- Франциск Ассизский Об истинной и совершенной радости
- Что есть радость совершенная франциск ассизский
- Глава 17 СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ
- Читайте также
- Глава 26: О том, что от блудной брани можно избавиться только с Божией помощью, которую Он оказывает подвижникам, и о том, что такое совершенная чистота
- Глава VIII Как Святой Франциск, идя с братом Львом, объяснил ему, что есть совершенная радость
- 5) Его совершенная жертва (7:27,28)
- Совершенная концентрация
- A. Совершенная Щедрость
- B. Совершенная Нравственность
- E. Совершенная Медитация
- F. Совершенная Мудрость
- 6.3. Совершенная Жертва
- Радость совершенная
- Глава 17 СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ
- 11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
- 10. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
- 11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион спением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.
- Глава пятая Совершенная святость Иисуса
- Глава 663: Умра (, совершённая) из Тан‘има.
Франциск Ассизский Об истинной и совершенной радости
ОБ ИСТИННОЙ И СОВЕРШЕННОЙ РАДОСТИ 1
Он (брат Леонард) там же повествует, как однажды блаженный Франциск возле Святой Марии призвал брата Льва и сказал: «Брат Лев, пиши». Тот ответил: «Я готов». «Пиши, — сказал, — что есть истинная радость. Прибывает вестник и говорит, что все профессора из Парижа вступили в Орден, пиши, это не истинная радость. То же самое, если все прелаты из-за Альп, архиепископы и епископы; то же самое, если король французский и король английский, пиши, это не истинная радость. То же самое, если бы братья мои пошли к неверным и обратили бы их всех в веру; то же самое, что Бог даровал мне милость исцелять больных и совершать много чудес: говорю тебе, что во всем этом нет истинной радости. Но какова же истинная радость? Я возвращаюсь из Перуджи и глубокой ночью прихожу сюда, и зима слякотная и до того холодная, что на рубашке намерзают сосульки и бьют по голеням, и ранят так, что выступает кровь. И весь в грязи и во льду, замерзший, я подхожу к дверям, и, после того как я долго стучал и кричал, подходит брат и спрашивает: «Кто там?» Я отвечаю: «Брат Франциск». А он отвечает: «Иди прочь, уже поздний час; не войдешь». И когда я продолжаю настаивать, отвечает: «Иди прочь, ты
Е. Широнина, перевод, 1995
1 Печатается по изданию: Св. Франциск Ассизский. Соч. М., 1995. С. 73-75.
Брат Леонард, приводит слова Франциска, продиктованные брату Льву. Поскольку это повествование — рассказ от третьего лица. Но в результате глубокого сравнительного анализа Эссер пришел к выводу, что это — подлинное произведение Франциска, хотя, возможно, отредактированное братьями. Время написания этого рассказа неизвестно. Текст сохранился в составе Флорентийского кодекса XIV в.
простак и неграмотен, не подходишь нам; нас так много и мы такие важные персоны, что мы не нуждаемся в тебе». А я все стою под дверью и говорю: «Из любви к Богу приютите меня этой ночью». А он ответит: «Не буду. Поди в обитель к крестоносцам и там попроси». Говорю тебе, что если сохраню терпение и не разгневаюсь, вот в этом и есть истинная радость, и истинная добродетель и спасение души».
Источник
Что есть радость совершенная франциск ассизский
– Пиши, – говорит он, – что такое истинная радость.
– Вот приходит к нам гонец и объявляет, что все ученые богословы Парижа вступили в наше братство. Пиши: не в этом истинная радость.
И если вступят в наше братство все прелаты из-за Альп, архиепископы и епископы, и не только, но и сам Король Французский и сам Король Британский; пиши: не в этом истинная радость.
И если придет к тебе весть, что братья мои отправились к неверным и всех до единого обратили к истинной вере или что мне послана от Бога такая благодать, что я недужных исцеляю и творю великие чудеса; все же, говорю тебе: во всем этом нет истинной радости.
– Но в чем же истинная радость?
– Вот, поздно ночью возвращаюсь я из Перуджии и прихожу сюда, а зима ненастная и такая стужа, что вода замерзает и висит сосульками по подолу рубахи, и колотят они мне по ногам без конца, так что уже кровь сочится из ссадин. И вот, иззябнув, весь в грязи и во льду, подхожу я к воротам, и долго, долго стучу и зову. Наконец, выходит кто-то из братьев и спрашивает:
– Иди отсюда, не время шататься, не пущу.
А я не отступаю, стучу, и тогда другой брат отвечает:
– Иди отсюда, ты ведь невежда и простец. Можешь к нам больше не приходить: мы уже такие, что в тебе не нуждаемся!
А я не отхожу от ворот и опять прошу:
– Христа ради примите меня на одну эту ночь!
– И не думай! Иди себе в приют к крестоносцам, там и проси.
Источник
Глава 17 СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ
Наряду с заповедью Господа: «Входите через тесные врата», — мы слышим призыв апостола: «Всегда радуйтесь». Здесь мы встречаемся с одной из тех антиномий (т. е. логически несовместимых понятий), которых много в христианстве.
Те, кто идет за Христом, всегда будут загадкой для мира, и живут они по законам, которые для мира являются парадоксами. На это указывает ап. Павел: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем»(2 Кор. 6, 10).
Итак, для христианина характерна радость не при богатстве, славе и развлечениях.
«Радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна»(Ин. 15, 11), — так обещал Господь Своим ученикам. И Он обещал им не просто радость, а совершенную, т. е. лучшую, идеальную радость, и об этом повторял и Он Сам, и св. апостолы: «Чтобы они имели в себе радость Мою совершенную»(Ин. 17, 13) и «…чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1, 4).
Эта радость совершенна, потому что она незыблема, не зависит от внешнего мира и внешних переживаний и будет сопровождать христианина в вечное Царство Христа. Эта радость не мимолетна, она постоянный спутник того Духа Святого, Который стяжала душа христианина.
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», — заповедовал филиппийцам ап. Павел (4, 4).
Отцы Церкви учат: с тех пор, как Христос искупил людей, нам надлежит только радоваться.
Один из величайших святых — прп. Серафим Саровский — являет образ необычайной радости, которой была переполнена его душа и которая изливалась на всех, посещавших его. Это был поистине «пасхальный святой». И радость эта была так обильна, что и всех приходящих к нему он именовал «радость моя».
Другим образцом постоянной радости и ясности духа является старец Амвросий Оптинский. Несмотря на постоянную болезнь, немощь и частое истощение сил, он для всех был всегда воплощением радости и бодрости.
Он имел обыкновение часто шутить, говорил иногда в рифму и этим ободрял окружающих. И даже в те минуты, когда он совершенно изнемогал телом, окружающие видели его все таким же «веселеньким», так называли они его обычное состояние духа.
Даже такой суровый подвижник, как прп. Пахомий Великий, имел обыкновение иногда шутить со своими учениками, чтобы не допускать их до уныния.
Итак, не к печальной или мрачной жизни будем готовить мы наших детей, следуя заветам Христа, а к жизни, преисполненной радости, но радости особенной и совершенной.
Но не на шумных стезях мира — театрах, кино и светских развлечениях — смогут найти наши дети эту совершенную радость. Эта радость раскрывается в исполнении заповедей Господних, в тихие минуты молитвы и духовного чтения, в деятельном служении ближним, а для более крепких духом — в добровольном подвиге, понесенном ради Христа.
Обязанность наша, родителей, в том, чтобы у детей развивался вкус к этой совершенной радости, чтобы она не отравлялась и не заглушалась у детей нечистыми, мутными развлечениями мира. Эти два вида радости несовместимы, так как нельзя «служить двум господам», по словам Спасителя (Мф. 6, 24).
Итак, пусть тихая и чистая радость счастливого детства будет овевать наших детей с самой колыбели. Пусть любовь, ласка и нежность постоянно согревают их сердца; пусть глубокий и нерушимый мир и согласие между родителями господствуют в семье, не омрачая ни единым облачком безмятежного детства.
Когда ребенок вырастет, то одни уже воспоминания своего счастливого детства, полного любви и духовной радости, будут залогом его дальнейшей близости к Богу и успешного сопротивления тем соблазнам, которые неизбежно встретятся ему в жизни.
Вполне можно согласиться с древним мудрецом Демокритом, когда он говорит:
«Если бы сердце малюток имело, подобно городу Фивам, сто ворот, то пусть входит туда радость во все эти ворота, дабы они из сада юности как можно более вынесли добра на поле будущей деятельности».
Время детства — время игр. Игра ребенка — не пустое занятие. Это подготовка его к жизни, развитие его телесных, душевных и даже (как увидим ниже) его духовных способностей. Родители должны тщательно следить за детскими играми, направлять их, самим по возможности принимать в них участие; нельзя запрещать невинные детские игры, хотя бы они беспокоили взрослых.
Однажды к прп. Серафиму пришла женщина с маленьким ребенком. Пока преподобный разговаривал с матерью, ребенок начал бегать и резвиться. Мать хотела запретить ему, но преподобный остановил ее: «Оставь, — сказал он ей тихо, — с ним играет ангел хранитель». Очи преподобного видели более, чем видела то мать ребенка.
И пусть родители и взрослые снисходят в играх к детям, пусть говорят с ними их детским языком, умаляются сами до их возраста. Такой пример дал однажды старец Амвросий Оптинский.
Его тоже посетила одна мать с трехлетней дочкой. Пока мать разговаривала со старцем, девочка обошла и внимательно осмотрела все уголки и наконец встала посреди комнаты, сложила на груди ручки и, жалостливо глядя на старца, повела такую речь: «Бедненький старичок! Такой он старенький, все на постельке лежит, комнатка у него маленькая, игрушек у него нет, ножки у него болят, бегать не может; у меня игрушки есть. Хочешь, старичок, я игрушек привезу поиграть тебе?»
«Привези, привези, девочка, — отвечал старец, — вот какая ты хорошая, спасибо тебе, что старичка пожалела». Так старец умел говорить языком трехлетней девочки.
Когда дети растут в среде обычаев Церкви, при частом посещении богослужений, это может наложить отпечаток и на характер игр. В последних они будут, может быть, воспроизводить Таинства или обряды из богослужения. И если они играют серьезно, то в этом им мешать нельзя, хотя нельзя их и побуждать к этому. В истории Церкви был такой случай.
Однажды св. Александр, епископ Александрийский, смотрел на группу мальчиков, игравших на берегу моря. Он заметил, что мальчики тщательно воспроизводили обряд крещения. Когда игра была окончена, св. Александр призвал играющих и узнал, что крещаемые были языческими мальчиками, а крестившие — христианами. Епископ выяснил, что все возгласы, вопросы и ответы были произнесены вполне правильно.
Св. Александр созвал духовный совет для решения вопроса — за кого теперь считать языческих мальчиков: за христиан или за язычников? И совет решил, что Таинство было совершено действительно, и св. Александру оставалось лишь дополнить обряд миропомазанием. Он призвал затем родителей новокрещенных и сообщил им о факте крещения.
Родителям же тех мальчиков, которые крестили, предложил позаботиться о подготовке их к сану пресвитеров, которыми они и стали впоследствии. Мальчик, игравший роль священника, стал впоследствии епископом. Это был знаменитый защитник Православия св. Афанасий Александрийский.
Как видно отсюда, под внешностью игры совершалось Таинство, и на детей сходил Дух Святой.
Когда имеется к тому возможность, родители должны помочь детям в играх быть близкими к духовному миру. Так, например, рождественскую елку надо зажигать, начиная с пения рождественских песнопений (тропаря, кондака и ирмосов канона), исполненных особой красотой. Затем дети могут декламировать стихи, посвященные Рождеству, поклонению пастухов и волхвов, легендам о елке. Декламацию стихов с духовным содержанием можно устраивать вообще на всех детских семейных праздниках.
В таких случаях могут устраиваться и детские спектакли, но при непременном условии, что для этого будет найдена пьеса, вполне отвечающая духу учения Христа.
Много радости дает детям участие в жизни Церкви и ее обрядах. Сюда относится, например, украшение дома зеленью перед Троицей, крашение яиц перед Пасхой, помощь при богослужении — вынос свечей, подавание кадила.
Чистую, умиротворяющую радость дает всегда общение с природой. Природа ведет нас к богопознанию, когда «вечная сила Его» раскрывается для нас, по словам ап. Павла, «через рассмотрение творений…» Бога(Рим. 1,20).
Поэтому детей надо учить чувствовать среди природы Создавшего ее и постигать Его благость, Промысл, всемогущество и непостижимую мудрость.
Насколько это только возможно, надо воспитать детей среди природы, и когда нельзя этого достигнуть на все время, то хотя бы увозить туда детей на возможно долгие сроки.
Чистую, возвышенную радость может давать и хорошая музыка. Духовные же музыка и пение приближаются по своему действию к молитве, возвышают и очищают душу; лира в руках Давида отгоняла беса от Саула(1 Цар. 16, 23). Но бывает музыка и пение, исполненные пошлости, безнравственности и легкомыслия, и от такой музыки надо оберегать детей.
Какие игры и занятия следует поощрять у детей?
Для девочек ничего не может быть лучше игры в куклы, шитья для них и вышивания. Этим подготавливается будущая мать и хозяйка. Для мальчиков хороши все игры со стройками — кубики, кирпичики, строительные ящики. Не следует мешать всяким невинным подвижным играм — пряткам, жмуркам, догонялкам, хотя бы они и беспокоили старших.
Хорошо иметь в семье или при доме домашних животных — кошку, собаку и в клетках певчих птичек, за которыми дети должны ухаживать сами. Птичек следует выпускать на Благовещение, следуя в этом русскому обычаю, а осенью приобретать новых.
С рядом игр необходимо вести борьбу. Это, например, рогатка, хлопанье пистонами и рискованные химические опыты. Это все просто опасно, и поэтому «не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор. 6, 16).
Совершенно недопустимы игры в карты: их не следует даже и держать в доме. Всякая игра в карты азартна, т. е. развивает самые низкие чувства человека — желание унизить других и гордиться от своего выигрыша.
Чтобы предотвратить увлечение картами, следует рассказать детям ряд случаев, когда игра в карты на деньги вызывала материальное разорение семей или приводила к самоубийствам. Это поможет детям иметь против них предубеждение на всю жизнь.
Надо разбираться и в настольных играх и, если давать их детям, то преимущественно те, которые служат развитию способностей детей — памяти и сообразительности. Следует учитывать, что и здесь может иметь место проявление азарта, что неполезно.
Родителям стоит позаботиться о том, чтобы при прогулках с младшими детьми время прогулок было использовано возможно целесообразнее. Так, при этом хорошо посещать с детьми больных и бедных, в чем возможно помогая последним. Так можно приучать детей к самому важному в жизни — искусству жить жизнью других: радоваться радостью ближних, утирать слезы скорбящих, утешать страждущих, кормить голодных.
При прогулках хорошо также заходить с детьми в церкви или часовни, давая им прикладываться к иконам.
Е. Поселянин в своем труде «Идеалы христианской жизни» рассказывает про свою встречу с девочкой лет четырех. Девочка с няней обходила иконы, к которым они стали ставить свечи, причем девочка набожно крестилась и целовала иконы. Поселянин спросил у няни, часто ли они бывают тут. «Да почти всякий день, — отвечала няня, — она все меня сюда тянет». — «Что же она, Богу любит молиться?» — «У-у… Такая богомолица, а уж иконы как любит, сколько их у кроватки понавешено, и чтобы непременно лампадка горела и не гасла. Огорчается очень, если погаснет. Вот, тоже до бедных большая охотица. Не позволит ни одного нищего пропустить, чтобы не подать…»
Вот то твердое основание, на котором может быть построена жизнь, полная радости, — радости близости к Богу и деятельного служения ближним.
Дети любят путешествовать. И если есть возможность удовлетворять это желание, то надо выбирать для посещений места, которые были бы освящены благодатью и населены истинными рабами Божиими, т. е. монастыри.
Из летних занятий не надо поощрять собирание детьми коллекций насекомых — бабочек и жуков. Следует прививать детям мысль, что человек вправе отнимать жизнь животного или насекомого только по необходимости: святые обходили насекомое, если оно попадалось им на дороге, чтобы не лишить его жизни.
Жизнь христиан есть жизнь «агнцев среди волков»(Лк. 10, 3). И нашим детям встретятся случаи соблазна со стороны сверстников — привлечения к играм и развлечениям, не подходящим христианину. К числу таких игр относится, например, нескромная игра «во флирт», к которой привлекаются юноши и девушки. К недопустимым развлечениям относятся также гадания, спиритические сеансы с вызыванием духов — верчение блюдечка и т. п. Участие в таких занятиях является грехом и запрещено Священным Писанием, в котором написано: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (т. е. гипнотизер. — Авт.), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…»(Втор. 18, 10–11). Следует отметить также, что на спиритических сеансах «духи» часто требуют удаления тех из присутствующих, кто носит крест. Не всегда родители смогут сами предохранить детей от неподходящих или соблазнительных игр и развлечений. Ограничением детей в этих случаях может быть лишь правильное духовное воспитание, полученное в семье. Мы знаем многих детей, которые сами чуждались игр со сверстниками, не отвечающих их духовному устроению. Такими были в детстве многие из святых и подвижников благочестия. Благодать Господня, пребывающая с детьми, живущими с Богом, сама в таких случаях умудряет их и предохраняет от всего нечистого. Об этом так пишет ап. Иоанн: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает… и само сие помазание учит вас всему» (1 Ин. 3, 27).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 26: О том, что от блудной брани можно избавиться только с Божией помощью, которую Он оказывает подвижникам, и о том, что такое совершенная чистота
Глава 26: О том, что от блудной брани можно избавиться только с Божией помощью, которую Он оказывает подвижникам, и о том, что такое совершенная чистота 1. Из ПалладияБлаженный Моисей Мурин, который прежде был предводителем большой разбойничьей шайки, а потом стал
Глава VIII Как Святой Франциск, идя с братом Львом, объяснил ему, что есть совершенная радость
Глава VIII Как Святой Франциск, идя с братом Львом, объяснил ему, что есть совершенная радость Однажды зимой, когда Святой Франциск шел с братом Львом из Перуджи в обитель Санта-Мария дельи Анджели и сильно страдал от холода, окликнул он брата Льва, шедшего впереди, и сказал
5) Его совершенная жертва (7:27,28)
5) Его совершенная жертва (7:27,28) Иисус не только совершенный священник, но и совершенная жертва. В послании Христос представлен священником, жертвой, жертвенником и даже «завесой», которая разорвалась в ту пятницу, чтобы открыть всем доступ к Богу (10:19; Мк. 15:38).Иудейский
Совершенная концентрация
Совершенная концентрация В те далекие времена высший смысл обучения заключался в стремлении освободиться от самости и эгоизма, перекрывающих человеку возможность войти в тонкие сферы интуитивного знания.У подножия горы, в долине, покрытой прекрасными цветами, стояла
A. Совершенная Щедрость
A. Совершенная Щедрость Если, стремясь к пробуждению нужно пожертвовать даже телом, Что уж говорить о каких-то внешних вещах. Поэтому совершение даяния, не надеясь на благодарность или созревание кармы, Является практикой Сынов Победителей. Щедрость – это естественное
B. Совершенная Нравственность
B. Совершенная Нравственность Если без нравственности невозможно достичь и собственной цели, Смешно тщиться воплотить благо других. Поэтому сохранение нравственности без мирских желаний Является практикой Сынов Победителей. Нравственность – это основа всей
E. Совершенная Медитация
E. Совершенная Медитация Познав, что проникновение, исполненное безмятежности Полностью разрушает клеши, Развивать концентрацию полностью превосходящую Четыре [сосредоточения] Мира Без Форм является практикой Сынов Победителей. Исследуйте тело, речь и ум, и вы
F. Совершенная Мудрость
F. Совершенная Мудрость Еcли в отсутствие мудрости пятью парамитами Невозможно обрести Совершенное Пробуждение, То развитие исполненной метода мудрости, не мыслящей тройственным циклом, Является практикой Сынов Победителей. Парамиты щедрости, нравственности,
6.3. Совершенная Жертва
6.3. Совершенная Жертва Итак, Его семя нуждалось в искупительной жертве, т. к. никто не мог угодить Богу, пытаясь исполнить Его закон. Но именно закон должен был привести детей Божьих к осознанию того, что им нужен искупитель. Именно закон должен был показать, что они — рабы
Радость совершенная
Радость совершенная Однажды зимой Святой Франциск Ассизский шёл с братом Львом из Перузы в Порционкюль. Было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал Льва, который шёл впереди, и сказал ему:— О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле пример
Глава 17 СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ
Глава 17 СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ Всегда радуйтесь. 1 Фес. 5, 16 Наряду с заповедью Господа: «Входите через тесные врата», — мы слышим призыв апостола: «Всегда радуйтесь». Здесь мы встречаемся с одной из тех антиномий (т. е. логически несовместимых понятий), которых много в
11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Все, что говорил выше (ст. 1-10) Христос, сказано с тою целью, чтобы апостолы могли усвоить себе радость Христову — ту радость, какую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час.
10. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
10. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. Здесь также пророк, вероятнее всего, имеет в виду ту радость, какою будут радоваться
11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион спением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.
11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион спением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся. И возвратятся избавленные Господом и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их. Молитву предшествующего
Глава пятая Совершенная святость Иисуса
Глава пятая Совершенная святость Иисуса Безгрешный Спаситель среди мира, исполненного грехов, представляет удивительный факт, высокое нравственное чудо в истории. Но эта свобода от всеобщей вины и греха человеческого рода представляет, однако, только отрицательную
Глава 663: Умра (, совершённая) из Тан‘има.
Глава 663: Умра (, совершённая) из Тан‘има. 824 (1784). Передают со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему посадить ‘Аишу в седло позади себя и сопровождать её во время совершения умры
Источник