Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»
Элия
Консультация «Учет типа темперамента при организации образовательного процесса»
Образовательный процесс в учебной деятельности построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди обучающихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т. д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность адаптационного образовательного учебного процесса с обучающимися в начальных классах.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у обучающегося,например у:
сангвиника — распыленности, разбросанности интересов;
холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия;
флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии;
меланхолика — застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Учитель начальных классов может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у ребенка.
• У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
• Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
• Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
Из характеристики темпераментов ясно, что необходимо в начале обучения в школе к детям с различным темпераментом относится одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди.Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно — одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка.
«В процессе воспитания, — писал Б. М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы ребенка». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
Для детей различных типов темперамента рекомендуются различные игры и упражнения Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием сангвинического темперамента.
1. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два,море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
2. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее | знаем ответы «да» и «нет».Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры
3. Упражнение на произвольность поведения.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок шести-семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического темперамента.
1. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
2. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Де-тям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
3. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода.Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием флегматического темперамента.
1. «Расскажи стихи руками» (этюд на раскрепощение).
Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
2. Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости).
Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
3. «Попугай» (произвольность чувств).
Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.
4. «Как поступить?» (регулирование эмоций и действий).
Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания.Например такие:
a) дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;
b) дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;
в) ребенок плачет.
Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.
Коррекционные игры и упражнения
для детей с преобладанием меланхолического темперамента.
1. «Закончи предложение» (упражнение на преодоление замкнутости).
Надо закончить каждое из предложений: Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. Можно ребенка попросить объяснить ответ.
2. «Я и другие» (свободное выражение своего мнения).
Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
3. «Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно).
a) Ребенок смотрит в «зеркало», которое повторяет все его движения
и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.
b) Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-либо из общих знакомых.
«Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.
Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса Мастер- класс «Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса» Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель.
Документация по организации воспитательно-образовательного процесса 1. Информационно-нормативную документацию воспитателя: Служебные и должностные инструкции: 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных.
Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми. Задачи: • Актуализировать.
Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками. Добрый день Уважаемые коллеги! Я хочу.
Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. Под интеграцией понимается взаимодействие всех.
План организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Моя страна» План организации образовательного процесса по теме комплексно- тематического планирования по теме «Моя страна».
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Будь осторожен!» Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Будь осторожен!» рассчитана на один год. Составлена.
Реферат «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ» «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ»Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и.
Тест «Организация и планирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» 1. В каком документе утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? а) Федеральный закон № 273-ФЗ.
Источник
Особенности работы с учащимися разных типов темперамента
статья по музыке на тему
Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвалу, на тон, которым учитель разговаривает с учащимися и т.д. Замечая подобные особенности, перед нами встает вопрос – следует ли учителю со всеми общаться в одинаковой манере, предъявлять одинаковые требования ко всем учащимся? Ответ на эти вопросы лежит на поверхности, все дети разные, требования к каждому из них – индивидуальны. И первое, на что следует обратить внимание учителя, это темперамент. Темперамент – это базовая характеристика личности человека, данная при рождении и не изменяемая в течение всей жизни. Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению..
По словам Тутушкиной М.К., «настоящий педагог должен владеть педагогической технологией, а также быть психологом и психотерапевтом. Обучение – это создание возможностей и условий для раскрытия, самовыражения и самовоспитания ученика и педагога. Процесс педагогического воздействия на человека должен быть развивающим и воспитывающим. Что значит быть хорошим педагогом? Во-первых, нужно любить детей, находить радость в общении с ними; во-вторых, хорошо знать и любить предмет, который преподаешь; в-третьих, знать и понимать психологию и педагогику; в-четвертых, способствовать развитию индивидуальности своего ученика, его умственному и личностному росту»
Личность каждого ученика уникальна, многогранна, неповторима. На занятиях мы замечаем, что дети такие разные и методы влияния и воздействия свои для каждого. Одного надо похвалить, другого поругать. Поведение учащихся зависит от многих факторов – от настроения, обстановки в семье, школьных успехов или неудач, характера. Одним из факторов, определяющих реакцию и поведение ребенка, является темперамент. С целью создания оптимальных для учеников условий обучения, преподавателю необходимо знать и учитывать в своей работе особенности темперамента учащихся, что поможет найти к ним правильный подход, не допустить педагогическую ошибку. Это позволит построить занятие таким образом, чтобы ребенку было психологически комфортно на занятии, соблюдалась дисциплина, а знания усваивались с большой результативностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности работы с учащимися разных типов темперамента
Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвалу, на тон, которым учитель разговаривает с учащимися и т.д. Замечая подобные особенности, перед нами встает вопрос – следует ли учителю со всеми общаться в одинаковой манере, предъявлять одинаковые требования ко всем учащимся? Ответ на эти вопросы лежит на поверхности, все дети разные, требования к каждому из них – индивидуальны. И первое, на что следует обратить внимание учителя, это темперамент. Темперамент – это базовая характеристика личности человека, данная при рождении и не изменяемая в течение всей жизни. Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению [1] .
По словам Тутушкиной М.К., «настоящий педагог должен владеть педагогической технологией, а также быть психологом и психотерапевтом. Обучение – это создание возможностей и условий для раскрытия, самовыражения и самовоспитания ученика и педагога. Процесс педагогического воздействия на человека должен быть развивающим и воспитывающим. Что значит быть хорошим педагогом? Во-первых, нужно любить детей, находить радость в общении с ними; во-вторых, хорошо знать и любить предмет, который преподаешь; в-третьих, знать и понимать психологию и педагогику; в-четвертых, способствовать развитию индивидуальности своего ученика, его умственному и личностному росту» [2] .
Личность каждого ученика уникальна, многогранна, неповторима. На занятиях мы замечаем, что дети такие разные и методы влияния и воздействия свои для каждого. Одного надо похвалить, другого поругать. Поведение учащихся зависит от многих факторов – от настроения, обстановки в семье, школьных успехов или неудач, характера. Одним из факторов, определяющих реакцию и поведение ребенка, является темперамент. С целью создания оптимальных для учеников условий обучения, преподавателю необходимо знать и учитывать в своей работе особенности темперамента учащихся, что поможет найти к ним правильный подход, не допустить педагогическую ошибку. Это позволит построить занятие таким образом, чтобы ребенку было психологически комфортно на занятии, соблюдалась дисциплина, а знания усваивались с большой результативностью.
Что такое темперамент
Темперамент — это базовая психологическая характеристика личности, определяющая врожденные особенности реагирования на окружающий мир . Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Темперамент в значительной степени обусловлен наследственностью и закреплен генетически. По мнению некоторых ученых, темперамент практически не поддается изменению [3] .
Всматриваясь в окружающих нас людей, мы иногда замечаем сходство в поведении, выражении эмоций, реагировании на жизненные ситуации. Такие наблюдения были сделаны уже в глубокой древности. Обобщенные портреты, построенные на тех или иных основаниях, называли типами темпераментов. Такого рода типологии были полезными практически, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-IV вв. до н.э.). Он выделил четыре типа темперамента на основе четырех жидкостей: крови, лимфы, желчи и черной желчи. У каждого человека преобладает одна жидкость, которая и определяет тип темперамента – сангвинический (кровь), флегматический (лимфа), холерический (желчь) и меланхолический (черная желчь).
В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н.э.), выделявший девять типов темпераментов, а также немецкий психиатр Э. Кречмер (1888 -1964), предложивший концепцию связи между конституцией человека и свойствами темперамента. Подобные исследования проводил американский социолог У. Шелден, выделявший три типа телосложения в соответствии с преобладанием в организме производных одного из трех зародышевых листков (эктодерма, эндодерма и мезодерма), а также русский физиолог И.П.Павлов, считавший, что тип темперамента обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями [4] .
Основные характеристики типов темперамента
Человек с типом темперамента сангвиник – это живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. Находится обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств. Также легко приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым. Однако впечатлительность и подвижность сангвиника может приводить к снижению сосредоточенности, к поверхностности и поспешности. Сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает.
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик работоспособен, готов к быстрой реакции. Люди этого типа взрывчаты, вспыльчивы, агрессивны, не умеют терпеть, сдерживать свои желания. Человек с таким типом темперамента прямолинеен в отношениях и инициативен в деятельности. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке, реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен.
Холерик отличается большой жизненной энергией, приступает к новому делу с полной отдачей, увлеченностью и энтузиазмом, но сил ему хватает ненадолго, энтузиазм быстро иссякает. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений и порывистость [5] .
Флегматик – это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный человек, отличающийся терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально [6] .
Ребенок флегматик предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.
Флегматик — человек предприимчивый, может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца.
Он стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и не многословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю [7] .
У флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Они очень обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей.
На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень восприимчив к словам и очень раним.
В то же время, люди с таким типом темперамента сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.
Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. В детстве ведет себя как маленький взрослый — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение.
Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество [8] .
Этому типу темперамента также свойственна мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию [9] . Для них больше подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа.
Однако, не следует забывать о том, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Редко встречаются люди с ярко выраженным одним типом темперамента, существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в человеке соединяются черты разных темпераментов.
Особенности работы с учащимися разных типов темперамента
В работе педагога очень важно учитывать тип темперамента ребенка. От психологической характеристики каждого ребенка зависит сложность учебного материала, количество отведенного времени на выполнение заданий, стиль педагогического общения, методы поощрения и наказания. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Например, у ученика с сильной нервной системой действие отрицательной оценки наблюдается как стимулирующее, в то время как у ученика со слабым типом нервной системы отрицательная оценка вызывает подавленность, растерянность, утрату веры в свои силы. Поэтому, исходя из особенностей темперамента ребенка, следует выбирать различные педагогические тактики.
Учащихся сангвиники быстро схватывают все новое, быстро реагируют на вопросы, но не умеют себя сдерживать. Если в группе несколько детей-сангвиников, они пытаются друг друга перекричать и быстрее ответить на вопрос, что нарушает дисциплину на уроке. Для того чтобы избежать этого, следует постоянно напоминать правила поведения (ответ после поднятой руки) или задавать вопрос конкретному учащемуся. Так можно научить его сдерживать свои порывы и считаться с желаниями других.
Еще один недостаток сангвиников в учебной деятельности – поверхностность при выполнении заданий. На уроке и дома следует обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Не качественно выполненную работу можно предложить сделать заново. Подводя итоги, можно сказать, что у детей-сангвиников на уроке нужно воспитывать организованность, усидчивость, настойчивость и целеустремлённость, более серьезное отношение к делу, неторопливость.
«Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. В противном случае достаточно быстро ему станет скучно, и он переключится на что-нибудь другое» [10] .
Подобного стиля общения требуют и дети-холерики. Они легко возбудимы, не сдержаны и очень активны. Учащихся-холериков, также как и сангвиников, необходимо приучать к дисциплине. Только делать это следует спокойным, мягким, но требовательным тоном, иначе его возбуждение можно только усилить. Если педагог не будет сдерживать порывистость и возбудимость холериков на уроке, это может привести к общему хаосу и сорвать урок. Поэтому дети-холерики требуют особого внимания со стороны педагога.
В работе педагога следует учитывать, что холерики не любят однообразной и кропотливой работы. Именно такие качества следует воспитывать на занятиях у учащихся-холериков. От них надо требовать последовательности, аккуратности, сосредоточенности, вдумчивости, а так же сдержанности в поведении. Учащегося-холерика нужно постоянно загружать работой, чтобы он был все время занят и свою энергию направлял на полезные дела. Например, можно попросить такого ребенка помочь раздать или собрать у других учащихся учебники, карточки, стереть с доски.
Главное помнить, что с холериком не следует говорить резким и повышенным тоном, на него лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.
Флегматический темперамент не такой распространенный, как остальные. Но если в классе есть ученик-флегматик, то к нему тоже следует проявить внимание. Как правило, эти дети ведут себя спокойно, никому на уроке не мешают. На занятиях учеников-флегматиков необходимо активизировать, больше спрашивать, следить за тем, чтобы ученик работал на уроке в определенном темпе. Но «его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Когда же это необходимо, то лучше новую задачу представить как продолжение или развитие старой. Флегматики долго продолжают думать над поставленным вопросом и не редко дают сначала неполный ответ с последующим дополнением — после некоторой паузы». [11] Но следует помнить, что ругать флегматика за медлительность нельзя. Крики будут его раздражать, а результата такими методами добиться не возможно.
Особого внимания требуют дети-меланхолики. Они очень мнительны, обидчивы, чувствительны. С такими детьми нужно общаться мягко, спокойно, тактично. На них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную строгость и ругаться – такое обращение вызовет замкнутость, тревожность, а иногда и слезы. Во время ответа необходимо создать спокойную обстановку, не торопить и обязательно хвалить и подбадривать. Детей-меланхоликов не следует первыми вызывать к доске, лучше вызвать сангвиника или холерика. Когда ребенок-меланхолик освоится и поймет, как выполняется задание, наступит его очередь выходить к доске. Подобная ситуация описана в книге Грановской Р.М. Элементы практической психологии: «Представители разных типов по-разному ведут себя у доски. Поэтому лучше, когда задачу сначала на доске решает холерик. Он не волнуется, но спешит. Если он напутал – к доске вызывается сангвиник для исправления ошибки. Завершает решение флегматик, оценивающий все слабые и сильные стороны решения ». [12] Дети меланхолического типа темперамента предпочитают сидеть всегда на одном и том же месте, поэтому пересаживать их не рекомендуется. В противном случае, следующую половину урока ребенок будет привыкать к новому месту, к новым соседям и пропустит урок.
Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе, мы можем создать детям наиболее благоприятные условия для обучения, помочь ребёнку справиться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь, а обучение менее стрессовым.
- Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М., 2001.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2000.
- Практическая психология для педагогов и родителей. Под ред. Тутушкиной М.К. – СПб., 2000.
- Симонов П. В., Ершов П. М — Темперамент. Характер. Личность (От молекулы до организма). – М., 1984.
- Стреляу Ян — Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
Источник