- Развиваем чувство юмора у ребенка: 10 полезных советов
- Как развивать чувство юмора у детей
- Чувство юмора у младенцев
- Чувство юмора у детей от 1 до 3 лет
- Чувство юмора у дошкольников
- Чувство юмора у школьников
- 6 способов помочь ребёнку развить чувство юмора
- 1. Пользуйтесь сами шутками как можно чаще
- 2. Придумывайте смешные истории
- 3. Играйте всей семьей в «Чепуху»
- 4. Используйте в повседневной речи пословицы, поговорки
- 5. Собирайте коллекцию шуток
- 6. Читайте детскую юмористическую литературу, смотрите мультфильмы и фильмы
Развиваем чувство юмора у ребенка: 10 полезных советов
Экология потребления. Дети: Легче сносят шутки и более склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденные в принятии.
1. Первые шутки малыша – это поначалу случайные, а потом и намеренные ошибки, нарушающие привычный ход и порядок вещей. Назвать папу мамой, ответить невпопад, что корова кричит “гав-гав”, напоказ причесываться ложкой и потом ждать реакции родителей или, не дожидаясь, заливаться смехом – первое проявления чувства юмора у ребенка.
Закрепить и развить его помогут ваши удивление, искренний совместный смех и конечно ответные шутки. А чтобы расширить количество юмористических ситуаций, больше рассказывайте и показывайте малышу, развивайте его внимательность. Ведь прежде чем начать нарочно ошибаться малыш должен уверенно затвердить правильный ответ.
2. Практически любые советы о воспитании обязательно содержат указания на личный пример родителей. И в воспитании чувства юмора у ребенка он тоже важен. Важна атмосфера семьи, где все подшучивают друг над другом и не прекращают смеяться даже в периоды наплыва работы или скопления неприятностей.
3. Прислушивайтесь к первым шуткам малыша, не отмахиваясь от них скучным “Не говори глупостей”. И тогда вы увидите, как меняются шутки с возрастом ребенка, как много он подмечает, как удивительно воспринимает мир. Увидите, как первые нелепицы сменяются забавным словообразованием, а потом наивными выводами и затем вполне осознанными и меткими остротами. Если чувство юмора у ребенка и можно вырастить, то именно питая его вниманием и вашими улыбками.
4. Шутите вместе. Ребенок вам скажет, что кошка сказала “чик-чирик”, а вы ему ответьте, что видели воробья, который кукарекал. Малыш придумает смешное слово “катяляпа”, а вы ему расскажите, что катяляпы больше всего любят есть макараку. Пытайтесь угадать логику ребенка, понять принцип его нелепицы и попасть своим ответом в его шутку.
5. Находите смешное всегда и везде. Важнее всего научиться переводить в шутку скандал. Например, малыш отказывается чистить зубы, вы пререкаетесь на повышенных тонах и вдруг, опомнившись, нарочно оговариваетесь: “Сейчас же иди чистить уши!” И в итоге вместе весело смеетесь. А в ванной, если ребенок все еще недоволен, опять ошибитесь, взяв вместо зубной пасты тюбик крема. Но помните, смеяться в таких случаях лучше над собой, а не над огорченным или обиженным малышом.
6. Первое апреля очень важный праздник. Обязательно накануне объясните малышу смысл первоапрельских шуток и на следующий день активно упражняйтесь, разыгрывая друг друга. А чтобы малыш лучше разобрался в механике розыгрышей, возьмите его в сообщники и подшутите вместе над кем-то из родственников, совместное проведение таких розыгрышей ключ к развитию чувства юмора ребенка. Но шутки обязательно должны быть добрыми и не затрагивать тем, которые участники могут принять близко к сердцу. Следующее первое апреля наступит лишь через год, но может, стоит организовывать и свои, семейные, Дни смеха с поздравлениями?
7. В детских книжках очень много шуток и юмора. Их нужно читать, обсуждать, разыгрывать в домашнем театре, искать параллели с реальным миром. Чаще опыт ребенка помогает понять улыбку автора, но бывает и наоборот, сама книга приносит в жизнь малыша что-то смешное.
8. Родителям нередко приходится твердить одно и тоже: “Сложи вещи. Вымой руки…”. Иногда, для разнообразия, можно давать советы от противного (“Разбросай побольше вещей. Что-то руки у тебя слишком чистые, иди еще их попачкай”). Ребенок посмеется, наконец-то услышит и, может быть, выполнит родительские просьбы наоборот.
9. Оберегайте маленьких детей от примитивного юмора, злых шуток и глупых розыгрышей, это мешает нормальному развитию чувства юмора у ребенка. Пусть не сразу, но со временем ребенок поймет, что нет ничего смешного в том, что кому-то больно или обидно и найдет себе более достойный повод для смеха.
10. Чувство юмора невозможно без умения смеяться над самим собой. Легче сносят шутки и более склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденные в принятии и любви родителей, наблюдающие родителей, которые и сами не слишком серьезны, и первыми смеются над шутками в свой адрес. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Как развивать чувство юмора у детей
Чувство юмора помогает нам спокойнее воспринимать жизненные неурядицы и смотреть на мир проще. Вот почему тренировать его лучше всего с самого детства! Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, над чем и в каком возрасте смеются дети и как развивать чувство юмора у всей семьи.
Моя бабушка всегда говорила: «Смех — лучшее лекарство для мозга!». Маленькой мне это было не очень понятно, но повеселиться я любила, да и сейчас пошутить могу. Но оказывается, бабушка была права — и это научно доказано! Умеющие шутить и понимать юмор люди легче находят друзей, имеют более адекватную самооценку, спокойнее воспринимают жизненные невзгоды, проще справляются с творческими задачами, меньше болеют и быстрее выздоравливают.
Лучшее определение юмора принадлежит, на мой взгляд, автору словаря русского языка : «Юмор (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов». А главное: «Это свойство психики человека, состоящее в умении „подметить странности“».
Чувство юмора — это такой своеобразный навык решения мыслительной задачи: быстро найти какое-нибудь несоответствие, понять, что делать с этим ничего не надо, и получить от этого удовольствие, а еще — создавать такие задачки для других людей.
Одна мама спросила меня: «Скажите, пожалуйста, мой шестилетний ребёнок не понимает шуток. Это навсегда или можно с этим что-то сделать?». Чувство юмора — это не врожденный, а приобретённый навык, и развивать его можно и нужно не только у ребёнка, но и у себя. Правда, дети разного возраста ценят и понимают не все шутки, например, юмор, не соответствующий их развитию, может казаться вовсе не смешным. А многие взрослые шутки могут даже вызывать интенсивную обиду и плач. Давайте рассмотрим, как и с помощью кого-чего развивается чувство юмора у детей в разном возрасте.
Чувство юмора у младенцев
Между первым и вторым месяцем жизни у ребёнка появляется улыбка в ответ на разговор, так называемая социальная улыбка. Обычно родители от нее приходят в полный восторг и начинают стараться почаще делать что-нибудь, чтобы эту улыбку вызвать. Таким образом она закрепляется как типичная реакция на ситуации общения, от которых ребёнок получает удовольствие. Около 4 месяцев малыш начинает смеяться — это показатель достаточного развития высшей нервной деятельности, но не наличия чувства юмора. То, насколько часто ребенок будет улыбаться и смеяться, зависит от взрослых, находящихся рядом, ведь малыш развивается по принципу подражания другому. Если вы смеётесь, он понимает, что вы довольны, и тоже смеётся. В этом возрасте ребёнок также начинает реагировать и на физические раздражители, например, щекотку. Некоторые родители получают такое удовольствие от детского смеха, что могут щекотать малыша довольно долго. Часто это заканчивается плачем от перевозбуждения. Младенцы совсем не умеют контролировать свое настроение, поэтому важно, чтобы мамы и бабушки не увлекались желанием развеселить ребёнка во что бы то ни стало. Примерно к 9 месяцам малыш уже настолько хорошо усваивает ваше обычное поведение, что если вы корчите рожицы или издаёте нетипичные для вас звуки, то младенец может начать улыбаться и даже смеяться. Это первые проявления чувства юмора и показатель развития мышления у ребёнка.
Чувство юмора у детей от 1 до 3 лет
В этом возрасте дети реагируют на элементы неожиданности: «ку-ку», внезапный жест, появление и исчезновение в поле зрения предмета. Появляются первые попытки самим рассмешить родителей. Например, хорошо выучив ответ на вопрос «Где носик?», начать специально показывать неправильно, ожидая реакции родителей в виде улыбки. Если родители оценили шутку, то юные юмористы продолжают свои эксперименты и стараются смешить маму и папу чаще, придумывая, что бы ещё такого забавного сделать. А вот если родители сурово отчитали ребёнка за незнание носика или ушек, то попытки рассмешить их быстро прекращаются, ребёнок понимает, что шутить — это опасно.
Иногда мамы и папы невольно смеются в ситуации, когда случилось не то, что они обычно одобряют: ребёнок пролил суп, нарисовал шедевр на мебели, порвал книжку. Ребёнок воспринимает этот смех как подкрепление своего поведения и обязательно попытается развеселить вас таким действием снова. И, поверьте, он будет очень разочарован, если вы будете его за это ругать. Как же так? Ведь первый раз мама радовалась! Может быть, я упустил какую-то деталь? Попробую пролить суп ещё раз.
Дети в этом возрасте часто, как и младенцы, смеются не потому, что смешно, а подражая другому, например, героям мультфильма. Родители считают, что это происходит потому, что их дети уже все понимают, ведь смеются они в нужных местах, но это не так. К тому же при долгом просмотре развеселых передач в духе «детских аниматоров» ребёнок, перевозбудившись от постоянного веселья и смеха, может стать капризным.
Чувство юмора у дошкольников
Дети в возрасте 3−6 лет часто видят несоответствие в картинках в духе «Что напутал художник?» и веселятся. Но ведь для того, чтобы это заметить и засмеяться над ошибкой, надо точно знать, что так не бывает, то есть иметь довольно высокий уровень мышления. Например, ребёнок смеётся, глядя на картинку с красными яблоками, висящими на дереве, покрытом снегом, и недоуменно смотрящим на них снеговиком. Это подразумевает, что малыш имеет точное представление о временах года. Дошкольник увидит несоответствие и развеселится, если свинка начнёт лаять, а корова мяукать, мама говорить басом, а папа — тоненьким голоском. В этом возрасте появляется и первый туалетный юмор.
Также малыши прекрасно осведомлены, что некоторые слова запрещены в кругу взрослых людей, хотя и не всегда знают их значение, поэтому любое запрещённое слово будет вызывать смех. Очень важно аккуратно корректировать поведение ребёнка, не запрещая шутить на туалетные темы, но и не особо поддерживая их, поясняя, что не во всех компаниях такие шутки воспринимаются как норма.
Дошкольников смешит все, что не соответствует их сложившимся представлениям о правильном, логичном, последовательном. Вот почему в мультфильмах и книжках им больше всего нравятся тексты-бессмыслицы, стихи, которые оканчиваются не рифмой, а каким-нибудь неожиданным словом, каламбуром или выдуманным словом. А еще дети в этом возрасте будут смеяться над тем, что взрослые категорически не принимают, например, над жестокостью в мультфильмах. Это такой способ освободиться от своих реальных тревог, страхов, сбросить напряжение.
Другое дело, когда ребята начинают смеяться над физическими увечьями, особенностями других людей. Да, этим они снижают свой страх выглядеть не так, как все, но в этой ситуации обязательно должны вмешаться родители и объяснить ребёнку, что здесь нет повода для веселья. Так вместе с чувством юмора мы воспитываем человека.
Часто слишком нарушающее логику действие, внешний вид персонажа могут скорее испугать ребёнка, чем развеселить его. Например, дети этого возраста часто боятся клоунов, ростовых кукол, Деда Мороза. Они пока не убеждены, что-то, что выглядит как монстр, может монстром и не быть, и не всегда могут узнать папу, переодетого в Деда Мороза, даже если у дедушки тапочки и пижамные штаны такие же, как у отца. В этой ситуации ребёнок скорее сделает вывод, что жуткий монстр украл у папы вещи.
Чувство юмора у школьников
В возрасте 7−10 лет ребёнок попадает в оценивающую среду и начинает больше обращать внимание на учителей и друзей. Он становится реалистом и логиком, меньше фантазирует. Отсюда у детей с более развитой речью появляется стремление к интеллектуальным, логическим шуткам. Они начинают играть словами, придумывать загадки и каламбурить, например: «Эта учительница такая наблюдательная: всё время за мной наблюдает!» Девочки в этом возрасте часто более уверенно используют словарный запас, чем мальчики, и начинают дразниться, придумывать обзывательства. Такой юмор помогает детям справиться с проблемами и тревогами от пребывания в мире взрослых, о которых они не всегда могут рассказать взрослым. Дети с менее развитой речью используют для снятия тревог физические шутки, которые не все вокруг готовы воспринимать именно как проявление юмора — это легкие тычки и удары окружающих для поднятия собственного настроения. На этом этапе развития чувства юмора адекватная помощь учителей и родителей обязательно нужна, чтобы такие шуточки не закрепились у ребёнка как приемлемый для него способ сброса напряжения и не переросли в антисоциальное поведение.
В этом же возрасте возникает и более тонкое понимание смешных ситуаций, которое помогает ребёнку с помощью остроумия обыгрывать непростые для себя ситуации и выходить из них, не проваливаясь в слишком интенсивные переживания, поддерживая оптимистичный взгляд на жизнь.
Источник
6 способов помочь ребёнку развить чувство юмора
Чувство юмора всегда помогало людям справляться с проблемами и хотя бы на время забыть об ужасах и страхах, которые их окружают. А можно ли научить шутить ребёнка? Конечно! Как это сделать, рассказывает наш блогер, будущий учитель Катя Хасанова.
Чувство юмора — одно из главных качеств эмпатичного человека. Человек с чувством юмора легко может найти выход из любой ситуации и из любого конфликта, с ним хотят дружить, он становится «душой компании». Но как развить у детей это значимое для общения качество? Делюсь шестью секретами.
1. Пользуйтесь сами шутками как можно чаще
Старайтесь сделать шутку постоянным спутником общения в вашей семье. Шутите между собой так, чтобы это было понятно детям или поясняйте смысл шутки. Дети могут начать шутить с 2-3 лет, поддерживайте первый детский юмор, даже если он кажется вам не самым удачным.
2. Придумывайте смешные истории
Возьмите два или три самых простых предмета, знакомых и понятных ребёнку. Например, подушка и кастрюля. «Оживите» их и придумайте с этими предметами короткую и смешную историю (о том, как эти предметы встретились, или какое приключение с ними случилось). На альбомном листе нарисуйте лица и, если возможно, приклейте их на предметы с помощью скотча. Придумайте диалоги и слова героев и вместе с ребёнком расскажите короткую смешную историю. Затем можно зарисовать и записать эту историю в виде комикса. Так может получить книжка смешных комиксов. Постепенно героями историй могут становится и животные, и люди, и сам ребёнок, его друзья и родные. Чем старше будет ребёнок, тем интереснее и смешнее будут становиться истории.
3. Играйте всей семьей в «Чепуху»
Многие знают и помнят эту замечательную веселую игру. Каждому игроку даётся тетрадный лист бумаги и ручка. Ведущий по порядку задаёт вопросы, например: «Кто или что?» Каждый игрок пишет один любой ответ на этот вопрос на своём листочке, например, пингвин или бутерброд или король. Дальше все загибают написанную строчку и передают по кругу следующему игроку листочек. Поменявшись листочками, игроки отвечают на следующий вопрос ведущего. В итоге должны получиться смешные истории из абсолютно разных ответов:
1. Кто или что? — бутерброд
2. Где и когда? — рано утром в Париже
3. Что делал вместе с кем? — вместе с Фрекен Бок прыгал с парашютом
4. Кто пришёл и что сказал? — пришла Баба-Яга и сказала: «Я подобрела, давайте дружить»
5. Чем история закончилась? — и пошли они все вместе есть мороженое.
Правила те же самые, но только вместо вопросов ведущий говорит игрокам, что нужно нарисовать. Игроки рисуют части тела и передают. В итоге получается смешной портрет фантастического героя:
1. Нарисуйте голову, лицо и шею — голова, лицо и шея, как у коровы
2. Нарисуйте туловище и руки — туловище и руки, как у Водяного
3. Нарисуйте ноги — ноги, как у жирафа
4. Используйте в повседневной речи пословицы, поговорки
Любая шутка — это аллегория, поэтому многие пословицы и поговорки носят юмористический характер. Не бойтесь употреблять их в повседневной речи, объясняйте детям их смысл, приводите примеры ситуаций, когда можно было бы сказать ту или иную пословицу или поговорку.
Тест: попробуйте отделить мух от котлет. Ой, то есть отличить пословицы от поговорок!
5. Собирайте коллекцию шуток
Заведите блокнотик, в которые ребёнок или вы вместе с ним будете записывать понравившиеся смешные фразы из мультфильмов и фильмов, смешные цитаты из книг и стихотворений, юмористические пословицы и поговорки. Старайтесь пополнять этот блокнотик как можно чаще, не забывайте вместе с ребёнком периодически перечитывать его, вспоминать шутки и разбирать ситуации, к которым эти шутки подходили бы.
6. Читайте детскую юмористическую литературу, смотрите мультфильмы и фильмы
Чувство юмора отлично развивают произведения В. Ю. Драгунского, В. В. Голявкина, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова. Старые мультфильмы Disney и новые от Disney и Pixar тоже очень подходят для развития чувства юмора. Разумеется, не забывайте «классику»: советские мультфильмы про Карлсона, Крокодила Гену и Чебурашку, Простоквашино, Кота Леопольда всегда остаются с вами.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник