Что не является признаком информационного стресса

Содержание
  1. 3.4. Классификация причин информационного стресса
  2. Читайте также
  3. 2.3. О понятии информационного стресса в операторской деятельности
  4. Глава III. Причины возникновения информационного стресса
  5. Глава IV. Особенности проявления информационного стресса
  6. Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса
  7. Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса
  8. 7.1. Методы моделирования информационного стресса
  9. 7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса
  10. 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
  11. 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков
  12. 10.2.3. Механизмы информационного воздействия
  13. 10.3.1. Психопатологические последствия информационного воздействия
  14. 2.1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация
  15. 6.3. Классификация способов преодоления стресса
  16. Глава 12. Обоснование и классификация приемов управления состоянием психологического стресса
  17. 12.2. Классификация приемов управления состоянием психологического стресса

3.4. Классификация причин информационного стресса

3.4. Классификация причин информационного стресса

Профессиональная деятельность специалистов операторского профиля характеризуется в ряде случаев возникновением экстремальных режимов работы, связанных с отказами техники, ошибками оператора, сложными и ответственными задачами управления, внешними помехами в работе, измененным психическим состоянием оператора и многими другими факторами, которые создают напряженные условия для информационного взаимодействия человека с техникой. Особенно выражена экстремальность деятельности в таких условиях у представителей опасных, вредных, ответственных профессий (летчики, операторы АЭС, подводники, автоводители и др.). Психологический анализ деятельности специалистов опасных профессий позволил выявить основные причины нарушений процесса управления техникой, осложнений в решении операторских задач, создания предпосылок для снижения эффективности деятельность и ее безопасности, которые сопровождаются выраженным изменением психического состояния или являются следствием развития психической напряженности и стресса [10, 67, 97, 149 и др.]

Обобщение данных литературы и результатов собственных исследований позволило определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора, перечень которых представлен в табл. 3. По своей роли в формировании информационного стресса все причины можно разделить на:

1) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и «пусковым моментом», начальным этапом развития стресса;

2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способы преодоления (купирования);

3) сопутствующие, которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния.

Таблица 3

Причины развития информационного стресса

I. Непосредственные (информационные)

1. Семантические (смысловые):

— высокая субъективная сложность задачи,

— высокая ответственность задания,

— недостаточный контроль за ситуацией,

— неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации,

— непредсказуемость развития ситуации,

— частичный или полный неуспех в деятельности,

— противоречивость информации и т. п.

— большой объем информации,

— низкая вероятность поступления значимой информации,

— нарушения ритма поступления информации и т. п.

— большая длительность воздействия рабочей нагрузки,

— аритмичность предъявления информации,

— высокий темп предъявления информации,

— неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т. п.

— низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации,

— неправильный выбор необходимой информации,

— пропуск сигнала, объективная сложность задачи,

— совмещенная деятельность и т. п.

— маскировка, искажение сигнала,

— противоречие информационных признаков ситуации,

Читайте также:  Как совершенствовать чувство юмора

— недостаточный привлекающий эффект сигнала,

— несоответствие сигнальных признаков информации и т. п.

II. Главные (субъектные)

— небрежность и т. п.

— низкий уровень знаний,

— недостатки в развитии навыков и умений,

— отсутствие необходимого опыта и т. п.,

— снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний,

— неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхроноз и т. д.,

— неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.

— низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности,

— недостатки в развитии профессионально-важных психических качеств,

— неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т. п.

III. Сопутствующие (средовые)

1. В организации труда:

— нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены),

— чрезмерная рабочая нагрузка,

— недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда,

— недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места,

— недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п.

2. В средствах труда:

— недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т. п.

3. В условиях труда:

— недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления,

— неблагоприятный психологический климат в коллективе,

— недостаточная совместимость, сплоченность,

— межличностные конфликты, — низкий ролевой статус,

— неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п.

Одной из ведущих причин развития информационного стресса является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека. В этой связи J. R. Averill [208] выдвинул три основных типа личного контроля:

1) поведенческий контроль — наличие у индивида способов поведения, позволяющих непосредственно устранить объективную угрозу неблагоприятного события;

2) когнитивный контроль — интерпретация, оценка и интеграция события в когнитивном «плане»;

3) контроль, относящийся к принятию решения, — способность сделать выбор из двух и более альтернатив.

Неконтролируемость события (неопределенность, неизвестность, неоднозначность раздражителей, сигналов, сообщений) определяют субъективную оценку ситуации как угрожающей [276, 293, 350].

Факторы непредсказуемости развития ситуации, неопределенности (неизвестности) оперативной ситуации связаны с дефицитом информации о временных, пространственных и смысловых характеристиках оперативного события [26, 38].

Ситуация неопределенности оценивается относительно времени появления оперативного события, качественных и количественных параметров этого события, характера взаимосвязи и соотношений между событиями и их параметрами в оперативной ситуации.

Человек может по-разному переживать, испытывать неопределенность:

• ситуация может быть непредсказуемой с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия и т. п.;

• ситуация может потребовать больших знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, но которых у человека нет;

• событие может оказаться настолько сложным, что человек не способен адаптировать к нему свою когнитивную схему.

Человек не обладает готовыми схемами интерпретации любой и каждой ситуации. Это делает событие непредсказуемым и он не знает, какое поведение будет адекватным в той или иной ситуации, что в конечном итоге может привести к нарушению его функциональной устойчивости.

Читайте также:  Детские средства от стресса

Успешность купирования неопределенности зависит от способности индивида выдерживать и переносить такое состояние, умения искать и находить недостающую информацию, способности предсказывать развитие опасного, угрожающего события и контролировать свое поведение в этих условиях.

Наиболее общий когнитивный ответ на неопределенность — придание, приписывание событию какого-либо значения, которое само может стать источником негативных переживаний и напряженности. Второй процесс, развертывающийся одновременно с предыдущим, заключается в стремлении индивида заполнить пробелы в необходимой информации догадками или предположениями о неизвестном.

В практике операторской деятельности часто встречаются задачи, в которых стрессогенные характеристики определяются факторами недостаточности или избыточности информации. В первом случае трудность принятия решения человеком-оператором следует из дефицита сведений об исходной ситуации, о состоянии объекта управления, об условиях рабочей среды, о возможных последствиях конкретного решения. Иногда недостаточность информации обусловливается малым резервом времени для ее приема и преобразования. Избыточность информации может рассматриваться как типичный фактор, определяющий стрессогенность операторских задач. Суть данного явления заключается в том, что к оператору поступает информации больше, чем он может принять и переработать или чем ее необходимо для принятия решения (избыток информации выступает в качестве релевантной помехи).

Особый подкласс стрессогенных информационных характеристик связан с фактором ложности информации, под которой понимаются либо сообщения, не соответствующие реальной ситуации, либо циркуляция неверных сведениях о результатах деятельности, что вступает в противоречие с истинным состоянием управляемого объекта. При поступлении ложной информации возможна выраженная агрессивность человека-оператора из-за персонификации объекта стрессогенного воздействия.

Фактор расслоения информации связан со структурой информационного потока. Речь идет о таких признаках, как неоднородность алгоритма, частая смена режимов деятельности, поступление информации для совмещенных задач.

Фактор низкой субъективной вероятности поступления информации связан с отсутствием у человека-оператора внутренней готовности к восприятию информации, вследствие чего требуется срочная перемена старого плана действий и формирование нового.

Экстремальные факторы информационной природы не должны рассматриваться вне связи между собой, они трудно разделимы не только в реальных условиях решения операторских задач, но и в искусственных, лабораторных условиях. Помимо перечисленных информационных факторов, формирующих стрессогенный характер процесса операторской деятельности, в качестве сопутствующих, предрасполагающих причин развития информационного стресса могут выступать целый ряд факторов, отражающих недостатки, нарушения в таких компонентах «человеческого фактора», как индивидуальные особенности субъекта труда, а также в содержании (процессах, способах), средствах (орудиях), условиях и организации деятельности.

Читайте также

2.3. О понятии информационного стресса в операторской деятельности

2.3. О понятии информационного стресса в операторской деятельности Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т. п.) является в своей основе информационной, то есть источником его развития служат внешние

Глава III. Причины возникновения информационного стресса

Глава III. Причины возникновения информационного стресса Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития информационного стресса важным фактором является

Глава IV. Особенности проявления информационного стресса

Глава IV. Особенности проявления информационного стресса 4.1. Вегето-соматические и психофизиологические реакции Не всякое экстремальное, субъективно значимое воздействие вызывает развитие последующий стресс-реакции. По общим представлениям в качестве стрессовой

Читайте также:  Эмоция это отражение событий

Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса

Глава V. Механизмы регуляции информационного стресса Несмотря на многочисленность теоретических и экспериментальных исследований по проблеме стресса механизмы регуляции его возникновения, развития и проявления изучены недостаточно полно. Более того, как считает Г. Н.

Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса

Глава VII. Экспериментальные модели и методы изучения информационного стресса 7.1. Методы моделирования информационного стресса Изучение проблемы информационного стресса в операторской деятельности, а также решение прикладных задач экспертизы и отбора кандидатов на

7.1. Методы моделирования информационного стресса

7.1. Методы моделирования информационного стресса Изучение проблемы информационного стресса в операторской деятельности, а также решение прикладных задач экспертизы и отбора кандидатов на операторские профессии с учетом их устойчивости к воздействию стресс-факторов

7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса

7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса Состояние психического и, в частности, информационного стресса характеризуется не только неспецифическими вегето-соматическими и биохимическими реакциями, изменениями в психическом статусе личности, но также,

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный

6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков

6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков 6.4.1. Коммуникативные навыки Общение – как деловое, так и с близкими людьми (вне работы или в кругу семьи) – зачастую является причиной психологического стресса. Среди конкретных причин,

10.2.3. Механизмы информационного воздействия

10.2.3. Механизмы информационного воздействия Ведущим механизмом информационного воздействия является суггестия – передача неполной, даже фрагментарной, интеллектуальной информации, сопряженной с директивно-волевым и эмоциональным зарядом. Если воздействие убеждением

10.3.1. Психопатологические последствия информационного воздействия

10.3.1. Психопатологические последствия информационного воздействия Рассматривая психопатологические последствия информационного воздействия, необходимо отметить, что психика не только больных, но и большинства людей, попавших в необычные, экстремальные условия

2.1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация

2.1. Причины возникновения психологического стресса и его классификация Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития информационного стресса важным

6.3. Классификация способов преодоления стресса

6.3. Классификация способов преодоления стресса Разнообразие способов преодоления стресса определяется многофакторным влиянием на особенности взаимодействия субъекта и стрессогенной ситуации, а также различными взглядами исследователей, их научных концепций и

Глава 12. Обоснование и классификация приемов управления состоянием психологического стресса

Глава 12. Обоснование и классификация приемов управления состоянием психологического стресса Проблема борьбы со стрессом, противодействия ему путем разработки и внедрения различных мероприятий профилактического характера, а также методов и средств оперативной

12.2. Классификация приемов управления состоянием психологического стресса

12.2. Классификация приемов управления состоянием психологического стресса Зарождение и развитие психологического стресса определяется воздействием совокупности внешних (средовых) и внутренних (субъектных) факторов и зависит от индивидуальных (психологических,

Источник

Оцените статью