Создаём образ и настроение: искусства разные, цель одна.
Как можно нарисовать эмоции или облечь чувства в звуки? Без ответа на этот, казалось бы странный вопрос, невозможно создание музыки и живописи. В современной культуре принято создавать клипы, где звук дополняют визуальные образы. В прошлом, такой тандем музыки и изобразительного искусства имел другие черты. Например, творческие вечера могли соединять в себе классическую музыку и выставку живописи. Подобным образом, театральные декорации создавали нужную атмосферу, погружаясь в которую, люди могли более глубоко прочуствовать музыку со сцены. Достаточно вспомнить как часто композиторы и художники обращались к такой теме как «Времена года». Наверное сразу вспоминается Антонио Вивальди с одноименным произведением. Но как можно передать времена года в звуках? Или как передать нужное настроение в живописи?
Как известно, в музыке мелодия образуется посредством длительности и тональности звуков. Поэтому, в нотной грамоте мы знаем семь нот, различающихся по высоте звука, его продолжительности (целые ноты, четвертные, восьмые…) и громкости. Композитор создает из этих нот самые разные мелодии, которые могут вызвать радость или грусть, задумчивое или игривое настроение, могут передать целеустремленность, ритмичность или, наоборот, лирическое настроение… Но музыка может не только пробуждать те или иные эмоции, но и рисовать в сознании слушателей определенные образы (в нашем примере это времена года).
Подобно музыке, изобразительное искусство и живопись в частности, также способны вызывать эмоции и переживания зрителей. Живопись может передавать определенное настроение. Например, лиричность осени, безмятежность морозной зимы, пробуждение весны или благоухание лета. Но как художник это делает? Как и в музыке, посредством фундаментальных закономерностей, а также тех творческих решений, которые невозможно облечь в логику. Среди закономерностей я бы назвал следующие: цветовая гамма, тональность, форма и пластика линий, ритм и расположение предметов в композиции.
Теперь подробнее. Общеизвестно, что цвет может влиять на эмоции человека. Например, почему в ботанике часто встречаются цветы именно красного цвета? Или почему сигнальные фонари или запрещающий сигнал светофора тоже красные? Красный цвет — активный, насыщенный, яркий и заметный. Он сильно может влиять на эмоции человека и больше ассоциируется с энергичностью, раздражением или эмоциональным подъемом, чем с умиротворением и спокойствием. Другие цвета могут вызывать другие чувства. Поэтому, художник использует эти свойства цветов для передачи нужного настроения в живописи. Кроме того, цветовая гамма, как и тональность картины может быть контрастной или мягкой, светлой или темной, что тоже влияет на эмоциональную окраску произведения. Что касается формы и пластики линии, то здесь поможет один пример. Как Вы думаете какая из двух геометрических фигур более спокойная и уравновешенная — круг или неравносторонний ассиметричный треугольник? Конечно треугольник. А почему? Потому, что острые углы и не симметричная форма подсознательно ассоциируются со стремительностью, скоростью, осколками стекла, но никак не с спокойствием и уравновешенностью. Таким образом, формы изображаемых предметов своими очертаниями тоже способны передавать то или иное настроение в живописи. Подобно этому, еще немалую роль играет ритм в композиционном построении изображения. Например, если поставить деревья в ряд, на одинаковом расстоянии друг от друга и при этом они еще будут одинакового размера, то это будет выглядеть не естественно и скучно. В живой природе мало «одинаковостей». Поэтому намного более интересным и естественным будет, если одни деревья из нашего примера станут крупнее других или если какие-то деревья будут дальше друг от друга, а какие-то ближе… Это задаст динамику, интересный ритм и, соответственно, создаст определенное настроение в картине.
Если говорить о других видах изобразительного искусства, то там работают все те же законы. Даже если это будет видео в музыкальном клипе, оно будет создаваться на базе вышеизложенных принципов.
Как видим, передавать настроение можно и в музыке и в изобразительном искусстве. За создание такого образа в нашем сознании отвечает ассоциативное мышление. Т. е. мышление, с помощью которого нам на память приходят какие-либо образы, когда мы слышим какую-нибудь мелодию, чувствуем какой-то запах, видим абстрактный рисунок и т. д. И это обусловлено ассоциативными связями, а не размышлением, построенном на логике (хотя определённая логика есть и здесь). Таким образом, один и тот же образ можно сформировать и с помощью звуков и с помощью картинки. Поэтому режиссеры всегда используют этот «тандем» мира звуков и изображений.
Источник
Гармония цвета: создаем настроение картины красками
Друзья, тема статьи сегодня интереснейшая, ведь многие знают не понаслышке влияние цвета на человека , а многие из нас по- настоящему чувствуют на себе, как разные цвета влияют на их настроение .
И правильно подобранный колорит в масляной или акриловой живописи, создает особое впечатление от увиденной картины. Удивительно, но цвет на картине управляет взглядом зрителя!
Вопрос, как цвет может управлять реакцией зрителя и воздействовать на настроение?
Ни для кого не секрет, что цвет обладает сильной, невидимой энергетикой и способен даже воздействовать на психику человека, вызывая определенные эмоции и настроение, то есть, успокаивать или волновать. Люди давно поняли, в чем принцип цветовой гармонии, и научились это использовать.
Цвет окружает нас по всюду…Вы можете себе представить мир бесцветным? И, как правило, мы воспринимаем цвет как должное, ведь мы пользуемся им каждый день!
Рассматриваю картину Огуста Ренуара в музее Токио, Япония
Например, спокойные цвета применяют при оформлении медицинских, учебных учреждений, на предприятиях и фабриках, где важно добиться высокой производительности труда и снизить в разы утомляемость.
А вот яркие цвета наоборот, возбуждают и привлекают внимание. На выставках-продажах используют именно яркие вывески, с красным цветом. Тоже самое можно наблюдать во всех телерекламах, где используются контрастные, теплые цвета для привлечения внимания человека.
Но неверно полагать, что цвет – это невидимый инструмент для манипуляции восприятием. Скорее он помощник в передаче нужного настроения, позволяющий добиться гармонии в живописи, при помощи сочетание цветов в картине.
В процессе работы над картиной
Конечно, в картине помимо выбранного колорита, есть еще композиционный рисунок, он не менее важен. Но передает настроение картине, именно колорит и гармония цветовых сочетаний. Поэтому гармоничное и правильное «содружество цветов» на холсте, главный успех картины.
Влияние цвета на человека: как он управляет реакцией?
Однозначно, все люди ч увствуют по разному, как цвет влияет на их настроение, воздействуя на чувства, рождая при этом разные эмоции. Он имеет как будто бы свой язык: недаром говорят «видеть мир в розовом цвете», или «позеленеть от зависти», или «почернеть от горя»… ну, это к слову.
Именно гармония цветовых сочетаний определяет, какую реакцию у зрителя вызовет у него увиденная картина: будет казаться теплой и уютной, бродящей и энергичной или драматичной, глубокой.
Я рассматриваю сочную картину японского художника на выставке в Киото, Япония
Понимая, как оттенки взаимодействуют между собой, несложно будет передать спокойствие и умиротворение, волнение и возбуждение, симпатию и нежность, озадаченность и смущение….
Бывало ли у вас так, что рассматривая картину, вы испытывали не уютность или наоборот, успокоение от цветовой гаммы на картине… Такие эмоции вызывает не сюжет картины, а колорит, который подобран так, чтобы вызвать те самые чувства.
Цвет – основа живописи , всему голова! Зная свойства цвета, можно придать картине любое настроение. Каждый цвет в нашем подсознании сравнивается с разными стихиями, ощущениями и материальностью. Для понимания приведу несколько примеров и эмоциональных реакций на различные цвета:
- желтый – цвет солнца, вызывает чувство счастья, уюта, тепла;
- оранжевый – энергичный и праздничный, также ассоциируется со счастьем;
- красный – страсть, возбуждение, опасность, огонь;
- красно-лиловый – закат дня, волнение;
- лиловый – ночь, интриги, темнота;
- сине-лиловый – холод, темнота, волнение;
- голубой – вода, свежесть, мечтательность, небо;
- голубовато-зеленый – вода, даль, прохлада, безмятежность;
- зеленый – природа, листва, свежесть, спокойствие, тишина;
- желтовато-зеленый – солнечные лучи, листва, покой, великолепие.
Роль цвета в композиции важна: чистые оттенки рождают эмоцию, полутона позволяют приглушить реакцию, изменение яркости – вызвать грусть или дискомфорт.
Цвет основа живописи — в картине я использовала желтые, красные и зеленые цвета
Прежде чем выбрать цветовую палитру картины, нужно продумать сюжет, определить сезон, время суток, погоду. Решить, какое настроение хочется передать в этой работе.
Возможно вы замечали, что выбор палитры зависит и от нашего настроение во время работы… иногда хочется побольше контраста, а иногда пастельнность картины соответствует настроению.
Избежать противоречивых чувств и настроений помогут небольшие цветные эскизы. Они же позволят поэкспериментировать с композицией, испробовать несколько вариантов и найти лучший.
Цветной эскиз перед основной работой — росписи на стене
Смешивая краски и изучая, можно делать заметки, отмечая какие эмоции вызывает каждый оттенок и сочетание различных цветов в картине. Это поможет создать свою библиотеку данных о цвете, и в будущем сэкономить время и материалы.
Эксперементировать и изучать цвет в живописи очень и очень полезно, так вы сможете лучше понять, как устроен цвет, и что из чего может получиться.
Есть основные первичные три цвета, из которого появляютя вторичные три цвета, потом еще и еще, путем смешивания… ну от этом подробнее в другой раз.
Помните, что цвет — один из важнейших средств изображения и каждому из нас свойственен свой способ цветового восприятия и передачи.
Колорит в живописи: гармоничное сочетание цветов в картине
Целостность или чистота цвета, что лучше? Вам кажется наверное вопрос странным и непонятным…
Конечно же, есть правила, но есть и исключения из правил. Не стоит забывать, что язык живописи гибкий и живой… Может совсем не получиться интересной «живописной симфонии», если случайно не добавить «в красочный оркестр» новый оттенок! Ведь в музыке также, музыкальный колорит зависит от богатства инструментом и гармоничном его соотношении.
Так, например, теплые тона помогают передать энергию и радость. Их используют, когда нужно выразить страсть, любовь, другие положительные эмоции.
Холодные тона расслабляют и успокаивают, передают умиротворение, безмятежность.
Добиться колористической гармонии и целостности картины помогает добавление одного выбранного цвета во все используемые краски. При этом нужно помнить, что «объединяющий» цвет будет оказывать наиболее заметное воздействие на свои комплементарные цвета.
Чтобы сделать какой-то цвет наиболее заметным на картине, привлечь к нему внимание, стоит оставить его чистым, не добавлять общий тон. Сочетание гармоничных цветов и чистых оттенков в картине позволит достичь идеального результата.
Цвет — основа языка живописи
Использование «объединяющего» цвета – самый простой способ добиться гармонии цвета в живописи. Его стоит попробовать всем начинающим художникам. В дальнейшем работу можно усложнить – взять несколько «объединяющих» цветов.
Но стоит помнить, чем их больше, чем менее целостной выйдет картина. Наращивать цвета лучше постепенно и следить, чтобы конечное впечатление осталось таким, как задумывалось изначально.
Цветовой центр композиции: зачем он нужен?
Цветовая композиция и определение центра внимания, на сколько он важен и нужен ли вообще? … Поясню… Обычно на картинах есть «главная роль» какого- то предмета или объекта. Потом есть второстепенные роли и так далее. Как в фильмах… главная роль героини, второстепенная роль подружки, потом соседи и массовка.. Примерно так.
Так вот, умелое обращение с цветом помогает направить взгляд зрителя в нужно место на главного героя картины. Ведь у цвета есть 3 качества — яркость, светлота и насыщенность.
Центральный элемент композиции должен привлекать внимание, но не резать глаз. Выбирать цвет для него следует аккуратно, помня о трех качествах.
Центр в обеих картинах — бакал с красным вином
Светлота должна обеспечить главному цвету доминирование среди соседних оттенков. Яркость и насыщенность лучше сделать выше, чем у других цветов, постаравшись при этом избежать диссонанса. Важно добиться гармонии дополнительных и сближенных цветов.
Но, как я писала выше, есть исключения из общих правил. Так, например, картины многих современных художников не имеют главного героя и получаются картины не менее интересные. Как бы, все в общем и целом… все важно и второстепенно… абстрактно, размыто, поверхностно и не напрягает.
Как на фото выше, подсознательно мы понимаем, что бакал красного вина — главное на картине… а все остальное — лишь дополнение к сюжету. Кто то со мной не согласится
Если нужно передать особый колорит, в живописи нередко используются исключительно теплые или холодные тона. Но во многих случаях выгоднее смотрится сбалансированная палитра цветов.
Сочетание теплых и холодных оттенков говорит о хорошем колористическом чутье, свидетельствует о тонком вкусе и мастерстве художника, умении видеть цветовую гармонию в целом.
Планируя картину, привлекающую внимание прежде всего цветом, нужно размещать объекты так, чтобы они не мешали целостному восприятию общей композиции.
Японские посетители разглядывают картину с улицей в Париже. Выставка в Киото, Япония
Хорошо, когда цвет центрального элемента яркий, светлый и чистый, а остальные цвета приглушены. Они как бы играют роль естественного обрамления центра, формируя направление взгляда и правильное восприятие картины зрителем.
В завершение, хотелось бы сказать, цвет – это мощнейший инструмент, способный оживить полотно, произвести невероятный эффект на зрителя. Изучая цвет, мы можем воздействовать на огромный диапазон эмоциональных реакций зрителя!
Умение увидеть и почувствовать нужный цвет, передавать настроение и эмоции – ценное мастерство художника, которое нужно совершенствовать.. А как известно, совершенству нет предела. А значит, такое направление изобразительного искусства, как живопись, можно изучать и изучать бесконечно.
И поверьте, для увлеченных людей это целое поле интересных возможностей и новых открытий! Подружитесь с цветами, научитесь направлять зрителя, и ваши картины успешно смогут передавать чувства близкие каждому!
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Источник