Аффект
Аффект — это сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые вошли в комплекс переживания. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этого состояния.
История аффекта
Историческая справка. В начале 20 века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Об аффектах говорили как об эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. По Витвицки, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил страх, ужас, гнев и т.п. К. Штумпф, считая чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта, и при классификации эмоциональных явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. Кроме других общеизвестных признаков аффектов, А. Н. Леонтьеввыделяет тот, который, по его мнению, отличает их от эмоций: аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события, которые еще не наступили. Эмоции и аффект также разделяются А. Ш. Тхостовым иИ. Г. Колымба. С их точки зрения, оба этих эмоциональных феномена представляют собой крайние точки некоего континуума, «задающие основные различия. Тогда аффект выступает как неуправляемое, зачастую беспредметное переживание, образующее натуральный базис эмоций».
Характерные признаки аффекта
Характерными признаками аффекта являются:
- Быстрое возникновение
- Очень большая интенсивность переживания
- Кратковременность
- Бурное выражение (экспрессия)
- Безотчетность
- Диффузность
Причины аффекта
Аффект возникает в уже сложившейся конкретной ситуации и служит для субъекта своеобразной формой выхода из нее, разрядкой. В аффектогенной ситуации человек обязательно должен действовать и испытывает в этом непреодолимую потребность, но подходящих способов действия не находит. Это противоречие и вызывает аффект. Если человек ясно видит возможности адекватного поведения, аффект не наступает.
Предрасполагающими к развитию аффективных состояний индивидуально — психологическими особенностями являются:
- Комплекс врожденных свойств нервной системы (у людей со слабым типом нервной системы, который характеризуется легкой возбудимостью, повышенной чувствительностью к раздражителям, низкой устойчивостью к сильным раздражителям).
- Специфическая структура личности, в частности, особенности ее самооценки.
- Возрастные особенности субъекта.
- Временные функциональные психофизиологические состояния, нарушающие устойчивость человека к аффектогенной ситуации (усталость, бессонница, периоды менструаций у женщин и т. д.).
Виды аффекта
Выделяют следующие виды аффекта:
- Классический аффект. Стремительная, бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера. Длится крайне малый период времени, после чего наступает спад.
- Кумулятивный аффект. Первая фаза кумулятивного аффекта обычно сильно растянута во времени — от нескольких месяцев до нескольких лет. В течение этого времени развивается психотравмирующая ситуация, которая обуславливает кумуляцию (накопление) эмоционального напряжения. Сам по себе аффективный взрыв может наступить и по незначительному поводу, который играет роль «последней капли».
Что такое аффективное расстройство?
Аффективное расстройство — общее название группы психических расстройств, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере. Присутствует в МКБ. В классификации DSM объединяет несколько диагнозов, когда основным признаком предполагается нарушение эмоционального состояния. Выделят два основных типа аффективных расстройств — большое депрессивное расстрйоство и биполярное аффективное расстройство.
Источник
Что такое аффекты эмоционального состояния
Общая психопатология
Аффекты, или аффективно-шоковые реакции — предельно выраженные эмоциональные реакции, возникающие у человека при столкновении с экстремальными (в том числе угрожающими жизни) ситуациями и отличающиеся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы (в том числе рациональное мышление), навязывая определенный, закрепленный эволюцией способ «аварийного» преодоления ситуации. Такие реакции, как правило, кратковременны и завершаются по мере минования опасности. Выделяют как минимум три варианта такого инстинктивного поведения, которые можно выразить формулой «бей, беги или замри».
Подобное реагирование на события чрезвычайной значимости досталось человеку от животных. В широко известных примерах поведения животных мы можем увидеть такие реакции с особой наглядностью. Например, если кошка поймала мышь и играет с ней, то жертва обычно попеременно выбирает два варианта поведения — либо замирает, чтобы кошка ее не видела или сочла мертвой и потеряла интерес, либо, наоборот, хаотично мечется, стремясь каким-то случайным отчаянным образом вырваться из создавшегося положения, избежать своей участи. А если к самой кошке вплотную подошла угрожающая ей собака, то теперь уже кошке нужно будет выбирать между тем, чтобы наброситься на собаку или убежать от нее.
Так же как и у животных, у человека в момент серьезной опасности происходит подготовка к действию за счет активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, выброса адреналина и норадреналина в кровь с соответствующими эффектами: расширением зрачков, повышением частоты сердечных сокращений и дыхания, повышением артериального давления и изменением сосудистого тонуса (расширение кровеносных сосудов в мышцах, сужение сосудов во внутренних органах и кожных покровах), мышечного тонуса, повышением уровня глюкозы крови и пр. Сознание человека в этот момент называют суженным (аффективно-суженным состоянием сознания): в этом состоянии воспринимаются только раздражители, непосредственно связанные с текущей угрозой, другие раздражители игнорируются (наиболее наглядно видно в феномене туннельного зрения — сужении полей зрения при сильных эмоциях, человек воспринимает только то, что находится непосредственно в центре его взора), снижается способность рационально рассуждать, рассматривать альтернативные варианты действий, оценивать их последствия, нарушается способность к самоконтролю, на первый план выходят очень быстрые, интуитивные решения и реакции, направленные на скорейшее избавление от опасности.
Переживание серьезной опасности у человека возникает в ситуациях, несущих непосредственную угрозу жизни, здоровью и привычному укладу его жизни и близких ему лиц, например во время природных и техногенных катастроф, пожаров, при несчастных случаях, боевых действиях, террористических атаках, насилии со стороны преступников, сексуальном насилии и др.
Варианты аффективно-шоковых реакций:
· Агрессивное поведение, направленное на активное устранение угрозы (реакция «бей»). В судебной практике особо рассматриваются состояния «внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)», вызванные внешней угрозой и приводящие к чрезмерному использованию силы и в отношении лиц, представлявших такую угрозу. В этих случаях состояния, которые сопровождаются суженным, но не помраченным сознанием, называют физиологическим аффектом. Считается, что такое состояние снижает способность к самоконтролю и оценке последствий своих действий, тем не менее эти способности полностью не утрачены, поэтому человек, совершивший в таком состоянии правонарушение, не освобождается от уголовного наказания. Физиологический аффект необходимо дифференцировать с аффектом патологическим (см. таблицу ниже).
· Психомоторное возбуждение, «двигательная буря» (реакция «беги»). Характеризуется двигательным возбуждением с нецеленаправленными, плохо осмысляемыми действиями, которые потенциально могли бы помочь человеку вырваться из создавшегося положения, но зачастую, напротив, в силу своей неосмысленности несут для него дополнительную опасность. Например, во время пожара некоторые люди, поддавшись своему эмоциональному состоянию, вместо того, чтобы воспользоваться предусмотренными путями эвакуации, мечутся во всех направлениях, иногда выбрасываясь из окон в то время, когда еще доступны безопасные пути выхода из пожара. Во время военных действий описаны ситуации, когда неопытные новобранцы во время первой атаки врага выскакивали из окопов и принимались беспорядочно стрелять во всех людей, которые пытались к ним приблизиться, в том числе в своих сослуживцев. Особую опасность лица в состоянии «двигательной бури» представляют в местах массовых скоплений людей, когда их поведение может быстро «заражать» окружающих, вызывая массовую панику и давку.
· Двигательный ступор (обездвиженность), «мнимая смерть» (реакция «замри»). Случаи, когда эмоции «парализуют» действия человека, необходимые для того, чтобы избежать или минимализировать последствия грозящей ему опасности. Будучи не в состоянии справиться с охватившими его эмоциями, человек остается лишь пассивным наблюдателем происходящих вокруг него угрожающих событий. Например, мать, услышав зов о помощи своего тонущего сына, останавливается «как вкопанная», «руки и ноги не слушаются», в ужасе смотрит на то, как сын тонет у нее на глазах, хотя находится всего в нескольких десятках метров от него.
Эмоции в некоторых случаях мешают людям справляться и с менее чрезвычайными ситуациями. Например, некоторые студенты, отвечая на экзамене, могут быть напуганы ситуацией экзамена и вопросами экзаменатора до такой степени, что также впадают в крайние состояния:
- Состояние «двигательной бури», когда студенты начинают произносить сразу все знакомые им термины из данной дисциплины, видимо, в надежде случайным образом приблизиться к правильному ответу. Однако во многих дисциплинах (особенно в психиатрии, где студентам медицинских вузов приходится усваивать много новых для них терминов) такое неосмысленное использование специальных терминов заставляет экзаменатора решить, что студент не только не знает ответа на его вопрос, но и значения всех тех слов, которые он употребляет.
- Состояние «мнимой смерти», когда студенты оказываются не в состоянии вымолвить ни слова, не в состоянии решиться дать ответ даже на достаточно простые и очевидные вопросы. Длительные паузы между ответами обычно очень раздражают экзаменаторов, ведь другие студенты в это время ждут возможности ответить.
Такие же состояния возможны и у врачей (особенно малоопытных), в том числе во время оказания неотложной помощи. При развитии жизнеугрожающих состояний у пациентов недостаточно подготовленный врач опять же склонен впадать в крайние состояния — «двигательной бури» (когда выполняет все лечебные и диагностические манипуляции, которые в данным момент доступны, вместо того, чтобы действовать согласно необходимому для спасения жизни пациента алгоритму) или «мнимой смерти» (когда врачом не предпринимается никаких, даже простейших действий). Помочь врачам справляться со своими эмоциями ради спасения их пациентов могут:
- Прочно усвоенные («зазубренные») знания, хорошо заученные, простые и непротиворечивые алгоритмы оказания помощи. При оказании помощи в неотложных состояниях у врача нет ни времени на размышления, ни способности последовательно логически рассуждать (в связи с аффективно-суженным сознанием), поэтому в его распоряжении остается лишь прочно заученная информация (см. раздел «Память»).
- Тренировки. Врачебный опыт позволяет не только хорошо освоить практическое выполнение тех или иных врачебных манипуляций, но и научиться справляться со своими эмоциями, контролировать их. Однако не очень хорошо, когда такой опыт приобретается на реальных пациентах. В мировом медицинском образовании все большее значение приобретает обучение врачей в специально созданных симуляционных центрах, а также с помощью решения различных ситуационных задач, моделирующих в том числе различные неотложные состояния. Только после того, как действия в тех или иных ситуациях доведены до автоматизма (подобно тому, что достигается в ходе учений пожарных, спасателей, пилотов), врач может приступать к практической работе без опасений за последствия своих собственных действий для пациентов.
- Доступность средств оказания неотложной помощи. Если вспомнить феномены аффективно-суженного сознания и туннельного зрения, становится понятным, почему так важно, чтобы средства оказания неотложной помощи, даже те, которые необходимы очень редко, были в прямом смысле «всегда под рукой» у медицинского персонала, а инструкции к ним наглядны и однозначны.
Дифференциальная диагностика патологического и физиологического аффектов
Физиологический аффект
Патологический аффект
Сознание не помрачено, но сужено.
1. Кратковременность (секунды-минуты)
2. Соответствие силе переживания (адекватность раздражителю)
3. Возникает сразу в ответ на действие раздражителя (реакция «короткого замыкания»)
4. Действия носят целенаправленный характер
5. Как правило, после помнят все
6. После — эмоциональное облегчение
7. Не освобождает от уголовной ответственности, но может являться смягчающим вину обстоятельством («состояние сильного душевного волнения»)
Представляет собой вариант сумеречного помрачения сознания (часто в виде галлюцинаторно-бредового варианта)
2. Несоответствие реакции силе раздражителя
3. Нет реакции «короткого замыкания»
4. В действиях отражаются психотические переживания
Источник
Что такое аффекты эмоционального состояния
Эмоции, которые ежедневно испытывают люди, могут носить позитивный или негативный характер, быть адекватными и патологическими. Рассматривая категорию патологических эмоций, необходимо отметить, что они могут выражаться как в спаде, так и в подъеме настроения. Аффект относят именно к последней категории, характеризуют в психологии и как патологическую эмоцию, и как очень яркую эмоциональную реакцию с повышенным невербальным проявлением.
В психологии аффект рассматривается как форма проявления определенных эмоций человека, которое может быть относительно недолгим, но при этом чрезвычайно сильным эмоциональным состоянием [1]. Как правило, такое состояние возникает в случаях, когда лицо не может отыскать необходимый вариант решения какой-то проблемы (травмирующей или стрессовой) или у него возникает ощущение отсутствия выхода из ситуации критического или угрожающего характера. При этом подобное выражение эмоций характеризуют ярко выраженные внешние (двигательные) и внутренние (органические) проявления.
Термин «аффект» происходит от латинского слова affectus, что означает «страсть», «душевное волнение» [4]. Таким образом, в психологии аффект определяется как конкретный вид эмоциональной реакции, характерными чертами которого выступают сила, кратковременность и яркость. Его отличительным признаком выступает то, что аффект или полностью подавляет, или сильно снижает степень проявления других психических процессов организма, таким образом навязывая ей определенные типы ответных реакций. Кроме того, в психологии аффект рассматривается в качестве «аварийного» способа разрешения лицом опасной, критической ситуации. Психологами доказано, что он, являясь поведенческой реакцией на раздражитель, возник в процессе эволюционного развития человека, таким образом, возникновение такого эмоционального состояния может быть связано как с биологическими потребностями человека, так и с различными социальными отношениями и контактами [2].
Изучением особенностей состояния аффекта занимались еще древние ученые. Так, например, термин «аффект» встречается в работе древнегреческого ученого-философа Аристотеля «О душе» и в работе французского мыслителя Рене Декарта «Страсти души», которые определяли аффект в качестве основной категории в эмоциональной сфере человека. Нидерландский философ Бенедикт Спиноза в своей работе «Этика» рассматривал его как некое состояние тела человека, которое может изменять (увеличивать или уменьшать) способности самого тела к совершению каких-либо активных действий.
Значительный вклад в изучение аффекта внесли такие ученые, как Зигмунд Фрейд, утверждающий, что это некий сигнал предупредительного характера, который в совокупности с защитными реакциями и проявлениями личности выполняет функции Эго; Рой Шефер, которым были проведены масштабные исследования рассматриваемого состояния и его клинический анализ; П. Кнаппа, утверждающий, что аффект – это состояние, которое переживается непосредственно и может дифференцироваться от ощущений совсем незначительных до реакций очень внушительного масштаба.
Кроме того, разработкой названной проблемы занимались такие отечественные ученые-психологи, как А.Р. Лурия, который осуществлял диагностику следов аффекта; С.Л. Рубинштейн, обозначивший аффект как самую сильную реакцию эмоционального характера у человека на какой-либо раздражитель; а также Я.М. Калашник, изучающий специфику патологического аффекта.
В современной психологической науке аффект относится к уникальному типу эмоциональных процессов, протекающих в психике человека, проявляющихся лишь в наиболее критические для каждого конкретного лица моменты, особенно в тех случаях, когда они возникают совершенно неожиданно.
Аффект как особое эмоциональное состояние обладает рядом специфических признаков, которые проявляются в том, что это явление само по себе представляет бурное эмоциональное реагирование, вызывающее поведенческую дезорганизацию у человека, а также нарушающее ряд психических процессов, протекающих в сознании и организме индивида [8, с. 99]. Например, у человека при возникновении состояния аффекта резко меняется выражение лица, что является свидетельством дезорганизации моторики, нарушается процесс мышления, снижается степень внимания. Кроме того, при возникновении рассматриваемого состояния значительно уменьшается уровень сознательного контроля человека над своим поведением, принятием решений и т.д., то есть, другими словами, человек теряет способность руководить (осознанно!) своим телом и отдавать отчет совершаемым им действиям и поступкам.
Среди главных признаков аффекта следует выделить:
- кратковременность (может исчисляться минутами или даже секундами);
- наименее осознанное эмоциональное состояние (человек не способен осознанно контролировать свои действия);
- относится к состояниям с доминированием эмоций («чувства преобладают над разумом», то есть эмоции преобладают над сознанием и обуславливают совершение того или иного действия).
Что касается основных признаков исследуемого явления, то их можно разбить на две основные группы: обязательные и дополнительные. К первой категории относятся:
- наличие неожиданного психотравмирующего события, которое переживается субъективно;
- внезапность возникновения аффекта;
- бурная эмоциональная реакция, которая зачастую носит взрывной характер;
- сужение сознания (то есть отсутствие понимания и восприятия полной картины происходящего, неспособность адекватного восприятия совершаемых индивидом действий);
- частичное нарушение осознанного контроля над своими действиями вплоть до полной «автономии»;
- истощение как психическое, так и физическое.
Что касается дополнительных признаков аффекта, то они включают в себя:
- чувство безысходности (это чистое субъективное ощущение, которое субъект может как испытывать, так и нет);
- негативные состояния психофизического толка (например, повышенная утомляемость, нарушение сна и т.д.);
- частичное сужение сознания, которое может выражаться в потере чувства реальности, галлюцинациях и т.д.);
- нарушение моторики, речевых процессов.
Аффект также характеризуется наличием внешних и внутренних признаков. Среди первых признаков необходимо выделить мимику, позу, скорость речи и тембр голоса. Из вторых — потеря чувства времени, чувство страха и тревоги и т.д.
Несмотря на то что аффект характеризуется как чрезвычайно стремительный эмоциональный процесс, он выполняет ряд конкретных функций. На сегодняшний день их в психологии выделяют две: накопление опыта и защитная функция.
Под накоплением опыта понимается определенное «отложение» следов аффекта в бессознательном, то есть работа «аффективной памяти». Она «включается» в похожих между собой ситуациях, находясь в которых человек испытал аффект. Если такое состояние периодически повторяется, вызывая при этом сильные негативные эмоции, что способствует возникновению состояния аффекта у человека, то может произойти так называемая аккумуляция аффекта. Другими словами, человек способен вновь пережить аффект, однако в таком случае конкретный раздражитель будет отсутствовать. Подобный аккумулированный аффект в психологии именуется аффективным взрывом, возникающим не в критический момент, а спустя какой-то определенный временной промежуток.
Что касается защитной функции, то многие ученые-психологи сходятся во мнении, что аффект выступает в качестве одного из средств защиты человеческого организма и психики в случае, если это не ведет к возникновению невротических расстройств. Обуславливается это тем, что состояние сильного душевного волнения может возникать в качестве защитной реакции организма человека на какую-либо экстремальную ситуацию. Другими словами, аффект служит неким толчком к мобилизации действий, а также обеспечивает быстрое реагирование человека в тех или иных конкретных условиях. Отметим, что, находясь в данном состоянии, лицо не осознает характер своих действий, что может создавать опасность для окружающих, причем подобные аффекты возникают наиболее часто, сопровождаясь резким повышением степени возбужденности нервной системы человека, что пагубно сказывается на психических процессах, протекающих в организме. Человек теряет над собой контроль, у него резко снижается способность к рациональному взвешенному мышлению, что в итоге зачастую приводит к неадекватному поведению, которое может в той или иной степени угрожать находящимся рядом людям.
Характерной особенностью аффекта выступает то, что данная форма эмоционального проявления характеризуется более примитивным и более интенсивным, по сравнению с нормальным адекватным, поведением человека, которое, в свою очередь, обуславливается конкретными правилами и нормами, принятыми в его социальной среде. Кроме того, он оказывает специфическое воздействие на психику лица, что выражается в навязывании ему стереотипных действий, выступающих в качестве привычных форм реакции в схожих по силе и воздействию ситуациях неаффективного характера (например, агрессия, оцепенение и пр.).
Важно понимать, что ни один аффект не возникает случайно. Всегда есть конкретная ситуация или событие, которое послужило толчком для возникновения состояния сильного душевного волнения. При этом в качестве такового может быть как сильная травмирующая ситуация, так и простая негативная эмоция, например после разговора с неприятным человеком.
- Патологический аффект. Характеризуется кратковременностью. Возникновение патологического аффекта приводит к помутнению сознания у человека, потере контроля над своими действиями и поступками [3]. Именно патологический аффект в уголовном праве является одним из оснований признания человека невменяемым.
- Физиологический аффект. Такой аффект относится к категории вменяемых состояний, то есть, несмотря на то что при его возникновении в сознании человека возникают существенные ограничения, он вполне может осознавать характер совершаемых им действий, а также контролировать их. Возникновение физиологического аффекта зачастую является следствием единичного воздействия травмирующего характера.
- Кумулятивный аффект. Данный вид аффекта возникает как реакция на длительное оказание воздействия какой-либо ситуации, травмирующей человеческую психику, или же неоднократное повторение таких ситуаций, что непременно приводит к аффективному взрыву.
Разработкой проблем физиологического аффекта, имеющего значение для уголовного права и процесса, весьма интенсивно занимались специалисты в области судебной психологии. В процессе проводимых исследований выявлялись и уточнялись его наиболее существенные признаки, характерные особенности и специфика проявления. Таким образом, происходил процесс «насыщения» рассматриваемого понятия все более сложным и дифференцированным психологическим содержанием.
Подобное развитие проблемы обусловило становление вопроса о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы в целях выявления наличия состояния аффекта в момент совершения преступления. Важно отметить, что эксперты стали активно привлекаться к установлению физиологического аффекта еще в 60-е гг. прошлого века, и со временем количество проводимых экспертиз лишь возрастало, а на сегодняшний день количество случаев, когда вопрос о наличии или отсутствии физиологического аффекта устанавливается посредством проведения экспертизы, не уступает случаям, когда данная проблема разрешается неэкспертным путем [5].
На первый взгляд, наблюдается тенденция усиления роли судебных экспертиз при определении состояния аффекта, в связи с чем представляется необходимым включить его в качестве обстоятельства, наличие в момент совершения преступления которого подлежит доказыванию путем обязательного назначения и проведения судебной экспертизы в порядке ст. 196 УПК РФ.
В связи с тем что для выявления состояния аффекта на данный период времени законодательно не требуется обязательное проведение соответствующей экспертизы, мы вынуждены признать, что либо для установления физиологического аффекта необходимы специальные знания и, следовательно, экспертиза, либо сделать вывод, что специальные знания и экспертиза здесь не нужны, а наличие или отсутствие аффекта следователь и суд в праве и обязаны устанавливать сами.
В современном уголовном процессе обстоятельства складываются таким образом, что экспертиза назначается лишь в случаях, если в ходе расследования преступления и выяснения каких-либо определенных обстоятельств необходимо применение специальных знаний. Данный вывод вытекает из ст. 57 УПК РФ и ч. 7 ст. 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В правовой литературе выделяется три основные точки зрения на необходимость введения обязательной экспертизы, направленной на установление состояния аффекта. Согласно первой точке зрения, введение обязательности такой экспертизы нецелесообразно в силу того, что уголовно-процессуальная практика может столкнуться с проблемой нехватки экспертов в данной сфере деятельности необходимого уровня квалификации в силу того, что наличие состояния аффекта придется устанавливать по каждому уголовному делу, находящемуся в производстве следственных органов [7].
Некоторые ученые придерживаются позиции, согласно которой введение обязательности проведения подобной экспертизы необходимо, так как двойственность (либо проведение экспертизы поручается эксперту, либо наличие аффекта следователь определяет самостоятельно) существующая ныне, неприемлема. Так, Ф.С. Сафуанов говорил: «Как бы мы отнеслись к подобной двойственности при доказывании других обстоятельств — если бы, к примеру, следователи и суды стали определять исполнителя рукописного документа в одних случаях с помощью почерковедческой экспертизы, а в других — самостоятельно, путем сличения соответствующих текстов, что называется, на глазок?» [6].
Третья точка зрения гласит, что подобного рода двойственность представляется вполне приемлемой, однако в определенных границах. По мнению Е.Н. Чучелова, случаи доказывания аффекта следует дифференцировать на простые и сложные [9]. В первом случае представляется возможным определение наличия состояния аффекта самим следователем, так они представляются простыми и доступными для самостоятельного определения. Что касается второго случая, то состояние аффекта у виновного лица должно определяться только экспертами, в силу атипичности совершенного преступного деяния, а также при наличии иных усложняющих факторов.
На наш взгляд, наиболее приемлемой представляется вторая точка зрения, согласно которой состояние аффекта должно быть включено в ст. 196 УПК РФ как обстоятельство, для выявления наличия которого необходимо обязательное назначение судебной экспертизы. Аргументируем мы свою позицию тем, что на сегодняшний момент установление аффективного состояния находится в зависимости от ряда обстоятельств случайного характера, таких как личное мнение следователя, возможность проведения экспертизы и т.д. В связи с этим зачастую установление состояния аффекта у виновного лица носит субъективный характер и далеко не всегда соответствует действительности. А ведь состояние аффекта является обстоятельством, которое имеет существенное значение для квалификации содеянного лицом преступного деяния (например, в порядке ст. 107 УК РФ «Убийство, совершенное в состоянии аффекта»).
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, согласно которой необходимо рассматривать состояние аффекта в качестве обстоятельства, установление наличия которого в момент совершения преступления должно осуществляться посредством обязательного назначения судебной экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 196 УПК РФ. Однако проведение такой экспертизы не должно быть безусловным, в связи с чем возникает необходимость разработки официального документа методического характера, в котором все вопросы, связанные с экспертизой аффекта, решались бы с единых позиций.
Источник