- Воздействие текста: влияние на читателя через эмоции и чувства
- Как научиться воздействовать на читателя и вызывать эмоции и чувства
- 1. Сильные и слабые слова
- 2. Используйте сильные синонимы
- 3. Страх, надежда, жадность, безопасность
- Разговорный стиль текста передаёт эмоции
- Пусть герой страдает: как заставить читателя сопереживать
- Анна Ефремова
- Работа зеркальных нейронов в мозге позволяет нам сочувствовать не только окружающим людям, но и героям книг, фильмов или телерепортажей. Как описать персонажа так, чтобы повысить его шансы на читательское сопереживание? Литературовед Сьюзан Кин из Гамильтон-колледжа много лет изучает явление нарративной эмпатии и в своей книге «Эмпатия и роман» называет условия, при которых автор с большей вероятностью достучится до сердец читателей.
- Есть персонаж — есть эмпатия
- Расскажите о герое. Но не все
- Пусть герой действует
- Пусть герой страдает
- Следите за ритмом
- Форма имеет значение
- Станьте героем сами
- Эти правила точно сработают?
- Эмоции и восприятие контента
- Рассмотрим основные чувства, которые вызывают публикации в интернете
- Восхищение
- Удовольствие, веселье, радость
- Интерес, любопытство
- Неожиданность, удивление
- Страх
- Злость, раздражение
Воздействие текста: влияние на читателя через эмоции и чувства
Добро пожаловать на блог Бизнес-онлайн.
Поговорим сегодня о воздействие текста на читателя через эмоции и чувства. Вы замечали, что некоторые блогеры имеют сверхъестественные способности вызывать эмоции и чувства у читателей? Да. Это действительно редкое умение.
Вот, примеры: всем известный блогер Артемий Лебедев, С. Садальский или А. Навальный.
Давайте попробуем разобраться. Почему одни тексты вызывают море эмоций и заставляют людей читать, покупать, писать комментарии, а другие не приносят результата. Раскроем и обсудим несколько секретов и советов для начинающих блогеров. Прежде, чем двигаться дальше, давайте определимся с понятиями.
- 1. Что такое эмоция — это процесс оценки к существующим или возможным ситуациям.
- 2. Чувства — это процесс отношения к реальным или абстрактным объектам.
Например: «Я люблю тебя» — это чувство. «Мне грустно» — это эмоция.
Как научиться воздействовать на читателя и вызывать эмоции и чувства
1. Сильные и слабые слова
Используйте сильные, а не слабые, читайте заполняющие пространство, слова. Взгляните на примеры.
Слово, очень, обычно предшествуют слабым прилагательным, избегайте его.
2. Используйте сильные синонимы
Согласны, тогда, читаем дальше).
3. Страх, надежда, жадность, безопасность
СТРАХ является, без сомнения, самой мощной эмоцией для захвата и удержания внимания аудитории, но не переусердствуйте.
Мы слышим эти слова каждый день: по телевидению, читаем в газетах, в Internet, от знакомых.
Прочитали? Невесело, настроение испортилось! Извините, сейчас всё исправлю.
Читаем слова надежды — они реально поднимают настроение, всё будет хорошо).
А теперь, слова, вызывающие жадность. Сегодня их тоже используют большинство блогеров, так как посетители тоже хотят экономить денежные средства. Используйте эти слова, чтобы вызвать желания сделать заказ, именно, на вашем проекте.
Давайте рассмотрим примеры:
Слова безопасности, надёжности. Здесь нет ничего лишнего, только то, что актуально для посетителей. Они должны доверять вам.
По сути, использование сильных слов зависит от цели статьи. Смотря, какой результат вы преследуете. Вы планируете получить прибыль или вызвать жалость, гнев, уверенность, желание.
Помните: тексты работают с учётом человеческой психологии и эмоций.
Для начинающих блогеров сильные слова являются очень простым инструментом мастера, помогающие повысить лояльность к вам и вызвать интерес. Используйте.
Разговорный стиль текста передаёт эмоции
Другими словами, пишите тексты так, как хотели бы произнести собеседнику при встрече. Многие начинающие блогеры ошибочно начинают писать тексты, направленные на всех посетителей. Да ещё сухим, деловым, официальным языком. Такой стиль хорош, когда пишешь в бюрократический аппарат или научные мануалы.
Попробуйте, сосредоточиться на одном любимом читателе. Представьте его себе, возможно — это ваш виртуальный друг, постоянный собеседник. Если нет, то придумайте его сами, дайте ему имя. Выберите подходящую фотографию, поставьте её рядом с компьютером и пишите ему в разговорном стиле — диалога.
Эмоциональность текста достигается за счёт большого количества уменьшительно-ласкательных слов, а также односложных простых предложений.
Особенностью разговорного стиля являются вопросы и обращения. Вопросы дают полное ощущение, что вы разговариваете с читателями. Как правило, хорошие собеседники используют вопросительные знаки, а плохие восклицательные. Разговорный стиль является простым и лёгким для чтения и одновременно — это эффективное оружие в руках блогера.
Итак, выводы: Эмоции тесно связаны с информацией, которую посетители получают из наших публикаций. Расставив правильно акценты, блогер может вызвать искру эмоций. Хороший разговор включает в себя вопросы, ответы. Пишите, как говорите, а значит живым языком. Затем редактируйте.
Вот, и всё. До встречи на страницах Бизнес-онлайн.
Источник
Пусть герой страдает: как заставить читателя сопереживать
Анна Ефремова
Работа зеркальных нейронов в мозге позволяет нам сочувствовать не только окружающим людям, но и героям книг, фильмов или телерепортажей. Как описать персонажа так, чтобы повысить его шансы на читательское сопереживание? Литературовед Сьюзан Кин из Гамильтон-колледжа много лет изучает явление нарративной эмпатии и в своей книге «Эмпатия и роман» называет условия, при которых автор с большей вероятностью достучится до сердец читателей.
Литература — та безопасная зона, где присущий читателю здоровый скепсис остается в подвешенном состоянии, за порогом текста. Будучи вымыслом, художественное повествование обезоруживает читателя, ослабляет его недоверие и тем самым расчищает дорогу нарративной эмпатии. Но некоторые нарративные стратегии усиливают и без того вольный поток сочувствия.
Есть персонаж — есть эмпатия
Имя, основные жизненные обстоятельства и чувства, пусть и не явно выраженные, — этот минимум уже способен высечь искру эмпатии: простое оповещение слушателя о существовании другого человеческого существа само по себе активирует сеть зеркальных нейронов.
По этой причине даже стереотипный персонаж из второсортной литературы получит свою долю нарративной эмпатии: описание не обязательно должно быть реалистичным, сойдет и довольно халтурное. Литературовед и когнитивист Патрик Колм Хоган замечает по этому поводу:
«В то время как литературные критики и профессионалы ценят романы за то, что те нарушают условности и сдвигают нормы, реакция читателей на знакомые ситуации и шаблонные сюжетные ходы активирует искреннюю эмпатию — к предсказуемым поворотам и трафаретным персонажам».
Впрочем, яркие и необычные образы действуют иначе: замедляя темп чтения, они позволяют читателю лучше прочувствовать героя, отмечают литературовед Дэвид Миалл и психолог Дон Куикен.
Несмотря на то что схожесть читателя с литературным героем (в особенности схожесть жизненных целей) способствует отождествлению, он не обязательно должен разделять наши взгляды на жизнь или быть чем-то на нас похожим; он может быть другого возраста, пола/гендера или религиозных убеждений. Это может быть даже животное — главное, чтобы читателю поведали о том, как его зовут, как оно выглядит, какими чертами характера обладает, как себя ведет, какую роль в развитии сюжета играет и как разговаривает.
Расскажите о герое. Но не все
Чем больше точек соприкосновения с собственной судьбой видит читатель в литературном тексте, тем быстрее выстреливает эмпатия. Но иногда нужна недосказанность: исследование 2004 года предполагает, что эмпатия действует как заполняющий пробелы механизм, то есть читатель сам подставляет на место недостающей информации догадки, резонирующие с его собственным психологическим состоянием.
Пусть герой действует
Вместо того чтобы описывать характер героя, позвольте ему действовать и объясните мотивы его поступков — так вы с большей вероятностью вовлечете читателя эмоционально и сподвигнете его проецировать личные переживания на персонажа.
Источник: nuvolanevicata / istockphoto.com
Пусть герой страдает
Эмпатия к вымышленным персонажам проявляется легче и быстрее, когда те переживают негативные эмоции. Сьюзан Кин замечает, что, хоть ее студенты нередко описывают единение с героем в моменты радости и наслаждения, эмпатическое сострадание трогает гораздо глубже.
«Такие горькие и тягостные переживания, как скорбь или досада, больше нуждаются в целебной силе сочувствия», — объяснял Адам Смит в «Теории нравственных чувств». С другой стороны, несчастья персонажа трогают нас потому, что мы часто переносим их на себя: текст, пробудивший затаенные страхи читателя, с головой затянет его в море эмпатии. По той же аналогии нам легче сопереживать героям, которые — как и мы — совершают ошибки.
Следите за ритмом
Эмпатия обычно возрастает в середине сюжетных линий, когда проблема или загадка, стоящая перед персонажами, еще не решена, и спадает (а иногда пропадает) в моменты колебаний и метаний. Зная об этом, автор может контролировать темп и структуру повествования, чтобы повысить уровень читательской эмпатии, — например, использовать многоуровневое повествование, придать концовке силы или оставить ее слабой.
Учтите, что сложность и прерывистость текста может служить преградой сочувствию: возможность проследить причинно-следственную связь упрощает отождествление с персонажами и, следовательно, эмпатию.
Форма имеет значение
Что касается авторского стиля, некоторые исследователи считают, что эстетические достоинства произведения повышают шансы возникновения эмоционального ответа и нарративной эмпатии. Другие предполагают, что чрезмерное восхищение авторским стилем отвлекает читателя, мешает его погружению в вымышленную реальность и, соответственно, сопереживанию ее обитателям.
Станьте героем сами
Согласно анализу Кин, самым безошибочным инструментом воздействия на читателя было и остается повествование от первого лица. Позиция, с которой автор имеет возможность изобразить внутренний мир и эмоциональное состояние героя, наиболее выгодная, потому что такой подход передает «подлинные» мысли героя, напрямую связывая его с читателем. Несмотря на то что повествование со стороны вызывает слабую эмпатическую реакцию, третье лицо, или «всезнающий рассказчик», также вызывает доверие и эмпатию. Такой ракурс позволяет автору перемещаться от одного героя к другому, достоверно воспроизводя их мысленные монологи через речь и создавая наиболее полную картину происходящего — прием, которым мастерски пользовался Флобер, создавая мир «Мадам Бовари».
Эти правила точно сработают?
Не обязательно. Эмпатия бывает непредсказуемой, проявляется от случая к случаю и не всегда совпадает с нарративными установками. Сочувствие может возникнуть не к тщательно прорисованному главному герою, а к схематически набросанному персонажу. Кин называет феномен несоответствия авторского замысла читательской эмпатии «эмпатической неточностью».
К тому же нарративную эмпатию может случайным образом усилить соответствие текста определенной исторической, культурной или общественной ситуации: контекст художественного произведения влияет на качество, силу и оттенки эмпатии.
Кин замечает, что ни один роман не в состоянии вызвать эмпатическую реакцию всех без исключения читателей. Такие особенности, как возраст, опыт, предубеждения, знания об описываемом периоде и даже качество внимания, влияют на то, как мы распознаем чужие эмоциональные состояния; на этот навык влияют и унаследованные генетические характеристики. Как отмечал Майкл Стейг, «определенные личные качества и опыт позволяют некоторым читателям оригинальнее и глубже других разбирать эмоциональный пазл литературного произведения».
Источник
Эмоции и восприятие контента
«Новая кора» отвечает за мышление, самосознание, интеллект и логику. Часть, которая появилась последний. Она не способна противостоять двум предыдущим.
Человек сколько угодно может считать себя рациональным созданием, но эмоции и инстинкты влияют на поведение сильнее, чем логика, потому что находятся в более древней части мозга.
Поэтому так важны эмоции в контенте: они помогают подтолкнуть человека к нужным вам действиям. Их используют в рекламных объявлениях, чтобы склонить к покупке. Публикации, которые вызывают эмоциональный отклик, привлекают внимание и лучше запоминаются. Ими делятся с друзьями, а это поднимает охваты. С помощью эмоций можно создать положительный образ бренда и придать ему изюминку.
Рассмотрим основные чувства, которые вызывают публикации в интернете
Восхищение
Восхищение возникает при виде чего-то грандиозного и наполненного силой. Или в ответ на нечто удивительное и красивое. Это может быть произведение искусства, природа и достопримечательности. Или человек, обладающий какими-то выдающимися способностями или знаниями. Этим чувством хочется делиться с другими людьми.
Например, посмотрите, видео про Камчатку – суровую, но прекрасную. Эти величественные виды не могут не вызывать восхищение:
Удовольствие, веселье, радость
Вряд ли существует человек, который никогда не залипает на смешных видео в ущерб работе. Это лимбический мозг получает сиюминутное удовольствие. И неокортексу не по силам убедить его, что есть дела важнее, чем приколы с котиками.
Смешной контент поднимает охваты: мало того, что люди тратят часы на его просмотр, они еще и делятся с друзьями.
Чего стоит нашумевший мем «Наташ, мы там все уронили». Он был настолько популярен и так привлекал внимание, что его стали переделывать под рекламные креативы.
Интерес, любопытство
Они затягивают в контент, заставляют дочитать или досмотреть до конца. На этих эмоциях играет желтая пресса и кликбейтные заголовки из серии «ШОК! Чтобы похудеть, нужно всего лишь. ». Ведь понятно, что ничего полезного не узнаешь, но иногда так и тянет нажать на ссылку.
Именно поэтому так популярен сторителлинг: человек не может оторваться от увлекательной истории, потому что хочет узнать, чем же она закончится.
В видео «Эскизы настоящей красоты» от компании Dove художник рисует портреты женщин, не видя их лиц. Он ориентируется только на то, как они сами описывают себя. Потом он рисует портреты тех же женщин, но со слов других людей. Любопытство заставляет смотреть ролик: очень хочется узнать, насколько эти рисунки похожи.
Неожиданность, удивление
Еще один верный способ поднять охваты – удивить. Это делает контент запоминающимся: сложно забыть то, что совершенно не ожидал прочитать или увидеть.
Например, видео с шоу Britains Got Talent («Минута славы» – российский аналог). Кто бы мог подумать, что у этой невзрачной женщины такой красивый голос?
Страх
Люди потребляют информацию для развлечения и для получения знаний. Поэтому обычно более популярен контент, вызывающий положительные эмоции. Страх – эмоция негативная, но с высоким вовлечением. Он заставляет комментировать и сохранять публикации, люди стараются предупредить своих близких об опасности. Поэтому всякие страшилки о заговорах и обманных схемах получают такое широкое распространение.
Но мы за экологичное поведение и призываем не запугивать людей заведомо ложной информацией или жестоким контентом. Поэтому в качестве примера предлагаем просто немного пощекотать нервы. Только не смотрите, если боитесь высоты:
Злость, раздражение
Еще две отрицательные эмоции с высоким вовлечением. Люди любят поспорить о том, что противоречит их мировоззрению и опыту. При этом часто рождается раздражение и даже злость.
Поднимите спорную тему или напишите ваше мнение о какой-нибудь провокационной новости и ждите комментарии. Слишком общие темы, такие как религия, политика или феминизм, могут быть неактуальны для вашего аккаунта К тому же, первые две вообще не рекомендуется использовать. В таком случае возьмите более узкие вопросы, интересные вашей аудитории. Например, что лучше – таргетированная или контекстная реклама? Это вряд ли посеет злость, но может вызвать раздражение и желание доказать свою правоту.
Но используйте такие эмоции осторожно. Вы можете оттолкнуть часть подписчиков. Затевайте споры в своем профиле, только если уверены, что сможете аргументированно, спокойно и вежливо ответить на комментарии.
Источник