- Чувства. Эмоции. Как и зачем понимать свои эмоции и чувства?
- Как мы учимся распознавать и понимать свои эмоции?
- Для чего нам важно уметь понимать свои эмоции?
- Маленькие шаги
- Откуда берутся эмоции и чувства. Как ими управлять?
- Что такое эмоции и чувства
- Состояние аффекта
- Мотивирующие к действию, позитивные эмоции и чувства
- Избегание опасностей, тормозящие, негативные эмоции и чувства
- Откуда тело знает, как реагировать на конкретную ситуацию?
- Когда зародились эмоции?
- Сколько эмоций испытывает человек?
- 9 теорий, откуда берутся эмоции
- К.Э. Изард: «эмоции — это чувства»
- А.Н. Леонтьев: «эмоции показывают значение ситуации для вас»
- Дарвин: «эмоции — это остатки полезных реакций»
- Джеймс-Ланге: «эмоции — это сигнал организма мозгу»
- Кэнн-Бард: «физиология синхронна с эмоциями»
- Шахтер-Зингер: «Джеймс-Ланге кое-чего недоговаривает»
- Оценочная теория: «эмоция возникает уже после мысли и физиологической реакции»
- Теория обратной связи лица: «сначала показываете эмоцию, потом испытываете»
- Теория психоанализа: «эмоции — это бессознательное»
- Эмоции и чувства
- Понятие эмоций и чувств
- Функции эмоций
- Физиологические основы эмоций и чувств
- Теории эмоций
- Классификация видов эмоциональных явлений
- Виды высших чувств
Чувства. Эмоции. Как и зачем понимать свои эмоции и чувства?
В конце этой статьи, есть еще полезные статьи с моего канала посвященные теме психологии! Поэтому читай до конца.
Когда люди приходят к психологам за помощью, запросы могут быть абсолютно разные, начиная с того чтобы хотят уметь сказать «нет», чувствовать себя увереннее и заканчивая тем что у них всё плохо в отношениях, но они не могут ничего изменить в них и не могут выйти из них.
Но это всего лишь общая картина. Вся работа начинается всегда с помощи клиентам научиться замечать свои эмоции, различать их, понимать о чём они говорят. Понимать какие потребности стоят за каждым переживанием. И искать способы, как эти потребности могли бы быть удовлетворены.
Эмоции и чувства нам говорят об остановленном действии. И тогда важно найти, что за действие было остановлено и как его можно было бы закончить. Эмоции и чувства содержат в себе именно тот заряд энергии, который выделяется на удовлетворение потребности стоящей за ними.
Если же эмоция или чувство не распознаны, не различимы, то человек находится в слиянии со своими переживаниями или с переживаниями других людей. Или эти эмоции вытеснены или отрицаются им, то эта энергия направляется на самого человека. Именно так формируется любой симптом например, головная боль, желудочная, мышечная и другие симптомы.
Как мы учимся распознавать и понимать свои эмоции?
Пониманию своих эмоций мы с вами учимся у своих родителей, будучи еще ребенком. Но к сожалению, не многие родители сами владеют этим. И поэтому не все могут научить этому своих детей. Поэтому, будучи уже взрослыми, очень важно восстановить этот пробел.
Для чего нам важно уметь понимать свои эмоции?
Все для того чтобы иметь возможность слышать себя, доверять себе и опираться на своё понимание себя. Эмоции позволяют нам ориентироваться, туда ли я иду. То ли я делаю, что мне важно, что мне хотелось бы. Или я ушёл от своего пути, от своих желаний и целей. И иду не своим путём, а путём кого то другого. И выполняю не свои желания, а чьи то чужие. И проживаю совсем не ту жизнь, что мне хотелось бы.
Это не совсем простая задача, понимать свои эмоции. В нашем сегодняшнем ритме жизни мы вообще не приучены замечать свои эмоции. Не приучены их различать. Не приучены их понимать. И для того, чтобы научиться этому, очень важно не спешить и двигаться маленькими шагами, постоянно и регулярно делая что то для освоения этих навыков саморегуляции. Чем лучше мы с вами начинает слышать себя и понимать, тем легче нам становится понимать других людей. И тем легче у нас получается выстраивать взаимоотношения с ними такие, какие бы его удовлетворяли.
Маленькие шаги
Это шаг, который вы можете начать делать самостоятельно, это наблюдать за своим состоянием, замечать свои эмоции, называть их.
Следующим шагом, это можно наблюдать с какими ситуациями и людьми вы связываете ту или иную эмоцию или чувство.
Затем важно спросить себя: «Какой я этому придаю смысл? Какое это всё для меня имеет значение?»
Этот шаг помогает понять свои потребности: «Чтобы мне хотелось в этой ситуации?» Таким образом, мы находим потребность. Теперь осталось найти способ, которым мы могли бы её удовлетворить.
Найти способ удовлетворения потребности: «Что я для этого могу сделать? Какой маленький шаг, который мне по силам, я могу сделать для этого?».
Кстати, мы можем способов удовлетворения потребности и не видеть. Или те способы, что мы знаем и используем, не приводят нас к желаемому результату. Или та форма, которой мы предполагаем удовлетворить потребность, может оказаться не подходящей.
Даже если потребность обнаружена верно и сделан шаг для её удовлетворения, то этот шаг оказывается не эффективным, он не приносит желаемого удовлетворения. Тогда важно искать такой способ, такую форму, которая давала бы вам желаемый результат.
Анализ наших эмоций помогает нам с вами понять свои потребности и найти способы их удовлетворить. Далее мы совершаем действия для удовлетворения этих потребностей. И очень важно действовать маленькими шагами. Пробуя, подходит ли это действие для удовлетворения этой потребности или нет? Сделали, прислушались к себе. Увидели реакцию другого. Переварили этот опыт. Что получилось в результате? Мы довольны этим или важно пробовать как то иначе?
Если вам самостоятельно пройти этот путь сложно, то в этом помогают психологи. А когда вместе с психологом эти навыки вы осваиваете, то вам дальше можно самостоятельно развивать их. И таким образом, лучше понимать себя, пробовать говорить «нет» тому, что вам не подходит, с чем вы не согласны. Или уметь постоять за себя и чувствовать к себе большое уважение в связи с этим. И чувствовать гордость за то, что это получилось освоить и реализовывать в своей жизни.
И тогда симптому уже нет необходимости быть в вашей жизни, потому что вы научились свои потребности удовлетворять напрямую, а не через симптом.
Спасибо за прочтение, если вам статья была полезной, ставьте 👍👍👍 и подписывайтесь на мой канал!
Источник
Откуда берутся эмоции и чувства. Как ими управлять?
Ученые всего мира высказывали свои теории о причинах происхождения эмоций. Несмотря на различия в их позициях, все они сошлись в едином мнении, что эмоции – эволюционное приспособление организма к тем или иным ситуациям. Наше тело подсказывает нам, как реагировать на определенные условия – могут ли они нам навредить или, напротив, быть полезными. Но обо всем по порядку.
Что такое эмоции и чувства
Эмоция – это переживание или ответная реакция человека на события и окружение вокруг.
Эмоции заложены природой для адаптации и выживания. Благодаря эмоциям человек избегает опасностей (боится, осторожен) или стремиться действовать (радость, удовольствие).
Чувство – это высшая стадия, переживание одновременно нескольких эмоций.
Например, чувство превосходства, ревности, надменности или любовь, забота, вдохновение.
Однако, в современной науке нет чёткого определения чувствам: одни считают чувства и эмоции одним и тем же, другие — что это разные процессы.
Состояние аффекта
Аффект — максимально сильная и быстрая эмоция на стрессовую ситуацию. В состоянии аффекта психика тормозится, невозможно думать. Мозг принимает почти рефлекторно решения — нападать или бежать. Это «аварийное состояние» человека, как если он может умереть в эту секунду.
Мотивирующие к действию, позитивные эмоции и чувства
- Радость
- Удовольствие
- Увлечение, стремление
- Забота
- Любовь
- Вожделение
- Эйфория
- Вдохновение
- Энтузиазм
- Воодушевление
- Вера
- Гнев
- Ярость
Избегание опасностей, тормозящие, негативные эмоции и чувства
- Грусть, печаль
- Апатия, уныние
- Скука
- Усталость
- Растерянность
- Оцепенение
- Осторожность
- Страх
- Паника
- Эмоциональный шок
Списки можно продолжать, эмоций действительно очень много.
И все они важны, т.к. позволили нам выжить в суровом мире.
Откуда тело знает, как реагировать на конкретную ситуацию?
Это сложный психический процесс. Зачастую эмоции связаны с воспоминаниями. Именно поэтому все мы на одни и те же вещи реагируем по-разному: одни смеются при виде клоунов, потому что они забавные, а другие плачут, потому что испугались цирковых артистов еще в детстве.
Когда зародились эмоции?
Эмоции зародились, когда у первобытного человека появилась потребность в познании мира ради выживания. Тело начало подавать сигналы в мозг об опасности или безопасности тех или иных факторов. Впоследствии эти примитивные эмоции переросли в другие чувства.
Сколько эмоций испытывает человек?
Современный человек испытывает огромное количество эмоций. Подсчитать их точное число не представляется возможным.
Парадоксально, но факт – в этот момент мы одновременно испытываем два противоположных чувства – злость и радость.
Злимся мы на его низкие и подлые поступки, а радуемся тому, что мы лучше и выше этого.
Интересно, что и ненависть – довольно сложное чувство.
Помимо гнева мы испытываем интерес к объекту и удивление по отношению к его поступкам.
9 теорий, откуда берутся эмоции
Ученые давно изучают вопрос, однозначного ответа сегодня нет.
Их мнения в чем-то схожи, но в чем-то различны. Предлагаю выслушать каждого, чтобы понять для себя, чья теория ближе к истине.
К.Э. Изард: «эмоции — это чувства»
Кэррол Изард не видит четкой границы между эмоциями и чувствами. Американский психолог полагает, что эмоция – это и есть нечто, что переживается как чувство.
В своем труде «Психология эмоций» ученый отмечает, что это чувство мотивирует и направляет восприятие, мышление и действие в нужное русло и вызывает правильную реакцию на происходящее.
По сути это подтверждает теорию о первобытной эмоции, которая возникла с целью выживания и посылала сигнал в мозг о надвигающейся опасности.
А.Н. Леонтьев: «эмоции показывают значение ситуации для вас»
Эмоции отражают то, какое значение и смысл имеет для человека та или иная ситуация либо объект.
В этот момент человек может испытывать удовольствие, неудовольствие, страх, интерес – да все, что угодно.
Простейшие эмоциональные процессы выражаются в двигательных, секреторных и органических изменениях (мимике, движениях, потоотделении) и принадлежат к числу врожденных реакций.
С формированием личности человек начинает испытывать более сложные эмоции и чувства, которые связаны с какими-то социальными, эстетическими и интеллектуальными аспектами.
Давайте рассмотрим эту теорию на простом примере.
Ваш друг рассказал вам анекдот – эта ситуация вызывает у вас улыбку, потому что во-первых, шутку рассказал вам друг, а общение с ним для вас имеет большое значение, а во-вторых, сам анекдот оказался действительно смешным и вы понимаете, что в данной ситуации будет уместно улыбнуться.
Дарвин: «эмоции — это остатки полезных реакций»
Мимика человека сформировались из «полезных движений», или реакций, которые в мире животных имели какое-то приспособительное значение.
Животные реакции сегодня на человеческом уровне воплощаются и распознаются как выражение эмоций.
Так, у современного человека, когда он испытывает страх, могут потеть руки.
Сегодня кроме дискомфорта это ничего не приносит. В то время, как у обезьяноподобных приматов, которые также могли чего-то испугаться, ладони потели и становились более липкими, что позволяло им легче карабкаться по деревьям, спасая свою шкуру.
Джеймс-Ланге: «эмоции — это сигнал организма мозгу»
Ситуация сначала вызывает физиологическое возбуждение, а уже потом человек интерпретирует эту реакцию. Так, по мнению Джеймс-Ланге, возникает эмоция.
Так, тело подает сигнал в мозг и вы осознаете, что испугались.
Получается, что вы заметили изменения в своем организме, и интерпретировали их как подготовку тела к опасности.
При этом, если удается блокировать возбуждение, то и эмоцию вы не испытаете.
Если бы ладони не вспотели, а сердце не стало биться чаще, страха вы бы не ощутили, а значит приближающиеся в темной аллее шаги не представляют для вас ничего опасного.
Кэнн-Бард: «физиология синхронна с эмоциями»
Эта теория утверждает, что человек испытывает физиологическое и эмоциональное возбуждение одновременно.
Так, в одно и то же время вы потеете, дрожите и осознаете, что испытываете страх во время той же прогулки по темной аллее.
Шахтер-Зингер: «Джеймс-Ланге кое-чего недоговаривает»
Шахтер-Зингер согласился с теорией Джеймс-Ланге, согласно которому событие вызывает физиологическое возбуждение.
Однако по версии Шахтер-Зингера мы не сразу интерпретируем это возбуждение – сначала мы определяем его причину.
Если взять уже знакомый нам пример с прогулкой по темной аллее, человек сначала начинает дрожать и потеть, затем понимает, что прогулка в ночное время суток может быть опасной и только потом приходит осознание страха.
Оценочная теория: «эмоция возникает уже после мысли и физиологической реакции»
Сначала возникает мысль, затем физиологическое возбуждение и только потом эмоция.
Иными словами, вы сначала думаете о ситуации (например, что приближающиеся шаги позади вас могут принадлежать маньяку или грабителю), затем сердце начинает биться быстрее, а ладони потеют – вы осознаете, что вам страшно.
Теория обратной связи лица: «сначала показываете эмоцию, потом испытываете»
По этой теории, эмоции происходят из-за изменения в наших лицевых мышцах.
Так, от улыбки человек испытывает счастье или удовольствие, а от того, что он хмурится, на душе появляется тоска и печаль.
Эти изменения лицевых мышц подают сигнал в мозг, тем самым создавая основу эмоций.
К примеру, друг рассказал вам анекдот, вы улыбнулись и мозг интерпретировал эти изменения лица как эмоцию радости.
Теория психоанализа: «эмоции — это бессознательное»
Эта теория рассматривает эмоции как бессознательное.
Любые психологические барьеры основаны на каких-то нерешенных проблемах прошлого (чаще всего эти проблемы идут из детства, когда сознание человека только формируется).
Анализируя причины произошедшего, можно понять, почему в той или иной ситуации человек поступает так, а не иначе.
Психаонализ, ко всему прочему, может помочь победить страхи и сомнения. Так, покопавшись в себе и найдя истинную причину страха, в следующий раз прогуливаясь по темной аллее, вы уже не будете бояться.
Источник
Эмоции и чувства
Понятие эмоций и чувств
Чем бы не занимался человек – всё вызывает у него определённое отношение, выражающееся в переживаниях: что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти что-то полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, так как человеческая жизнь невозможна без переживаний. Люди, не проявляющие своих эмоций и чувств, очень сильно отличаются от окружающих и напоминают машину: они не могут радоваться, бояться, гневаться или любить. Именно отсутствие переживаний отличает биороботов от людей.
Эмоции – это пристрастное отношение человека к окружающему миру, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция или чувство. Эмоции выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.
Условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и др. Ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, страх и др.
Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. (Шапарь В.Б Новейший психологический словарь).
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (неудовольствия).
Эмоции – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. ( Гамезо М.В.)
Таким образом, необходимыми условиями возникновения эмоций являются:
— знания об особенностях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.
Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях, речи и т.д. (экспрессия – внешнее проявление эмоций), а также в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения, повышении давления и пр. (импрессия – проявление эмоций во внутреннем плане).
Переживание – любое испытываемое эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании человека и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие
при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть и др.). (Гамезо М.В.)
Чувство — это выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. эмоционально-оценочного, относительно устойчивого отношения к каким-либо объектам (людям, животным, вещам). (Ильин Е.П. Психология, СПб., 2004)
Таким образом, чувства:
— более устойчивы, долговременны по сравнению с эмоциями;
— выражаются через определенные эмоции;
— имеют отличительные особенности: осознанность, предметность, обобщённость.
Функции эмоций
Гамезо М.В. | Ильин Е.П. |
|
|
Рассмотрим подробно функции эмоций в понимании Гамезо М.В.
Отражательно-оценочная функция позволяет обобщённо отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания (в мышлении).
Сигнальная функция состоит в оповещении организма (нервной системы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (их удовлетворении или неудовлетворении).
Защитная функция эмоций состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (страх, отвращение и др.). Эти эмоции сохраняются в памяти и в определённой ситуации извлекаются из неё с целью выполнения защитной функции.
Управляющая функция выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности. Оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций (О. Хебб).
Мобилизующая функция заключается в том, что эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.
Компенсаторная функция позволяет компенсировать недостатки других психических явлений. Например, в монологической речи преподавателя полезны эмоциональные элементы речи. Они не только украшают речь, но и способствуют более глубокому пониманию материала.
Дезорганизующая функция эмоций может проявляться в нарушении поведения, деятельности, памяти, мышления и других процессов за счёт сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.
Таким образом, с помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоционально. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности.
Физиологические основы эмоций и чувств
Эмоции – результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. На раздражители реагирует прежде всего подкорка, что ведёт к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц и мышц тела, работы желез внешней (слюнные, слёзные, потовые) и внутренней секреции.
Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возможность сдерживаться.
В 1950 г. Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания, а позднее центры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных частях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмоции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения такой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.
Далее в таблице представим отдельно физиологические основы чувств и механизмы эмоций.
Физиологические механизмы эмоций и чувств
Физиологические основы чувств | Физиологические основы эмоций |
Ведущая роль: — коры головного мозга , которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание и выражение чувств и эмоций; — 2-й сигнальной системы;слово : – сигнал для возникновения чувств, эмоций; — основа формирования высших чувств. | Эмоции: — обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы ; — вызывают изменения : — в органах кровообращения; — в органах дыхания; — в органах пищеварения; — влияют на мышление, память, координацию движений, продуктивность деятельности. |
Теории эмоций
Информационная теория П.В. Симонова : эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения (при недостатке информации, необходимой для достижения цели); информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции.
Когнитивная теория Л. Фестингера : положительные эмоции – если ожидания подтверждаются. Отрицательные – если ожидания не подтверждаются
Биологическая теория П.К. Анохина : положительные эмоции возникают, если результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат. Несовпадение ведёт к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.
Классификация видов эмоциональных явлений
Человек – наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тысячью слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространённую в психологии классификацию (см. рис. 1).
Виды эмоциональных явлений (по степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщённости) |
ЭМОЦИИ (по силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения) 1. Чувственный тон; 2. Собственно эмоции (базовые): радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина; 3. Настроения; 4. Аффекты; 5. Стрессы. |
ЧУВСТВА 1. Моральные; 2. Интеллектуальные; 3. Эстетические; 4. Практические. СТРАСТИ |
Рис. 1. Виды эмоциональных явлений
В таблице 3 дадим определения указанным в классификации эмоциональным явлениям.
Виды эмоциональных явлений
Понятие | Определение понятия. Назначение эмоции |
Чувственный тон — | — это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Многие ощущения человека имеют определённую эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев назвал этот феномен «пристрастностью» отражения и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания. |
Эмоции базовые — | — это эмоции, носящие ситуативный характер, выражающие оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковременны, достаточно сильно выражены, причины возникновения человеком достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 основных (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. Почти все из них читаются по мимике лица. |
Радость — | — положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Служит для установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий, устранения негативного воздействия отрицательных эмоций. |
Удивление — | — не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Служит для погашения существующей активности нервной системы и для подготовки организма к активности в новой ситуации. |
Интерес — | — эмоциональная реакция на новое, источник мотивов научения и творчества. |
Печаль (горе, страдание)- | — эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Проявляется в прикованности мысли к объекту печали, слезах, горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, даёт возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием. |
Гнев — | — эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.). Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма для борьбы. |
Страх — | — отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности; эмоциональная реакция на опасность. Страх — способ активности и защиты от сильных потрясений. |
Отвращение — | — отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками человека. В эволюции возникло как защита от отравления. |
Презрение — | — отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение – это отвержение другого человека. |
Стыд — | — социальная эмоция, которая выражает осознание субъектом несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожиданиям других людей и собственным представлениям. Переживание стыда – показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их. |
Вина — | — эмоция, возникающая при нарушении моральных и этических норм. Без принятия личностью общественных норм не возникает. Вина выражает осуждение человеком своего поступка и себя, сопровождается снижением самооценки, раскаянием и стремлением исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда. |
Настроение — | |
Стресс – Физиологический стресс – Информационный стресс — Эмоциональный стресс – Депрессия — | |
Тревога — | — состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределённого беспокойства. |
Тревожность — | — склонность человека к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора; достаточно устойчивое свойство личности. |
Паника — | — мотивационное психическое состояние, связанное с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими. |
Фрустрация — | |
Эйфория — | — психическое состояние (настроение), которое характеризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьёзным сторонам и явлениям жизни. Эйфорию вызывают алкоголь, наркотики, зрители для артистов и пр. |
Чувства – это самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека, формируется в условиях его жизни в обществе.
Высшие чувства – особая форма переживаний, связанная с более сложными духовными потребностями, в которых заключено всё богатство подлинно человеческих отношений. Объектами этих чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства и литературы. Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов (МГПУ).
Виды высших чувств
В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены следующие основные виды высших чувств:
— Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия.
— Чувства интеллектуальные – чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности.
— Чувства эстетические – своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета.
— Чувства практические – чувства, связанные с практической деятельностью человека.
В таблице 4 приведены примеры высших чувств.
Примеры высших чувств
Нравственные | Интеллектуальные | Эстетические | Практические |
Любовь, Товарищество, Патриотизм, Чувство долга, Честь, Дружба, Добро-желательность, Гуманность, Сочувствие, Нежность, Жалость, Симпатия, Стыд, Муки совести, Ненависть, Трусость, Эгоизм, Вражда, Зависть, Злорадство, Жестокость и др. | Жажда знаний, Любознательность, Любопытство, Чувство интереса, Чувство любви к истине, Чувство удивления, Радость открытия истины, Чувство удовлетворения от интеллектуальной деятельности, Сомнения в правильности решения, Уверенность в правильности доказательства, Чувство юмора, Ирония, Сарказм. | Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического Эстетическое наслаждение и др. | Досада, Удовольствие, Творческий подъём, Трудолюбие, Чувство увлечённости работой, Приятная усталость, Удовлетворённость от выполненного дела и др. |
Мораль – учение о добродетелях, которые позволяют человеку стать счастливым; это должное отношение, поведение в обществе; сфера должного, исходя из позиций добра и зла. Нравственность – сфера сущего, как конкретно реализует человек моральные нормы, это конкретное поведение конкретных людей. Нравственная культура личности – показатель того, насколько глубоко и органично гуманистические нормы, принципы, ценности морали воплощаются в её реальных поступках. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества, в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей политики и т.д.
Любовь матери к своему ребёнку – высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мать может рассердиться на ребёнка, быть недовольной его поведением, наказать, но всё это не влияет на её чувство, которое остаётся сильным и относительно стабильным.
То, какие моральные (нравственные) чувства присущи человеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений с другими людьми, воспитания. Эти факторы определяют место духовных потребностей и ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Например, чувство любви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личностным смыслом. Для этого важно знать историю своей страны, её достопримечательности, памятники культуры, знакомиться с выдающимися произведениями искусства, принимать активное участие в общественной и культурной жизни.
Нравственные чувства носят действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и поступков. Важно, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для человека жизненной потребностью. Нарушение этих требований и правил должно вызывать моральную неудовлетворённость, переживание обиды, стыда, гнева.
Стили любви по Ли (Андреева, Семейная психология):
— «Эрос» — любовь с первого взгляда интенсивные взаимоотношения.
— «Людус» — любовь – игра.
— «Сторге» — любовь – привязанность или дружба, с медленным развитием и длительными обязательствами.
— «Прагма» — любовь по расчету, совместимость с партнером и наличие обязательств с его стороны.
— «Агапэ» — альтруистическая любовь.
— «Маниа» — собственническая любовь, зависимость от партнера и неуверенность в себе.
Источник