Как распознать ложь: по жестам, мимике, в общении
Иногда невежество есть блаженство. Мир зиждется на лжи. Признать, что в современном обществе границы моральной дилеммы «ложь-правда» очень сильно размыты – не значит быть циником. Это значит быть реалистом, не смотря на всю циничность такого суждения. Врут все: масс-медиа в погоне за рейтингами, политики для увеличения числа последователей, реклама для увеличения продаж, да и что греха таить, мы сами лжем. Время от времени целью служит получение каких-либо преференций, а иногда это происходит непроизвольно.
Обратная сторона медали заключается в том, что обманутым никто быть не желает. Мы не хотим попасться на уловки мошенников, купить некачественный продукт, заключить сделку с нечестным человеком. Многие методы, используемые полицией и судебными психологами для распознавания лжи, могут пригодиться и людям других профессий, например, HR-менеджерам или работодателям, да и всем, кто не желает оказаться обманутым.
Введение в распознавание лжи
В свое время тема обнаружения лжи стала довольно обсуждаемой благодаря популярности созданного С. Баумом сериала «Lie to me» (в русском переводе «Теория лжи». Персонажи сериала виртуозно расследуют преступления на основе наблюдений за поведением подозреваемых. Главный герой является прототипом реального человека, профессора психологии Калифорнийского университета Пола Экмана, который известен своими трудами в области обнаружения обмана с помощью микровыражений, изменения голоса, по вегетативным признакам (румянец, пот, учащённое дыхание), детектора лжи.
В то же время многие специалисты отмечают, что сериал во многом идеализирован и гиперболизирован. Психологи, изучающие обман, утверждают, что нет надежного способа уличения во лжи, поскольку ложь не является отдельным психологическим процессом со своими уникальными поведенческими индикаторами. Этот аспект играет важную роль, ведь трудно определить, когда человек врет, а когда говорит правду, но нервничает из-за давления и большего психологического напряжения. Распознать грань очень тяжело, это и следует иметь ввиду прибегая к методикам описанным ниже. Помните:
1. Ни одна методика не дает 100% гарантии обнаружения того, что человек врет.
2. Не стоит напрямую обвинять других во лжи. Сделайте выводы для себя. Обвинение строится на фактах, а не на догадках. Чрезмерная подозрительность (если это, конечно, не профессиональный навык) чревата сложностями в процессе общения.
3. Невербальные сигналы являются подтверждением лжи далеко не всегда. В некоторых культурах, пристальное разглядывание собеседника считается дурным тоном и может испортить отношения.
4. Многие физиологические элементы, по которым советуют определять неправду, например, повышенное потоотделение или сухость в горле, могут присутствовать у человека в силу индивидуальных особенностей.
Распознавание лжи по мимике лица и глазам
Микровыражения. У человека, который лжет, подсознательно проявляется эмоция бедствия. Внешне это выражается в непроизвольном поднятии бровей, вследствие чего на лбу образуются складки. Судить о неправдивости поможет ассиметрия – разное проявление эмоций на правой и левой частях лица. Такая несогласованность есть приметой того, что эмоция выдуманная, а не пережитая.
Нос и рот. Как утверждают исследователи, лжец гораздо чаще дотрагивается до носа, чем человек, который говорит правду. Это возможно связано с тем, что прилив адреналина в капиллярах носа вызывает зуд. Указывать на ложь так же может желание человека прикрыть рот рукой или поджатые губы.
Движения глаз. Человек чаще моргает, когда врет. Веки остаются дольше закрытыми, чем обычно, во время лжи. У мужчин часто наблюдается желание тереть глаза во время утаивания правды. По направлению взгляда легко определить выдумывает человек информацию или нет. Так, взгляд праворукого человека направленный вверх влево свидетельствует о воображении, а вверх вправо – о воспоминании. Хотя постулат о том, что человек отводит взгляд во время разговора в сторону или вниз, последнее время активно критикуется как инструмент для определения правды, методика довольна интересная.
Язык тела
Потоотделение. Выше говорилось, что данный признак не всегда верный, но статистика неумолимо утверждает: человек, который врет, потеет больше чем правдивый.
Кивки головой. Как правило, мы киваем непроизвольно, чтобы подтвердить свои слова или согласиться со сказанным. В случае, когда человек лжет, возникает задержка между словами и кивком головой.
Суетливость. На воре и шапка горит. Общая суетливость, нервозность, невозможность усидеть на месте, неестественная поза будут хорошим подспорьем в определении правдивости слов человека.
Движения. Человек, который говорит правду, наклоняется в сторону собеседника, лжец наоборот отдаляется. Во время общения многие неосознанно используют зеркалирование – повторяют жесты визави. Когда человек лжет, эта подсознательная реакция угнетается. Неспокойное положение рук (приглаживание волос, поправка галстука, желание сжать что-нибудь) также выдают лжеца.
Сглатывание слюны и дыхание. Участившееся дыхание может быть свидетельством того, что человек встал на тонкий лед. Он начинает дышать быстрее, чтоб накачать мозг кислородом, который необходим для ориентации в критической ситуации. Избыточное образование слюны связано с выделением адреналина, поэтому частое ее сглатывание может выдать лгуна.
Анализ словесных ответов
Голос. Изменение скорости и тембра голоса могут быть хорошими индикаторами лжи. Таким же свидетельством может быть колебание перед ответом или внезапное заикание, долгие паузы.
Излишняя говорливость. Поводом усомниться в искренности человека может послужить факт его ответов на, казалось бы, простые вопросы, требующие прямого и короткого ответа. Вместо этого лжец начинает уточнять излишние детали и при этом часто ищет поддержку вашим согласием с его словами.
Эмоциональная реакция. Следите за поведением собеседника во время всей беседы. Правдивый человек, которому нечего скрывать, реагирует не так как лжец, реакция которого разнится спектрально от притворно-небрежной до агрессивно-возмущенной.
Проверка. В фильмах мы довольно часто видим, как опытные следователи своими расспросами ловят лжецов на несоответствии. Действительно, для сверки правдивости, можно запомнив ответы на некоторые вопросы через время задать эти же вопросы и сопоставить слова. Неправдивые люди часто путаются, обрывают фразы на середине, отшучиваются от неудобных вопросов. В то же время частое употребление одних и тех же «заученных» механических ответов, скорее всего, свидетельствует о неправдивости данных.
Не поддавайтесь на уловки. Нередко когда человек хочет скрыть истинные мотивы, он прибегает к набору давно изобретенных уловок. Частые комплименты, резкие переходы с темы на тему после неудобных вопросов, отвлечение внимания на несущественные детали могут быть дополнительным поводом, чтоб усомниться в искренности человека.
Отзывы и комментарии
Еще раз повторимся: не увлекайтесь чрезмерно шпионскими играми и будьте объективными в своих оценках. Обсудить практические моменты, связанные с применением методик для определения правдивости человека можно воспользовавшись формой ниже.
Источник
Как понять, что человек врет?
Всем нам в жизни приходилось сталкиваться с ложью. Нередки случаи, когда человек чувствует, что перед ним лжец, но не может объяснить словами, почему так считает. Все дело в неконтролируемой микромимике, именно она помогает выявить обман. А как быть с актерами? Мы ведь знаем, что их действия на сцене или в кино вымышлены, но все равно проникаемся сюжетом и проживаем его по-настоящему. Почему мы верим их игре? И как понять, что человек вам врет?
Психология лжи
Лжец всегда понимает, что ввязывается в рискованное мероприятие. Подсознательно мы воспринимаем ложь как преступление. И хоть за бытовое вранье ни уголовной, ни административной ответственности не предусмотрено, лжеца преследует страх разоблачения. Даже если человеку глубоко наплевать на ваше мнение о нем и отношение к нему, он в любом случае подсознательно будет делать две вещи:
- Пытаться заблокировать передачу ложной информации. Это хорошо прослеживается в детских жестах: ребенок, который лжет, пытается закрыть себе рот руками.
- Сообщать лжецу страх перед разоблачением. Оценивать последствия разоблачения человек начинает уже тогда, когда оно неизбежно или уже произошло. До тех пор, пока ложь не раскрыта, даже полная безнаказанность в перспективе не избавит человека от боязни быть изобличенным во лжи.
Лжец будет пытаться скрыть свое волнение под маской фальшивых эмоций. Но проблема в том, что волнение имеет вполне физиологические формы в виде учащенного пульса, усиленного потоотделения, сухости во рту – всё это трудно скрыть. Другая проблема – окружающим заметно, что эмоции фальшивы. Лжеца могут выдать:
Давайте детальнее рассмотрим каждый пункт.
Взгляд
На курсах студии «Бенефис» преподаватели большое внимание уделяют работе глаз. С помощью мимики, и в первую очередь взгляда достигается обратная связь при общении. Ваши жесты и слова могут выглядеть очень убедительно, но если при этом взгляд будет выражать иную эмоцию, интуитивно собеседник распознает ложь.
Глаза, как известно, лгут в первую очередь. Понять по глазам, что человек врет, можно по ряду признаков.
- Размер зрачка. Зрачок меняет размер не только под воздействием света, он также реагирует на отношение к словам собеседника, конкретнее – на согласие и несогласие. Если человек согласен с вами, его зрачки будут шире, если не согласен – уже. Так, в кивающем человеке с узкими зрачками нетрудно узнать обманщика.
- Визуальный контакт. Лжец либо избегает смотреть в глаза, либо, наоборот, заглядывает вам в лицо гораздо чаще, чем того требует ситуация. Кроме того, когда человек пытается делать «честные глаза», от напряжения он реже моргает.
- Бегающий взгляд. Это самый известный признак лжи. Можно добавить, что мы инстинктивно не доверяем человеку с «бегающими глазками», даже если это его обычная манера.
- Реакция на вопрос. Человек, который по-настоящему вспоминает что-то, всегда отводит глаза в сторону, вниз или вверх, даже если это длится всего секунду. Дело в том, что ложь всегда требует дополнительных усилий памяти: например, нужно помнить до мелочей два варианта событий – подлинный и вымышленный. Человек, который выслушал вопрос и ответил на него, не переставая смотреть вам в глаза, точно ничего не вспоминал. Может быть, потому что вспоминать было нечего.
На курсах в студии «Бенефис» отработка этого блока происходит при помощи специальных упражнений для развития мимики. Они улучшают подвижность и взаимодействие лицевых мышц, особенно тех, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни.
Самые простые упражнения – это обычное кривлянье или чередование сильного напряжения мышц лица с последующим полным расслаблением. Существуют также упражнения на обособленное использование отдельной группы лицевых мышц. Развивать язык жестов, а также мимическую выразительность лица помогают логоритмические упражнения по актерскому мастерству.
Голос и речь
Преподаватели школы «Бенефис» знают множество уловок, как распознать лжеца. Его часто выдают голос и речь. Человек, говорящий неправду, старается произносить слова быстрее, чтобы не выдать себя. Ложь легче отрепетировать в форме монолога, легенды, подготовиться же к диалогу практически невозможно: ведь мы не знаем, какие вопросы может задать собеседник.
Именно вопросы обычно сбивают лжецов с толку: заставляют медлить, мямлить, путаться в показаниях и говорить лишнее. Поэтому на допросах опытных полицейских настораживает, когда двое или больше подозреваемых рассказывают практически дословно одну и ту же историю, отрепетированную до мелочей.
Тот, кому приходилось бывать на допросах в качестве допрашиваемого, надолго запомнит ощущение сухости в горле. Оно возникает от сильного волнения и изрядно мешает говорить.
Лжец всеми силами пытается себя не выдать. Излишние старания бросаются в глаза, например – навязчивое стремление подчеркнуть правдивость своих слов, даже если эту правдивость никто не ставит под сомнение. Он использует характерные речевые обороты: «клянусь», «честное слово», «зуб даю», «чтоб мне провалиться на этом месте». При этом голос лжеца выдает его волнение и старание выглядеть честным. Голос становится более громким, тон – чуть выше обычного. Часто лжец и сам замечает, что его слова прозвучали фальшиво, и начинает волноваться еще больше: запинается, сбивается, заикается, говорит лишние слова, чем еще больше усугубляет свое затруднительное положение.
Контролировать речь так же тяжело, как и собственные эмоции. Одной лишь информации, приведенной выше, недостаточно, чтобы научиться говорить убедительно. Нужно постоянно тренироваться, желательно – под руководством опытного преподавателя. Существует множество театральных методов постановки голоса, которые используют на своих занятиях преподаватели студии «Бенефис»:
- Дыхательные упражнения;
- Упражнения на расслабление;
- Артикуляционная гимнастика;
- Упражнения на диапазон и др.
Упражнения на проработку голоса делают речь более четкой, громкой, размеренной, иными словами – убедительной.
Язык жестов и позы
Люди, далекие от мира театрального искусства, не в состоянии контролировать невербальный язык общения, сознательно им пользоваться. Тем не менее, в жестах заложена определенная информация, которой мы обмениваемся с собеседником. Можно сказать, что диалог всегда идет на двух уровнях – уровне речи и уровне невербальных знаков. Существуют жесты, с помощью которых мы можем распознать ложь. Достаточно странного взгляда, поворота головы, движения руки – и вот мы уже не доверяем собеседнику или остерегаемся его, не понимая даже причины такой реакции.
На курсах театрального мастерства учат сознательному управлению невербальными сигналами и микрореакциями. Актер, овладевший такими навыками, способен на уровне ощущений внушить собеседнику желаемую информацию, вызвать определенные эмоции: доверия и симпатии, опасности и неприязни.
Но не все так просто. Даже самый лучший актер не в состоянии полностью управлять невербальным языком своего тела. Для достижения нужного эффекта он усилием воли вызывает в себе некое эмоциональное состояние, в котором нужные невербальные сигналы появляются сами собой. Эта техника лежит в основе известной на весь мир Системы Станиславского, которая изучается и применяется актерами в целях создания сценического образа.
Язык жестов и позы
Вначале статьи мы упоминали детский жест закрывания рта руками. Конечно, взрослые люди этого не делают, но остаточные реакции часто наблюдаются и у них. Например, легкие прикосновения к губам или к носу – наше подсознание пытается в такой способ сдержать обманную речь. Характерный признак: если у человека действительно чешется нос, он будет его чесать, если же человек делает этот жест во время лжи, то касается лица легко и отрывисто, необоснованно. Это актуально и для других жестов, например, когда руки оказываются у лица для прикрытия зевка, чиханья или кашля. Хотя, некоторые маскируют этот жест фальшивым покашливанием.
Умение правильно жестикулировать во время произнесения речи делает её более выразительной, помогает удерживать внимание публики. В театральной студии «Бенефис» вы научитесь замечать чужие невербальные жесты и осознанно контролировать собственные. Для развития гибкости и подвижности рук мы используем различные упражнения: «Крокодил», «Красим забор», «Собери по частям», «Гладим животных» и другие пантомимы. Заученные, механические движения еще никому не прибавляли убедительности. Другое дело, когда определенные жесты входят в привычку, органично вписываются в арсенал выразительных средств.
Закрытые позы
Характерными признаками лжи являются некоторые позы, которые человек может принимать неосознанно:
- Скрещивание рук на груди;
- Закидывание ноги на ногу;
- Положение «четверка» (когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой).
Эти позы могут свидетельствовать о попытке что-то скрыть, нежелании вести разговор, о неприязни человека или его страхе.
Конечно, это далеко не исчерпывающий список признаков лжи. Приходите на актерские курсы в театральную студию «Бенефис» и вы сумеете распознать лжеца буквально с первых секунд разговора. Согласитесь: навык весьма полезный.
Когда вы приходите в театр, то прекрасно понимаете, что перед вами не госпожа Бовари, а профессиональная актриса. Но её талантливая игра заставляет вас безоговорочно поверить во всё, о чем она говорит, окунуться в сюжет с головой. Именно этому мы стремимся обучить наших учеников в театральной школе Бенефис.
Уже на первых занятиях в студии мы начинаем разучивать этюды. Такие упражнения призваны развивать актерскую технику, научить человека делать точные и грамотные перевоплощения. Ваша задача – настолько вжиться в роль, прочувствовать образ персонажа и его жизнь, чтобы зритель поверил вам безоговорочно. После таких упражнений доносить окружающим свои идеи и мысли в повседневной жизни становится намного проще.
Искусство перевоплощения, игры оказывается полезным не только на театральных подмостках. Обучившись ему, вам будет проще достичь взаимопонимания с людьми – на работе, в личных и дружеских отношениях.
На курсе “Актерского мастерства” в театральной студии Бенефис вопросу психологии лжи уделяется достаточно много времени, так как актеру должны верить все, даже самые взыскательные зрители. Многие люди приходят к нам с единственной целью – научиться доносить до аудитории свой материал, свои идеи так, чтобы в них поверили. Этот навык крайне полезен как в работе, так и в личных взаимоотношениях.
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Источник