- attachments_13-04-2012_09-55-22 / Лекция 5 — Эмоциональные психические процессы
- Научная электронная библиотека
- Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
- Содержательная часть
- Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
- Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
- Лимбическая теория эмоций
- Информационная теория П.В. Симонова
attachments_13-04-2012_09-55-22 / Лекция 5 — Эмоциональные психические процессы
Курс «Психология и Педагогика»
Тема 5. Эмоциональные психические процессы.
Эмоциональные процессы и состояния.
Эмоциональный тон ощущений и собственно эмоции.
Чувства как высшие эмоциональные процессы. Классификация чувств.
Эмоциональные процессы – есть результат деятельности мозга.
Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.
Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания.
Эмоциональные психические процессы, в отличие от познавательных процессов, определяют отношение к ним, основываясь на оценке их полезности или вредности для личности.
При положительной оценке возникают положительные эмоции, которые побуждают к сохранению полезных свойств и качеств.
При отрицательной оценке возникают отрицательные эмоции, сопровождаемые деятельностью, направленной на уменьшение вредных воздействий.
Эмоции имеют рефлекторную природу и возникают при воздействии каких-либо раздражителей. Отметим, что нервные процессы сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменением частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц.
Эмоциональные психические процессы делят на простые (элементарные) и сложные (высшие)
Эмоциональный тон ощущений
Эмоциональный тон впечатлений
Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение.
Ориентировочная. Сообщить организму о степени опасности и желательности того или иного воздействия.
Обеспечение обратной связи, данная функция заключается в предоставлении человеку информации об удовлетворении или неудовлетворении.
Тесно связана со второй функцией и представляет собой необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор пока не будет достигнут нужный организму результат.
Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем
Пример: Катание на американских горках (переживание страха и сознание его безопасности)
Эмоциональные тоны обладают большой инертностью. При направлении внимания на впечатление оно усиливается. При отвлечении – уменьшается. Смакование удовольствия.
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Являются одним из основных регуляторов деятельности.
гнев – врожденная реакция на препятствия в движениях.
страх – врожденная реакция на угрозу жизни.
жалость – врожденная реакция на потерю кого-то или чего-то.
радость – врожденная реакция на приобретение чего-либо.
Остальные эмоции в процессе социализации (например: культура)
Реакция на ситуацию – ситуация в целом а не отдельный раздражитель
Механизм предвидения – значимость для человека той или иной ситуации
Дифференцированная оценка – оценка, подготовка и мобилизация энергии
Внешние проявления эмоций – мимика, интонации
Универсальность – независимость эмоций от вида потребностей и специфики деятельности, в которой они возникают
Особенность заражения – передача настроения другим людям.
Эмоциональная память – сохранение эмоции долгое время.
Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.
Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля, утратой самообладания. Затормаживание прочих психических процессов.
Кратковременен. Огромная затрата сил. Следы сохраняются длительное время в памяти человека. Могут сформироваться аффективные комплексы, которые запускаются при столкновении с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.
Чувства связаны с культурно-эмоциональным развитием человека.
Чувства являются наиболее устойчивым и длительным состоянием психики, нежели эмоции.
Имеют предметный характер. Не могут быть безотносительны чего-либо. Одно явление – радует, другое – огорчает и т.д. Чувства могут проявляться в виде совокупности различных эмоций.
Чувства могут быть и как психическим процессом, так и эмоциональным состоянием.
Классификация чувств по Б.И. Додонову:
Альтруистические — потребность в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Желание приносить другим людям радость и счастье, в беспокойстве за судьбу кого-либо, в сопереживании удачи и радости другого.
Коммуникативные – потребность в общении, желание делиться мыслями и переживаниями.
Глористические – потребность в самоуважении, славе. Проявляются в стремлении завоевать признание, почет.
Праксические – деятельность, изменение её в процессе работы. Оценка её успешности. Трудности её осуществления. Желание добиться успеха в работе, в увлеченности, захваченности работой.
Пугнические – потребность в преодолении опасности. Интерес к борьбе. Жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, в чувстве спортивного азарта.
Романтические – волнующие чувства ожидания, веры. Стремление к необычному, неизведанному, в ожидании чего-то необыкновенного и очень хорошего.
Гностические – стремление понять, проникнуть в сущность явления, стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях.
Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному, трагическому и комическому, возвышенному и пошлому, изящному и грубому. Художественные вкусы, восприятие различных видов искусства.
Гедонистические – телесный и душевный комфорт. Наслаждение приятными физическими ощущениями, от вкусной пищи, тепла, солнца. Чувство беззаботности и безмятежности.
Акизитивные – интерес к накоплению, коллекционированию вещей. Чуство радости от увеличения накоплений.
Обобщенность – чувства, выработанные к одному объекту, переносятся, в определенной степени, на весь класс однородных объектов.
Притупляемость – происходит под влиянием длительно действующих раздражителей.
Контраст – переживание различных по направленности чувств или их сопоставление.
Суммация – накапливающиеся чувства вызванные тем или иным объектом.
Замещение – неудача в одной деятельности компенсируется успехом в другой.
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.
Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.
Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.
Эмоциона́льный проце́сс, Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность(поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.
Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение.
Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.
Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Филогене́з (от греческого phylos — племя, раса и geneticos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитиеорганизмов[1]
В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.
Источник
Научная электронная библиотека
Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
Место проведения: аудитория
Продолжительность: 2часа
Цели занятия:
- Определение и общая характеристика эмоций.
- Изучение основных свойств и функции эмоций.
- Изучение патологий эмоциональной сферы.
Студент должен знать:
- Определение понятия «эмоция»
- Классификации эмоций
- Функции эмоций
- Проявления эмоциональных свойств
- Патологию эмоциональной сферы.
Студент должен уметь:
- Классифицировать эмоциональные состояния.
- Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
- Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
Темы проектов, рефератов:
- Эмоции и их роль в жизни человека.
- Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
- Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
- Патология эмоциональной сферы.
- Развитие эмоций в онтогенезе.
Рекомендуемая литература:
Основная литература
- Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
- Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
- Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
- Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
- Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.
Дополнительная литература:
1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.
2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.
3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.
6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
Исходный уровень контроля знаний:
1. Что изучает наука психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Основные формы психических явлений.
4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?
5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?
Основные вопросы темы:
1. Характеристика эмоций
2. Основные теории эмоций.
3. Функции эмоций.
4. Основные компоненты эмоций
5. Классификация эмоций
6. Эмоциональные феномены
7. Снятие эмоционального напряжения
8. Патология эмоциональной сферы
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Дайте основную характеристику эмоций.
2. Какие вы знаете основные теории эмоций.
3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?
4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?
5. Какие вы знаете функции эмоций?
6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?
7. Перечислите основные компоненты эмоций.
8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.
9. Авторы классификаций эмоций.
10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?
11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?
13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?
14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?
15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?
Содержательная часть
Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.
Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).
Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:
— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);
— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).
Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).
Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).
Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.
Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.
Лимбическая теория эмоций
Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.
Информационная теория П.В. Симонова
П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.
Таблица 1
Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)
Дистанционное взаимодействие
Овладение, обладание
Источник