Lo-Fi: музыкальный бунт против идеального звучания
Материалы взяты с сайтов: redbull.com, lookatme.ru и ru.wikipedia.org, а так же дополнены нашими экспертами.
Не секрет, что Дискета обожает аналоговое звучание, тёплое ламповое настроение и авторский подход к созданию музыки. Дискета выбирает Lo-Fi альтернативу современного вылизанного звука поп исполнителей. В связи с этим мы решили рассказать Вам историю «независимой низкокачественной» музыки в деталях.
Т ЕРМИН
Лоу-фай инди (Lo-Fi indie, от low fidelity — низкое качество) — направление в инди-музыке, для которого характерно низкое качество записи звука. Многие лоу-фай-инди-группы записывают свою музыку на дешевые кассетные рекордеры. Это своеобразная форма протеста, которая присуща панку или гаражному року.
И стория
Лоу-фай движение началось довольно давно. Все ранние рок-н-ролльные записи (Бадди Холли, The Beach Boys, The Beatles), гаражный рок 1960-ых, альбомы The Velvet Underground, панк-рок конца 1970-ых можно отнести к лоу-фаю с чисто технической стороны – технологии записи звука в то время не позволяли добиться большого диапазона частот в записи. Шероховатости записи одними из первых начали намеренно использовать именно The Velvet Underground в своем альбоме White Light/White Heat, предвосхитившим нойз-рок. Рок-н-ролльщики, «гаражники», первые хард-рокеры и панки в неформальной обстановке и без специального оборудования пытались самостоятельно записывать альбомы. Делалось это на сумасшедшем энтузиазме, быстро, непрофессионально, с большим количеством ошибок. Качество звука страдало, но поклонников у новоявленных групп становилось больше и больше.
Однако как отдельный жанр лоу-фай выделился в альтернативном роке 1980-ых. Тогдашние инди-рокеры предпочитали записываться на непрофессиональных четырёхдорожечных магнитофонах. Одним из наиболее ярких примеров был Дэниел Джонстон, музыку которого периода 80-ых и 90-ыхгодов иначе как к lo-fi причислить невозможно. Параллельно с наивными песнями Дэниэларазвивалась сцена инди-попа, и такие группы как Cleaners from Venus и Beat Happening использовали лоу-файное качество звука скорее в качестве ограничения, нежели протеста. На протяжении конца 80-ых и начала 90-ых термин Lo-Fiпостепенно становился не только характеристикой качества записи конкретного альбома (т.е. совершенства звуковой аппаратуры на которой была сделана запись), но и собственно музыкальным жанром. История истинного рок-н-ролла (имеется ввиду конкретный жанр а не собирательное понятие) свидетельствует о том, что запись альбомов происходила предельно быстро и дешево, зачастую на нестандартном оборудовании. Однако этот термин утвердился преимущественно в отношении небольшой группы Indie-рокеров, которые предпочитали записывать свои материалы на непрофессиональных четырехдорожечных магнитофонах.
О многоканальной записи и возможностях наложений звуков, очистки материала от постороннего фона при поддержке звукозаписывающей студии речь не шла, это было слишком дорого, и пугала опасность попасть в тотальную зависимость от лэйбла. Лучший вариант — оставаться независимым, посвящать себя творчеству и вооружиться четырехдорожечным магнитофоном. В 70-ыхгодах панк-коллективы не только приобрели узнаваемый внешний вид, дырявые джинсы, растянутые пайты и яркие хаера, но и придумали название своей музыке — D.I.Y. («сделай сам»). Молодые бунтари повзрослели, в 80-ыхони начали осознанно использовать технические ошибки звука для создания треков и придания им максимальной реалистичности.
Большая часть Lo-Fi коллективов выросла на наследии американского андеграунда 80-ых, особенно таких групп как R.E.M., кучки британских post-punk банд и новозеландских the Chills и the Clean. Часто Lo-Fi коллективы смещались в своем творчестве от простых поп или рок песен в сторону свободных песенных структур и полного звукового художественного эксперимента. Но даже тогда Lo-Fi группы создавали довольно простые песни, придерживались плохого качества записи с наслоениями искажений и шума, а также склонялись к абстрактным, трудным для понимания текстам, и приглушенному вокалу. Все это делало их музыку особенной и непохожей на другую.
Изначально Lo-Fi записи распространялись на обычных бытовых кассетах, пока несколько Indie-лейблов не стали выпускать альбомы на виниле (главным образом K Records, возглавляемая Calvin Johnson’ом – лидером Lo-Fiгруппы Beat Happening). Некоторые группы конца 80-ыхтипа Pussy Galore, Beat Happeningи Royal Trux даже умудрились создать небольшую фэн-аудиторию в американском андеграунде. К 1992 году такие коллективы как Sebadoh и Pavement своими преднамеренно зашумленными, хаотичными записями добились уже серьезных успехов как в Америке, так и в Британии. Несколько лет спустя Liz Phair и Beck помогли Lo-Fi эстетике пробиться в мейнстрим, хотя им и пришлось для этого несколько модернизировать (улучшить) звучание.
С овременность
Ярко вспыхнув в 80-90 годах он медленно угас, подчинившись законам шоубиза и известным лэйблам, но уже в эру социальных сетей лоу-фай вновь ворвался в музыкальные топы. Что стоит за его успехом?
Переход от аналога к цифре установил новые стандарты звучания и подходы к написанию музыки, основные игроки индустрии вступили в новую эпоху с желанием заполучить безупречно чистый продукт. Отлично — это неплохо продается, но где творчество и уникальность? Lo-Fiстал ответом мировым лэйблам и попыткой вернуть дух бунтарства в музыку. Легкое потрескивание на записи, умышленные технические ошибки, шумовой фон и искажение звуков, воссоздание ретро-стилистики и игра сочетаний музыкальных жанров, максимально реалистичный вокал — эффект некачественного продукта со знаком качества записи Lo-Fi сначала шокирует, а потом затягивает. Жанр становится ожидаемой реакцией на чрезмерно вычищенную музыку со знаком качества — Hi-Fi.
Не нужно наивно предполагать, что Lo-Fi — достижение только рок и панккультур, жанровые эксперименты отлично вписались в Lounge, Ambient, Acid Jazz, British Invasion, Chillwave, Noise, Hip-Hop, Hypnogogic pop, Vaporwave, Drone, Techno и House.
Например Lo-Fi House сравним с клубной медитацией. Искажение музыки, использование помех, ретро вставки и нескончаемые экспромт — все это сделало Lo-Fi House топовым направлением среди мировых диджеев. О том какие лоу-фай эффект присущи таким жанрам, как Chillwave и Vaporwaveможно даже не писать. Вы и так с этим прекрасно знакомы, а так же с тем, что подобные артисты и коллективы предпочитают издавать свою музыку на кассетах и даже дискетах (. ). Что собственно повышает уровень Lo-Fi в и без того не особо профессиональных записях. (Освежить память можно пробежавшись по нашим предыдущим статьям здесь: https://vk.com/@diskettelounge)
Никаких стандартов и правил, только творчество и максимально реалистичный звук — это то, что позволяет Lo-Fi уверенно держаться в топе мировых жанров музыки.
Источник
Жизнь в стиле lo-fi. Это как?
Фото: Гульдана Тауасар
Сумасшедший темп жизни диктует свои правила. Мода, еда, кино, музыка, технологии – всё работает в бесконечном цикле потребления. В ответ появляется lo-fi – странная философия создания музыки, которая противопоставляет себя быстрому темпу. Но что такое lo-fi?
Лоу Фиделити
Lo-fi – сокращение от low fidelity. Если переводить дословно, то получится что-то вроде «низкое качество». Что это значит? Это совокупность подхода, философии и эстетики, но lo-fi ассоциируют в первую очередь с музыкой. Как отдельное культурное направление lo-fi оформилось относительно недавно, но из-за расплывчатого определения выделить конкретные временные рамки невозможно.
Lo-fi – это музыка, сохраняющая ощущение самодела. Разные скрипы, хрусты и помехи при записи были как раз характерны для гаражного рока и панка, потому что музыканты записывались в домашних условиях. Из-за этого и запись звучала по-особенному. Несовершенства становились частью эстетики, пусть и непреднамеренно. С развитием технологий вся популярная музыка стремилась к кристально чистому звуку. Кто бы мог подумать, что возникнет спрос на намеренно «низкокачественное» звучание. Однако старый рок – всё же lo-fi, только с точки зрения техники и чувства DIY. Современный же lo-fi – это нечто более эфемерное. При прослушивании такой музыки часто говорят о чувстве «тепла». Оно появляется опять же из-за тех самых «несовершенств» записи, но обладает четким набором знакомых инструментов. Здесь мы подходим к самому важному историческому этапу в культуре lo-fi – появлению интернет-радио , где 24/7 играет lo-fi хип-хоп.
Музыка, которая подходит всем
Радио представляет из себя бесконечную петлю анимации, состоящую из образа уставшей аниме-девочки, которая без остановки пишет что-то. Всё это происходит под аккомпанемент ударных партий, с мягкими клавишными и гитарными аккордами в медленном темпе. Эта непрерывная трансляция на YouTube продолжается уже несколько лет. За это время появились сотни каналов-подражателей. Но, что удивительно, все они ссылаются друг на друга, создавая большое дружное сообщество. Считается, что на создание lo-fi хип-хопа как поджанра повлияли два битмейкера – J Dilla и Nujabes – это легенды индустрии, которые запомнились «мягкой» музыкой и сэмплированием джаза. Интересно, что родились они в один день – 7 февраля 1974 года, и оба умерли при трагических обстоятельствах.
Что придает хип-хопу ощущение lo-fi? Мы уже сказали об инструментах и основной структуре, но главное – детали. Музыканты часто набрасывают поверх всего трека белый шум или шум дождя, как бы создавая помехи, понижая качество всей записи. Для сэмплов используются не только джазовые партии, но и записи разговоров (обязательно в низком качестве), и отрезки диалогов из фильмов. Всё это создает ощущение присутствия, вы будто сидите со своими знакомыми, и музыка – саундтрек вашего вечера. Почти все lo-fi радио, представленные на YouTube, для визуального оформления используют цикличные рисованные анимации. Чаще всего предпочтение отдается «анимешным» героиням, и это, возможно, связано с тем, что Nujabes работал над музыкой в аниме «Самурай Чамплу». В целом всё это и должно создавать то самое неуловимое «тепло».
Lo-fi изначально рассматривался как музыка для учебы и отдыха. Но магия его в том, что он подходит практически под любое настроение. В качестве примера возьмем названия плейлистов с канала the bootleg boy: «Слушаем lo-fi в снежную бурю», «Слушаем lo-fi в одиночестве на Новый год», «Слушаем lo-fi, пока катаемся ночью по городу», «Грустный lo-fi для сна», «Слушаем lo-fi, пока над головой взрываются салюты» и самый атмосферный плейлист – «Сейчас шесть утра, и я всё ещё скучаю по тебе». Это об абсолютно разных состояниях, но, наверное, знакомых каждому. И в этом смысле lo-fi объединяет всех не столько по музыкальным предпочтениям, сколько по душевному состоянию. Lo-fi отказывается от сумасшедшего темпа современности и стремления к идеалу – это своеобразный протест без лишнего шума.
Источник
Мода, ламповость, протест: что такое лоу-фай?
Хрип инструментов, едва различимые между собой удары перкуссии или бита, технические шумы, искаженный голос – вы не поверите, но полтора десятка лет назад многие записывали любимую музыку с проигрывателей на диктофоны, встроенные в древние кнопочные мобильники. Или жестко пережимали файлы, чтобы в 15 мегабайт памяти поместилось побольше. И слушали эти песни со встроенных же в них динамиков. Качество прослушивания при этом оставляло желать лучшего, но был в этом свой особенный шарм. Возможно, он же, этот шарм, вот уже много лет подталкивает талантливых музыкантов писать музыку с заведомо плохим качеством. А может дело и не в нем.
Как бы то ни было, лоу-фай – жанр, который вполне успешно конкурирует с другими направлениями в борьбе за популярность.
История
Для начала разберемся, что же такое лоу-фай музыка, и откуда она берет свое начало.
В начале 60-х годов многие рок-группы не могли позволить себе качественную запись звука и вынуждены были пользоваться достаточно скромной по качеству аппаратурой чтобы записать свои хиты. В то же время некоторые группы намеренно искажали звук, тем самым демонстрируя некий протест студийной «глянцевой» записи. Музыканты хотели показать свою уникальность, и добивались эффекта «самодельного любительского звучания». Среди таких была группа The Rolling Stones, записавшая гитарные партии песни «Jumping Jack Flash» через кассету.
Итак, лоу-фай — запись с шумами и искажениями ( от англ. low fidelity — «низкое качество» ). Вот, например, несколько групп прямиком из девяностых – кому-то из любителей фирмового и добротного звука может показаться странным, что эти ребята оказались вполне успешными и популярными.
В частности, именно благодаря их успеху лоу-фай окончательно сформировался как отдельный стиль музыки, к которому сегодня относятся поджанры: лоу-фай инди, лоу-фай хип-хоп, лоу-фай хаус и прочие.
Основателями лоу-фая считается инди-рок группа Pavement. Их бунтарский характер выдает и их имидж, и политика антипромоушена. Достаточно взглянуть на самих ребят, а также на обложки их альбомов — и вот он, стиль настоящих лоу-фай 90-х: нонконформизм, хулиганский внешний вид и рисунки на фронтальной стороне диска, больше напоминающие примитивные детские рисунки.
В СССР первой группой, играющей лоу-фай была «ДК», основанная в 1980 году Сергеем Жариковым. «ДК» считаются не только пионерами экспериментальной музыки, но и основоположниками отечественного лоу-фая. В группе играл Сергей Летов — старший брат лидера «Гражданской Обороны». Именно под влиянием «ДК» в свое время формировалось творчество «ГрОба».
Интересно, что молодежная аудитория слушает Летова и сегодня. Актуальными являются не только его тексты, но и жанры, в которых Летов стал первопроходцем. Мода на все экспериментальное находит отклик в творчестве «Гражданской Обороны», и именно поэтому интерес к группе не перестает расти.
Лоу-фай сегодня
Почему же спустя столько лет лоу-фай музыка пользуется популярностью?
Ответ прост: лоу-фай – идеальная музыка для фона. Под нее можно учиться, работать, гулять, то есть делать абсолютно любые бытовые и не только вещи. Лоу-фай расслабляет, вызывает только положительные эмоции, а наличие искажений в дорожке добавляет ностальгическое настроение. Эта музыка легкая, ламповая, и атмосферная. Многие исполнители этого жанра пишут названия групп на латинице, и почти всегда строчными буквами. В этом заключается философия современных лоу-фай исполнителей: они выкладывают музыку в соцсети, записывают альбомы без профессионального оборудования, используют строчные буквы для названий — это камерность, протест канонам и «вылизанности». Тексты песен лоу-файщиков насквозь пропитаны инфантилизмом, они несут в себе протесты ко всему старому и закоренелому. Чтобы не быть похожими на других, музыканты специально искажают звуковые дорожки, дабы добиться эффекта «записи на диктофон».
Кстати, огромной популярностью сейчас пользуется лоу-фай радио на YouTube. Это стрим с лоу-фай и чилл-хоп музыкой, сопровождающийся бесконечной анимацией с девочкой из аниме. Картинка напоминает мультфильмы Хаяо Миядзаки, и она отлично дополняет расслабляющую ностальгическую волну. Стрим бесконечный, его можно слушать в любое время дня и ночи.
Наконец, выясним, какие популярные лоу-фай исполнители есть в нашей стране, и за что их любит аудитория.
Группа angelic milk — молодые ребята из Петербурга, играющие космическую музыку, дополненную нежным голосом вокалистки Сары Персефона. Имидж группы, как рисунки их обложек (сделанные Сарой) и сами песни пропитаны инфантилизмом, но в этом их прелесть: они погружают слушателей в ностальгию, где каждый может почувствовать себя свободным и помечтать.
Источник