Что такое чувства какие бывают чувства

Содержание
  1. Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться
  2. Классификация чувств
  3. Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств
  4. Чем отличаются чувства от эмоций
  5. Как управлять своими чувствами
  6. Какими бывают чувства:
  7. Делаем Карту слов лучше вместе
  8. Ассоциации к слову «чувства&raquo
  9. Синонимы к слову «чувства&raquo
  10. Предложения со словом «чувство&raquo
  11. Цитаты из русской классики со словом «чувства»
  12. Значение слова «чувство&raquo
  13. Афоризмы русских писателей со словом «чувство&raquo
  14. Отправить комментарий
  15. Дополнительно
  16. Значение слова «чувство&raquo
  17. Предложения со словом «чувство&raquo
  18. Чувства
  19. Какие бывают чув­ства?
  20. Если чув­ство гнева нередко оце­ни­ва­ется как гре­хов­ное, то не про­ти­во­ре­чит ли это биб­лей­ским ука­за­ниям на то, что Бог гне­ва­ется?
  21. Почему пре­ступно раз­ру­шать хри­сти­ан­скую семью по при­чине несход­ства харак­те­рами?
  22. 1. 1. Чув­ствен­ное начало
  23. 1. 2. Чув­ства чело­века
  24. 1. 3. Анти­но­мия чувств

Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться

Классификация чувств

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

КРИТЕРИИ ВИДЫ
Валентность Положительные Отрицательные Нейтральные (амбивалентные)
Интенсивность Сильные Слабые Средние по силе
Стеничность Стенические (побуждающие к активности) Астенические (пассивные, расслабляющие)

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

Источник

Какими бывают чувства:

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: медлить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «чувства&raquo

Синонимы к слову «чувства&raquo

Предложения со словом «чувство&raquo

  • Со своей стороны, женщина, понимая, как нелегко её детям, начинает испытывать чувство вины за то, что не уделяет им должного внимания и они растут без её участия.

Цитаты из русской классики со словом «чувства»

  • Какое-то внутреннее чувство шептало ей не распечатывать таинственный конверт, но любопытство превозмогло, конверт сорван дрожащими руками, свеча придвинута, и глаза ее жадно пробегают первые строки. Письмо было написано приметно искаженным почерком, как будто боялись, что самые буквы изменят тайне. Вместо подписи имени, внизу рисовалась какая-то египетская каракула, очень похожая на пятна, видимые в луне, которым многие простолюдины придают какое-то символическое значение. Вот письмо от слова до слова:

Значение слова «чувство&raquo

ЧУ́ВСТВО , -а, ср. 1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «чувство&raquo

  • Чувства рождают идеи, и, наоборот, идеи питают чувства.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «чувство&raquo

ЧУ́ВСТВО , -а, ср. 1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств.

Читайте также:  Мир чувственных вещей картинках коменского

Предложения со словом «чувство&raquo

Со своей стороны, женщина, понимая, как нелегко её детям, начинает испытывать чувство вины за то, что не уделяет им должного внимания и они растут без её участия.

Добавьте к этому ген юмора, личные переживания и страдания предков, и вы получите собственное чувство юмора.

Чёрная туча боли и горя витала над деревней, заставляя испытывать неуютное чувство собственной вины и ненужности.

Источник

Чувства

Чу́вства — 1) сила души, обу­слов­ли­ва­ю­щая спо­соб­ность чело­века вос­при­ни­мать через опре­де­лен­ные органы (органы чувств) пред­меты мате­ри­аль­ного мира; спо­соб­ность чело­века испы­ты­вать опре­де­лен­ные пси­хо­фи­зи­че­ские ощу­ще­ния от воз­дей­ствия внеш­них раз­дра­жи­те­лей (в этом отно­ше­нии выде­ляют: зрение, слух, обо­ня­ние, вкус, ося­за­ние); 2) спо­соб­ность чело­века, свя­зан­ная с чув­ствен­ной сферой (силой) души, вос­при­ни­мать про­ис­хо­дя­щее, как при­ят­ное — непри­ят­ное, с удо­воль­ствием или недо­воль­ством (чув­ствен­ная сила при­над­ле­жит, наряду с разу­мом и волей, к основ­ным силам души); 3) созна­ние (пример: упал без чувств = упал, поте­ряв созна­ние); 4) эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния, душев­ные и духов­ные (напри­мер, чув­ство страха, чув­ство гнева; в пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии эти чув­ства отно­сят к про­яв­ле­ниям раз­дра­жи­тель­ной силы души).

«Владей чув­ствами, осо­бенно зре­нием и слухом, свяжи, держи язык. Кто не обуз­дает сих трех, того внут­рен­нее – в рас­хи­ще­нии, в рас­слаб­ле­нии и плене».
свя­ти­тель Феофан Затвор­ник

Какие бывают чув­ства?

В пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии раз­ли­чают разные группы чувств. Так, есть чув­ства телес­ные, есть душев­ные, а есть чув­ства, харак­те­ри­зу­ю­щие эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния чело­века.

Первые две группы чувств явля­ются при­над­леж­но­стью чело­века и отно­сятся к его осо­бен­но­стям.

Телес­ные чув­ства — зрение, слух, обо­ня­ние, вкус, ося­за­ние — опре­де­ляют спо­соб­ность чело­века испы­ты­вать раз­лич­ные (соот­вет­ству­ю­щие этим чув­ствам) пси­хо­фи­зи­че­ские ощу­ще­ния от внеш­них раз­дра­жи­те­лей. Бла­го­даря обла­да­нию дан­ными чув­ствами чело­век может видеть окру­жа­ю­щие его объ­екты (доступ­ные зрению); слы­шать раз­лич­ные звуки, шумы; раз­ли­чать запахи; вос­при­ни­мать вкус пищи и пития; ося­зать то-то и то-то.

Обла­да­ние душев­ными чув­ствами (чув­ствен­ной силой души) поз­во­ляет чело­веку опре­де­лять про­ис­хо­дя­щее с ним или в окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти как при­ят­ное — тягост­ное, вызы­ва­ю­щее доволь­ство — неудо­воль­ствие и т. п.

Иное пони­ма­ние сле­дует вкла­ды­вать в поня­тие «чув­ство», когда речь захо­дит о тре­тьей группе чувств. В данном зна­че­нии «чув­ство» интер­пре­ти­ру­ется как внут­рен­нее ощу­ще­ние опре­де­лен­ного пси­хо­ло­ги­че­ского состо­я­ния, напри­мер, страха (чув­ство страха), тре­воги (чув­ство тре­воги), тоски (чув­ство тоски), любви (чув­ство любви), стыда (чув­ство стыда), сим­па­тии или анти­па­тии, рев­но­сти, дове­рия или недо­ве­рия и пр.

К тре­тьей группе чувств можно отне­сти и чув­ства, свя­зан­ные с про­яв­ле­нием гре­хов­ного рас­по­ло­же­ния души, напри­мер, чув­ство зави­сти, чув­ство нена­ви­сти к ближ­нему, а также чув­ства, кото­рые в разных слу­чаях можно отне­сти как гре­хов­ным, так и к не гре­хов­ным, скажем, чув­ство обиды или чув­ство гнева.

Заме­тим, что неко­то­рые из пред­став­лен­ных в тре­тьей группе чувств сле­дует отли­чать от их про­яв­ле­ния. Так чув­ство гнева может не про­яв­ляться вовне. В этом случае чело­век, испы­ты­ва­ю­щий это чув­ство, будет выгля­деть ровным, спо­кой­ным, дру­же­любно настро­ен­ным по отно­ше­нию к тому, на кого гне­ва­ется.

Если чув­ство гнева нередко оце­ни­ва­ется как гре­хов­ное, то не про­ти­во­ре­чит ли это биб­лей­ским ука­за­ниям на то, что Бог гне­ва­ется?

Гнев нередко свя­зы­ва­ется в Писа­нии и свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре с грехом или даже оце­ни­ва­ется как про­яв­ле­ние гре­хов­ной стра­сти. Однако, далеко не всякая форма гнева явля­ется гре­хов­ной. Многое зави­сит от того, что именно послу­жило при­чи­ной гнева и как именно он про­яв­ля­ется.

Так, в Еван­гель­ской притче о Цар­стве Небес­ном) это Цар­ство упо­доб­ля­ется чело­веку-царю, устро­ив­шему брач­ный пир для своего сына и позвав­шему «званых». Но когда те, под раз­лич­ными пред­ло­гами, отка­за­лись идти на пир, а неко­то­рые из них даже дерз­нули оскор­бить и убить цар­ских рабов, царь раз­гне­вался и пока­рал убийц. Ясно, что в данной притче гнев не рас­смат­ри­ва­ется как грех.

Что же каса­ется прямых биб­лей­ских ука­за­ний на гнев Божий, их вообще нельзя вос­при­ни­мать бук­вально, в том смысле, будто Бог пере­шёл из одного эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния в другое: из спо­кой­ного в гнев­ли­вое. Как все­со­ве­решн­ный и неиз­ме­ня­е­мый, Бог всегда Себе равен, всегда Себе тож­де­ствен­нен. Божий гнев озна­чает здесь Божью реак­цию на без­за­ко­ние, про­яв­ле­ние Божьей Правды.

Почему пре­ступно раз­ру­шать хри­сти­ан­скую семью по при­чине несход­ства харак­те­рами?

В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии хри­сти­ан­ская семья — не просто союз двух людей. Соеди­ня­ясь брач­ными узами, муж­чина и жен­щина ста­но­вятся «одной плотью» ( Мф.19:5 ). Ска­зать больше, хри­сти­ан­ская семья — это малая цер­ковь. Всту­пая в брач­ный союз, жених и неве­ста выска­зы­вают перед лицем Божьим и ближ­ними слова жела­ния и готов­но­сти заклю­чить и хра­нить брач­ный союз. Хри­сти­ан­ский брак бла­го­слов­ля­ется Самим Богом, а «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает» ( Мф.19:6 ).

«Не сошлись харак­те­рами» — такая фор­му­ли­ровка нередко кла­дётся супру­гами в обос­но­ва­ние необ­хо­ди­мо­сти раз­вода. Но что значит «не сошлись харак­те­рами»? Зача­стую за этим кра­си­вым выра­же­нием кро­ются совер­шенно некра­си­вые вещи. Очень часто оно отра­жает не прин­ци­пи­аль­ную невоз­мож­ность сохра­нить брак, а баналь­ное неже­ла­ние супру­гов слу­шать и слы­шать друг друга, идти друг другу навстречу, жерт­во­вать, про­яв­лять пси­хо­ло­ги­че­скую гиб­кость, хри­сти­ан­ское сми­ре­ние и тер­пе­ние. Таким обра­зом, винов­ни­ком раз­ру­ше­ния семьи, винов­ни­ком нару­ше­ния запо­веди «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает» ока­зы­ва­ется не абстракт­ное «несход­ство харак­те­рами»; винов­ни­ками пре­ступ­ле­ния ока­зы­ва­ются сами супруги.

Не сошлись харак­те­рами? Улуч­шайте харак­теры, про­щайте друг друга, жерт­вуйте во имя любви. Это посте­пен­ный про­цесс, но воз­мож­ный для всех, иначе пока­я­ние было бы невоз­можно. Все святые – это люди, кото­рые в той или иной сте­пени изме­нили свой харак­тер.

1. 1. Чув­ствен­ное начало

Л.Ф. Шехов­цова, Ю.М. Зенько.

«Эле­менты пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии», Спб, 2005. Глава из книги.

Говоря о чув­ствен­ном начале, св. отцы имели в виду, прежде всего чув­ствен­ное позна­ние, органы чувств, кото­рые свя­зы­вают чело­века с внеш­ним миром. Посред­ством чувств душа соеди­ня­ется с есте­ством веще­ства. Внеш­ние чув­ства есть внеш­ний ум души.

Целост­ность души, по свя­то­оте­че­скому учению, про­яв­ля­ется в связи частей души и, в част­но­сти, во вклю­чен­но­сти ума в чув­ствен­ную реаль­ность. Умная сущ­ность соче­та­ется с чув­ствен­ной силой нашей при­роды, писал св. Гри­го­рий Нис­ский /Григорий Нис­ский. 1995/.

«Чув­ство – то, что пере­сы­лает уму пред­став­ле­ния о види­мом бытии … чув­ство – сред­ство пере­хода ума к бытию умо­по­сти­га­е­мому», – гово­рил Максим Испо­вед­ник [Максим Испо­вед­ник. 1993, с.178]. Таким обра­зом, с одной сто­роны, чув­ства свя­заны с умом и, с другой сто­роны, по мнению святых отцов, душа соеди­ня­ется с телес­ным есте­ством посред­ством чувств. Оче­видна двой­ствен­ность упо­треб­ле­ния поня­тия «чув­ства» у святых отцов, кото­рая при­сут­ствует и в совре­мен­ной пси­хо­ло­гии: с одной сто­роны, мы гово­рим об «орга­нах чувств» и чув­ствен­ном позна­нии, с другой сто­роны – о дина­мике чув­ствен­ной жизни как о эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ниях. И эта двой­ствен­ность тер­мина «чув­ство», веро­ятно, очень «неслу­чайна». Вспом­ним о есте­ствен­ном состо­я­нии целост­но­сти чело­века до гре­хо­па­де­ния – когда «пони­мать – чув­ство­вать – дей­ство­вать» было единым актом. Не «остатки» ли этой целост­но­сти мы наблю­даем, позна­вая внеш­нюю среду через сен­сор­ные каналы (органы чувств), сразу же оце­ни­вая ее (хотя бы по пара­метру «угрозы – без­опас­но­сти»), и, тем самым, как-то к ней «отно­сясь», то есть «чув­ствуем» ее. Иссле­до­ва­ния в обла­сти сен­со­рики пока­зали, что всякое ощу­ще­ние сопро­вож­да­ется эмо­ци­о­наль­ным фоном, «окра­шено» в эмо­ци­о­наль­ные тона. И даже поня­тие сен­сор­ного порога сего­дня заме­нено поня­тием «поро­го­вой зоны» – ибо в новей­ших иссле­до­ва­ниях пока­зано, что именно эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние чело­века в зна­чи­тель­ной сте­пени сме­щает порог, «раз­мы­вает» линию в про­стран­ство /Забродин, Лебе­дев, 1977/.

1. 2. Чув­ства чело­века

То, что в пси­хо­ло­гии пони­мают под чув­ствами как эмо­ци­о­наль­ной жизнью чело­века, в хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии соот­вет­ствует чув­ствам и в какой-то сте­пени – эмо­ци­о­нально-чув­ствен­ной сто­роне «сердца». Сердце св. отцами пони­ма­ется более широко, не только как эмо­ци­о­наль­ный орган, но как центр всех телесно-душев­ных и духов­ных сил чело­века. По их пред­став­ле­ниям оно не есть лишь мышеч­ный насос, пере­ка­чи­ва­ю­щий кровь по сосу­дам, а пред­став­ляет собой духов­ный центр всей жизни чело­века.

«Сердце телес­ное есть муску­ли­стый серчак – мясо, – писал епи­скоп Феофан Затвор­ник, – но чув­ствует не мясо, а душа, для чув­ства кото­рой мясное сердце служит только ору­дием, как мозг для ума» /Феофан Затвор­ник. 1994, с.112/

Св. отцы пишут, что сердце спо­собно мыс­лить и оно явля­ется вме­сти­ли­щем чувств, что ему при­сущи эмоции радо­сти, скорби, страха, реши­мо­сти и прочее. Сердце есть трон и «седа­лище души». В Библии напи­сано: «Больше всего обе­ре­га­е­мого обе­ре­гай свое сердце, ибо от него исхо­дит жизнь» ( Притч. 4:23 ).

Св. отцы под­чер­ки­вают, что в глу­бине сердца сокрыта любовь. В нем откры­вает себя Бог. Сер­деч­ный чело­век есть чело­век духов­ный; про­цесс само­по­зна­ния связан с глу­би­нами сердца. Истин­ная молитва исхо­дит из чистого сердца. Апо­стол Петр в своем первом посла­нии гово­рит: «Бла­женны чистые серд­цем» ( Мф. 5:8 ). «Сердце чисто сози­жди во мне Боже» ( Пс. 50 ), – взы­вает царь Давид.

«Тогда как умом чело­век хочет все собрать в себя, а волею – себя выра­зить вовне сердце пре­бы­вает в себе и вра­ща­ется внутри, не исходя. Видно, что оно лежит глубже тех сил дея­тель­ных, – пишет св. Феофан Затвор­ник, – и состав­ляет для них как бы под­кладку или основу. Однако… оно не то же для них, что сцена для дей­ству­ю­щих на ней лиц, а само при­ни­мает живое уча­стие в их дви­же­ниях» [Феофан Затвор­ник. 2003, с.422]. Св. Феофан пред­ла­гает рас­смат­ри­вать сердце как центр сил и как точку сопри­кос­но­ве­ния со всем сущим вне нас.

Раз­ви­вая мысль о сердце как о точке сопри­кос­но­ве­ния или седа­лище сим­па­тии, св. Феофан пишет о том, что чело­век может иметь сочув­ствие, живой союз с тем, что ему при­ятно – и выде­ляет три таких обла­сти: 1) Бог; 2) Боже­ствен­ный поря­док вещей, мир духов­ный и 3) мир веще­ствен­ный /Феофан Затвор­ник. 2003, с. 505/.

  1. Что сла­дост­нее Боже­ствен­ного? – спра­ши­вает св. Феофан. Необ­хо­ди­мым след­ствием живого союза с Богом должно бы быть у чело­века бес­стра­стие ко всему дру­гому, – пола­гает свя­ти­тель. Если сердце – сосуд, и его напол­нить Боже­ствен­ным, то места дру­гому не най­дется. Однако сердце греш­ника любит услаж­даться чув­ствен­ным, в нем есть один какой-нибудь пред­мет, в кото­ром оно пре­бы­вает денно и нощно и кото­рый есть то, что заме­няет Бога. Страсть есть идо­ло­по­клон­ство /там же, с. 424/
  2. Сочув­ствие чело­века миру духов­ному – это сим­па­тия к анге­лам и людям. При­знак отчуж­де­ния от духов­ного мира – неве­рие в анге­лов, рав­но­ду­шие к людям. Отде­лив­шись от срод­ных себе братий, заме­чает св. Феофан, чело­век любу­ется отра­же­нием своего лица с радуж­ным его оси­я­нием в вещах, среди про­из­ве­де­ний своего ума и дея­тель­но­сти или среди людей, при посред­стве кото­рых может питаться его само­до­воль­ство /там же, с. 427/.
Читайте также:  Способность медицинского работника понимать эмоциональное состояние

Мера пога­ше­ния стра­стей есть мера срод­не­ния с чело­ве­че­ством и анге­лами, жела­ние все чело­ве­че­ство обнять единым объ­я­тием и счи­тать родным послед­ней­шего в свете чело­века.

  1. Сочув­ствие с миром веще­ствен­ным – это отно­ше­ние к при­роде, к живым тварям – радо­ва­ние тво­ре­ниям Божиим.

В «сердце» как центре всех сил чело­века, в том числе и чувств, можно раз­ли­чать чув­ства духов­ные и животно-чув­ствен­ные /Феофан Затвор­ник, 2003/:

1) Духов­ные чув­ства суть те изме­не­ния в сердце, кото­рые про­ис­хо­дят в нем от созер­ца­ния или воз­дей­ствия духов­ного мира. Иначе их назы­вают рели­ги­оз­ными чув­ство­ва­ни­ями.

Сло­вами «рели­ги­оз­ное чув­ство» обо­зна­ча­ется та группа чувств, кото­рые свя­заны с пред­став­ле­ни­ями о Боге и сверх­чув­ствен­ном мире. До рево­лю­ции у нас чаще гово­рили о чув­ство­ва­ниях и чув­ствах, а в послед­нее время стали упо­треб­лять и термин «пере­жи­ва­ния» [Васи­люк. 1984].

Основ­ные виды рели­ги­оз­ных чувств: бла­го­го­ве­ние, бла­го­дар­ность, пре­дан­ность, почи­та­ние, рев­ность, радость, страх Божий, сми­ре­ние, вера, надежда, любовь. «Всех благ, или нрав­ствен­ных доброт начало, сре­дина и конец, если хочешь, и хоро­во­ди­тель и гла­варь – вера, надежда и любовь – сия три­плет­ная и бого­ткан­ная вервь, – паче же всех любовь…» [Кал­лист и Игна­тий Ксан­фо­пулы. 1900, с.195]. В рус­ской бого­слов­ской лите­ра­туре об этих чув­ствах напи­сано доста­точно подробно.

В пси­хо­ло­ги­че­ское поле зрения первой попала вера. По биб­лей­скому, лако­нич­ному, но емкому слову: «Вера же есть осу­ществ­ле­ние ожи­да­е­мого и уве­рен­ность в неви­ди­мом» ( Евр. 11:1 ). Вера ведет чело­века к Богу: «Вера, пока­зы­вая чело­веку любовь Божию, нрав­ственно срод­няет чело­века с Богом. Чело­век видит в Боге Отца, гото­вого его при­нять. Это нрав­ствен­ное сбли­же­ние завер­ша­ется в кре­ще­нии…» [Сергий (Стра­го­род­ский). 1991, с.48].

Затем про­ис­хо­дит посте­пен­ное воз­рас­та­ние веры ( 2Кор. 10, 15 ; 2Фес. 1, 3 ). Поэтому вера имеет свои каче­ства и сте­пени: «вера по бого­пре­дан­ным сло­ве­сам двояка: одна, общая всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, в кото­рой сна­чала кре­ще­ния прияли мы, и с кото­рою нако­нец буди и отойти отселе, а другая есть досто­я­ние редких людей, таких, кои чрез испол­не­ние сих бого­твор­ных запо­ве­дей, вос­текши до состо­я­ния быть по образу и подо­бию Божию, и таким обра­зом обо­га­тив­шись боже­ствен­ным светом бла­го­дати, всю свою надежду утвер­дили в Гос­поде…» [Кал­лист и Игна­тий Ксан­фо­пулы. 1900, с.198].

Но кроме воз­рас­та­ния веры, может про­ис­хо­дить и обрат­ное – ее умень­ше­ние и ослаб­ле­ние – вплоть до пол­ного без­ве­рия. Когда же без­ве­рие в обще­стве ста­но­вится мас­со­вым – это пока­за­тель того, что оно больно: «Есть болезнь, уси­ли­ва­ю­ща­яся с каждым годом, о вра­че­ва­нии кото­рой пора всем поза­бо­титься. Она раз­ру­шает жизнь личную и семей­ную, извра­щает обще­ствен­ную, под­ры­вает госу­дар­ствен­ную, уби­вает цер­ков­ную. Это – оску­де­ние веры, это рас­про­стра­не­ние духа неве­рия в нашем оте­че­стве!» [Амвро­сий (Клю­ча­рев). Т. 1, с.87]. Без­ве­рие – духов­ная болезнь.

Родо­вое чув­ство, из кото­рого про­ис­те­кают все прочие рели­ги­оз­ные чув­ства, есть бла­го­го­ве­ние к Богу. Чув­ство бла­го­го­ве­ния состоит из глу­бо­кого уми­ле­ния и полной пре­дан­но­сти Богу. Оно есть при­зна­ние непо­сред­ствен­ного при­сут­ствия в нашем духе Бес­ко­неч­ного. В нем конеч­ное ощу­щает себя незыб­лемо утвер­жден­ным в лоне Бес­ко­неч­ного, чув­ствует, как оттуда при­хо­дит к нему живо­твор­ное вли­я­ние твор­че­ской силы. В бла­го­го­ве­нии соеди­ня­ются: воз­вы­ше­ние духа, сми­ре­ние, упо­ва­ние и само­от­вер­же­ние [Наза­рьев. 1904]. Вера в то, что Бог забо­тится о чело­веке, вызы­вает в нем чув­ство бла­го­дар­но­сти и чув­ство пре­дан­но­сти воле Божией. Любовь к Богу рож­дает в душе чув­ство рев­но­сти.

Рев­ность к Богу есть чув­ство­ва­ние неудо­воль­ствия, скорби, при виде того, как имя Божие хулится в людях; есть стрем­ле­ние рас­про­стра­нить славу Божию между людьми, а также, радость, про­ис­хо­дя­щая при виде истин­ного бого­по­чи­та­ния.

Рели­ги­оз­ная радость есть при­ят­ное чув­ство души, состо­я­ние доволь­ства, спо­кой­ствия и душев­ной тишины, она рож­да­ется или вслед­ствие общего настро­е­ния всей жизни, или вслед­ствие совер­ше­ния какого-либо хри­сти­ан­ского подвига.

Чув­ство вез­де­при­сут­ствия Божия, боязнь оскор­бить правду Божию и трепет чело­века за свою винов­ность и малость пред Богом, соеди­нен­ные с любо­вью к Нему, назы­ва­ются Стра­хом Божиим. Через Страх Божий хри­сти­ане уяс­няют свои истин­ные обя­зан­но­сти к Богу, поэтому Страх Гос­по­день, как усло­вие этого знания, есть начало Пре­муд­ро­сти. Блажен тот чело­век, кото­рый имеет в себе Страх Божий.

2) Душев­ные чув­ства – это дви­же­ния сердца, вслед­ствие душев­ной дея­тель­но­сти /Феофан Затвор­ник. 2003, с. 435/.

Среди них св. Феофан Затвор­ник выде­ляет:

  • тео­ре­ти­че­ские (любо­зна­тель­ность, чув­ство истины, убеж­де­ния, сомне­ния, неве­рие, недо­уме­ние и пр.);
  • прак­ти­че­ские – это дви­же­ния сердца в связи с дея­тель­но­стью воли (здесь можно раз­ли­чать чув­ства само­сти, эго­и­сти­че­ские и симпатию/несимпатию к людям); добрый хри­сти­а­нин ося­зает кра­соту доб­ро­де­тели;
  • эсте­ти­че­ские – дей­ствие изящ­ных, пре­крас­ных пред­ме­тов (изящ­ное – это удач­ное выра­же­ние в чув­ствен­ной форме чего-нибудь духов­ного); худое направ­ле­ние вкуса извра­щает духов­ные чув­ства /Феофан Затвор­ник. 2003, с. 440/.

Люди по при­роде своей вожде­ле­вают пре­крас­ного, гово­рили св. отцы.

3) Низкие, чув­ственно-живот­ные чув­ства.

Чув­ства низшей сту­пени – это вол­не­ния, пора­же­ние сердца аффек­тами, кото­рые пога­шают рас­су­док и волю и сопро­вож­да­ются изме­не­ни­ями в теле. Эти низшие чув­ства ока­зы­вают раз­ру­ши­тель­ные дей­ствия на:

  1. ясность созна­ния (изум­ле­ние, испуг);
  2. волю (страх, гнев);
  3. на само сердце, кото­рое ску­чает, скор­бит, доса­дует, зави­дует, рас­ка­и­ва­ется, мятется мни­тель­но­стью /Феофан Затвор­ник. 2003, с. 444/.

Низшие чув­ства сви­реп­ствуют в чело­веке и власт­вуют им, если чело­век поте­рял власть над собой, предал себя вле­че­нию обсто­я­тельств, не управ­ляет собой.

Сход­ные раз­мыш­ле­ния об эмо­ци­о­наль­ной жизни чело­века можно найти и у других святых отцов. Глав­ное чув­ство чело­века и стер­жень его жизни, по хри­сти­ан­ским воз­зре­ниям, есть любовь. Бог есть любовь. Любовь в хри­сти­ан­стве это не только чув­ство, но глав­ная запо­ведь, глав­ная потреб­ность, глав­ный «плод» духов­ного воз­рас­та­ния, поэтому мы обра­тимся к ее рас­смот­ре­нию еще в конце нашей работы.

В свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре опи­саны раз­лич­ные чув­ства чело­века: надежда, радость, удо­воль­ствие, страх, стыд, гнев, печаль и др.

О радо­сти св. Иоанн Зла­то­уст писал: «Если хотим… радо­ваться, много к тому имеем слу­чаев. Ибо если утвер­димся в доб­ро­де­тели, то ничто уже нас не будет печа­лить; ибо добрые надежды вну­шает она тем, кои при­об­рели ее, … и неиз­ре­чен­ное про­из­во­дит в них удо­воль­ствие. Ибо хотя мно­гого труда стоит утвер­диться в доб­ро­де­тели, но зато она много радует совесть и столько про­из­во­дит внут­рен­него удо­воль­ствия, что ника­ким словом выра­зить нельзя» [цит. по: Каш­мен­ский. 2002, с. 182].

Самая высо­кая радость – о Гос­поде. «Радуй­тесь о Гос­поде», – при­зы­вал апо­стол Павел ( Фил. 4:4 ). «Небеса пове­дают славу Божию ( Пс. 18:2 ), рас­по­ла­гают зри­теля кра­со­тою своего блеска удив­ляться Созда­телю и любить Его» /Кашменский. 2002, с. 180/.

«Бла­женны все боя­щи­еся Гос­пода» ( Пс. 127:1 ) – они вку­шают бла­жен­ство.

Радость есть удо­вле­тво­ре­ние жела­ний, насла­жде­ние при­ят­ным, забве­ние непри­ят­ного. Удо­воль­ствия и радо­сти желают все, для этого и тру­дятся.

Не земные блага, не свой­ства вещей радуют нас, а мысль наша печа­лит и радует нас, – тонко заме­чает св. Иоанн Зла­то­уст. «Если мы настроим ее, како­вою ей быть должно, то будем иметь залог вся­кого бла­го­ду­шия… здесь все зави­сит от сво­бод­ной воли» [Каш­мен­ский. 2002, с. 175].

Кто хочет нахо­дить в чем-либо удо­воль­ствие, тому напе­ред нужно быть весе­лым и иметь рас­по­ло­же­ние к радо­сти от здо­ро­вого уме­рен­ного пита­ния, от люби­мого дела, от дружбы, чадо­лю­бия, от вос­по­ми­на­ния о минув­ших бед­ствиях, от слад­ко­пе­ния и музыки, от кра­соты чело­века и Божьего мира и Его Пре­муд­ро­сти.

«Никому, никому нельзя жить без печали, равно как без вся­кого удо­воль­ствия, ибо сего не вынесла бы наша при­рода», – писал пр. Иоанн Зла­то­уст /цит. по: Каш­мен­ский. 2002, с. 170/. Доб­рыми удо­воль­стви­ями можно почи­тать те, кото­рые не соеди­нены с печа­лью, не остав­ляют повода к рас­ка­я­нию и не при­но­сят вреда, не выходя из границ, им назна­чен­ных, и в резуль­тате при­во­дят к душев­ному весе­лию /Кашменский. 2002, с. 172/.

Удо­воль­ствия пр. Иоанн Дамас­кин раз­де­ляет на душев­ные и телес­ные. Душев­ные – это те, кото­рые ощу­щает одна душа; телес­ные – те, в кото­рых участ­вуют душа и тело. Соб­ственно удо­воль­ствий одного тела нет /Иоанн Дамас­кин, 1992/. Все телес­ные удо­воль­ствия кажутся весьма горь­кими по срав­не­нию с удо­воль­ствием внут­рен­ним. Ибо ничего нет при­ят­нее чистой сове­сти и доброй надежды. Кроме того, пр. Иоанн раз­ли­чает удо­воль­ствия истин­ные и ложные; удо­воль­ствия от позна­ния и созер­ца­ния, и чув­ствен­ные. Телес­ные удо­воль­ствия бывают есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (пища, одежда) и есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые (плот­ское сово­куп­ле­ние); также ни есте­ствен­ные, ни необ­хо­ди­мые (пьян­ство, сла­до­стра­стие, пре­сы­ще­ние) /там же/.

Между печа­лью и радо­стью сред­нее – надежда, пола­гают св. отцы. Надежда есть твер­дая уве­рен­ность в буду­щем. Надежда вооду­шев­ляет чело­века к трудам. Надежда облег­чает пере­не­се­ние скор­бей. Уни­чтожьте надежду – и все чело­ве­че­ское оце­пе­неет /Кашменский, 2002, с. 200/.

Хри­сти­ан­ская надежда есть «непо­ко­ле­би­мое, спо­кой­ное и радост­ное ожи­да­ние буду­щего бла­жен­ства» [Наза­рьев. 1904, с.84]. О надежде в Новом Завете гово­рится в разных местах. При­ве­дем неко­то­рые из них: надежда от опыт­но­сти, а опыт­ность от тер­пе­ния ( Рим. 5:4 ), сохра­нять надежду должно через тер­пе­ние и уте­ше­ние из Писа­ний ( Рим. 15:4 ), Иисус Хри­стос явля­ется надеж­дой для хри­стиан ( 1Тим. 1:1 ), вся тварь с надеж­дою ожи­дает откро­ве­ния сынов Божиих ( Рим. 8:19 ).

Читайте также:  Под общим наркозом все чувствовала

В духов­ной жизни хри­сти­а­нина важны все три чув­ства – и вера, и надежда, и любовь, но по еван­гель­скому слову, любовь из них больше ( 1Кор. 13:13 ).

В страхе святые отцы раз­ли­чали страх чело­ве­че­ский и Страх Божий.

Страх чело­ве­че­ский есть при­скорб­ное чув­ство­ва­ние ожи­да­е­мых бед­ствий. Преп. Иоанн Дамас­кин выде­ляет шесть видов страха: нере­ши­тель­ность (страх перед буду­щим), стыд­ли­вость (вслед­ствие ожи­да­ния пори­ца­ния), стыд (вслед­ствие совер­шен­ного позор­ного дела), изум­ле­ние (страх от какого-то вели­кого явле­ния); ужас (страх от явле­ния необ­хо­ди­мого), бес­по­кой­ство (боязнь неудачи, ошибки в своих надеж­дах) /Иоанн Дамас­кин, 1992/.

При­знаки страха – блед­ное лицо, скре­жет зубов, дрожь тела, пре­ры­ва­ю­щийся голос. А вот как дей­ствует страх. «Когда воз­ни­чий, испу­гав­шись, отпус­кает бразды, то лошади мчатся, куда глаза глядят и опро­ки­ды­вают колес­ницу: так бывает и с душой, – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, – когда она цепе­неет от ужаса и, отвлекши свою дея­тель­ность, как некие бразды, от всех чувств, она остав­ляет телес­ные члены, отчего… они… рас­па­да­ются и раз­ру­ша­ются» /Кашменский, 2002, с. 161/. Боязнь пре­уве­ли­чи­вает вещи.

Стыд, по словам пр. Иоанна Дамас­кина, есть «сжатие сердца от страха под­верг­нуться позору», а пре­зре­ние стыда есть бес­стыд­ство. Стыд от посрам­ле­ния отли­ча­ется сте­пе­нью: посрам­ле­ние – высшая сте­пень стыда. Для стыда харак­те­рен румя­нец, а для посрам­ле­ния – поси­не­ние и побаг­ро­ве­ние, лицо долу /Кашменский. 2002, с. 166/.

«Нет ничего тягчае разум­ному и почтен­ному чело­веку стыда… Оттоле-то и самое есте­ство так стыда боится, что от неко­его слова при­сты­жен­ного чело­века закрыти ста­ра­ется, берет от сердца кровь и оного лице, как заве­сою, засло­няет, и как бы дает знать, сказуя: пусть сердце без крове тает и уми­рает, только бы чело­век не был при­сты­жен», – так писал св. Димит­рий Ростов­ский [Каш­мен­ский. 2002, с. 167].

А св. Иоанн Зла­то­уст тонко под­ме­чает, что не надо лишать чело­века его пси­хо­ло­ги­че­ских защит, ибо такое «обна­же­ние», пуб­лич­ная кри­тика, может побу­дить чело­века, дабы не поко­ле­бался его образ себя, к еще более проч­ной кон­тр­за­щите – бес­со­вест­ному пове­де­нию: «ибо огла­ше­ние грехов вызы­вает согре­шив­шего на бес­стыд­ство» /Кашменский, 2002, с. 169/.

Преп. Максим Испо­вед­ник выде­ляет страх нечи­стый, кото­рый рож­да­ется от угроз нака­за­ния, и страх чистый от любви, кото­рый про­из­во­дит в душе бла­го­го­ве­ние. Страх может быть и полез­ным, пола­гают св. отцы: при вос­пи­та­нии, при испол­не­нии зако­но­да­тель­ства; где страх, там пога­шен гнев, зависть, похоть, безум­ная страсть. Страх не только отго­няет злые стра­сти, но и вводит всякую доб­ро­де­тель, забот­ли­вость о мило­стыне, усер­дие к молитве, слезы сокру­ше­ния /Кашменский, 2002/.

Архи­епи­скоп Иоанн Сан-Фран­цис­ский в одной из своих про­по­ве­дей гово­рил о том, что страхи, смя­те­ния и ужасы про­никли в мир внеш­ний через внут­рен­ний мир чело­ве­че­ской души /Иоанн (Шахов­ской), 2002/. Исто­рия древ­него мира дви­га­лась и направ­ля­лась темным стра­хом. И люди были рабами этого страха, пока не был дан иной Страх – страх Свя­того Закона. «Творец изле­чи­вает людей стра­хом своего закона от страха в земле. Все омра­ча­ю­щее и чего-то все время стра­ша­ще­еся на каждом шагу чело­ве­че­ство может быть изле­чено от тем­ного страха только новым Стра­хом, высшим, свет­лым; уже не бес­смыс­лен­ным тре­пе­та­нием перед ужасом жизни и рока, но Стра­хом бла­го­го­ве­ния перед твор­цом и его Духом, стра­хом нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти за данные таланты, истины и любви. Свет­лый страх перед вели­ким Божьим совер­шен­ством есть начало послед­ней муд­ро­сти чело­века: «Начало Пре­муд­ро­сти – Страх Гос­по­день» /там же, с. 92/.

Бого­че­ло­век принес миру Новый Завет любви, кото­рая изго­няет страх раб­ский. «Чело­ве­че­ство стало жить между двух стра­хов: чистым, святым, и темным, заго­ра­ясь то одним, то другим стра­хом. Чело­век еще остался спо­со­бен рядом с воз­вы­шен­ными чув­ствами бла­го­го­ве­ния ангель­ского перед именем Гос­пода Сил, таить в себе и обна­ру­жи­вать темный демо­ни­че­ский страх – суе­ве­рия, само­лю­бие и эгоизм. Уни­что­жить в своих пере­жи­ва­ниях всякий при­знак какого бы то ни было страха невоз­можно. Но можно воз­вы­сить свой страх» /там же, с. 93/.

Св. Иоанн Зла­то­уст гово­рил, что Страх Божий есть вели­кое богат­ство, непо­ги­ба­ю­щее сокро­вище. Страх Божий рож­дает молитву и про­све­щает совесть. Боже­ствен­ный страх не есть страх чело­ве­че­ский, как страх раба перед гос­по­ди­ном /Иоанн Зла­то­уст, 1858/.

Ужас могут наво­дить злые духи: неяс­ный, непо­нят­ный, тяже­лый ужас, когда цепе­неет тело и трудно про­из­не­сти имя Христа. Св. Анто­ний Вели­кий: «От явле­ний злых духов рож­да­ется ужас в душе, сму­ще­ние мыслей, скука, страш­ное пред­став­ле­ние смерти, похоть плоти и отвра­ще­ние от жизни доб­ро­де­тель­ной» /Кашменский, 2002, с. 162/.

Источ­ни­ком страха явля­ется грех. Кто боится Бога, тот не согре­шает. Поэтому особое зна­че­ние св. отцы при­да­вали Страху Божьему, кото­рый есть «Пре­муд­рость Божья» /Кашменский, 2002/.

Чело­век имеет Страх Божий, если имеет память смерти.

Только совер­шен­ная любовь изго­няет страх. Страх – начало Любви.

Как мы видим, в пра­во­слав­ной аске­тике даже отри­ца­тель­ные чув­ства при­об­ре­тали поло­жи­тель­ное зна­че­ние. Страх чело­ве­че­ский сни­ма­ется Стра­хом Божьим. Страх перед Богом зако­но­мер­ным обра­зом пере­хо­дит в бес­стра­шие перед этим миром. Страх Божий при­об­ре­та­ется как итог напря­жен­ного духов­ного подвига, сви­де­тель­ствует о любви к Богу и боязни оби­деть Его недо­стой­ной жизнью. Страх Божий – одна из важ­ней­ших хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей – плод духов­ной жизни.

Вни­ма­тель­ное изу­че­ние свя­то­оте­че­ского насле­дия пока­зы­вает, что и другие отри­ца­тель­ные чув­ства имеют свой «поло­жи­тель­ный» полюс.

1. 3. Анти­но­мия чувств

У св. отцов есть поня­тие «пра­вед­ного гнева», когда гнев направ­лен на борьбу со стра­стями или на иско­ре­не­ние зла. «Гнев поле­зен для того, чтобы про­буж­дать нас от сон­ли­во­сти, чтобы сооб­щать бод­рость душе, чтобы про­из­во­дить в нас силь­ней­шее него­до­ва­ние за оби­жа­е­мых» /Кашменский, 2002, с. 155/. «Раз­дра­жи­мость, или ярост­ная часть души,– гово­рил пр. Мака­рий Оптин­ский, – дана нам не для того, чтобы гне­ваться на ближ­него, а иметь рев­ность против греха» [там же]. «Душа, погру­жен­ная в сето­ва­ние (о своих грехах), – пола­гал св. Иоанн Зла­то­уст, – не может ни раз­дра­жаться, ни гне­ваться. Где скорбь, там гнев невоз­мо­жен; где печаль, там нет места злобе; где сокру­ше­ние духа, там не может быть него­до­ва­ния. Душа, тер­за­е­мая скор­бью, не имеет и вре­мени раз­дра­жаться» [там же].

Так, если печаль регу­ли­ру­ется разу­мом, кото­рый имеет Бога своим осно­ва­нием, а чело­век пере­жи­вает чув­ство недо­воль­ства своим налич­ным состо­я­нием, если не дости­гает цели бого­об­ще­ния, то такая «печаль ума о Боге» явля­ется дра­го­цен­ным Божьим даром, – сви­де­тель­ствует С.М. Зарин /Зарин, 1996/. Если кто согре­шил – и опе­ча­лился, тогда печаль исправ­ляет грех. Уныние, будучи лекар­ством силь­ным, разъ­еда­ю­щим и очи­ща­ю­щим нашу пороч­ность, – пишет св. Иоанн Зла­то­уст, – когда при­ла­га­ется к душе празд­ной, изне­жен­ной, греш­ной – много полег­чает /Кашменский. 2002, с. 229/.

Итак, у раз­дра­жи­тель­ной силы души есть и добрые дей­ствия. Добрые дей­ствия силы раз­дра­же­ния есть непри­я­тие зла, брань против стра­стей, муже­ство под­ви­заться за веру /Кашменский, 2002/.

Страст­ная сила души может иметь разные направ­ле­ния.

Нена­висть ко злу и любовь к ближ­нему и Богу – это энер­гии страст­ной части души, – так счи­тает св. Гри­го­рий Палама. «Этой силой души мы любим и отвра­ща­емся, пород­ня­емся и отчуж­да­емся, и жаж­ду­щие блага пре­устро­яют, а не умерщ­вляют эту спо­соб­ность» [Гри­го­рий Палама. 1995, с. 342]. Страст­ная сила и есть в душе то, что спо­собно любить.

Бес­стра­стие – это не умерщ­вле­ние страст­ной силы души, а ее направ­лен­ность от худ­шего к луч­шему.

Бес­чув­ствие есть зло. Для обo­же­ния и спа­се­ния души надо умерт­вить злую страсть, а не боже­ствен­ные и бла­го­дат­ные стра­сти и слу­жа­щие им силы души.

Бес­сло­вес­ные стра­сти в чело­веке воз­буж­да­ются, по мнению св. Гри­го­рия Нис­ского, срод­ством с бес­сло­вес­ной при­ро­дой.

Чем бес­сло­вес­ная при­рода поль­зу­ется для своего сохра­не­ния (гнев, тру­сость, нена­висть служат у живот­ных для выжи­ва­ния) – то, при­вне­сен­ное в чело­ве­че­скую жизнь, стало стра­стями /Григорий Нис­ский, 1995/.

Стра­сти, срод­ные вле­че­нию бес­сло­вес­ных, воз­рас­тают в союзе с помыс­лами. Отсюда и нена­висть, зависть, ложь, ковар­ство, лице­ме­рие – счи­тает св. Гри­го­рий Нис­ский. «Все это от злого зем­ле­де­лия ума … и наобо­рот, если помы­сел возь­мет обратно власть над такими дви­же­ни­ями, каждое из них вновь станет видом доб­ро­де­тели. Тогда гнев создает муже­ство, тру­сость – осто­рож­ность, страх – послу­ша­ние, нена­висть – отвра­ще­ние ко злу, спо­соб­ность (сила) любить – жела­ние истинно пре­крас­ного. А гор­дость права воз­вы­шает над стра­стями и сохра­няет мысль не пора­бо­щен­ной злом» [Гри­го­рий Нис­ский. 1995, с. 61].

Про­цесс рели­ги­озно-нрав­ствен­ного совер­шен­ство­ва­ния хри­сти­а­нина выра­жа­ется, прежде всего, в избав­ле­нии от стра­стей и при­об­ре­те­нии доб­ро­де­те­лей. Страсть и ее раз­ви­тие ока­зы­ва­ются, прежде всего, в фокусе актив­ного осо­знан­ного, вни­ма­тель­ного само­на­блю­де­ния пра­во­слав­ного подвиж­ника, а затем ста­но­вится «пред­ме­том» неви­ди­мой брани.

С.М. Зарин пишет, что борьба со стра­стями обыч­ному само­со­зна­нию чело­века пред­став­ля­ется борь­бой между раз­лич­ными есте­ствен­ными, при­род­ными стрем­ле­ни­ями, кото­рый имеют право на свое удо­вле­тво­ре­ние. Такое отно­ше­ние к стра­сти сни­жает реши­мость и наме­ре­ние бороться с ней [Зарин. 1996, с. 218].

Каждой пре­одо­лен­ной подвиж­ни­ком стра­сти соот­вет­ствуют при­об­ре­тен­ные в резуль­тате этой брани доб­ро­де­тели. Чре­во­уго­дию – воз­дер­жа­ние и уме­рен­ное упо­треб­ле­ние пищи. Блуд­ной стра­сти – цело­муд­рие. Среб­ро­лю­бию – мило­стыня. Гневу – кро­тость и сми­ре­ние. Состо­я­ние кро­то­сти, сми­ре­ния не есть состо­я­ние пас­сив­ное, ослаб­ля­ю­щее, пара­ли­зу­ю­щее. Напро­тив, оно нераз­рывно свя­зано с напря­же­нием всех сил чело­века, с целью при­бли­же­ния к совер­шен­ству.

Печали про­ти­во­стоит радость о Боге, унынию – бод­рость.

Пр. Исаак Сирин писал: «пока пра­вильно сохра­ня­ется в нас мера есте­ствен­ной сораз­мер­но­сти, дви­же­ния при­род­ные не могут пону­дить нас укло­ниться с пути цело­муд­рия, напро­тив того, в теле воз­буж­да­ются только бла­го­чин­ные дви­же­ния… Чело­век, кото­рый спо­до­бился Боже­ствен­ной бла­го­дати, вкусил и ощутил нечто высшее… он не попу­стит больше страст­ным при­ра­же­ниям вхо­дить в его сердце» [Исаак Сирин. 1993, с.323].

Источник

Оцените статью