Как сделать свою речь яркой и выразительной
Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них.
Понятие образности слова связано с явлением многозначности . Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (мостовая, тротуар, троллейбус, трамвай), а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности, — многозначными. Многозначность в какой-то степени отражает те сложные отношения, которые существуют в действительности. Так, если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием и другого. Например: игла — швейная, у ели, у ежа; лисичка — зверек и гриб; гибкий тростник — гибкий человек — гибкий ум.
Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым , а последующие — переносными . Прямые значения непосредственно связаны с определенными предметами, названиями которых они являются. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым.
С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как метафора, метонимия, синекдоха, широко используемые в ораторских выступлениях, устном общении.
1. Метафора основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит) , овеществления (стальные нервы) , отвлечения (поле деятельности) и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и сами говорим: идет дождь, часы стали, железный характер, теплые отношения, острое зрение . Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.
Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление. Особый эффект достигается, когда в речи сталкиваются прямое и метафорическое значения слова . Например, интригующе звучит такая фраза: «У нас сегодня печальный юбилей. Ровно год назад наш город был потрясен трагическим событием: на железнодорожной станции произошло крушение поезда». В данном предложении глагол «потрясен» имеет прямое значение («заставить дрожать, сотрясаться, колебаться») и переносное («сильно взволновать, произвести большое впечатление»).
Однако использование метафор, прямого и переносного значений слов не всегда делают речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, — писал Аристотель, — делает незаметными как характеры, так и мысли».
Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании. Не украшают речь и шаблонные метафоры. Некогда яркие и оригинальные, они потеряли свою выразительность и эмоциональность.
Качество ораторской речи снижает также однообразие метафор, которое свидетельствует не о богатстве, а о бедности языка. Например, у одного лектора в большом ходу было слово золото. Хлопок для него белое золото, лес — зеленое золото, каменный уголь — черное золото, нефть — жидкое золото, горючие сланцы — коричневое золото, пушнина — мягкое золото, кукуруза — желтое золото. И не приходит ему, очевидно, в голову, что слова эти уже не золото, а тусклая позеленевшая медь, что они в ущерб точности, ясности и простоте речи, что это уже не украшение, а «красоты» речи, которых лектор должен избегать», — так комментирует это специалист по культуре речи.
2. Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными . Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а несколько шире — тесно связанные друг с другом. Примерами метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей.
Словом можно называть материал и изделия из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, сказал: «Золото, и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам».
Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: «переговоры между Лондоном и Вашингтоном», «Париж волнуется», «Варшава приняла решение» и т. п. Географические названия обозначают и людей, живущих на данной территории. Так, «Беларусь» синонимично сочетанию белорусский народ, «Украина» — украинский народ.
3. Синекдоха — троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое — вместо части, множественное число — вместо единственного.
Примером применения синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:
Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван!
4. Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа . Особенно активно этот прием используется в баснях и сказках. С помощью образов животных высмеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество), прославляются добро, мужество, справедливость. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить предмет разговора.
5. Сравнение. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак . Сравнение предполагает наличие трех данных:
- во-первых, то, что сравнивается («предмет»);
- во-вторых, с чем сравнивается («образ»);
- в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»).
Так, А.В. Луначарский, выступая на Всесоюзном съезде учителей, говорил о роли науки в жизни страны. Поясняя свою мысль, он прибегнул к простому и убедительному для того времени сравнению:
Как без цемента не может быть построено здание, так нельзя сейчас руководить государственным или хозяйственным делом без науки.
В данном примере наука («предмет») сравнивается с цементом («образ»), без которого не может быть построено здание («признак»).
Поскольку сравнение предполагает наличие не одного, а двух образов, слушающий получает две информации, которые взаимосвязаны, т. е. один образ дополняется другим. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание. Все это приводит к лучшему усвоению и запоминанию сказанного, что очень важно для слушающего. Когда читается книга, статья, то непонятное место можно перечитать, вернуться к нему еще раз. Когда же слушается выступление, то, как правило, только после его окончания можно попросить пояснить то, что оказалось непонятным.
Сравнение только тогда будет действенным, когда оно органически связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения — в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.
Так, например, показал роль фактов в науке И.П. Павлов, обращаясь к молодым ученым:
Приучите себя к сдержанности и терпению. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без фактов вы никогда не сможете взлететь. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
В устных выступлениях сравнения нередко используют, чтобы привлечь внимание слушателей к предмету разговора. Для этого прибегают к сложному, развернутому сравнению, позволяющему слушателю лучше понять освещаемую проблему, глубже осмыслить тему разговора.
Яркие, выразительные сравнения придают речи особую наглядность, образность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы. Вряд ли у кого вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: «храбрый, как лев»; «трусливый, как заяц»; «отражались, как в зеркале»; «проходят красной нитью» и др.Недостатком следует считать и использование сравнения ради сравнения. Тогда речь становится витиеватой, искусственно растянутой.
6. Эпитеты — художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания.
Эпитеты помогают точнее нарисовать портрет того или иного лица, исторического деятеля, писателя, поэта. Они дают возможность говорящему выразить и свое эмоциональное отношение к предмету речи.
Как и другими средствами речевой выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности. Полезным в этом отношении может оказаться совет А.П. Чехова. В одном из своих писем он отмечал:
Читая корректору, вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться, и он утомляется. Понятно, когда я пишу: «Человек сел на траву», это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву; сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу.
Источник
17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления
На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.
Основные методы для оратора:
- Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.
У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.
Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства. Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений» пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».
Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.
- Подбирайте эмоционально окрашенные слова.
Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.
Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.
Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?
- Используйте содержательные аналогии и фигуры речи.
Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.
Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.
- Рассказывайте истории.
Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.
- Используйте юмор.
Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить. Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.
На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.
- Используйте наглядность.
Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.
Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?
– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.
– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.
В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.
Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.
Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.
Дополнительные методы для оратора:
- Перед выступлением проводите анализ аудитории.
Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.
- Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.
Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.
Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?
– Уделяет ей внимание.
– Берет что-то на заметку.
– Увлекается словами оратора и следует его советам.
Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.
Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.
Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.
- Будьте искренни.
Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.
Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.
Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.
- Модулируйте голос под стать эмоциям.
– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.
– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.
– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.
- Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.
Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера. Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.
Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.
Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.
- Поддерживайте зрительный контакт.
Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.
- Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.
Выйдите из-за кафедры.
Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.
Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой, то делайте это правильно.
Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.
- Устраняйте эмоции-помехи.
Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:
– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.
– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.
– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.
– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории, могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.
- Избегайте больных тем.
Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.
В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.
Лучшая подстраховка – анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.
Источник