Что может испортить настроение ребенку

«Отчего портится настроение».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

занятие по познавательному развитию

Скачать:

Вложение Размер
poznavatelnoe_razvitie.rar 9.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Отчего портится настроение».

Цель: Учить детей определять не только своё личное состояние, но и состояние окружающих их людей. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты. Уметь оценивать свои поступки и поступки окружающих их детей. Развивать у детей память, активизировать связную речь детей.

Материалы: карточки с изображением разного настроения.

— Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, плохое, грустное, весёлое.)

— А вы сможете догадаться, какое настроение у вашего друга?

— А как? По каким признакам? (улыбка, глаза, лицо и т. д.)

— Посмотрите, на этих карточках изображены дети, у которых разное настроение, и вы должны угадать, у кого какое.

Дидактическая игра: «У кого какое настроение»?

Дети раскладывают в одну сторону карточки с изображением веселого настроения, в другую — карточки, с изображением грустного настроения.

— Ребята, а теперь попробуйте сделать лица, чтобы мы могли догадаться, что у вас хорошее настроение, а затем наоборот: грустное настроение.

— Дети, а когда настроение может испортиться? Как вы думаете, что может случиться? (дети поссорятся, подерутся, отнимут игрушку, мама ушла на работу и т. д.)

— А вам нравится, когда настроение плохое?

— Если у вашего друга будет плохое настроение, что можно сделать для него, чтобы настроение улучшилось?

— А какие слова можно сказать другу?

— Ребята, а теперь попробуйте вспомнить, когда у вас было плохое настроение , что помогло изменить его в лучшую сторону?

Источник

Причины плохого настроения у детей

Почему портится настроение у ребенка?

Если взрослый человек вдруг становится раздражительным и несдержанным или, наоборот, молчит и не хочет ни с кем общаться, мы говорим про него: «Он не в духе». Но сталкиваясь с точно таким же поведением у ребенка, мы считаем, что он плохо себя ведет. А ведь у детей тоже бывают расстройства настроения. И это требует нашего самого пристального внимания и участия.

В сентябре Маша впервые пошла в новую школу. Будучи спокойной и уравновешенной, она совершенно не волновалась перед встречей с будущими одноклассниками и учителями. Не волновались и родители: дочь легко находила общий язык со всеми, а по успеваемости была одной из лучших в прежнем классе.

Но буквально через месяц настроение Маши изменилось. Родители, решив, что дело в трудностях с математикой (школа была с математическим уклоном), пригласили репетитора. Но проблема была не в уроках, и родители это поняли, когда сами пришли в школу.

У новой Машиной учительницы был свой особый метод преподавания. В классе, в самом углу, стояла парта, выкрашенная в черный цвет — «парта позора». Каждый день за ней должен был сидеть ученик, который накануне набрал наименьшее количество учебных баллов. Все ученики в классе к этому привыкли и даже не особо переживали, но Маша-то была новенькая.

Причины расстройств настроения у детей — те же самые, что и у взрослых. Это и трудности в общении, и напряжение, связанное с постоянным стрессом, и общее состояние здоровья. Но взрослый, как правило, может сам понять, с чем связан его внутренний дискомфорт, может рассказать об этом окружающим и даже знает, что ему может в этом случае помочь.

Детям бывает гораздо труднее. До подросткового возраста они во многих случаях вообще не могут оценить свое состояние и как-то его дифференцировать. Труднее им разобраться и в причинах, вызвавших недовольство собой и миром. А потому справиться с эмоциональным спадом самостоятельно им бывает не под силу.

Дети ведут себя не так, как взрослые. Не умея попросить помощи, поговорить с окружающими о том, что его беспокоит, ребенок начинает капризничать. Так, семилетний мальчик скорее не скажет о том, что чувствует подавленность, ревность и агрессию (он даже слов таких не знает), когда в его присутствии постоянно хвалят трехлетнего брата. Он будет плакать, привлекать к себе внимание, третировать младшего — делать все то, что у взрослых вызовет отнюдь не сочувствие.

В подростковом возрасте дети уже рассказывают о своем состоянии, могут определить причины своего плохого настроения. Но все же они нуждаются в помощи взрослых, в первую очередь, родителей.

Особые случаи: депрессия и чувство тревоги у детей

Конечно, в самом по себе плохом настроении нет ничего страшного и странного. Но депрессии — расстройства, когда помимо сниженного настроения, подавленности, тоски и тревоги наблюдается еще мыслительная и двигательная заторможенность, снижение жизненного тонуса и самые разные телесные расстройства — у детей тоже встречаются, причем все чаще.

Веселый, общительный ребенок становится плаксивым, медлительным. Тот, кто интересовался всем на свете и имел массу увлечений — безучастным. Меняется сон ребенка. Могут появиться трудности с засыпанием, ночные кошмары, слишком раннее пробуждение. Бывает и так, что сон, наоборот, становится очень глубоким и длительным: ребенка приходится будить и утром, и после дневного сна, хотя раньше он вообще не ложился спать днем.

Многие дети отказываются от пищи, которой раньше отдавали предпочтение, или становятся избирательными в еде и подолгу ковыряются в тарелке, разделяя пищу на составные части. Аппетит может утратиться до такой степени, что именно это послужит поводом для обращения к врачу. Дети становятся плаксивыми, причем часто расстраиваются по абсолютно не значимым поводам, высказывая иногда мысли, кажущиеся окружающим просто странными.

Десятилетняя Настя потеряла сумку с костюмом из театральной студии. Родители, видя, как расстроен ребенок, в тот же день купили новое платье — точную копию утраченного. Но, к их удивлению, Настю это совсем не успокоило. «Как же там мое старое платье, оно же лежит где-то одно и мерзнет без меня», — плакала девочка и не поддавалась ни на какие уговоры.

У детей школьного возраста заметны ухудшения памяти и внимания. Ребенок может часами сидеть за учебниками, много раз пересказывать материал дома, но на следующий день в классе все забыть. А реакция одноклассников и учителей является дополнительным источником переживаний.

Вообще же картина депрессивного расстройства у детей может быть очень своеобразна. Поэтому все случаи, когда ребенок находится в плохом, подавленном настроении, должны обращать на себя внимание взрослых. Депрессия — серьезное расстройство. Она может приводить к проблемам в общении, нарушению адаптации к школе и другим психологическим трудностям, которые проявятся спустя годы.

Что может быть причиной такого серьезного нарушения? Чаще всего это психотравмирующие ситуации в семье. Развод родителей, длительная болезнь или смерть одного из членов семьи, запутанные межличностные отношения. Причем расстройства могут возникать даже в том случае, когда родители пытаются скрыть от ребенка эту неприятную ситуацию. Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие объяснений вселяет в них еще большую тревогу.

— Я пережила тяжелое расставание с мужем, — рассказывает Наталия. — Он ушел в другую семью, причем для меня это было совершенно неожиданно. Мне было так плохо, что не хотелось жить. Я каждый день плакала, почти перестала работать, я. вообще стала другим человеком. Однажды меня пригласили в школу, и классная руководительница моего сына сказала, что очень за него беспокоится. Он ни с кем не общается, отказывается отвечать у доски, грызет ногти (это в пятом-то классе!) и ведет себя абсолютно безучастно ко всему. Как ни странно, но после этого разговора я стала приходить в себя. Бедный ребенок! Ему пришлось еще хуже, чем мне. Я же совсем не замечала его все это время! Я решила, что надо начинать жить заново, и первое, что сделала — записалась в бассейн вместе с сыном. Почему именно это, не знаю, просто мимо проходила. Но, как выяснилось, это было правильным решением. Через несколько занятий мы могли говорить — просто так говорить, а не о проблемах и несчастьях. И постепенно все наладилось: и мое отношение к происходящему, и настроение, и состояние ребенка. И это меня очень радует.

Причиной серьезных расстройств настроения могут быть и школьные проблемы. Неправильный педагогический подход учителя, грубое, несправедливое отношение — все это может негативно повлиять на ранимого ребенка.

Как помочь ребенку, если у него плохое настроение

Нарушения настроения могут быть различны по степени выраженности. Бывают случаи, когда не обойтись без вмешательства врача и психолога. Однако по большей части родители сами могут оказать помощь своему ребенку.

Понять. Постарайтесь всегда выслушивать детей, что бы они ни говорили. Не старайтесь выносить сразу свои оценки и говорить, что вы сами по этому поводу думаете. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами вашего сына или дочери. Обращайте внимание на все изменения настроения своего ребенка. Отмечайте, с чем они связаны. Быстро ли ребенок переходит от пониженного настроения к норме? Что именно улучшает настроение и как это проявляется?

Помочь. Идеально было бы исключить психотравмирующую ситуацию из жизни ребенка. Если же это невозможно, постарайтесь хотя бы сгладить остроту восприятия. Например, объясните, что в таких событиях, как развод, болезнь, смерть близких, нет его вины. Ведь дети даже школьного возраста могут считать себя и свое поведение причиной семейных проблем. Позаботьтесь о том, чтобы позитивного общения (смеха, приятных слов, ласк) в вашей семье было гораздо больше, чем отрицательного (замечаний, упреков, наказаний). Добавьте в жизнь ребенка радости. Это не потребует больших усилий. Дети обладают способностью жить настоящим моментом, радоваться элементарным вещам и быстрее взрослых забывать неприятности.

Как бороться с расстройством настроения у ребенка?

С самого раннего детства важно дать возможность детям свободно выражать любые свои эмоции. Особенно это касается мальчиков. Они и так проявляют меньше открытости, а родители часто устанавливают им еще большие запреты: «Ты же мальчик, ты не должен плакать», «Будущие мужчины не боятся ничего».

Очень полезны так называемые эмоциональные прививки. Время от времени ненавязчиво рассказывайте случаи, в которых человек сталкивался с проблемами, похожими на те, с которыми сейчас столкнулся ваш ребенок — и, конечно, справился с ними! Еще лучше, если вы расскажете случай из своего собственного детства.

Примерно с подросткового возраста можно устраивать «философские уроки», когда по тому или иному поводу вы высказываете простые общечеловеческие истины: «Многие люди сталкиваются с такими проблемами», «В жизни есть место всему — хорошему и плохому», «Со временем трудности кажутся не такими значительными».

И, пожалуй, главное — ваш собственный пример того, как относиться к жизненным трудностям. Дети жизнерадостных, уверенных в своих силах родителей почти не страдают расстройствами настроения. Они с ранних лет усваивают оптимистичный стиль поведения и умеют противостоять любым трудностям. И качество это сохраняют на всю жизнь.

Источник

Плохое настроение или встал не с той ноги.
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей, как вести себя если у ребенка перепады настроения, чем родители могут помочь ребенку.

Скачать:

Вложение Размер
plohoe_nastroenie_ili_vstal_ne_s_toy_nogi.docx 21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Плохое настроение или встал не с той ноги.

Почему же дети подвержены резким сменам настроения?

Настроение — это эмоциональное состояние, которое влияет на поведение человека в определенный промежуток времени. Оно определяет нашу активность, умение взаимодействовать с миром, общий тонус. Этому состоянию свойственно меняться под действием различных факторов, о которых пойдет речь. Настроение зависит от многих обстоятельств, влияющих на эмоциональный фон. На жизненную энергию заметно влияет, кроме физического здоровья, еще и коммуникационная составляющая.

Казалось бы, настроение – какая мелочь, но… его присутствие дает ребенку чувство внутреннего эмоционального благополучия, а это, в свою очередь, положительно влияет как на физическое, так и на психическое развитие. Поэтому тут никаких мелочей нет. Приподнятое, радостное настроение – это залог не только нормального развития, но также успешности и благополучия, ощущения полноты жизни. Детские эмоциональные проявления закрепляются и с возрастом становятся достаточно устойчивыми формами поведения, влияют на формирование характера. Так, если ребенок часто испытывает радость, скорее всего он вырастет жизнерадостным, оптимистичным человеком . Если его настроение во многих случаях неважное, впоследствии это может привести к формированию мрачно-скептической жизненной позиции. Именно поэтому наша родительская задача – следить за изменениями эмоциональной сферы ребенка и формировать радостное положительное и бодрое отношение к жизни.

К главным причинам смены настроения у детей можно отнести следующие:

1. Кризисы. Частые смены настроения у малыша говорят в первую очередь о том, что он растерян, излишне напряжен, не понимает, как ему себя вести и чего ждать. Особенно остро такие ощущения ребенок испытывает в кризисные периоды, связанные с:

  • особыми моментами возрастного развития – в эти периоды подавляющее большинство детей переживает тяжелые времена;
  • особенностями окружающей среды – резкая неприятная ребенку смена обстановки, отношений с важными ему людьми может тоже вызвать кризис.

2. Желание привлечь к себе внимание родителей и близких. Возможно, в моменты спокойствия на ребенка не особо обращают внимания, а как только расплакался – сразу тебе и конфетка, и плюшевый мишка, и мамины теплые объятия. Почему бы этим не воспользоваться?

Никто не говорит, что не надо утешать и успокаивать детей. Конечно же, надо. Но, если вы берете малыша на руки, обнимаете, уделяете ему время только тогда, когда он плачет – очень скоро он поймет это и будет постоянно вас «звать». Ведь для маленького ребенка самое главное – чтобы мама была рядом. И тогда его мир спокоен и стабилен.

3. Домашняя атмосфера, в которой живет малыш. Ребенок остро чувствует все изменения в жизни семьи. Если мама с папой ссорятся, в воздухе висит напряжение, скорее всего, малыш будет беспокоиться и нервничать, и, как следствие, капризничать.

4. Особенности поведения родителей. Замечали, как точно маленькие дети умеют копировать эмоции и поведение взрослых? Так вот, если мама и папа у малыша «буки», наверное, вряд ли их чадо будет все время улыбчивым и жизнерадостным, и наоборот.

Как поднять настроение ребенку?

Внимательные родители всегда замечают изменения в поведении и настроении своего ребенка. Правда, иногда мы не знаем как правильно себя вести в такой ситуации. Помочь или пусть сам разбирается? Ситуации бывают разные, далее перечислены некоторые идеи, которые могут оказаться полезными для поднятия настроения не только ребенку, но и нам, внимательным родителям. Так что же делать?

  • Вывести на разговор и узнать причину плохого настроения, дать родительский совет

Если возраст ребенка позволяет, просто поговорите с ним. Найдите в доме тихий уголок и заведите доверительную беседу. Иногда один такой простой шаг исправляет ситуацию. Ребенок увидит, что нужен вам, что вы не равнодушны к нему, почувствует вашу заботу, и, возможно, уже вскоре «хмурая тучка» превратится в «сияющее солнышко».

  • Обнять, поцеловать и сказать, что любите

Пожалуй, один из самых действенных и быстрых способов исправить настроение! Просто подойдите к ребенку и обнимите его, прижмите к себе, ласково погладьте по головке. Дети, чаще всего, не останутся равнодушны к такому проявлению родительских чувств и эмоционально откликнутся. Глядишь, ваша радость уже улыбается.

  • Предложить совместную игру

Плохое настроение можно быстро развеять, если родитель (а если родители – вообще шикарно!) предложат ребенку поиграть вместе. Можно в настольную фишечную игру, в машинки, в куклы, в игру на ловкость, в «слова», в «города» — зависит от возраста. Интересное занятие, да еще с любимыми родителями обязательно поднимет настроение ребенка!

  • Занять руки: предложить порисовать, полепить или провести с ним мини мастер-класс

Очень хороший способ исправить настроение – заняться творчеством. В детском возрасте это, прежде всего, рисование и лепка (из пластилина, глины), аппликации, конструирование. Это занятие позволяет освободиться от плохих эмоций, и вот, ваш ребенок — как «новенький».

  • Пойти погулять, активно провести время на улице, сделать фотографии

Плохое настроение отлично «лечится»… нет, не ремнем, а прогулкой! Выйдите погулять и постарайтесь активно провести время на улице. Бегать наперегонки, считать машины определенного цвета, собирать красивые листья, рисовать мелками на асфальте, кататься на велосипеде. Вы же не забывайте фотографировать – потом посмотрите кадры вместе с ребенком, чтобы он еще раз пережил приятные моменты и наглядно увидел, сколько он может и сколько всего интересного вокруг.

  • Приготовить что-нибудь вкусненькое

Ну, какой ребенок не любит вкусненького? Приготовьте для него небольшой вкусный приятный сюрприз – настроение мигом поднимется! Только, чтобы все получилось, надо прибегнуть к маленьким хитростям. Например, если вы думаете, что дав вашему хмурому ребенку конфетку, вы повысили ему настроение – не факт! Конфеты зачастую могут сделать его капризнее, особенно во второй половине дня. Действуйте по-другому. Вкусненькое в идеале должно быть еще и полезненьким, поэтому вместо конфетки, угостите ребенка, например, яблоком, бананом, морковкой. Только не протягивайте ему то же яблоко! Сначала нарежьте его красивыми дольками, уложите в яркую мисочку, поставьте ее на подносик, рядом положите маленькую вилку. Ребенок будет в восторге! Это красиво и привлекает ребенка! Яркие цвета яблока, моркови, апельсина в одной тарелочке – положительно воздействуют на настроение. Оранжевый цвет, например, очень улучшает настроение.

Многие дети любят массаж. Если у ребенка нет настроения, попробуйте сделать ему легкий массаж, можно с приговариванием (шел слон, шла слониха, шли малюююсинькие слонятки). Тут же можно и пощекотать, побаловаться с ребенком, чтобы он завертелся, засмеялся.

Если есть возможность, позовите в гости знакомых детей одного возраста с вашим. Друзья быстро найдут дело по интересам, главное, чтоб потом прибрали игрушки.

Если настроение «упало» вечером, можно просто уложить ребенка спать, перед этим устройте ему ванну с душистой пеной. Потом почитайте интересную книгу по возрасту.

  • Включить хороший добрый мультик или фильм

Наверное, одно из самых легких и распространенных средств. Но многие родители просто отвлекают ребенка мультиками, а что это за мультики родителям все равно. Мы же сейчас говорим именно о хороших и добрых мультфильмах, чтобы это не было пустым «забиванием» мозга тупым «экшэном», а эмоциональным погружением в сюжет, сопереживание героям и т.д. Мультфильм «Просто так»

Дети очень хорошо реагируют на музыку душой и телом. Есть музыка, поднимающая настроение, успокаивающая, наполняющая человека чувством умиротворения.

  • Не трогать ребенка – путь переработает ситуацию сам

Иногда бывают такие ситуации, когда родителям лучше не вмешиваться, а оставить ребенка наедине со своим настроением, своими мыслями. Это тоже своего рода развитие, когда юному человеческому существу надо что-то проработать переработать в себе. Если такой случай настал — проявите родительское терпение.

Самое главное не забывайте о любви! Всем детям без исключения – и самым крохотным, и уже большим – нужна родительская любовь, внимание и понимание! Желаем успехов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по валеологии в младшей группе .

Бывает ли у детей плохое настроение? Эта заметка поможет развивать доброжелательное отношение детей к близким людям.

Задачи:ВоспитательныеВоспитывать осознанное отношение к своему здоровью.Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе.Воспитывать умение выполнять движения быстро, осознанно, ловко.

занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания с элементами тренинга.

Данное занятие направлено на развитие сенсомоторной сферы; коррекцию негативных эмоций; снятие эмоционального напряжения.

Источник

Читайте также:  Конкурс моя семья моя радость
Оцените статью