простые вещи
- У них очень сильно развита интуиция
- Они очень чувствительны
- Новое видео:
- 8 признаков того, что вы сильный человек с чувствительной душой
- 1. Они не позволяют грубо обходиться ни с собой, ни с другими людьми.
- 2. Они умеют слушать.
- 3. Такие люди защищают тех, кто им дорог.
- 4. Они легко ограничивают общение с токсичными личностями.
- 5. Они нуждаются в личном времени и пространстве.
- 6. Такие люди не привлекают к себе внимание.
- 7. Они не боятся говорить о своих чувствах.
- 8. Они выбирают, кого хотят сделать частью своей жизни.
- Новое видео:
- Вопрос 118. О происхождении человека от человека в смысле его души
- Раздел 1. Передается ли чувственная душа через посредство семени?
- Раздел 2. Происходит ли из семени умственная душа?
- Раздел 3. Были ли все человеческие души сотворены одновременно в начале мира?
Чувственная душа, чувственное познание, вожделение и движение
Животные, помимо вышеупомянутых функций, обладают также ощущениями, аппетитом (или вожделением) и движением. Необходимо принять конечный принцип, ответственный за эти функции, и это — душа чувственная.
Первая функция чувственной души — ощущение, которая из всех трех наиболее важная. Предшественники объясняли ощущение как аффект, страсть, или изменение, которое претерпевает схожее под воздействием схожего; другие (Демокрит и Эмпедокл) объясняли его как действие неподобного, несхожего. Аристотель идет дальше, отталкиваясь от этой гипотезы, и видит ключ в решении этой проблемы в концепции потенции и акта. Логика его такова: мы обладаем способностью ощущать не актуально, но потенциально. Топливо не горит, пока мы его не подожгли. Так и способность чувствовать становится актуальной, когда есть контакт с актуально чувственным объектом. Способность чувствовать потенциально есть то, что присутствует в самом чувстве. Оно страдательно, пока в контакте с неподобным, в совершившемся акте чужое становится своим, а неподобное — подобным.
Но, спрашивается, что значит стать узнаваемым, подобным в чувстве? Ясно, что идет речь не о такой ассимиляции, которая имеет место в процессе питания, где ассимилируется материя. В чувстве, напротив, ассимилируется форма. Чувство — это способность принимать чувственные формы без материи, говорит Аристотель, подобно тому, как воск принимает след от кольца, его форму, неважно, из золота оно или из железа. Подобным образом, на чувство действует какое-либо вещество, имеющее тепло, звук, запах, но не в силу своей особенности, а потому, что оно имеет данное качество благодаря форме.
Стагирит далее анализирует пять чувств и ощущений, характерные для каждого из них. Когда чувство воспринимает собственный чувственный объект, его ощущение безошибочно. Помимо специфических восприятий, есть и общие, как, например, движение, покой, фигура, величина, которые рассчитаны на прием не одним из пяти чувств, но сразу всеми. Можно, следовательно, говорить о т.н. «здравом смысле», об общем чувстве, которое неспецифично, т.е. действует, собирая восприятия, общие для всех. Несомненно, можно говорить и о «здравом смысле», имея в виду восприятие о восприятии, ощущение об ощущении, но, когда чувство работает в неспецифическом режиме, можно легко впасть в ошибку.
Из ощущения рождаются фантазия, продуцирующая образы, память, которая их сохраняет, наконец, опыт, аккумулятор мнемотических фактов.
Другие две функции чувственной души — аппетит [38] и движение. Аппетит возникает как следствие ощущения. «Все животные имеют, как минимум, осязание, а, значит, чувствуют удовольствие и боль; стало быть они испытывают желание: действительно, желание — это аппетит к приятному».
Движение живых существ происходит из желания. «Способность желать — единственный мотор», ведь желание — это разновидность аппетита. Желание приводит в движение животное в направлении к объекту желания, имеющего при этом чувственное представление. Стало быть, аппетит и движение самым тесным образом зависят от чувства.
Источник
Старые души – чувствительные души
Приходилось ли слышать от других людей, что вы кажетесь намного взрослее и старше, чем остальные? Или – наоборот?
Наверняка вы слышали, что бывают «старые души», а бывают – «юные». Речь не о количестве прожитых лет, отсутствии морщин и прочее, а совсем о другом. Это возраст человека, который определяют по его разуму, чувствительности, интуиции. Также – насколько он «вписывается» в то время, в котором живёт.
Если с «юными душами» – относительно понятно, то «старые души» – невероятная загадка нашей Вселенной. Это словосочетание впервые начали использовать в древнейшей китайской религии и философии – Даосизме (5 тысяч лет тому). В соответствии с учением, душа покидает Дао (универсальную единицу мира, своего рода закон бытия, космоса), чтобы приобрести новый опыт и совершив кругооборот, снова в него вернуться.
Последователи учения верят, что всё должно вернуться к своим истокам. Они утверждают, что конечная цель каждой души – это новое путешествие к Дао. Но для этого душа должна пройти все жизненные испытания и приобрести новый опыт. Ей предстоит прожить пять таких жизней, чтобы достичь совершенства.
Люди с более высоким уровнем восприятия, естественно, выделяются среди своих сверстников – они более духовны. Они не плывут безучастно по реке жизни, а постоянно пребывают в поисках своего места в этом мире. Также они чувствуют, что являются частью чего-то большего, постичь которое пытаются всю свою жизнь.
Главная цель таких людей – обрести внутреннюю гармонию.
Последователи даосизма верят, что у многих философов, учёных и людей искусства – старые души. Иначе они бы просто не состоялись в своей профессии. Следует отметить, что им свойственно желание докопаться до самой сути самим. Они бросают вызов стереотипам и догмам, меняют этот мир и наше представление о нём.
5 основных характеристик старой души:
Высокая степень зрелости
Уже в раннем детстве бросается в глаза то, что люди со старыми душами не вписываются в мир своих сверстников. Им неинтересны игры и развлечения одногодок. Вместо сказок они предпочитают более серьёзные книги.
Часто такие дети в своих выводах и умозаключениях превосходят даже своих родителей. То есть они выходят за рамки «среднестатистического» ребёнка, рассуждая мудрее, чем многие взрослые.
Проходят годы, они взрослеют, но не меняются.
Такие души избегают толпы и шума, предпочитая одиночество
Так им легче думать и заниматься самоанализом. Удивительно, но эти занятия приносят им истинное удовольствие.
Старым душам не нужна компания, им достаточно их внутреннего мира. В свободное время они не сидят в барах и не болтают о пустяках, а медитируют, занимаются самоанализом и читают серьёзную литературу, познавая этот мир и себя. Они тихие и замкнутые.
Часто их находят застенчивыми, но на самом деле они просто слишком сильно поглощены поисками собственного «Я» и размышлениями о жизни.
Они умеют ценить простые вещи
У старых душ очень развито духовное начало. Ими движет только то, что их реально вдохновляет и увлекает. Они предпочитают заниматься тем, то позволяет реализовать свой потенциал и приносит счастье.
Такие люди постоянно стараются освоить что-то новое. Но как только это у них получается – бросают и переходят к новому виду деятельности. Почему? Всё очень просто: им нравится само Путешествие, процесс, а не Финиш и результат.
У них очень сильно развита интуиция
Кроме этой врождённой способности – интуиции, у них присутствует мудрость прислушиваться к ней и позволять направлять себя. Как правило, она их никогда не подводит! От таких людей не ускользает ни одна деталь, они умеют складывать картинку из тысяч пазлов.
Когда все видят перед собой только деревья и лес, их взору открывается удивительный мир животных и растений, небо, земля, ветер и прочее. Ничто не остаётся незамеченным для «старых душ». Они внимательны к другим людям и ситуациям, анализируют всё тщательно и скрупулёзно.
Они очень чувствительны
У людей со старыми душами, как правило, очень развита эмпатия. Им даже не нужно примерять обувь других – они тонко чувствуют всех, стараются поддержать и помочь. Это связано с тем, что они намного лучше понимают, что происходит.
Они видят намного дальше, намного глубже. Им не надо рассказывать, что кто думает или чувствует – им и так всё ясно без слов. Поэтому старые души умеют прощать, не укоряют никого за ошибки, не лезут со своими советами, не осуждают. Всё потому, что они по-настоящему понимают…
В заключение хотелось бы остановиться также на потенциальных недостатках старых душ:
- Им сложно с ровесниками, ведь с раннего детства старые души чувствуют себя намного старше, чуть ли не умудрёнными опытом стариками. Так, как будто их душа уже прожила не одну жизнь.
- Они чувствуют себя оторванными от мира. Такие люди не могут открыть другим свои интересы и мысли, ведь, как правило, останутся непонятыми.
- Они часто впадают в депрессию и нередко страдают от заниженной самооценки. Их первый и самый жёсткий критик – это они сами.
Новое видео:
Источник
8 признаков того, что вы сильный человек с чувствительной душой
Наш мир полон противоречий. Многие верят в то, что человек может быть либо сильным, либо чувствительным, но никогда эти качества не сочетаются в одной личности. Это мнение более чем ошибочно.
В мире есть люди, которые могут быть одновременно и сильными, и чувствительными. Считаете, что вы тоже относитесь к категории таких людей? Давайте выясним, так ли это.
Вот 8 отличительных черт сильных личностей с тонкой душевной организацией.
1. Они не позволяют грубо обходиться ни с собой, ни с другими людьми.
Если что-то кажется сильному, но чувствительному человеку неправильным, он никогда не будет об этом молчать. Когда он видит, что с кем-то обходятся грубо или несправедливо, он обязательно встанет на защиту.
Сильные люди с тонкой душой не боятся во всеуслышание говорить о том, что кто-то ведет себя неправильно.
2. Они умеют слушать.
Сильный человек с тонкой душевной организацией всегда готов поддержать близкого, когда тот расстроен или разозлен. Он готов выслушать тогда, когда это нужно.
На такого человека всегда можно положиться в трудный момент. Он хочет знать, чем обеспокоены те, кого он любит. Хочет помочь и поддержать их.
3. Такие люди защищают тех, кто им дорог.
Никто не посмеет издеваться над людьми, которых любит сильной человек с тонкой душой.
Если вы являетесь одним из таких людей, то всегда встаете на защиту ваших близких (кто бы их ни обидел).
4. Они легко ограничивают общение с токсичными личностями.
Есть люди, которые заботятся только о себе. Они сделают все для того, чтобы у них было то, что им нужно. При этом им нет дела до того, как их поступки отразятся на окружающих.
Если сильный человек с тонкой душой понимает, что кто-то из его окружения причиняет ему боль и страдания, он прерывает общение.
5. Они нуждаются в личном времени и пространстве.
Такие люди много времени тратят на поддержку и защиту тех, кто им дорог. Именно поэтому сильному, но чувствительному человеку время от времени бывает необходимо побыть наедине с самим собой.
Вокруг него может происходить так много всего, что это просто становится невозможно выдерживать. Такому человеку нужно время на то, чтобы вновь набраться сил. Как только он перезарядится, вновь станет опорой и поддержкой для окружающих.
6. Такие люди не привлекают к себе внимание.
Если вы действительно являетесь сильным человеком с тонкой душевной организацией, то не нуждаетесь в одобрении окружающих. Вы не выворачиваетесь наизнанку для того, чтобы получить каплю внимания.
Иногда такие люди могут оказаться в центре внимания, но никогда не привлекают его к себе целенаправленно.
7. Они не боятся говорить о своих чувствах.
Когда сильного человека с тонкой душой беспокоит что-то, он знает, как ему поступить. Он не стесняется говорить о своих чувствах и не стыдится своих эмоций.
Такой человек знает, что иногда может грустить или злиться. Он понимает, что это нормально.
8. Они выбирают, кого хотят сделать частью своей жизни.
Хоть сильному человеку с тонкой душой и нравится проводить время в окружении других людей, у него немного друзей. Ему хочется общаться больше с теми, кому он действительно небезразличен.
Если все, о чем говорилось в этой статье, про вас – велики шансы на то, что вы не только сильный (морально), но и весьма чувствительный человек. Миру нужны такие люди. Вы отстаиваете то, что, по вашему мнению, является правильным. Вы весьма жесткий, но и заботливый человек. Вы можете получить то, что хотите, не причинив никому зла. Гордитесь собой. Продолжайте в том же духе.
Новое видео:
Источник
Вопрос 118. О происхождении человека от человека в смысле его души
Теперь мы исследуем происхождение человека от человека: Во-первых, в смысле души; во-вторых, в смысле тела. Под первым заглавием наличествует три пункта: 1) передается ли чувственная душа через посредство семени; 2) передается ли подобным же образом и умственная душа; 3) были ли все души сотворены одновременно.
Раздел 1. Передается ли чувственная душа через посредство семени?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1.Кажется, что чувственная душа не передается через посредство семени, а создается Богом. В самом деле, любая приводимая к бытию совершенная и не составленная из материи и формы субстанция обретает свое бытие не путем порождения, а путем сотворения, поскольку ничто не порождается помимо материи. Но чувственная душа – это совершенная субстанция, в противном случае она не могла бы приводить в движение тело, и при этом, будучи формой тела, она не составлена из материи и формы. Следовательно, она приводится к бытию не путем порождения, а путем сотворения.
Возражение 2.Далее, в живых существах началом порождения является производящая сила, которая, будучи одной из сил растительной души, относится к более низкому порядку, чем чувственная душа. Но ничто не действует вне пределов своего вида. Следовательно, чувственная душа не может быть обусловлена производящей силой животного.
Возражение 3.Далее, порождающий порождает себе подобное, в связи с чем в причине порождения форма порождающего необходимо должна находиться актуально. Но ни сама чувственная душа, ни какая-либо из ее частей актуально не находится в семени, поскольку ни одна из частей чувственной души не находится где-либо еще помимо некоторой части тела, в то время как в семени нет даже [малейшей] частицы тела, поскольку нет такой частицы тела, которая не была бы произведена из семени и из его силы. Следовательно, чувственная душа не порождается через семя.
Возражение 4.Кроме того, если допустить, что в семени находится какое-нибудь производящее чувственную душу начало, то это начало либо остается после рождения животного, либо нет. Но оставаться оно не может, поскольку в таком случае оно либо было бы тождественным чувственной душе рожденного, что невозможно, поскольку тогда были бы также тождественны рождающий и рожденный, создатель и созданный; либо же было бы отличным, что также невозможно, поскольку уже было доказано (76, 4), что в животном наличествует только одно формальное начало, а именно душа. Если, с другой стороны, вышеупомянутое начало не остается, то, опять же, это кажется невозможным, ибо в таком случае действие действователя было бы направлено на его собственное уничтожение, чего быть не может. Следовательно, чувственная душа не порождается через семя.
Этому противоречит следующее: сила в семени так относится к порожденному из семени животному, как сила в элементах мира – к произведенным из этих элементов животным, [возникшим] например, в результате гниения. Но в последних душа производится из силы элементов, согласно сказанному [в Писании]: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую» ( Быт 1, 20 ). Поэтому и души порожденных из семени животных производятся семенной силой.
Отвечаю: иные полагали, что чувственные души животных сотворены Богом (65, 4). Это мнение было бы верным, если бы чувственная душа была субсистентной и осуществляла бытие и деятельность через самое себя. В самом деле, происхождение того, что осуществляет бытие и деятельность через самое себя, необходимо должно быть адекватным. И поскольку простая и субсистентная вещь не может быть сделана иначе, как только путем сотворения, то из этого бы следовало, что чувственная душа приводится к бытию путем сотворения.
Но это мнение, а именно, что такое бытие и деятельность свойственны чувственной душе, как было разъяснено выше (75,3), ложно, поскольку в таком случае ее бытие не прекращалось бы вместе с гибелью тела. Поэтому, коль скоро она не является самосущей формой, ее отношение к бытию подобно отношению к нему телесных форм, которым бытие не принадлежит как нечто собственное, но о которых говорится как о существующих постольку, поскольку через них обладают бытием сущие соединения.
Но соединениям присуще быть произведенными. И коль скоро производящий подобен произведенному, то из это необходимо следует, что чувственная душа, равно как и все другие подобные формы, естественным образом обретает бытие благодаря некому телесному действователю, который приводит материю от потенциальности к актуальности через посредство определенной наличествующей в нем телесной силы.
Затем, чем могущественнее действователь, тем большими возможностями обладает его действие; например, чем горячее тело, тем на большее расстояние распространяется его тепло. Поэтому лишенные жизни и самые низкие в порядке природы тела производят себе подобное не через нечто посредствующее, а только лишь через самое себя; так, огонь сам производит огонь. А вот одушевленные и более могущественные тела могут производить себе подобное как непосредственно, так и через посредство чего-то еще. Непосредственно – при питании, когда плоть производит плоть; опосредованно – при порождении, поскольку семя животного или растения получает некоторую активную силу из души производящего подобно тому, как орудие получает некоторую движущую силу от основного действователя. И поскольку неважно, говорим ли мы, что нечто движется орудием или же – основным действователем, точно так же неважно, говорим ли мы, что душа произведенного обусловливается производящим или же – некоторой сообщенной производящим семенной силой.
Ответ на возражение 1. Чувственная душа не является совершенной самосущей субстанцией. Об этом было сказано достаточно (75,3), и потому нет никакой нужды здесь все это повторять.
Ответ на возражение 2. Производящая сила порождает не только своим собственным действием, но и действием всей души, силой которой она является. Поэтому производящая сила растения производит растение, а производящая сила животного порождает животное. Ведь чем совершенней душа, тем к более совершенному следствию определена ее производящая сила.
Ответ на возражение 3. Находящаяся в семени и происходящая из души производящего активная сила является, в сущности, некоторым движением этой души, но никак не душой или какой-либо ее частью, разве что виртуально; это подобно тому как форма кровати находится не в пиле или топоре, но в некотором движении к этой форме. Следовательно, нет никакой нужды в том, чтобы эта активная сила обладала каким-либо актуальным органом. Ей вполне достаточно основываться на [жизненном] духе семени, о наличии там которого свидетельствует пенистость и белизна последнего. В этом духе, помимо прочего, наличествует некоторая теплота, полученная им от силы небесных тел, через посредство которой низшие тела также подвигаются к внутривидовому порождению, о чем было сказано выше (115, 3). И поскольку в этом [жизненном] духе одновременно наличествуют силы души и небесного тела, постольку и сказано, что «человек и солнце порождают человека» 744 . Кроме того, как известно, производящая сила души, равно как и питательная, инструментально использует теплоту элементов 745 .
Ответ на возражение 4. В совершенных животных, происходящих в результате соития, активная сила, как говорит Философ, находится в мужском семени, а зародышевая материя – в женщине 746 . В этой материи растительная душа существует изначально, причем в качестве не второго, а первого акта, наподобие того, как чувственная душа находится в спящем. И как только к ней начинает поступать пища, она тотчас же приступает к актуальной деятельности. При этом указанная материя преобразуется под воздействием находящейся в мужском семени силы до тех пор, пока актуально не оформится чувственной душой, что никоим образом не означает, будто бы находящаяся в семени сила становится чувственной душой, поскольку в таком случае, действительно, производящий и произведенный были бы идентичны и, кроме того, тогда бы речь скорее шла о питании и росте, чем о порождении. И после того, как в одной из основных частей порождаемой вещи с помощью силы находящегося в семени активного начала создается чувственная душа, она тотчас же приступает к деятельности по совершенствованию своего тела через посредство питания и роста. Что же касается находившейся в семени активной силы, то с растворением семени она прекращается и ее [жизненный] дух исчезает. И в этом нет ничего нелепого, поскольку указанная сила суть не начало, а инструментальный действователь, а движение орудия прекращается сразу же после того, как возникает следствие.
Раздел 2. Происходит ли из семени умственная душа?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1.Кажется, что умственная душа происходит из семени. В самом деле, [в Писании] сказано: «Всех душ, [пришедших с Иаковом в Египет] которые произошли из чресл его. всего шестьдесят шесть» ( Быт. 46, 26 ). Но как о происходящем из чресл человека говорится о том, что происходит из его семени. Следовательно, умственная душа происходит из семени.
Возражение 2.Далее, как было показано выше (76, 3), чувственная, умственная и растительная душа в человеке по субстанции суть одно. Но чувственная душа человека, равно как и других животных, происходит из семени; в самом деле, Философ говорит, что [человек происходит не так, что животное и человек возникают одновременно, а так, что] что сперва возникает животное с чувственной душой 747 . Следовательно, умственная душа также происходит из семени.
Возражение 3.Далее, для того чтобы из материи и формы получилось нечто одно, на эти материю и форму должно быть направлено действие одного и того же действователя. Но умственная душа – это форма человеческого тела, которое происходит благодаря семенной силе. Следовательно, умственная душа также происходит благодаря семенной силе.
Возражение 4.Далее, человек рождает себе подобное по виду. Но человеческий вид является таковым благодаря разумной душе. Следовательно, разумная душа происходит от рождающего.
Возражение 5.Кроме того, нельзя говорить, будто бы Бог участвует в грехе. Но если бы разумная душа создавалась Богом, то в некоторых случаях Бог принимал бы участие в грехе прелюбодеяния, поскольку среди детей есть и незаконнорожденные. Следовательно, разумная душа не создается Богом.
Этому противоречит сказанное о том, что «разумная душа не порождается в результате соития» 748 .
Отвечаю: представляется невозможным, чтобы существующая в материи активная сила была способна распространять свое действие вплоть до создания нематериальных следствий. Но очевидно, что умственное начало в человеке превосходит материю, поскольку в его деятельности тело не задействовано вообще. Поэтому семенная сила никак не может производить умственное начало.
Далее, семенные силы действуют через душу рождающего постольку, поскольку душа рождающего является использующим тело для своей деятельности актом тела. Но тело никак не участвует в деятельности ума. Поэтому сила умственного начала не может вследствие своей умственности воздействовать на семя. На основании этого Философ делает вывод, что «ум прибывает извне» 749 .
Далее, коль скоро умственная душа осуществляет независимую от тела деятельность, она, как было доказано выше (75, 2), обладает самобытием, а потому обладает и соответствующим происхождением и бытием. Кроме того, коль скоро она является нематериальной субстанцией, то и возникает не в результате рождения, а в результате сотворения Богом. Таким образом, утверждать, что умственная душа обусловливается рождающим, есть то же самое, что утверждать, что она не обладает самобытием и, значит, уничтожается вместе с телом. Следовательно, говорить, что умственная душа передается вместе с семенем, означает проповедовать ересь.
Ответ на возражение 1. В приведенной цитате вследствие использования риторической фигуры синекдоха целое, а именно вся душа человека, подменяется частью.
Ответ на возражение 2. Есть мнение, что будто бы наблюдаемые в зародыше жизненные функции связаны не с его душой, а либо с душой матери, либо же со способствующей развитию силой семени. То и другое объяснение ложно, поскольку такие жизненные функции, как ощущение, питание и рост не могут быть основаны на внешнем начале. Следовательно, должно говорить, что душа находится в самом эмбрионе, [причем] вначале – питающая, далее – чувственная и, наконец, умственная душа.
В связи с этим некоторые утверждают, что к возникающей в самом начале растительной душе впоследствии добавляется еще одна, а именно чувственная, а еще позже к ним присоединяется и третья, умственная душа. В результате в человеке насчитывают три души, причем каждую последующую полагают находящейся в состоянии возможности по отношению к предыдущей. Это мнение мы уже [рассмотрели и] опровергли ранее (76, 3).
Поэтому другие думают, что одна и та же душа, которая изначально является только растительной, затем благодаря действию семенных сил становится чувственной и, наконец, та же самая душа становится умственной, но не под воздействием активной семенной силы, а благодаря силе более возвышенного действователя, т. е. вследствие просвещения Богом [души] извне. Поэтому Философ и говорит, что ум прибывает извне. Но и это мнение ошибочно [и вот почему]. Во-первых, потому что никакая субстанциальная форма не может быть «более» или «менее» такой-то, и, следовательно, прибавление большего совершенства означает установление нового вида подобно тому, как прибавление единицы устанавливает новый вид числа. Но невозможно, чтобы одна и та же форма принадлежала к различным видам. Во-вторых, потому что из этого бы следовало, что порождение животного – это непрерывное и постепенное движение от несовершенного к совершенному, как это имеет место при изменении. В-третьих, потому что из этого бы следовало, что порождение человека или животного – это не просто порождение, так как субъект [этого порождения] являлся бы актуальной сущностью. В самом деле, если растительная душа изначально присутствует в материи порождаемого и впоследствии лишь постепенно совершенствуется, то это подразумевает, что дальнейшее совершенство прибавляется к предшествующему без уничтожения последнего. Но это противоречит самой природе порождения в собственном смысле слова. В-четвертых, потому что обусловливаемое действием Бога субсистентно, и, таким образом, оно должно было бы сущностно отличаться от ранее существовавшей формы, которая не такова. Выходит, мы либо должны были бы вернуться к мнению тех, которые утверждали существование в теле нескольких душ, либо же отказаться от [идеи] субсистентности и признать умственную душу всего лишь [новым этапом] совершенствования существовавшей до нее души, из чего бы с необходимостью следовало, что умственная душа погибает вместе с телом, с чем мы никак согласиться не можем.
Есть и еще одно объяснение, приводимое теми, согласно которым во всех людях наличествует один и тот же общий всем ум, каковое мнение было опровергнуто нами выше (76, 2).
Поэтому нам надлежит говорить, что коль скоро возникновение одной вещи есть в то же время уничтожение другой, то из этого с необходимостью следует, что как у людей, так и у других животных возникновение более совершенной формы сопровождается уничтожением формы предшествующей, и при этом последующая форма как сохраняет в себе все совершенства предшествующей, так и привносит нечто свое. Таким образом, через последовательный ряд возникновений и уничтожений человек и любое другое животное достигает своей конечной сущностной формы. Это особенно очевидно для чувств, когда речь идет о животных, возникающих в результате гниения. Из сказанного можно заключить, что умственная душа создается Богом в конце человеческого порождения, и эта душа в то же самое время является чувственной и растительной, поскольку содержит в себе совершенства существовавших до нее и уничтоженных форм.
Ответ на возражение 3. Этот аргумент имеет силу в том случае, когда речь идет о двух разных и не упорядоченных друг относительно друга действователях. Но если действователи упорядочены, то нет ничего несообразного в том, что сила более возвышенного действователя достигает конечной формы, в то время как силы низших действователей простираются только на некоторое расположение материи; так, при порождении животного семенные силы располагают материю, а сила души придает форму. Затем, из вышесказанного (105, 5; 110, 1) очевидно, что вся телесная природа действует как орудие духовной силы, и в первую очередь – Бога. Поэтому ничто не препятствует тому, чтобы тело формировалось благодаря телесной силе, а умственная душа происходила от Бога.
Ответ на возражение 4. Человек рождает себе подобное постольку, поскольку его семенная сила располагает материю к восприятию формы определенного вида.
Ответ на возражение 5. В действии прелюбодея есть то, что имеет природу блага, и в этом участвует Бог, а в том зле, что происходит от неупорядоченного вожделения, Бог не участвует.
Раздел 3. Были ли все человеческие души сотворены одновременно в начале мира?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1.Кажется, что человеческие души были сотворены одновременно в начале мира. В самом деле, [в Писании] сказано: «Бог., почил от всех дел Своих, которые делал» ( Быт. 2, 2 ). Но это не соответствовало бы истине, если бы Он ежедневно творил новые души. Следовательно, все души были сотворены одновременно.
Возражение 2.Далее, духовные субстанции в первую очередь составляют совершенство вселенной. Поэтому, если бы души создавались вместе с телами, то ежедневно к совершенству вселенной прибавлялось бы неисчислимое множество духовных субстанций, из чего бы следовало, что изначально вселенная не была совершенна. Но этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что «Бог совершил» все «дела Свои» ( Быт. 2, 2 ).
Возражение 3.Далее, конец вещи адекватен ее началу. Но когда тело гибнет, умственная душа сохраняется. Следовательно, ее бытие предшествует бытию тела.
Этому противоречит сказанное о том, что «душа создается вместе с телом» 750 .
Отвечаю: иные утверждали, что соединение умственной души с телом акцидентно, и что душа обладает той же природой, что и не соединенные с телами духовные субстанции. Поэтому они говорили, что человеческие души были сотворены вместе с ангелами в самом начале. Но это утверждение ложно [и вот почему]. Во-первых, [оно ложно] в самом своем основании. В самом деле, если бы соединение души с телом было акцидентным, то из этого бы следовало, что или результат этого соединения, человек, обладает акцидентным бытием, или же что человек – это только душа, что, как было доказано выше (75, 4), вовсе не так. Кроме того, различие природ ангела и человеческой души легко показать на основании различий в их модусах мышления, о чем также было говорено (55, 2; 85, 1), поскольку, как было показано (84, 7; 85, 1), человек мыслит через посредство чувств и воображения. Таким образом, душа должна быть соединена с телом, ибо это – необходимое условие для деятельности чувств, чего никак нельзя сказать об ангеле. Во-вторых, нетрудно доказать, что это утверждение ложно само по себе. В самом деле, если для души естественно быть соединенной с телом, то, следовательно, не быть соединенной с телом для нее неестественно и означает быть лишенной природного совершенства. Но было бы нелепым утверждать, что Бог в начале Своих дел творил нечто несовершенное и неестественное: ведь не сотворил же Он человека без рук или ног, каковые суть естественные части человека. Тем более было бы странным, если бы Он сотворил душу без тела.
Но если кто-либо возразит, что для души вовсе не естественно быть соединенной с телом, то он должен будет назвать причину того, почему она все же соединена с телом. А причина эта должна состоять или в том, что душа этого желает, или в чем-то другом. Если [нам скажут, что она состоит] в том, что душа этого желает, то [мы возразим, что] это нелепо [и вот почему]. Во-первых, потому что было бы странным, если бы душа желала быть соединенной с телом без какой-либо на то надобности, а если такая надобность все же имеется, то такое соединение естественно, поскольку природа не испытывает недостатка в необходимом. Во-вторых, потому что невозможно объяснить, по какой такой причине сотворенная в начале мира душа по истечении столь длительного периода времени вдруг возжелала быть соединенной с телом. А ведь духовные субстанции пребывают вне времени и выше небесных обращений. В-третьих, потому что в таком случае это вот тело было бы соединено с этой вот душой совершенно случайно, так как для осуществления такого соединения потребовалось бы совпадение двух пожеланий, а именно привходящей души и души рождающего. Если же это соединение не является со стороны души ни добровольным, ни естественным, то в таком случае оно должно возникать в результате действия какой-то принуждающей причины, являться несчастьем и, по сути, наказанием души. Нечто подобное утверждал Ориген, полагая, что в теле душа отбывает наказание за [свои предшествующие] грехи. Но коль скоро все эти утверждения вздорны, то нам следует согласиться с тем, что души не были созданы прежде тел, но создаются вместе с ними, непосредственно перед соединением.
Ответ на возражение 1. О Боге говорится как о почившем в день седьмой не от всех дел, поскольку [в Писании] сказано: «Отец Мой доныне делает» ( Ин. 5, 17 ), а от сотворения новых родов и видов, которые, возможно, не были созданы во время тех первых дел. И в этом смысле, т. е. в смысле подобия вида, все создаваемые души, в том числе и душа Адама, уже существовали в тех первых делах.
Ответ на возражение 2. К совершенству вселенной не может ежедневно прибавляться то, что относится к количеству видов, а не к количеству индивидов.
Ответ на возражение 3. Душа остается без тела вследствие гибели тела, происходящей из-за греха. Поэтому не следует думать, будто бы Бог изначально должен был создавать душу без тела, ибо [в Писании] сказано: «Бог не сотворил смерти. Нечестивые привлекли ее и руками, и словами» ( Прем. 1, 13, 16 ).
Источник