Например, эмоции снижают необходимость применять волю в определенных случаях. Или, если у человека не хватает сил для того, чтобы начать работать, то он может один раз психануть – и начать работать.
На кого же психануть? На себя, но не касаемо агрессии, а касаемо цели!
Например, если человек хочет купить машину, то он может сказать сам себе:
Мне надоело ползать на двух ногах. Все, сажусь работать и зарабатывать деньги на машину!
И это действительно будет эффективно.
Ведь воля может не только контролировать уже существующие эмоции, но и создавать новые. И в данном случае человек испытывает те эмоции, которые разумны.
Как видим, воля может контролировать эмоции и создавать их. Сила воли и эмоции человека, то есть, можно сгенерировать те эмоциональные состояния, которые в дальнейшем могут человеку помочь применять волевые усилия.
И пример с машиной далеко не единственный. Возможны и другие варианты. Например, если человек хочет зарабатывать 100000 в месяц, то у него также имеется возможность сказать:
Я хочу жить, как полноценный человек!
И это поможет ему.
Сила воли и эмоции человека, в основном, уживаются вполне дружелюбно!
Читать статьи на тему силы воли:
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Источник
Сложные и конфликтные ситуации, при которых совершаются преступления, нередко сопровождаются развитием таких состояний психики человека, как страх, аффект, растерянность и др. Особенность изучения этих явлений в юридической психологии — своеобразное исследование их в рамках права, а также поиск способов, ведущих к уменьшению количества нарушений и изменению личности преступников.
В таких ситуациях нужна быстрая реакция, проявляемая в виде деятельности после оценки всей ситуации. Объектами действительности будут содержание обстановки, оценка происходящего.
Важное значение приобретают эмоции и чувства в процессе общения следователя и допрашиваемых. Именно эти факторы необходимы для положительного результата контактирования с участниками процесса, что наиболее существенно при их конфликтах.
Эмоции— это переживание человеком своего личного отношения к реальной действительности.
Некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями животных, например ярость и страх. Однако из-за наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, т.е. чувства.
Чувства— это устойчивое эмоциональное отношение человека к определенным явлениям и предметам окружающего мира.
— моральные — эмоциональное отношение, чувства, которые человек испытывает к себе, к своему поведению, к поведению других людей, наличие у человека социальных и моральных норм;
— интеллектуальные — чувства, возникающие в процессе умственной и интеллектуальной деятельности;
— эстетические — эмоциональное отношение человека к прекрасному, способность оценивать красоту окружающего мира.
В зависимости от качества чувства могут быть положительными и отрицательными; в зависимости от значимости выделяют глубокие и неглубокие чувства; в зависимости от влияния чувства могут быть стеническими (от греч. stenos — сила) и астеническими; по продолжительности чувства делятся на длительные и кратковременные.
Отрицательными моментами влияния эмоций и чувств могут стать ошибочные выводы следователя, общавшегося с допрашиваемыми лицами. Избежать ошибок можно, если следователь проявит терпимость и не будет поддаваться эмоциям. Правильное воспроизведение информации невозможно, если человек воспринимал ее, находясь в определенном психическом состоянии, которое не давало ему возможности точно осознать (рассмотреть) ситуацию. Каждая личность в зависимости от своих характерных особенностей или настроения по-разному воспринимает окружающий мир.
Значительную роль играют чувства и эмоции, испытываемые человеком по отношению к определенным людям. Чувства способны отобразить объективную реальность, указывая на необходимость воздействий извне на человека и его связь с обществом. Дача показаний зачастую происходит в ситуациях, которые могут вызывать в людях самые противоречивые эмоции. Чаще это растерянность, стресс, которые формируются при опасной ситуации, необходимости принятия сложных решений. Находясь в таком состоянии, человек плохо слышит и, соответственно, воспринимает окружающее. В зависимости от характерных особенностей процесс может проходить более или менее длительный период.
Состояние фрустрации (растерянности) происходит в случае поражения или неудачи. Это психическое состояние, которое возникает при переживаниях перед трудностями (заведомо невыполнимыми задачами), которое (может быть) присуще как потерпевшему, так и преступнику в ходе невыполнения, им задуманного правонарушения. Внутренняя напряженность человека провоцирует нарушения функции речи и слуха, тогда как растерянность, напротив, порождает эмоции.
Осознание угрозы (опасности) внушает человеку чувство страха, который разделяется на три формы:
1) стенический страх (или паника) практически не контролируется сознанием человека. Выражена эта астеническая форма в дрожи, иногда оцепенении и совершении человеком, подвергнутым панике, неоправданных поступков. Протекает кратковременно;
2) стеническое возбуждение уже регулируется сознанием человека, оно устремлено к преодолению чувства страха и возникшей опасности. При этом деятельность обусловливается согласно мышлению и воли личности.
В первом и втором случаях все внимание человека поглощено страхом и опасностью, поэтому он не может достоверно отразить увиденные или услышанные события;
3) тревога возникает в процессе ожидания опасности, исход которой неизвестен. Эта эмоциональная реакция формирует материалы показаний, как потерпевших, так и преступников.
Воля — это сознательная активность личности, нацеленная на преодоление препятствий и трудностей.
Основа вырабатывания воли — влечение, возникающее в основании человеческих инстинктов.
Сформировавшись в сознании человека, влечение ищет пути удовлетворения, преображаясь в желание. Воля в конечном итоге побуждает человека к действию.
Волевые процессы происходят поэтапно:
— I этап — это возникновение импульса и стремления к результату;
— II этап характеризуется появлением способов и возможностей достижения данной (поставленной) цели;
— III этап — появление мотивов;
— IV этап — рассматривание их путем противопоставления;
— V этап — принятие решения;
— VI этап — его реализация, если личность имеет решительность.
Источник
«Эмоции, чувства и воля»
2. Воля, волевой акт
3. Волевые усилия, волевые качества
1. Эмоции, чувства
Эмоции (лат. сл. эмоцео – волную, потрясаю) – это переживание человеком отношений к явлениям действительности, а также своего состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.
Эмоции, как и все психические процессы, возникают рефлекторно. Они являются отражением воздействующего на человека, на его нервную систему реального мира.
Чувства – это отражение в сознании реальных отношений человека. Чувства –это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях, которые служат объективными показателями переживаемых чувств.
Термины «чувства» и «эмоции» нетождественны. Правильнее будет называть эмоцией только конкретную форму протекания психического процесса переживания чувств. Так, нельзя называть чувство ответственности, чувство долга эмоциями, хотя они и выражают определённое отношение субъекта.
Термин «чувство» следует применять только тогда, когда речь идет об отражении в сознании живых существ их отношений к объектам. Особо следует выделить высшие чувства, выражающие духовный мир человека и выявляющие его личность. Объекты высших чувств это явления окружающей нас социальной действительности. Выделяются следующие высшие чувства: моральные, практические, эстетические, интеллектуальные.
Эмоции по своему строению и функциям полимодальны и полифункциональны. В эмоциональных состояниях выделяют общую активную, специфическую, связанную со специфическими отделами ЦНС, и неспецифическую активную, связанную с вегетативной нервной системой, регулирующей гомеостатические функции. Общая активация определяется, кроме перечисленного, деятельностью высших функций коры головного мозга и ретикулярной формацией, осуществляющей первичную обработку информации.
. ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности» [8, с.436]. 2 Теории эмоций в психологии Теория эмоций Дарвина [9] Ч. . данной работы – рассмотреть общие представления об эмоциях и теории эмоций в психологии 1 Общие представления об эмоциях Большинством авторов [1; 9; 10; 11; 12] эмоции определяются как психическое отражение .
Функциями эмоций являются: сигнально-информационная, коммуникативная, оценочная, регулятивная, включение физиологических функций организма в функционирование психики, выражение потребностей, обработка информации, принятие решений и другие.
В классификации выделяют: а) стенические эмоции (стенос – сила) положительные переживания, связанные с активностью, энергией;
б) астенические, которым присущи пассивность, страх, созерцание.
Американский психолог Кэррол Е. Изард выделил следующие фундаментальные эмоции: интерес-волнение; радость; удивление; страх; стыд; вина. В отечественной психологии для классификации эмоций используют следующие критерии: 1) величина эмоциональной возбудимости; 2) продолжительность их протекания; 3) причина их возникновения.
Настроение – общее, обычное состояние, которое имеет место в обычном, бодрствующем состоянии. Величина эмоционального возбуждения незначительная, время протекания – все бодрствующее состояние, причина состояния часто не ясна, безотчетна, зависит от огранизменного самочувствия и окружения микросферы, условий жизни, работы и т.д. Настроение является базисом для разыгрывания на его основе других эмоций.
Стресс – состояние напряженности. Стресс изучен канадским ученым Г. Селье. Он изучал состояние животных в неблагоприятных условиях: в голоде, холоде, в необходимости постоянного движения и других воздействиях. Оказалось, что организм мобилизуется на преодоление неблагоприятного. Эта мобилизация во времени проходит фазы: 1) тревогу, когда организм мобилизуется и противостоит неблагоприятному; 2) сопротивление, когда организм сопротивляется и эта борьба с неблагоприятным выражается в относительно устойчивых равновесных величинах; 3) истощение, когда энергетические возможности организма понижаются и сопротивление снижается. При стрессе величина эмоционального напряжения имеет относительно большие величины, чем это имеет место при настроении и занимает относительно большое время. Причина, вызвавшая напряжение, имеет значимое для субъекта положение, и часто негативное. Это связано с отрицательными переживаниями: тревожностью, беспокойством, страданием и т.д.
Аффект – быстро овладевающее человеком, бурно протекающее состояние, связанное с изменением контроля сознания и воли. Аффект может произойти при нарушении жизненно важных позиций (принципов) субъекта. Бурная реакция в аффекте сменяется дрожью, ступором (застывает в неподвижности).
Аффект протекает так бурно, что происходит растрата нервно-психической энергии. После него человек чувствует усталость, упадок сил. Нужно отметить, что это состояние происходит в случаях, когда человек в предварительные периоды времени при осмыслении наступления определённых ситуаций мысленно оправдывает и допускает возможность соответствующего поведения, характерного аффекту.
. в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное воздействие. Воздействие музыки на психологическое состояние человека Музыка может как созидать, так . сердце. Веселая, искрящаяся музыка действует как истинное противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже ненависти. Она ободряет и радует. Подобное .
Страсть – увлечение предметом деятельности, связанное с повышенным положительным переживанием, с увлечением, с любовью.
Фрустрация – переживание неудовлетворения целей, желаний. Это достаточно сильное переживание и может быть длительным во времени. При фрустрации цели, нереализованные личностью, бывают значимыми для нее.
Эйфория – легкое положительное эмоциональное переживание.
Экстаз – увлеченность, кратковременное положительное переживание с потерей элементов самоконтроля.
Депрессия – заторможенность психической деятельности в связи с прошедшими бурными переживаниями.
Эмпатия – сопереживание другому в его переживаниях. Очень важная эмоция в общении с другими людьми.
Апатия – безразличие, вялость, отсутствие стремления действовать, вызванные чрезмерным переживанием перед началом предстоящей деятельности.
Эмоции проявляются амбивалентно, т.е. психологические явления сложны и противоречивы: имеют место одновременное переживание противоположных эмоций (на фоне радости может быть огорчение и печаль и другие сочетания).
Успешность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения. Если уровень эмоций будет низким, то и деятельность также будет слабой. В самом деле, если человек будет находиться в пониженном, полусонном состоянии, то и деятельность его будет сниженной. Естественно, что в процессе деятельности многое будет потеряно.
Если эмоциональное состояние будет чрезмерное, то многое будет не учитываться, теряться. Оказывается, что в таком состоянии память и мышление нарушаются, человек становится невнимательным.
Управление эмоциями представляет большую сложность. В управлении своим состоянием сказываются мировоззренческая основа, ценностные ориентации. Имеет значение связь личности со своими предками и потомками. Человек становится космическим существом, когда судьба человека становится связанной с поколениями. Такое положение существенно отличает его от лиц, сугубо ориентированных только на самого себя. Следующее, что очень важно для саморегуляции своего состояния это выполнение тех обязанностей, которые постоянно сопровождают человека в его обыденной, повседневной жизни: дисциплинированность, честность, обязательность, ответственность, не откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня. Человек может выходить на работу, заведомо опаздывая. Повседневной жизнью мы можем вводить себя в стресс. И, наконец, одной из причин чрезмерных эмоций является расхождение между рациональным и эмоциональным, когда разумом понимаем, что нужно действовать определенным образом, а в реалии не следуем этому. Нужно, чтобы эмоции работали в унисон нашему разуму, целям, нашим желаниям. Для этого необходимо проводить самовнушение.
2. Воля, волевой акт
Воля – это активность личности, связанная с реализацией поставленных целей. Воля относится к высшим психическим функциям. Поскольку воля сложное психическое образование, относящееся к высшим психическим функциям, а через волю проявляется сама личность, то волю можно представить в виде модели:
. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. . Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей .
А – социальная и природная среда, в которой формируется, действует и проявляется личность.
Б – мотивы, цели, идеалы, ценностные ориентации, образы предстоящего действия.
В – эмоциональное состояние, физиологические функции, организм (тело, материальный субстрат), подсознательные механизмы.
Г – знание, опыт (мировоззрение), мышление (интеллект), сознание, функционирование речи (вторая сигнальная система), оценка обстановки, себя, принятие решения, рассуждение с самим собой, приказ себе на поведение и действия.
Д – действия по реализации целей, желаемого.
В психологии давно сложились такие понятия, как волевой акт, волевое усилие, волевые качества. Волевой акт составляет: борьбу мотивов —> формирование целей —> определение путей и средств достижения цели —> действия. Таким образом, волевой акт можно рассматривать как единичку, как отдельный элемент психического, в данном случае воли.
3. Волевые усилия, волевые качества
Преодоление внутренних (страх, неуверенность в себе) либо внешних препятствий (физическая нагрузка) сопровождается волевыми усилиями. Волевое усилие — психическое состояние, возникающее в момент преодоления препятствий. Регулярное проявление волевых усилий способствует формированию волевых качеств.
Выделяют две группы волевых качеств общие и основные. К общим качествам относятся: целеустремленность, дисциплинированность, уверенность.
Целеустремленность – это наличие перспективных и ближайших целей, планирование, организация своего поведения и действий.
Дисциплинированность – выполнение обязанностей, требований. Человек с самого раннего детства имеет обязанности, т.к. он живет в социуме. И чем больше он руководствуется требованиями социума, тем больше от него и получает.
Уверенность – это субъективная оценка соотношения своих целей и своих возможностей для решения поставленных целей.
К основным волевым качествам относятся те из них, которые связаны с максимальными физическими или экстремальными умственными действиями: решительность, настойчивость, инициативность, самообладание.
Решительность – это способность принимать решения в сложных обстоятельствах (утомление, ограниченность информации при «сбивающих» факторах) и реализовывать их в жизнь.
Настойчивость – это способность действовать несмотря на утомление, трудности.
Инициативность – это способность выполнять действия и деятельность оптимально разнообразно и эффективно.
Самообладание – это способность оценивать ситуацию, себя, несмотря на утомление и «сбивающие» факторы и управлять собою.
Таким образом, под волей следует понимать способность личности управлять своим эмоциональным состоянием, целями, мыслями и действиями. Воля есть психическое явление не одного уровня с интеллектом и эмоциями, она есть производное мотивов-целей, состояния оценки и действий.
. на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в . 1) свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и . решения; 6) осуществление принятого решения. Этап “осознание цели и стремление достичь ее” не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель .
Исследования показали, что проявление воли не зависит от свойств нервных процессов. Был такой период знаний, что обладатели слабой нервной системы относились к ненадежным в ситуациях экстремальности, быстрее у них наступает утомление. Но если соотнести свойства нервной системы ко всей модели воли, то они нивелируются другими личностными образованиями: опыт, знания, умения.
. переживаний и отражают личную оценку и значимость стимулов (внутренних и внешних) с точки зрения жизнедеятельности человека. 2. Чувства – более длительные состояния, чем эмоции . цели волевого действия, он должен быть не только познан, но человек .
. состояние не хорошее и не плохое. Всё зависит от того, как человек его воспринимает. Гнетущее чувство одиночества возникает тогда, когда человек . — сектор зла. Похвалами расширяется зона положительных эмоций. Жизненные премудрости .
. пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не .
. составляющих владения человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь. Важный шаг – научиться осознавать своё состояние, свою эмоцию. Выбирать. Одни эмоции лучше .
. восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. . и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не .
Источник