Что такое антиеврейские настроения

Антисемитизм без евреев. Феномен Нового Времени.

Как мы увидели, антиеврейские настроения с эллинистического периода до средневековья претерпевали разительные изменения.

Сегодня обратимся к раннему Новому Времени, а точнее к XVI-XVIII векам, и посмотрим на парадокс Западной Европы: как антисемитизм без евреев вокруг стал новым философским учением?

Для начала отметим, что в Раннее Новое Время появлялось множество новых движений. Например, Реформация (изменение католической церкви, которые привели к ее расколу) , Просвещение (развитие научной, философской и общественной мысли), гуманизм т. д. Происходят исследования и колонизация территорий Америки, Африки и Азии, что привело к современной глобализации и возникновению ранних форм капитализма.

Ранее Новое Время для современников — время перемен. Менялись представления о мире, жизненные уклады людей. Именно это время принесло в Европу политические, экономические и религиозные изменения.

А что с евреями? Подвергнувшись повсеместным погромам и гонениям (подробнее здесь ), евреи переселяются, и центр их жизни уже не сосредоточен в Западной Европе. Происходят массовые миграции для поиска более благоприятных условий для жизни. Так, большая часть еврейского населения оказывается на территориях Восточной Европы и Османской империи. На карте видно, когда и куда переселялись евреи.

Антисемитизм как философское учение

Интересно, что происходит в это время в Западной Европе. Как мы поняли, еврейское население там в разы сокращается, однако антисемитизм не переселяется вместе с евреями, а остается в Западной Европе и процветает без них. Возникает своего рода парадокс. Ведущие философы и мыслители интеллектуальной элиты того времени создают все новые антиеврейские идеологии, и возникает вопрос: А зачем, если евреев- то больше нет?

Ответ, как ни странно, с евреями не связан.

Как уже было сказано выше, Раннее Новое Время было богато на разнообразные перемены и различные движения: Реформация, Просвещение, гуманизм, научная революция, первые признаки секуляризации и т. д. Все эти движения, сталкиваясь друг с другом, обращаются к евреями как к традиционному » другому «, используя их для определения своих позиций во внутренней христианской полемике.

Так, если брать в пример Реформацию, то мы видим очень двоякое отношение к евреям:

С одной стороны , протестанты, пытаясь определить свою идентичность и отделиться от Католической церкви, обращаются к иудаизму, изучают иврит, переводят Библию с иврита, проявляют интерес к еврейским комментариям, переводят молитвенники и еврейскую философию.

Но с другой стороны , подвергшись нападкам католиков и обвинениям в том, что они иудаисты и похожи на евреев, протестанты создают острую антиеврейскую полемику.

Эта двойственность отчетливо видна в Мартине Лютере, основателе протестантизма, который в своих ранних работах, особенно в труде «Иисус Христос родился евреем», показал очень позитивные тенденции по отношению к евреям, критикуя церковные антииудейские традиции, для того, чтобы определить себя против традиционного христианства.

Если бы апостолы, которые также были евреями, обращались с нами, язычниками, так же, как мы, язычники, обращаемся с евреями, то из язычников никогда не получилось бы ни одного христианина

Мартин Лютер. Иисус Христос родился евреем.

Но после того как него напала церковь, он обращается к радикальной антиеврейской позиции . Причем он не поддерживает старые антисемитские идеи, а создает новые. Это хорошо видно в труде «О евреях и их лжи»

Мартин Лютер создает целую рекомендацию из семи пунктов для того, чтобы обратить евреев в лютеранство. Приведу выдержки из его труда:

Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. ..

Во-вторых, я советую сровнять с землей и разрушить их дома.

В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат подобному идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.

В-четвертых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти.

В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении.

В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото, и отложить все это.

В-седьмых, я рекомендую дать в руки молодым, сильным евреям и еврейкам топор, мотыгу, лопату, прялку и веретено, и пусть они зарабатывают хлеб в поте своего лица.

Мартин Лютер. О евреях и их лжи.

Ничего не напоминает?

Таким образом, Западная Европа в Раннее Новое Время была практически лишена евреев. Но антисемитизм из простой ненависти к «другим» и приписывания евреям разных стереотипов трансформировался в целое философское учение, что становится для евреев намного более опасным.

Источник

Откуда исходит ненависть к евреям. Источники антисемитизма

С 1-го века нашей эры, когда евреи окончательно потеряли свою территорию в Палестине, еврейское население распространилось по всему Средиземноморью, Северной Африке, Западной Европе и Вавилонии.
Религиозные различия, которые были особенно очевидны, особенно в христианской Европе, стали причиной ненависти и дискриминации в отношении еврейского населения.
Однако этот традиционный религиозный антииудаизм был не единственным типом ненависти, с которой евреи сталкивались в средние века.
Христианское население не могло принять различия еврейской жизни, как это было в случае с древними римлянами или греками.

Антиеврейские отношения в древности

Первоначально евреи приезжали в Европу главным образом как торговцы восточными и иностранными товарами, которые постепенно формировали торговые поселения в своих путешествиях.
Их социальный статус официально считался статусом иностранцев, но на них не распространялись особые дискриминационные меры.

Позже, с ростом авторитета христианства и его представителей, антиеврейские настроения стали преобладать в христианском богословии, которое постепенно повлияло на фактическое положение евреев в обществе.

Для средневекового человека религия означала целостное мировоззрение, закрепление в обществе, собственную идентичность.
Любое отклонение от границ учения, в котором он воспитывался, означало исключение из семьи, общества, а также его собственной жизни и проклятия.
Для средневекового человека было неприемлемо осознавать, что кто-то исповедует другие ценности и идеи.
Отсюда следует, что гармоничное сосуществование христиан и евреев было невозможно в средневековом мире.
Евреи были восприняты как символ зла и дьявола на земле, как убийцы христианского Бога.
На основании упомянутых религиозных различий положение евреев в европейских странах постепенно стало меняться.
Будучи низшими людьми, им не разрешалось носить оружие, им не разрешалось занимать должности в армиях и государственных учреждениях, за убийство еврея христианин обычно приговаривался только к штрафу и тому подобное.

Поэтому многие антисемитские предрассудки и обвинения в отношении евреев восходят к средневековью.
Чтобы нанести как можно больший вред своим соседям, евреям приписывалось то, что они намеренно распространяли чуму (люди обвиняли евреев в отравлении колодцев), обвиняли евреев в ритуальных убийствах.
Обычно такие обвинения возникали во времена кризисов, войн, голода, эпидемий чумы.
Они послужили поводом для насильственных нападений на закрытые еврейские районы, которое впоследствии стали называть погромами.

Однако настоящей причиной антисемитизма была неспособность не только простых людей, но и городских чиновников и целых стран погасить высокие процентные ставки по кредитам еврейских финансистов, поэтому во многих случаях погромы происходили с молчаливого согласия администрации и королей страны.

Волны погромов произошли, например, в немецких городах в середине 14-го века во время чумы.
В Великий четверг на Пасху 1350 года, после того, как францисканский монах проповедовал о распятии Иисуса, разъяренная толпа собралась отомстить за смерть Христа в еврейском районе Хеб. Во время нападения было убито почти все население.
В связи с тем, что правитель страны претендовал на собственность евреев, разрушители Хеба должны были заплатить Карлу IV компенсацию за украденное еврейское имущество, но виновные в насилии не были наказаны.

В последующие годы евреям в разных частях Европы было запрещено селиться в другом месте, кроме городов, где уже существовала синагога, или жить в домах рядом с церковью.
В более современную эпоху были приняты многие другие ограничения для евреев в европейских странах, например ограничения на количество евреев и их уровень рождаемости, в то время как другие запреты были отменены.
Наконец, только в середине 19-го века евреи были приравнены к остальной части населения, и они наконец-то смогли интегрироваться в большинство социальных структур.

Однако, в контексте дальнейшего развития антиеврейских настроений самым важным является то, что большинство антиеврейских стереотипов и мотивов возникли в средние века, из широких “еврейских теорий заговора” против христиан, многие из которых прочно укоренились в европейском культурном наследии и сохранились до наших дней.
Все это также происходило на почве “молчаливой поддержки” средневековых королей.

Источник

Гонения по правилам. «Антисемитизм» как наука.

Первые антиеврейские настроения известны еще с греко-римского мира (об этом здесь ), со временем антисемитизм эволюционировал, добавлялись новые стереотипы о евреях ( богоубийцы , пьют кровь христианских младенцев , владеют всеми деньгами, пытаются дестабилизировать национальные ценности и т. д.). Эти настроения вылились в целые философские течения .

Но несмотря на то, что антиеврейские проявления стары, сам термин «антисемитизм» довольно нов. Сегодня посмотрим на историю его возникновения и на смысл, который в нем заложен.

Важно понимать, что новый термин — это всегда результат чувств людей . И только когда нет слова, которое может описать какое-либо явление, придумывается новое. Так что сам факт появления термина «антисемитизм» показывает нам, что что-то в мире XIX века изменилось.

Читайте также:  Как связаны эмоции с сознанием

Первое упоминание этого слова произошло в 1879 году. Его создание приписывается немецкому журналисту Вильгельму Марру . Вероятнее всего термин «антисемитизм» использовался и ранее, но именно в 1879 году вышла брошюра с этим словом.

Таким образом, в 1970-х годах в Германии произошло что-то новое, по мнению людей, придумавших термин, и сам он был придуман антисемитами.

В этом слове три части : анти-, -семит-, -изм. И каждая часть несет в себе определенный смысл.

С » анти -» все понятно — эта часть пришла на смену ненависти.

«- семит -» — иудеи или евреи. Это фактически термин, который возник в результате научных исследований в области лингвистики, а точнее семитских языков. Предположение языковедов было такое: если есть разные языки, то разный и образ мышления их носителей. Поэтому против арийских народов и романских языков существуют семитские языки и семитские народы. В Европе же были одни представители семитских народов — евреи. Такой ход мысли связан с расовыми теориями того времени (о том как евреи стали новой расой, по мнению ученых XIX века, говорим здесь ). Северные европейцы воспринимали себя как антиевреи, но основывались на научных соображениях. Такая часть слова — своеобразное выражение духа времени.

» изм -» указывает на то, что термин должен быть истолкован как школа, движение или идея. Мы можем видеть это окончание в таких словах как либерализм, марксизм, социализм, коммунизм и т. д. Это показывает на попытку дать антиеврейству более академическое, интеллектуальное лицо.

В течение очень короткого времени после появления термина «антисемитизм», он был захвачен всеми видами антииудаизма: христианскими, социологическими и т. д.

Так, у антиеврейских настроений появилось научное лицо, которое больше не строится исключительно на эмоциях.

Источник

Антисемитизм

Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем
Амха · Центр Симона Визенталя
Community Security Trust · EUMC
Stephen Roth Institute · Wiener Library
SPLC · UCSJ · SCAA

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма

Часть серии статей о

Австралийцев · Азербайджанцев · Американцев · Англичан · Арабов · Армян · Грузин · Евреев · Игбо · Индийцев · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Кавказофобия · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Малайцев · Мексиканцев · Немцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Румын · Русских · Сербов · Славян · Турок · Украинцев · Французов · Цыган · Шотландцев · Японцев ·

Атеизм (англ.) русск. · Бахаи (англ.) русск. · Католичество (англ.) русск. · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Арианизм · Группы ненависти · Каханизм · Ку-клукс-клан · Нативизм · Неонацизм · Фашизм · Американская нацистская партия · Национальная партия (ЮАР) · Русское Национальное Единство (РНЕ) · Зырянский Союз (ЗС) · Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) · Рубеж Севера (РС) · Славянский Союз (СС) ·

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ.)

Видовая дискриминация · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Супремасизм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основана на предрассудках [1] . Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии [2] [3] [4] .

Содержание

Терминология

Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы [2] . Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской группы [5] (Эдвард Саид и др.).

Иногда в качестве синонима используется термин юдофобия.

Разновидности антисемитизма

Под антисемитизмом понимают несколько различных явлений, связанных с проявлением вражды к евреям:

  • Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма, рассматриваемый историками как предубеждение к иудеям со стороны язычников в античную эпоху. Идеологи античного антисемитизма обвиняли евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п. Обвинение в принесении человеческих жертв и каннибализме трансформировалось впоследствии в кровавый навет.
  • Христианский антисемитизм, возникший ок. II века. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма[6] , за то, что те не признают ИисусаМессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Это убеждение обусловлено содержанием Нового Завета и христианской доктриной. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Богоубийцами». Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например, марраны). На сегодня религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах, широко распространены среди мусульман. [7][8][9][10][11]
    • Сравнение иудаизма с сатанизмом, сатанизм как ветвь иудаизма и связанный с этим антисемитизм [12]
  • Расовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — холокост. Рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.
  • «Новый антисемитизм» [13] или антисионизм. В конце 1990 годов в еврейской среде появилось понятие «новый антисемитизм», распространяющее определение антисемитизма на ненависть к национальным устремлениям евреев, прежде всего к сионизму и Государству Израиль.

Грань между антисемитизмом и критикой сионизма и политики Израиля, как и критика любой идеологии и политики — часто бывает трудноуловима и ещё более труднодоказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывать антисемитизм как «критику израильской политики», а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма [14] .

  • В полемической публицистике возникают также новые формы антисемитизма в различных постхристианских субкультурах («рок-антисемитизм»), в левых и правых (не только неонацистских) политических кругах, в новых движениях.
  • Популярно также понятие «бытовой антисемитизм», что, как явствует из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытовое неприятие евреев, связанное с распространёнными представлениями об их образе жизни и отношении к неевреям.

Известный российский историк и этнолог Виктор Шнирельман полагает, что кроме этнического и религиозного антисемитизма существует также антисемитизм как реакция на социальную модернизацию, носителями которой считают евреев. Носителями такой формы антисемитизма могут быть в частности коммунисты или консерваторы. [15]

Мнения о причинах антисемитизма

Несмотря на большое количество источников по проблеме антисемитизма, его причины остаются плохо охарактеризованными, а потому анализ явления затруднён, и его обсуждение зачастую табуировано.

Исследователи причин появления антисемитизма в древнем мире делятся по своим подходам на две группы: субстанционалисты и функционалисты [16] . Первые видят причину негативного отношения в самих евреях, вторые видят причины в отдельных локальных и конкретных конфликтах. Среди сторонников субстанционального подхода кроме нацистов и антисемитов есть вполне уважаемые академические исследователи, в том числе такие как Теодор Моммзен и Эдуард Мейер, а также Э. М. Смоллвуд [17] , Дж. Н. Севенстер и П. Шефер. Функциональный подход разрабатывался Ицхаком Хайнеманом, а впоследствии Ильей Бикерманом и рядом других учёных.

  • По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана обособлением евреев от других народов. Это обусловлено тем, что иудаизм является монотеистической религией, а также верой иудеев в то, что еврейский народ является избранным Богом. [18] Подобно этому раннее христианство также вызывало ненависть языческого мира, в результате чего многие первые христиане принимали мученическую смерть и страдания. Соломон Лурье, исследуя появление антисемитизма в древнем мире, описывает следующую коллизию. В античности представители покорённых народов, переселяясь в метрополию и считаясь гражданами «второго сорта», стремились походить на полноценных граждан метрополии чтобы избежать дискриминации. Они признавали культурные и религиозные ценности победителей и ассимилировались. Евреи вели себя принципиально иначе. Даже живя за пределами Палестины, они продолжали сохранять культурно-религиозную идентичность и резко осуждали ассимиляцию. Будучи дискриминируемым меньшинством, они продолжали подчёркивать свою «особость» и даже те, кто завоёвывал тем или иным путём высокое положение в обществе, не стремились походить на коренное население. Это вызывало отрицательное отношение везде, где вне Палестины селились евреи [19] .
  • Многие исследователи объясняют явление антисемитизма различными причинами, в том числе и религиозными.
  • Подробный анализ исторического пласта взаимоотношений русского и еврейского этносов дал А. И. Солженицын в книге «200 лет вместе» (2000). Он полагал, что единой причины антисемитизма не было, в частности в разных областях России периодически возникали определённые проблемы между обособленными в своей общине пришельцами-евреями и коренным населением. Например, он считал, что причинами, возбуждающими рознь в черте оседлости, были «несправедливые проценты» и активная торговля водкой под залог. В первую русскую революцию 1905 года в ряде городов прошли погромы, спровоцированные революционными событиями. Контрреволюционно настроенное население начало действовать в ответ на действия революционеров — социалистов, анархистов, бундовцев. Действия народной массы по отношению к «осквернителям государственного устройства» (а евреи, и прежде всего — молодёжь, студенты, в то время в некоторых регионах России составляли большинство революционного населения) приняли форму вооружённых столкновений. Очень многие партии, в том числе еврейские (Бунд), энергично поддерживали «революционный огонь», не гнушаясь всяческим выпячиванием, преувеличением и даже подогревом антисемитских проявлений — с целью скорейшего краха самодержавия. Взгляды Солженицына на русско-еврейские отношения подвергались критике со стороны историков и публицистов.

Американский писатель-протестант еврейского происхождения [20] Эндрю Клейвен полагает, что антисемитизм — «такой хороший показатель наличия зла в человеке», что, как пишет он, «я склонен верить в то, что, когда Бог сделал евреев избранным народом, он выбрал их для того, чтобы они служили своего рода „системой раннего обнаружения“ безнравственности для всех остальных». [21]

Ряд известных философов полагали, что в основе антисемитизма лежат психологические комплексы.

Антисемит — это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, — боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, — он боится всего, и не боится только евреев.

«В основе антисемитизма лежит бездарность. Когда изъявляют претензии на то, что Фрейд еврей, что еврей Бергсон, то это есть претензии бездарности. В этом есть что-то жалкое. Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют ведущую роль в науке, философии и т. д.: делайте сами великие открытия, будьте великими учёными. Бороться с преобладанием евреев в науке можно только одним способом — собственным творчеством. Свобода есть испытание силы. Унизительно думать, что свобода всегда оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев».

История антисемитизма

Антисемитизм в Античном мире

По мнению ряда исследователей [22] , антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков [23] , одним из центров которого являлась Александрия, примерно около III—II веков. до н. э. Одним из первых теоретиков антисемитизма можно считать египетского жреца Манефона, жившего при Птолемее II Филадельфе (285—246 гг. до н. э.). В его повествовании об исходе евреев из Египта, евреи представлены «нечистыми»; по Менефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами (гиксосами), они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. п.

Вслед за Менефоном, Мнасей Патрский, ученик Эратосфена, впервые пустил в ход распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове. Греческий писатель Апион обвинял евреев в человеческих жертвоприношениях, из этих обвинений впоследствии родился кровавый навет. Ещё одно обвинение возникшее в тот период часто повторялось впоследствии — так называемая «двойная лояльность». Евреев, состоявших на государственной службе и особенно в армии, обвиняли в том, что они больше защищают интересы своих единоверцев, нежели государства [24] .

В 38 г. н. э. в Александрии произошёл еврейский погром. [25] [26]

Антииудаизм раннего христианства

В I и II вв (а иногда даже до конца III — начала IV века) иудеев и христиан часто рассматривали как одну религию. Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта).

Этапными в разделении христиан и евреев являются две даты. Прежде всего это 66—70 гг н. э., годы I Иудейской войны, закончившейся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса [27] и указание на то, что отныне именно они являются истинными «сынами Завета».

Следующим важным этапом (около 80 года) стало внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины (Херем).

Спецификой христианского антииудаизма — прямого наследия языческого антисемитизма — стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение евреев в Богоубийстве (Мф.27:25). Назывались и другие их «преступления» — упорное и злонамеренное отвержение ими Иисуса как Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что евреи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства.

Антииудаизм в Средние века

Начиная с враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 г.), влияние Церкви в мире всё более возрастало. Вместе с чем возрастало и «обучение презрению» к иудеям. В свою очередь, это приводило к их социальной дискриминации, кровавым наветам, погромам, совершавшимся христианами с благословения Церкви, а также погромам, инспирировавшимся непосредственно Церковью.

В 1096 г. был организован Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Святой земли и «Гроба Господня» от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев, основанная на том, что христианская церковь, в отличие от иудаизма, запрещала давать в долг под проценты.

IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным — в странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

В XVI веке, сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы, евреям было предписано жить в особых кварталах — гетто, которые отделяли бы их от остального населения. В эту эпоху особенно свирепствовал клерикальный антииудаизм, который отражался, прежде всего, в церковных проповедях.

Ещё более мрачной страницей в истории католической церкви была инквизиция. Она преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (часто насильно) в христианство евреи (марраны), и христиане, нелегально обращающиеся к иудаизму, и еврейские миссионеры. В Испании и Португалии были введены чисто расистские законы об «исконных христианах». Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди них были святой Игнатий Лойола (ок. 1491—1556) — основатель ордена иезуитов и святая Тереза Авильская.

Церковь и светские власти в эпоху Средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.

Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев на Руси и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, согласно легенде, были утоплены в Двине. Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. В присоединённой к России части Украины евреи права постоянно жить также не получили. [28]

Антисемитизм в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения даже реформаторы, боровшиеся за равноправие этнических меньшинств, за ликвидацию гетто, отнюдь не были свободны от антисемитизма. Их антисемитизм как бы секуляризировал основные положения антисемитизма христианского. Вместо обращения в христианство они требовали от евреев ассимиляции, освобождения от предрассудков и вхождения в господствовавшую тогда «просвещенческую культуру». Впрочем, некоторые просветители, подобно Вольтеру, видели в евреях очень опасную угрозу для прогресса европейской культуры и прямо утверждали, что природная глупость и лживость евреев делает для них невозможной интеграцию в нормальное общество. Другие, как Дидро, приходили к антисемитизму через своё антихристианство. Борясь с христианством, они указывали на его иудейские корни, благодаря которым, по их мнению, оно и стало вредоносным.

17 марта 1808 года Наполеон издал указ (также известен как «позорный указ») о частичном ограничении прав евреев варьировавшимся в разных департаментах. Режим ограничений сохранялся до самого конца империи, и лишь Людовик XVIII в 1818 году закончил дело эмансипации, отказавшись от продления указа. [29]

До середины XVIII века немногочисленные евреи неоднократно изгонялись из России. Но между 1772 и 1795 годами, в результате трех разделов Речи Посполитой, к России были присоединены территории, на которых проживало значительное количество евреев, ставших таким образом подданными Российской империи [30] [31] [32] В областях массового проживания еврейского населения была создана черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось. Следует отметить, что в Российской империи до начала XX века правовые ограничения применялись только к лицам иудейского вероисповедания и крещение евреев было способом от них избавиться.

Антисемитизм в XIX веке

В первой половине XIX века в России был принят ряд дискриминационных норм по отношению к евреям. Например, указом от 11 апреля 1823 года Александр I потребовал, чтобы евреи Белоруссии прекратили к 1 января 1824 года все винные промыслы, а к 1 января 1825 года переселились в города и местечки. К январю 1824 году было выселено около 20 тыс. человек, многие из которых стали бездомными. В этом же году был введён запрет на поселение в России для евреев — иностранных подданных, а в 1825 году вышел запрет евреям жить в сельской местности вблизи границы [33] [34] .

При Николае I в политике стали проявляться ассимиляционисткие тенденции. Согласно указу императора Николая I о введении воинской повинности для евреев (26 августа 1827), евреи брались в рекруты с 12 лет (в то время, как русские брались в рекруты лишь с 18 лет). Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в срок военной службы (25 лет). Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними. [35]

1 мая 1850 г. последовал запрет на ношение традиционной еврейской одежды: после 1 января 1851 г. только старым евреям было разрешено донашивать её при условии уплаты соответствующего налога. В апреле 1851 г. еврейским женщинам запретили брить голову, с 1852 г. не разрешалось «ношение пейсиков», а талесы и кипы можно было надевать только в синагогах. Однако большинство евреев продолжало носить традиционную одежду и пейсы; власти боролись с этим, применяя жестокие меры, но успеха так и не добились.

В ноябре 1851 г. все еврейское население было разделено на пять разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане (оседлыми мещанами считались евреи, имевшие недвижимую собственность или занимавшиеся «мещанским торгом»). Большинство еврейского населения попало в разряд неоседлых мещан, для которых вводился усиленный рекрутский набор. Им запрещалось отлучаться из городов, к которым они были приписаны. В правилах говорилось и об отправке неоседлых мещан на казенные работы. Попытка осуществления «разбора» на практике вызвала множество затруднений; местные власти не могли понять, к какому разряду отнести тех или иных евреев. Эти трудности привели к тому, что «разбор» производился очень медленно, а с началом Крымской войны он был прекращен.

Впоследствии, при Александре II, множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, евреям было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины, — как было до этого.

После убийства Александра II народовольцами в 1881 году в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Это привлекло внимание правительства к еврейскому вопросу. Были введены так называемые «Майские правила» («временные правила» 3 мая 1882 г.) о запрещении евреям вновь селиться в селах и деревнях. В царствование Александра III (1881—1894 гг.) также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 г.) и о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.).

Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления. Новое Городовое положение от 11 июня 1892 г. совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления (в городах черты оседлости местные власти могли назначать из списка предложенных им еврейских кандидатов в гласные городской думы не более 10 % от общего числа гласных).

После почти полного вытеснения евреев-юристов с государственной службы одной из немногих сфер деятельности, где могли работать евреи-юристы, осталась адвокатура, но в 1889 г. министр юстиции Н. Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливавшее принятие в число присяжных поверенных «лиц нехристианских вероисповеданий… до издания особого закона». Хотя в этом документе говорилось обо всех «нехристианах», ограничения были направлены исключительно против евреев. [36]

В 1890 г. цензура не пропустила в печать декларацию против антисемитизма, написанную В.Соловьевым и подписаную рядом писателей и ученых. Она была напечатана за границей. [37]

Антисемитизм в XX веке

В начале XX века продолжились массовые антиеврейские погромы в России, особенно после опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года. Погромы охватили 660 населённых пунктов. В 1911 г. в ритуальном убийстве 12-летнего А. Ющинского в Киеве был обвинен служащий сахарного завода М. Бейлис. Дело Бейлиса вызвало возмущение во всем мире. В 1913 г. присяжные оправдали Бейлиса. В это же время в России была опубликована историческая фальшивка, с обвинением евреев в мировом заговоре — Протоколы сионских мудрецов.

В период революции и гражданской войны антиеврейское насилие на территории бывшей Российской империи достигло пика. Во время гражданской войны в России еврейские погромы осуществлялись всеми её участниками: украинскими националистами (40 %), отдельными бандами (25 %), белыми (17 %) и красными (8,5 %) [38] . Общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы оценивается в 100 тысяч человек [39] [40] . Суммарная еврейская эмиграция из России за период 1880—1928 годы составила 2,265 млн человек [41] .

Большое число евреев в партии большевиков способствовало восприятию советской власти её противниками как власти евреев. Это отождествление российские эмигранты распространили в Европе и США.

Американский промышленник Генри Форд с 1920 года в своей газете «Дирборн индепендент» публиковал антисемитские статьи, а также тексты «Протоколов сионских мудрецов», которые затем издал в виде книги «Международное еврейство» [42] . Антисемитские издания Форда оказали огромное влияние на национал-социалистов в Германии [43] [44] В частности, глава гитлерюгенда Бальдур фон Ширах утверждал, что Форд был кумиром молодых нацистов [45] .

В нацистской Германии

Расистский антисемитизм немецкого нацизма имел своих идеологических предшественников в XVIII и XIX вв.

Во Втором рейхе выделялись три антисемитских течения: национал-государственный, социал-христианский и расистский.

Национал-государственное течение представлено было в основном консерваторами и некоторыми национал-либералами, одним из которых был, например, Генрих фон Трейчке. Они рассматривали еврейскую проблему с позиций построения нового немецкого государства. От евреев с их точки зрения требовалось «беспрекословное желание стать немцами», не требовалось крещения, не было призывов к власти к каким-то особенным правовым ущемлениям евреев.

Социал-христианское течение было адаптацией консерватизма под популистскую фразеологию защиты рабочих и христианства. Лидер этого течения А. Штекер требовал от евреев отойти от их традиционных занятий к другим отраслям экономики, «включая тяжелую физическую работу», а также перестать влиять на общественное мнение через журналистику. Он предлагал отменить право залога земли, пересмотреть систему ссуд в пользу дебиторов, уменьшить количество евреев-судей, удалить евреев-учителей из немецких школ.

Наиболее радикальным течением было расистское, которое выступило не только против идей коммунизма и социализма, но и против утвердившейся в Германии формы либерализма. Это течение отличалось как кругом идей, которыми питалось, позициями, так и требованиями к властям по еврейскому вопросу. Течение обрело организованные формы в 1880-х годах, основными его глашатаями выступили Евгений Дюринг и Г. фон Шенерер; расистами-антисемитами были также видные представители культурпессимизма Лагард и Лангабен. Суть антисемитского расизма состояла в том, что идеологическая и общественная борьба между силами консервативными, националистическими и силами «социального разложения» (к которым расисты относили либералов и левых всех направлений) представлялась как аспект, продолжение более глубокого, биологического процесса борьбы германской и еврейской рас. Согласно положениям данного течения, поскольку в природе существует неравенство, расы также не могут быть равны; поэтому евреи, используя идеи равенства, просто хотят перехитрить немцев в расовой борьбе, разлагают германский народ. Для расистов был также естественен пангерманизм (стремление объединить в одном государстве все немецкоязычное население Европы), так как идея немецкой консервативной монархии, по их взглядам, могла воплотиться только в материале всей германской расы. Требования к властям по еврейскому вопросу, например, у австрийца Г. фон Шенерера были такими: запрет на иммиграцию евреев в Австрию, установление особых законов для евреев уже проживающих в стране, введение «особого закона, против евреев, обирающих народ». Таким образом, была вновь выдвинута упразднённая эмансипацией идея низшего правового статуса для евреев, граждан страны. Расизм отличался антидемократической направленностью, склонностью к девальвации личности и даже дегуманизации представителей еврейского и других негерманских народов.

Антиеврейские стереотипы сыграли определённую роль в Третьем рейхе; Гитлер охотно к ним обращался. Официальной политикой был расистский антисемитизм: евреев физически истребляли, как народ. В результате множество евреев было уничтожено во время холокоста — 1939—1945 гг. не только в Германии, но и в других странах Европы, которые были заняты войсками Третьего рейха.

Источник

Читайте также:  Чувствую горечь во рту чем лечить
Оцените статью
Против наций, этносов и их объединений