БЛАГОСТЬ (GOODNESS)
Благость – таинственное понятие, в котором подразумеваются чувство восхищения в сочетании с неизмеримой глубиной тайны. Обзор употребления слов благость и благой в Библии быстро раскрывает причину такого понимания: благость в Библии связывается с Самим Богом. Отец, Сын и Святой Дух сами по себе благие и творят благо. Божьи люди по сути своей не благие, но способны совершать благие поступки благодаря наделению силой Божьего Духа и присутствию в своей жизни Бога через Иисуса Христа. Что же такое благость? Как в красоте библейских образов раскрывается богатство определений благой и благость, встречающихся в Библии более шестисот раз?
Благость Бога. Благость присуща самой природе Бога. Как природа воды выражается в ее влажности, а природа огня в горении, так и природа Бога выражается в благости. Это качество неизменно, оно не может ослабнуть, и у него нет ни начала, ни конца. Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, Бог ответил: «Я проведу пред тобою всю благость Мою» <«славу»>, но «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:19–20 ). Здесь Божья благость представлена тайной, выходящей за рамки человеческого понимания. Во время той же встречи Бог прошел перед Моисеем и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» ( Исх. 34:6–7 ). Благость Бога выражается в названных здесь качествах – милости, благодати, любви, верности, готовности прощать и праведности.
Такое всеобъемлющее понимание благости Бога находит отражение и в псалмах. Благость Господа можно увидеть в образе «земли живых» ( Пс. 26:13 ), в котором подразумевается, что в этой жизни нам доступна благость Бога. В Пс. 30 , псалме благодарения, псалмопевец восклицает: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» ( Пс. 30:20 ), – и в перечень свидетельств тому включает Божью праведность, неизменную любовь, сострадание, верность, благодать и милость. В Пс. 144 , псалме хвалы, тоже превозносится «великая благость» Бога, которая связывается с такими нравственными и духовными атрибутами, как величие, могущество, праведность, милость, неизменная любовь, сострадание и Промысл. Бог благ по самой Своей сути: Иисус заявил, что «никто не благ, как только один Бог» ( Лк. 18:19 ), а псалмопевец написал: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» ( Пс. 15:2 ).
Бог не только благ Сам, Он также творит благо. Псалмопевец соединяет оба понятия и пишет: «Благ и благодетелен Ты» ( Пс. 118:68 ). В Ветхом Завете Бог «доброе изрек об Израиле» ( Чис. 10:29 ) и сдержал Свое обещание. Тогда как братья Иосифа умышляли против него зло, «Бог обратил это в добро, чтобы. сохранить жизнь великому числу людей» ( Быт. 50:20 ). При освящении храма люди «пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю» ( 3Цар. 8:66 ). Пс. 22 , в котором перечисляются Божьи добрые дела, заканчивается уверенным предсказанием: «Благость и милость [Бога] да сопровождают меня во все дни жизни моей» ( Пс. 22:6 ). В Новом Завете Бог тоже изображается Богом, совершающим благо. Иисус «ходил, благотворя» ( Деян. 10:38 ). Павел выразил уверенность, что любящим Бога «все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ).
Благое творение. Нет, пожалуй, более известного библейского отрывка на тему о благих делах, чем шесть заявлений в рассказе о творении ( Быт. 1 ) «и увидел Бог, что это хорошо», за которыми следует кульминационное заявление: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Здесь мы видим еще одну группу библейских образов добра – творение, вызванное к жизни Богом и продолжающее приносить благословение роду человеческому. В Божьем творении, в том числе в людях, созданных по образу Его, отражается Его собственная благость; не удивительно поэтому, что в принципе оно хорошее. Павел заявил, что «всякое творение Божие хорошо» ( 1Тим. 4:4 ).
Учитывая связь между Богом и Его творением, человеческая жизнь в этом мире рассматривается в Библии как по сути хорошая. В качестве примеров краткого выражения этой мысли можно привести два отрывка из Книги Иеремии. Искупленные «придут. и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа» ( Иер. 31:12 ), а следующая за этим утверждением картина благости Бога включает в себя образы пшеницы, вина, елея, агнцев и волов, и жизни настолько полной, что она выглядит как «напоенный водою сад» с людьми, веселящимися в хороводе ( Иер. 31:12–13 ). Получивший такое благословение народ «насытится благами Моими, говорит Господь» ( Иер. 31:14 ). Здесь благость Бога распространяется на благие вещи в этой жизни и находят выражение образы человеческой удовлетворенности наряду с внутренне присущей Богу благостью.
Аналогичная группа образов добра, исходящего из Божьих благословений Своих созданий встречается через главу: «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его», и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем» ( Иер. 33:11 ). Это воистину образ легендарной благой жизни с гармоничными отношениями между Богом и людьми, восхваляющими Бога и радующимися благословениям, которые Он дает. Благость Бога не отделена от жизни, а, напротив, служит основанием всех ее благ.
Плод Духа. Люди, созданные по образу Божьему и восстановленные в этом образе через искупление, тоже способны действовать на благо. Их дела, как и Божьи, объявляются «хорошими». «Деяния и добродетели» Езекии были настолько известными, что удостоились письменного упоминания ( 2Пар. 32:32 ). Автор Притчей заявил, что «добрый приобретает благоволение от Господа» ( Притч. 12:2 ) и насыщается от путей своих ( Притч. 14:14 ). Иосиф из Аримафеи был «человек добрый и правдивый» ( Лк. 23:50 ), а Варнава «был муж добрый и исполненный Духа Святого» ( Деян. 11:24 ). Здесь мы видим в Библии иную категорию благости – относящуюся к персонажам, демонстрирующим богоподобные качества, которые в Библии изображаются выразителями наивысшего добра.
Благость прославляется как один из плодов Духа, характеризующих тех, кто принадлежит Христу ( Гал. 5:22–24 ). Выше мы отметили, что источник всей благости есть Бог; следовательно, «кто делает добро, тот от Бога» ( 3Ин. 1:11 ). Благость человека не исходит от него самого: «Нет делающего добро, нет ни одного» ( Рим. 3:12 ), – пишет Павел. Или еще: «Не живет во мне. доброе» ( Рим. 7:18 ). Вместе с тем, Павел призывает имеющих Духа «делать добро всем» ( Гал. 6:10 ), как и Иисус, заповедовавший Своим последователям «любить врагов ваших, и благотворить» ( Лк. 6:35 ). Иисус учил также, что «дерево доброе приносит и плоды добрые» ( Мф. 7:17 ).
Вселенский конфликт. Важным аспектом библейского образа благости является то обстоятельство, что он изображается на фоне своей противоположности. Задним планом служит предпосылка о великом духовном конфликте между добром и злом. Вариация на эту тему содержится практически в каждом библейском рассказе. Конфликт начался в раю, где было дерево познания добра и зла ( Быт. 2:9, 17 ). Вкусив плодов запретного дерева, Адам и Ева познали добро и зло ( Быт. 3:22 ). С того времени добро и зло переплелись, и такое положение стало уделом живущих в падшем мире.
Первейшая обязанность живущих в таком мире заключается в различении добра и зла ( 2Цар. 14:17 ; 3Цар. 3:9 ; Евр. 5:14 ). Другая – в том, чтобы делать добро, а не зло, решительно отвергать зло и избирать добро ( Пс. 33:15, 36:27 ; Притч. 14:22 ; Ис. 7:15–16 ; Ам. 5:14–15 ; 1Пет. 3:11 ; Рим. 12:9 ). К добру надо всеми силами стремиться ( Притч. 11:27 ).
Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых ( Притч. 15:3 ; Еккл. 9:2 ; Мф. 5:45, 12:35 ; Ин. 5:29 ), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми ( Еккл. 12:14 ; 2Кор. 5:10 ). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом.
Образы благости. Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Прославление Бога есть благо ( Пс. 53:8, 91:2 ), также как и приближение к Богу ( Пс. 72:28 ). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» ( Неем. 2:18 ), к «уставам и заповедям добрым» ( Неем. 9:13 ), к благим словам Бога ( 3Цар. 8:56 ), к «доброму пути» ( 2Пар. 6:27 ), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом ( Мих. 6:8 ).
Но благость может относиться и к менее «духовным» сферам жизни. Например, хорошими могут выглядеть пастбища ( 1Пар. 4:40 ; Иез. 34:14 ), или работы по возведению стены ( Неем. 2:18 ), или поиски доброй жены ( Притч. 18:22 ). Совместная жизнь верующих – благо ( Пс. 132:1 ). То же самое относится к «слову во время» ( Притч. 15:23 ); к еде, питью и радости от работы ( Еккл. 5:17 ); к мудрости ( Еккл. 7:11 ) и к совести, свободной от чувства вины ( Деян. 23:1 ; 1Тим. 1:5 ). Добрыми могут быть плоды дерева ( Мф. 7:17 ), даяния родителей детям ( Мф. 7:11 ) и учение мудреца ( Притч. 4:2 ). Благими могут быть даже страдания ( Пс. 118:71 ).
Заключение. Образы благости в Библии показывают, что Бог благ и что через Его присутствие в нашей жизни мы возрастаем в благости и подобии Ему. Размышления о благости Господа порождают ощущение подлинной добродетели, обращающейся к самому лучшему, что есть в каждом верующем. Будучи созданиями, сотворенными по образу Божьему, мы можем стремиться к благости в окружении мира и общества, в которых есть много хорошего.
См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ, БОГ, ЗЛО, KPACOТА, МИР, МУДРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ.
Источник: Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) — Словарь библейских образов. Год: 2005 Автор: Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) Переводчик: Скороходов Б. A. (Aaron’s rod — Spot), Рыбаков О. A. (Springs of water — Zion) Издательство: СПб: Библия для всех ISBN: 978-5-7454-1053-6, 0-8308-1451-5, 0-85111-753-8 Язык: Русский Формат: DjVu Количество страниц: 1424
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Благость – значение, как жить в благости?
Мир никогда не был приветливым. Каждый может отметить, что в окружении существуют как хорошие, так и плохие моменты. В особенности это касается поведения и характера людей. Благость относится к качествам характера, которые не всегда люди понимают их значение, а также не всегда пользуются им. Как жить в благости, остается главным вопросом, который волнует многих людей.
Благость интернет-журнал psytheater.com относит к качествам человека, который погрузился в мир утопии. Во все времена люди хотели жить благородно, в добре, в мире. Однако пока этого утопического образа жизни люди не достигли. До сих пор можно встретиться с пороками, насилием, недостойным поведением и прочими негативными проявлениями человека.
Одни люди имеют четкое представление о добре и зле, другие начинают размывать данные границы. Благость – это наличие четкого представления о мире, когда добро становится ведущим, а зло – нежелательным.
Что такое добро? Что такое зло? Эти вопросы похожи на подобные вопросы, типа: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Общаясь с людьми на подобные темы, можно заметить, что у каждого человека имеется свое мнение на эти вопросы. Кто-то может считать злом помощь убийцам реабилитироваться, а для кого-то это станет миссией жизни. Для кого-то давать милостынь – это добро, а другой увидеть в этом развращение и усугубление бедности.
Общаясь с разными людьми о добре и зле, можно заметить, что для всех добро и зло не имеет четко выраженных критериев. И это правильный подход, поскольку для одного что-то может быть добром, а для другого это же станет злом.
Неужели добра и зла не существует, если у всех людей разные понятия об этих двух явлениях? На самом деле в природе нет ничего доброго и злого. Есть и то, и другое, но каждое из них выполняет определенную важную функцию, поддерживающую единую систему в стабильном состоянии. Даже то, что человек может считать злом, для природы отыгрывает функцию разрушения, что так же важно, как и созидание. Ведь чтобы что-то создать, нужно сначала расчистить место, разрушить. Поэтому зло так же важно, как и добро. И, пожалуй, зло уже перестает быть злом, если оно выполняет полезную функцию для всей системы.
Что такое добро? Добро – это все то, что помогает вам развиваться. Что такое зло? Зло – это все то, что мешает вам развиваться. Вот так все просто. Добром может оказаться все, что угодно, если только оно благоприятно влияет на ваше развитие. И злом оказывается все то, что мешает вам развиваться. И самое удивительное во всем этом может оказаться то, что даже добрые и хорошие вещи могут нести зло, а злые и вредные вещи могут причинять добро.
К примеру, материнская забота хороша для ребенка, когда она проявляется, пока малыш маленький и беззащитный. Но чем взрослее становится ребенок, тем меньше он нуждается в материнской заботе. Поэтому мать может начать нести своему ребенку зло своей заботой тогда, когда он в ней не нуждается. Мать мешает своему ребенку становиться взрослым человеком, что тормозит его развитие. А все, что мешает развиваться, является злом.
Вот почему невозможно говорить о добре и зле однозначно. Одна и та же вещь в одной ситуации может нести добро, а в другой – зло. Поэтому нужно понимать, что добро и зло – это не конкретные явления, вещи или качества. Добро и зло – это то, как та или иная вещь, то или иное качество, то или иное явление влияет на ваше развитие. Если что-то вам помогает развиваться, каким бы злым это ни было, значит, это – добро. Но если вам что-то мешает развиваться и жить счастливо, значит, это – зло.
Что такое благость?
Благостью называется качество человека, который отличается добрым нравом, нравственностью, услужливостью, состраданием. Благостными людьми всегда становились верующие люди в былые времена, которые хотели жить в мире добра и красоты. Те, кто верит в Бога и боится его гнева, всегда стараются нести добро окружающим людям. Такие личности готовы довольствоваться малым, не посягать на чужое, всегда помогать нуждающимся.
Благость – это несение добра окружающим людям и получение от этого истинного счастья. Вот почему вопрос о том, как жить в благости, становится затруднительным, поскольку окружающий мир абсолютно не способствует подобному проявлению качества. Благость – это качество человека, который живет в утопическом мире. Чтобы нести окружающим добро, человек должен быть сам окружен добрыми людьми. Чтобы быть благостным, человек не должен подвергаться атаке и нападению внешней среды.
Такое просто невозможно в современном мире, где люди порой сталкиваются с недоброжелательным поведением, агрессией, критикой, войнами и сложным экономическим положением в стране. Оставаться благостным в мире, где человек должен бороться за свое выживание, становится просто невозможно. Поэтому пока человек вынужден сам себя защищать, оберегать, обеспечивать, не живет в монастыре, он не может быть благостным, то есть несущим только добро окружающим людям.
Значение слова «благость»
Благость берет свое начало с древних времен, когда была отдельная категория людей. Этими людьми были верующие, которые несли добро окружающим, помогали, одобряли и прощали всем грехи, при этом сами получали удовольствие от своего бытия, довольствовались малым, просто внутренне находились в состоянии счастья. Значение слова «благость» обозначает внутренняя гармония человека, который не зависит от внешних обстоятельств и имеющихся у него благ. Другими словами, человек в благости уже счастлив, доволен, полноценен, какими бы материальными благами он ни обладал.
При этом благостный человек несет добро окружающим людям. Он готов прийти на помощь страждущим. Он всегда всех защищает. Он умеет прощать. В некоторой степени благость нужна современному человеку. Однако поистине благостными могут стать лишь люди, живущие как отшельники или довольствующиеся малым.
Каждый человек, испытывающий теплые чувства к ближним, желает сделать им приятное и хорошее. Он стремится улучшить условия жизни мужа/жены, детей, родителей. Однако, неся добро другим, почему-то причиняет только боль и страдания.
Мужчина уезжает в командировку, чтобы заработать больше денег во благо семьи. Но семья не поддерживает мужчину: дети начинают остывать к своему отцу, а жена находит другого кавалера.
Женщина упорно пытается заставить своих родных жить по ее указке. «Я желаю вам добра», — говорит она, не понимая, почему близкие отдаляются от нее, уже испытывая чувство ненависти.
Как нести благо любимым людям? Вы можете искренне верить в то, что хотите сделать хорошо ближним, а окажется, что вы несете добро только себе.
Делая хорошее родным людям, спросите их лично, приятны ли им ваши действия. Может оказаться, что ваши поступки воспринимаются негативно любимыми, а вы действуете, исходя лишь из собственных интересов и желаний. Не забывайте, что у других людей имеются собственные представления о том, что дает им комфорт, счастье и чувство удовлетворенности. Вы делаете хорошо только себе, а любимые люди от этого страдают. Попробуйте спросить, что нужно близким от вас! Вы можете сильно удивиться тому, что они ожидают совсем других действий, а не тех, которые вы уже совершаете. Все ваши привычные поступки не нужны никому, кроме вас.
Если вы желаете осчастливить другого человека, сначала спросите его лично, что именно сделает его счастливым. Не вам судить и решать, чему человек будет радоваться. Он уже знает, что его радует. Пока вы несете благо своим любимым, не интересуясь, что им действительно нужно, вы делаете хорошо только себе, получая от других адекватное отношение в виде негативной реакции.
Как жить в благости?
Жить в благости можно, несмотря на то, что современные условия мира в некоторой степени не позволяют в полном объеме проявить данное качество. Однако уже будет хорошо то, что сам человек живет в мире и согласии с самим собой и окружающим миром. Рассмотрим, как жить в благости:
- Смирение. Человеку нужно смириться с тем, в каком мире он живет. Не нужно бороться, сопротивляться, упрекать, критиковать, поскольку невозможно изменить окружающий мир под те представления, которые имеются у вас в голове. Если вы научитесь жить в том мире, который уже существует, понимать его и не менять, каким бы неидеальным он ни был, тогда вы погрузитесь в спокойствие и согласие.
- Счастье. Человек в благости должен уметь радоваться тому, что уже имеет. Современный человек занимает другую позицию: он будет счастлив в будущем, когда достигнет определенных благ. Это отличается от благости тем, что лишает человека спокойствия и состояния внутренней полноценности. Человек может быть счастлив и без каких-то денег и побрякушек, что понимает уже достигший благости человек.
- Самосовершенствование. Здесь не имеется в виду, что человек будет получать новое образование и развивать в себе какие-то навыки. Здесь понимается больше духовное развитие, когда человек становится сильным, гармоничным, полноценным, к чему прилагает усилия.
- Филантропия. Человек в благости готов и способен помогать ближним. Ему это доставляет удовольствие.
- Бескорыстность. Человек в благости действует не ради достижения какой-то корысти, а просто ради улучшения мира и жизни других людей в целом.
Влезать в чужие дела, давать советы, решать за окружающих, как им жить и чем дышать, — стало чем-то нормальным. Все началось с идеи о том, что людям надо помогать. А поскольку каждый человек хочет быть хорошим как в своих, так и в чужих глазах, то он готов помогать даже тем, кто его об этом не просит. Подобного рода благие намерения не приводят к ответной благодарности тех людей, которым помогли, потому что есть большая разница между тем, чтобы помочь, когда вас об этом просят, и тем, чтобы решать за других людей, в чем они нуждаются и насколько хорошо они живут.
Позвольте другим жить свободно. Это означает, что даже если вы замечаете, что ваши близкие, родные, друзья, коллеги делают что-то неправильное, максимум, что вы можете сделать, это добродушно высказать свое мнение. Если же вас не послушаются, не захотят считаться с вашими мыслями, то вы должны спокойно реагировать на их решение, потому что только они вправе оценивать, насколько правильно они живут. И если вам кажется, что они живут неправильно, то это всего лишь ваше мнение. Вы можете не делать того, что делают другие люди, но вы не вправе указывать окружающим, как им жить, какими им быть и к чему стремиться.
Пока вы без разрешения и без просьбы лезете в чужую жизнь, вы не совершаете благого поступка, не помогаете и не заслуживаете благодарности. Вы всего лишь тешите свое самолюбие, замечая недостатки окружающих и пытаясь их заставить измениться в угоду вашим представлениям. Если вам кажется, что что-то хорошо, это еще не значит, что другие люди думают так же. У них могут быть свои взгляды на жизнь. И они вправе думать то, что они думают, даже если вам кажется, что это неправильно.
Занимайтесь только своей жизнью. Оценивайте и командуйте лишь сами собой. Преобразите свою жизнь, сделайте ее настолько интересной, чтобы у вас просто не было времени наблюдать за другими людьми и вмешиваться в их заботы. Помогайте, но делайте это лишь тогда, когда вас об этом попросят. Если же вас ни о чем не просят, то научитесь держать свое мнение при себе, поскольку другие люди вправе жить так, как они живут. И если вы видите в этом проблему, то лучше задумайтесь над тем, почему вы не позволяете окружающим самим решать свои заботы, почему вы несчастны и не можете убрать свои комплексы без командования другими людьми. Проблема в вас, а не в окружающих. Занимайтесь только своей жизнью и позвольте другим жить свободно, так, как они сами того хотят.
Благость хоть и кажется приятным качеством человека, однако она не может присутствовать в полном объеме, поскольку современному индивиду нужно жить в материальном мире, защищаться, не всегда быть добрым и приветливым, что тоже является нормальным явлением. А благость в полном смысле своего слова относится к качествам человека, который жил бы в утопии.
Источник