Преображение человека: можно ли измениться сразу после крещения
Вошел в купель один человек, а вышел совсем другой? Так бывает редко, обычно путь к Богу тернист и сложен даже после Крещения. Протоиерей Игорь ГАГАРИН рассказывает истории разных людей, в том числе свою собственную.
Господь спасает утопающего апостола Петра
Согласно Православному Катехизису,«Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую». Очевидно это должно бы выглядеть так — вошел в купель один человек, а вышел совсем другой?
Именно это произошло с тем человеком, с именем которого мы связываем обращение ко Христу нашего народа, святым равноапостольным князем Владимиром. Вошел в купель человек необузданных страстей, властолюбивый и сластолюбивый, проливший немало крови, а вышел смиренный и кроткий, отказывавшийся даже казнить преступников, расставшийся со всеми многочисленными женами и наложницами, кроме той, с которой соединился христианским браком. Вот уж действительно крещение было смертью и воскресением.
Но часто ли бывает такое? Те тысячи русских людей, которые по призыву (или приказу?) князя принимали крещение в водах Днепра, переживали нечто подобное? Многие ли из них в тот же миг искренне уверовали и покаялись? Не думаю.
Массовое крещение взрослых в нашей стране началось немного больше двадцати лет назад. Это почти совпало с началом моего служения в священном сане. Взрослые приходили почти каждое воскресение. С некоторыми удавалось предварительно беседовать, как-то готовить. Кому-то приходилось отказывать.
Так один, помню, категорично, до скандала, настаивал, чтобы я его окрестил, при этом говорил: «В Бога я, конечно, никакого не верю, но я человек православный! И вы обязаны меня крестить!»
Были кто и похитрее. Одну женщину после крещения встречаю через полгода. «Что же вы в храм не заходите?» -«А я не верю в Бога!»- «Как же так! Ведь вы же говорили, что верите!» — «А что мне оставалось делать? Ведь вы бы меня не крестили иначе!»- «Конечно! А зачем Вам нужно было креститься?»-«Ну, знаете. Это уже мое дело».
К слову сказать, в те годы «Новости» сообщили, что принял крещение грузинский лидер, Эдуард Щеварнадзе. На вопрос корреспондента, действительно ли он обрел веру, политик ответил, что к этому еще надо прийти.
Петр и Иоанн Богослов на горе Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть». Фрагмент иконы Преображения Господня, Феофан Грек.
Могу ли я вспомнить случаи подлинного обновления, перемены всей жизни после крещения? Такие случаи были. Но их за двадцать два года моего служения вспоминается очень-очень немного. Это, однако, не ставит для меня под сомнение действенность таинства. Ведь, если разобраться, не очень-то надо и ждать такого разительного изменения.
Разумеется, сейчас мы будем говорить о взрослых. Дети-то понятно: опускаешь их в купель — кричат, вынимаешь — так же кричат, а то и еще громче. Что происходит со взрослыми? Ведь если, как мы говорим, выходит из купели совершенно новый человек, то в чем проявляется это обновление?
Давайте все-таки разберемся в том, как все должно происходить согласно Писанию. Господь Иисус Христос перед Своим вознесением говорит ученикам: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Книга Деяний Апостольских повествует, как эфиопский вельможа, вдохновленный проповедью диакона Филиппа, произнес: «. вот вода; что препятствует мне креститься?». Филипп ответил: «если веруешь от всего сердца, можно». (Деян. 8:36,37). Итак, сначала — вера «от всего сердца».
Мы верим Евангелию которое говорит, что только во Христе мы можем стать настоящими людьми, что самая высшая ценность — Царство Божие, что это не сказка, а самая что ни на есть реальность, что главное дело жизни выражено словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его.»
Вера во все это, и не только в это, должна появиться не в крещении, а предшествовать ему. Затем сразу же следует родная сестра веры — покаяние. То есть решительное желание начать новую жизнь, основанную совсем на других ценностях, чем раньше; перемена мыслей, намерений, целей. И венчает все это крещение, которое становится началом новой жизни, жизни во Христе.
Когда все происходит в такой последовательности, вера, покаяние, крещение, тогда мы действительно видим явное обновление человека, но обновление это не ограничивается купелью. Оно происходит раньше, а погружение в купель дает уверовавшему и покаявшемуся силы идти дальше тем путем, который он свободно избрал до крещения.
Так должно быть. И когда так бывает, мы действительно видим перемену и второе рождение. Но часто ли так бывает? Не часто. И снова вспомню массовое крещение русских при князе Владимире. Не думаю, повторю, что очень многие из них переживали обретение искренней веры и от сердца каялись.
Многие, наверно, и вообще не очень хорошо представляли себе те истины, без знания которых невозможно быть настоящим христианином. И тем не менее то крещение принесло прекрасные плоды! Языческая Русь все-таки стала Русью Святою, как бы кто-то ни иронизировал над этим словосочетанием.
В наше время часто происходит нечто подобное. Сначала — крещение, затем осознание того, что произошло.
Признаюсь, так случилось и со мною. На третьем десятке лет было горячее желание разобраться, в чем смысл жизни, и стать лучше, но веры еще не было.
В голове тогда царила мешанина из толстовства, буддизма, рериховских идей и пр. Уже было прочитано Евангелие, уже была любовь ко Христу как к лучшему из людей, живших на земле, и совершенное непонимание, какое отношение к Нему имеет Церковь с Ее обрядами и традициями, «простыми» и «заказными» записками по 20 и 40 копеек, бабушками в платочках, не всегда добрыми.
Уже были к тому времени первые попытки понять Православие, но попытки робкие и слабые. Были встречи, которые не привели к какому-то решению, но над чем-то заставили задуматься. Были некоторые книги, которые тоже ни в чем не убедили, но какие-то вопросы поставили. Креститься меня уговорила теща, и я согласился с мыслью: ладно, хуже не будет. Даже немного надеялся: а вдруг что-то на меня снизойдет, вдруг будет какое-нибудь озарение. Ничего этого не произошло. Крестик, правда, стал носить.
Но спустя несколько месяцев появилось желание чаще заходить в храм, подолгу простаивал на службах, стало появляться желание разбираться, что же все- таки происходит во время богослужения, в чем его смысл. Стал наблюдать, вникать, покупать книги и делать открытие за открытием. Появилась мысль об исповеди. Не прошло и года после крещения, как я впервые исповедался, причастился и понял, что только теперь и начинается настоящая жизнь.
Случаев подобных моему я знаю немало. И каждый, кто прошел этим путем, подтвердит, каким восхитительным, радостным и интересным было вхождение в мир христианской веры. Страшно сейчас подумать, насколько пустой, бессмысленной была бы жизнь, если бы не было в ней Христа и Его Церкви.
И хотя как у меня, так и у многих, это произошло не сразу после крещения, я уверен, что именно в таинстве крещения были брошены в душу те семена, которые проросли несколько позже.
Любые резкие перемены очень впечатляют, но нередко оказываются поверхностными и недолгими. Если крещению предшествовала катехизация, если путь к купели был результатом осмысленного выбора, то крещение станет началом новой жизни, но ожидать того, что человек сразу же станет другим — не стоит.
Человеческий характер меняется не просто. Новая жизнь проникает в нас наподобие семени и понадобится немало сил и времени, чтобы это семя проросло и принесло плоды. В крещении мы встаем на тот узкий путь, который ведет в Вечность. Встаем и делаем только первые шаги. Эти шаги могут быть совершенно незаметны со стороны, да и самим нам может казаться, что не сдвинулись с места. Часто, очень часто, лишь спустя долгое время обнаруживается, что в нашей жизни произошли те перемены, которые были бы невозможны если бы не крещение.
Источник
Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя, если этого желания нет – креститься не надо
После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься.
После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься. Он спрашивал: «Зачем вы хотите креститься? Для чего?» Люди отвечали разное. Кто-то говорил, что для здоровья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помощью, кто-то надеялся защититься от сглаза и порчи, кто-то хотел совершенствоваться. Но ни один ответ нашего учителя не удовлетворил. Он принялся доказывать, что с такими мыслями креститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не принимать крещение. И всё же червь сомнения в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю правильного ответа на вопрос: «Зачем креститься?» Нам не смогли объяснить этого на беседах. Может, попытаетесь вы?
Раиса.
Дорогая Раиса, получив Ваше письмо, я сразу вспомнила «любимый список крещёных людей» замечательного священника Дмитрия Смирнова: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Адольф Гитлер, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лаврентий Берия…
Отец Дмитрий говорит: «Если Вы веруете в Пресвятую Троицу и хотите стать членом Церкви, то надо креститься, потому что это реализуется только через таинство Крещения». Крещение означает новую жизнь, потому что Дух Святой нисходит на человека, – растолковывает священник и очень жёстко формулирует: «Крестить человека, который этого не понимает, всё равно, что крестить неразумное животное. Если крестим малыша, то взрослые должны понимать и воспитывать ребёнка соответствующим образом. Ведь крёстный от лица ребёнка обещает Богу, что этот маленький человечек вырастет христианином».
Поэтому, Раиса, замечательно, что Вы думаете о сути таинства, о том, как оно должно повлиять на Вашу жизнь. И надеюсь, эти размышления приведут Вас в храм.
Но ещё я поняла, кто же на самом деле «виноват» в том, что некоторых людей в якутских храмах отговорили креститься.
Ещё в 2002 году до Якутска дошли кассеты с записями огласительных бесед отца Михаила Зайцева, служившего тогда в Казанском храме г. Нерюнгри. Я спросила его: нельзя ли расшифровать эти плёнки и использовать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил огорошивал своим странным для священника заявлением, к концу бесед понимали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не благословил. «Понимаешь, – объяснил он, – я никогда не повторяюсь на беседах. Всё зависит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они образованны, как настроены, и т.д., и в зависимости от того, как они реагируют на мои слова, я строю свою речь. Никогда нельзя перенимать схему. Без должного наполнения она всё равно не будет работать». Видимо, это и произошло. Схема не сработала.
Но, может, Вам, Раиса, поможет интервью, которое мы записали с отцом Михаилом на эту тему почти десять лет назад.
Не надо креститься?
В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ( Ин. 3, 5–7 ).
Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА.
– Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…
– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.
Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.
Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.
– Почему это происходит?
– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.
– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?
– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.
Правильный ответ
– А каков он? Скажите!
– Креститься нужно, чтобы стать христианином, жить так, как Бог учил, душу свою спасти. Может быть, другим на этом пути помочь. Этим исчерпывается цель нашего крещения.
Всё остальное – второстепенно. Будут земные блага, не будут – мы не знаем. Может, наоборот, гораздо хуже станет. Этот вопрос второго порядка. Принципиально то, что нам предстоит умереть, дать отчёт перед Господом о своих делах и получить либо полное счастье в Вечной жизни, либо совершенно полярное.
Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя. Если этого желания нет пока – креститься не надо. Стоит ещё подумать, порассуждать, попробовать прочувствовать.
То есть если человек ищет не Бога, а способ получить блага от Него – не надо креститься, повторять опыт миллионов несчастных людей, которые сами себя обманули (Бога обмануть нельзя). Крестятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наоборот происходит, потому что соврали Богу, получают соответствующее эхо.
Если человек не ищет личной встречи с Богом, если Бог для него что-то далёкое и непонятное – не надо креститься, рано. Если у вас нет уверенности в том, что ребёнок, которого вы собрались крестить, будет жить хоть в каком-то соприкосновении с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любовью и примером показать ему путь к Церкви, тоже не надо спешить, ничего хорошего не выйдет.
Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похожим на Бога (а именно это – цель христианства – обожение!), вот тогда всё замечательно, тогда надо идти креститься и в дальнейшем жить соответствующим образом. Если нет жажды Бога, стремления к Нему, желания жить, исполняя волю Господа, по заповедям Его, креститься не надо – последнее потеряете, жизненная практика показывает.
– Со мной такое было, и только много позднее я поняла, почему жизнь после Крещения на меня так «обрушилась».
Митрополит Антоний Сурожский не устаёт повторять, что в православии (в отличие от язычества) нет магии, которую он определяет как «насилие человеческой воли, человеческого произвола над природой и над другим человеком», что таинство – это не обряд. Таинство церковное – «это непосредственные Божии действия, которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят, доводят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таинство совершается Богом над человеком не без самого человека.
Можно ли сказать, что тех, кто во время Крещения устремляется к Господу, Бог принимает в Свою обитель, подаёт помощь и утешение, а тех, кто рвётся совсем в другом направлении, Он силой не держит, отпускает в те безблагодатные области духа, находясь в которых человек (какие бы материальные блага ни приобрёл) открыт для воздействия на него «духов злобы поднебесной», а значит, несчастен?
– Чувствует человек это или не чувствует, но он открывается новой Божественной реальности, которая отныне будет определять его жизнь до самой смерти и, главное, после.
Я не только из опыта своего могу сказать, об этом говорит Священное Писание: человек, который живёт в мире с Богом, в гармонии с Ним, от многих бед защищён. И так защищён, что никакое зло сквозь эту защиту не пробьётся. Праведники у Бога на особом счету и под особым покровительством. Праведный – тот, кто правды Божией ищет, – не удовлетворения своих эгоистических, земных запросов, а Бога. Вот эти люди, безусловно, под особым покровительством Господа, это касается всех сторон жизни – и физической, и интеллектуальной, и финансовой, и социальной, и политической. Сам Христос учит не заботиться и не говорить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6, 31–33 ). Вся история человека показывает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нормализуется, когда отношения с Творцом портятся, всё приходит в упадок.
Главное – надо понять: как человек приходит ко Христу, каким и зачем он приходит. Если Бог для него – лишь средство для решения земных проблем, о каком преображении может идти речь?
В руки, сложенные за спиной, не даётся ничего
– Значит, всё дело только в нашей внутренней готовности?
– Не только. Предположим, что человек идеально подготовлен, прошёл институт оглашенных (хотя бы те беседы прослушал, которые сейчас проводятся в храмах), предположим, воцерковился. Какие вопросы он ставит перед собой в качестве приоритетных после крещения? От этого всё зависит.
И ещё такой момент: мы покрестились во имя Духа Святого, но почему Его в нас нет? Тут надо помнить, что мы сотворены по образу и подобию Божиему. Образ есть. Подобия надо достигнуть. Иногда Господь при крещении даёт радость неземную, но она непостоянна, в силу того, что мы ещё во Христе непостоянны.
Всё необходимое в таинстве мы, безусловно, получаем и так или иначе это чувствуем, но стабильным такое состояние становится уже после того, как мы прошли свой личный путь. Да, мне дали всё в дорогу, снарядили всем при крещении. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хорошим снаряжением.
– Мой крестник маленький, когда его крестили, слышал звон колоколов, которого на самом деле не было.
– Да, с такими вещами я не раз сталкивался, когда люди в момент крещения переживали некоторое откровение. Но всё, о чём я знаю, было лишь знамением. Нужен путь. В вере, как бы это помягче сказать, нет иждивенчества. Господь не допускает нас до этого. Благодать даётся тогда, когда она востребована, когда она созидает. Господь даёт в протянутые и жадные руки. В руки, сложенные за спиной, Он ничего не даст. Надо желать и просить, и всё дастся.
– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я крестилась одна, и это было так таинственно и даже страшно, а вот большинство друзей моих и мама крестились среди большого количества народа – и это до некоторой степени мешает. Нет?
– Конечно, сам чин совершения Крещения очень важен. У нас в Нерюнгри при храме есть группа молодых людей, верующих, которые хотят чуть больше делать, чем просто в храм ходить. И к ним можно отсылать людей невоцерковлённых, только-только вступающих в Церковь. Народ ведь приходит самый разный. Один молодой человек, например, буквально был помешан на инопланетянах. Добрый парень, думающий, ищущий, он через общение с этой группой христиан пришёл к Богу. Или другой – музыкант, серьёзный, здравомыслящий, образованный… Для него стало откровением, как к нему отнеслись его сверстники: они говорили о Христе, об Евангелии, об Истине и пути к Богу, о божественном достоинстве человека, и он это для себя открывал. Они были обыкновенные люди, но он видел в них тот огонь, который в нём самом ещё не зажёгся.
Многие другие (обо всех не расскажешь) не ленились ходить в храм месяц-два, разговаривали с прихожанами, искали суть православия, Христа искали; пусть задавали поначалу совершенно жуткие вопросы, но они их задавали. Причём их никто не торопил с крещением. Ещё говорили: «Ты подожди, подумай хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно подготовленные люди искренно приходили к вере, чувствовали, что Крещение им необходимо, я их крестил по одному, причём литургическим чином, очень рано, в пять утра. Представьте, в храме присутствуют только священник, тот, кто крестится, и его поручители. Горят свечи, мы совершаем литургию, крестим человека, тут же его причащаем – это на всю жизнь.
Конечно, мы не можем крестить всех так, как это в древней Церкви было, когда крещаемый чувствовал, что в данный момент жизни он центр всей общины. Проблема чисто технически трудно решаема при том, сколько людей идёт сегодня в храмы с желанием покреститься. Хорошо, если человек горит во время совершения Таинства, он никаких внешних неудобств даже не заметит, но основная масса рвётся на Крещение не готовой, в состоянии некоторой мечтательности, и этим людям нужно помочь прочувствовать Христа.
Я думаю, что Христос при Крещении рядом с каждым.
– А что бы Вы сказали тем, кто принял Крещение?
– Минимум ты прошёл, дальше многое от тебя зависит. Ты можешь больше узнать о вере, о Христе, о Церкви. Ты можешь больше сделать для себя, для близких, для братьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответственности не несём.
В любом случае, Крещение – только начало пути, который состоит из многих-многих шагов, открытий, падений, восстаний. Но это путь преображения, когда мы каждый раз на протяжении какого-то времени открываем в себе всё новые и новые грани богоподобия. Радостно – сознавать, кем я был и как душа обновилась. Это счастье.
Источник