- Индивидуальное занятие «Закрепление барических ощущений и связывание с понятиями один-много»
- Ход урока
- «Развитие у детей представлений о массе предметов и способах измерения массы»
- «Развитие у детей представлений о массе предметов и способах измерения массы»
- Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Индивидуальное занятие «Закрепление барических ощущений и связывание с понятиями один-много»
Луиза Газизуллина
Индивидуальное занятие «Закрепление барических ощущений и связывание с понятиями один-много»
Индивидуальное занятие по предмету «Математические представления и конструирование» с ребенком с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности.
Тема урока:»Закрепление барических ощущений и связывание с понятиями один-много«
Диагноз ребенка: ДЦП,тетрапарез, алалия вследствие смешанной дизартрии тяжёлой степени, тяжёлая степень интеллектуальной недостаточности
Предшествующая работа: изучение веса предметов и связывание с понятиями большой – маленький.
— упражнять в определении тяжести предметов путем взвешивания на руках;
-тренировать на сравнение различных предметов по тяжести с помощью взвешивания предметов на руках;
— развивать восприятие особых свойств предметов: барические ощущения;
-развивать тактильные ощущения посредством ощупываний различных мелких предметов, камней и т. д. ;
-развивать мелкую и крупную моторику посредством имитаций движений животных;
-развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление посредством многократных повторений заданий. инструкций;
-развивать зрительное внимание и память через нахождение банок с одинаковым цветом крышки, мешков с одинаковой верёвкой;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к предмету.
Оборудование: мешки из ткани, баночки из под фотоплёнок или детских пюрешек, заполненные полностью и на четвертинку из одного вида предметов (металлическими шариками, крупами, мелкими камушками, декоративными камушками, ракушками, мелкими игрушками)
Ход урока
1. Организационный момент К нам в гости пришёл большой бегемот, и маленькая черепаха. (Показ игрушек)
2. Подготовка к усвоению нового материала
Бегемот сможет поднять и унести те предметы, которые тяжелее, а ёжик — те, которые легче.
3. Определение темы
Давай взвесим на руках и определим, какая баночка тяжелее, какая баночка легче, какой мешок тяжёлый, а какой легкий. Выбери баночки с красной крышкой. Возьми баночку с красной крышкой, где много камушек. Это тяжёлая баночка, здесь много камней. Возьми баночку такого же цвета крышкой, где мало камушек. Это баночка лёгкая – здесь мало камушек. (и т. д. взвешивание на руках различных предметов, сравнивание их по тяжести. Педагог демонстрирует и объясняет, где много предметов – тяжёлый, мало – лёгкий.)
4. Первичное закрепление Игра «Помоги бегемоту и черепахе»
Выбери те мешочки, которые унесёт бегемот – полные мешочки, где много камушек (крупы, игрушек, шариков)
Выбери баночки, которые унесёт черепаха – пустые мешочки и мешочки полупустые, где мало камушек (крупы, игрушек, шариков)
5. Физкультминутка. Покажи, как ходит бегемот. Покажи, как ползёт черепаха
6. Закрепление.
Игра «Определи вес»
Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга-книги, полное ведро с водой – пустое ведро, портфель с тетрадями, книгами и пеналом – портфель с одной тетрадью, баночка полная с крупами, баночка на четвертинку полная с крупой)
7. Итог. Предметы бывают легкими или тяжелыми. Это определяем путем взвешивания на руках. Сильный человек может поднять и нести более тяжелые предметы, чем слабый и маленький ребенок.
8. Домашнее задание. Выполнить задания по развитию барических ощущений
Акватерапия для дошкольников Игры с водой как метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, носит название АКВАТЕРАПИИ. В мире нет ничего более покорного.
Календарно-тематическое планирование на август (младшая группа) Тема: Народное творчество Развивающие игры: Знакомство с понятиями «шире», «уже» (стр. 114 Волчкова) Целостная картина, исследование,.
Источник
«Развитие у детей представлений о массе предметов и способах измерения массы»
«Развитие у детей представлений о массе предметов и способах измерения массы»
При обучении ребенка математике и предметам окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В свою очередь при формировании этих представлений принимают участие многие факторы психического развития ребенка. Это умственные способности, восприятие, чувственные компоненты. Развитие представлений о массе предметов в дошкольном возрасте происходит поэтапно, в зависимости от уровня психического развития ребенка и включенности в процесс обучения перечисленных факторов. Важно также не упустить момент психического созревания ребенка и его готовности воспринять информацию.
Окружающие нас предметы можно сравнивать не только по форме, цвету и размеру, но также и по массе.
Масса – это особое свойство окружающих нас предметов, которое можно почувствовать при сравнении предметов по этому свойству.
Если один предмет тяжелее другого, то его масса больше. А если один предмет легче другого, то его масса меньше.
Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros — тяжесть, barys — тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук. Упражнения по сравнению масс предметов, в свою очередь, способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора. Под воздействием тяжести предмета у человека возникают еще и сенсорные ощущения. Но и это еще не все. Психологическая наука доказывает связь между процессом знакомства с массой предметов и развитием умственных и математических способностей личности. Поэтому очень важно начать знакомство с массой предметов с самого раннего возраста ребенка .
Младшая группа
С этого возрастного периода начинается накопление опыта восприятия и различения предметов по массе.
Взрослый способствует освоению ребенком 3-4 лет
- общих представлений о массе как признаке предметов;
- развитию умения отражать результаты сравнения в речи, пользуясь словами тяжелее- легче, т яжелый – легкий, одинаковые-разные.
Для этого дети в самостоятельных играх, быту, природе перебирают предметы, перекладывают. Находят те, которые могут передвинуть, поднять и переложить на другое место. Образец как меру для сравнения дети 3-4 лет еще не воспринимают.
Вывод: дети младшей группы определяют массу предметов сенсорно-чувственным путем: Тяжелый-легкий.
Средняя группа
У детей 4-5 лет необходимо развивать точность восприятия ; учить их сравнивать «на руке» не очень контрастные по массе предметы;
Упражнять детей в определении относительности оценки веса, когда один и тот же предмет может быть тяжелее одного ,но легче другого;
Развивать умение устанавливать отношения равенства и неравенства ( такой же по массе, не такой, тяжелее и т.д.) Для этого используется упражнение «Выбор по образцу».
Например, один из пяти мешочков с песком выбирается в качестве образца (эталона), обследуется «идеальным» действием; затем ребенок ищет среди оставшихся такой же или более тяжелый(легкий) мешочек; дети овладевают умением располагать три (4-5) предмета разной массы.
Вывод: Дети 4-5 лет осваивают умение
- определять свойства предметов: легкий-тяжелый;
- обобщать предметы определенной тяжести к тяжелым :эти камни все тяжелые…( отношение групп предметов по весу);
- последовательное увеличение 3-5 предметов;
- выражать в речи изменения или неизменность предметов по расположению, количеству, размеру, весу.
Старшая группа
В 5-6 лет дети осваивают умение сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных весов, проверяя таким образом результаты сравнения предметов путем «идеального» действия;
Определяют равенство от неравенство, независимо от внешнего вида. (большие по размеру, но легкие (легче), маленькие пакеты или мешочки, но тяжелые (тяжелее));
Самостоятельно группируют и классифицируют предметы по массе;
Строят сериационные ряды из 5-10 предметов.
Вывод: дети 5-6 осваивают умение :
- выделять и называть все свойства присущие предмету.
- включать один и тот же предмет в разные группы в зависимости от основания классификации;
- определять последовательность ряда предметов (5-10) по размеру, весу и др.;
- осуществлять проверку взвешиванием, высказываться о неравенстве, различиях.
Подготовительная группа
В 6-7 лет дети включаются в поиск ответов на вопросы типа «Можно ли, измеряя ложкой песок в двух мешочках, определить массу того и другого? Что узнаем при этом?
Используют весы для сравнения двух предметов по массе.
С помощью весов уточняется представление детей об инвариантности массы.
Шестилетние дети взвешивают предметы с помощью общей меры.
Вывод: дети 6-7 лет осваивают умение:
- упорядочивать предметы по весу;
- активно включаются в процесс экспериментирования;
- последовательно выполнять игровые или практические действия с ориентировкой на символ;
- измерять с помощью общей условной меры и сравнивать массы предметов
- .
Проект в старшей логопедической группе
Тема: «Хочу стать продавцом»
Задачи:
— обогащать представления детей о профессии продавца, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии.
— формировать представление детей о массе предметов и способах измерения массы;
— обучать сравнивать предметы по массе, располагать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты деятельности словами: тяжелый, легкий, самый легкий, тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий;
— познакомить детей с прибором измерения массы- чашечными весами, формировать умение сравнивать массу предметов с помощью весов;
— познакомить детей с видами весов;
— с помощью весов сформировать представление об инвариантности массы;
— сформировать представление о том, что при одинаковой форме и одинаковом размере предметов масса их может быть различной ;
— развивать познавательный интерес, логическое мышление дошкольников;
— способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
— развивать у детей умение решать проблемные ситуации.
Итог:
Формирование понятия «масса» опирается на развитие у ребенка «барического чувства», а оно возникает в результате давления предмета на поверхность его тела. Определяя тяжесть предмета, ребенок как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук.
Упражнения по сравнению масс предметов, в свою очередь, способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора. Под воздействием тяжести предмета у ребенка возникают еще и сенсорные ощущения. Психологическая наука доказывает связь между процессом знакомства с массой предметов и развитием умственных и математических способностей личности.
В каждой возрастной группе этот процесс происходит по-разному. В младшей группе дети ограничиваются тем, что перебирают один предмет за другим, перекладывая с одного места на другое. Не могут они еще выделять и устанавливать связи и отношения между предметами по их массе, строить сериационный ряд. Дети средней группы уже принимают образец как мерку для сравнения. Они выделяют отношения между предметами по массе; выбирают самый тяжелый (легкий) и ставят объекты друг за другом по данному признаку. У старших дошкольников появляется стремление словесно обозначить массу, развивается умение сравнивать массы предметов по образцу, который служит эталоном.
Обучение детей умению различать предметы по массе связывается с развитием количественных представлений по мере готовности ребенка к восприятию данной информации.
Таким образом, развитие у дошкольников представлений о массе предметов и способах её измерения зависит от их возрастных особенностей, от степени развития их сенсорики, восприятия и методов обучения.
Источник
Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Наталья Филипповых
Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
При знакомстве ребенка с предметами окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В дошкольном возрасте важно подготовить ребенка к усвоению мер массы и сформировать чувство веса, возникающее на основе тактильных ощущений.
Следует различать массу и вес предмета
С понятием вес предмета дети знакомятся в школе в курсе физики. Терминологическая некорректность, которую позволяют себе взрослые в обиходе, часто путает ребенка, поскольку мы, иногда не задумываясь,говорим: «Вес предмета 4 кг для того чтобы ребенок не усваивал неправильную терминологию, которая будет путать его в дальнейшем в начальной школе, в детском саду следует всегда говорить масса предмета.
Формирование понятия «масса» опирается на развитие у ребенка «барического чувства», а оно возникает в результате давления предмета на поверхность его тела. Давление предмета на ладонь руки дает возможность определить его тяжесть относительно другого. Это явление получило название «взвешивание на ладонях». Оно является первичным в восприятии ребенком массы, определении и выделении предмета, который легче, чем другой, тяжелого и легкого среди нескольких.
Развитие «барического чувства», способности точного определения массы предмета при помощи активного движения рук происходит не спонтанно, а зависит от упражнений, т. е. от условий обучения.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предметано его восприятие имеет сугубо локальный и слабо дифференцированный характер: «тяжесть» связана с самим предметом и неотделима от него. (пытается поднять любой тяжелый предмет и убедившись, что такое ему будет не под силу, обращается за помощью к взрослым).
К трем-четырем годам дети уже понимают значение слов «легкий», «тяжелый» и различают контрастные по массе предметы.
Наиболее простой задачей является различение тяжелого и легкого предмета в паре. Поэтому сначала детей необходимо учить сравнивать между собой только два предмета, резко отличающиеся друг от друга своей массой.Оптимальное соотношение масс в начале обучения 1:4,1:3. Результаты сравнения обозначать словами тяжелый — легкий. В пассивной речи у них содержатся слова — тяжелый и легкий, но активно они ими не пользуются.
Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием»,которое включает 3 компонента: Выполнение задания осуществляется путем «взвешивания» предметов на ладонях рук. Это довольно сложный для детей способ обследования массы, состоящей из нескольких действий.
Надо взять по одному предмету в каждую руку и повернуть ладони кверху. Затем руками имитируется движение весов вверх-вниз, происходит «взвешивание» предмета «на руке». И, наконец, предметы перемещаются с одной ладони на другую, при этом их положение может меняться несколько раз. Такая «проверка» способствует более точному определению отношений между тяжестью двух предметов.
При обучении данному способу выполнения действий дети допускают ошибки.
Следующий этап в работе — сравнение трех предметов по массе, из них один служит образцом. Результаты сопоставления обозначаются словами тяжелее — легче. Рациональный способ решения этой задачи заключается в том. что с образцом надо последовательно сравнивать все предметы и на этой основе определять, какой из них легче, какой тяжелее или они одинаковы. Благодаря такой работе ребенок начинает среди многочисленных признаков предмета выделять массу и абстрагировать ее. Создаются возможности для упорядочивания и группировки объектов по данному признаку, это и является следующим этапом в работе. Расположение предметов по их массе в восходящем или нисходящем порядке, т. е. построение сериационного ряда,— решение этой задачи можно начинать со среднего дошкольного возраста.С этой целью необходимо усвоение рационального способа выполнения действий: выбор самого тяжелого предмета при построении восходящего ряда. Результаты своей деятельностидети должны обозначать словесно: тяжелый, легче, самый легкий, или легкий, тяжелее, самый тяжелый. В средней группе составляется ряд из трех элементов.Следует организовать сравнение одного из элементов упорядоченного ряда с другими: соседними, всеми предшествующими и последующими. Это позволит проверить правильность построения сериационного ряда,приведет к важным выводам: если один из предметов тяжелее другого, а тот в свою очередь тяжелее третьего, то первый предмет также будет тяжелее третьего; каждый последующий элемент тяжелее всех предыдущих. Практическую значимость для детей имеют знания о массе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (гиря, гантели, ведро с песком и др.). Можно применять одинакового размера мешочки, наполненные разными сыпучими веществами. Специально подбираются предметы,сделанные из разных материалов: металла, дерева, резины, пластмассы, поролона, ваты и т. д.В условиях детского сада нетрудно изготовить необходимые пособия: в резиновые, пластмассовые игрушки, различные коробки, бочонки насыпать песок в определенном количестве, чтобы масса предметов была от 50 до 300 г.
Старшие дошкольники, посещавшие магазины со взрослыми, располагают сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах. Но представление о массе и единицах ее измерения у них поверхностно. В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки результатов сравнения масс двух предметов, определенных «на руке». На весах чаша с предметом большей массы опустится ниже. Это действие не является взвешиванием. Оно пока еще напоминает сенсорное действие «взвешивания предметов на ладонях». Детей нужно подвести к пониманию относительности массы по двум параметрам.
1 параметр масса не зависит от величины предмета. Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметовиз разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов,не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности.
2 параметр Весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми сравнивается. Например, тетрадь по отношению к книге большого формата (энциклопедии) будет считаться легким предметом, а по отношению к листу бумаги – тяжелым Нужно научить детей, сравнивая предметы по тяжести, понимать построение сериационного ряда по убывающей или нарастающей их массы.
С помощью весов формируется также представление об инвариантности массы. Например, из куска глины предлагается вылепить два одинаковых по размеру шарика. Их равенство по массе проверяется на чашечных весах. Затем из одного из шариков дети делают длинную морковку, палочку или колбаску. На одну чашу весов помещают вылепленный предмет, на другую — шарик. Равновесие чаш покажет детям равенство масс. Можно несколько раз менять форму предмета и, используя весы, убеждаться в неизменности (инвариантности) массы. «Одинаково, потому что к куску глины мы ничего не прибавляли и ничего не убавляли»,- говорят дети. «Кусок глины остается тем же, только форма предметов меняется: то шарик, то палочка, то морковка».Дети на практике приходят к выводу: преобразования, которые изменяют внешний вид объекта, оставляют неизменной его массу.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается количество и значение заданий, где от детей требуется подробное словесное описание массы предметов. Особое значение приобретают также комплексные задания, для выполнения которых необходимо учитывать одновременно различные свойства предметов (форму, величину, массу).
С возрастом восприятие различий становится все более точным. Старшие дошкольникиначинают дифференцировать массы при соотношении 1:2.Это связано с совершенствованием тактильно-кинестетического анализатора: к 5-6 годам заканчивается дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук. В этом возрасте ребенка можно обучать работе с эталонами веса.
В шесть – семь лет дети осваивают умения сопоставлять предметы по массе с помощью весов, проверяя таким образом результаты сравнения предметов путем «идеального» действия; определяют равенство и неравенство, независимо от внешнего вида самостоятельно группируют и классифицируют предметы по массе, строят сериационные ряды из 6 предметов.
дети включаются в поиск ответов на вопросы типа «Можно ли, измеряя ложкой песок в двух мешочках, определить массу того и другого? при этом все действия выполняются практически.
На этом этапе возможно ознакомление детей с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формирование первоначальных измерительных умений.
Исходя из особенностей восприятия детьми дошкольного возраста массы предметов, обучение следует строить поэтапно,
то есть следует начинать с формирования представлений о массе путем развития «барического чувства» к ознакомлению с массой как измеряемой величиной.
Различение ощущений массы разных предметов закрепляется в дидактических играх и упражнениях.
В предметно-игровой среде каждой возрастной группы необходимо иметь комплект материалов для развития у детей «барического чувства», представлений массе умений сравнивать, изменять вес предметов. Это прежде всего мешочки с речным песком, древесными опилками одинакового веса и разного размера. Оперируя с таким материалом, ребенок может найти, исходя из практической потребности, два мешочка разных по размеру, но одинаковых по массе. Пересыпать часть песка в другой мешочек, чтобы уравновесить их или, наоборот, сделать разными.
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» 1. Зарождение и становление коммуникативной.
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.
Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса Легко меняются герои, маски. Волшебный.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.
Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» в рамках реализации инновационной деятельности.
Развитие коммуникативной инициативы у детей 3–4 лет в процессе игровой деятельности Развитие коммуникативной инициативы у детей 3 — 4 лет в процессе игровой деятельности Подготовил: Сафьянова А. А., воспитатель МБДОУ «Детский.
Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного.
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности. «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» Одной из актуальных.
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира.
Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности В последнее время возросли требования.
Источник