ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ( КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧУ)
Признаки психических расстройств, а также частота их возникновения являются распространенным вопросом, волнующим население в последние годы. Особенно это актуально в связи с тем, что темп жизни неукоснительно растет, а ресурсы человеческой нервной системы остаются на прежнем уровне. Очень часто психические нарушения развиваются постепенно, ступенчато, привнося черты в психику человека, ранее ему не свойственные, соответственно, есть хорошие шансы вовремя их заметить и оказать должную медицинскую помощь.
По последним данным, психические расстройства выявляются у 25-30% населения, то есть у каждого четвертого в мире. Однако примечательно, что при этом 75-80% больны непсихотическими, легкими психическими нарушениями. Серьезные психические заболевания, такие как шизофрения, встречаются в 6-17% случаев. Алкоголизм — в 60%.
Необходимо помнить, что психическое расстройство – не приговор, так как при достаточном и своевременном лечении у специалиста, а также ответственном отношении и внимательности к своему состоянию, симптомы психических расстройств могут быть купированы, (а зачастую само расстройство может быть полностью вылечено), что поможет сохранить прежний социальный, профессиональный статус и уровень качества жизни.
ПРИЗНАКИ
Астенический синдром.
Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна, чувство разбитости, повышенной утомляемости, неспособность справляться с до этого привычной нагрузкой на работе, учебе.
Навязчивые состояния.
В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, неприятных мыслей, «застревающих, крутящихся в голове», страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных, необычных действий. Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить — выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду. Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо — это тоже навязчивость. Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида — тоже навязчивое состояние.
Изменения настроения.
Особенно важно обратить внимание не сколько на кратковременные изменения под воздействием сиюминутных факторов, сколько на изменения настроения, ранее не свойственные человеку, длительные, от 2 недель и более.
- Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности, греховности, о смерти, об отсутствии будущего, надежды на лучшее и пр.
- Неестественное легкомыслие, беззаботность.
- Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
- Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
- Апатия, болезненное ощущение у себя отсутствия эмоций.
- Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
- Раздражительность, гневливость, агрессивность
- Невозможность удержать эмоции, плаксивость, легкие срывы на крик в беседе
- Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания или наоборот исчезновение либидо, отсутствие утренней эрекции у мужчин
Необычные ощущения в теле.
Покалывания, жжение в коже, ощущения жжения, давления «выкручивания» в теле, шевеления «чего-либо внутри», «шуршания в голове», наличия посторонних предметов в организме – могут сигнализировать о нарушениях в нервной системе.
Ипохондрия.
Выражается в навязчивом, одержимом поиске у себя тяжелых заболеваний и расстройств, болезненном «прислушивании» к малейшим изменениям состояния своего организма. При этом пациент зачастую не верит врачам, требует повторных и более глубоких исследований, полностью сконцентрирован на поиске у себя тяжелых заболеваний, требует к себе отношения как к больному.
Нарушения аппетита.
Важно обратить внимание как на внезапное усиление аппетита — «волчий аппетит», так и на его резкое снижение и извращение вкусовых предпочтений. Причина может быть как в заболевании желудочно-кишечного тракта, так и в общей подавленности состояния, либо болезненной убежденности в излишней полноте при ее отсутствии. Также важно, если ранее вкусная пища утратила ее вкусовые качества, стала пресной, безвкусной, « как картон».
Иллюзии
Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.
- узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
- размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
- стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
- тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.
Галлюцинации
Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно. Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании. Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие. Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.
- При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.
- Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.
- При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.
- Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.
Изменения мышления
Ранее не свойственные переоценка собственных возможностей или способностей, убежденность в собственной исключительности, увлечение эзотерикой, магией, внезапно появившаяся вера в сверхъестественное. Темп течения мыслей в голове также может меняться, либо становиться некомфортно медленным, либо столь быстрым, что порой очень сложно сконцентрировать внимание на одной мысли.
Бредовые мысли.
Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают значимость, определяющую все поведение. Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.
Десоциализация.
Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в психических расстройствах. Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог — это повод для беспокойства о его психическом здоровье. Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, может уволиться с работы без веской для этого причины, забросить свою карьеру, прежние цели и интересы, в обществе может начать вести себя шокирующе — совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.
Склонность к собирательству или неумеренная щедрость
Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека. Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.
Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом. Следует особо обратить внимание на это состояние, особенно когда человек начинает неожиданно активно посещать банки и оформлять кредиты.
Источник
Что чувствует тот кому отрезают голову
Помните, как в «Тарасе Бульбе» во время казни Остапа стоящий в толпе молодой шляхтич объясняет происходящее своей девушке Юзысе: «…А вот тот, душечка, что, вы видите, держит в руках секиру и другие инструменты, – то палач, и он будет казнить. И как начнёт колесовать и другие делать муки, то преступник ещё будет жив; а как отрубят голову, то он, душечка, тотчас и умрёт… Как только отрубят голову, тогда ему не можно будет ни кричать, ни есть, ни пить, оттого что у него, душечка, уже больше не будет головы».
Юзыся слушает эти слова «со страхом и любопытством» и, конечно, верит своему молодому человеку. Между тем идея моментального угасания сознания после отсечения головы вызывала большие сомнения в Средние века, да и гораздо позже.
Например, средневековые хроники описывают, как тело несправедливо осуждённого монаха после обезглавливания смиренно складывает руки на груди, в знак своей невиновности.
Или как приговорённый к смерти за измену граф просит короля помиловать тех соратников, мимо которых успеет пробежать его туловище после казни. И будто бы оно действительно обежало эшафот.
А отсечённая голова жены Генриха VIII укоризненно смотрит на бывшего мужа и шепчет проклятия.
Но больше всего свидетельств об автономной жизни отрезанной головы дошло до нас не из времён феодализма, а из конца просвещённого XVIII и последующего XIX веков, когда учёные всё подвергали сомнению и проверяли с помощью опытов. Тем более что в эти самые времена случилась Великая французская революция с тысячами голов, отрубленных на гильотине. Казни были поставлены на поток. На каждую уходило не больше минуты. Голова жертвы фиксировалась в специальном ошейнике, потом на неё падал острый косой нож. После чего череп скатывался в специальную корзинку. Хоронили убитых в специальных укороченных гробах, рассчитанных до высоты плеч. Отрезанную голову бросали между ног трупа.
У учёных было желание беспристрастно изучить вопрос, и вот появился огромный материал, на котором это можно сделать. И что же вышло?
Про казнённого на гильотине учёного Лавуазье рассказывают, будто бы он, до конца жизни озабоченный поиском истины, пообещал коллеге, что несколько раз мигнёт после казни. И якобы это подмигивание зафиксировано.
А голове Шарлотты Корде, которая зарезала героя революции Марата, палач будто бы дал пощёчину, после чего лицо казнённой залилось румянцем гнева.
А в 1793-м, в разгар якобинского террора, тогдашние французские медики забирали головы казнённых и пришивали их к туловищам собак в надежде воскресить. Но тут однозначно положительного результата не было. Никто не подтверждает.
Зато в 1803 году в Бреславле молодой врач Вендт купил у палача голову казнённого убийцы и начал её оживлять с помощью электрических разрядов. И при ударах током «лицо негодяя искажала гримаса страдания». И будто бы наэлектризованная голова хлопала глазами и открывала рот при упоминании своего имени.
А дядюшка Сансон, потомственный парижский палач, казнивший 15 тысяч человек во время революции, утверждал, будто «все палачи отлично знают, что головы после отсечения живут ещё с полчаса: они так изгрызают дно корзины, в которую мы их бросаем, что корзину эту приходится менять по меньшей мере раз в месяц».
И ещё десятки и десятки подобных свидетельств, вплоть до начала XX века.
Эта музыка будет вечной?
Всё это правдоподобно. «Оживших» после смерти кур видели все. В интернете можно найти видео отрезанной змеиной головы, которая долгое время продолжает щёлкать пастью, если к ней приблизиться. Зафиксировано, что отрезанные черепашьи головы живут в холодильнике несколько суток.
Именно поэтому современные учёные, озабоченные не только поиском истины, но и этикой, когда им нужно использовать мозг рептилий для эксперимента, погружают его в замороженный жидкий азот, который моментально прерывает жизнь, не повреждая структуру мозга.
Но дело в том, что мы не рептилии. Наш мозг находится на несравнимо более высоком уровне развития, и его высшие структуры не так живучи, как примитивные мозги змей, черепах и птиц, которые отвечают больше за двигательные функции и недалеко ушли от спинного мозга. Высокоорганизованный мозг человека при всех своих преимуществах не имеет встроенной «батарейки», позволяющей ему работать в автономном режиме. Он быстро «отключается».
Что касается вышеприведённых легенд XIII–XIX веков, то следует дать по ним следующие пояснения.
Тело казнённого монаха действительно могло сложить руки на животе. Подобное движение типично для человека с мёртвым мозгом, если тот лежит на спине. Оно называется «синдромом Лазаря» по имени оживлённого Христом евангельского героя. Сгибатели верхних конечностей иногда срабатывают после смерти. Случается в реанимациях.
Обезглавленный граф ни при каких обстоятельствах не мог пробежать даже метра. Тем более что в момент казни он не стоял, а лежал. Хотя эксперименты на собаках подтверждают, что после отрезания головы можно подключить её к искусственному кровоснабжению, установить собачье тело на беговую дорожку и при этом подвесить его на ремнях, чтобы не падало, – и тогда ноги животного начинают двигаться. По сути, бегут. Человеческое тело, по всей вероятности, повело бы себя так же. Но, как вы понимаете, в Средневековье не существовало искусственного кровообращения и беговых дорожек. А сейчас, когда они есть, никто не позволит провести подобные эксперименты над человеком.
Голова казнённого Лавуазье могла рефлекторно мигать и кривляться. Но точно не по своей воле. А коллега убитого учёного, кстати, находился очень далеко от эшафота и не мог видеть такие мелкие детали.
Голова Шарлотты Корде не могла краснеть уже потому, что из неё вытекла вся кровь. Нечему там было окрашивать щёки.
Мёртвая голова, которую «пытают» электрическим током, могла гримасничать как угодно, но это не равносильно её осознанному отклику. В начале XIX века была популярна гальванизация трупов. Под действием электрических разрядов мертвецы поднимались, махали руками и даже кричали. Но понятно, что это не имело ни малейшего отношения к жизни.
Палач Сансон, рассказывая байки о головах, грызущих корзину, просто прикалывался над слушателями. Пугал. Делал себе рекламу. Полчаса отрубленная голова млекопитающего без специальной поддержки точно не живёт.
Жить грешно, умереть смешно
По современным медицинским данным, отключённый от кровоснабжения мозг человека может прожить не более одиннадцати минут. Но это жизнь в самом широком понимании слова. До наступления необратимых повреждений. Срок, в который его можно воскресить. Однако человеческое сознание намного более хрупко. После отключения кровоснабжения оно сохраняется не минуты, а секунды.
И ещё. Надо понимать, что, при всей внешней эффектности обезглавливания, с медицинской точки зрения оно мало отличается от мирной смерти, например от остановки сердца. В том и другом случае прерывается питание мозга. Вот и всё. Отрубили вам голову или просто остановилось сердце – физиологической разницы нет.
Вернёмся к сохранению рассудка. По данным кардиологов, при остановке сердца мозг остаётся в сознании до четырёх секунд, если человек стоит, до восьми секунд, если он сидит, и до двенадцати секунд при положении лёжа.
Казнённый через обезглавливание, как правило, лежит. Таким образом, после убийства его голова может находиться в сознании до 12 секунд. Много это или мало?
Это очень много. Чертовски, мучительно много! Голова успевает увидеть и услышать стук падения, и рёв толпы, и необычные ракурсы окружающей реальности из-за своего кувыркания, и учуять запах собственной крови.
Между тем отсечение головы долгое время считалось престижной казнью. Привилегированным наказанием для высших классов. Даже в античные времена усекновение главы назначалось лишь благородным людям. Например, среди всех апостолов лишь Павел удостоился «почётной» смерти – ему отрубили голову, – поскольку, в отличие от других, был римским гражданином.
И вроде бы понятно, что высшее сословие выбирает для себя лучшее – в данном случае менее мучительную и быструю смерть. Но так ли это было на самом деле?
Казалось бы, между существовавшими в Средние века видами казней – повешеньем, сжиганием на костре и отсечением головы – лучшим вариантом является последнее.
Вроде бы быстро. Взмах мечом – и тебя нет. Но европейские палачи того времени были не так уж опытны. Обезглавливание – процедура довольно редкая. Как набьёшь руку? Вешали куда чаще, технология удушения была отработана превосходно. Кроме того, если казнимый дворянин уж очень насолил своему сюзерену, то его убивали нарочито медленно. Тупым мечом, например. Зафиксированы случаи, когда голова рубилась не с одного удара, а с двадцати восьми!
При том что на костре жертва очень быстро задыхалась дымом и языков огня практически не ощущала. При повешении, конечно, агония длилась дольше. И главное, такая смерть выглядит непристойно, ведь тело «смешно» дёргается. Но при кислородном голодании мозг выделяет эндорфины – гормоны счастья. И это часто приводило к тому, что у удушаемого происходила непроизвольная эякуляция, что даже отражено в фольклоре. Например, считалось, что психотропное растение мандрагора вырастает на месте, куда упало семя висельника.
Так вот с учётом современных знаний повешение выходит гуманнее, чем обезглавливание. Получается, что оно проходило как бы под сладким наркозом. Но гордые дворяне всё равно предпочитали удар меча по шее, а не пляску с петлёй на ней.
Однако после Великой французской революции наступила демократия, и выбора ни у кого не осталось.
Между тем отрубанием голов интересовались не только палачи, но и врачи. Это ведь действительно крайне соблазнительно – отрезать голову у безнадёжно больного и пришить его к здоровому туловищу. Простой и короткий путь. Не нужно углубляться на молекулярный уровень, изучать тонкие материи, а просто бери трупы как источники запчастей. И – вот оно, бессмертие!
Идея бродила в медицинских головах много лет и много раз отображалась в фантастической литературе, от «Франкенштейна» до «Собачьего сердца» и «Головы профессора Доуэля».
А в реальности с тридцатых до семидесятых годов в СССР с пересадками голов экспериментировал профессор Демихов. Понятно, что эксперименты проводились не на людях. А на собаках. В интернете вы легко найдёте кадры, на которых отрезанная голова очень милого пса, к которой подведены трубки с кровью, проявляет все признаки жизни. Открывает глаза, когда у неё перед носом машут рукой. Облизывает мордочку после того, как её губы смазывают лимонным соком, и поднимает ушки, услышав стук молоточка.
Зрелище, откровенно говоря, отвратительное. В глазах полуживой собачьей головы видно страдальческое недоумение. Что со мной? За что?
Ещё отвратительнее – кадры с «двухголовыми» собаками. Демихов любил подсаживать отрезанные головы собак на тела других животных. Эта нехитрая и тупая операция, по сути, не давала ничего. Тем более что к туловищу одной псины приживлялась даже не голова, а практически половина другого зверька с плечами и лапами. Получались как бы сиамские близнецы. «Подсаженная» половина, естественно, никак не присоединялась к спинному мозгу собаки-реципиента и не влияла на её тело. Максимум сшивались сосуды и кожа. Глупейший, жесточайший и совершенно бессмысленный эксперимент. Тем не менее маньяк Демихов создал более двадцати таких двухголовых монстров. При этом ни на миллиметр не приблизившись к реальной пересадке головы. Садизм и безумие.
Демихов, правда, считается отцом мировой трансплантологии, его неудачные опыты по пересадке голов косвенно подвели других учёных к реальной трансплантации человеческого сердца. Но будем откровенны: пересадка сердца по большому счёту ничего человечеству не дала. За 50 лет, что делаются эти операции, произошло 60 тысяч пересадок. Очень дорогих. А людей на земле – 7 миллиардов. В замене сердца нуждаются десятки миллионов. Но это лотерея, в которой выигрывают лишь несколько процентов. При этом 10 процентов прооперированных умирает в первый же год; 40 процентов живёт несколько лет. И лишь где-то половина прооперированных переваливает за десяток лет дополнительной жизни.
И за всей этой бессмыслицей лежат десятки тысяч замученных собак и обезьян – дружелюбных зверушек, самых близких к нам по интеллекту.
А ведь пересадить голову так, чтобы головной мозг донора соединился с нейронами спинного мозга реципиента и «сшитый» организм смог двигаться и самостоятельно жить, – по-прежнему невозможно. Сообщения же об итальянце Серджо Канаверо, который якобы находится в одном шаге от этого чуда, скорее всего, являются изощрённой рекламой.
Источник