Проект «Чувства и эмоции»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Проект направлен на развитие эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС, целями и задачами основной образовательной программы МДОУ «Детский сад №191» «От рождения до школы» и приоритетным направлением работы педагога-психолога. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Тема «Чувства и эмоции» выбрана нами не случайно. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Так же благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.
Благодаря данному проекту дети должны понять, что все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и «ладим» с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за «ширму», они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, а во-вторых, мы их необуздаем, если подведет «ширма».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Эмоциональный мир ребёнка» | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Что такое эмоции?» Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка.
Знакомство с миром эмоций.
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред.
Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о.
В статье представлены теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Разобраны условия развития эмоций и чувств у дошкольников. Даны практические советы и ряд упражнений для ро.
Источник
Проект «В мире чувств и эмоций»
Анна Соболева
Проект «В мире чувств и эмоций»
Тип проекта: по доминирующему виду деятельности — практико-ориентированный, по продолжительности – долговременный
Участники проекта: дети 4-7 лет, воспитатели, родители
Срок реализации: ноябрь 2018 г — апрель 2019 г
Цель: развитие эмоциональной-личностной сферы детей дошкольного возраста.
Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.
Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.
Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).
Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.
Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.
Описание проекта: классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т. д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.
1. Воспитатели и родители стремятся к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки это важнейший источник формирования чувств дошкольника.
2. Дети умеют справляться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками,
3. Развита способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить его;
4. Созданы — положительное эмоциональное настроение и атмосфера принятия каждого.
Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Источник
Проект » Эмоции»
Автор: ивушкина екатерина александровна
Проект «Разноцветное настроение»
Продукт проекта : панно «Эмоции человека»,буклет «Азбука настроения» .
Цель проекта: способствовать социализации (формированию начальных социальных ориентаций) детей посредством развития их эмоциональной сферы, обогащения эмоционального опыта, уточнения и расширения представлений об эмоциях и чувствах, их проявлениях и причинах; развитие монологической и диалогической речи у детей компенсирующей группы с ТНР.
1.Обогащать представления детей об эмоциональной сфере человека (проявлениях и разнообразии эмоций: радость, удивление, страх, гнев, горе, печаль; чувств и состояний, их вербальном и невербальном выражении, причинах, их вызвавших).
2.Формировать умение устанавливать связи проявлением эмоций, чувств, состояний и причин их возникновения (состояние здоровья (усталость, болезнь), обиды и тревоги).
3.Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать эмоциональные состояния и настроение окружающих людей, учитывать в собственном поведении. Содействовать освоению адекватных и этичных форм оказания содействия и эмпатии, проявления чувств и отношения к другим людям, событиям.
4.Знакомить детей с некоторыми адекватными способами сдерживания или корректного выражения (формулирование просьб, вопросов, замечаний, претензий), способов разрешения конфликтов. Содействовать осознанию необходимости их использования.
5.Активизировать проявление эмпатии в разнообразных ситуациях на основе восприятия эмоциональных состояний других людей.
6.Развивать умения различать эмоциональные проявления и состояния (эмоциональная перцепция) и выражать эмоции адекватными способами.
7.Обогащать художественно-эстетический опыт детей в процессе приобщения к литературным, музыкальным, художественным образам, раскрашивающим мир чувств и переживаний: знакомство с произведениями фольклора, авторских и народных сказок, раскрывающих тему.
8.Показывать возможность сопоставления эмоциональной сферы людей и некоторых проявлений мира (музыки, природы, образов изобразительного искусства, цвета, пластики). Развивать художественно-эстетическое восприятие: содействие проявлению эмоционально-эстетического отклика на выразительные художественные образы, обогащению представлений о средствах и способах выражения эмоционального настроения и характера (мимикой, позой, жестами, колористическим и композиционным решением в произведениях изоискусства; образности, интонационным, ритмическим рисунком в музыке и литературе).
9.Содействовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и проявлений, рефлексии, направленной на анализ собственного эмоционального состояния, чувств.
10.Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающих выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх); стимулировать к созданию выразительных образов, проявлению собственного отношения, средствами художественной деятельности (цветом, ритмом, мелодией, движением, интонацией) передавать разные эмоциональные состояния, чувства, проявления.
11.Развивать связную речь: составление описательных и повествовательных рассказов, развитие речи-доказательства, обогащение словаря за счет слов, отражающих разные эмоциональные состояния и чувства человека, характеристики эмоциональных проявлений.
12.Развивать познавательную деятельность: освоение средств и способов получения и преобразования информации (кодирование информации символами, проведение интервью, обращение к разным источникам информации), развитие целеполагания, рефлексивных умений, познавательных интересов (умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы).
13.Содействовать развитию аналитико-синтетических умений и действий (поиск различий, общего, сравнение, выделение существенных связей) в процессе логико-математической деятельности (решения логических задач и проблемных ситуаций).
14.Развивать элементарные учебные умения: слушать других, действовать по образцу, по условию, принимать задачу.
Содержание и формы работы.
Проблемная ситуация. Педагог предлагает детям вспомнить приключения Буратино, уточняет представления детей о театре, в который спешил герой, персонажах: вечно печальный и грустный Пьеро, задорный, веселый Арлекин, милая, требовательная Мальвина, верные Артемон, злой Карабас. Педагог описывает ситуацию: Пьеро, Арлекино и Буратино поссорились: каждый думает, что именно он правильно изображает настроение (веселья или грусти). Предлагает детям помочь Буратино, для которого очень сложно понять, что такое настроение, какое оно бывает, в чем оно проявляется, узнать тайны настроения.
Педагог предлагает послушать стихотворение, подводит детей к идее составить «Азбуку настроения», помогает выделить рубрики и определить направление поиска.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселиться? Кто грустит?
Кто испугался? Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Вопросы для активизации деятельности:
· Какое бывает настроение?
· Бывает ли улыбка печальной или злой?
· Сколько раз может меняться настроение?
· Почему мы грустим? Тревожимся?
· Как прогнать грусть?
· Бывают ли в жизни Царевны Несмеяны и кто такие оптимисты?
· Бывает ли настроение у картины?
· Какого цвета грусть?
· Какого «вкуса» грусть, обида, радость, печаль?
· Какой, на ваш взгляд, самый веселый персонаж сказок (самый грустный, злой)?
Обсуждение вариантов оформления буклета, возможных рубрик: цвета настроения; звуки настроения; запахи настроения; полезные советы о том, как сохранить (вернуть) настроение; о чем рассказывает улыбка; радостные и грустные слова (музыка, рецепты) и т.п.
Содержание и формы работы:
· Заполнение страниц «Азбуки»;
· Презентация материалов для родителей в рамках «дня улыбки»
Возможный вариант проведения дня улыбки : конкурс «Что? Где? Когда?»
Выполнение этюдов, рисование «самой счастливой улыбки» (соревнование команд, рисование с закрытыми глазами), разгадывание родителями придуманных детьми загадок и ребусов, чтение стихов, вручение памяток о хорошем настроении».
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности
Образовательная деятельность в режимных моментах
Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)
Взаимодействие с родителями
Поиск информации: чтение литературы, рассматривание фотографий семейного архива(«Мы улыбаемся или грустим», «О чем рассказывает фотография?»),репродукций; иллюстраций по теме.
Игры с зеркалом «Самая радостная улыбка».
Составление коллекции пиктограмм – символических отображений разных эмоциональных состояний.
Рассматривание фотографий, их сортировка по проявлению эмоций («Экран радости- экран грусти»)
Выбор фотографий по теме из семейного архива, подбор к ней интересного названия
Беседа с использованием иллюстративного материала о проявлении эмоций «Мы улыбаемся, мы грустим: каким бывает настроение?»: уточнение представлений о разных эмоциях и чувствах ,вызвавших их причинах, особенностях проявлений.
Беседа с использованием иллюстративного материала «О чем рассказывают цвет, линия и жест» (о соотношении настроения и цвета, настроения и позы): уточнение, расширение представлений детей об особенностях цвета и оттенков
Чтение стихотворений и литературных фрагментов с описанием разных эмоциональных состояний, настроения, проявлений: И.Демьянова «Трусов Федя», С. Афонькин «Как побороть страх?», К. Чуковский «Мойдодыр» (фрагмент- описание гнева), русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (описание горя), О. Князева,
Р. Стеркина «Веселые и грустные», В. Кудрявцев «Страх», Д.Хармс «Что это было?», А.Кушнер «Что в углу?», И. Токмакова «Мне грустно», К. Чуковский «Радость».
Чтение пословиц и поговорок: «На сердитых воду возят», «Федул, что губы надул?», «День меркнет ночью, а человек-печалью».
Чтение дидактических сказок о соотношении цвета и настроения (характера) (например, Р.Чумичевой, Т.Дорновой, С.Золочевского и др.).
Игра «Изобрази»: отображение мимикой, пластикой, интонацией разных состояний, проявлений (веселый-грустный, радостный –злой, тревожный-спокойный).
Варианты: «Превращение», «Изобрази настроение» *
Настольно-печатные игры «Радость-грусть» (по типу лото или домино):
сопоставление выражения эмоций (пиктограммы) с событием или явлением.
Составление «Радуги настроения»:
Отражение смайликами-символами настроения цветов и оттенков.
Раскрашивание парных изображений по противоположным эмоциональным характеристикам (веселый-грустный пейзаж, веселый-грустный гном; радостный-злой, тревожный-спокойный).
Игры по типу «Море волнуется..»: «Веселая (грустная) фигура, замри»
Саморефлексия «Как часто мы улыбаемся друг другу?» (по материалам анкетирования или тестов)
Рассматривание портретных и жанровых изображений по теме, например ситуация «Тайна улыбки» или «Какие бывают улыбки?»:
эмоциональный отклик на выразительный художественный образ, выделение и понимание некоторых средств выразительности: мимики, позы, жестов (А.Венецианов «Вот те и батькин обед», К Лемох «Варька», В. Тропинин «Мальчик с жалейкой», И. Крамской «Мина Моисеев», В Васнецов «Несмеяна-царевна», «Кощей Бессмерьный», В. Суриков «Взятие снежного городка», Б.Кустодиев «Масленица»).
Образовательная ситуация «Бывает ли настроение у осени (зимы? Моря?)»: рассматривание пейзажных и жанровых изображений; выделение средств выразительности, используемых художниками для передачи настроения (И. Остроухов «Золотая осень»; И. Левитан «Долина реки. Осень», «Березовая роща»; И Бродский «Серый день», «Зимний пейзаж»; Ф. Васильев «Перед грозой»; В. Васнецов «Затишье»; И. Шишкин «Зима»; К.Юон «Мартовское солнце»; И. Айвазовский «Корабль среди бурного моря»).
Ситуация «Настроение музыки» (веселые и грустные песенки, мелодии): выделение ритма, мелодии как средств отражения и передачи настроения; разучивание песенок по теме; обогащение опыта слушания музыки (П. Чайковский «Детский альбом» («Неаполитанская песенка», «Болезнь куклы»), «Времена года» («Октябрь»).
Отбор информации для «Азбуки эмоций»: рисование пиктограмм жестов и поз, отображающих эмоции (по материалам репродукций).
Игры «Кому весело, кому грустно», «Найди портрет по схеме»**, «Тихий-громкий» (по материалам Е.М. Торшиловой).
Этюды-выражение разных эмоциональнах состояний и эмоций: «Зеркало», «Избразим голосом».
Драматизация произведений: разыгрывание эпизодов сказок, стихотворных форм, музыкальных фрагментов (А Пушкин «Унылая пора», Д. Хармс «Веселый старичок», Ю. Мориц «Храбрецы»,А.Барто «Девочка-ревушка»).
Прослушивание и разучивание различных по характеру и передаваемому настроению народных песен (плачи, заклички, калядки),современных песен («Вместе весело шагать по просторам»-муз. В. Шаинского,сл. М.Матусовского, «Какой чудесный день»- муз. А. Флярковского, сл.
Раскрашивание (изготовление) масок-эмоций, использование их в играх-драматизациях
Рисование семейного портрета ( по теме «Самое веселое…»).
Ситуация «Этикет. Тайны улыбки»: информация о правилах и способах поведения, выражение эмоций в определенных ситуациях: транспорте, семье, поликлинике и по отношению к разным людям (близким, незнакомым и знакомым, попавшим в беду).
Сочинение истории об эмоциях «Веселая и грустная страны»
Рисование портрета «Я»(с выбором эмоционального состояния)
Рассматривание иллюстраций А. Пахомова к книге стихотворений В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Чтение и обсуждение стихов и литературных фрагментов: Э.Мошковская «Обида», А.Барто «Разговор с дочкой».
Составление панно «Эмоции человека»
Сбор «Самых полезных рецептов от грусти»: советы, подвижные игры, хобби и т.п.
*Сомкова О.Н. Развиваем связную речь детей/ Дошкольник 5-7 лет в детском саду. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010.
** Курочкина Н.А. «О портретной живописи- детям».- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008; Т.И. Бабаева. Раздел «Мы учимся понимать эмоциональные состояния людей// Дошкольник 5-7 лет в детском саду. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010.
Тест «Громкий — Тихий» .
Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.
Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.
Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».
Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим, средним?
Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.
Источник