Что такое барьер отрицательных эмоций

Барьер отрицательных эмоций

Как правило, люди недооценивают значение отрицатель­ных эмоций в жизни. Многие считают, что логика — это основа человеческого мышления, человеческого бытия. Од­нако эмоции сопровождают практически все аспекты жиз­недеятельности человека, что и было доказано учеными. Эмоции помогают человеку понять, насколько значимо то, что он делает, насколько значимы для него его отношения с другими людьми. Они возникают в ситуациях, когда:

* происходит что-то значимое для человека;

* когда человек понимает, что существует определен­ная опасность, но не может ее избежать;

* при обострении потребности;

* при развитии событий, которые не были заплани­рованы;

* в ситуациях с высокой степенью неопределенности.

Как мы видим, эмоции могут быть вызваны, с одной стороны, потребностями человека, а с другой стороны, ситуацией, в которую человек попадает. Эмоции выпол­няют следующие функции: оценки, побуждения, разре­шения ситуации, дезорганизации, организации, регуля­ции (закрепления-торможения (П.К. Анохин); подкреп­ления (П. В. Симонов), предвосхищения (В. Вундт)), ак­тивизации, мобилизации и др.

Эмоции могут стать барьером в общении с другим че­ловеком. Особенно, если это устойчивая негативная эмо­ция (горе, страдание, отвращение, презрение, страх и др.). Остановимся более подробно на подобных барьерах.

Барьер страдания снижает уровень контактности, об­щительности человека, который переживает страдание и делает тяжелым общение с ним других людей. Людям дос­таточно сложно общаться с подобными людьми. Чем может быть вызвано страдание? Это может быть какое-либо тра­гическое событие, неудовлетворенность своим положением, физическими болями, заниженной самооценкой и пр.

Барьер гнева особенно сложно преодолеть, поскольку гнев рождается в ответ на оскорбления, препятствия и т.п. факторы. Чем сильнее чувство гнева, тем .более аг­рессивен человек, тем сильнее он пытается обрушить свои чувства на других людей. Если при этом учесть, что по­добное чувство буквально удваивает физическую и психи­ческую энергию, то станет понятно, насколько сложно общаться с подобными людьми.

Барьер отвращения и брезгливости возникает при на­рушении гигиенических или этических норм. Этот барьер могут вызвать:

  • неприятные действия собеседника (почесывание, сморкание, шмыганье носом и т.п.);

§ потные ладони рук;

  • неопрятный внешний вид;
  • запах изо рта;
  • гнилые передние зубы;
  • рубцы на лице;
  • нарушение психологической дистанции общения и пр.

Барьер презрения может быть вызван: аморальными поступками; предрассудками; неприемлемыми чертами характера (трусость, скупость) и т.д.

Барьер страха побуждает свести к минимуму общение с теми людьми, которые являются его источниками. Пре­одолеть его бывает достаточно сложно.

Барьер стыда и вины возникает чаще всего как реак­ция на критику, чрезмерную лесть, из страха показаться неловким, неуклюжим, быть уличенным в чем-то и пр.

Барьер плохого настроения. Обычно этот факт учи­тывается достаточно редко. А зря. Эмоционально нега­тивное настроение переносится на партнера по обще­нию и сводит «на нет» все его старания. Очень часто именно плохое настроение одного из участников взаи­модействия служит источником конфликта. Поэтому хочется еще раз отметить, что плохое настроение собе­седника зачастую не имеет никакого отношения конк­ретно к вам. Поэтому лучше всего постараться внут­ренне дистанцироваться от негативных эмоций и дать возможность человеку успокоиться, оставить его на не­которое время в покое.

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

Барьер недостаточного понимания важности общения.Чаще всего возникает в качестве следствия недооценки руководителем важности общения как социально-психо­логического механизма управления людьми.

Барьер внутренних установок. Установка — это бла­гоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Причем однажды сформированные установки имеют тенденцию со временем становиться лишь прочнее, пото­му что люди в первую очередь приемлют то содержание, которое согласуется с их установками, усвоенными ранее. Человек, как правило:

* обращает внимание на те сообщения, которые со­гласуются с его точкой зрения, и пропускает все остальные;

* воспринимает только то, что соответствует его внут­ренним установкам;

* быстрее и надежнее запоминаются те материалы, которые согласуются с установками данного чело­века.

Установки являются достаточно устойчивой структу­рой психики человека. Люди со сходными установками объединяются в группы, коллективы, которых объединяет их взгляд на мир и которым присуще единство действия.

Можно ли изменить установки того или иного челове­ка? В. Шрамм предлагает следующий путь изменения:

1. Для изменения установок человеку нужно подска­зать направленность и содержание этого изменения. Эта мысль должна быть воспринята и понята человеком.

2. Изменение установок произойдет тем успешнее, чем больше указанная мысль будет соответствовать имеющимся у данного человека потребностям и мотивам.

3. Изменение будет более вероятным, если:

* содержание воспринятой информации будет соответ­ствовать признанным нормам группового поведения;

* источник информации будет достаточно добросовест­ным и компетентным;

* передача будет удовлетворять формальным требованиям, предъявляемым к структуре и способу аргу­ментации.

4. Изменение установок будет более устойчивым, если окружающая человека действительность подтверждает содержание воспринятой информации.

5. Изменение установок будет более эффективным, если пропагандистское воздействие подкрепится другими вос­питательными воздействиями.

Читайте также:  Что с настроением чемпион

Барьер стереотипа. Стереотип — это упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из соб­ственного опыта. Эти упрощения определенным образом влияют на восприятие и понимание явлений окружаю­щей действительности. Т. Марждицкий так описывает черты стереотипа:

* Стереотипы являются неправильными обобщения­ми — слишком широкими, преувеличенными или упрощенными.

* Стереотипы являются убеждениями, общими для определенной группы людей в обществе, обычно свя­занными с представлениями о социально-психоло­гических или антропологических характеристиках других общественных групп.

* Стереотипы, будучи системой убеждений и устано­вок, принятых заранее, не формируются через соци­альный опыт.

* Стереотипы передаются с помощью языка.

* Стереотипы относительно устойчивы и с трудом под­даются изменению.

Обычно это преувеличенные и упрощенные оценки, например, украинцы — жадные, французы — любвеобиль­ные и т.п 4 . Однако они достаточно сильно влияют на восприятие информации. У человека существует устоявше­еся, неизвестно на чем основанное мнение, и при обще­нии он слепо следует своим установкам и стереотипам. Получается, что человек «не видит» реальной ситуации, реального человека, а реагирует на свое представление об этом человеке или об этой ситуации.

Стереотипы создают барьеры в общении двумя спосо­бами: смысл информации может быть искажен стереоти­пом того человека, который говорит, а также стереотип­ным мышлением того, кто слушает. Получается, что люди говорят как бы на разных языках.

Стереотип, по мнению О.Ю. Семендяева, состоит из двух компонентов: когнитивного образа, обеспечивающе­го предрасположенность человека к восприятию инфор­мации, и инструментально-практической установки, со­здающей контекст оценивания информации и внутренней готовности человека к последующим действиям. Если ин­струментальный компонент начинает доминировать над когнитивным, т.е. человек воспринимает только то, что он хочет воспринимать, то истина становится неотличимой от лжи, убеждение перерастает в предубеждения, категори­альный стереотип превращается в «имидж», а люди — в обезличенную и манипулируемую «одинокую толпу».

Как они образуются? Наше мышление имеет тенден­цию составлять из абстрактной действительности конк­ретные образы. Таким образом, происходит трактовка аб­страктных мысленных конструкций как вещей, т.е. про­исходит своеобразное овеществление абстракций. Эта тен­денция приводит к закреплению в сознании какой-либо социальной группы подобных конкретных образов.

Другой источник стереотипов — это естественные склонности людей к «упрощенному мышлению». На со­временного человека обрушивается поток информации, поэтому он вынужден прибегать к подобному упрощению.

Таким образом, возникают стереотипы, которые выступа­ют как условные «ярлыки», наклеиваемые на людей и явления. И они глубоко затрагивают весь процесс восприятия. Необходимо также учитывать в общении, что стереотипы, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, являются весьма устойчивыми и плохо подда­ются изменениям.

Барьер отсутствия интереса. Иногда в процессе обще­ния, которое человеку в принципе не особенно-то и инте­ресно, он перестает придавать значение тому, что ему го­ворят. Его внимание рассеивается, и человек перестает следить за течением мысли собеседника.

Речевые барьеры

Эти барьеры возникают из-за различных ошибок речи, поскольку речь — одно из основных средств общения. Такие барьеры могут возникнуть из-за:

* Неправильного выбора слов.

* Неспособности партнера понять передаваемую ин­формацию.

Искажение информации происходит в процессе передачи информации. Как? Общаясь, люди запоминают смысл сооб­щения, а не те слова, которыми оно передавалось. Обычно люди не стремятся запомнить детали, особенно мелкие. От­сюда и возникают ошибки: неправильно услышал, чего-то недопонял. Человек услышал информацию, что-то запом­нил, что-то нет, передает ее по цепочке, а на выходе мы имеем совершенно иной смысл. К сожалению, большинство людей не умеют работать с текстами и это нужно признать. Человек находит в каждом тексте что-то свое, чем-то ему близкое, сосредотачивает на этом свое внимание и. Суть

же сообщения при этом куда-то исчезает. Не верите? Я бы тоже не поверила, не повторяйся это столь часто на моих семинарах. Именно поэтому зачастую подчиненные, нечет­ко поняв распоряжение руководителя, делают что-то не так, а потом их работу приходится переделывать.

Еще один аспект возможного искажения информации — разное толкование одних и тех же слов в зависимости от интонации, контекста или ассоциаций, возникающих у разных людей на одни и те же слова. Вам никогда не приходилось говорить намеками или слышать двусмыс­ленности? И получается, что каждый человек слышит в ней что-то свое, то, что понятно и близко ему.

Н.М. Тимченко выделил следующие причины, кото­рые затрудняют передачу информации:

* Несовершенство перекодирования мыслей в слова. « Неуместное использование профессиональных тер­минов.

* Неверное истолкование намерений собеседника.

* Чрезмерное использование иностранных слов.
* Неполное информирование партнера.

* Излишне быстрый темп изложения информации.

* Наличие смысловых разрывов и скачков мысли.

* Неполная концентрация внимания.

* Неиспользование различных каналов восприятия.

* Наличие логического противоречия.

* Неадекватные интонация, мимика и жесты, не со­впадающие со словами.

Барьер пренебрежения фактами является результа­том привычки человека делать поспешные выводы и зак­лючения, не располагая достаточным числом фактов либо неправильно понимая и интерпретируя уже полученную информацию и факты.

Читайте также:  Через сколько времени после стресса начинают выпадать волосы

Невозможно описать и классифицировать все барье­ры, которые могут возникнуть между людьми в процессе общения. Поэтому обозначим лишь основные группы.

Физические барьеры

* Барьеры, возникающие из-за несоответствия места
общения его характеру и задачам.

* Барьер, который может возникнуть из-за большой удаленности людей друг от друга.

* Барьер физических состояний — может возникнуть из-за перенапряжения в результате длительного ожи­дания, неумения регулировать свое внутреннее со­стояние.

* Барьер, возникающий, если люди не хотят общать­ся друг с другом, и т.д.

Социально-ролевые барьеры

* Барьер внутреннего противостояния между общаю­щимися людьми.

* Барьер социально-ролевой дисгармонии между уча­стниками общения.

* Барьер социально-ролевого несоответствия ситуации
общения.

Источник

Барьер отрицательных эмоций.

«Сколько есть на свете мокрых, грязных, холодных, вялых, точно распаренных или сухих и жестко горячих, явно враждебных, несомненно, преступных и просто отвратительных рук. И каждую из них вы при случайном знакомстве должны пожать, несмотря на то, что ваша рука — этот тончайший аппарат чувствительности — содрогается и протестует всеми своими нервами. ».

А.Куприн «Колесо времени»

Отталкивающие манеры в разговоре не просто и не всегда следствие невоспитанности. Во многом они обусловлены отсутствием самоконтроля.

Примерно у 30-50% людей изо рта исходит неприятный запах, от которого у собеседника могут появиться неприятные эмоции и даже тошнота. Один профессор-медик полушутливо советовал студентам: «Избавьтесь от неприятного запаха изо рта, и вас перестанут избегать девушки». Около 80% людей источают интенсивный запах пота. Подавляющее большинство людей даже не подозревают о наличии у них столь сильного отталкивающего фактора. Дело в том, что обоняние человека относительно быстро привыкает к неприятным запахам, особенно собственным.

Хорошее настроение тоже может служить барьером в общении, если оно неуместно (на панихиде).

Если изобразить колебания настроения в виде графика, то для каждого человека получится своя неповторимая кривая с пиками и спадами. У одних они редки и незначительны, у других – частые и резкие, направленные в сторону «+» или «-» эмоций. Первый вариант – свидетельство психического здоровья, второй – крайние варианты нормы или невроз.

4. Барьер личностных особенностей. Помимо барьеров, причины которых находятся вне личности, рассматриваемых выше, Б.Д. Парыгин предлагает различать внутренние барьеры личности, связанные с такими образованьями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями как ригидность, конформность, слабоволие и т.д.

3. Интерактивные барьеры (барьеры взаимодействия).

1. Барьеры социальных мотивов.В исследованиях выявлено несколько важнейших видов социальных мотивов (т.е., мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив максимизации общего выигрыша (кооперации);

2) мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

3) мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

4) мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);

5) мотив минимизации выигрыша другого (агрессия);

6) мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

Важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у участников взаимодействия: если они совпадают или естественно взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их контактов (табл. 13).

Социальные мотивы и успешное взаимодействие

Социальные мотивы Успешное взаимодействие
Мотив максимизации общего выигрыша (кооперации) Кооперация, конкуренция, альтруизм (?)
Мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм). Альтруизм
Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция). Кооперация, конкуренция, альтруизм (?)
Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм). Индивидуализм, агрессия
Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия). Альтруизм
Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство). Равенство

Во всех остальных случаях возникают барьеры взаимодействия, приводящие к конфликтам.

2. Барьеры межличностной несовместимости партнеров.

Совместимость – оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность взаимодействовать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности. К.К. Платонов выделил четыре группы совместимости (табл. 14).

Группы совместимости и их сущность

Группы совместимости Сущность
Физиологический Совместимость представлена сочетанием особенностей темперамента, динамических характеристик психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, основных психических процессов (ощущение, восприятие и т.д.); психофизиологической выносливостью и эмоционально-волевой устойчивостью к работе в экстремальных условиях.
Психофизиологический
Психологический Соответствие характера и мотивов
Социально-психологический Согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций, культурного и общеобразовательного уровней развития.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Перечислите все существующие коммуникативные барьеры?

2. Пожилые люди слабо прислушиваются к мнению молодых. Какой коммуникативный барьер характеризует этот факт?

3. В каких случаях возникает логический барьер непонимания?

4. В четырех ниже приведенных текстах нарушены основные законы логики: тождества, непротиворечия, исключения третьего, достаточного основания. Определите какие законы логики нарушены в каждом из текстов и в чем заключаются нарушения?

а) «Я вижу, уважаемые коллеги, как вы все волнуетесь. Невозмутимы лишь наши ветераны, бывалые люди».

б) «Хорошо, что после долгих колебаний власти набрались-таки мужества начать реформы. Но я был вчера в ряде сел Рязанщины и увидел, насколько стало хуже их жителям: денег нет, товаров нет, даже при тех небольших деньгах, которые остались, купить нечего».

Читайте также:  Гиф танец от радости

в) Директор завода на общем собрании коллектива напомнил сотрудникам, что все члены делегации предприятия на переговоры с иностранной фирмой переизбраны.

г) Наша фирма является ведущей в стране по выпуску детской обуви. Достаточно сказать, что мы выпускаем более 150 образцов туфель, ботинок и т.п.».

Законы логики: – тождества – требует определенности и точности в рассуждении, не допускает расплывчатости, неконкретности высказывания, – непротиворечия – не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, – исключения третьего – если есть два противоречащих друг другу суждения, то одно из них является истинным – никакого третьего суждения быть не может; – достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

5. В чем заключается психологический смысл парадоксального вопроса – а бывает ли первое впечатление первым?

6. Любая ли эмоция может воздвигнуть барьер на пути нормального общения?

7. Какие факторы могут спровоцировать возникновение барьера отвращения и брезгливости?

8. Может ли хорошее настроение служить барьером в общении? Если да, то, в каких случаях?

9. Какие личностные особенности могут являться барьерами в общении?

10. В чем сущность барьеров социальных мотивов?

11. Какие четыре группы совместимости выделил К.К. Платонов?

Список литературы

1. Аминов И.И. Психология делового общения. М., 2005.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.

3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1998.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.

5. Основы теории коммуникации / под ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

7. Урбанович А.А. Психология управления. Мн., 2003.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

9. Шепель В. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. М., 1992.

ТЕМА 14.

Трудности общения

Трудности межличностного общения, в отличие от барьеров общения, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, по степени влияния на успешность общения.

В.Н. Куницыной (1995) предложена общая классификация трудностей межличностного общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам.

Группы трудностей по содержательно-функциональным характеристикам:

1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера: социальная неуверенность (возникает в условиях ролевого общения (начальник-подчиненный)), робость (поведенческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор), застенчивость, неумение установить психологический контакт.

2) объективные трудности, то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. Они вызваны объективными и, в общем, устранимыми причинами:

– трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта).

Коммуникативность – владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу и т.д.).

– трудности коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).

Коммуникабельность – владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями).

Группы трудностей по причинной обусловленности:

1) первичные – зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних относятся агрессивность, тревожность, ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с темпераментом.

2) вторичные – могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения в общении. Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров, неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, определенных условий общения (невозможность уединиться или депривация в детском возрасте), следствие общения со скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным и т.д. партнером.

Свойства личности, приводящие к трудностям в общении(Куницына, 1991):

человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность, беззастенчивость, эгоцентричность);

не хочет, не умеет и не может общаться (аутичность, глубокое одиночество);

умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);

умеет, может, но не хочет (глубокая интроверсия, самодостаточность, отсутствие мотивации);

может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).

Источник

Оцените статью