Что означает управление эмоциями настроением воспитателя

Статья «Эмоциональная компетентность в работе воспитателя»
статья

В статье представлен вопрос эмоциональной компетентности, что должен знать и уметь компетентный педагог. Представлены рекомендации для воспитателей по использованию некоторых приемов в совместной деятельности с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnaya_kompetentnost.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная компетентность в работе воспитателя

Эмоции – психологический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоциональная компетентность – это умение осознавать качество своих чувств в момент, когда вы их испытываете.

Проблема эмоциональной компетентности начала разрабатываться недавно и способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям.

Это одна из весьма полезных привычек, понимание своего поведения и рациональный выбор своих реакций.

Это очень важное свойство любого человека, помогающее во всех аспектах нашей жизни. Для того чтобы стать эмоционально компетентным, необходимо знать:

— есть эмоции , чувства и ощущения;

— есть эмоции свои, а есть чужие.

Для того чтобы стать эмоционально компетентным, необходимо уметь:

— разделять свои эмоции;

— определять источник своих эмоций;

— выбирать подходящий тип реакции и дальнейшие действия;

— все это делать в настоящем моменте.

Эмоционально компетентный педагог (воспитатель) обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны.

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство, гнев. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, тревожность, апатия и др. Это в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми.

Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений.

Рекомендации для воспитателей

В процессе совместной деятельности с детьми можно использовать некоторые приемы:

— создать положительный эмоциональный фон в группе;

— найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности;

— осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение;

— владеть навыками и умениями организаторских способностей;

— способствовать тому, чтобы детей с «низким» статусом становилось все меньше;

— о бсуждайте с детьми ситуаций, которые происходят в группе;

— поощрять совместную деятельность детей;

— не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают;

— в ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).

Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе детей внешним видом и манерой поведения, потому что дети получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия.

Научиться управлять эмоциями – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции.

Таким образом, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога. Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Источник

Психологический тренинг для педагогов: «Учимся управлять эмоциями»
методическая разработка по теме

Скачать:

Вложение Размер
trening_uchimsya_upravlyat_emotsiyami_1.doc 219 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Психологический тренинг для педагогов:

«Учимся управлять эмоциями»

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

  1. создание комфортного психологического климата в группе;
  2. проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
  3. развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
  4. тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Материалы и оборудование:

Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.

1 упражнение « Знакомство»

Педагог — психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа — упрямая).

Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».

Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.

Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. быть активными.

Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции — это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

2. Упражнение « Ассоциации»

Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

1. радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2. злость (ярость, бешенство, негодование)

3. страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

4. удивление (изумление, интерес)

5. грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6. спокойствие (умиротворение)

— Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

3. Упражнение «Интонация»

Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.

С интересом (Удивлением)

Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.

4. Упражнение «Произнесите текст»

Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

«Зайку бросила хозяйка»

2. С максимальной громкостью.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

5. Упражнение «Взгляд»

Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз .

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние . Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

6. Упражнение «Мимика лица»

Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.

Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.

7. Упражнение «Заколдованный человек»

Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово « счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.

Подведение итогов. Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада.

Цель: познакомить педагогов с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Результатом занятия с педагогами ДОО стало снятие психологического напряжения, получение эмоциональной поддержки, определение различных недостатков в распределении психической энергии, и как следствие.

Цель тренинга:Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.Задачи:создание комфортного психологического климата в группе;проверка уровня развития профессионально значимых свойств.

Цели: профилактика и коррекция тревожности, разрядка эмоционального напряжения, формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, выработка позитивного самоотнош.

Источник

Тренинг для воспитателей «Управляя эмоциями — мы управляем жизнью»

Татьяна Топоева
Тренинг для воспитателей «Управляя эмоциями — мы управляем жизнью»

Психологический тренинг для педагогов «Управляя эмоциями – мы управляем жизнью»

Аннотация. Профессия педагога часто являет собой личностей, от которых ожидают только идеальных поступков, которые не имеют права на ошибки и простые человеческие слабости. Практически все педагоги стремятся быть идеальными, может быть, поэтому они и своих воспитанников тоже стремятся «сделать» идеальными. По прошествии какого -то времени педагоги, так же как и обычные люди, начинают испытывать усталость, терять чувство эмпатии, быстрее ощущать чувство утомленности, в некоторых случаях чувство опустошенности. У одних такие жизненные этапы проходят бесследно, другие начинают задумываться о смене профессии или собственной ненужности. Для того чтобы такие периоды проходили безболезненно для самих педагогов и их воспитанников, в арсенал педагогов — психологов и старших воспитателей прочно вошли психологические тренинги. Тренинги направлены на снятие вышеперечисленных симптомов и оказанию помощи «уставшим» педагогам.

Цель тренинга: развитие таких профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

Задачи тренинга:

1. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.

2. Выработать позитивное отношение к ребенку.

3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.

4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

Характер группы: закрытая.

Принцип отбора. В тренинге принимали участие 16. В основном люди участвовали в тренинге ради интереса, хотелось пообщаться с коллегами, разобраться в проблемах профессионального характера, получить эмоциональную разрядку.

Диагностика не нужна.

Тренинг «Управляя эмоциями — мы управляем жизнью«.

Прежде, чем приступить к тренингу, участники должны оговорить правила своего поведения на занятии.

1. Правило актуального общения подразумевает говорить здесь и сейчас. Если у вас вдруг, возникла какая-то мысль, делитесь ею незамедлительно.

2. Правило конфиденциальности. Недопустимость вынесения информации за пределы данного помещения.

3. Правило искренности и уважительности. Обратная связь должна быть искренней, не надо утаивать свои мысли и чувства, нужно высказать их здесь и сейчас.

4. Правило пользования сотовыми телефонами. Во время тренинга пользоваться сотовыми телефонами запрещено.

Приближается весна, солнышко стало пригревать сильнее, поэтому предлагаю вам приветствие начать с солнышка.Возьмемся все за лучики солнца и скажем слова:

Солнышка лучик щечки щекочет,

Доброе утро сказать тебе хочет.

Доброе утро, удачного дня.

И от солнышка и от меня!

2. Упражнение «Грецкий орех»

Дорогие педагоги, перед вами лежат грецкие орехи. Я прошу вас взять себе по одному ореху. Предлагаю внимательно рассмотреть свой орешек, изучить его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки.

Затем орехи складываются обратно в мешок и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника — найти свой орех.

Также как и орех, каждый ребенок индивидуален. Скажите, трудно было найти свой орех? Как вы его искали?

(Есть свои ямки, полосочки, рисунок)

3. Древняя притча «Счастье»

Отработав много лет в детском саду, педагоги начинают чувствовать, что они начинают «терять счастье». Происходит это от того, что каждый день вы отдаете частичку себя другим. Наши души, как наполненные сосуды, по мере пользования ими, имеют свойство опустошаться. Предлагаю послушать древнюю притчу.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

— Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?

Мы ищем счастье тут и там,

За ним мы бродим по пятам,

Ему твердим мы бесконечно —

С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,

Мы долго, вглядываясь в лица.

Найти пытаемся ответ —

В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,

Что счастье — чьих-то рук творение,

Что к нам вот-вот придет волшебник,

И осчастливит нас, в сей миг!

Вопрос для обсуждения:

— Как вы думаете: «Счастье — чьих рук творение?»

Все ваши мысли верные. Мы с вами сами творцы своего счастья. И перед нами стоит нелегкая задача, сделать счастливыми не только сея, но и свою семью и своих воспитанников.

4. «Игра без правил»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Один из участников проговаривает своему соседу по кругу начало фразы «Мне нравится, что…» и добавляет к ней свое содержание. Затем проговаривает следующую фразу «Мне не нравиться, что ты…» и добавляет к ней свое содержание. Второй участник поворачивается к следующему участнику и проговаривает начало фразы и т. д. по кругу.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства у вас возникли?

Что не понравилось?

1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали этого и после напоминания воспитателя. Какова должна быть реакция педагога?

– Он нарисовал на картине.

Да,теперь вижу: мальчик у доски, у картины, которую мы только что рассматривали на занятии. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко,горячо выдыхает:

– Я. Я не хотел, я нечаянно.

Мальчик громко заплакал.

3. Дети не хотят играть в предложенную воспитателем игру. Как поступить педагогу?

4. На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5 лет, впервые попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город.

— Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? — обращается к нему воспитатель.Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

— Не-е-е. Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

6. Упражнение «Солнце»

Цель — показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

Необходимо разделиться на две команды, в одной команде молодые педагоги, в другой педагоги со стажем.

Каждая группа берет желтый круг. Задача членов каждой подгруппы нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного солнца.Каждый член на луче пишет окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»

Затем солнца и лучи крепятся на доску.

Прочитав все фразы, написанные лучах, нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного

7. Упражнение» Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода»ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

На облаках написать пожелания, мысли, эмоции, если считаете встречу полезным, тоже напишите, помните про принципы здесь и сейчас.

Родительское собрание «Права ребенка — это права взрослого». Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого» Старший дошкольный возраст. Блог Светланы ЛогиновойАнонс Добрый день, уважаемые.

Творческая сторона профессии… Что такое «педагог»? Под этим словом подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. Профессия.

Источник

Читайте также:  Заразилась хорошим настроением больничный брать не буду
Оцените статью