Что такое бешеный темперамент

Кто вы по типу темперамента: полная характеристика и особенности по возрастам

Тип темперамента в значительной степени определяет, кем мы являемся, что мы делаем, и почему мы это делаем.

Идея существования 4-х темпераментов: холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика была придумана еще 2000 лет назад Гиппократом. Он утверждал, что различия в личности связаны с жидкостью, которая преобладает в теле человека.

Холерик – желтая желчь печени

Сангвиник – кровь сердца

Меланхолик – черная желчь почек

Флегматик – флегма легких

Таким образом, преобладание одной из жидкостей делала человека энергичным и оптимистичным (сангвиник), молчаливым и печальным (меланхолик), страстным (холерик) или спокойным (флегматик).

Темперамент и характер

Темперамент не стоит путать с личностью человека. Личность – это совокупность множества факторов человека, в то время как темперамент является лишь одним из факторов, хотя и очень важным.

Темперамент – это не то же самое, что характер, он не имеет ничего общего с типом личности или уровнем зрелости человека.

Наш темперамент – это набор тенденций, с которыми мы родились, и он практически не меняется в течение жизни. Он зависит от особенностей нервной системы, включая подвижность и уравновешенность.

Темперамент управляет нашими действиями и реакциями, и на него влияет наш характер и личность.

Наш характер – это приобретенная характеристика, и он может меняться с течением времени. Это то, какие мы есть, когда рядом никого нет. На наш характер влияет жизненный опыт, воспитание, национальность и другие факторы

Наша личность – это то, как мы выражаем себя, какими мы кажемся другим людям (веселыми, злыми, улыбающимися). То, как другие нас воспринимают, зависит во многом от того, что мы позволяем другим видеть. Иногда мы ведем себя как человек, которым мы хотели бы быть, сами не являясь таковыми.

Определение темперамента

Темперамент представляет собой группу черт или склонностей. Каждая из черт определяет отличительную манеру поведения, которая отличается от другой группы. Например, набор черт холерика отличается от набор черт сангвиника, и каждый из них демонстрирует разный тип поведения.

Каждая черта может быть выражена в разной степени. Например, человек может быть общительным в высокой степени, в средней степени или совсем не быть общительным.

Темперамент, таким образом, представляет естественные черты или склонности, с которыми человек родился. А уже то, насколько развиты будут эти естественные черты, зависит от мотивации человека.

Темперамент – это то, кем является человек большую часть времени. Он определяет то, как человек относится к другим людям и как реагирует на события.

Вспомните, как мы часто говорим о человеке, как о стеснительном или общительном. Сами того не понимая, мы относим его к определенным чертам темперамента. Это то, что нам известно и то, чего мы ожидаем от человека, когда взаимодействуем с ним.

Можно сказать, что поведение, связанное с темпераментом по большей части предсказуемо. Исключение составляют лишь случаи когда человек временно переживает сильные эмоции, такие как страх или гнев, либо пытается обмануть другого. Например, человек намеренно ведет себя иначе, чтобы казаться другим.

Темперамент – это сила. Сила, которая заставляет или побуждает человека вести себя определенным образом. Как аппетит, который нужно удовлетворить, или вакуум, который нужно заполнить. Он заставляет вас поступать определенным образом в зависимости от склонностей, которые свойственны вашему темпераменту.

Например, человек по натуре любит общение. Ему нравится разговаривать, веселиться, активно проводить время с другими. Внутри человека есть сила, которая толкает его к общению. Точно также существуют люди, которые скрытны по натуре и предпочитают не находится в обществе других людей. Ими в равной степени управляет сила, которая побуждает их избегать контактов с другими людьми. Оба варианта нормальны, и у обоих внутри есть толчок, который движет ими в соответствии со своими естественными склонностями.

Темперамент – это врожденная потребность. Взять к примеру пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Вода, воздух и еда являются физическими потребностями, без которых человек заболеет и умрет. Темперамент это тоже в какой-то степени потребность, хотя человек и не умрет, если его потребность не будет удовлетворена.

Это потребность, которая мотивирует нас вести себя согласно нашим естественным врожденным склонностям. Если она не будет удовлетворена, человек не будет себя хорошо чувствовать или эффективно действовать.

Опять для примера возьмем темперамент сангвиника. Находиться в компании людей и общение являются его потребностями. Если такой человек регулярно не общается и не находится в кругу людей, он начинает беспокоиться и страдать от низкой самооценки.

Каждому типу темперамента свойственны свои потребности: холерику нужны быстрые результаты, сангвинику нужно быть в компании людей, флегматику нужна стабильная обстановка, а меланхолику детальный план.

Тест на тип темперамента

Существует несколько тестов на определение типа темперамента человека. Так как чистый тип темперамента встречается довольно редко, данный тест поможет вам определить, какой тип темперамента у вас преобладает, а какие являются второстепенными.

Для этого теста вам понадобится лист бумаги и ручка. Тест состоит из 20 вопросов с четырьмя вариантами ответа. Напишите цифры вопросов от 1 до 20, и выберите один из наиболее подходящих вариантов ответа (а, б, в или г). После того, как вы ответили на все вопросы, подсчитайте общее количество букв.

Выберите одно утверждение, которое подходит вам больше всего.

а) я суетлив и неусидчив

б) я жизнерадостен и весел

в) я хладнокровен и спокоен

г) я застенчив и стеснителен

а) я вспыльчив и невыдержан

б) я деловит и энергичен

в) я обстоятелен и последователен

г) я теряюсь в новой обстановке

а) я прямолинеен и резок по отношению к другим людям

б) я склонен себя переоценивать

г) я сомневаюсь в своих силах

а) я незлопамятен

б) если что-то перестает интересовать, я быстро остываю

в) я строго придерживаюсь системы в работе и распорядка дня

г) я невольно приспосабливаюсь к характеру собеседника

а) мои движения порывисты и резки

б) я быстро засыпаю и просыпаюсь

в) мне тяжело приспособиться к новой обстановке

г) я робок и малоактивен

а) я нетерпим к недостаткам других

б) я работоспособен и вынослив

в) я постоянен в своих интересах

г) я легкораним и чувствителен

б) я бросаю начатые дела

в) я рассудителен и осторожен

г) я трудно устанавливаю контакт с новыми людьми

а) моя мимика выразительна

б) я говорю быстро, громко и четко

в) я медленно включаюсь в работу

г) меня легко обидеть

а) у меня быстрая, страстная речь

б) я быстро включаюсь в новую работу

в) я легко сдерживаю порывы

г) я очень впечатлителен

а) я работаю рывками

б) за любое новое дело я берусь с увлечением

в) я не растрачиваю попусту силы

г) у меня тихая, слабая речь

а) мне присуща несобранность

б) я настойчив в достижении цели

в) я вял и малоподвижен

г) я ищу сочувствия других

а) я быстро решаю и действую

б) в сложной обстановке я сохраняю самообладание

в) у меня ровные отношения со всеми

г) я необщителен

а) я инициативен и решителен

б) я быстро схватываю новое

в) я не люблю попусту болтать, молчалив

г) я легко переношу одиночество

а) я стремлюсь к новому

б) у меня всегда бодрое настроение

в) я люблю аккуратность

г) я робок и малоактивен

б) в интересах и склонностях я не постоянен

в) у меня спокойная, ровная речь с остановками

г) при неудачах я чувствую растерянность и подавленность.

а) у меня есть склонность к горячности

б) меня тяготит однообразная кропотливая работа

в) я мало восприимчив к порицанию и одобрению

г) у меня высокие требования к окружающим и себе

а) я склонен к риску

б) я легко приспосабливаюсь к разным обстоятельствам

в) я довожу начатое дело до конца

г) я быстро утомляюсь

а) мне свойственны резкие смены настроения

б) я склонен отвлекаться

в) я обладаю выдержкой

г) я слишком восприимчив к порицанию и одобрению

а) я бываю агрессивным, задирой

б) я отзывчив и общителен

г) я мнителен и подозрителен

а) я находчив в споре

б) я легко переживаю неудачи

в) я терпелив и сдержан

г) я склоне н уходить в себя

Теперь подсчитайте количество ответов «а», «б», «в» и «г».

Каждое полученное число умножьте на 5, чтобы получить процентное содержание.

Например, у вас получилось 7 ответов «а», 10 ответов «б», 2 ответа «в» и 1 ответ «г».

Ответы соответствуют следующим типам темперамента:

Таким образом, в примере у нас получилось, что у человека доминирует тип темперамента сангвиник («б»=50 %), второстепенным типом темперамента является холерик («а»= 35 %), и дальше по убывающей флегматик («в»=10 %) и меланхолик («г»=5 %)

Если какой-то тип темперамента набрал 40% и больше, этот тип темперамента у вас доминирующий.

Если какой-то тип темперамента набрал от 30 до 39 %, этот тип темперамента у вас ярко выражен.

Если какой-то тип темперамента набрал от 20 до 29 %, этот тип темперамента у вас средне выражен .

Если какой-то тип темперамента набрал от 10 до 19 %, этот тип темперамента у вас слабо выражен .

Короткий тест на определение темперамента

Существует еще один быстрый способ определения темперамента. Он основан на древнегреческом учении о том, какая жидкость преобладает в теле человека.

Итак, ответьте всего на 2 вопроса :

1. Ваши руки и ноги при нормальной температуре, как правило:

2. В нормальных условиях ваша кожа обычно:

Тип темперамента Сангвиник

Сангвиник — очень общительный человек, которому нравится находиться среди людей. Из всех темпераментов, с сангвиником легче всего в общении. Они привносят энергию и вдыхают жизнь в любую компанию одним своим присутствием. Их жизнерадостность и юмор озаряют все вокруг.

Это оптимистичный тип людей, который верит в то, что жизнь – это прекрасный, наполненный весельем опыт, и ее нужно прожить на полную катушку.

Бездействие вызывает у них стресс, так как они живут в быстром и активном ритме. Это самый импульсивный из всех темпераментов.

Сангвиник добивается больших успехов в делах, связанных со связями и общением, однако это наименее дисциплинированный и организованный тип из всех темпераментов.

Он открыт, обладает большим энтузиазмом, дружелюбный, прекрасно понимает чувства других людей, но может быть грубоват и невнимателен.

Сангвиника сложно назвать преданным другом, так как он не любит связывать себя обязательствами, а просто хочет развлекаться. Они живут так, будто у них нет ни прошлого, ни будущего. Редко признают свои ошибки, но склонны преувеличивать, чтобы выглядеть успешнее в глазах окружающих.

Читайте также:  Эстетическое чувство это чувство любви

Так как этот тип темперамента любит удовольствия, многие сангвиники склонны к различного рода зависимостям, а также перееданию.

Человек с этим типом темперамента готов взяться за трудные дела и завершит дело или проект, пока подпитывается его эго. Однако при малейшем намеке на их недостатки, они бросают дело.

Легко огорчаются, если их не ценят и не уверяют в любви. Очень требовательны в плане любви и привязанности, мучаясь от чувства ревности, если внимание, принадлежащее им, достается кому-то другому.

Источник

Темперамент: типы и особенности. Зачем нам это знать?

Истории психологии известно много теорий, описывающих темперамент человека. Первым, кто попытался разделить людей по типам, был древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что люди отличаются друг от друга в зависимости от преобладания в организме одной из четырех основных жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. А в основу научного подхода к исследованию темперамента легло учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека, в котором было описано три основных свойства процессов возбуждения и торможения нервной системы.

1) сила или слабость;

2) уравновешенность возбуждения и торможения или преобладание одного над другим;

3) подвижность или инертность.

Павлов выделил четыре наиболее типичные комбинации этих свойств и сопоставил их проявления с античной классификацией. Именно эти типы темперамента мы знаем их и сейчас:

‒ Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы – сангвиник;

‒ Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;

‒ Сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик;

‒ Слабый, неуравновешенный – меланхолик.

Конечно, люди настолько многогранны, что делить их на «чистые» типы нельзя. Также как нельзя и ставить вопрос, какой из них предпочтительнее. В настоящее время исследования темперамента отошли от вопроса классификации и направлены на изучение его свойств: активности и реактивности, темпа реакции, эмоциональности, переключаемости, экстраверсии-интроверсии. Уже доказано, что хоть темперамент и определяется наследственностью, отдельные его свойства пластичны, т.е. могут изменяться в рамках определенного диапазона. С возрастом, при намеренном усилии человека или воздействии извне, нервные процессы и переключаемость могут ускориться или замедлиться.

Современная психология говорит о совокупностях темпераментальных свойств, которые коротко можно описать так:

Холерик – человек, у которого возбуждение нервной системы преобладает над торможением. Его реакции быстрые, резкие, часто необдуманные. Холерику сложно себя сдержать, он часто бывает нетерпеливым, вспыльчивым, несдержанным. Его активность циклична: если холерик увлечен делом, то он будет работать страстно, с полной отдачей, но сил не хватает надолго. И когда силы заканчиваются, то появляется раздражённость, упадок сил и вялость, портится настроение. Чередование циклов подъёма и спада настроения и энергичности лежит в основе неровности поведения и самочувствия, а также предрасположенности к невротическим срывам и конфликтам.

Сангвиник обладает сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Ему свойственны быстрые реакции, но его поступки обдуманны. Подвижность нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, а также высокую способность приспосабливаться к новым условиям и сопротивляться трудностям. Это жизнерадостный и общительный человек, который легко сходится с новыми людьми, хотя и не отличается постоянством. Сангвиник крайне продуктивен, если дело ему интересно, поскольку он находится в постоянном возбуждении. В противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Его реакции и эмоции медленные. Флегматик имеет высокую работоспособность, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям. Однако ему сложно быстро реагировать, переключаться, приспосабливаться к новым условиям или отказываться от выработанных привычек. Это внешне стабильный, спокойный человек, даже в трудных ситуациях.

Меланхолик обладает слабой нервной системой и повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Сильные раздражители могут вызвать растерянность и срывы. Поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слёзы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Почему полезно это знать?

Темперамент влияет на проявление эмоциональных чувств и реактивности. Благодаря эмоциям человек может включиться в деятельность, быть заинтересованным, оценить результат, а не просто давать ответные реакции организма на внешние воздействия. Зная нюансы темперамента, можно определить особенности поведения человека, а, следовательно, найти к нему подход, лучше взаимодействовать в личном и деловом общении. Темперамент не определяет уровень способностей человека, но может подсказать, какие способы он будет выбирать для достижения результатов. Это хорошо заметно в трудовом коллективе, когда несколько человек по-разному выполняют аналогичную работу. Например, флегматику будет трудно активно работать с большим количеством клиентов, когда требуется постоянно переключаться с одной задачи на другую, а холерику — монотонно с документами. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах деятельности могут помогать человеку, в других — мешать. Кроме того, это знание полезно и для лучшего понимания самого себя, своих сильных и слабых сторон. Оно подскажет, как лучше распределять время, силы и нагрузку в любых видах деятельности.

Дубликаты не найдены

Психология | Psychology

7.7K постов 42.9K подписчика

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

Интересно, почему в каждом посте про темпераменты меланхолики показаны ущербными? 🙂 Остальные типы расписаны как комплекс плюсов и минусов, и только этот – ну вы убогие, канеш, но творческие. Или с точки зрения сильной нервной системы эмпатия, внимание к деталям, склонность сначала думать, потом делать – не то, о чем стоит сказать?

Окей, повторю ещё раз. Я говорю про соотношение. Три типа описаны примерно равномерно: вот смотрите, кучка плюсов, кучка минусов. А тут у нас меланхолики, не знаю, что хорошего о них сказать. Не нравится мой список — ну ок, поставьте другие качества, но сохраните баланс.

Разделение людей на темпераменты слишком грубое, и полной картины не дает. А вот градация на психотипы дает более развернутую картину. Но и тут надо помнить что людей с чистым психотипом практически нет, чаще всего это смесь двух в неравной пропорции.

Эмммм. а ничего, что вы практически слово в слово повторили идею из поста?

Психотипы гораздо более конкретно и детально определены и охарактеризованы, в отличии от темпераментов. Основных насчитывается 12.

Ну в любом случае, это продукт аналитического мышления.

Психотипы: методика 7 радикалов (по В.В. Пономаренко) — тут поразвернутей будет и полезней , имхо..

Ну как бы, ничего нового. Плюс упомянули, что чистых темпераментов практически нет, у каждого человека — это совокупность черт характера, а не шаблоны.

Но всё равно, не стану спорить с классификацией современных взглядов. Но как по мне, так всё намного и намного сложнее.

Определять психотип человека, равнозначно тому, как определять цвет его кожи. Хотя тоже не совсем так, скорее как указывать на расовую принадлежность у метисов.

Зачем нужны эмоции

Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.

Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.

Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?

Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.

Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?

Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.

Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.

Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.

Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.

Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.

Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Читайте также:  Что чувствует мужчина когда у него сосут

Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.

Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.

Понравилась метафора

Люди думают, что горе уменьшается со временем. В действительности это мы сами растём вокруг своего горя

Мудрый совет от математички

Запомнился на всю жизнь такой случай. Была у нас контрольная по математике, а учитель, назовём её В.Н., совмещала преподавание ещё с какой-то административной должностью. Так получилось, что из-за этого совмещения, сдавать контрольную надо было в какой-то тесной каморке, там помещалось человека 4 плюс она сама. Захожу я, значит, с тетрадкой и что-то начинаю мямлить, какие-то или оправдания, или объяснения, сейчас уже не вспомню точно, но что-то несущественное. На что она мне говорит:

— Послушай, ты мне зачем сейчас вот этим вот голову забиваешь, это вообще к делу не относится, сдай тетрадь и иди. Мне приходится в голове держать столько всего действительно важного, что твой инфошум я и слушать не буду, извини, у меня все полочки в голове уже заняты.

Я тогда сильно смутился, как-то неловко стало, «я же ей объясняю, а она. «. Но В.Н. это как-то по-доброму сказала. Класс 5-й или 6-й был, ну и как там с нами обычно говорили — «лес рук», «а голову ты дома не забыл?» и всё в таком духе, а тут тётя прям по-взрослому да такую ценную штуку сказала. До сих пор помню и только года 2-3 назад прочувствовал и понял, что она имела в виду. И правда, часто мы так сильно льём воду в уши окружающих, не спрашивая надо это им это или не надо, совершенно не уважая личное ментальное пространство. А уж про себя я вообще молчу, бывает столько инфохлама нахватаешься, а для важного места не остаётся. Отличный совет, сам пользуюсь.

Как различать ситуацию, мысли о ней и чувства

Пост навеян письмами от пользователей нашего приложения для психологической самопомощи — OpenCBT.

Мы делаем максимально удобное, понятное и функциональное приложение, но несмотря на это, в справку тяжело уместить слишком большой объем информации и у некоторых пользователей, не занимавшихся терапией ранее, возникают вопросы о том, как избежать путаницы при заполнении основных граф дневника.

Дневник когнитивно-поведенческой терапии у разных авторов книг самопомощи немного

отличается, но некоторые вещи остаются постоянными. Как правило, в дневник требуется записать ситуацию (события, которые вызывают неприятные мысли и чувства), свои тревожащие или огорчающие мысли, свои чувства и эмоции.

Чувства и эмоции не являются прямым следствием произошедшего. Прежде чем мы испытаем эмоцию (или целую бурю), мы должны дать интерпретацию произошедшему. Мысли, при помощи которых мы это делаем, могут пролетать в голове не заметно, потому они обычно называются автоматическими.

Иногда бывает сложно отграничить одно от другого и возникает соблазн свое видение ситуации записать в графу «Ситуация» хотя туда следует записать объективно происходящие события. Или же мысли по ошибке записываются в «Эмоции».

В книге Дж. Биика — «Тренинг преодоления социофобии» приводится замечательный способ для более правильного различения.

Нужно представить, что происходящее фиксирует видеокамера. Она не может фиксировать эмоции и мысли, только лишь то что объективно происходит. Видеокамера не может зафиксировать интересуются ли Вами другие люди, думают ли они о Вас и хотят ли чего-то. Видеокамера может зафиксировать как человек зевает (ситуация/события), но не может записать, что ему с Вами слишком скучно. Последнее является только вашей мыслью (интерпретацией). Так же возможна путаница с чувствами и мыслями. Мысль «я чувствую, что ему со мной скучно» остается мыслью и должна быть записана в именно в графу с мыслями.

Буду очень благодарен за комментарии и указании на ошибки.

Ответ на пост «Купили сыночек квартиру»

Поговорим о некоторых родителях.

О тех, кто сами рады создавать и дальше зависимость своих детей от себя. Они могут орать, жаловаться, топать ногами и проклинать «ленивое» «дитя». Но поверьте, они выпустят его только из своих мертвых рук, а что с ним дальше будет — уже без разницы, этот инструмент выполнил свою задачу. Это их смысл жизни, без их «ребеночка» им нечем будет заниматься, и эта пустота их пугает похлеще атомной войны. Потому что в этой пустоте можно найти себя, не дай боже. А не всякий способен смотреть на настоящего себя и выдержать(или выжить, мухаха!)).

В таких семьях часто бывает, когда в детстве ребенок проявлял самостоятельность, интерес к жизни и инициативу, и это жестоко обрубалось. Такие дети, проектами чьих жизней родители активно занимаются, чаще всего просто живут как их научили жить папа с мамой. Это часть нашей программы адаптации, мы впитываем окружение и учимся у него, приспосабливаемся к жизни, проверяя через практику что хорошо и что плохо, чтобы потом передать это дальше, в своих детях. И дальше, и дальше, и дальше. Другое дело, что если доверчивого ребенка обманывать, и готовить не к реальному миру, а к своим фантазиям, закончиться это может плохо для всех. И в первую очередь для того, кто просто доверял папе с мамой, когда они со злобой его отчитывали за самостоятельность, независимость, желание исследовать мир, себя и проявление инициативы. А к моменту, когда доверчивый ребенок себя выдрессировал так, чтобы мама с папой одобряли, ловушка захлопывается. Мозг уже выучил «правила жизни» и с каждым годом строит себе все более прочный гомеостаз, свыкаясь с бытностью раствора, который держит семью вместе, бытностью пробки, закрывающей дыры в родительских душах.

Хороший пример таких отношений представлен в фильма «Где находится нофелет?» с ныне покойным Владимиром Меньшовым.

Эти ситуации не приговор. Психология и терапия личности рулит. Главное — чем раньше, тем лучше, всем, и родителям, и детям. Чтобы все жили своей жизнью.

Кризис среднего возраста или что это?

Приветствую всех! Поскольку пикабу всемогущ, решил обратиться сюда за помощью и советами.

Рад бы описать всё в двух словах, но боюсь не выйдет. Уж если через пару строчек чтения вам надоест — извиняйте)

Исходные данные — я, 32 года, семья, двухлетний ребенок. Всю свою осознанную жизнь я был весьма нервным, раздражительным, нерешительным, и довольно таки неуверенным в себе. Откуда у этого всего растут ноги я наверняка догадываюсь, но не об этом речь, просто примем как данное. И то ли это всё выросло как снежный ком, то ли добавилось еще много каких новых негативных моментов, но сейчас это стало реальной проблемой. Я раздражаюсь часто даже по малейшим поводам — на работе, дома, в общении с друзьями. Подумываю, что на работе некоторые подчиненные меня уже порой ненавидят, жена же пока просто терпит. Стал завистливым — чужому заработку, успеху, достижениям. Если какие то запланированные события пошли не по задуманному плану — сразу испортившееся настроение. Негативно воспринимаю любое мнение, кардинально отличающееся от моего, особенно если его выражают слишком усердно. Многое воспринимаю на свой счет, стал обидчивый и прям ранимый какой-то. Несмотря на мой паршивый характер, близкие друзья у меня есть и с многими дружим более 10 лет. Но вот в каждом я нашел какие-либо мне не нравящиеся черты и будто бы делаю на них упор. Уже до маразма доходит — хотим покрестить ребенка, но мне никого не хочется звать крестным, в одном одно не устраивает, в другом другое. Понимаю и вижу, что и ко мне уже не особо кто тянется. Часто начинаю припоминать какие-либо события в прошлом, когда я поступил неправильно или некрасиво, самокопание процветает. Порой хочется перестать общаться вообще со всеми и уехать жить в лес. Напрягает финансовый вопрос — у меня неплохая работа и зп в пару раз выше средней по городу, но я понимаю, что этого мало сейчас, одна зп на троих. Нужно искать новые способы заработка, как то двигаться, развиваться, но я не знаю и не понимаю, где и с чего начинать и это очень злит.

В общем и целом, сейчас пришло понимание, что я — человек-говно. Я так себе муж, так себе друг, так себе начальник в плане отношения к людям, так себе невесть кто. Надеюсь, что не стану так себе отцом. Конечно, я местами могу накручивать сам себе, но не на пустом месте точно. Понимание, что нужно меняться есть, толку от этого понимания — никакого совершенно. Я могу продержать себя в руках какое то время, но дальше все по новой. Раньше воспринимал свою жизнь как довольно успешную, сейчас же почти ничего не радует и многое не устраивает

Понимаю, что своими силами уже не справлюсь и нужна помощь. Если есть какие-либо книги, которые могут помочь, посоветуйте, я люблю читать, но боюсь это вообще не выход. Если обращаться к врачу, то какому, к психотерапевту? Гуглил кстати цены на прием и малость офигел — в 3-4 раза выше чем к рядовым врачам, а ведь приемов нужно будет немало и жаба душит уже заранее)

Очень хочется обрести гармонию с собой и внешним миром, помогите пожалуйста) спасибо, если дочитали

Предназначение в жизни — Икигай

В японском языке есть понятие, которое означает ощущение собственного предназначения в жизни — Икигаи. При этом, икигаи может представлять собой хобби, профессию или семью. Это философия, помогающая находить удовлетворение, радость и осознанность во всех делах каждый день и способствующая долголетия.

Чем раньше вы начнете поиск своего икигай, тем скорее вы начнете ощущать спокойствие и удовлетворение от своей жизни. Вот некоторые вопросы, ответы на которые помогут вам в поисках.

Достижения. Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными? Возьмите лист бумаги и запишите 2-3 своих дела, которыми вы действительно гордитесь. Это может послужить хорошей отправной точкой для поиска своего икигай.

Знания. В чем состоят ваши особые знания и навыки? В чем вы считаете себя специалистом? О чем вы с удовольствием рассказываете, на какую тему читаете литературу? Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время?

Ощущения. Работа в той области, в которой вы разбираетесь, является залогом карьерного успеха. Но если вы хотите обрести счастье, то надо заниматься тем, что любишь. Ваш икигай не слишком волнуют ваши деловые успехи, если они не подкреплены радостью в сердце. Именно на это надо обратить внимание в первую очередь.

Самооценка. Кем вы видите себя в своих мечтах? Вы учитель, юрист, мать, ученый, книгоиздатель, фермер? Возможно, именно ваша оценка своего будущего может стать той линзой, которая поможет сфокусировать все ваши усилия.

Личность. На свете нет одинаковых людей, и разным личностям подходят совершенно различные виды работ. Зная свой тип личности, вы поймете, почему некоторые занятия приносят вам огромное удовольствие, а другие не трогают ни единой струны вашей души.

Можно воспользоваться для поиска икигай и специальной картой, которая показывает, что ваше главное дело распложено на пересечении того, что вам больше всего хочется, и того, что лучше получается.

Читайте также:  Отсутствие чувства реальности это

Мартин Селигман: Well-being и «выученный оптимизм»

На конференции WBECS (The World’s Leading Learning Platform

For Business & Executive Coaches) прошла дискуссия с Мартином Селигманом — знаменитым американским психологом, одним из основоположников позитивной психологии.

Мартин Селигман несколько десятилетий изучал, как люди справляются с трудностями, и установил, что больше всего восстановлению после травматических событий мешают так называемые три «П»:

— персонализация — убежденность в том, что виноваты мы сами;

— повсеместность — убежденность в том, что событие будет влиять на все области нашей жизни, и

— постоянство — убежденность в том, что последствия события будут ощущаться всегда.

Люди восстанавливаются быстрее, если понимают, что в произошедшем нет их вины, что оно не может повлиять на все аспекты их жизни и не будет преследовать их везде и всегда.

Осознание этого снижает вероятность возникновения депрессии и помогает пережить трудности.

Я читал про выученную беспомощность в книге Мартина Селигмана. И сейчас, во время пандемии Cowid-19 это является одним из вызовов — переучиваться и выползать из этой приобретённой беспомощности.

Из состояния, в котором люди перестают предпринимать попытки его улучшить, так как несколько раз столкнулись с неудачами.

Впервые тему выученной беспомощности начал изучать Мартин Селигман в 1967 году.

Мартин Селигман сказал, что одно из преимуществ 50-летней работы в науке — это возможность обнаружить то, что вы были неправы.

И Мартин сказал:

Мы были неправы — беспомощность, это состояние, свойственное млекопитающим по умолчанию.

Мы рождаемся и вырастаем с этой беспомощностью.

А то, чему мы можем научиться — это выученный оптимизм.

Мы можем научиться:

— Воспринимать неудачи, как что-то временное, а не постоянное («сейчас тяжёлое время, но потом станет лучше» вместо «я больше никогда не буду счастлив»)

Воспринимать неудачи, как единичный случай, а не личную характеристику («у меня не получилось в этот раз» вместо «я неудачник»)

— Осознавать то, что мы можем контролировать и на что можем влиять.

И для меня это хорошие новости. Если появляется ощущение беспомощности, значит стоит начать учиться оптимизму и это то, что мы можем контролировать.

Мартин много говорил о счастье, рассказывал об идее сознательного оптимизма, и о том, как это влияет на well-being.

Одним из основных отличий пессимистично настроенных людей от оптимистично настроенных является то, что первые считают, что проблемы носят постоянный характер, а вторые — что временный. Например, первые считают, «ситуацию не исправить”, а вторые — “ситуацию не исправить, если ничего не делать”

То есть, плохо не то, что плохо, а то, что это продолжается и носит устойчивый характер. Устойчивость может проявляться и в наделении людей различными качествами. Сравните, например, “мой начальник — козел” (пессимистично) и “мой начальник сегодня в плохом настроении” (более оптимистично) — в этом примере неприятности воспринимаются как временное явление.

Универсальность добавляет пессимизма, специфичность — оптимизма. Установка “я ни с чем не справляюсь” не оставляет выбора, тогда как “я не справляюсь с ЭТОЙ работой” предполагает наличие возможного решения. Как говорится, realistic argument vs catastrophic thought (трезвый взгляд против панических мыслей)

Я думаю, вы понимаете, что оптимистично настроенным в жизни в целом попроще. И на работе они достигают лучших результатов (тут, правда, есть одно исключение — юристы — именно пессимизм позволяет им эффективно работать, согласно Мартину), и со здоровьем, и в личном плане все как-то получше.

Мартин Селигман предлагает термин “выученный оптимизм” (learned optimism) как бы намекая, что этому можно научиться.

И действительно, мы способны влиять на свое мышление, а через него — на поведение и наоборот.

4. Психология. Жан Пиаже

Продолжение разбора тем по психологии выбранных мной или предлагаемых читателями.

Как же сложно мне понять Жана Пиаже и его теории. Платон и Аристотель были полегче. Предлагаю Вам в сжатом и упрощённом виде ознакомиться с его трудами через этот пост.

Жан Пиаже, очень продуктивный швейцарский (я думал он был французом…) психолог, логик, философ, основатель генетической психологии, сильно интересовался самыми глубокими философскими вопросами:
* Что есть правда?
* Откуда берётся правда?
* Как мы приходим к понятиям времени и пространства, протяженности, изменчивости, морали?
* Как происходит развитие логики?
* Как происходят субъектно-объектные отношения и когда они возникают?

Он считал, что ответы «спрятаны» в детстве. Вот он и начал изучать детей, детскую психологию, постепенное развитие интеллекта.

Судя по всему, ответы на свои вопросы он так и не получил. Но, за то, вместо них он обрёл большую базу знаний о том, как развивается наш ум, а следовательно и понятия, которыми мы оперируем.

Не углубляясь в его очень сильно усложненные идеи (с которыми можно ознакомиться, например, в книге «Избранные Психологические Труды»), следует просто сделать замечание, что его работы во многом будут полезны педагогам и тем, кто работает с детьми.

В этом посте я постараюсь говорить больше о том, что может быть полезно взрослым.


Как думать

До Пиаже было принято думать, что ребенок — это низшая форма человека (как минимум, в интеллектуальном смысле). Ребёнок думает неправильно, и его нужно «переучить».

Но Жан изменил это представление. Он экспериментально обосновал гипотезу о том, что ребенок не думает иначе, чем взрослый, он лишь использует другие «схемы».

Жан Пиаже ввел термин «схема» чтобы обозначить то, как мы работаем в своей голове с полученной информацией. Взрослый имеет расширенную схему, он гораздо легче упорядочивает внешний мир в своей голове, чем ребенок, который часто воспринимает мир как данность, не пытаясь описать (из-за чего время от времени ребенок может прибегать к противоречивым или нелогичным суждениям, например, что мячик прыгает потому что он красный).

Как работает схема? Йанизнаю.
Жан Пиаже описал 2 метода:
* Ассимиляцию — это когда мы берём новую информацию, проводим ее через схему, и засовываем в картину мира. Мы её скушали. Ассимиляция работает только с той информацией, которая «нам по зубам», то есть которую мы в состоянии сравнить с чем-то, с чем сталкивались ранее, и классифицировать её.
* Аккомодация — это когда информация не соответствует схеме, которой мы думаем (птички все маленькие и летают, так почему этих больших пингвинов считают птицами?), в следствии чего приходится корректировать схему.

Выводы: гармонично и продуктивно развивается тот человек, который развивает свои схемы. Развитие происходит через взаимодействие с новой информацией.

Чем больше у Вас схем, и чем они шире, тем более умны и способны Вы.


Конструктивизм и самообразование

Жан Пиаже был приверженцем конструктивизма, и считал (не без оснований), что ребёнок наиболее эффективно учится тогда, когда он сам добывает информацию. Прекрасно. Чтобы ребёнок сам добывал информацию, он должен иметь любознательность/интерес (то есть внутренний мотив эту информацию добыть). Задача педагога по конструктивизму в том, чтобы не учить ребёнка напрямую (лить в него знания), а возбуждать в нем любопытство.

Во взрослой жизни мы вынуждены быть себе и учениками и учителями. Конструктивистская система обучения хорошо подходит взрослому человеку, если он настроен на саморазвитие.

Как саморазвиваться по конструктивизму?
1. Нужен мотив. А лучше много мотивов. Внешние и (особенно) внутренние. Например: хочу стать умнее потому что хочу быть хорошим человеком (внутренний), и помогать людям, чтобы они меня хвалили (внешний).
2. Нужны задачи 3-х типов: легкие, сложные, и очень сложные. Легких должно быть больше чем сложных, сложных должно быть больше чем очень сложных. Пример: хочу прочитать 12 новых книг (очень сложно), по одной книге в месяц (сложно), по 10 страниц в день (легко). Зачем так? Потому что.
3. . нужно постоянное чувство испытания (challenge). Её мы достигаем через сталкивание с легкими, сложными и очень сложными задачами.
4. Нужно любопытство. Любопытство — это состояние, когда мы чего-то не знаем, но мы знаем, что мы можем это узнать (я не знаю что в темном папином гараже, но я могу сейчас зайти и это узнать).

Как обрести любопытство учить неинтересные вещи (химию с физикой)?

1. Попытаться увидеть ценность этого знания.
2. Попытаться увидеть практическую пользу этого знания.
3. Попытаться увидеть красоту/гармонию этого знания.
4. Попытаться вдохновиться людьми, которые обладают этим знанием (пообщаться с человеком, который увлечен физикой, попросить рассказать о том, что он видит ценного в этом)

Четвертый пункт может дать Вам увидеть и ценность и мотив и красоту и практическое применение, если человек будет подходящим. Поэтически говоря, его пламя любопытства может разжечь Ваш костер желания.


Ум и отношения

Жан Пиаже обратил внимание через различные эксперименты на то, что ребёнок в детстве очень эгоцентрично думает, совсем не считаясь с мнением окружающих (луна всегда следует за МНОЙ, конфеты на кухне все для МЕНЯ, мама плачет потому что Я что-то сделал). Дети до 5-7-и лет часто не способны поставить себя на место другого человека (некоторые и в 40 этим навыком не обладают), этому они учатся во время взаимодействия со сверстниками и другими людьми. Эта способность, по словам ученого, очень важна, и составляет очень весомую часть высшей психической деятельности (самый высший пилотаж — это ставить себя на место неодушевленного объекта).

Эмпатия — способность сопереживать/ ставить себя на место другого человека.

Эмпатия увеличивает шанс достижения взаимопонимания, что способствует налаживанию отношений. К тому же, эмпатия очень хорошо влияет на самоанализ..Имея хорошее представление о том, каковы другие люди, стараясь их понимать, человек гораздо продуктивнее анализирует самого себя, так как есть с чем сравнивать и имеются средства для определения состояний, самоопределения в контексте общества или классификации внутренних феноменов.

Короче, сопереживающий умнее эгоиста по объективным причинам.

Возможно, способность к эмпатии — это место рождения морали. Хотя, ребёнок часто способен ощутить себя несправедливо ущемленным ещё до того, как он начинает интересоваться мнением окружающих о его действиях.


Выводы

Интеллектуальные процессы, зародившиеся ещё в детстве, актуальны на протяжении всей нашей дальнейшей жизни. Их развитие приносит много благо.

***
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.

Зашёл сегодня в ванную комнату, включил свет и увидел на дне ванны маленького чёрного паука. Применил магический навык эмпатии и подумал над тем, какого этому пауку сейчас. Он стоял неподвижно, не реагировал на моё приближение к ванне. Я предположил, что он вошёл в состояние защиты «замри». Развивая эту идею, я задумался над тем, участилось ли у него сейчас дыхание, как это бывает у млекопитающих при сильном страхе, и понял, что я не знаю дышат ли пауки, и если да то как и через что, а это значит, что моя схема мышления столкнулась с неизвестной информацией. Нужно применять аккомодацию. Во мне проснулось любопытство, и я зашёл в интернет читать про кислородный обмен пауков, предварительно смыв паука в канализацию, потому что не хочу, чтобы в моём доме возникло паучье гнездо. Хотя почему-то стало больно и совестно перед этим эпизодическим незнакомцем.

Источник

Оцените статью