Дети кесарева сечения
Чем кесарята отличаются от детей, рожденных естественным путем? Такой вопрос мне часто задают родители.
При этом нередко мамы сами описывают ряд особенностей: часты трудности с пищеварением, так как ребенок не проходил родовых путей, и его пищеварительная система не заселилась необходимой флорой; возможны частые заболевания легких; нередко встречаются аллергические реакции; бывают проблемы с удержанием внимания; дети не любят новизны, испытывают трудности в налаживании отношений; своим поведением подчиняют себе людей; с сопротивлением начинают любое дело, даже хорошо знакомое.
Дети-кесарята имеют одну особенность – скорость приспособления к любым ситуациям. Но, как это часто бывает, слабость в одном оказывается сильной стороной в другом. Мир неожиданно обвалился на них в момент родов, отсюда часто идет настороженное отношение ко всем новому. Они не очень склонны к опытам. Например, первый раз скатиться с горки для них может быть серьезной нагрузкой, но, преодолев ее, они могут с большим удовольствием развивать этот навык.
Часто ребенок после кесарева сечения имеет склонность доводить все до пика. Дети со сложностями в эмоциональных проявлениях будут часто доводить родителей до аффективного состояния. Это им неприятно самим, но зато понятно, и они таким образом запускают свои эмоциональные реакции. Это своего рода рывок – такой же делает лошадь, чтобы сдвинуть с места тяжелую телегу. Как поехала, так становится легче.
Дети, у которых сложности с моторикой, очень часто гипермоторны, и тогда их нужно вылавливать.
Все эти отличия очень хорошо компенсируются тренировкой. Именно поэтому дети-кесарята в разных семьях так не похожи друг на друга. Например, в семьях, где детей любят «тискать», где много телесного контакта, ребенок научается быстро и адекватно реагировать на моторном уровне. В семьях, где сильны эмоции, ребенок научается адекватно эмоционально реагировать. В семьях с высоким интеллектуальным уровнем ребенок очень трезво и не по возрасту рассуждает. Там, где стол разнообразен, ребенок приучается получать удовольствие от гастрономических изысков.
Тренировка и еще раз тренировка.
Таким детям нужно значительно больше моментов личного успеха и понимания. Тогда они верят, что могут, и впоследствии в большей степени выравнивают себя сами. Родителям нужно лишь помочь начать движение.
Дети-кесарята в сферах своего успеха часто становятся лучше многих сверстников. Это связано с тем, что они не любят перемен, хотят остаться в зоне комфорта и при этом нуждаются в более мощном поощрении. Они усиленно зарабатывают его, прокачивая себя до высокого уровня в одной сфере.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Можно ли это скомпенсировать и надо ли? Да, можно, а вот надо ли — каждая семья решает сама. Приняли решение помочь ребенку? Тогда обратите внимание на несколько простых рекомендаций.
- Помогайте с учетом возрастных потребностей. Так, четырехмесячному ребенку, который все ощупывает и облизывает (это его потребности в этом возрасте), нужно более насыщенное пространство: много игрушек и предметов вокруг, разных по фактуре, форме.
- Изначально подталкивайте к изучению. Кесарята часто менее активны в своей познавательной деятельности. Например, не засовывают в рот игрушки вообще или делают это мало. Они склоны выбрать для себя один способ получения информации. Этому нужно уделить отдельное внимание. Я не видел ни одного кесаренка, который бы с легкостью не смотрел на новое или не слушал новое. В этих системах идет постоянная тренировка естественным путем. А вот надеть новую одежду часто бывает сложно. И при этом я не встречал такой особенности у детей, которых родители любили одевать, использовали в играх различные костюмы. Даже “пунктик” мамы на чистой одежде и частая смена распашонок, маек и т. д. приучают к этому ребенка. Такие способы компенсации срабатывают в первые годы жизни, когда ребенок постепенно простраивает разные системы.
- Может такое случиться — не успели. В более старшем возрасте нужно использовать сильную сторону ребенка как мотивирующую. Если у ребенка успех в моторной сфере, то вот и стимул для познавательной активности. Играйте в подобие игры «казаки – разбойники», где ребенок с большим удовольствием будет удерживать правила и соблюдать их. Сначала недолго, потом все больше. В этой игре можно обучать и писать, и читать, и считать. Все, что придумаете.
Я в своей практике раскладывал по пронумерованным ящикам легенды, которые помогали ребенку добраться до приза. У него были проблемы со счетом. Чтобы понять, в каком ящике лежит следующая подсказка, нужно было вычесть или сложить номер предыдущего и того, который он исследует сейчас. Если ребенок умен не по годам, то это можно использовать как стимул в любой сфере, но нужно нащупать осознанный мотив.
Представим ребенка, увлеченного подводным миром. Смотрит много научно-популярных фильмов, читает книги — подарок для родителей. Эта увлеченность поможет развить мелкую моторику (смастерить акваланг из пластиковых бутылок). Можно залезать по стремянке и смотреть в бинокль (развитие выносливости). На корабле заканчиваются продукты, и у вас остались только… Это должен быть полезный продукт, который ребенок никак не решался попробовать. Не понравится — не будет есть, но это будет выбор, а не отказ.
Выраженность особенностей такого ребенка зависит от его активности с самого начала жизни. Если делать ребенку массаж, то каждый массажный прием должен приводить к ответной реакции: не просто поглаживание, а в большей степени щекотка; разминание мышцы не ради улучшения кровоснабжения, а с целью набрать и удержать тонус (что дается таким детям не просто). Значит, разминаем ногу и одновременно ребенок вас толкает. Так же можно тренировать и вегетативную сферу: контрастными обливаниями водой с разницей температур в 10-15 градусов (ощутимой для руки).
Во взрослом возрасте также возможна наработка компенсаций, но тут очень важна цель, ради которой человек согласится на выход из зоны комфорта, на новое для себя. Это часто тяжело и неприятно, но это единственный путь. И опять: это свойственно любому человеку, но у нашего героя более выражено, так что его чуть больше нужно поощрять и поддерживать.
Давайте закончим тем, что кесарево сечение делается по показаниям, и оно оправдано, за это врачам можно сказать спасибо. Как минимум ребенка уберегли от серьезной патологии. При этом могут возникать особенности, но всегда есть шанс их поправить, изменить и скомпенсировать. И не обязательно для этого бежать по всем специалистам.
Много раз повторял и буду повторять: самые успешные реабилитологи – это родители. Искусство маленьких шагов изо дня в день.
Первый год жизни малыша — это фундамент для успешного будущего. Удивительно, но именно в этом возрасте мы получаем первый опыт успешности, принимаем свои первые решения, начинаем верить в себя и свои силы.
Для родителей самых маленьких, основываясь на наиболее частых вопросах, задачах и переживаниях мам и пап, я создал цикл мини-лекций про малышей от 0 до 3-х лет «Онлайн-азбука. Действительно важное».
Онлайн-азбука — это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.
Об авторе
Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.
Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.
Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.
Использованное изображение: Mirta Groffman
Источник
Что чувствует ребенок во время кесарева сечения
Кесарево сечение — способ родоразрешения, когда ребенок извлекается из утроба матери через разрез брюшной полости и матки. Применяться он должен только по медицинским показаниям, но некоторые женщины ужасно боятся естественных родов и просят врачей выполнить кесарево сечение, не имея для этого веских оснований.
Всемирная организация здоровья (ВОЗ) рекомендует проводить кесарево сечение только при наличии угрозы жизни и здоровью матери или ребёнка. Количество таких операций не должно превышать 15% от общего числа рождений, но на деле сегодня к рекомендациям ВОЗ прислушиваются лишь Япония и Исландия, а в остальных странах делают кесарево сечение намного чаще.
Больше всего рожают путем кесарево сечения в Бразилии — там «кесарята» составляют 50-80% от всех новорожденных, а в Америке каждый 3-й ребёнок появляется на свет «через живот». В России количество кесарево сечения с каждым годом неуклонно растёт. Так, если в 1985 году их было всего лишь 3,3%, то в 2017 году — уже 25%.
Между тем, ученые из Медицинской школы Йельского университета на основе многолетних исследований доказали, что малыши, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, в среднем имеют более низкий интеллект, чем дети, которые родились естественным путем. Связано это с тем, что у малышей, появившихся на свет естественным путем, закладывается более высокий уровень белка UCP2, который отвечает за интеллект и остается на всю жизнь. Ранее ученые уже доказали, что при родах кесарева сечением, у новорожденных не формируется перинательная матрица борьбы и поэтому они страдают ослабленной волей.
Безусловно, оперативное вмешательство — это всегда риск и все факты говорят о том, что роды через естественные родовые пути, полезнее как для здоровья матери, так и для ребенка. Но в нашей стране решение рожать путем кесарево сечения принимают обычно гинекологи, чтобы не допустить осложнений, если роженица уже старше 40 лет. Означает ли это, что родившийся путем кесарева сечения ребенок непременно будет отставать в развитии от своих сверстников?
Во время и после операции «кесарята» испытывают дефицит кислорода, что действительно может оказать некоторые последствия в виде задержки физического развития. Поэтому малыши, рожденные кесарева сечением, относятся к группе риска по отставанию в прибавках веса и роста. Особенно высок этот риск в случаях, когда кесарево сечение было сделано роженице не планово, а экстренно после возникновения осложнений во время естественных родов.
Кроме того, «кесарята» обычно теряют больше веса после рождения, чем новорожденные, появившиеся на свет естественным путем. Восстановление первоначальной массы у них происходит обычно только через 2 недели, а не через 3-5 дней, как при естественных родах. Поэтому дети, рожденные кесаревым сечением, ставятся на особый учет у педиатра и требуют более пристального внимания к себе.
Так поступают врачи, чтобы выявить задержку или отклонение в развитии малыша на ранних стадиях. К счастью, как показывает практика, основное количество «кесарят» развиваются нормально, они быстро догоняют своих сверстников, как в физическом, так и умственном развитии, а иногда даже обгоняют их. Никаких специальных программ для того, чтобы ускорить их развитие, обычно не требуется.
Роды, как бы они не проходили, — это всегда стресс для новорожденного. Во время родов кесарева сечением малыш испытывает его из-за кислородного голодания, а при родах естественным путем — во время прохождения по родовым путям. Разница состоит лишь в том, что во время естественных родов в организм ребенка выбрасывается огромное количество гормонов, помогающих активизировать нервно-физиологические процессы в головном мозге и оказывающие положительное влияние на раннюю адаптацию малыша к новым условиям существования и на дальнейшее развитие его нервной системы.
Дети после кесарева сечения лишены такого положительного действия стресса на организм. Напротив, под действием анестезии, которая используются для проведения обезболивания в ходе операции, нервная система малыша находится в угнетенном состоянии. Поэтому, дети, рожденные кесарево сечением, действительно имеют больше риска нарушений развития нервной системы, но если родители после рождения создадут все условия, нервные клетки быстро восстанавливается и малыш плачет не больше, чем дети, рожденные естественным путем.
Также отмечено, что кесарево сечение — это фактор риска развития гиперактивности у ребенка, которая является симптомом нарушения нервной системы и последствия стресса из-за дефицита кислорода во время родоразрешения. Хотя развитие этого симптома также встречается не часто и не является обязательным. При правильном уходе за ребенком и спокойном поведении родителей с гиперактивностью также можно справиться.
Еще одним важным аспектом является то, что женщине после кесарево сечения назначают антибиотики, которые могут быть несовместимыми с грудным кормлением. Новорожденного в этом случае приходится перевести на кормление смесью, что может привести к полному отказу от груди и появлению проблем с развитием малыша в дальнейшем.
Источник
Особенности кесарева сечения и его влияние на физическое развитие детей
Особенности кесарева сечения и его влияние на физическое развитие детей
На протяжении 20-летней истории нашего Центра мы занимаемся физическим воспитанием и оздоровлением детей первых десяти лет жизни. К нам попадают подопечные с различными проблемами в физическом развитии: страдающие церебральным параличом, спинальными парезами, перенесшие гипоксию, родовые травмы черепа и позвоночника, недоношенные и имеющие предрасположенность к судорожному синдрому. К сожалению, перечень имеющихся патологий у детей можно было бы продолжить. В числе проблем, которые стали актуальными в последнее время, есть так называемые дети-кесарята, рожденные посредством кесарева сечения. Ранее этому факту в педагогике практически не уделялось внимание. И сегодня в массовых дошкольных учреждениях и начальной школе основным является фронтальный подход на занятиях (уроках), в том числе и по физической культуре. Однако, как показала многолетняя практика, кесарята имеют много специфических особенностей в развитии, которые необходимо знать и учитывать в педагогической работе. В большой степени это относится и к их физическому воспитанию.
Этой статьей мы планируем начать цикл материалов под общим названием «Физическое воспитание детей-кесарят», в котором расскажем родителям, педагогам и медикам об особенностях кесарева сечения, его влиянии на общее развитие ребенка, его физическую подготовленность, покажем эффективные пути коррекции имеющихся двигательных нарушений.
Итак, откуда взялось название «кесарево сечение»? Единого мнения по этому вопросу нет, но существует несколько предположений. К примеру, в старину верили, что дети, избежавшие родовых мук, вырастали сильными, бесстрашными, властными, что очень подходило царским особам. Есть предположение, что таким путем появился на свет Юлий Цезарь или кто-то из его предков. Древние греки приписывали операции керасева сечения божественное происхождение. Согласно легенде именно таким образом Апполон помог рождению своего сына Асклепия, бога врачевания. По другой версии, один из римских законов (лат. Lex Caesarea – царский закон) предписывал спасать ребенка умирающей матери кесаревым сечением. Третья версия связывает происхождение термина с особенностями перевода с латинского: caesarea – «королевский», sectio – «разрез». Существует также трактовка перевода, как «разрезать рассеченное»…
Кесарево сечение – это проведение родов с помощью полостной операции, при которой новорожденный извлекается через разрез брюшной стенки матки.
Ранее эта операция считалась сложной, и ее делали в редких, исключительных случаях. Сегодня же операция кесарева сечения стала весьма распространенной как у медиков, так и у рожениц. Назовем лишь несколько причин (мифов), по которым женщины добровольно идут на операцию: «после 35 сама можешь не родить», «таким образом можно избежать родовых болей», «хочется заснуть – проснуться – и чтобы все было уже позади», «так я смогу сохранить свою красивую фигуру и сексуальную привлекательность (избежать растягивания влагалища, швов на промежности, опущения органов малого таза, обострения геморроя и др.)».
Сегодня в разных странах число операций посредством кесарева сечения составляет от общего числа родов 12-27%. Учитывая прогрессирующую тенденцию этого явления, можно предположить, что в ближайшие годы эта цифра может достичь 30% и более! Вполне вероятно, что уже сегодня почти четверть детей, посещающих ваш детский сад, являются кесарятами. А это, в свою очередь, требует от коллектива дошкольного учреждения особой коррекционной стратегии и тактики применительно к данной категории детей.
Остановимся кратко на том, как же делается кесарево сечение. Во время операции врач осуществляет два разреза: первый – брюшной стенки (кожи, жира и соединительной ткани), второй – матки. Кожа чаще разрезается поперечно, чуть выше лобковой кости (разрез бикини). Существует также три типа разреза матки. Наиболее часто практикуется нижний поперечный разрез. Классический разрез делается вертикально в верхней части матки, но в настоящее время он практикуется редко. Иногда практикуется и вертикальный разрез нижнего сегмента матки, например, в случаях, когда нижняя часть матки неразвита или слишком тонка для поперечного разреза. Обезболивание бывает двух вариантов: общий наркоз и эпидуральная (или спинальная) анестезия. Сегодня до 95% операций выполняется под местной анестезией, когда обезболивается только нижняя часть туловища – этот вариант более благоприятный и щадящий для матери и плода. В случаях же экстренного кесарева сечения часто приходится прибегнуть к наркозу.
Существует плановое кесарево сечение и экстренное.
По каким же причинам может назначаться кесарево сечение? Здесь и в следующих пунктах мы перечислим лишь основные из них:
I. «Абсолютные показания» — когда роды через естественные пути невозможны и представляют опасность для жизни матери и плода:
— выраженное сужение таза или аномальные формы таза со значительным уменьшением его размеров;
— неправильное положение плода (поперечное и косое);
— предлежание плаценты (когда она перекрывает зев матки);
— опухоли и рубцовые изменения шейки матки, влагалища и промежности, препятствующие рождению ребенка.
II. «Относительные показания» — когда не исключена возможность ведения родов через естественные родовые пути, однако опасность осложнений у матери и плода выше, чем риск возможных осложнений при операции:
— наличие рубца на матке;
— тазовое предлежание плода, особенно если имеет место разгибательное положение головы плода, ножное предлежание плода, задний вид тазового предлежания плода;
— масса плода более 3500 г;
— задержка развития плода;
— выраженная фето-плацентарная недостаточность;
— различные заболевания, при которых роды через естественные пути опасны для здоровья женщины (миопия высокой степени, эпилепсия, посттравматическая энцефалопатия, пороки сердца и др.);
— аномалии развития матки;
— перенашивание беременности в сочетании с незрелой шейкой матки;
— сочетание вышеперечисленных признаков.
III. Кесарево сечение в экстренном порядке возникает при следующих ситуациях:
— несоответствие размеров головки и таза матери в родах;
— незрелая шейка матки и отсутствие родовой деятельности при дородовом излитии околоплодных вод;
— отсутствие эффекта от родовозбуждения и родостимуляции при фето-плацентарной недостаточности в течение 2-3 часов;
— угроза разрыва матки;
— преждевременная отслойка нормально распложенной плаценты и ее прогрессирование при отсутствии условий для срочного родоразрешения через естественные родовые пути.
IV. Показания к кесареву сечению, выполняемому в интересах плода:
— прогрессирующее ухудшение состояния плода или острая гипоксия при отсутствии условий для быстрого родоразрешения через естественные родовые пути;
— ухудшение состояния плода на фоне введения сокращающих матку средств, при родовозбуждении или при родостимуляции;
— выпадение петель пуповины и мелких частей плода;
— образование поперечного положения второго плода после рождения первого при многоплодной беременности.
Кесарево сечение выполняется только по согласию женщины. Если в силу каких-то обстоятельств женщина не является дееспособной, и кесарево сечение делают для спасения ее жизни, то достаточно получить согласие на операцию со стороны ее ближайших родственников.
А теперь останов имся подробнее на тех негативных моментах кесарева сечения, которые в дальнейшем могут привести к различным отклонениям в развитии ребенка:
А) Прежде всего, следует отметить, что уже только сам факт врачебного назначения операции говорит об определенном неблагополучии в развитии плода или условий его родоразрешения. У такого ребенка более высока вероятность возникновения тех или иных отклонений в психическом и физическом развитии.
Б) При применении общего наркоза он воздействует и на мозг плода.
В) Осуществляя щадящий для женщины нижний поперечный разрез матки, хирург в какой-то степени создает условия для травматизации позвоночника плода при его выведении через относительно небольшой разрез. На это неоднократно указывал в своих работах выдающийся детский невропатолог А.Ю. Ратнер, который утверждал, что « у многих новорожденных после извлечения путем кесарева сечения мы обнаруживали переломы костей черепа, травматическую дислокацию шейных позвонков, кровоизлияния на глазном дне. Возникает естественный вопрос, а не может ли техника операций кесарева сечения в части случаев быть ответственной за эти повреждения?
Л.С.Персианинов (1961) считает, что поперечный разрез на матке при кесаревом сечении должен соответствовать наибольшему диаметру головки, но получаемая при этом длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность плечевого пояса плода равна 35 см. Вот почему извлечение головки и особенно плечевого пояса плода потягиванием за головку при недостаточном разрезе матки может привести к травме позвоночника плода (А.А.Хасанов)».
Г) Довольно часто при выведении плода через разрез наблюдается его гиперэкстензия, т.е. резкое переразгибание позвоночника в грудопоясничном отделе, что в ряде случаев может приводить к травматизации соответствующих спинальных структур (в частности области поясничного утолщения спинного мозга).
Д) При естественных родах плод преодолевает родовые пути женщины и как бы осуществляет первоначальное формирование будущих физиологических кривизн позвоночника (лордозов и кифозов). При родах посредством кесарева сечения этого не происходит – вот почему, по нашему мнению, вероятность нарушений осанки у детей-кесарят (особенно в сагиттальной плоскости) значительно выше, чем у их сверстников, рожденных обычным путем.
Е) При неправильном расчете предполагаемой даты родов существует опасность проведения преждевременных родов.
Ж) Дети-кесарята подвержены большему риску развития различных дыхательных расстройств. По утверждению В.В.Абрамченко «…влияние медикаментозных средств могут приводить к нарушению становления дыхания. Нарушения функции внешнего дыхания у новорожденных кесаревым сечением обусловлены угнетением дыхательного центра плода вследствие выраженных биохимических сдвигов при внутриутробной гипоксии, кровоизлиянии в мозг, отеке мозга. В дыхательные пути нередко попадают околоплодные воды…». Увеличивается число инфекционных осложнений со стороны дыхательных путей.
З) Иногда при поведении операции хирург может случайно повредить плод скальпелем.
И) Отсутствует стимуляция ребенка, как при вагинальных родах.
К) Невозможность грудного вскармливания сразу после родов при приеме обезболивающего и антибиотиков. Также затруднено начало лактации.
Л) Ребенок подвергается более сильным нагрузкам, связанным с отсутствием времени на адаптацию к атмосферному давлению и дыхательную адаптацию.
М) Отрицательный стресс, получаемый ребенком при рождении.
Н) Ребенок, не прошедший по родовым путям, имеет стерильный кишечник, подверженный дисбактериозу.
О) Кесарята в 7 раз чаще имеют аллергические реакции на пищевые продукты. Кесарево сечение вызывает задержку в развитии кишечной микрофлоры, и это приводит к нарушениям процессов усваивания пищи.
П) При кесаревом сечении увеличивается количество органических и функциональных поражений ЦНС (В.В.Абрамченко).
Этот, далеко не полный перечень осложнений, вызванных обсуждаемой операцией, не может не повлиять на особенности общего психо-физического развития детей-кесарят, суть которых применительно к педагогике дошкольного детства состоит в следующем:
1. Такие дети чаще болеют (ЧБД), поскольку у них ослаблена иммунная система.
2. У них имеются различные нарушения дыхательной функции.
3. Это не может не сказаться на деятельности сердечно-сосудистой системы – корректнее будет говорить о проблемах в кардио-респираторной деятельности.
4. У кесарят значительно чаще наблюдаются нарушения в деятельности центральной нервной системы. Можно с достаточно высокой вероятностью предположить, что они в преобладающем числе случаев носят центральный характер, когда перинатально или во время родов угнетению подвергаются центральные двигательные нейроны на черепно-мозговом или шейном уровне.
5. Вероятнее всего, у них будут преобладать такие двигательные нарушения как: гипертонус мышц конечностей (чаще нижних), тугоподвижность в суставах ног, снижение мышечной силы, нарушения координации движений, функции равновесия, снижение общей выносливости.
6. Такие дети медленнее набирают вес, а значит и физически менее развиты.
7. Малыши-кесарята длительное время нуждаются в пеленании, с ними дольше нельзя начинать гулять, дольше нужно адаптационное купание.
8. Кесарят довольно продолжительное время не рекомендуют насильно откладывать в отдельную кровать – малышам чаще сняться страшные сны, поэтому они более беспокойны ночью и нуждаются в маминой заботе.
9. Существует вероятность, что начальные страхи, полученные вследствие родового стресса, в процессе роста ребенка будут усиливаться. В частности, такие дети не любят перемен и у них постепенно формируется установка, что «все новое – это плохо».
10. Пользуясь своей особенной ролью на фоне гиперопеки со стороны родителей и родственников, кесарята могут начать манипулировать вами и вашей любовью.
11. У детей, родившихся посредством кесарева сечения, часто отсутствуют или слабо выражены такие качества, как инициативность, активность, уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности в тех или иных жизненных ситуациях.
Ниже мы остановимся на предварительных результатах наших исследований, которые проводились на базе дошкольного учреждения №190 Малиновского района г. Одессы в 2008-2009 г.г.. Сегодня из 98 дошкольников детский сад посещают 22 кесарят, что составляет около 23%! Прежде всего, мы изучали физическое развитие и физическую подготовленность кесарят, чтобы в дальнейшем определить оптимальные пути их физического воспитания и ЛФК. Представим вам некоторые фрагменты этих исследований.
Всего в констатирующем педагогическом эксперименте приняло участие 22 ребенка, которые были рождены посредством кесарева сечения. Более глубокое обследование удалось осуществить у 13 из них. В основу этого обследования были положены следующие авторские тесты:
«Осмотр самолета» (подвижность в локтевых суставах);
«Висит груша» (силовая выносливость мышц-сгибателей рук);
«Цыпленок» (теппинг-тест: частота движений кистью за 10 сек);
«Пирамидка» (мелкая моторика);
«Артиллерист» (скоростно-силовые способности рук);
«Ракета» (бег на 20 м с высокого старта);
«Кенгуру» (прыжок в длину с места);
«Журавлик» (статическое равновесие на одной ноге);
«Следочки» (плантография: изучение стопных отпечатков);
«Веселые обручи» (глобальная координация туловища и конечностей).
Мы отдаем себе отчет в том, что для получения более объективных выводов количество обследованных детей-кесарят должно быть большим.
В данной статье речь пойдет лишь о тех тенденциях в физическом развитии и физической подготовленности дошкольников-кесарят, которые нам удалось уловить уже сегодня на основе полученных данных. В дальнейшем мы планируем продолжить эти исследования с целью научного обоснования особенностей коррекционного физического воспитания дошкольников, рожденных кесаревым сечением.
Итак, что же особенного в физическом развитии кесарят? Прежде всего, обращает на себя внимание уровень локализации угнетения ЦНС – главным образом, это черепно-мозговой и шейный. Таких детей мы условно называем «церебраликами» (от лат. Cerebralis, мозговой) и «цервикаликами» (от лат. Cervikalis, шейный).
Повышенный мышечный тонус в нижних конечностях был зафиксирован у 8 из 13 испытуемых, 7 детей имели полые стопы, или тенденцию к полым стопам. Такой тип стоп характерен зауженным средним отделом (рис. 1) или даже его отсутствием на отпечатке. У 1 ребенка наблюдалась варусная установка стоп (косолапость), при которой почти всегда также присутствует момент напряжения отдельных мышечных групп. Почему-то чаще у кесарят более проблемными оказывались левые стопы, но эту предварительную закономерность следует проследить на большем числе испытуемых.
Гипертонус мышц и тугоподвижность в суставах нижних конечностей является характерной при церебральном типе двигательных нарушений. В пользу этой версии говорят также наши данные о том, что у кесарят довольно часто нарушаются центральные (на уровне коры головного мозга) механизмы управления движениями. Так проблемы со статическим равновесием были выявлены у 10 детей из 13 обследованных! Нарушения глобальной координации движений имело место у 5 детей. Снижение скоростно-силовой подготовленности наблюдалось у 12 подопечных-кесарят!
Однако, во многом описанная выше симптоматика характерна и для шейного типа травматизации нервной системы. В пользу цервикальной версии говорит наличие вялых рук у детей, что выражается в рекурвации (неестественном переразгибании) конечностей в локтевых суставах (фото 1):такой патологический признак имели 5 детей. Этой мышечной слабостью рук может быть объяснена и относительно низкая результативность кесарят в висах на перекладине на время (фото 2), и в метании набивного мяча весом 1 кг на дальность из исходного положения сидя на ростовом стуле (фото 3).
Напряжение в голеностопах может наблюдаться как при угнетении центральных двигательных нейронов на уровне головного мозга, так и вследствие их травматизации в шейном отделе позвоночника. Клиническая картина в обоих случаях будет похожа.
Особую роль в дифференцировании уровня локализации угнетения ЦНС у кесарят может дать психолого-педагогическая характеристика обследованных детей. По данным опроса педагогов дошкольного учреждения психические проявления кесарят бывают весьма своеобразными:
Практически все они имеют проблемы в поведении, т.е. демонстрируют неадекватный тип поведения.
Большая часть таких детей имеет гипервозбудимый тип ЦНС.
Такое состояние нервной системы провоцирует гиперктивный тип поведения.
Гиперактивность в двигательно-игровых проявлениях иногда достигает состояния под условным названием «пошел в разнос, стал неуправляемым». Однажды, во время проведения занятия по физической культуре, Дэвид во время активных беговых движений ни с того, ни с сего просто взял и лег посреди зала навзничь на ковровое покрытие, в то время, когда вся остальная группа (около 20 человек) с удовольствием бегала по периметру зала. Возможно, тем самым, ребенок пытался привлечь к себе внимание, почувствовать заботу и ласку?
У части детей-кесарят наблюдается тревожнй тип поведения.
Педагоги отметили также различные варианты задержки психического развития (ЗПР).
В противовес гиперактивности часть кесарят демонстрировала определенную заторможенность в учебной деятельности.
В ряде случаев мы допускаем возможность одновременного присутствия у детей-кесарят как черепно-мозговых, так и шейных проблем, что довольно типично при внутриутробной и родовой патологии.
Однако, несмотря на заметное преобладание у кесарят верхних типов угнетения ЦНС, следует обратить внимание на наличие у части таких детей гипотонии мышц голеностопов, что при плантографическом обследовании выражалось в виде плоскостопия (рис. 2).
Из 13 обследованных дошкольников-кесарят плоско-вальгуснй тип стояния имели 5 испытуемых. Правда, не стоит относить все случаи распластывания к патологическим – дело в том, что до 4,5-5 лет у детей имеет место естественное или физиологическое плоскостопие. В нашем случае в этот возрастной диапазон попали 3 испытуемых. Имеет смысл исследовать эту тенденцию к гипотонии мышц нижних конечностей у детей-кесарят на более обширной и разновозрастной выборке. Кстати, и снижение у них скоростно-силовых проявлений в ногах (бег на 20 м, прыжок в длину с места) может быть объяснено также с позиции гипотонуса мышц нижних конечностей, их общей вялости и недееспособности.
Таким образом определился еще один условный тип детей, рожденных кесаревым сечением – люмбальный (от лат. Lumbalis – поясничный), при котором родовые травматические воздействия в большей степени коснулись поясничного утолщения спинного мозга. Эта типологическая группа кесарят требует к себе пристального исследовательского внимания. Не следует забывать, что одним из негативных факторов кесарева сечения является довольно частое резкое переразгибание позвоночника плода в грудо-поясничном отделе после его выведения через разрез на матке. Этот момент в анамнезе детей-кесарят может объяснять возникновение у них в дальнейшем поясничных, тазовых и ножных проблем. Известно, что поясничное утолщение спинного мозга располагается на уровне D 10 – L 2.
В последующих статьях данного цикла мы планируем представить основные направления коррекционной стратегии физического воспитания и ЛФК у детей-кесарят, а также подробнее остановиться на конкретных методиках коррекции тех или иных двигательных нарушений у данной категории детей.
Источник