Что делать с подавленными эмоциями

Подавленные эмоции, непрожитые чувства: взгляд психолога

Эмоциональная сфера человека сложна и многогранна. Но есть люди, для которых их собственные чувства, эмоции, ощущения и переживания остаются не до конца известными, не до конца осознанными, прожитыми частично или совсем не прожитыми. Эти эмоции можно сравнить с айсбергом, подлинные размеры которого, невидимые глазу, остаются тайной, сокрытые под глубинами вод, как и эмоции, таящиеся в душе, рождающиеся и остающиеся там. Причины этого абсолютно уникальны, как и сами истории жизни людей, как и сами люди. Но все же есть нечто общее, основное, что объединяет людей, незнакомых со своим чувственным миром. Это способ их адаптации к жизни.

Маленькие дети впервые сталкиваются со своими эмоциями непосредственно, через их проживание, но еще не будучи знакомы с ними осознанно, поименно. Детские эмоции выражаются свободно: радость – в заливистом, заразительном смехе, печаль, грусть или злость – в плаче или крике. Если ребенку что-то не нравится или он хочет чего-то здесь и сейчас, он может выразить это сразу, он отстаивает себя так, как чувствует, например, требует, плачет, кричит. Задача родителей – объяснить ребенку, что с ним происходит, какую эмоцию он переживает в данный момент, познакомить ребенка с ней, помочь разобраться, как с ней взаимодействовать конструктивно.

Основная проблема здесь может быть в том, что родитель сам оказывается не знаком со своим чувственным миром. То, с чем мы незнакомы, обычно пугает. Родитель не может понять, что происходит с ребенком или просто не в состоянии выдержать негативной реакции ребенка, т. к. сам не умеет справляться со своими эмоциями. Это столкновение всегда болезненно, поскольку взрослому приходится ощущать собственные ответные реакции, которых он не понимает или не принимает в себе. Поэтому, бессознательно защищаясь от собственных негативных переживаний, родитель просто отрицает, игнорирует или обесценивает эмоции ребенка. «Ты не получишь игрушку, потому что я так сказал!», «не лей мне тут крокодиловы слезы!», «хватит кричать, все равно будет по-моему» и пр. И тогда зависимый от взрослого ребенок может начать подавлять свои нежелательные для взрослого эмоции (не обязательно всегда негативные), по сути, начиная игнорировать себя, адаптируясь к реакции взрослого, чтобы получить желаемое или избежать агрессии в ответ.

Одной из самых нежелательных, а, следовательно, часто подавляемых эмоций является гнев. Вырастая, такой взрослый и дальше бессознательно подавляет свои чувства просто по привычке, так, как он научился этому, адаптируясь к жизни. Но знакомство, понимание, изучение своего чувственного мира очень важно не только для понимания себя и других, полноты проживания жизни.

Чем опасны подавленнные эмоции

Подавленные когда-то эмоции никуда не исчезают, они остаются той самой сокрытой водой частью айсберга, которая однажды может дать о себе знать совсем невовремя и неконструктивно. Такие эмоции копятся внутри и со временем могут привести к разрушительным последствиям, различным соматическим заболеваниям, пытаясь найти любой возможный выход, например, через тело. Но это лишь сигнал о том, что пора начать прислушиваться к себе, слышать и выражать свои истинные чувства.

Очень часто без помощи психолога трудно осознать свои неконструктивные жизненные установки, уметь скорректировать их, взглянуть на себя и жизнь по-новому, под другим углом, научиться жить в согласии с собой, по своим правилам, посмотреть в «лицо» своим подлинным переживаниями и чувствам, а также их причинам. Не всегда легко справляться с такой непростой, но важной встречей в одиночку. Задача терапии в данном случае – помощь в поиске более зрелых, адаптивных форм жизни, поиске причин и поддержка на пути ко встрече с собой.

Читайте также:  Как чувствуется желтое тело

Заручитесь поддержкой профессионального психолога. Записывайтесь на индивидуальную консультацию к психологу в Санкт-Петербурге в центр «Здесь и сейчас» .

Источник

ПОДАВЛЕННОСТЬ И ЧУВСТВО УГЕНЕТЕННОСТИ

Подавленность — состояние сниженного настроения.

У подавленности много синонимов и слов, отражающих сходное состояние. Самое распространенное это депрессия. Собственно термин депрессия и происходит от латинского deprimo, что означает «подавить», «давить».

Другие синонимы подавленности: прострация, тоска, апатия, скорбь, хандра, уныние, угнетенность, удрученность, мрачный, понурый и др.

Причины подавленности и угнетенности

С точки зрения оказания помощи человеку в состоянии подавленности и по причинам развития специалисты выделяют три вида угнетенного настроения:

1. Подавленность как реакция на внешние неприятные события.

  • вследствие получения негативной травмирующей психику информации. Например, известие о тяжелой болезни или смерти близкого, новость о начале войны, о какой-то потере, об угрозе для себя и т.п..
  • длительно длящийся психологический конфликт между желаемым и действительным.
  • последствие перегрузок нервной системы в виде длительных стрессов или серии чрезмерных психологических травм, недосыпания, недоедания, истощения из-за внутренних болезней.
  • плохая погода.

2. Подавленность — проявление заболевания ДЕПРЕССИЯ. Для депрессии как болезненного состояния свойственно снижение настроения, утрата способности получать удовольствия, пессимизм, заниженная самооценка с чувством вины и другие симптомы.

3. Подавленность — проявление других расстройств психической сферы, таких как:

  • энцефалопатия (последствия органического поражения Ц.Н.С.);
  • тревожные расстройства: фобии, навязчивости, панические атаки;
  • психосоматические заболевания: приступы удушья, синдром раздраженного кишечника, повышение (или снижение) веса, гипертония, экзема, сердцебиения и др.;
  • зависимости (алкогольная, наркотическая, табакокурение, игромания и др.), особенно в начальный период воздержания от употребления (соблюдения трезвости).;
  • астенический синдром, неврастения.

Отдельно следует сказать что психиатрами выделяется среди психически здоровых людей такая группа лиц, у которых к подавленности и депрессии есть, своего рода, предрасположенность.

Это обладатели таких личностных черт как пониженная общительность и активность, ипохондричность (преувеличение проблем со здоровьем), неудовлетворенность текущими событиями и собой, затруднения при выборе из-за повышенной мнительности, пессимизм и скептическое отношение ко всему.

Эти особенности характера наблюдаются с детства, могут усиливаться в периоды гормональных перестроек организма. Для таких людей сниженный фон настроения своего рода норма. Развитие депрессивных состояний, требующих медицинской помощи, у них случается чаще, чем у остальных.

Что делать если Вы стали испытывать подавленность

Если это однократное временное состояние, которое никак не отражается на Вашем поведении и трудоспособности, то не стоит на это обращать внимание, ищите на что можно переключиться и подавленность сама по себе пройдет.

Скорее всего причина такого угнетенного состояния — внешний фактор (стресс, психологическая травма, переутомление и т.п.) и поэтому это нормальная реакция психики, не требующая лечения.

Если же подавленное настроение длится более чем несколько дней, возникло без видимой внешней причины и сказывается на Вашей деятельности (снизилась продуктивность, для достижения обычных результатов требуется слишком большое напряжение, пропуски работы или учебы), то следует искать помощь у специалиста, так как, скорее всего, это уже болезненное состояние.

Как помочь человеку в подавленном состоянии

Предложите свою помощь, попробуйте сами оценить причину страданий и оценить — нужно ли переждать это состояние, либо требуется помощь врача.

В одних случаях можно «сбежать от подавленности», переключившись на другую проблему или изменив свое отношение, в других случаях следует, наоборот, поискать причину депрессивности и порассуждать на эту тему.

Читайте также:  Динамика чувства взрослости у подростков

Нарушение сна и снижение веса — критические показатели для того, чтобы организовывать консультацию специалиста. Алкоголь — плохой и опасный способ помощи при подавленном или угнетенном состоянии.

Методики, применяемые при подавленном состоянии

  1. Психологические: поддержка, сопереживание и помощь в разрешении текущих проблем со стороны окружающих, «пожалеть», расслабление с помощью аутогенной тренировки или подобных методик, смена окружения (отпуск или отгулы, путешествие, временный переезд);
  2. Физические: водные процедуры (утром холодный душ, вечером теплая ванная), интенсивная и регулярная физическая нагрузка, крепкий сон не менее 8 часов при условии засыпания до полуночи;
  3. Медицинские (только по назначению врача): фармакотерапия, физиолечение, диетотерапия, депривация сна и др.

Кто может помочь при подавленности

При легкой подавленности помочь может любой близкий человек, способный на сопереживание. Или психолог, который владеет методиками, помогающими справиться с подавленностью.

Симптомы, которые могут говорить о том, что подавленность перешла в депрессию и нужен врач:

  • тревога, апатия, тоска без внешних причин;
  • заниженная самооценка;
  • суицидальные мысли;
  • нарушился сон: бессонница, отсутствие чувства сна, ранние пробуждения, сонливость днем;
  • суточные колебания настроения: ухудшение утром и облегчение под вечер;
  • потеря аппетита и снижение веса. Или наоборот, сильное влечение к еде;
  • физические признаки депрессии: ощущение комка в горле, тяжести в груди, внутренняя дрожь, сердцебиения и нехватка воздуха, поносы или запоры

Не существует самого эффективного метода или лучшего лекарства от угнетенных состояний. Для каждого человека и случая необходимы свои уникальные «инструменты» борьбы с состоянием угнетенности.

Источник

Злиться – можно!

«Мой ребёнок бросается на пол и бьётся в истерике», «сын быстро взрывается и бросается на обидчика с кулаками», «дочь постоянно обижается и требует внимания», — жалуются родители. Все мы желаем своим детям добра и хотим, чтобы они были спокойны, радостны и добры. Но они злятся, обижаются, боятся, грустят. И вот мы уже кричим или цедим сквозь зубы: «Замолчи! Успокойся! Перестань!»

В каждом из нас море эмоций. Это море меняется, колеблется. Оно то волнуется, то спокойно. Наша задача — научиться плыть по этому морю, не теряя управления. И не только самим научиться, но и помочь не утонуть в нём своим детям. Как мы боремся с эмоциями, чем это опасно и как помочь ребёнку справиться с эмоциональными бурями?

Как мы боремся с эмоциями?

Представьте себе ребёнка, который отчаянно и громко плачет. Мама не купила шоколадку, упал, сделали укол — причина может быть любой. А вот реакция со стороны взрослых обычно предсказуема: любым способом это прекратить.

Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»

Ребёнка переполняет страх, обида или гнев. Это неприятно, он не знает, что с этим делать, и делает то, что умеет — кричит. Родителю такая реакция не нравится, и он начинает бороться с эмоциями ребёнка.

Как он это делает?

  • Подавляет : «Хватит орать, на тебя уже все смотрят!» А если ещё пригрозить наказанием, то, возможно, ребёнку удастся, в ущерб себе, подавить неугодную взрослому эмоцию.
  • Прерывает : «Ой, смотри, какая птичка прилетела!» Ребёнок отвлекается и, пока не перестанет верить таким уловкам, переключается с недопережитой эмоции на птичку.
  • Отрицает : «Это ни капельки не больно. Даже малышам делают прививки, и они не боятся». Ребёнок чувствует страх, но мама утверждает, что бояться тут нечего. Появляется неуверенность: «Со мной что-то не так».

Взрослые борются не только с эмоциями ребёнка, но и со своими: «зря я так разволновалась, ничего же не случилось», «что-то я совсем расхандрилась, надо встряхнуться», «съем-ка шоколадку, а то что-то мне тревожно».

Читайте также:  Шутка для настроение любимой

К чему приводит борьба с эмоциями?

Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.

Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать. Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.

Непрожитые до конца, «загнанные в угол» эмоции имеют свойство накапливаться. Они — как река, перекрытая плотиной. Плотина останавливает течение, но воды становится всё больше и больше, и в какой-то момент плотина прорвётся или река выйдет из берегов и затопит все вокруг. Внешне спокойный ребёнок, однажды может так «двинуть» товарища, что тот потеряет сознание. Воспитатели и родители, конечно, будут ошарашены. Но если проследить историю детско-родительских отношений, то скорее всего выясниться, что ребёнку постоянно запрещали, стыдили, уговаривали, пугали, лишь бы он не кричал, не кидался игрушками, не дулся и т.д.

Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.

Как помочь ребёнку «выплыть»?

  1. Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
  2. Ваша задача как родителя — не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже. Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
  3. Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть. Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.

Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.

Между тем, родители, научившиеся принимать ребёнка целиком, замечают насколько их отношения стали доверительнее и ближе. Бывает даже, они не замечают никакого «трудного» возраста. Подросток чувствует, что семья — его крепость, где он может укрыться от любых невзгод.

Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.

Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:

  • Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
  • Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
  • Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
  • Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
  • Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?

Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.

Источник

Оцените статью