Что регулируют эмоциональное состояние

Регуляция эмоционального состояния

Советы психолога: как справляться с тревогой в связи с эпидемической ситуацией

Тревога, выраженная в разной степени, является естественным сопровождением людей в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Она может быть связана, как с угрозой эпидемии, так и с социальными изменениями: потеря работы, временное снижение дохода, ограничения в получении услуг в госучреждениях, трудности планового лечения, разлука с близкими и т.д..

Независимо от причины, тревога является нормальной, но подчас пагубной реакцией, так как может приводить к нервному истощению, снижению иммунитета, обострению хронических заболеваний. Возможны негативные последствия, если не обращать внимание на свое психологическое состояние, не корректировать его при необходимости.

Согласитесь, тревога не приносит никакой пользы, но отнимает много сил! Потому мы предлагаем рекомендации, которые помогут снизить или устранить состояние тревожности.

1. Будьте в курсе

Перестаньте верить слухам. Заблокируйте контент в социальных медиа, который распространяет непроверенную и часто заведомо ложную информацию относительно социальной и эпидемиологической ситуации. Проверяйте все данные на достоверных источниках (сайтах): ВОЗ, Министерства Здравоохранения, Правительства (городского, федерального), дисциплинированно выполняйте все рекомендации!

2. В здоровом теле…

Упражняйтесь. Крепкая нервная система невозможна без нагрузок, хотя бы минимальных. Для укрепления стабильного, спокойного состояния достаточно простых и легких упражнений на 10-15 мин в день. Хорошо подходят для этого легкие варианты йоги, цигун, статические комплексы упражнений, дыхательные практики.

Пример простого дыхательного комплекса для укрепления нервной системы.

  • Сядьте удобно. Выровняйте спину, подбородок слегка опустите. Дышите животом: спокойно, ровно. На 6 счетов (6 секунд) сделайте вдох. Задержите дыхание на 3 счета. Выдыхайте на 6 счетов. Снова задержите дыхание на 3 счета. Все время будьте сосредоточены на дыхании. Можете представлять себе, как воздух, окрашенный приятным для вас цветом, наполняет живот, легкие и растекается по всему телу. 2-3 минуты.
  • Теперь продолжайте дышать так же, но выдох делайте на 8 счетов.
  • Если у вас нет проблем с давлением, далее переходите к интенсивному дыханию. Дышите глубоко. Носом, без пауз между вдохом и выдохом. На вдохе живот надувается, на выдохе втягиваем живот максимально. 20-30 дыхательных движений. Если у вас начала кружиться голова, остановитесь и начните дышать обычно. Переходите к следующему упражнению.
  • Вдохните примерно на 0.5 объема легких (легкий вдох). Задержите дыхание. Закройте глаза. Наблюдайте, как воздух, окрашенный приятным для вас цветом, растекается по телу, нормализует ваше эмоциональное и физическое состояние.

3. Сила мысли

Сейчас хорошее время для того, чтобы освоить техники правильного мышления. От негативных мыслей вы вряд ли получите пользу. Например, вы можете беспокоиться о приостановлении вашей работы. Если вы позволяете себе думать об этом, негативные мысли могут заполонить ваш разум. От этого лучше не становится!

Чтобы прервать их, достаточно мысленно крикнуть себе: «СТОП!». Это своего рода самоприказ. Затем направьте мысли в другое русло. Например, вы думали о том, что теперь вы без работы и скоро будет нечем накормить семью. Поверните мысли в иную сторону! Подумайте и представьте, что вы найдете подработку или вовсе вернетесь на свою работу в ближайшее время. Думайте об этом некоторое время. Тревога уходит постепенно. После этого можно перейти к тому, чтобы обдумать возможности решения сложившейся ситуации. Последнюю часть необходимо исполнить так, как будто вы безэмоциональный логик.

4. Делу время

Предыдущее упражнение следует выполнять недолго (в пределах 20-30 мин). Потом лучше переключиться на что-то приятное. Уделить время семье, поиграть на прогулке с собакой, поговорить по телефону с друзьями и т.д. Будет разумно помнить о том, что трудности в одной сфере жизни не должны переходить в остальные. Если вы уже сделали все от вас зависящее для решения ситуации, остается лишь ждать исхода, то это время ожидания лучше всего посвятить чему-то важному. Возможно, направить его на то, на что обычно вам его не хватало. Это гораздо продуктивнее нервного ожидания человека, сидящего в своем кресле, нервно постукивающего по полу ногой или грызущего ногти!

5. Ищите и давайте поддержку

Поддержка других и, наоборот, получение поддержки от других, имеют одну цель – моральное удовлетворение. Для многих оказывается открытием, что оказание посильной эмоциональной помощи окружению (чаще всего близким) дает гораздо больше ресурсов, чем даже получение помощи! Помните об этом.

Читайте также:  Таблица с названиями чувств

И еще важно знать. Силен не тот, кто, нуждаясь, «сохраняет лицо», а тот, кто способен попросить, сказать о своих нуждах. Ведь только так можно решить трудности, если своих ресурсов уже не хватает!

Специалисты готовы помочь вам справиться с тревогой, другими актуальными для вас проблемами:

  • Телефон доверия СПБ ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга»: 273-66-25 (в рабочие дни с 10:00 до 17:00).
  • Единый всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122
  • Телефон Горячей линии Центра: 579-65-95 (в рабочие дни с 09: — 18:00).

Источник

Регуляция эмоциональных состояний

Эмоциональное состояние и адаптация

Успешность адаптации — по Березину — зависит от действия механизмов противостояния тревоге — разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта.

Таким образом, регуляция ЭС напрямую зависит от функций психологической защиты, которые ограждают сознание от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.

Березин выделяет четыре типа психологической защиты:

— препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу;

— позволяющие фиксировать тревогу;

— снижающие уровень побуждений;

Проведенные исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапсихической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и другим негативным состояниям.

Было установлено, что существует определенная иерархия типов психологической защиты. Когда одна форма защиты не помогает в противостоянии тревоге, то включается другая форма защиты.

Было обнаружено, что нарушение механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут приводить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, к окончательному срыву адаптации. Использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

«Фрустрация» происходит от латинского frustra — «зря, бесцельно, бесполезно». Фрустрация для психологов одно из самых интересных для изучения ЭС, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Фрустрация как синдром разочарования является следствием психического напряжения, которое в свою очередь вызывается невозможностью удовлетворить ту или иную потребность.

Фрустрация часто сопровождается внутренними конфликтами (конфликтами мотивов). Характерная для интрапсихичсского конфликта несовместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск срыва адаптации.

Эмоциональный стресс (стресс, порожденный самими эмоциями) может быть связан именно с ситуацией интрапсихического конфликта.

Вероятность возникновения интрапсихического конфликта в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Многочисленные исследования показали роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссонанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.

Интеграция поведения — понятие, тесно связанное с адаптацией — система взаимосвязи между элементами психической структуры личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов и требований окружения. Другими словами, интеграция поведения — настроенность организма и психики на достижение конкретных целей.

На интеграцию поведения влияет:

Интрапсихичсские конфликты отношений, установок, ролей могут приводить к дезорганизации поведения человека, нарушению «я-образа», «я-концепции», самооценки, что сопровождается негативным эмоциональным фоном.

Поэтому регуляция негативных ЭС не возможна без построения интегрированного поведения. Это важно понимать, потому что разного рода упражнения по коррекции ЭС, не подкрепленные формированием интегрированного поведения, могут дать лишь временное облегчение, создать иллюзию видимости того, что проблема решена.

Эмоциональное состояние и невроз

Переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для человека. Поэтому большинство интрапсихических конфликтов социальны. Эмоциональный стресс чаще всего оказывается связанным с социальными явлениями, т. е. эмоциональный стресс является неотделимой частью социальной адаптации человека.

Очень многие личностные проблемы человека решаются, если повысить его самооценку (которая до этого была низкая) и уверенность. Ощущение внутренней уверенности — вот та мишень, на которую надо ориентироваться при работе над профилактикой негативных эмоциональных состояний.

Умение взвешивать разные ценности

Одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. И эта мировоззренческая позиция не возможна без умения взвешивать разные ценности между собой. Да, конечно, есть ценности (например здоровье и жизнь близки), которые носят абсолютный характер. Но если все ценности человека абсолютны, то рано или поздно у него начнутся серьезные внутренние конфликты, разрешить которые станет очень и очень сложно.

Читайте также:  Как люди прячут свои чувства

Поэтому одно из важнейших профилактических средств по отношению к эмоциональным стрессам — развивать в себе способность рационально взвешивать все то, что взвешивается.

Ослабление мотивации

Попробовать снять негативное ЭС можно с помощью ослабления мотивации. С помощью самоубеждения, самовнушения доказывается, что результат на самом деле не так уж важен. Деятельность интересна и ценна уже сама по себе. Погрузившись с головой в деятельность, можно отвлечься от неприятных мыслей.

На способность к ослаблению мотивации большое влияние оказывает умение вытеснять из сознания неприятные образы. У каждого человека со временем складывается собственная формула вытеснения («Да ну его!», «Пошло оно все к черту!», «Наплевать!» и другие).

Тактики отступления

Дело в том, что человек в состоянии стресса склонен действовать ситуативно, стараясь быстрее избавиться от действия стрессора. Лишь некоторые, самые важные принципы учитываются, остальные отбрасываются. В такой ситуации в случае необходимости сделать выбор человек может не разобраться в своих приоритетах и выбрать более легкий путь, от которого ситуация вскоре может запутаться еще сильнее, а сам человек погрузиться в состояние сильной фрустрации.

Запасные тактики сильно уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий, повышают уверенность и формируют оптимальный фон для решения задачи.

Источник

Что регулируют эмоциональное состояние

Актуальность темы данной работы связана с тем, что культурные нормы современного общества требуют от человека сдержанности в проявлении чувств, поэтому человеку сегодня необходимо развивать в себе умение владеть и управлять своими переживаниями, настроением. В эмоциях и чувствах совершаются и выражаются переживания человеком своего отношения к окружающему. Положительные переживания способствуют развитию интереса к какому-то объекту, притягивают к нему, а отрицательные – отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Следовательно, эмоции для человека являются своего рода внутренним двигателем, побуждающим к действию. Эмоции оказывают мотивирующее влияние на поведение и деятельность человека, его поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать), в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства [2]. Они включают в себя три основных компонента: 1. Физиологический компонент представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.). 2. Психологический – собственно переживание (радость, горе, страх и др.). 3. Поведенческий компонент – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций – это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту – поведению. Для физического и душевного здоровья человека необходим своевременный сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые [4].

Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [1]. Положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории К. Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям.

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Анализируя душевные состояния личности, Н.Я. Грот пришел к выводу, что они являются своеобразным барометром индивидуальной и социальной ее жизни. К числу таких душевных состояний он относил пессимистическое и оптимистическое настроение человека. Согласно своей теории, Н.Я. Грот считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Поэтому они не только выражают степень соответствия внешних и внутренних отношений (отношений между состоянием среды и потребностями личности), но и показывают, прогрессирует в данную эпоху человеческое общество или регрессирует [2] .

Читайте также:  Чувствую что человек мне врет

С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в эмоциональной жизни человека. Первый уровень – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные или так называемые физические чувствования удовольствия и неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут выступать в качестве эмоциональной тона отдельного ощущения. Так же они могут выражать общее самочувствие индивида, носящее неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, тревоги или радости. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человек всегда боится чего-то, точно так же удивляется чему-то и любит кого-то. На данном уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Третий уровень – обобщенные мировоззренческие чувства. Они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы – продукты воспитания, а не врожденные [3].

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Нам становится трудно промолчать, остаться бездействующим. И наоборот, астенические эмоции, вызывают скованность и пассивность. Так, переживающий чувство стыда школьник нередко испытывает внутренние угрызения совести и старается оставаться «в тени» [2].

В зависимости от ситуации и индивидуальности человека, эмоции могут по-разному оказывать влияние на его поведение. У каждого имеются индивидуальные различия по глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно, у других же, чувства захватывают их целиком и оставляют в сознании глубокий след. Именно это обусловливает неповторимость каждого из людей, определяет его индивидуальность.

В практической части работы мы поставили перед собой цель определить уровень эмоционального состояния студентов. В опросе приняли участие 30 студентов вуза: 14 девушек (педагогический институт, 4 курс) и 16 юношей (технический институт, 4 курс). В работе был использован тест «Проверь свой эмоциональный интеллект» (автор Г.Г. Ларин). Тест состоит из 3 частей: часть A – отношение к себе (внутренний, личностный EQ); часть B – отношение к другим (социальный, коммуникативный EQ); часть C – отношение к жизни в целом (бытовой, житейский EQ).

Уровень эмоционального развития студентов

Из опрошенных девушек педагогического института у 21 % высокий уровень эмоционального развития, а у остальных девушек 79 % – средний уровень. Студенты технического института (юноши): 6 % (высокий уровень), 94 % (средний уровень). У всех студентов констатирован высокий и средний уровни эмоционального развития, что означает следующее: студенты как гуманитарного, так и технического профиля, вполне могут управлять своими эмоциями, что не маловажно для их физического и психического здоровья. Так же это может оказывать благотворное влияние на культуру их межличностного взаимодействия и в целом, эмоциональный фон в студенческом коллективе.

Обработка результатов теста по параметру эмоциональный интеллект EQ показала следующие результаты. В части А (внутренний, личностный EQ), например, в утверждении «Я страшен (страшна) в гневе. Могу что-нибудь разбить, ударить человека» из парней выбрали вариант «скорее да» 7 юношей. А из девушек выбрали этот вариант 6. В части В (социальный, коммуникативный EQ), в утверждении «Если я в плохом настроении, могу запросто нагрубить» из парней выбрали вариант «правда» двое, а вариант «скорее да» семеро. А из девушек вариант «правда» – четверо, вариант «скорее да» – четверо. В части С (бытовой, житейский EQ), в утверждении «Я умею расслабляться и не стремлюсь контролировать все на свете» из юношей вариант «скорее нет» выбрали только двое, а из девушек – семеро. Следует, отметить, что у выше рассмотренных респондентов средний уровень эмоционального развития. В целом, они умеют управлять своими эмоциями, но в некоторых ситуациях, все же эмоциональное состояние у девушек может выходить из-под контроля. Статистический анализ (t-критерий Стьюдента) показал, что выборочные средние, равные в нашем случае 100,7 (юноши) и 105 (девушки), достоверно не отличаются друг от друга. Значение t оказалось равным 1,4. Для выборки с общим количеством респондентов 30, значение t должно быть не меньше, чем 2,05. Следовательно, эмоциональное состояние юношей технической специальности и девушек гуманитарной специальности практически не отличаются, хотя на первый взгляд казалось, что такие различия существуют.

Таким образом, эмоциональная сфера психики и ее развитие оказывают определяющее значение в становлении личности. Данные тестирования определили, что эмоциональное состояние студентов технической и гуманитарной направленности практически не различаются.

Источник

Оцените статью