Что может быть после стресса у детей

Консультация «Основные признаки стрессового состояния ребенка»

Нелли Дьяченко
Консультация «Основные признаки стрессового состояния ребенка»

«Основные признаки стрессового состояния ребенка»

Здравствуйте, Уважаемые родители!

Немного вспомним тему прошлого общесадиковского собрания «готовность ребенка к школе». Это психологические процессы (память, внимание, речь и т. д., что их нужно начинать развивать в дошкольном возрасте, так как у младших дошколят развита произвольная память…

Психолог Лев Семенович Выготский говорил : «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»

Дошкольное развитие – должен стать фундаментом, а школа зданием.

Тема сегодняшнего собрания ни меньше важнее «Основные признаки стрессового состояния ребенка»

Стрессу подвержены не только взрослые люди. Но и дети, которые только познают мир, учатся общению со сверстниками и преодолению проблем, испытывают не меньший стресс, чем их родители. Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, требуется время и терпение.

Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать можно в дошкольном возрасте.

Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом подслушивание бесед с игрушками.

У детей достаточно нелегко определить присутствие стресса. Ведь до 7 лет, находясь в постоянном развитии, они часто изменяются. Стрессовое состояние легко отнести за присущие растущему организму недомогания.Тем более что переживания детей скрыты очень глубоко: это помогает им оставаться незамеченными и разрушает детскую душу.

Каждый взрослый, воспитывающий ребенка должен знать основные признаки возникновения у него стрессового состояния.

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

5. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, появление дефектов речи, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.

Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

Конечно, самой частой причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии,

во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей,

во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении,

в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми.

Читайте также:  Как стереть чувства любви

Другими причинами стрессау детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду и т. д.

Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами, постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Предупредить стрессы у детей в дошкольном периоде поможет живое общение, проявление интереса к ребенку, его чувствам и поступкам. Следует больше разговаривать с малышом, чтобы он имел возможность высказать все, что его интересует, беспокоит, чем заняты его мысли. При этом необходимо обнимать малыша, гладить по головке и спинке, брать за ручку, усаживать на колени.

Прекрасной профилактикой для стрессов является тишина. Надо давать возможность детям по несколько часов ежедневно находиться в тихой обстановке. Для этого требуется выключать все приборы, издающие шум.

Великолепными профилактическими мероприятиями по борьбе со стрессами у детей станут:

• регулярные пешие прогулки;

• постоянное позитивное общение со сверстниками и взрослыми людьми;

• посильная помощь родителям;

• адекватные физические нагрузки;

• расслабление с помощью выполнения массажа, просмотра веселых мультиков, передач о природе;

• посещение развлекательных детских центров или кафе, небольшие подарки.

Следует быть внимательным к детям. Это всегда поможет избежать стрессов и их последствий

Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

Вот некоторые приемы, которые могут оказаться полезными для преодоления психоэмоционального напряжения у детей.

* Постарайтесь понять, что именно и как ощущает в этот момент ваш ребенок. Только прочувствовав, пропустив через себя его состояние, вы сможете правильно смоделировать свое поведение по отношению к нему.

* Будьте рядом с ребенком, постарайтесь поймать момент, когда он захочет выговориться. Не усугубляйте состояние ребенка собственными переживаниями.

* Постарайтесь определить источник стресса вашего ребенка. Обсудите с ним ситуацию,которая вызывает напряжение:

— дайте знать ребенку, что вы готовы ему помочь,

— помогите понять, что он уже может сделать самостоятельно, каковы его возможности,

— вместе определите, какие варианты действий были бы наиболее эффективными в этой ситуации,

— обсудите, какие меры в будущем следует предпринять, чтобы избежать подобных ситуаций.

* Избегайте высказываний «надо было быть осторожнее!», «сам виноват!» так как это только усиливает ситуацию растерянности.

* Постарайтесь научить ребенка не терять оптимизма ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!» — такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка.

* Поговорите с ребенком о том, как любимый герой фильма или книги справился бы с этой ситуацией.

* Подготовьте его к тому, что стрессы в его жизни еще будут, важно, чтобы стрессовая ситуация не заставала его врасплох. Ребенок должен понимать и всегда помнить о том, что встречающиеся трудности и проблемы обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов решения, а рядом всегда есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать.

* Если вы знаете о какой-либо стрессовой ситуации, через которую ребенку предстоит пройти, обсудите с ним разные варианты поведения.

* Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения. Поскольку стресс часто заставляет ребенка чувствовать себя беспомощно, можно помочь ему, продемонстрировав, что он контролирует определенные области жизни.

* Помогайте ребенку ставить цели, которых он может достичь.

* Очень хороший прием для предотвращения стресса — это недолгий разговор перед сном, позвольте ребенку рассказать все, что с ним произошло за день, что его беспокоит, так может быть, вы успеете предотвратить наступающий стресс. Также это поможет ребенку научиться рассказывать о своих чувствах по отношению не только к себе самому, но и окружающему его миру.

Специалисты советуют обнимать детей как можно чаще (не менее 4-5 раз в день). Полезно играть с ними в ролевые игры, читать книги. Устранению стресса благоприятствует совместное проведение свободного времени. Очень полезно купание в реке, катание на роликах или велосипеде, пешие прогулки. Во время прогулок нельзя запрещать детям кричать и быть активными. Это поможет им выплеснуть негативную энергию. Избавиться от нее также поможет рисование яркими красками.

Читайте также:  Мои чувства житие александра невского

Права ребенка. Основные документы Основные документы: -Декларация прав ребенка (1959). -Конвенция ООН о правах ребенка (1989). -Всемирная декларация об обеспечении выживания,.

Консультация «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Консультация «Дисграфия. Признаки» Продолжаем про этого страшного зверя «дисграфия». Как же определить, есть ли у ребенка «дисграфия» или элементы дисграфии? Первое, на.

Консультация «Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ» Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ Стабильное эмоциональное состояние.

Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или.

Основные закономерности развития ребенка как личности Основные закономерности развития ребенка как личности. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных.

План сопровождения ребенка, имеющего признаки одаренности по изобразительной деятельности Фамилия имя ребенка: Н. А. Возраст: 6 лет Краткая характеристика. Проявляет признаки одаренности по изобразительной деятельности: рисовать.

Приемы гармонизации эмоционального состояния ребенка как способ формирования навыков поведения в общественных местах Тема мастер-класса: «Приемы гармонизации эмоционального состояния дошкольников как один из способов формирования навыков поведения в общественных.

Консультация «Признаки стресса у ребенка» — Повышенная агрессия, перепады настроения, нервозность, обидчивость, кривляние, упрямство, трудности в соблюдении дисциплины. Если еще.

Семья, находящаяся в социально опасном положении: основные проблемы, признаки неблагополучия Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП, — это семья, где родители или законные представители несовершенно-летних не исполняют.

Источник

10 признаков стресса у ребенка

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель , виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять истоки страха , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

Читайте также:  Чувство озноба по ночам

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника , сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания , трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Источник

Оцените статью