Z-мир. 31. Эстетические потребности
31. Прекрасные чувства и эстетические потребности
Согласно философскому определению эстетики (см. БСЭ), она состоит из сферы эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферы художественной деятельности людей. Однако здесь нас будут интересовать в основном чувственная сторона этих явлений и отношение к художественной деятельности с точки зрения удовлетворения эстетических чувств.
Суть прекрасного и механизм проявления эстетических потребностей.
Феномен эстетических потребностей проще всего понять через предметы их удовлетворения. Перебирая мысленно все вещи и ситуации, когда происходит удовлетворение эстетических потребностей, можно заметить, что удовлетворение происходит лишь в том случае, когда определенные характеристики вещей соответствуют определенным стандартам или эталонам. Важно, что установление этого соответствия непременно требует определенной работы сознания. Понятно, что эстетическое восприятие вещей возможно только после усвоения эстетических критериев и, следовательно, без эстетического воспитания не может быть и эстетического восприятия.
Если мы согласимся с этим выводом, то должны признать, что сильные эмоции, получаемые от вещей и даже от произведений искусства эстетически не воспитанным человеком, эстетическими не являются. Представляется, что понимание красоты привносится в сознание воспитанием. Дикий человек, выросший вне общества, может наслаждаться, например, красивым (в нашем представлении) восходом, но чтобы эта красота восхода стала прекрасной, человек должен овладеть языком и кодом прекрасного, принятыми в окружающем человека обществе – хотя бы в каком-то ближайшем его окружении. И только в этом случае красота становится эстетической и общественно признанной.
Следовательно, чтобы какие-то вещи и чувства стали прекрасными, эстетичными, предварительно должна быть выработана система прекрасных идеалов (и соответственно прекрасных целей). А затем эти идеалы должны быть внедрены в сознание воспитуемого (причем активным образом): соответствие свойств вещей этим идеалам должны во всех случаях вызывать сильные чувства. Так, я не без труда и не без помощи окружающих осилил великую и сложную эстетику песен А.Галича (но осилил-таки!), а вот к опере и оперетте приобщиться мне не удалось…
Что же делает вещь прекрасной?
Пожалуй, во всех случаях в основе прекрасного лежит редкость вещи с определенными характеристиками, что легко объяснимо с психологической точки зрения (в частности, редкими являются вещи дорогие, то есть те, которые требуют затраты большого количества труда на их изготовление). Кроме того, красота вещи определяется вызываемой ею ассоциацией с какими-либо положительными эмоциями. Животное, которое напоминает кровососущее насекомое, обычно кажется нам некрасивым, созерцать его не хочется. Но если это животное изображено на картине талантливого художника, то удовольствие от созерцания картины (соответственно, восхищение талантом мастера) может не только нивелировать неудовольствие от созерцания живого насекомого, но и вызвать большие положительные эмоции.
В общем случае никаких единых общепризнанных («объективных») эстетических критериев существовать не может. Не считая, правда, одной сферы – производства (причем не только результатов, но и его средств, и самого процесса). Здесь самый обобщенный и общепринятый эстетический критерий – совершенство, объединяющее такие характеристики, как максимальная производительность, надежность, безопасность, точность, так и минимальная себестоимость и др.
Удовольствие от созерцания совершенной характеристики вещи доступно, пожалуй, каждому человеку. Тем не менее, у каждого человека – свои критерии совершенства, которые он применяет лишь к миру своих потребностей. Так, интеллектуально ограниченный человек не способен понять совершенство и эстетику решения, мысли, идеи. Точно так же оценка совершенства (следовательно, и степень удовольствия от созерцания) произведения искусства чрезвычайно сильно зависит от диапазона художественного и общего развития человека. Вспомним, как в юности мы с удовольствием «проглатывали» примитивные в художественном отношении вещи, а спустя годы мы удивляемся, как такое вообще можно было читать! Впрочем, удивляться этому способны лишь развивающиеся личности.
Две формы эстетики
Вообще-то говоря, существуют две, причем существенно различные, формы эстетики – эстетика формы и эстетика содержания. Конечно, в идеале каждая вещь должна быть прекрасна и по форме, и по содержанию. Однако ввиду ограниченности ресурсов (материальных, временнЫх, человеческих) приходится чем-то жертвовать. Мужчины жертвуют чаще формой, женщины – содержанием. Как известно, большинству мужчин важно, чтобы машина хорошо ездила, женщинам же важнее, чтобы машина была красивой.
Каждая из двух основных эстетик имеет свои критерии прекрасного и соответственно своих установителей моды и своих почитателей. Поэтому эстетические оценки, например, полотна с изображением прекрасного пейзажа у зрителей с разными эстетиками могут быть противоположными: одни будут с удовольствием созерцать пейзаж, не обращая особого внимания на технику и качество живописи; другие же с презрением отойдут от картины, написанной непрофессионально. Поскольку красота может быть присуща любым вещам, то она распространяется и на людей. Так, одни люди предпочитают иметь супруга красивого внешне, другим же важнее его внутренняя красота.
Замечу, что общая эстетическая характеристика личности зависит от эстетических характеристик различных ее субстанций (сторон). И потому практически невозможно встретить человека, который был бы прекрасен (в нашей системе эстетических ценностей) во всех отношениях. Потому обычно и случается, что супруг либо умный, но некрасивый, либо, наоборот, красивый, но глупый… В качестве утешения скажу, что любой здоровый человек может совершенствовать свои субстанции безгранично. И если оба супруга поверят в такую возможность, то нет таких трудностей, которые они не смогли бы преодолеть!
Развитие эстетики порождает удивительный парадокс: чем шире у человека спектр критериев совершенства (и красоты), тем ограниченнее (вплоть до исчезновения!) становится для него мир совершенных вещей. А так как важнейшей вещью в мире является человек, то с разносторонним эстетическим развитием личности число не только кумиров, но и просто людей, заслуживающих уважения, катастрофически падает. Трагедия большинства великих людей состоит в том, что они уходят из жизни обычно в глубоком одиночестве.
Объем мира эстетических вещей.
Как было сказано выше, эстетические критерии могут быть применимы ко всем субстанциям и всем вещам и величина эстетического чувства зависит как от объективных характеристик вещи, так и от индивидуальных свойств подсознания. Встречаются люди, утратившие способность к эстетическим чувствам еще в раннем возрасте. Но есть и такие, кто сохранил способность доводить эстетические чувства до экстаза, причем в различных субстанциях. Последнее замечание важно, поскольку обычно эстетическими чувствами называют лишь чувства, вызванные созерцанием произведений искусства. Расширение диапазона эстетических чувств на все субстанции существенно обогащает жизнь человека, ибо эстетичными могут быть и этические отношения, и логические операции, и даже экономическая деятельность… И если мы вспомним субстанции человека (см. главу «Субстанции (человека)»), то без труда заметим, что все они и в целом, и в отдельных проявлениях могут быть прекрасными, эстетичными: природа, продукты питания, предметы быта, тело человека, психика, этика, сама эстетика(!), интеллект, общество, мировоззрение, какая-либо способность, мысль, идея, дух и т.д. и т.п. Но важно не заблуждаться: эстетика при этом не совпадает с самой субстанцией. Так, эстетика логики и сама логика – вещи разные.
Относительная значимость эстетики.
Стоит рассмотреть вопрос и о месте эстетических потребностей в ряду остальных потребностей.
Есть люди с гипертрофированными эстетическими потребностями, и если бы у них была возможность, то они все свое время проводили бы в картинных галереях, консерваториях, театрах, кинотеатрах и т.п. В этом случае жизнь наполняется наслаждением, но становится абсолютно бесплодной.
На другом полюсе – жизнь с полным пренебрежением к эстетике. Сторонники этой линии жизни, как правило, занимаются «делом» – экономической (в частности и производством произведений искусства), научной, педагогической и другой неэстетической деятельностью. Есть ли убедительное логическое основание считать их неэстетичную жизнь несчастной и бессмысленной? Есть: чем меньшим число субстанций человек владеет, тем меньшее его разнообразие, следовательно, и могущество. Так что если вы сами не способны к эстетическим удовольствиям, то хотя бы своих детей не лишайте такой возможности и постарайтесь найти в качестве одного из воспитателей поклонника всего изящного и прекрасного.
Удельный вес эстетических потребностей.
Если сравнить эстетические потребности с другими видами конкретных потребностей, то напрашивается мысль, что они представляют собой простейший подвид духовных потребностей. Действительно, с одной стороны, их удовлетворение состоит в соответствии реальности (например, произведения искусства) определенной системе критериев (что есть суть удовлетворения духовной потребности вообще). С другой стороны, процесс удовлетворения эстетических потребностей не требует от личности затрат каких бы то ни было усилий (не считая затрат на приобретение произведений искусства): в процессе потребления никаких ценностей не производится, а само потребление представляет собой процесс созерцания, хотя и сопровождаетсяющегося всплеском сильных положительных эмоций. (Бесспорно, для полноценного выживания личности положительные эмоции ей необходимы, однако для этого существуют и другие пути.)
Понятно, что общество, отягощенное задачей выживания, не может позволить себе тратить значительную часть средств и времени на потребление произведений искусства. Но и отдельная личность, посвящая свою жизнь потреблению (не производству!) произведений искусства, по сути дела ничем не отличается от той, которая предается физиологическим удовольствиям. А в конечном итоге и от той, и от другой после ухода в мир иной ничего не остается…
Но поскольку сфера эстетики необходима для полноценного развития личности, обществу надлежит поддерживать (по меньшей мере, морально) производство произведений искусства. А работник искусства, не выходящий за пределы своей сферы деятельности и полностью погруженный в искусство, представляет собой не совсем полноценную личность.
И мне представляется, что если бОльшая часть общества будет посвящать искусству (и производству, и потреблению) значительную часть времени, то такое общество обречено на стагнацию и даже, рано или поздно, на вымирание. Так что, как говорится, во всем нужно знать свою меру.
Источник
Эстетические чувства
Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются у нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.
Мы испытываем эстетическое удовольствие, наблюдая величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные произведения, наблюдая танцы и гимнастические упражнения, воспринимая произведения живописи и архитектуры.
Эстетические чувства вызывают у нас домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения общепризнанных общественных требований.
Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности, они становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность, придавая ей определенные эстетические формы и черты. Мы можем испытывать эстетическое чувство не только тогда, когда смотрим балет или слушаем музыку, но и когда сами танцуем и поем. Особенно большое значение приобретают активные эстетические чувства в творческой деятельности людей.
Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного труда, учебной или научной деятельности.
Во всех этих случаях восприятие носит строго объективный характер, его задачей является выделение и регистрация объективных фактов, их особенностей, существующих между ними связей. В эстетическом восприятии объективная действительность отражается особым образом — в форме эмоциональных переживаний, вызываемых у нас воспринимаемыми явлениями.
Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желания их съесть, эстетическое чувство при восприятии этой картины не связано с вкусом и питательностью изображённых на ней предметов.
В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность — потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека: приготовляя домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для своих стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы, хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов, не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались.
В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства — музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.
Среди большого разнообразия эстетических чувств можно отметить следующие.
Эстетическое удовольствие, или наслаждение. Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений. В своей самой простой форме это чувство выступает как «чувственный тон», отличающий отдельные ощущения. Так, мы можем любоваться определённым цветом материи, одни чистые цвета или звуки предпочитать другим и т. д.
Более сложное эстетическое наслаждение является при восприятии целых предметов и явлений, состоящих из ряда элементов. В этом случае его основу составляет своеобразное сочетание в целом явлении его элементов — звуков, красок, движений, форм и т. д. Одни такие сочетания воспринимаются с удовольствием, другие с неудовольствием.
Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие.
В мире звуков это будет консонанс и диссонанс, в мире движений — ритм или аритмичность и т. д. Значение определённого соотношения элементов, как основы эстетического чувства при восприятии целых предметов, может быть иллюстрировано так называемым правилом «золотого деления». Это правило гласит, что прямоугольники будут доставлять наибольшее эстетическое удовлетворение, когда их стороны (высота и ширина) будут находиться друг с другом в отношении 5 : 8. Другие пропорции вызовут меньшее удовлетворение или даже чувство некрасивого.
Чувство красивого охватывает нас, когда в своем восприятии мы отражаем объективно прекрасную, реально существующую красоту явлений природы и общества. Мы испытываем это чувство при взгляде на красивый цветок, животное, ландшафт, созданную руками человека машину или домашнюю утварь, когда наблюдаем поступки человека, думаем о замечательных чертах его характера и т. д.
Красота всех этих явлений существует объективно, т. е. независимо от нашего сознания, даже тогда, когда мы ее не воспринимаем. Она представляет собой единство многообразия элементов целого явления, состоит в сложном взаимоотношении всех сторон и особенностей предмета — его красок, формы, звучания и т.д., в своей совокупности отражающих своеобразие и истинную сущность явлений.
Основное значение при этом имеет не простое наличие симметрии или гармонии каждого из этих элементов, а соответствие выражаемой всеми этими элементами формы предмета его содержанию. Даже лишенное симметричных форм лицо человека будет восприниматься как красивое, если в нем выражается характер человека, его внутреннее содержание; внешний вид машины только тогда будет воспринят как красивый, когда он соответствует ее назначению.
Чувство красивого не безотчётно, оно, всегда имеет оценочный характер. Это чувство развивается вместе с развитием человечества, имеет историческую общественную, а не естественную природу, в нем отражаются свойственные тому или иному обществу, в ту или иную историческую эпоху эстетические вкусы, представления и понятия. В связи с этим чувство красивого различно проявляется у разных людей в зависимости от усвоенных ими представлениями и понятиями о прекрасном; оно достигает своей совершенной формы только через эстетическое воспитание человека.
Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения.
Мы испытываем чувство величественного, когда отражаем в своем сознании грандиозные картины природы — величайшие горы с их снежными вершинами и глубокими пропастями, бурные потоки, водопады, необозримые просторы океана, безграничность усеянного звездами ночного неба, колоссальные каналы, плотины и другие величайшие достижения человеческой техники и т. д.
Все эти явления, казалось бы, должны были устрашать человека. Однако они вызывают эстетические чувства, связанные с сознанием мощности природы, силы и величия человеческого интеллекта.
Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у человека не только эстетическое удовольствие, но и благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его веру в правоту своего дела, побуждают быть лучше, совершеннее, отдавать все свои силы служению общественным идеалам.
Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. В связи с этим оно имеет сложный и своеобразный характер.
Еще Аристотель отметил, что в основе любого искусства, будь то музыка, живопись, поэзия, лежит свойственное человеку неодолимое стремление к подражанию. Так, поэзия, по Аристотелю, есть подражание, «мимесису» жизни. Н. Г. Чернышевский также утверждал, что «первая цель искусства — воспроизведение действительности».
Однако в произведениях искусства человек подражает природе и явлениям жизни не фотографически, не средствами механического копирования, а путем творческого отображения действительности. Материал для творческой деятельности в области искусства — звуки, краски, движения, геометрические формы, человеческие чувства, поступки и характеры людей — человек берет из действительности, но из этого материала, если он истинный художник, поэт, композитор, он создает творчески преображённые образы действительности, которые, составляя сущность художественных произведений, и вызывают у человека эстетическое чувство прекрасного.
Сущность произведений искусства в их выразительности, в том, что художественные произведения наиболее полно выражают истинную природу явлений, отбрасывая те их особенности, которые не являются существенными. Произведения искусства играют, поэтому огромную роль в познании человеком действительности, так как в них эта действительность отражается наиболее правдиво и глубоко.
Истинные произведения искусства всегда содержательны, в них изображаемые явления выступают в их сокровенном, очищенном от всего случайного виде. Это достигается через художественную форму произведения искусства. В совершенных произведениях искусства форма и содержание находятся в единстве, что и создает у нас чувство художественно прекрасного.
Это чувство возникает как восторг перед творчеством художника, его способностью отражать действительность средствами искусства. Произведения искусства не обязательно должны изображать объективно красивые вещи; они остаются ими также и тогда, когда их содержанием является объективно безобразное, но правдиво отражённое в художественных образах. «Высокое наслаждение. объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет» (Н. В. Гоголь).
Но для этого изображаемое в художественном произведении явление должно облекаться в эстетически прекрасные формы: «Идеальное совершенство музыки только тогда достигается, когда правда выражения совпадает с чисто музыкальной мелодической красотою, когда высшая правда выражения вызывает высшую красоту музыки» (композитор А. Н. Серов).
Чувство трагического связано с восприятием художественных, главным образом драматических, литературных произведений, отображающих жизнь человека и его неравную, нередко заканчивающуюся гибелью борьбу с темными силами природы или гнетущими общественными традициями и условиями людской среды.
Это чувство сложное: в нем соединяются и преклонение перед светлым образом человека, гибнущего под неумолимым стечением обстоятельств, и сострадание к нему в его тяжелом положении и горькой судьбе, и чувство страха перед неумолимым стечением обстоятельств, из которых нет выхода, и возбуждающее чувство ненависти и негодования в отношении условий и людей, которые приводят к таким трагическим последствиям.
Чувство трагического носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей воздейственной силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать.
Художественные произведения, вызывая чувство трагического, облагораживают человека, заставляют его отрешиться от повседневных мелочей жизни, задуматься над ее глубокими основами, они побуждают его к активной борьбе с недостатками жизни. Но, чтобы вызвать такое чувство, произведение искусства должно быть художественно прекрасным.
Еще Аристотель отметил «очищающее» влияние эстетического восприятия трагического: сила аффективных состояний при восприятии трагического, постепенно нарастая, доходит в связи с развитием действия до высшего предела, когда они разрешаются кризисом, бурным проявлением охватившего нас чувства, после чего наступает успокоение.
Чувство комического характеризуется состоянием веселого смеха при восприятии противоречивых явлений действительности и особенно сильно при их художественном воплощении в произведениях искусства.
Смех может вызвать всякое несовершенство, например вид чрезмерно тучного человека, с трудом и неловко передвигающегося при игре в теннис, требующей быстрых и ловких движений, или, наоборот, вид сухого, длинноногого велосипедиста, колени которого почти упираются в руль велосипеда.
Чувство комического переживается человеком также при восприятии несоответствия между пустотой и никчемностью содержания явления и его многообещающей формой, когда человек видит «внутреннюю пустоту и ничтожность, прикрывающуюся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение» (Н. Г. Чернышевский); или когда казавшееся первоначально серьезным противоречие «внезапно разрешается в ничто» (Кант), оказывается в действительности пустым.
По Аристотелю, «смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания». Однако полностью с этим определением согласиться нельзя: в нем из чувства комического выключается его социальное значение, комическое приравнивается просто к забаве.
В действительности же чувство комического, будучи противоположно чувству трагического, в не меньшей степени побуждает человека задуматься над несовершенствами жизни и направить свои усилия на их исправление. Комедия Гоголя «Ревизор» заставляет нас весело смеяться над представленными в ней художественными образами комического в характерах, действиях и отношениях людей. Но вместе с тем она в чрезвычайной степени обостряет наше восприятие несовершенств жизни и тем побуждает нас к активной борьбе с этими несовершенствами.
Источник