- Когнитивная теория эмоций
- Содержание
- Теория Зигмунда Фрейда
- Двухфакторная теория эмоций
- Концепция эмоционального интеллекта
- Информационная теория эмоций
- Биологическая теория эмоций
- Когнитивная теория эмоций
- Литература
- Когнитивная эмпатия против эмоциональной эмпатии: что это такое, и почему они обе важны для нормальной социальной жизни
- Что такое эмпатия?
- Каким может быть это качество?
- Что такое когнитивная эмпатия?
- Что такое эмоциональная эмпатия?
- В чем различия, значимые для обычной жизни?
- Какая из них важнее?
- Эмпатия – это врожденное качество?
- Можно ли развить эмпатию?
Когнитивная теория эмоций
Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание.
Содержание
Теория Зигмунда Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда связывает эмоции с избытком энергии в мозге. Источником такой энергии является подсознательное, которое проявляет внутреннюю активность (либидо). Конфликтная ситуация, которая не находит решения в поведенческой сфере, запоминается как негативный эмоциональный фон. Надо отметить, что существование избыточной активности подсознательного, связанной с хранением сенсорной информации, трудно объяснимо (носителю информации все равно, что на нем записано). Активность подсознательного можно объяснить тем, что мотивация запускается внешним фактором – сигналом из внутренней среды организма (ткани организма для мозга такая же внешняя среда, как и окружающий мир) (1).
Двухфакторная теория эмоций
Двухфакторная теория эмоций (Стенли Шехтера) предполагает, что избыток энергии возбуждения придает текущему содержанию сознания соответствующую эмоциональную оценку : «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события». Например, двум добровольцам вводился адреналин. На фоне развивающегося возбуждения предлагалось чтение текста. В зависимости от содержания текста, испытуемый ощущал радостное возбуждение или угнетенное состояние. Следует отметить, что данная теория, в отличие от теории З. Фрейда, предполагает избыток энергии в нервной системе следствием текущего состояния активирующих систем мозга, в ответ на особенности текущей обстановки. В несколько ином понимании, ту же идею находим у Леонида Викторовича Крушинского, который впервые выдвинул гипотезу об уровне возбудимости мозга как модификаторе поведения животных. Эта гипотеза основывалась на результатах опытов, где искусственное повышение возбудимости нервной системы трусливых и злобных собак введением фармакологических средств приводило к значительному усилению активно- и пассивно-оборонительных реакций (2).
Концепция эмоционального интеллекта
Совершенно противоположный путь к пониманию эмоций намечает концепция эмоционального интеллекта. В контексте проблемы способностей было замечена коммуникативная сторона эмоций – возможность передачи информации мимическими и другими проявлениями душевного состояния. Обращает на себя внимание, что эмоции рассматриваются не только в аспекте врожденных мотиваций, им делегируется возможность ассоциироваться с тем, или иным текущим моментом внешней обстановки (3).
Информационная теория эмоций
Информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова акцентирует внимание на сенсорной их природе. Однако изложение теории на это прямо не указывает. Акцент эмоционального действа рассматривается в моторной части мозга, где эффективность программы поведения определяет знак эмоций. Тут завуалировано противоречие – информация вначале приходит в сенсорную часть нервной системы, а ее оценка проявляется на выходе, при воспроизведении в памяти наличных программ поведения (4).
Биологическая теория эмоций
В соответствии с биологической теорией эмоций Пётра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, П.К. Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели». Как видим, основную информационную нагрузку в биологической теории несет ее знак, который маркирует программу поведения и придает последней определенную направленность (5).
Когнитивная теория эмоций
В статье «Эмоции, как архаическая форма сознания» (6) предложена когнитивная теория эмоций, которая разделяет эмоции, программы поведения и знак эмоций. Мозг рассматривается в контексте теории функциональных систем, чем подчеркивается рефлекторный принцип его организации. Энергия внешней среды, через рецепторные аппараты, поступает в сенсорную часть нейронной сети и выходит через моторные участки этой сети (в нейронной сети, в процессе обмена энергией, происходит перекодировка сенсорной информации в поведенческий континуум – рисунок поведения и рисунок внешней обстановки совместно запоминаются). В результате достигается адаптация организма в окружающих условиях (7).
Нейронная сеть имеет многослойную структуру, которая отражает ее эволюцию. В ней прослеживается тенденция к слиянию потоков сенсорной информации. Центры, в которых собирается вся сенсорная информация, представлены гиппокампом (подкорка) и лимбическая система (кора мозга) (8). На уровне сознания смесь всей сенсорной информации ощущается как эмоциональный фон. На уровне ствола мозга, подкорки, афферентные зоны, связанные с одним или несколькими сенсорными анализаторами, запускают безусловные рефлексы, при поступлении в них соответствующего сенсорного рисунка.
Слово это символ, представленный в моторном мозге двигательной программой, а в сенсорном мозге соответствующим образом (звуковым, слуховым). Эмоция – древнее несовершенное слово, которое характеризует внешнюю обстановку целиком. В процессе формирования памяти эмоция-символ запоминается с той или иной программой поведения. По аналогии с речевой функцией, эмоция вызывает определенную поведенческую активность, а поведенческая активность способна порождать эмоцию.
Мимические движения являются зрительным аналогом звуковой составляющей слова, в них отражаются эмоциональные состояния. Например, если из двух обезьян одна заметила опасность, ее мимика способна объяснить происходящее соседке. Самопроизвольные мимические движения, сопровождая определенные эмоции, со временем становятся способными их обуславливать. Смена мимических выражений у животных порождает нечто напоминающее процесс мышления человека, происходящий у последнего с участием речевого аппарата.
Появление эмоций связано с поступлением энергии в кору мозга, когда более низко расположенные участки нейронной сети не могут вывести энергию из-за отсутствия соответствующих программ поведения. Скорость и количество поступления энергии характеризуют силу эмоций. Эффективная программа поведения, с помощью которой выводиться избыток энергии, сопровождается активацией медиаторных систем мозга, что ощущается как положительная эмоция. В ситуации, когда программа поведения реализоваться не может, происходит застой энергии в нейронной сети и эмоция приобретает отрицательный оттенок (в негативном ощущении играют свою роль тормозные процессы, которые нейтрализуют избыток энергии). Например, смерть родственника нарушает стереотип общения и делает привычные программы поведения невыполнимыми. Неразрешимость, создает негативный эмоциональный фон. Решая задачи выполнимые, мы отвлекаемся, в какой-то степени, от неприятных мыслей (церемония похорон, получение наследства). Постепенно активные программы убирают застой энергии из нейронной сети, горе забывается.
Отсюда следует вывод: эмоциональный фон – аналог слова, характеризует сенсорную обстановку, как нечто целое. Консолидируясь в памяти с определенной программой поведения, эмоциональный фон образует с ней, соответственно с рефлекторным принципом, цельное функциональное образование. Знак эмоции характеризует не эмоцию, а указывает на эффективность программы поведения (явление, которое характеризует окончание рефлекса, не может быть его пусковым механизмом).
Литература
1. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 606 с.
2. Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. Избр. Труды, т. 1. – М.: Наука, 1991. – 258 с.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
4. Симонов В.П. Психофизиология эмоций // Основы психофизиологии, гл. 7. – М.: ИНФРА-М, 1998. – с. 143-167.
5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 350 с.
6. Карачунский В.А. Эмоции как архаическая форма сознания // Наука. Религия. Общество. № 3. – Донецк: Изд. ИПИИ «Наука і освіта», 2006. – с. 199 – 208.
7. Кратин Ю.Г. Анализ сигналов мозгом. – Л.: Наука, 1977. – 238 с.
8. Виноградова О.С. Гиппокамп и память. – М.: Наука, 1975. – 350 с.
Источник
Когнитивная эмпатия против эмоциональной эмпатии: что это такое, и почему они обе важны для нормальной социальной жизни
Психология интересна многим людям, а ее специфические термины очень часто можно услышать в обычных разговорах. Популярности этой науки среди простых людей очень способствуют фильмы, телевизионные сериалы, рассказывающие о поимке преступников с помощью составления их психологического портрета, или, как говорят в кино, профиля.
К примеру, термин «эмпатия» был мало кому известен до выхода на экраны фильмов о Ганнибале Лекторе. Эмпатом является один из главных персонажей Уилл Грэм. И именно эта особенность помогает ему находить преступников. С подачи авторов фильмов слово «эмпатия» стало чуть ли не обиходным, однако мало кто представляет себе, в чем суть этого качества. Как правило, далекие от психологии люди путают эмпатию с сочувствием. И хотя между ними немало общего, это совершенно разные понятия.
Что такое эмпатия?
Это особое качество человека, позволяющее ему осознанно понимать эмоциональное состояние людей. Также это и умение сопереживать им, не утрачивая при этом отстраненного осознания причин наблюдаемых эмоций, действий, рассуждений.
Границы у данного понятия весьма призрачны. Иными словами, конкретные проявления этого свойства человеческой натуры напрямую зависят от обстоятельств. Это означает, что эмпатия у артиста, работающего над ролью, и врача, выслушивающего пациента, будет проявляться по-разному.
Каким может быть это качество?
Психологи выделяют три основных разновидности эмпатии:
Предикативная форма встречается довольно-таки редко. Человек, обладающий таким свойством, способен весьма точно и детально объяснять и предсказывать поведенческие аффективные проявления и реакции других людей в рамках каких-либо обстоятельств. Именно такой разновидностью эмпатии был наделен персонаж Уилла Грэма из серии романов и фильмов о докторе Лекторе.
В реальной жизни же гораздо чаще встречаются люди, обладающие двумя другими формами этого свойства.
Что такое когнитивная эмпатия?
Описать эту разновидность можно одним словом – это анализ. То есть когнитивная эмпатия основывается на процессах мышления и логики, внимательности и умению подмечать мелочи и детали. Интуиция при проявлении такой формы этого качества не задействуется, так же, как и эмоции.
Если персонаж Уилла Грэма был наделен предикативной эмпатией, то когнитивную форму этого свойства демонстрируют практически все герои детективов. Например, Шерлок Холмс. Фактически, это свойство человека является ничем иным, как высшей формой логического анализа. Отличие же между ними в том, что большая часть цепочки рассуждений человеком не осознается, и он далеко не всегда может объяснить, как именно пришел к определенным выводам из предоставленных данных, предпосылок.
Что такое эмоциональная эмпатия?
Этим свойством в той или иной степени наделены практически все люди. Эмоциональная эмпатия основывается на полной или частичной проекции переживаний другого человека на себя, их своеобразной примерке.
Такие эмпаты неосознанно подражают другим. Они копируют жесты, позы, мимику, манеру речи. Это позволяет им понять то, что творится в сознании или же на душе у того, с кем происходит общение.
Именно эта разновидность эмпатии задействует в качестве инструментов своего проявления сочувствие и сопереживание, а, точнее, их демонстрацию другому человеку.
В чем различия, значимые для обычной жизни?
Когнитивная и эмоциональная эмпатии схожи с двумя полюсами Земли. То есть не взирая на то, что обе невероятно похожи, они являются противоположностями. Это очень важно в обычной жизни. К примеру, человек, обладающий развитым когнитивным даром, никогда не сможет чувствовать себя комфортно или же уживаться под одной крышей рядом с эмоциональным эмпатом. Разумеется, это утверждение справедливо лишь для тех людей, которые наделены «чистым» даром эмпатии на очень высоком уровне.
Когнитивный эмпат лишен эмоций, он готов воспринять точку зрения другого человека, осознать ее и понять испытываемые им чувства, при этом точно спрогнозировав поведение и поступки собеседника. К примеру, увидев женщину в новых туфельках, оглядывающуюся по сторонам и потирающую ногу, такой эмпат сделает вывод о том, что женщина найдет скамейку, сядет, снимет туфли и заклеит мозоль пластырем. Этот вывод – следствие цепочки умозаключений, а не чувственного восприятия.
Эмоциональный эмпат же не думает, он ощущает и нуждается в чувственном взаимодействии с объектом. Оказавшись в аналогичной ситуации, этот человек буквально ощутит боль в ногах, глядя на женщину, подойдет к ней и предложит свою помощь. Эмоциональная эмпатия задействует не разум, а общение, ощущения, обмен опытом.
Разумеется, в жизни это качество очень редко встречается в «чистом», однородном виде. Большинство людей наделены как когнитивной, так и эмоциональной формами эмпатии.
Какая из них важнее?
Хотя когнитивную и эмоциональную эмпатию часто и противопоставляют, в обычной жизни нужны обе формы. Далеко не всегда требуется проявление эмоций, но и чистая логика тоже редко требуется.
С помощью когнитивной эмпатии можно понять собеседника, уловить суть его рассуждений, осознать двигающие им мотивы и спрогнозировать дальнейшие действия. Это умение может быть незаменимо в рабочих взаимоотношениях, при ведении собственного бизнеса или общении с начальством. Очень помогает это качество и в карьерном росте. Пригодится оно даже при посещении родительского собрания в школе, особенно в том случае, если ребенок не прочь похулиганить.
Эмоциональная эмпатия же необходима при общении с друзьями, она нужна для создания и поддержания особой, теплой и доверительной атмосферы в семье. Без эмоциональной эмпатии не обойтись, заботясь о маленьком ребенке или же о пожилом человеке.
Соответственно, наиболее хорошим и актуальным в обычной жизни является совмещение этих качеств, а не противопоставление их.
Эмпатия – это врожденное качество?
Этот вопрос является предметом многочисленных дискуссий и психологических исследований уже не один десяток лет. Спорят психологи и о том, можно ли считать эмпатию талантом.
Пока психологи дискутируют, генетики и нейробиологи исследуют, ставят опыты, проводят эксперименты и наблюдают. В ходе таких исследований были получены данные о прямой взаимосвязи эмпатии и генетики. То есть, это свойство личности является наследственным, подобно цвету волос или же склонности к каким-либо заболеваниям.
Однако наследственность определяет лишь склонность к эмпатии, а не ее наличие. То есть, если, к примеру, у человека все предки были художниками, то он, без сомнения, имеет склонность к рисованию. Но если ему не дать в детстве карандаши и не отвести в Школу искусств, то картины он писать не будет. Максимум, чего он достигнет без занятий, развивающих талант, это соразмерность в изображениях.
Помимо роли наследственности, ученые установили и то, что к эмоциональной эмпатии больше склонны женщины, а к когнитивной – мужчины.
Можно ли развить эмпатию?
Это вопрос, который также является предметом споров между учеными. Одни из них считают, что научиться данному качеству невозможно, другие же утверждают, что в развитии эмпатии нет ничего сложного.
Известный канадский и американский ученый, психолог Альберт Бандура разработал довольно-таки интересную методику. Это теория социального когнитивизма, обуславливающая возможность обучения приемам эмпатии, а также развитие в себе этого качества.
Суть метода в том, что люди копируют, моделируют и воспроизводят различные эмоциональные состояния, переживания. Тем самым они развивают в себе дар эмпатии и учатся выражать собственные чувства так, чтобы другие люди могли их понять и воспринять.
Источник