Что делать если не чувствую греха

Содержание
  1. Хочу исповедаться, но не чувствую грехов, меня не тянет к Исповеди. Подскажите, как мне быть?
  2. Стыд перед Исповедью
  3. Что делать, если мне не в чем каяться на исповеди? И еще 10 «наивных» вопросов священнику от неофита
  4. Может быть, вера — это дар, которого у меня нет?
  5. Во время Божественной Литургии в храме я ничего особенного не ощущаю. Это плохо?
  6. Должен ли я почувствовать облегчение после исповеди?
  7. Зачем мне во время исповеди искать в себе дурное вместо того, чтобы видеть в себе хорошее?
  8. К чему следует стремиться?
  9. Что делать, если мне не в чем каяться на исповеди?
  10. А для чего нужна брошюра про исповедь на входе в храм? Ею стоит пользоваться при подготовке к исповеди?
  11. Что делать, если список грехов к следующей исповеди не изменился? Какой смысл во всём этом, если ситуация со временем не улучшилась?
  12. Я иду на исповедь за прощением или за советом?
  13. Как побороть смущение перед священником?
  14. А что случится, если я священнику не расскажу о каком-то своём грехе?

Хочу исповедаться, но не чувствую грехов, меня не тянет к Исповеди. Подскажите, как мне быть?

Вопрос задан:
17 сентября 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Дорогой Дмитрий, не удивляйтесь своему душевному состоянию. С Вами происходит то, что на языке православной аскетики именуется «окамененным нечувствием греха». Дело это обычное: как физически больного человека далеко не всегда тянет к врачу, на лечение, предполагающее принятие горьких лекарств, уколов, а то и операций, так и человека, пораженного болезнями духа – грехами (а поражены им все, без исключения, люди), не тянет во врачебницу духовную – Церковь, к лекарствам – Таинствам, к болезненным процедурам лечения – покаянию и борьбе с грехом. Что с этим состоянием делать?

1.Взять на себя молитвенное правило для того, чтобы Сам Бог коснулся Вашего сердца, и исцелил его от духовного нечувствия. Для этого, почитайте ежедневно, в течение недели, двух, Покаянный Канон Иисусу Сладчайшему, а в течение всего дня упражняйтесь в молитве Иисусовой. При этом нужно помнить, что действенность молитвы зависит от соблюдения соответствующих духовных законов. Например, правильная молитва имеет три существенных признака: внимание, благоговение, и покаяние. Нарушение законов правильной молитвы приводит, не только, к её не действенности, но и самого молящегося к состоянию прелести. Подробнее о святоотеческом понимании молитвы Вы можете почитать в творениях свят. Игнатия (Брянчанинова).

2.Чтобы исцелиться от нечувствия грехов своих, нужно понуждать себя к упражнению ежедневного личного покаяния Богу, и регулярного участия в Таинстве Исповеди, где покаяние получает своё завершение.

3.Очень важным условием исцеления от окаменения сердечного является, по словам преп. Симеона Нового Богослова, «тщательное исполнение заповедей Божиих, научающее человека его немощи». Иными словами, жизнь по заповедям открывает человеку, кто он есть на самом деле. Это душевное состояние у Отцов именуется видением своих грехов. Отсюда, в христианине рождается смирение и покаяние. Исцеляется Богом и его нечувствие к своим грехам.

Бог Вам в помощь на пути к этому спасительному состоянию души.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Источник

Стыд перед Исповедью

Что делать, когда стыдно исповедать какой-то грех? Ответ на этот вопрос можно найти в любом руководстве к Исповеди, но, думаю, ответ не исцеляющий. Уверен, ты поэтому и ищешь ответа, другого ответа, нежели этот, который, я не сомневаюсь, ты уже знаешь, но который в том состоянии, в каком ты сейчас находишься, никакой пользы тебе не приносит. Поэтому и я не стану классически рубить с плеча: «Стыд от диавола, его надо преодолеть и исповедать свой грех!»

Владыка Антоний, епископ Сурожский, трогательно вспоминал один случай из своей юности, изменивший его жизнь. Признаюсь, случай этот оказал такое же влияние и на мою жизнь.

Однажды, когда богослужение закончилось, юноша подошел к священнику на Елеопомазание, и тот смутил его, показавшись пьяным. Тем не менее, следуя лицемерной учтивости, он хотел поцеловать ему руку, но священник стыдливо отвел ее, извиняясь за состояние, в котором находится.

Когда народ разошелся, юноша, тронутый этим, подошел к священнику, чтобы испросить прощения. Батюшка выглядел таким убитым, что едва ли не плакал. И признался юноше, что сожалеет, что он такой, но он больше не может, потому что только что в аварии погибли его жена и ребенок.

Тогда будущему митрополиту Сурожскому было следующее откровение, простое, но фундаментальное. Он понял, что одно дело — читать в Библии о терпении Иова и приводить его в пример другим, когда увидишь их скорбящими, и другое — когда с тобой самим происходит такое огромное несчастье.

Христианская жизнь начинается с простого дела — понять, что мы не всегда можем исполнять советы святых отцов

Подлинная христианская жизнь начинается с этого простого дела — понять, что мы не всегда можем исполнять советы (такие хорошие, впрочем) святых отцов и даже Самого Спасителя. У нас не всегда есть необходимая для этого сила, мужество, да и просто воля.

Но, несмотря на это, не будем забывать, что даже тогда (искушаемся ли мы бесами или даже подпали под их власть, или искушаемся нормальными порывами естества) мы тем не менее остаемся христианами. Христианами уязвимыми, но христианами. Поэтому давайте поймем, что жизнь христианина складывается не только из побед, не только из удач, но и, может, даже по большей части — из поражений, но только поражений, перенесенных с мужеством.

Для нас, христиан, поражение, перенесенное с мужеством, — это больше, чем победа, одержанная недостойно, то есть с надмением. Такая победа с легкостью может выбить тебя с поля боя. То есть в нашем случае, если кто-нибудь исповедует свои грехи с большой легкостью, то он может спросить себя: а почему с ним это происходит? Не потому ли как раз, что они ему не кажутся такими уж тяжелыми? Не потому ли, что у него не стало духа истинного покаяния?

Да, твоим грехом может быть и аборт, и кровосмешение, и гомосексуализм, и некрофилия, и убийство. Но только знай, что есть люди, которые исповедуют эти грехи чуть ли не спокойно, а где-то, в каком-нибудь позабытом монастыре, может, есть послушник, который ужасно сокрушается из-за того, что съел яблоко с того дерева, с которого у него не было благословения есть. У нас в Патерике есть такой случай, когда послушник страшно терзался из-за того, что, неся послушание в трапезной (на кухне), попробовал масла из горшка [1] .

Так что, по моему мнению, стыд, который мы испытываем, когда приходит пора исповедать какой-то грех, может зависеть не столько от тяжести совершенного греха, сколько от интенсивности нашего покаяния. Чтобы не допустить, чтобы покаяние, столь мужественное и столь угодное Богу, увенчалось победным венцом, диавол вооружается против нас и еще больше усиливает наше замешательство, нагнетая не только стыд, но и, вместе с ним, отчаяние.

Но что значит объявить себя побежденным? Неужели то, что ты не можешь исповедать священнику определенный грех? Нет. Еще нет. Это только удар, удар, который, естественно, предполагает любая борьба. Но это пока не поражение, это еще рукопашная. Поражение бывает тогда, когда мы начинаем убегать не только от священника, но даже от Христа, когда ты начинаешь думать, что уже не только священник не может тебя понять, но и Христос. И даже Он не может тебя простить.

Поражение бывает тогда, когда ты начинаешь думать, что не только священник не может тебя понять, но и Христос

Мы говорили, что этот стыд может быть вызван не столько тяжестью греха, сколько интенсивностью покаяния. И было бы очень грустно упустить шанс получить победный венец за покаяние по причине своего смущения. Венец этот дожидается победителя на месте, которое выше нас, и представь себе: у нас нет ничего, на что можно было бы наступить, чтобы достать его — ни скамейки, ни камня, ни пня. Всё, что у нас есть под рукой, — это наш грех, на который надо наступить, как на лестницу, как на возвышение, и достать венец.

Так что, если ты не можешь назвать его священнику, у которого обычно исповедуешься, сходи и назови незнакомому священнику, съезди в другой город, где тебя никто не знает, и назови его первому попавшемуся на твоем пути священнику, только назови.

Читайте также:  Как понять что парень скорпион скрывает свои чувства

А если ты перестал доверять священникам, ведь ты можешь впасть и в это искушение, — назови его человеку, которому доверяешь. А если у тебя нет даже такого человека, назови его напрямик Богу, и называй его непрестанно. На самом деле я убежден, что воспоминание о грехе некоторым образом и без того навязчиво преследует тебя, но ты назови его открыто, в надежде, не убегая от Бога.

Возьми в пример случай Петра и Иуды. Иуда тоже возгорелся покаянием, побежал и бросил деньги, добытые кровью. Иуда, в отличие от Петра, признал кровь Христа «невинной» (Мф. 27, 4), то есть он практически выступил против решения иудеев, выступил против всего храма, осудившего Христа на смерть.

У Петра не было силы сделать это даже перед простой женщиной, сказавшей, что она видела его среди учеников. Петр клятвенно отрекся от Христа, в то время как Иуда бесстрашно признал Его невинным, и не только перед простой женщиной, которая не могла бы сделать ему ничего, но и перед иудейскими законниками, способными предать его смерти.

И при всем том великое покаяние Иуды не помогло ему ничем, потому что Иуда, хоть и раскаивался, убежал от Бога, у него не было мужества исповедаться Ему. Иуда, имевший смелость исповедать это перед людьми, не имел смелости исповедаться пред Богом, а Петр, хоть и испугался и устыдился людей, но всё же, когда пришло время, исповедался пред Богом.

Великое покаяние Иуды не помогло ему ничем, потому что Иуда, хоть и раскаивался, убежал от Бога

Каким же было исповедание Петра? Может, он сказал: «Господи, я согрешил, предав Тебя, прости меня»? Нет. Петр исповедался иначе, шокирующим для нас образом. Петр сказал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 17).

Так повторяй и ты, даже если сам в это не веришь. Говори это именно потому, что это ложь, но только ложь, о которой ты мечтал бы, чтобы она была правдой. Может, это как раз и есть правда, та правда, которой немногие из нас могут достигнуть, но о которой мы ревнуем. Плачь и повторяй эту ложь Богу, говори ее Ему в лицо:

— Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Бог знает наш грех, Он знал его даже до того, как привел нас в мир. И всё же не воспрепятствовал нашему рождению. Разве это не говорит о доверии Бога к нам, разве не указывает на огромную надежду, которую Он возложил на нас? Зачем же разочаровывать такого чудесного Богочеловека, как Христос?

Тот же митрополит Антоний в одной из проповедей на Рождество Христово (которая, я хорошо знаю, не переведена на румынский) предлагает дискуссию не столько о вере человека в Бога — эта тема и без того очень широко обсуждается, — сколько о вере Бога в человека. Владыка живописует Совет Святой Троицы при сотворении человека. Якобы Бог Отец сказал тогда:

— Создадим человека по образу и подобию Нашему (ср. Быт. 1, 26).

— Да, но этот человек падет, — сказал Дух, — и Тебе, Сыне, надо будет умереть за него.

— Так создавать Нам его или не создавать? — спросил Отец.

— Создавать, — ответил Сын.

Вот надежда, которую Бог возложил на человека! Этому Богу мы исповедуемся, Его стыдимся, Его любим.

Если еще не можешь исповедать свой грех священнику, не отчаивайся: скажи его Богу. И добавь к этому греху все причины, по которым не можешь его исповедать. Скажи Богу всё как есть, просто. И не отходи от Бога.

Если не можешь исповедать свой грех священнику, не отчаивайся: скажи его Богу

Можешь сказать Ему, что Он к тебе несправедлив, что именно Он и виноват в твоем грехе, можешь оклеветать пред Ним хоть всю землю, всех священников и епископов, но только говори всё, стоя лицом к Нему, и не успокаивайся, пока не получишь от Него ответа. Может, в какой-то момент ты поймешь, что то, что говоришь Ему, — это ложь, а может, и нет. Но только знай, что Он тебя поймет, что бы ты Ему ни сказал. И успокойся.

Ему ты можешь говорить всё — именно для того, чтобы не пришлось обращаться к людям. Но остерегайся клеветать на священников или на любого другого человека перед людьми, пока полностью не успокоишься.

Только перед Богом обвиняй всех, потому что Он тебя поймет, Он всё знает. И всегда, каким бы отчаявшимся и возмущенным ты ни был, не забывай, что всё — не более чем искушение, искушение временное, которое ты должен победить.

Придет и такое время, когда ты сможешь сказать это священнику, то есть тоже Богу, но при свидетеле. Тебе это уже не покажется таким тяжелым, ведь он тоже человек, терзаемый помыслами, как и ты, о чем говорит святой апостол Павел: разве не вся тварь мучится и стенает воздыханиями неизреченными, ожидая усыновления (ср. Рим. 8, 22–23)?

Подумай о том, что это не более чем незначительный грех, какой-то грех. Что жизнь в будущем может повергнуть тебя в такие большие грехи, что то, из-за чего ты сейчас смущаешься, покажется тебе ерундой. И если ты этот грех не можешь исповедать, то с теми что будешь делать?

Источник

Что делать, если мне не в чем каяться на исповеди? И еще 10 «наивных» вопросов священнику от неофита

Приблизительное время чтения: 14 мин.

Мне сорок лет. Я крестился совсем недавно, и исповедей у меня за всю мою жизнь было меньше, чем пальцев на одной руке. Когда я стою в очереди на исповедь в храме, у меня много вопросов. И даже мне самому они кажутся наивными.

«В духовном плане не бывает наивных вопросов, — говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. — И пока мы задаём вопросы, мы живы.

Когда мы были детьми, мы постоянно задавали вопрос «Почему?» Иногда получали на него исчерпывающие ответы, иной раз слышали в ответ просто «Потому!» — но продолжали задавать этот вопрос снова и снова. Вот пока в нас живёт это «Почему?» — мы живы. А вот когда оно в нас умирает — мы умираем вместе с ним, даже если при этом продолжаем есть, ходить и двигаться.

Поэтому не бойтесь задавать вопросы. По тому, какие вопросы вы задаёте, и вам, и священнику становится понятно, как вам важна духовная жизнь, как она вам не безразлична. И в этом нет ничего, что было бы неважным. Для человека болеющего всё важно. А я желаю, чтобы мы все болели Христом!»

Мне сорок лет, и у меня много вопросов. Я задал их отцу Игорю.

Может быть, вера — это дар, которого у меня нет?

Ты пришёл в Церковь и стал задавать вопросы — значит, твоего сознания и сердца коснулся Господь. Конечно, вера — это дар, и тебе он дан. Ты можешь попытаться объяснить это рационально: мол, ты просто встретился с замечательным человеком, прочитал какую-то прекрасную книжку. Поверь, многим встречаются замечательные люди, многие читают такие прекрасные книжки, что нам с тобой и не снились! Но вот у них нет этого дара веры. Не потому, что они лучше или хуже, — это не имеет отношения к делу. Просто Господь им этого не дал. Только помни, вера даётся человеку не для того, чтобы он вдруг решил все свои вопросы. Вера даётся человеку для того, чтобы он послужил этой вере. Как именно? Через служение ближнему во Христе. Это очень важное условие.

Во время Божественной Литургии в храме я ничего особенного не ощущаю. Это плохо?

Если ты ничего «особенного» не чувствуешь в храме во время Литургии — это очень хорошо. Наверное, ты на правильном пути. Единственное, что ты должен ощущать, — это присутствие Бога, Его любовь, заботу и внимание. Но всё это не выражается в каком-то «особенном» чувстве, повышенном сердцебиении или восторженных умозаключениях.

У Паисия Святогорца есть один рассказ, который не сразу-то и начинаешь понимать. Он рассказывал о своей жизни в келье на горе Синай. Была у него там одна традиция: каждую ночь он ходил в соседнюю келью, и по пути ему надо было пройти три-четыре ступеньки. Восточные ночи тёмные, особенно вдали от всякой цивилизации, а когда ночи туманные и звёзд не видно — так и вовсе ничего не разобрать! И он подсвечивал себе путь зажигалкой: подойдёт, зажигалкой чиркнет, увидит ступеньки и идёт дальше. А тут как-то раз не сработала зажигалка, сломалась. И когда огонь так и не загорелся — в тот самый момент ясный луч с соседней горы осветил ему путь. И тот час же Паисий развернулся и пошёл обратно: «Нет! — покачал он головой, — ты меня так не возьмёшь!» Казалось бы, человек должен был возрадоваться: «Вот как заботится обо мне Господь! И сейчас я сойду под светом Божественной благодати, вещественного фаворского света. » Но вот здесь и кроется парадокс. Если бы он так подумал, то ключевой в его размышлении была бы мысль «обо мне!» — то есть он признал бы себя достойным. А человек смиренный, человек, который находится в покаянии, понимает, что он недостоин Божественного внимания. Он ощущает себя последним в очереди в Царствие Небесное, — хотя, конечно, никакой очереди там не будет! А, стало быть, если это не Бог — это дьявол! Поэтому он расценил это как искушение дьявола, развернулся и ушёл.

Читайте также:  Чувство дежавю что это такое хорошо или плохо

Если мы ощущаем что-то — не надо этим обольщаться. Подвижники этого всегда бегали: «Господи, если это от Тебя — я недостоин. А если от лукавого — избави меня, Господи! Я человек немощный!» Божественная Литургия должна принести в жизнь человека одно — мир. Мир и любовь в твоём сердце.

Должен ли я почувствовать облегчение после исповеди?

Видишь ли, именно недостойный человек, человек, который ощущает себя грешником, привлекает на себя милость Божию. Вот вспомни своих детей. Своих маленьких деток, которые садятся около окошка, кулачком щёчку подпирают и искренне, от всего сердца переживают: «Меня никто-никто не любит. Я такой плохой!» Да все мамы-папы, бабушки-дедушки тут же со слезами умиления на глазах бросятся утешать этого ребёнка. И бабушка сразу же предложит ему мороженое, а дедушка возразит — мол, нет, сначала мультики, а потом мороженое! А ребёнок сидит и удивляется: «Надо же! Я, вроде бы, ни к кому не приставал, просто сидел и констатировал факт!» А к этому ребёнку особое внимание. Так и в отношениях с Богом.

Есть у меня история. После армии я поступал в медицинский институт. Мама моя работала в 3-ем Меде (Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова), я поступал в этот институт, причём не на стоматологический, а на лечебный факультет. Мама проработала в этом вузе почти тридцать лет, её там все знали, да и меня все знали. Первым экзаменом была литература, и сочинение я пришёл и написал одним из первых. Тема была просто шикарной: «Образ войны в произведениях Высоцкого». Это был девяностый год, только-только открылись «ворота», и всем хотелось дышать новым воздухом. Рос я в диссидентской семье, песни Высоцкого звучали у нас практически каждый день, и я знал их к тому моменту буквально наизусть. Написал, сдал, посмотрел, когда следующий экзамен, и ушёл. Прихожу на следующий экзамен — а в списках сдающих меня нет! Я решил было, что просто невнимательно посмотрел, проверил ещё раз — ни в одном потоке меня не было! Я в деканат заглянул, и вот там-то мне и сказали, что я, оказывается, написал сочинение на двойку. Не сдал!

Когда ты ощущаешь свою правоту, у тебя очень мало шансов в этой правоте удержаться. Уж сколько раз так было: возвращается ребёнок с этого экзамена ЕГЭ и говорит, что написал всё просто великолепно! Приходят результаты — а там двадцать восемь баллов вместо восьмидесяти ожидаемых! Наша самоуверенность всегда играет с нами очень дурную шутку. Смирение, покаяние, кротость — вот те качества, которые должны присутствовать до исповеди и после неё.

Зачем мне во время исповеди искать в себе дурное вместо того, чтобы видеть в себе хорошее?

Церковь не предлагает тебе говорить о хорошем или плохом — она предлагает тебе говорить о реальности.

Вот представь себе: ты ждёшь какого-нибудь гостя. Например, меня. Что ты будешь делать? Закроешь глаза на тот мусор, который есть у тебя дома? На весь этот творческий бардак, пыль на полках, немытую посуду? Будешь стараться увидеть только самое хорошее: замечательные занавески, картину на стене? «У меня же всё так замечательно!» — скажешь ты. И ведь я тоже замечу только хорошее: и занавески, и картины, и слоников на полке. Но мне кажется, ты будешь чувствовать себя не очень удобно. Мне кажется, тебе самому будет неприятно, если тарелка, на которой ты предложишь мне торт, будет грязной, и чашка, в которую ты нальёшь мне чай, будет немытой.

Подготовка ко встречи дорогого гостя будет заключаться в том, что у тебя семь потов сойдёт, чтобы к приходу гостя всё в твоей квартире сияло. И даже когда он придёт, ты всё равно сокрушённо разведёшь руками и скажешь: «Ах, как же неожиданно Вы пришли, я не успел подготовиться!»

Вот именно так Церковь призывает нас реально посмотреть на самих себя. И призывает она это сделать именно через исповедь: вынести из себя всё противное и ужасное, оставить то доброе и замечательное, что должен отметить не сам человек, а именно Господь. Чтобы Он сказал: «Ты замечательный в том, что о себе много не мыслишь, что ты можешь реально посмотреть на себя и увидеть, какой ты на самом деле!»

Давая себе оценку на исповеди, человек вдруг понимает: «Не такой уж я и чистенький! И, похоже, в небо я на крыльях не полечу, потому что так крепко врос своими грехами в землю, что оторваться от неё мне гораздо сложнее и ужаснее, чем любому другому человеку…»

Именно этот взгляд на себя даёт Богу возможность тебе помочь. Смирение и открытость Ему — гораздо важнее умных правильных слов. Исповедь призывает реально посмотреть на себя и призвать себе на помощь Христа, Который очистит тебе душу и дарует тебе возможность такого общения.

К чему следует стремиться?

В нас живёт несколько «Я»: «я», которого знаю я сам; «я», которого знают мои близкие, родственники и друзья, «я», которого знают совершенно незнакомые мне люди, с которыми я еду в метро. Наконец, тот «я», которого знают комары: вроде, замечательный, а под руку ему лучше не попадаться, убьёт, да ещё и словом нехорошим назовёт.

Чем ближе эти «я» стоят друг к другу, тем целостней человек. Церковь предлагает все эти «я» максимально приблизить друг к другу. Чтобы это были не разные люди, а один целый человек. Чтобы к своему начальнику мы в конечном итоге относились так же, как к своему ребёнку.

Святой человек — это тот, в котором живёт одно «Я». Потому-то и бежали многие святые отцы в пустыни, чтобы не распыляться на разные «я», не держать в голове, кем им следует быть в следующее мгновение — на работе, дома, в транспорте, с другими людьми. Церковь предлагает нам приблизиться к этому единому «Я».

Что делать, если мне не в чем каяться на исповеди?

Если ты приходишь на исповедь, и тебе не в чем покаяться — это, наверное, хорошо. Апостол Павел так и говорит: если совесть тебя не обличает — счастливый ты человек! Хотя, например, псалмопевец Давид верил, что невозможно прожить час и не нагрешить.

Конечно, вымучивать из себя какие-то грехи, придумывать ничего не надо. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что подходит ко мне человек, и я чувствую, что он, бедный, мучается: надо что-то сказать, а что сказать — не знает! И тут я его останавливаю: «Если Вы не видите своих грехов — может быть, просто покаяться в том, что Вы их не видите? Просто честно признаться в этом…» Это было бы правильно.

Читайте также:  У женщин тоже есть чувства

А для чего нужна брошюра про исповедь на входе в храм? Ею стоит пользоваться при подготовке к исповеди?

Я тебе больше скажу. С помощью этой брошюры даже священники готовятся к исповеди. Брошюра, которую можно получить при входе в храм — это шпаргалка, напоминание о том, что тот или иной грех существует. Необязательно в тебе, но существует! И, испытывая свою совесть, мы можем совершенно случайно обнаружить, что тот или иной поступок, который мы, не задумываясь, совершаем, на самом деле является грехом. Шпаргалка нам нужна для того, чтобы напомнить нам границы нашей праведности или греховности.

Эта брошюра вовсе не для того, чтобы человек прошёлся по всем пунктам, отметил для себя все свои грехи, подошёл к священнику и заявил ему: «Батюшка, я так классно сегодня подготовился к исповеди! Буквально всё из себя вынул! Ну что, достоин я теперь причащаться. » Если человек в таком виде ощущает своё достоинство, значит, именно здесь и надо ему рекомендовать отложить Причастие до того момента, когда он позовёт в гости Христа, чтобы вместе прибраться в его доме.

Недостаточно увидеть, что ты грешник. Недостаточно даже назвать, в чём ты грешен. Очень важно получить прощение. После исповеди должно появиться ощущение, что тот дорогой Гость, Которого мы пригласили в свой неубранный дом, поможет тебе навести в нём порядок. «Я помогу! — говорит Он, — Ты только попроси! Позови Меня, приоткрой дверь! Я стою и стучу, кто отворит — у того буду вечерять!»

Что делать, если список грехов к следующей исповеди не изменился? Какой смысл во всём этом, если ситуация со временем не улучшилась?

То, что ничего не поменялось на следующую исповедь — это уже неплохо. По крайней мере, список не стал длиннее, ситуация не усугубилась. Говоря об исповеди, очень важно различать «раскаяние» и «покаяние».

Покаяние, «метанойя» по-гречески, — это «изменение ума». То есть покаяться — значит изменить своё мышление, изменить свою жизнь. То, что мы приходим на исповедь — это уже констатация нашего раскаяния или даже покаяния.

А вот «раскаяние» — это то, что случилось у Иуды. Он раскаялся в том, что предал своего божественного Учителя, бросил те тридцать серебряников, что получил за предательство, пошёл и удавился. То есть раскаяние не приносит какого-то плода — это просто некий незавершённый этап, который может привести человека даже к самоубийству, к одному из самых страшных грехов. То есть груз может оказаться слишком тяжёлым. Раскаяние может случиться с тобой где угодно: на работе, в метро, во время обеда. Очень часто это случается во время сопереживания чьему-то творчеству — на концертах, на спектаклях, где вдруг до тебя доходит идея самого автора, который создавал своё произведение в похожем на твоё состоянии. И у тебя вдруг градом льются слёзы — но не о герое сюжета, а о себе самом! И это раскаяние чрезвычайно важно для человека. Но хорошо, когда за этим следует твёрдое намерение измениться, когда мы начинаем по-настоящему действовать. Это и есть метанойя.

Недостаточно прийти и сказать: «Батюшка, я курю. Вот курю — и всё тут, ничего с этим поделать не могу! Мне это необходимо, мне это важно, меня это успокаивает и лечит от стрессов!» И священник, конечно же, предложит тебе попробовать что-нибудь с этим сделать — курить, например, только после двенадцати дня, коль уж совсем не курить не получается. Но когда человек не просто складывает ручки и просит принимать его таким, какой он есть, а действительно пытается что-то изменить в своей жизни, это и есть попытка изменения своего ума. Это тем действеннее, когда ты всё отдаёшь на волю Божию, делаешь, что должно — и будь что будет!

Я иду на исповедь за прощением или за советом?

Исповедь — это не просто признание Богу в своих грехах при свидетелях. В православной традиции это ещё и «разбор полётов». Причём я как священник могу свидетельствовать: не всегда священник говорит в ответ то, что хотел бы сказать или собирался. Порой бывает так, что начинаешь говорить о том, о чём и не собирался вовсе. Скажешь, а потом тебе даже неудобно, что так вышло. Настолько неудобно, что ты даже напрягаешься, когда человек в следующий раз приходит… А он приходит и начинает тебя благодарить.

Вот, к примеру, Великий пост. Приходит ко мне женщина и рассказывает, что у её крестника — день рождения, первый юбилей. Его родители хоть и сочувствующие, но не воцерковлённые, так что устраивают ему в ресторане шумное гуляние в разгар Великого поста.

— Так что завтра, — говорит она, — я тихонько ему подарок вручу, а на праздник, конечно же, не пойду…

А я ни с того, ни с сего накинулся на эту прихожанку и давай её ругать.

— Да как же так?! Ты что же, собираешься от своего любимого крестника откупиться? Ну-ка ступай в ресторан! И веселись там, и ешь всё, что есть на столе, будь с крестником в его праздник и даже не сомневайся!

Прихожанка была прямо потрясена:

— Да как же так-то? — удивилась она, — какое ж это тогда Православие? Пост, молитва — а меня в ресторан.

И она исчезла. Я переживал очень, думал, всё, отвадил человека от Церкви, я в ужасе был. А она какое-то время спустя возвращается и благодарит меня, говорит, что нервничала чрезвычайно, но при этом очень много важного для себя услышала и поняла.

Я благодарен Богу за то, что священник чаще всего не от себя говорит с прихожанами, а является орудием в руках Божьих; тем прутиком, которым отец может «наказать» своего ребёнка, — а «наказание» в церковно-славянском значит «научение».

Как побороть смущение перед священником?

Да не борись с ним. Пусть оно у тебя остаётся. Пусть совесть тебя теребит, пусть тебе будет стыдно — и это будет прекрасно! Поверь, это никакой не мазохизм, это смущение будет тебя останавливать в дальнейшем при попытке совершения того же греха.

Как это ни печально, но очень часто от совершения греха нас останавливает именно то, что потом в этим грехе придётся исповедоваться перед своим духовником. Бывают, конечно, и хитрые христиане, приходят на исповедь в другой храм. Но ведь и батюшек замечательных немало, которые скажут: «Да, я вас понял, всё это прекрасно, вот с тем-то надо побороться, но эту исповедь вам непременно надо будет повторить вашему духовнику!» Когда так отвечаешь, то явственно слышишь, видишь и ощущаешь досадное: «Эх! Не прокатило!» Если вам неудобно говорить об этом своему духовнику — не совершайте этого!

А что случится, если я священнику не расскажу о каком-то своём грехе?

Утаивание греха — это, конечно, сугубый грех. Это ни в коем случае не уничтожает исповедь в других грехах — они прощаются, и нам даруется возможность начать всё с нового листа. Но если какой-то грех утаивается специально, из-за ложного страха, то он начинает сугубо прорастать у тебя в душе. Ты даже можешь его больше и не совершить ни разу, тебе может быть слишком стыдно, но он останется с тобой и будет расти в тебе. Тут важно понимать: Господь не хочет смерти грешника, и Он даст тебе все возможности сделать так, что ты всё равно этот грех из себя выдавишь. А способов может быть много: человек может выстрадать избавление, его может поразить какая-то болезнь, этот грех может быть обнародован и так далее.

Как — грубо, но весьма точно — говорят в народе, «грех по морде даст!» И тут ты можешь либо сам от него избавиться через исповедь, или от него пострадать. Выбор за нами, как говорится… Дело нашего спасения — и в наших руках тоже.

Вопросы задавал Александр Ананьев

Слушайте рубрику «Вопросы неофита», которую ведет Александр Ананьев, каждую пятницу в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера».

Источник

Оцените статью