Что пробуждает чувства природы

Это прекрасное чувство природы

Отчего бывает понятие «чувство природы»? Одни обладают им, другие же, даже прожив много лет в окружении природы, в лучшем случае — имеют его в зачаточном состоянии.

Как говорил талантливый писатель коротких рассказов о природе Василий Песков: «Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался.»

Окружающие нас пространства загадочны, таинственны, прекрасны. Это мир, где у человека проходят душевные и телесные травмы, а понятие «радость жизни» неожиданно становится почти осязаемым.

Одни люди особо чувствительны ко всему, что является природой. Есть люди, для которых это чувство природы очень сильно. А есть те, которые в этот момент боятся проронить слово.

Существуют также и такие, у которых душа воспринимает нахлынувшие чувства особенно чутко, и источает их затем так, что дрогнут другие души.

Можно перечислить много имен в русской музыке, литературе и живописи, владеющих этим даром. Фет, Есенин, Тютчев, Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин…

Лев Толстой способен был заплакать от счастья ощущения жизни.

Он писал: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

Раз так, то как осчастливить человека, отдавая себе отчет в том, что к пониманию счастья относится много чего еще! Чувство природы дается с рождения. Оно есть у каждого, однако чувство спит. Как пробудить его? Мудрый, отзывчивый учитель поможет в этом. А учителем могут быть и отец, и мать, и бабушка, любой, кто и сам кем-то был пробужден. Умная, своевременно прочитанная книга может быть хорошим толчком…

«Красота спасет мир» — говорил Достоевский.

Стихотворения, музыка, природа — это чудесно. Нам оставили превосходное наследие Есенин, Тютчев, Фет и много других деятелей культуры. Природа хороша всегда: и зимой, и летом.

Совершенно другой мир открывается перед нами в произведениях деятелей культуры, природа здесь неподражаема, а также как бы призывает нас беречь красоты вокруг нас.

Природа обладает своей магией, своей чарующей прелестью, что заживляет раны в душе, помогая ей ощущать себя частичкой всего мира.

Природной красотой вдохновлялись не только поэты, но также и композиторы, музыканты… Композитор раскрывает свои чувства в звуках, которые природа вызывает у него.

Природа родных краев во все времена была вдохновением русских живописцев. Много замечательных художников посвятило жизнь пейзажам родных земель. Истинными мастерами были Левитан, Шишкин, Поленов и прочие.

Деятели культуры обладали способностью потрясающе точно объединять вместе свои наблюдения природы. Словом изучается Природный мир.

Развить «чувство природы» в отдалении от родного языка нереально.

Чувство природы народом, несет в себе не только высокую способность замечать детали наших предков, но и отличную зрительную память.

Источник

Значение природы в развитии творческих способностей ребенка

Марина Цыбина Казакова
Значение природы в развитии творческих способностей ребенка

Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений мастеров изобразительного искусства. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы, красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции.

Мир природы выступает как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.

По мнению К. А. Тимирязева, «природа и есть тот источник красоты, которого достанет на всех, из которого всякий черпает по мере своего разумения». Это значит, что восприятие природы требует специальных познаний, определенных мыслительных процессов. Как ни важно уметь ощущать гармонию цветов, красок, форм и контуров, творческое восприятие природы означает способность замечать необычное, анализировать, размышлять. Эстетическое постижение природы требует чувства, страсти, взволнованности.

В природе людей поражают ее творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – все это воспринимается нами как прекрасное начало. Природа – удивительный зодчий, который в своей созидательной деятельности основывается на поразительных по своей красоте и целесообразности конструктивных принципах и закономерностях.

Читайте также:  До скольки недель эмбрион не чувствует боль

Материал любого искусства и разные стороны действительности, имеющие эстетический характер, творчески воспринимаются лишь на основе эмоционально-чувственного отклика на них. Эмоции и чувства – конституирующие компоненты эстетического освоения мира, занимающие базисное положение в психической культуре личности. Вне чувственно-эмоционального отношения не может быть подлинного освоения искусства и эстетических свойств действительности. Эмоционально и глубоко осознанное переживание природы и пейзажного искусства вызывает у учеников волю к деятельности, творческую активность.

Природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Отечественный педагог В. А. Сухомлинский именно природу ставит на первое место в этом процессе.Он писал: «…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы…Идите в поле, в парк, пейте из источников мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами…Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями».

Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств и вызывает чувство прекрасного.

Необходимо, чтобы ребенок в своем творчестве всегда находился у источника мысли, то есть среди наглядных образов и, прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на его обдумывание. Если же на глаза детей не попадают произведения великих мастеров, если изолировать детей от природы и если с первых дней обучения они воспринимают только слово, то дети быстро утомляются и не справляются с работой, предлагаемой учителем. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок творческого мышления. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К. Д. Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание. Именно благодаря эстетическому восприятию, указывал педагог, в юной душе развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выражения закрепляет самую мысль.

Ребенок-Художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель, в свою очередь, помогает ребенку «открыть глаза» на видимый мир, реализуя основной методический принцип – одухотворение природных явлений.

Большую пользу приносит одновременное приобщение школьников к восприятию красоты реальной природы и искусства. Когда дети наблюдают заход солнца, осенний лес, полезно прочитать им стихотворение или прозаический отрывок из произведения. Впечатления, вызываемые реальной природой и искусством, усиливают друг друга. Таким образом, природу можно сравнить с мощным катализатором, который пробуждает в маленьком человеке дремлющие доселе душевные силы, не только помогает эмоционально окрасить огромный поток информации, каждый день, обрушивающийся на ребенка, но и облегчает ему осмысление происходящего через призму красоты, гармонии, эстетики.

Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так складывается.

Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей ГБОУ Школа №1467 Структурное подразделение №2Из опыта работы воспитателя Осьмининой Е. Ю. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:.

Консультация для родителей «Значение чтения в развитии ребенка» Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный.

Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка. Главная особенность игрушки — в ней, в обобщенном виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок.

Роль сенсорных игрушек в развитии творческих способностей ребенка Игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка,.

Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Дошкольный возраст — этап психического.

Значение интегрированных занятий в изодеятельности с элементами конструирования для развития творческих способностей ребенка Задачи всестороннего развития: Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное значение которой – образное.

Читайте также:  Опросник эмоционального интеллекта холл

Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия.

Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети?.

Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ» Общение выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный.

Источник

Влияние природы на духовное состояние человека

Общество является составной частью ландшафтной оболочки. Общество – это совокупность конкретных людей. Человек – часть природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связано с природой. Природа – это среда, в которой человек живет и именно оно обеспечивает его изначальные потребности.

Издавна человек использовал природу в разных целях, получая от нее выгоду и эстетическое удовольствие. Природу ценили, т.к. она давала им жизнь в прямом смысле. Кормила людей. «Земля мать моя» это очень великое высказывание, т.к. земля полностью ассоциируется с матерью-кормилицей, которая ласково и бережно выкармливает свое чадо…

Об эстетическом наслаждении человека с природой можно долго писать. Ведь природа насыщает дух гармонией. Звуки природы, как правило, влияет позитивно на духовное состояние человека; шум весеннего ручья, звука дождя, пение птиц в лесу и т.п. активно сказывается на самочувствии человека.

Жизнь человека возможна только во взаимодействии с природой. Это взаимодействие проявляется в различных формах, прежде всего в обмене веществ и энергии. Но человек – не только биологическое существо, но и общественное. Условия его жизнедеятельности зависят и от общественного окружения. Между человеком и природой есть не только биологическое, но и экономическое взаимодействие.
Человек и природа не противостоят друг другу, но было бы ошибочно утверждать, что человек и природа в гармонии друг с другом. Если бы они представляли собой гармоничное целое, то не возникали бы экологические проблемы, которые в современных условиях приобретают глобальный характер. Все в мире влияет друг на друга!

Многие философы, писатели высказывались о природе и человеке в целом, многие высказывания прославились на весь мир, например:

В озоновую дыру посмотрел ангел:
— Господи, скажи им, чтобы они опомнились!
Л. Костенко

Вот еще одно высказывание, глася о том, что не следует забывать природу, т.к. мы без нее — ничто! В прямом смысле этого слова. Человек – это природа. Неотъемлемая часть ее составляющей.

Люби природу не как символ
Души своей, Люби природу не для себя,
Люби для нее.
М. Рыльский

Многие действия человека по отношению к природе приводили к непредсказуемым последствиям и часто были не удачными. По сути, большинство проблем, связанных с окружающей средой, которые сейчас угрожают технической цивилизации, являются результатом открытий, направленных на решение других проблем и увеличения продолжительности жизни человека.

Источник

Как природа лечит наше тело и психику

Как сказал Гиппократ: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Научные исследования показывают, что окружающая среда может увеличивать или уменьшать наш стресс, который, в свою очередь, негативно влияет на наш организм. То, что вы видите, слышите, испытываете в любой момент, меняет не только ваше настроение, но и всю работу вашей нервной, эндокринной и иммунной систем.

Стресс от неприятного окружения может вызвать у вас чувство тревоги, печали или беспомощности. Это, в свою очередь, повышает ваше кровяное давление, частоту сердечных сокращений и мышечное напряжение и подавляет вашу иммунную систему. Приятная окружающая среда обращает это вспять.

Независимо от возраста или культуры, люди находят приятной природу. В одном исследовании, приведенном в книге Healing Gardens, исследователи обнаружили, что более двух третей людей выбирают естественную обстановку, чтобы избавиться от стресса. Люди хотят побыть на природе, посидеть в тишине, полюбоваться на красивые пейзажи, чтобы снять стресс и наполниться энергией.

Как природа влияет на здоровье человека

Природа успокаивает

Пребывание на природе, или даже просмотр сцен природы, уменьшает гнев, страх и стресс и увеличивает приятные чувства. Пребывание на природе не только улучшает эмоциональное состояние, но и способствует улучшению нашего физического здоровья, снижая кровяное давление, замедляя сердечный ритм, снимая напряжение с мышц и уменьшая выработку гормонов стресса.

Хотите узнать как включить самоисцеление организма и жить без лекарств и таблеток? Тогда вам СЮДА…

Исследования, проведенные в больницах, офисах и школах, показали, что даже простое растение в комнате может оказывать значительное благотворное влияние на нашу нервную систему.

Читайте также:  Группы по эмоциональной зависимости от мужчины

Природа исцеляет

Кроме того, природа помогает нам справляться с болью. Когда мы поглощены соцерзанием красоты природы, мы отвлекаемся от нашей боли и дискомфорта.

Это хорошо продемонстрировано в ставшем теперь классическим исследовании пациентов, перенесших операцию на желчном пузыре; у половины был вид на деревья, а у половины — на стену. По словам врача Роберта Ульриха, проводившего исследование, пациенты с видом деревьев лучше переносили боль, по мнению медсестер, имели меньше отрицательных эффектов и проводили меньше времени в больнице. Более недавние исследования показали аналогичные результаты со сценами из природы и растений в больничных палатах.

Природа восстанавливает

Одним из наиболее активных направлений современных исследований является влияние природы на общее самочувствие человека. В одном из проведенных исследований 95% опрошенных заявили, что их настроение улучшилось после проведения времени на свежем воздухе, изменившись от подавленного, напряженного и тревожного до более спокойного и уравновешенного. Другие исследования Ульриха, Кима и Червинка показывают, что время на природе или соцерзание природы связано с позитивным настроением и психологическим благополучием.

Кроме того, время на природе или просмотр природных сцен увеличивает нашу способность генерировать новые идеи. Поскольку люди находят природу по своей сути интересной, мы естественно можем сосредоточиться на том, что мы испытываем в природе. Это дает хорошую благоприятную передышку нашим сверхактивным умам, после которой наш ум начинает работать быстрее и лучше. Предлагаю вашему вниманию волшебные исцеляющие фотографии красивых пейзажей.

Природа соединяет

Согласно серии полевых исследований, проведенных Куо и Коли в исследовательской лаборатории «Человек — окружающая среда», время, проведенное на природе, соединяет нас друг с другом и с большим миром. Другое исследование в Университете штата Иллинойс предполагает, что жители Чикаго, которые имели деревья и зеленые насаждения вокруг своего здания, больше знают своих соседей, общаются с ними и имеют большее чувство общности и единения, чем жильцы в домах без деревьев. В дополнение к этому более высокому чувству общности они имели меньше уличной преступности, более низкие уровни насилия и агрессии между домашними партнерами и лучшую способность справляться со стрессами.

Этот опыт может быть объяснен исследованиями, которые использовали специальный аппарат для измерения мозговой активности. Когда участники рассматривали сцены природы, части мозга, связанные с сопереживанием и любовью, загорались, но когда они смотрели городские сцены, активировались части мозга, связанные со страхом и тревогой. Создается впечатление, что природа пробуждает чувства, которые связывают нас друг с другом и с нашим окружением.

Это интересно: Техника исцеления

Слишком много времени перед экранами телефонов или компьютеров плохо влияет на здоровье

Недостаток времени в естественном природном мире, в основном из-за часов, проведенных перед телевизором или компьютерными экранами, была связана, что неудивительно, с депрессией. Еще более неожиданными являются исследования Вайнштейна и других ученых, которые связывают экранное время с потерей эмпатии и отсутствием альтруизма.

И риски здесь даже выше, чем депрессия и изоляция. В исследовании 2011 года, опубликованном в Журнале Американского колледжа кардиологии, время перед экраном монитора было связано с более высоким риском смерти, и это не зависело от физической активности!

Старайтесь как можно чаще проводить время на природе, давая отдых своему мозгу и телу от современных гаджетов. Чаще направляйте свое внимание на красоту природы и на ощущения собственного тела (читайте статью Расслабление и снятие мышечных зажимов), чем на постоянный бесконечный поток информации из современного мира. Тогда вы будете значительно здоровее, моложе и энергичнее!

Источник

Оцените статью