Что с нами делают негативные эмоции

Зачем на самом деле нужны негативные эмоции?

Много, очень много сказано о вреде негативных эмоций. Действительно, негативные эмоции отрицательно сказываются на здоровье, на отношениях, на работоспособности, на достижении успеха и так далее. Пожалуй, нет такой сферы жизни человека, на которую бы негативные эмоции не оказывали своего разрушительного воздействия. Считается, что с негативными эмоциями нужно всеми силами бороться, а позитивные эмоции, наоборот, развивать.

Но надо признать, что в негативных эмоциях есть и своя польза. Вообще, если они существуют, то, значит, в этом есть какой-то смысл, какое-то полезное свойство. Например, такая негативная эмоция как страх. Страх может полностью сковать человека, может свести на нет эффективность его действий. Может превратить жизнь человека в ад. Может даже убить… Но, в то же время, страх может предупредить об опасности, заставить мобилизоваться, проявить повышенную внимательность и разумную осторожность. Страх может дать вам возможность избежать гораздо более серьёзных проблем, чем сам страх. И такой страх может быть очень полезен.

Или злость. Эта однозначно негативная эмоция может буквально выжигать вас изнутри. Она может быть причиной серьёзных конфликтов и разорванных отношений. Она может быть причиной подорванного здоровья. Она может послужить началом глубокой депрессии. Но в некоторых случаях именно злость помогает быстро мобилизоваться, мгновенно задействовать все свои ресурсы. Порой именно злость даёт возможность проявить себя максимально эффективно. Иногда злость даёт возможность доступа к таким возможностям организма, которые совершенно недоступны в обычном состоянии. И такая злость, безусловно, может быть полезна.

Таким образом, негативные эмоции в большинстве своём могут быть очень и очень полезны. Но только при одном очень важном условии. При условии, что вы ими можете осознанно управлять. При условии, что не эмоции управляют вами, а вы, именно вы управляете своими эмоциями.

Чаще всего под управлением эмоциями понимается их подавление. Но подавляя в себе, например, гнев, вы не устраняете его, а просто загоняете его вовнутрь, что может привести к весьма неприятным последствиям. Кроме того, подавляя в себе негативные эмоции, вы так же лишаете себя возможности испытывать и положительные. Не буду сейчас вдаваться в подробности, почему так происходит, но это именно так.

Так же часто под управлением эмоциями понимают их маскировку. Но выглядеть спокойным – это ещё не значить быть спокойным на самом деле. Делать вид, что радуешься – это совсем не то, что испытывать настоящую радость. Конечно, в некоторых ситуациях умение скрывать и маскировать свои эмоции может полезным. Но, по большому счёту, от этого больше вреда, чем пользы.

С точки зрения лайф-менеджмента , как подавление эмоций, так и их маскировка – это неверный путь. Это не управление эмоциями. Это именно подавление и маскировка.

Управлять эмоциями это значит уметь осознанно менять свои эмоции по собственному желанию сообразно ситуации. Захотелось погрустить? Что ж, тогда уж получите от грусти максимальное удовольствие. Вам надоело грустить? Замените грусть на то, что вы хотите чувствовать в данный момент. Вы хотите радоваться? Сгенерируйте радость! Вам необходимо разозлиться? Разозлитесь! Возможно, именно контролируемая злость поможет вам решить вашу задачу на данный момент наилучшим образом. А потом, когда злость будет уже не нужна, замените её на что-нибудь более приятное по своему усмотрению. Вот это будет настоящее управление эмоциями! Как именно это сделать – отдельный разговор. Главное, что этому можно и нужно учиться.

Если вы действительно научились управлять своими эмоциями, то многие негативные эмоции перестанут быть вашими врагами, а станут вашими верными союзниками и помощниками. Наряду с положительными эмоциями, они будут вашими инструментами для достижения успеха. Чем шире спектр эмоций, которые вы можете у себя вызывать – тем лучше!

Есть у негативных эмоций ещё одно очень полезное свойство. Как правило, негативные эмоции прямо указывают на то, что вашей жизни идёт что-то не так, как вам надо. Что что-то не так в вас самих. Не бывает беспричинного уныния, беспричинного гнева, беспричинного недовольства. Всему есть своя причина. И негативным эмоциям в том числе. И если вы найдёте эту причину, то, возможно, вы обнаружите целый фронт работ для изменения своей жизни и себя самого.

Негативные эмоции очень точно показывают на самые слабые места в ваших жизненных стратегиях. И это их замечательное свойство вам нужно, просто необходимо, использовать на пользу себе. Вы чувствуете раздражение? Что стало его причиной? Что вы можете сделать для того, чтобы устранить причину раздражения? Что вы можете сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторялась вновь? Внося необходимые корректировки в свои действия и в своё мышление, вы, таким образом, вырабатываете новые, более выигрышные стратегии и модели поведения. Таким образом, все ваши негативные, все отрицательные эмоции будут работать на вас, на ваш успех. Разве это не здорово? Конечно, для этого нужна достаточная осознанность и честность перед самим собой. Надеюсь, они у вас есть. А если нет, то сейчас самое время их развить.

Так что нужно не бороться с негативными эмоциями, а учиться управлять ими. Не подавлять их, а по максимуму использовать себе на пользу. Не маскировать и не скрывать их, а сделать так, чтобы даже самые негативные ваши эмоции, если уж они у вас появляются, работали на вас и на ваш успех.

Источник

Зачем нужны негативные эмоции?

Окружающий мир вызывает у каждого человека различные реакции. Люди, события, предметы — могут стать причиной радости или грусти, вины, удивления, любопытства, страха, отвращения и других # эмоций. Переживание определенных эмоций происходит постоянно и влияет на мысли и действия человека.

Читайте также:  Депрессия случайной величины это

Роль эмоций.

# Психологи, выделяют разные аспекты роли эмоций, в то числе:

  • проявление эмоций, как сигнала для других, что показывает восприятие личностью данного явления, насколько оно значимо для него. То, какую эмоциональную оценку человек дает событию, важно для его существования и ориентировки в мире: будет ли он избегать ее, либо будет стараться в ней находиться;
  • эмоций могут быть мощным мотиватором для какой-нибудь деятельности. Их мотивирующая роль важна для вдохновения, творчества, созидания, развития;
  • эмоции положительно влияют на процессы внимания и запоминания. Эмоционально окрашенная информация всегда воспринимается легче, чем произнесенная тусклым, бесцветным голосом. Эта особенность учитывается талантливыми ораторами, учителями, актерами;
  • мимика, жесты, изменение интонации являются проявлением эмоций и дают возможность устанавливать эмоциональные связи, которые являются основой межличностных взаимоотношений. Эмоции одного человека вызывают симпатию или антипатию у другого, создают платформу для дружбы или вражды.

В чем польза негативных эмоций.

К принятому делению эмоций на положительные и отрицательные, негативные и позитивные, стоит подходить разнопланово. В зависимости от обстоятельств одни и те же эмоции могут иметь разные последствия для человека. Среди основных # отрицательных эмоций, которые выделяют психологи, называют отвращение, страх, вину, гнев, обиду, презрение, стыд, волнение. Они забирают много энергии у человека, вызывают выброс гормонов, вызывают плохое настроение, разлад отношений с другими, могут нанести урон здоровью.

В то же время есть и # положительные стороны у этой группы эмоций:

  • они играют защитную роль, которая проявляется в критических ситуациях. Это, например, мгновенная реакция организма через страх перед угрозой жизни, мобилизация защитных сил. Страх, стыд часто останавливает человека от необдуманных или рискованных действий, гнев используют для защиты своих прав;
  • негативные эмоции заставляют что-то сделать, исправить, то есть мотивируют. В ситуации возникновения обиды, злости на критику, люди начинают действовать, чтобы исправить недостатки, доказать свои возможности, показать достижения. Гнев на себя может подтолкнуть взяться за работу, на которую раньше не решался. Гнев бывает также источником энергии для начала изменений (заняться фигурой, образом жизни и т.д.).
  • отрицательные эмоции дают информацию об истинных желаниях человека, о состоянии его здоровья, о происходящих с ним событиях. Уныние, грусть выражают недовольство собой или разочарование другими людьми, ситуацией в целом, дают сигнал о необходимости сделать перерыв, разобраться. Раздражение, злость — служат показателем неприятия чего-либо, желания взять под свой контроль ситуацию;
  • отрицательные эмоции дают возможность человеку увидеть, что у него есть проблемы, что нужно работать над собой, при необходимости пройти определенные тренинги, курсы, чтобы научиться регулировать и гармонизировать свои психические процессы.

И даже несмотря на то, что эмоции часто проявляются в ненужное время и в ненужном месте, они насыщают жизнь людей неповторимыми красками. Все они играют важную роль, и многое дают человеку. Нужно принимать и осознавать вспышки своего негатива, не загонять проблемы в глубину своей души.

Источник

Неочевидная мотивация: негативные чувства и эмоции, которые делают вас эффективными

Чем могут быть полезны отрицательные чувства и эмоции, как сделать их ресурсом для достижений и научиться управлять ситуацией.

Чувства и эмоции: снимаем ярлыки

Чувства и эмоции — близкие понятия, и в жизни они часто смешиваются или используются как синонимы, но это не одно и то же. Чувства — это перманентное состояние, основанное на отношении к чему-либо. Эмоции — психофизиологические реакции на внешние или внутренние раздражители.

Существуют разные классификации чувств и эмоций. Но в психологии понятие «эмоции» применяется и в широком смысле — как эмоциональные состояния, и в узком — как один из видов этих состояний наряду с чувствами, настроениями и т.д. Эмоциональные состояния — это особый класс психических явлений, они отражают наше отношение к миру.

Каждый человек в повседневной жизни испытывает самые разные эмоциональные состояния, которые обычно возникают под влиянием обстоятельств. В зависимости от наших переживаний, мы делим эмоции на «хорошие», т.е. приятные (удовольствие, интерес), и «плохие», т.е. неприятные (стыд, вина, страх и т.д.). Естественное желание — избавиться от эмоций, которые мы считаем негативными. Ведь каждый с детства знает: испытывать гнев, страх и т.п. — больно, неприятно. Но называть эмоции плохими или хорошими — значит давать оценку, и в этом кроется ошибка. Любая оценка запускает программу: «плохое» мы, естественно, считаем вредным и избегаем, «хорошее» — полезным и стараемся получить в большем объеме. Важно понять: все чувства и эмоции — естественные составляющие человека и неэффективно их считать негативными или позитивными. К ним стоит относиться как к индикаторам нашего состояния и отношения к происходящему с нами и вокруг нас. Например, страх сигнализирует о какой-либо опасности и побуждает избегать подобных ситуаций путем ухода или нападения. Радость говорит, что происходящее с нами желанно и приятно, она приводит к расслаблению и существенно притупляет внимание. Отсюда вопрос: какое из этих эмоциональных состояний можно назвать хорошим, а какое плохим? Ведь когда датчик температуры сообщает, что машина перегрелась, это не повод считать его плохим и ненужным устройством.

Чтобы понять значение чувств и эмоций и начать их использовать во благо себе, надо принять факт: они есть, и ощущать то, что мы ощущаем, — нормально. Важно научиться замечать свои эмоции и чувства и анализировать, как они влияют на нас и как мы сами реагируем на них.

Как чувства и эмоции помогают в жизни и работе

В психологии есть понятие «эмоциональный интеллект»: это способность распознавать мотивацию, желания, эмоции свои и других людей и управлять ими. Во время переговоров мы обмениваемся не только информацией, но и вызываем друг у друга эмоции. И именно свои ощущения от процесса общения обычно запоминает собеседник. Немецкий поэт и драматург Карл Бюхнер сказал, что люди могут не вспомнить конкретно произнесенные вами слова, но никогда не забудут, что они при этом чувствовали.

Читайте также:  Через что проявляется темперамент

Эмоциональный фон, который возник в процессе беседы, человек затем может распространять на окружающих. Условно: если утренняя пятиминутка у руководства прошла под знаком плюс, вероятнее всего, члены команды настроятся позитивно и будут транслировать это состояние при общении с клиентами. Если же день начался с выговоров — уровень тревоги у сотрудников поднимется, а напряжение и негатив могут отразиться как на отношениях с партнерами и клиентами, так и в целом на выполнении служебных обязанностей.

Многочисленные эксперименты показали: эмоции на 80% определяют, каким будет решение! Человек с развитым эмоциональным интеллектом будет эффективнее других в любой ситуации, потому что он умеет замечать и различать свои эмоциональные состояния — и позитивные, и негативные, а главное — выбирать, как на них реагировать. Этот навык поможет ему извлекать пользу даже из тех эмоциональных состояний, которые вызывают чувство стыда, страха и злости.

Стыд как стимул роста

Японский и русский менталитет имеет одно незаметное, но глобальное историческое различие: ключевой мотиватор среднестатистического японца — стыд, а россиянина — вина. И это накладывает отпечаток на все: уровень и качество жизни, достижения, бизнес, производство.

Мотивация, которая основана на чувстве вины, работает в конкретный момент времени, но стратегически малоэффективна. «Виноватый» человек мотивирован, чтобы так больше не делать, а в конечном счете — вообще не делать то, что вызывает это чувство. Ощущение вины чаще всего приводит к позиции жертвы, порождая хитрость, изворотливость, обман, и в итоге к снятию или перекладыванию ответственности.

Вероятно, японское мировоззрение связано с историей самураев, которые жили по кодексу Бусидо (набору законов и правил) и считали, что лучше умереть, чем опозориться самому или бросить тень на честь своего господина или семьи — то есть той ячейки общества, к которой они относились.

Для современного японца нет ничего страшнее, чем подставить свою компанию, завод, нацию, заставив стыдиться. Не страшно быть виноватым, страшно подвести своих. Это предполагает контроль качества даже самой мелкой операции, за которую отвечает он лично и коллектив в целом. Нежелание испытать стыд стимулирует человека выполнять свои обязанности качественно и надежно. Как следствие, он может гордиться собой. Следуя этому принципу, человек с детства приходит к ответственности, то есть осознанию, что только он сам отвечает за любые последствия своих поступков и решений. А ответственность ведет к осознанию и корректировке действий без негатива, которым сопровождается вина.

Как конструктивно использовать раздражение и злость

Раздражение, злость, гнев, ярость — эти эмоциональные состояния можно представить в виде матрешки: каждая последующая скрывает в себе еще одну. Чтобы не довести себя до гнева и ярости, рассмотрим, как эффективно использовать раздражение и злость.

Раздражение — это реакция на чужое поведение или обстоятельства, например, громкий голос, резкий тон. Раздраженный человек подсознательно стремится или избавиться от неприятной коммуникации, или вести себя более жестко. Такое поведение будет работать против его интересов, если собеседник — партнер по бизнесу или клиент. Выход — постараться понять природу раздражения, задаться вопросом, что именно его вызывает, и оценить ситуацию с позиции стороннего наблюдателя. Если причина делает невозможным дальнейшее сотрудничество с этим человеком, есть смысл с ним расстаться. Даже если принято такое решение, важно оставаться эмоционально спокойным и уходить с уважением. Ведь «хлопанье дверью» происходит под влиянием эмоции и закрывает возможность однажды вернуться. Не случайно один из критериев оценки эффективности любого переговорного процесса — сохранение отношений.

Злость — резкое выражение недовольства человеком, например, вызванное нарушением его границ или препятствиями, которые он не может преодолеть. Проявлять злость в культурном обществе не принято, но это не значит, что люди ее не испытывают. Поэтому многие зачастую подавляют злость, загоняя ее внутрь: человек начинает действовать, исходя не из своих желаний, а из правил, которые установлены, стремится быть хорошим для других. Загнанная внутрь, она начинает работать против человека и может проявляться либо в виде самоедства и стремления уйти от неприятной ситуации, либо однажды прорваться в крайней форме — агрессии по отношению к другим, что никогда не даст положительных результатов.

Пример: молодой продавец с высоким культурным уровнем, но не владеющий знаниями и навыками, приходит в продажи. Он очень доброжелательно общается с клиентами, но у него, как правило, не покупают. Это приводит к тому, что у доброжелательного начинают копиться раздражение, злость на себя, а затем и на покупателей, и в результате — агрессия, направленная на клиентов. Он перестает быть обходительным и переходит в другую крайность — начинает общаться жестко и агрессивно — и это главная ошибка. Активная позиция, замешанная на злости, приводит его к первичным продажам. И тогда он допускает вторую ошибку: начинает думать, что этот путь — эффективный, и становится агрессивным продавцом, который перестал быть уважительным, но навыки экспертных продаж так и не приобрел. Как следствие, продаёт только первичным теплым клиентам, которые больше к нему не возвращаются. И в результате быстро перегорает и не замечает, как убивает клиентскую базу, и свою и компании. Изменить ситуацию может помочь грамотный наставник, который объяснит, что надо перевести энергию злости не в жесткость и грубость, а в новые полезные действия, и научит эффективным навыкам продаж и переговоров, сохраняя культуру общения.

Читайте также:  Как у вас с чувством юмора что ответить

Важно понять, что злость рождается из суммы мелких неудовлетворенностей чем-либо, нерешенных сразу после их появления. Таким образом, злость — важный индикатор неудовлетворения, несоответствия наших желаний действительности и повод отредактировать либо первое, либо второе. Когда злость вырывается наружу, она, с одной стороны, может помочь сделать те действия, на которые без «высокого давления» человек не мог решиться ранее, а с другой — открывает клапан для совершения эмоциональных необдуманных действий. Если человек в продажах все время работает на злости, первое время может показаться, что это дает результат. Но в долгосрочной перспективе злоба становится установкой мышления, приводит к перегоранию, конфликтам, потерям клиентов, проблемам в социуме и, вероятно, увольнению, потому что количество людей, желающих общаться, сократится. Таким образом, злость дает человеку энергию для решительного действия, на которое изначально не хватало силы или воли. При этом мудрый человек обязательно разберется, что послужило источником раздражения, а затем и злости, чтобы или устранить причину, или понять, как больше не попадать в такую ситуацию.

В чем ценность страха?

Страх считают отрицательной эмоцией: трудно полюбить состояние, при котором подкашиваются ноги, пробегает холодок по спине, а иногда даже тошнит. Он может возникнуть в момент физической угрозы, или когда есть вероятность потерять что-то ценное, или как реакция на стрессовую ситуацию и т.д. Таким образом страх сигнализирует об опасности и заставляет принимать меры: спасать собственную жизнь, свое эго (точку зрения, честь, репутацию, положение в обществе), сохранять то, что ценно (отношения и т.д.). То есть обращает внимание человека на проблему, а значит является датчиком, который сигнализирует об угрозе благополучию до того, когда она проявится.

В первую очередь, разграничим физическую и нефизическую угрозы. Безусловно, при угрозе жизни и здоровью важно делать все, чтобы их сохранить, и желательно оставаться в рамках закона. Это мы обсуждать не будем. А вот в случае нефизической угрозы, страх сигнализирует, что человек находится у границы своей зоны комфорта. Точнее, зоны рутины — территории привычных, знакомых ситуаций и действий, воспринимаемых, как нормальные и безопасные. Страх появляется всякий раз, когда мы переходим эту невидимую границу привычного. Большая часть людей интуитивно реагирует на нее и возвращается обратно, отказываясь от новых возможностей, отношений, проектов, способов действия и т.п. «Натренированные» действуют иначе. Разберемся, как это сделать.

7 шагов работы с чувствами и эмоциями, которые легко понять, но не так быстро освоить:

шаг №1: заметить ситуацию, которая вызывает ваше эмоциональное состояние, и сказать себе об этом: «На меня давит оппонент на переговорах, и эта ситуация вызывает мои эмоции».

шаг №2: опознать свое чувство или эмоцию и назвать ее своим именем, например: «Я чувствую страх».

шаг №3: на минуту остановиться и не совершать дальнейших действий;

шаг №4: спросить себя: «К чему меня подталкивает это чувство/ эмоция?» Например: «Оппонент давит на меня, и мне хочется повысить голос, сказать ему, что он не прав, и доказать свою позицию».

шаг №5: спросить себя: «Что бы я посоветовал сделать себе, если бы не участвовал в ситуации и спокойно наблюдал за происходящим со стороны без какой-либо выгоды и интереса?» Например, ваш ответ будет: «Я бы не спешил и спокойно с уважением начал выяснять точку зрения оппонента, чтобы только потом принять решение».

шаг №6: сравните ответы на вопросы №4 и №5. Если они одинаковые, вы лукавите и продолжаете находиться под влиянием эмоции. В этом случае вам стоит вернуться к шагу №1. Если же ответы разные, то переходите к шагу №7.

шаг №7: выполните то, что ответили себе в шаге №5: спокойно и с уважением похвалите мнение оппонента и спрашивайте о его позиции, точке зрения и т.п.

Когда трезвый разум преобладает над эмоциями — это и есть проактивная жизненная позиция. Таким же образом стоит прорабатывать любое чувство и эмоцию.

Единственное эмоциональное состояние, которое не бывает полезным, — это зависть.

Зависть — это не эмоция и не чувство, а перманентное или временное состояние. Оно складывается из эмоций и чувств, возникающих по отношению к людям, которые обладают чем-либо материальным или духовным, — тем, что хочет иметь завидующий, но не имеет. Зависть не совсем естественное и, к сожалению, никогда не полезное состояние, в отличие от эмоций или чувств. Поэтому она не может быть ресурсом, даже если кажется обратное. Опыт показывает, что если человек достиг чего-то или приобрел что-то, потому что завидовал, в подавляющем большинстве случаев это не являлось его настоящим желанием. Его спровоцировала зависть, за которой прячется внутренняя потребность в чем-либо. Зависть — индикатор внутренней нужды. Поймав себя на зависти, не надо сразу покупать то, что есть у кого-то, или обучаться тому, что он умеет. Стоит задать себе вопрос: «Если я завидую, что меня не устраивает в себе, в своем бизнесе, в работе, навыках, жизни?» А лучше пройти проработку своей зависти с коучем или психологом.

Важно помнить, что наши эмоции и чувства — это естественная часть нас самих, они раскрашивают нашу жизнь красками, придают ей смысл и рождают удовольствия. Радоваться тому, что испытываете радость, невозможно, не познав горя, как и прочувствовать силу уверенности, не пережив страх совершить ошибку. Считать эмоции вредными ошибочно. Наши решения определяют нашу жизнь, при этом на 80% провоцируются эмоциями. Они были, есть и будут. Таким образом, наш успех зависит только от умения работать со своей реакцией на собственные эмоции.

Источник

Оцените статью