Как видят мир слепые люди – особенности восприятия у ослепших и незрячих от рождения
Восприятие мира у слепых людей с рождения и ослепших слишком отличается. Незрячие со своего первого дня не воспринимают вещи такими, как они есть, потому что не представляют их вид. Ослепшие в детском возрасте тоже не понимают все предметы, но могут помнить цвета. Поэтому представление их окружающей среды может быть ярче, чем у людей с врожденной аномалией. Ослепшие школьники и люди взрослого возраста воспринимают мир более натурально так, как они уже успели достаточно ознакомиться с окружением, могут оптимально представлять вещи и цветовую гамму. Человек, относящийся к окружающему щепетильно до слепоты, будет более четко адаптироваться, когда станет слепым, чем необращающий внимание на мелочи.
Что видят слепые люди от рождения?
Рожденные незрячими люди не способны воспринимать мир так, как ослепшие. Разница заключается в том, что ослепшие представляют мир таким, каким его видели, а люди с врожденным амаврозом не знают как выглядит окружающая среда. Незрячие с рождения не понимают, что собой представляют цвета или образы. Причина в том, что слепые никогда не видели и не ощущают мир таким, как он есть. Часть головного мозга, отвечающая восприятие образов и цветов, у них не функционирует. Слепым, которые никогда не были зрячими, невозможно представить, что такое картины. Слепые могут изучить название цветов и объектов, но представить, как это выглядит не смогут никогда.
При врожденной слепоте нельзя сообразить, что значит глагол «смотреть». Но видят слепые люди не тьму. Незрячие не понимают как выглядит чернота. Слепые по-своему воспринимают цветовую гамму, но не знают, что собой представляют цвета, а также световые вспышки. Незрячие просто неспособны полностью объяснить, как они видят окружающий мир. Поэтому у многих складывается впечатление, что слепые с рождения живут в темноте. Врожденные амавротики не знают как отличается свет от тьмы поэтому, даже заметив разницу в ощущениях, слепой человек не объяснит, как именно изменилось восприятие при воздействии влияющих факторов.
Как видят ослепшие люди?
Зрительная функция ослепших отличается не только степенью поражения, но и зависит от возрастной категории.
Ослепшие дети несознательного возраста видят мир в серой цветовой гамме. Взрослые ослепшие в зависимости от восприятия и серьезности слепоты могут отличать яркие цвета от тусклых. Также доказано, что люди со скотомой отличают свет, от которого исходит тепло, а также насыщенные цвета и лампочки, что быстро меняют цвет. Замечено, что ощущения двух ослепших могут быть довольно разные. Разница заключается в таких факторах:
- степень слепоты;
- индивидуальное восприятие окружающей среды.
Слабовидящие люди нечетко видят окружающие предметы и образы. Но они воспринимают среду окружения с помощью памяти и органов чувствительности:
С помощью ощупывания, слуха и запаха мозг слепого восстанавливает предметы и объекты вокруг человека. Ослепшие пациенты сознательного возраста ощущают окружающую среду по запомнившимся картинкам. Они возникают при воздействии запахов, прикосновений или звуков, что напоминают образ. Ослепшие дети, непонимающие множество предметов, хуже воспринимают мир, но они могут замечательно помнить цветовую гамму. Тогда их представление об окружающей среде может быть ярче.
Слепой моргает с той же частотой что и зрячие, что позволяет предохранить органы зрения от внешних воздействий.
Если органы зрения при слепоте сохранены в целостности и функционируют веки, то слепые моргают с той же частотой, что и зрячие. Такая функция полностью зависит от того, что глазному яблоку требуется слезная жидкость, чтобы зрительный орган не пересыхал. Благодаря сохранению движения век предохраняется роговая оболочка от повреждений, которые наносятся такими негативными воздействиями:
- солнечный свет;
- ветер;
- инородные предметы.
Кроме амавроза и скотомы, различают формы дефекта. Слепота поражает один глаз или оба. Снижается острота зрения обоих органов или одного, иногда отсутствует часть поля зрения. Может быть неуточненная слепота, которая повреждает один зрительный орган либо оба. Каждая форма слепоты может отнимать определенную часть зрительной функции или отключить ее полностью.
Источник
Что видят незрячие: 10 нестрашных фактов о слепоте
Что снится слепым? Могут ли незрячие люди увидеть яркий свет? Перед глазами у невидящих людей темнота? В Международный день слепых altapress.ru подобрал десятку самых интересных фактов о том , как устроен мир незрячих людей.
1. Людям , которые лишены зрения с рождения , скорее не «видят» сны , а чувствуют. Их сновидения выражены через запахи , вкусы , тактильные эмоции и переживания , пишет the-village.ru. Людям же , которые ослепли в какой-то момент жизни , сначала снятся обычные сны. А через несколько лет их сновидения становятся такими же , как у слепых с рождения.
2. У незрячих людей не обязательно обостряются остальные чувства , сообщает neinvalid.ru.
3. Современные белые трости могут включать в себя миниатюрный ультразвуковой сонар для «ощупывания» отдалённых предметов , а также устройство для GPS-навигации , уточняет wikipedia.org.
4. Издание neinvalid.ru рекомендует разговаривать с незрячими людьми непринужденно. Не стоит думать , что связанные со зрением слова запрещены: их можно употреблять свободно.
5. Слепые от рождения люди представляют себе числовой ряд в обратном порядке — не слева направо , а справа налево.
6. Незрячие люди моргают столько же , сколько и видящие люди , сообщает thequestion.ru.
7. В Южной Корее статус лицензированного массажиста могут получить только слепые , рассказывает muzey-factov.ru. Это правило установили в 1913 году для обеспечения слепых возможностью заработка.
8. Слепые от рождения люди не знают , как выглядят черный цвет или темнота. Поэтому на вопрос , что они видят , скорее всего ответят «пустоту», пишет sciencepop.ru.
Чтобы попробовать представить это , нужно закрыть один глаз рукой , а другим сосредоточиться на каком-нибудь предмете. Тогда закрытый глаз «увидит пустоту».
9. Слепые люди могут видеть яркий свет.
10. Незрячий музыкант Рэй Чарльз основал фонд помощи людям с нарушениями слуха. Когда его спросили , почему слуха , а не зрения , тот ответил , что музыка спасла ему жизнь и он не знает , как бы жил , если бы не мог её слышать.
Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.
Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Как незрячие люди воспринимают мир? (2 фото)
Погружение во тьму
Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?
Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.
Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.
Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.
Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.
Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.
Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.
Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.
Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.
Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.
К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.
Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации
Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.
После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.
Источник