Как укрепить детское сердце
Один из важнейших показателей здоровья ребенка – состояние его сердца, которое, в то же самое время, подвержено наибольшей опасности. Год от года выявляется все большее количество детских сердечных заболеваний, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными. Причин тому множество:
- Воздействие на беременную женщину вредного производства во время работы;
- Перенесенные внутриутробные инфекции;
- Патология генетического характера;
- Излишние нагрузки;
- Малоподвижный образ жизни;
- Осложнения от перенесенных простуд;
- Неправильное или несбалансированное питание.
С чего начинать?
Безусловно, каждая будущая мама хочет, чтобы у нее был здоровый малыш. Но об этом нужно заботиться заранее – до его появления на свет, и даже еще до зачатия. Для этого женщина должна заботиться в первую очередь о своем здоровье, чтобы подарить ребенку сильный иммунитет. Способствуют тому постоянные прогулки на свежем воздухе, грамотное питание, правильный образ жизни. Нужно избегать контактов с больными, беречь себя как до, так и во время беременности. Про дурные привычки нужно забыть если не ради себя, то уж точно во имя своего будущего поколения. Причем это касается и второго родителя, и вообще всех членов семьи – никотину не место в доме, где появляется новорожденный, и пассивное курение в этом плане даже опаснее активного.
Питание для сердца ребенка
Укрепляют сердце будущей мамы и ребенка правильные продукты. В частности, это:
- Нежирные сорта мяса;
- Разнообразные овощи, фрукты, орехи, злаки и зелень;
- Рыба;
- Кисломолочные блюда.
Особую роль среди этого многообразия играют злаки, пророщенные семена. Благодаря им удается избежать превышения холестерина в крови и выявления сахарного диабета в будущем. Они богаты ценными для здоровья сердца микроэлементами и витаминами – В, К, С, Е, цинком, калием, магнием. Ежедневная «овсянка» по утрам насытит организм жирными кислотами, укрепит сердечную мышцу, очистит организм от вредных шлаков.
Зеленый цвет овощей словно символизирует для организма и сердца, в частности, рост, силу, здоровье. Вершки овощей, которые можно использовать в пищу, оказываются намного полезней самих корневищ. В сезон зеленых листовых овощей следует включать в ежедневный рацион в больших количествах листья салата и свеклы, редиса, моркови, редьки, шпинат и брокколи. В них просто море микроэлементов! Дети с удовольствием употребляют в пищу зеленые коктейли и салаты, заправленные растительными маслами: оливковым, льняным, кунжутным. Все это очень полезно и для иммунитета, и для растущих костей ребенка, а также позволяет усилить барьер перед вредными бактериями, опухолями и вирусами. Растительные масла также являются великолепной профилактикой запоров и паразитов, чему часто подвержены дети.
Орехи – настоящий кладезь жиров, без которых сердцу сложно нормально функционировать. Ребенку достаточно съедать в день хотя бы горсть арахиса, грецкого ореха или миндаля, и, помимо прочего, его организм будет обеспечен витамином Е и белком, разовьются мышление, память и иные полезные функции головного мозга.
Фрукты, овощи и ягоды также полезны для питания сердца ребенка. Их много, но особое значение в этом плане имеют яблоки, помидоры, черника и рябина, особенно черноплодная. Вкусные и полезные ягодные, овощные и фруктовые соки и чаи также придутся по вкусу малышне, их полезно чередовать с травяными настоями. И никаких сладких, соленых и жирных излишеств!
Движение – жизнь, но без фанатизма!
Нельзя давать ребенку засиживаться подолгу на одном месте, особенно перед телевизором, телефоном или компьютером. Не меньший вред может причинить детскому здоровью и чрезмерное увлечение учебой, когда на подвижные игры и иное движение не остается времени. Сидячий образ, особенно в комплекте с неправильным питанием, быстро приведет к ожирению, что не может не сказаться на сердце. Если проблема уже налицо, то нужно немедленно обратиться в детскую поликлинику, не дожидаясь еще больших осложнений.
Движение и отдых ребенка должны быть не только полноценными, но и в рамках разумного. Сон – один из важных моментов, он должен быть по расписанию, а утром необходима легкая разминка. Утром, днем или вечером обязательно должны присутствовать прогулки, но прежде, чем подвергать организм ребенка большим физическим нагрузкам, нужно посоветоваться с врачом. Спорт – это хорошо, но чрезмерные напряжения опасны для сердца, особенно детского, в первую очередь если и без того имеются проблемы со здоровьем. Танцы, бассейн, каратэ и т. д. – любая секция должна начинаться с кардиолога, и им же заканчиваться. Ни одну жалобу ребенка нельзя оставлять без внимания!
Сердце и вес
Необходимо поддерживать здоровый вес ребенка. Из-за неправильного питания (чипсы, газировка, перекусы на ходу), нарушения режима питания сегодня появилось много детей с лишним весом. Ожирение создает дополнительную нагрузку на сердце.
Помните, что кофе и энергетические напитки не следует употреблять до 16 лет.
Вырабатывайте у ребенка привычку кушать здоровую пищу с детства, а также вести активный образ жизни.
Простудам – нет
Болезни сердца может спровоцировать даже банальная простуда, которая затянулась по времени и перешла в более тяжелые формы заболевания.
След на сердце ребенка могут оставить ангина и инфекционные заболевания.
Поэтому важно укреплять иммунитет ребенка и не позволять переносить простуду на ногах.
В Клинике аллергологии и педиатрии детский врач-кардиолог даст Вам рекомендации по укреплению сердца Вашего ребенка, расскажет, как правильно питаться, соблюдать режим дня, какие занятия спортом необходимы. Не пренебрегайте консультацией специалистов!
Источник
Разговор с детьми о сердце и не только… (или создаём «сердечную радость»)
Ирина Климина
Разговор с детьми о сердце и не только… (или создаём «сердечную радость»)
Предлагаю вам познакомиться с нашей художественной интерпретацией «сердечной» темы, где интересный разговор о жизни закончился не менее интересной для детей изобразительной деятельностью. Её результатом стали пусть и простые, без особых эстетических изысков и сложностей, но индивидуальные, яркие по оформлению и позитивные по восприятию, открытки для близких (открытки Валентинки).
Итак, сегодня мы с ребятами подготовительной группы говорили о сердце, его физической значимости для человека и взаимосвязи его состояния с нашими чувствами и эмоциями. А началось всё с одной маленькой истории о Бабочке и Цветке из очень интересной книги М. А. Андрианова «Философия для детей: в сказках и рассказах». Назывется она «Красота души»:
«Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел.
Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над одиноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рассказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.
Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостями, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться Бабочки.
Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:»Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать».
Как только Бабочка подлетела к Цветку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела вырваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сломался. Он без движения лежал среди травы.
Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим другом, и горько плача, говорила:»Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек».
Вопросы к детям для обсуждения:
– Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?
– Как поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво, безобразно, бессердечно).
– А может быть, кто-то считает, что Цветок поступил красиво, ведь он спасал свою жизнь? (На ответ «да»: если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с ним дружить, если бы были Бабочкой).
– Вам понравился мальчик или нет? Почему?
– Что важнее, красота души или красота внешняя?»
Дети охотно включились в беседу после прослушивания сказки, каждому хотелось высказаться по этому поводу. И, что интересно, некоторые даже поначалу были согласны с Цветком, но постепенно разговор перешёл рамки предложенной истории и «побежал» дальше. Мне хотелось «разбередить» ребят, вывести на откровенный разговор и размышления о добре, красоте, сердце…
Вот самые яркие детские высказывания:
— бессердечный человек совершает недружелюбные поступки;
— сердце бывает большим как гора и маленьким, как зёрнышко…
— а ещё сердце может болеть не только от болезни, но и от грусти, страданий и грустно, когда тебя не слышат;
— сердце бывает весёлым, и тогда всем вокруг так хорошо, что хочется хохотать и прыгать, и всё получается даже самое сложное.
— сердце любит, когда о нём заботятся, дают ему послушать красивую музыку, полюбоваться облаками, послушать капли дождя…
В общем, разговор получился достаточно насыщенным. Есть о чём задуматься не только детям, но и нам – взрослым. В ходе беседы ребята «находили» много эпитетов к сердцу и самостоятельно искали примеры «большого», «злого», «маленького», «разбитого», «красивого» сердца из жизни. Да, тема эта бездонна…
Во второй половине занятия мы активно перешли непосредственно к «сердечной радости» — созданию красивого сердца, которое оказалось очень кстати именно в эти дни, когда тема Валентинок так актуальна. Детям было предложено придумать свой дизайн открытки для своих близких с помощью простейших изобразительных материалов, дополнив его несколькими нарисованными объёмными деталями, вырезанными и наклеенными поверх готового оформления для придания ему объёма.
Перед началом творческого процесса вспомнили знакомые приёмы оформления: «рамка», разбивка на части, декорирование с помощью линий разного характера и в заключении — прорисовка нескольких дополнительных ярких элементов (облака, сердечки, цветы, бабочки) на отдельном листе с последующим их вырезанием.
Процесс пошёл…
По ходу рисования приходилось напоминать ребятам:
— о красивом сочетании цветов;
— о разнообразии декоративных элементов и графических приёмов;
— о хорошем настроении в процессе деятельности.
Завершающим этапом оформления готовых «сердечек» стали нарисованные ребятами мелкие детали (бабочки, звёздочки, цветы).
Ну, вот, и всё готово. Осталось лишь вырезать «мелкие штучки», как сказала одна из девочек, и можно будет любоваться полученными открытками…
Ну, вот она — наша «сердечная радость» для самых любимых и родных.
Рассмотрим поближе несколько «сердечек»
Не утерпели, выложили из маленьких детских сердечек одно большое. Очень символично получилось, однако…
А можно было сделать коллективные коллажи.
«То, что трогает наше сердце, должно и идти от сердца», — сказал один из мудрейших прошлого. Познав глубину своего сердца, радости на сердце будет больше… Как это точно.
К сожалению «сердечного» фото ребят в этом году не получилось, это наши воспитанники прошлых лет шлют нам сердечную радость.
И напоследок для вас «сердечные» строки, посвящённые предстоящему празднику, в которых искренне Вам желаю всего самого-самого:
От сердца я вас поздравляю
И вам сердечно я желаю:
Чтоб ваше сердце не болело,
Чтоб ваше сердце не старело!
Чтоб сердце весело стучало,
Чтоб сердце ваше не страдало.
И в сердце вашем чтоб был мир,
Никто чтоб сердце не разбил.
Волнений сердца — от любви,
В делах сердечных — глубины!
Сердечный взор чтоб нам дарили,
А мы в ладу с тем сердцем были!
Дорогие друзья! Прислушивайтесь к своему сердцу чаще, оно не обманывает. Всего вам самого доброго и светлого!
Циклограмма планирования образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе Непосредственная образовательная деятельность Совместная и самостоятельная деятельность 1. Занятие познавательно-исследовательской деят-ю.
Подсолнухи руками детей Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп.
Источник