Эмоция или мысль: что первично?
Я задумалась на эту тему, поскольку заподозрила, что моё личное убеждение, основанное на собственных знаниях, полученных в различных медико-психолого-педагогических учебных заведениях и в процессе моей практической деятельности, саднит ощущением неточности.
Как ‘умнаямаша’, естественно, я решила освежить и углубить теоретические познания по этим темам, и обнаружила то, с чем часто встречалась и прежде в психологической нише гуманитарных знаний: тут нет единого и общепризнанного мнения.
Как говорила Тиа Дальма из х/ф «Пираты карибского моря»: «Версий много и все правдивы». Поэтому я отобрала три, на которых остановилась:
1. Мысль рождает эмоцию, — постулат когнитивной психотерапии Аарона Бэка. То есть первична мысль.
2. Мысль является частью мира эмоций. Так полагают служители религиозных конфессий, эзотерические гуру и парапсихологи. То есть мысль и эмоция это одно и то же.
3. Эмоция суть биохимическая продукция гипоталамуса в ответ на сигнал центра какой-либо потребности*, свойственная всем организмам, имеющим мозг, начиная с самых простых. И в этом случае, первична эмоция, потом — мысль.
Собственно, этой, третьей версии я и придерживалась в своей картине мира, пока не углубилась в этот вопрос.
Ну, а теперь рассмотрим аргументы сторонников всех трех версий.
Аарон Бэк считал: «Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». То есть не мир плох, а наши мысли о нём. Переформулирование иррациональных идей и негативных мыслей и является сутью когнитивной психотерапии. Схема такая:
Внешнее событие -> когнитивная система -> мысленная интерпретация -> реакция на событие (чувства/поведение).
На примере конкретной негативной ситуации клиента рассматриваются все этапы схемы, отыскивая, где он мог допустить ошибку. Чаще всего ошибки и искажения бывают на этапе ‘мысленная интерпретация’.
Современные учёные из области нейронауки полагают, что абсолютно вся информация, которую мы улавливаем через свои сенсорные каналы с рождения, запечатлевается в нейронных сетях мозга, даже если мы это и не осознаём. А благодаря открытию в 2000-х гг. default- системы мозга, которая занимается активной обработкой информации, когда человек бодрствует, но не контактирует с внешним миром и включает в себя центры памяти, — можно предположить, что мыслительный (когнитивный) процесс может проходить без значимого участия эмоций. Спасибо за прекрасный пример, подсказанный Игорю Синицыну: АI способен к креативному мышлению, а он начисто лишён эмоциональной составляющей.
МЫСЛЬ — РАЗНОВИДНОСТЬ ЭМОЦИЙ.
По мнению архимандрита Платона (Игумнова): «Святые отцы . разделяют все чувства на две категории – духовные и телесные. В терминологии святых отцов духовное чувство называется также внутренним или умным чувством, а телесные чувства называются внешними чувствами. Духовное чувство может находиться в антагонизме с внешними чувствами », — похоже на целостное представление об эмоциях и разуме (мыслительном процессе). Однако, далее читаем: » Человек, у которого возникла нежелательная эмоция, не ответственен за нее до тех пор, пока разум и воля не соглашаются с ней. Ответственность предполагается в том случае, когда разум одобряет эмоцию, а воля осуществляет ее свободное проявление», — возникает намёк на первичность эмоций.
Мнение Захарьи Мататьяу, раввина, специалиста в области философии иудаизма и религии: «Эмоциональность имеет дело с образами. Мышление также осуществляется образами, поэтому мысли относятся к миру эмоций. В самом разуме образов нет, поэтому он нам не виден. Причём, на первый взгляд не понятно, как мысли относятся к эмоциям, ведь это разные понятия. Однако мир эмоций очень разнообразен и в нём также есть разделение на высшее и низшее.»
«..с точки зрения Вед, можно сказать, что в начале всего духовная эмоция-мысль (они едины), они причина появления материальной мысли и эмоции» — пишет некто Дхаранидхара дас ( взято из сети). Вспомнилось ‘время-пространство’, когда я прочла это ‘эмоция-мысль’, почему-то.
В общем, про единство.
Здесь я целиком опираюсь на лекции доктора биологических наук Вячеслава Альбертовича Дубынина. Так, при поступлении сигнала (часто — болевого) в центр безопасности заднего гипоталамуса, мозг моментально оценивает ситуацию, чтобы запустить либо агрессивно-оборонительное поведение (эмоция агрессия, ярость, злость и т.п.), либо пассивно-оборонительное (продуцируется эмоция страх) . Так как основной девиз нейроных импульсов «Двигаться по пути наименьшего сопротивления!», ясно, что чаще мозг будет запускать программу пассивно-оборонительную, связанную с избеганием угрозы. (Ничего не напоминает, любезные мои невротики? — Постоянное чувство страха, тревоги и избегание проблем и их решения — непрерывный конвейер фабрики неврозов.
Но я отвлеклась.) То есть, в ситуации угрозы в гипоталамусе (часть глубинного, древнего мозга) моментально происходит некая химическая реакция, которая рождает у организма эмоцию: страх, агрессию или удовольствие. А вот, чтобы запустить ответное поведение, нейронам требуется связаться с различными зонами и отделами, отвечающими за сенсорные сигналы, собрать всю полезную информацию из имеющейся в опыте, связать воедино в ассоциативно-теменной коре, оценить прогнозы, и подтолкнуть организм к выполнению программы этих действий. Вот все эти мероприятия и сплетаются в цепочку, которую мы считаем своей мыслью, поскольку распознаем её в виде связи слов. (А наша речь — это вообще эксклюзивная фишка госпожи Эволюции).
Однако, такое развёртывание событий в мозге было бы слишком простым, если бы он не перепроверял сам себя. Создав программу действий, мозг отправляет её на проверку в командный пункт, — лимбическую систему, — где мысль получает новую эмоциональную окраску, так как именно там источник производства гормонов, нейромедиаторов и прочей биохимии, делающей нашу жизнь такой яркой, сочной и интересной.
Источник
Что первичнее — мысль или эмоция?
Человек состоит из трёх составляющих — разум в самом «верху», телесность в самом «низу» и эмоциональность «между» ними. Верх и низ здесь условно — чем дальше от материальности, тем выше. Разумная составляющая — это не тот разум, который мы видим у человека. Для различия разум человека назовём умом. Ум каждый может «увидеть» в своём сознании. Разум не виден в сознании, а только позывы от него. Обычно проявляется в стремлении к познанию или во внезапном понимании или открытии знания (как бы приходит сверху).
Эмоциональность имеет дело с образами. Мышление также осуществляется образами, поэтому мысли относятся к миру эмоций. В самом разуме образов нет, поэтому он нам не виден. Причём, на первый взгляд не понятно, как мысли относятся к эмоциям, ведь это разные понятия. Однако мир эмоций очень разнообразен и в нём также есть разделение на высшее и низшее. Высшее в нём «ближе» к разуму и проявляется в нашем сознании в виде мыслей. Ниже находятся остальные эмоции — тоже в градации выше и ниже в соответствии с близостью к материальности. Например, эмоции от телесной боли ниже, эмоциональное пробуждение сострадания к ближнему — выше.
Так вот размышления человека могут быть вызваны как сверху (из разума), так и снизу (из телесности) . Иногда в его сознании появляется стремление понять (познать) что-либо и тогда он начинает об этом рассуждать. Иногда мысли вызываются телесными ощущениями — думает как на них отреагировать.
Но ваш вопрос о первичности, по всей видимости, не о том что вызывает что — мысли вызывают эмоции или наоборот. А о первичности их возникновения. То есть — что первично в процессе возникновения человека. И в этом смысле — то, что выше оно первичнее. То есть вначале возник разум, из него выходит эмоциональность, а из неё телесность . Но когда уже человек есть, то мысли могут вызываться как сверху так и снизу.
И в этой схеме, мысли первичнее эмоций, потому что они выше.
Сам процесс выхода нижнего из верхнего — это процесс увеличения сокрытия. Так в разумной составляющей всё открыто — всё ясно и понятно (кроме того — что выше разума). Только туда наше сознание обычно не доходит (это возможно только для очень особых людей). Процесс снисхождения происходит в результате увеличения сокрытия. То есть, когда не всё ясно и понятно, начинаются рассуждения — то, что обычно называют мыслями. Увеличение сокрытия дальше приводит к тому, что и рассуждения о предмете тоже невозможны. И тогда есть только ощущение знания. Что-то вроде — «не знаю, но чувствую что это так» . Их можно назвать первичными эмоциями. Дальнейшее сокрытие приводит к возникновению других эмоций, вплоть до эмоций телесных. То есть эмоции — это тоже вид знания, но на более низком уровне. В самом низу — в полной материальности (неодушевлённое) — полное сокрытие и полное отсутствие не только мыслей, но и эмоций.
Автор: Захарья Мататьяу, 61 год. Раввин, специалист в области философии иудаизма и религии.
Источник
Человек, что первичнее — мысль или эмоция?
В Ведах есть научное знание о том, как устроен человек. Это знание пришло не только как слова Абсолюта ( шрути , исходящие от парама-таттва ) но и как откровения Высшей Истины мудрецам ( смрити , исходящие от риши ).
Согласно этой науке, человек, это прежде всего душа ( атма ), которая в ходе своей долгой эволюции достигла той ступени развития, когда дальнейшее восхождение без тела человека не возможно.
Чисто духовное существо ( атма ) для взаимодействия с материальным миром облачается в тонкое материальное тело ( линга-шарира ) и в грубое материальное тело ( стхула-шарира ). Последнее состоит из пяти элементов: эфир (пространство, обеспечивающее возможность существования структуры как основы вещества, главное отличительное свойство — звук или вибрация), воздух (газообразное состояние вещества, с отличительным свойствами — касание и звук), огонь (плазменное состояние вещества, с отличительными свойствами: цвет и форма, касание, звук), вода (жидкое состояние вещества, с отличительными свойствами: вкус, цвет и форма, касание, звук), земля (твердое состояние вещества, с отличительными свойствами: аромат, вкус, цвет и форма, касание и звук). Наличие соответствующих элементов обеспечивает действие пяти познающих чувств. Например, огонь дает возможность видеть, вода чувствовать вкус, а воздух слышать и так далее. Это касаемо грубого тела.
Тонкое тело состоит из видоизмененного сознания [i] ( чит ) и имеет три оболочки: ложное эго или аханкара , дающее ощущения присутствия и действия в материальном мире, а также ложное представление о себе как о физическом теле; разум или будхи , нужен для построения планов, дает возможность различать ради блага ( вивека ), сомневаться и управлять эмоциями, основан на опыте или памяти; ум или манас , управляет пятью познающими и пятью действующими чувствами, управляет памятью, генерирует эмоции и выбирает между приятным и не приятным.
Возможности обоих тел основаны на возможностях самой души. Если бы душа не имела своего духовного зрения, то никакие материальные глаза не помогли бы ей видеть. Таким образом у души есть все свое духовное, а потому она в своем бытии не нуждается в материальном теле. Материальное тело ей нужно только для жизни в материальном мире. Любое материальное тело, даже бога (дева) — это ограничитель свободы для души.
Отвечая на вопрос статьи, с точки зрения Вед, можно сказать, что в начале всего духовная эмоция-мысль (они едины), они причина появления материальной мысли и эмоции. Если бы не было эмоции у Высшего Существа, то материальный мир со своим разнообразием материальных разумов и умов не появился бы, а значит и не было бы материальной мысли и эмоции. Если бы у чисто духовного существа ( атмы ) не появилась эмоция-мысль (у него они тоже едины) — «я хочу обладать этим» от созерцания материи, то не было и ее материальных оболочек, включающих разу и ум, которые генерируют эти мысли и эмоции.
В материальном мире можно отделить мысль от эмоции и говорить о том, что из них первично. Но в духовном бытии у личности нет оболочек. Ее тело и есть она сама, потому это единство или целостность не позволяют разделять эмоции и мысли.
Автор статьи: Дхаранидхара дас, 46 лет, 30 лет изучения Вед в традиции гаудия вайшнавов.
[i] Сознание или на санскрите чит – это основа бытия и жизни во всех ее проявлениях. Оно вечно, индивидуально и всегда имеет образ. В своем чистом состоянии блаженно. Сознание самоочевидно ( сваям-сиддха ) и самосветящееся ( сваям-пракаша ) и это первейшая реальность для каждого, потому что все начинается с мысли – «я есть». Может быть обнаружено по следующим признакам: чувства (эмоции), желания и волеизъявление, а значит свобода выбора и действие то есть движение или жизнь.
Источник
Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор
Голубев
По материалам руководства Райана МакМаллина
«Практикум по когнитивной терапии»
Зачастую люди уверены, что эмоции возникают из внешних обстоятельств и скорее эмоции влияют на мысли, чем наоборот. В действительности именно мысли и убеждения, а не внешняя среда и не действия других людей порождают эмоции.
Существует ряд способов позволяющих понять, что можно изменить свои чувства, не преобразуя ничего во внешних обстоятельствах или биохимии организма, а только поменяв свой образ мыслей.
Первый способ
Представьте любую приятную ситуацию настолько ярко, насколько это возможно.
Например:
Вообразите на мгновение, что вы прогуливаетесь вдоль тропического пляжа. Стоит середина лета, очень тепло. Поздний вечер. Солнце еще не зашло, но опускается к линии горизонта. Вы ощущаете под ногами прохладный плотный песок. Вы слышите крики морских чаек и вдалеке — рев океанических волн. В воздухе чувствуется аромат и привкус соли. Пока вы идете, небеса оборачиваются золотом и янтарем. Багровый закат отражается на пальмовых листьях. Солнце начинает погружаться в океан. Вы ложитесь на песочную дюну и созерцаете ночное небо. Ночь рассыпала миллионы бриллиантовых звезд. Вам кажется, что вы окружены космосом. Глубокое чувство покоя и умиротворенности охватывает вас. Вы ощущаете свое единство с Вселенной.
Если вы ощутили спокойствие, в то время когда читали и представляли, то причиной тому воображение, которое вызвало это чувство. Биохимия, подсознание, настоящее окружение или ранний опыт были одинаковы и до, и в течение представления этой сцены. Изменились только мысли.
Если представление сцены не вызвало чувства покоя, то также благодаря воображению и тому, что вы думали про себя. «Нет, нигде я не гуляю! На самом деле я сижу перед компьютером и на улице совсем не тепло».
Не сцена, а мысли вызывают у вас чувства. Не важно что происходит вокруг, важно то, о чем вы думает. Мысли могут создать любую эмоцию, какую вы только пожелает. Они могут вызвать гнев, если подумать: «В прошлый раз, когда я гулял по пляжу, я был с Люсей, а после она бросила меня ради этого хама …». Или страх: «Прохладный ветер дует с океана. а потом ядовитые медузы начинают выползать на берег, волоча свои скользкие тельца. Они окружают меня, атакуют своими смердящими щупальцами мои ноги, щиплют меня. Я бегу, но не могу убежать».
Чтобы вызвать любую эмоцию, все, что необходимо сделать, — сосредоточиться на нужной мысли. Нарисовать в голове определенную картину. Вы художник. Ваши эмоции — ваше собственное творение.
Второй способ
Представьте себе, что вы видите, как человек по имени Фред идет по дороге. Он обычен и нормален во всех отношениях — не выдающийся, не сумасшедший и невротик не более, чем кто-либо другой. Он продавец в местном универсаме, имеет жену и двоих детей. По четвергам он ходит с друзьями играть в боулинг, а по субботам тренирует футбольную команду малой лиги. Иногда он выпивает лишнего, когда ходит на праздники к соседям, и начинает очень громко спорить по некоторым политическим вопросам, но обычно он не пьет много и в целом довольно приятный парень. У него хорошая интимная жизнь с женой, хотя и не настолько волнующая, как раньше, да и супруга кажется пополневшей. Он неплохой родитель, проводит с детьми больше времени, чем многие отцы, поправляет их, если они неправы, и заботится, когда они больны. Он заслуженно популярен. Умеет ладить с самыми разными людьми — приятелями-продавцами на работе, дворником, друзьями по боулингу, соседями.
Теперь давайте предположим, что мы сделали кое-что для Фреда. Представим, что мы определили точный химический элемент убеждения. Под этим я имею в виду то, что мы открыли химический состав мыслей типа «Земля плоская» и противоположных им — «Земля круглая». (Мы признаем, что это чистая фантазия. Мысли имеют физическое представление в нашем мозге и не являются химическими элементами. Однако последуем за фантазией.) Теперь допустим, что мы разложили тысячи убеждений на их составные химические элементы и набрали их в шприц, так чтобы мы могли бы вводить их людям.
Скажем, мы захотели инъецировать определенную мысль Фреду — одну, а не целую пачку. Как только мы ее введем, эта мысль даст корни, и Фред за всю жизнь не сможет от нее избавиться. Больше мы ничего не сделаем Фреду, кроме одного этого укола.
Мы наугад выберем пузырек, допустим, с мыслью: «Чтобы быть счастливым, мне нужно всем нравиться», вставим в ружье с глушителем и подождем, когда Фред будет проходить мимо нашего дома. Наконец в один субботний день мы выстрелим в него мыслью, когда он пойдет мимо.
Если мы последуем за Фредом, мы не заметим в нем никаких перемен, по крайней мере, пока. Однако если бы мы присмотрелись, то увидели бы кое-какие детали: возможно, у него чуть-чуть изменилась походка. Он всегда ходил не спеша, сейчас же он кажется более обеспокоенным. Его волнует, как ходят другие люди, и он начинает им подражать.
Мы будем следить за Фредом до конца дня. Это субботний вечер, и он со своей женой отправился на праздник к соседям. Фреду нравятся эти вечеринки, и он обычно пользуется на них популярностью. Но в этот раз все не так. Он нервничает, не знает, с кем заговорить, и стоит, ломая руки. Один друг спрашивает его жену, не заболел ли он. Двое соседей, как всегда, обсуждают контроль над огнестрельным оружием и спрашивают Фреда, что он на этот счет думает. Он отвечает: «Ну, каждый вопрос имеет две стороны, и мы не должны слишком поспешно делать выводы». Соседи подозрительно смотрят на Фреда, который никогда раньше не вел себя так неуверенно и обычно выступал со своим мнением. Они качают головами и уходят прочь.
Позднее, ночью, Фред и его жена ложатся в постель. Он хочет заняться любовью, но ведет себя очень скованно и неопределенно. Он говорит жене, по крайней мере, пять или шесть раз: «Знаешь, если ты устала, я пойму». Она беспрестанно убеждает его, что все в порядке. Но Фреду неудобно заняться любовью. Он продолжает спрашивать: «Ты не против?» — и интересуется, хороший ли он любовник.
На следующее утро у него начинаются трудности на футбольной тренировке. Отец одного мальчика просит позволить его сыну Мервину чаще играть, но он неважный игрок, не тренируется, не разучивает комбинации и неумело обращается с мячом. Фред боится сказать «нет» и удаляет одного из участников (отца которого сейчас нет) на скамью. Мервин промазывает три раза, и команда с позором проигрывает.
Если мы перепрыгнем на несколько лет вперед, то заметим, что Фред создал себе и другие проблемы. Его брак находится под угрозой, так как у него появились трудности с эрекцией и он уже больше года был не в состоянии заниматься любовью. Он пошел к терапевту и сказал ему: «Это похоже на просмотр собственного выступления».
У Фреда еще появилась язва. Он работает сверхурочно, чтобы угодить своему начальнику. Футбольная команда получила нового тренера после проигранных шести матчей подряд. Его давно не приглашают на вечеринки, хотя он знает, что друзья все еще их проводят. Он испробовал несколько разных видов транквилизаторов, но и они не помогли.
Вы видите, что случилось: небольшая инъекция полностью изменила Фреда. Мысль, которую мы ему имплантировали: «Чтобы быть счастливым, мне необходимо всем нравиться», — одна из центральных когнитивных причин того, что психологи называют социофобией. Этой инъекцией мы разрушили его счастье — Фред стал угождать людям, бояться их.
Может показаться странным, что одна мысль могла привести к стольким страданиям, однако та мысль, что мы ввели, особенно разрушительна. Она уничтожает то, что делает Фреда уникальным, и превращает его в общественную марионетку. Он теряет свою индивидуальность и бегает, стараясь всем угодить. Любопытно, что вместо того, чтобы начать нравиться людям, эта мысль приводит к противоположной реакции. Люди теряют уважение к тому, кто не выражает собственное мнение и не занимает определенную позицию в спорных вопросах. Эта мысль сделала Фреда безответным человеком. Люди видят в нем не личность, а зеркало, отражающее все, что бы на него ни проектировалось.
Конечно, у нас нет пузырьков с убеждениями и пистолета для инъекций. Тем не менее мысли могут вводиться так же быстро, глубоко и разительно менее фантастическим способом.
Третий способ
Сны тоже показывают силу мыслей. Когда вы видите сны, внешней средой является спальня. Эта реальность остается неизменной, что бы человеку ни снилось. Если это кошмар, то страх определенно берется не из окружающей обстановки (спальни), он идет из сновидения. Меняются сны — меняются и вызываемые ими эмоции. Сновидения — это тоже мысли; но это мысли, порождаемые человеком, когда его ощущения сведены к минимуму и сосредоточены больше на внутренних стимулах.
Успешность гипнотического внушения показывает, что существует несколько реакций типа «А вызывает С». Кора головного мозга равномерно вовлечена в процессы, которые представляются мгновенными и автоматическими, в такие, например, как боль. Боль, субъективно испытываемая при проколе пальца иглой, — явный пример АС. А — игла напрямую вызывает С — боль. Но гипноз обнаруживает, что даже это является состоянием ABC. Если гипнотизер внушает: «Ваша рука находится в ледяной воде и сильно закоченела, так что вы ничего не чувствуете», — то нет ощущения, что руку укололи. Будучи под гипнотической анестезией, люди тем не менее чувствуют некоторую стимуляцию, но не воспринимают ее как боль. Многие описывают ее как ощущение, которое нельзя назвать ни негативным, ни позитивным. Конечно, возможность блокировать боль основана на способности человека воспринимать действительность через внушение гипнотизера.
Гипноз и сновидения показывают, что для эмоционального состояния воображение гораздо важнее реальности. Если вам снится, что вы находитесь на корабле, тонущем после столкновения с айсбергом на севере Атлантического океана, вы испытают весь ужас, который чувствовали пассажиры «Титаника», и то, что вы в реальности спокойно лежат в своей кровати, не изменит этих эмоций. И если вы представите, что вам пять лет и вы качаетесь на качелях, вы ощутите всю радость от полета в воздухе, не важно, что вы уже взрослый и лежите на кушетке гипнотизера. Для нас реальным является то, что наш мозг признает таковым.