Что чувствует ребенок без мамы

Содержание
  1. Журнал Практической Психологии и Психоанализа
  2. 1. Психологические последствия раннего разлучения ребенка с матерью
  3. 2. Описание экспериментального исследования
  4. 2.1. Дети
  5. 2.2. Условия ухода за детьми в доме ребенка
  6. 2.3. Метод
  7. 2.3.1. Карта психомоторного развития ребенка 1 года жизни О. Баженовой
  8. 2.3.2. Наблюдение методом Эстер Бик
  9. 3. Результаты
  10. 3.1. Развитие коммуникативных навыков
  11. Ребенок боится оставаться без мамы
  12. ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ОСТАТЬСЯ САМ
  13. Какая реакция на расставание нормальна для каждого возрастного периода
  14. Какие генетические факторы могут влиять на ситуацию?
  15. Индивидуальные особенности и стрессовые ситуации, которые усиливают беспокойство
  16. КАК УСУГУБИТЬ РЕАКЦИЮ НА РАССТАВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАНИЯ
  17. Как выработать позитивный настрой перед разлукой
  18. КАК РАССТАВАТЬСЯ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ НЕ ТРАВМИРОВАТЬ
  19. Техники работы с тревогой расставания
  20. Модель поведения родителей

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

По данным Альберта Лиханова, президента Международной ассоциации детских фондов, в России сейчас живут 800000 детей сирот. (Лиханов, 2009). Примерно 120 тыс. новых сирот появилось в этом году, по данным Общественной организации «Право ребенка» (Беленов, 2009).

Количество проблем, связанных с воспитанием детей, как в приютах, так и в приемных семьях, огромно. Своей статьей я хотела бы привлечь внимание к двум, на наш взгляд, ключевым моментам. Во-первых, в России до сих пор не определились с тем, где лучше воспитывать ребенка — в приюте или в приемной семье. Оказалось, что очевидный для большинства психологов факт, доказанный экспериментально еще Рене Шпицем в 1946 году, о том, что воспитание вне семьи наносит огромный ущерб любому ребенку, независимо от его изначального, так сказать, «биологического потенциала», все еще требует доказательств для большинства людей, занимающихся этой проблемой на практике. Во-вторых, в России широко распространена идея о том, что в домах ребенка находятся дети с некоторым «генетическим изъяном», или «дурной наследственностью», обусловленными рождением в неблагополучной семье, от неблагополучных матерей. Эту идею обычно используют для того, чтобы объяснить, что дети в домах ребенка, находясь в самых прекрасных условиях, отстают в своем развитии от своих сверстников. Этим также объясняют большое количество возвратов приемных детей из семей в дома ребенка. Так неверное в своем корне объяснение закрепляет и оправдывает существование самой системы воспитания детей вне дома, вне семьи, и тормозит развитие всех форм усыновления и патроната.

Обе эти идеи, распространены среди работников самих приютов, а также среди вполне образованных, интеллигентных людей разных специальностей, занимающихся проблемой на различных уровнях. Думаю, до тех пор, пока мы будем таким вот образом заблуждаться, наше общество будет представлять собой неблагоприятную, и даже опасную среду не только для детей, оставшихся без родителей, но и для всех детей в целом, так как эти идеи несут в себе сильный антигуманный заряд.

Приведенными в статье экспериментальными данными я хотела бы привлечь внимание к тому факту, что если ребенка помещают в приют в первые дни жизни, то отставание во всех сферах наступает уже на четвертом месяце его пребывания вне семьи, какими бы хорошими ни были условия ухода и медицинского обслуживания. Задержка в развитии никак не связана с наследственностью, но является следствием мощной психологической депривации во время ухода.

1. Психологические последствия раннего разлучения ребенка с матерью

Впервые психоаналитически ориентированные исследования детей, разлученных с матерями, были проведены Маргарет Риббл (Ribble, 1938). Затем Рене Шпиц (Spitz, 1945, 1946 а, 1946b) и Анна Фрейд (A. Freud, 1943, 1945) описали феноменологию поистине драматических изменений в душевной жизни детей, воспитывавшихся в приютах во время второй мировой войны, которые Шпиц назвал анаклитической депрессией. Нарушения, выявленные им, были очень серьезными и нередко приводили к смерти малышей, оставшихся без попечения родителей. Исследования Джона Боулби показали, что благополучное психическое развитие ребенка напрямую зависит от качества материнской заботы, а также, что дети тяжело переживают разлуку с матерью на первом году жизни, особенно если с ней уже была установлена тесная эмоциональная связь (Bowlby, 1979). Маргарет Малер доказала, насколько важны для успешного развития отношения, которые она назвала «симбиотическими», и описала нарушения, возникающие в случае преждевременного разрыва тесной связи между матерью и ребенком. (Mahler, 1975).

Одной из важных остается вопрос об отдаленных последствиях материнской депривации. Так, Давид Берес (Beres, 1946) обследовал группу подростков, которые были разлучены с матерями в первые месяцы жизни на различные сроки, до 4 лет. Эти юноши отличались от сверстников тем, что принцип удовольствия преобладал у них над принципом реальности, они с трудом переносили фрустрацию, обладали повышенной импульсивностью, и были не способны чувствовать собственную вину. Их объектные отношения носили характер поверхностных, мимолетных идентификаций, сверх-Я было слабо развитым, а способность к сублимации ограничена. Берес предположил, что длительная разлука с матерью ведет к утрате способности к успешной идентификации с родительскими фигурами. Позже Матейчек описал специфическую задержку психического развития, типичную для воспитанников домов ребенка в возрасте от 6 до 8 лет. Так, у большинства детей было плохо развито образное мышление, отсутствовала собственная инициатива, отмечались слабая способность к планированию собственных действий, отставание в развитии речи, письма, чтения, счета и пространственного воображения (З. Матейчек, Й. Лангмейер, 1984).

Анна Прихожан, изучавшая развитие мышления, установила, что дети из дома ребенка не могут представить себе целостный образ события, ситуации, и у них нарушена способность к символизации (А. Прихожан 1990). Они имеют слабое представление о своих способностях, и желаниях, обладают низкой самооценкой, которая сильно зависит от оценок окружающих, нуждаются в постоянном руководстве и одобрении со стороны учителей и ухаживающих лиц. При помощи теста Розенцвейга Прихожан показала, что для воспитанников домов ребенка характерны экстрапунитивные реакции, а также неумение самостоятельно найти выход из конфликта, неспособность взять на себя ответственность и стремление переложить ее на окружающих (Прихожан, 1990). У таких детей выражен внешний локус контроля, и они с трудом ощущают себя в качестве активных участников происходящих с ними событий. (Н. Авдеева, с соавт., 1986; Н. Авдеева, 1982). Лангмейер отмечал, что в речи такие дети крайне редко используют глаголы первого лица и часто употребляют сослагательное наклонение. (Й. Лангмейер, 1984).

В подростковом возрасте воспитанники дома ребенка часто устанавливают отношения, основанные на их практической полезности, не формируя при этом глубоких и прочных привязанностей. Известно также, что у них сильно выражены потребности во внимании и одобрении взрослого, в физических контактах и ласке. Важными аспектами при в оценивании себя и других являются внешность и наличие нравственных качеств. Подростки часто бывают несдержанными, раздражительными, не могут преодолеть трудности, возникающие в учебе без давления со стороны взрослого. (А. Прихожан, Н. Толстых, 1991).

2. Описание экспериментального исследования

2.1. Дети

Исследование проводилось в середине 90-х годов в двух московских домах ребенка.

Экспериментальная группа состояла из 21 ребенка, 11 девочек и 10 мальчиков, которым на момент первого наблюдения было от 0 до 8 недель. Дети были помещены в дом ребенка в возрасте от 0 до 4 недель. Состояние здоровья малышей на момент рождения было оценено как соответствующее норме, или имело незначительные отклонения от нормы. Контрольная группа состояла из 15 детей, 8 девочек и 7 мальчиков, воспитывавшихся в семье. Они были приглашены к исследованию с помощью педиатра детской поликлиники. Эти дети росли в городских семьях со средним и низким социально-экономическим статусом. Большинство детей, поступавших в дом ребенка, происходили из семей с низким социально-экономическим статусом. Все домашние дети были рождены в полных семьях, 11 из них были первенцами, и 4 – вторыми детьми. Большинство детей из дома ребенка были рождены молодыми матерями-одиночками, или многодетными матерями.

2.2. Условия ухода за детьми в доме ребенка

Условия ухода за детьми в домах ребенка, в которых мы проводили исследование, были вполне удовлетворительными как в смысле медицинского ухода, так и кормления, тогда как условия для благополучного психического развития выглядели проблематично.

Читайте также:  Почему люди бояться показать свои чувства

Обычно в доме ребенка две воспитательницы одновременно ухаживают за группой от 5 до 8 детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, оставаясь с ними по 12-24 часа. Всего в одной группе посменно работают две или три пары воспитательниц. После того, как детям исполняется год, их передают в другую группу, то есть другим воспитательницам, в другое помещение. Таким образом, малыш с самого начала имеет дело с несколькими, часто меняющимися «замещающими матерями». Дети ежедневно осматриваются педиатром, в группу приходит медсестра, выполняющая указания врача или делающая специальную гимнастику. Детей кормят и кладут спать в одно и то же время, режим строго выполняется. Во время сна они находятся в отдельных кроватках, а во время бодрствования в больших совместных манежах, огражденных решеткой, по 5-7 человек. Во время болезней детей помещают в изолятор. Во время ухода, переодевания и кормления с детьми довольно редко общаются и берут на руки, не выносят за пределы одного помещения (игровой и веранды), и мало играют. В домах ребенка не было на момент исследования психологов, которые могли бы оказать поддержку персоналу и детям. Поведение воспитательниц не было специальным предметом нашего исследования, но мы отметили, что у персонала складываются разные отношения с детьми. Так, есть дети, которых предпочитают другим — «любимчики», такие, к которым относятся более спокойно, а также и те, кого недолюбливают. Было заметно, что воспитательницы включаются по-разному и с разной интенсивностью в эмоциональные переживания детей, однако часто сдерживают эмоции или стараются их не показывать.

2.3. Метод

2.3.1. Карта психомоторного развития ребенка 1 года жизни О. Баженовой

Мы обследовали каждого ребенка один раз в месяц при помощи карты психического развития Ольги Баженовой (О.Баженова, 1983).

В нее включено 6 шкал, описывающих двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые реакции, предметные действия и взаимодействие ребенка со взрослым. Всего карта содержит 98 проб — субтестов. Каждому возрастному периоду соответствуют свои определенные пробы. Проба – это наблюдение за определенным умением (навыком) или реакцией ребенка, своего рода показатель развития конкретной реакции. Так, в возрасте до двух месяцев рассматриваются всего 27 проб, а в возрасте одного года — 88 проб. Обследование ребенка проводится в привычном для него окружении, в большинстве случаев не требуется каких-то сложных специальных предметов или приборов. Так, в тесте исследуется реакция ребенка на звучащую игрушку, сопровождение предмета взглядом, собственные активные движения младенца, мелкая моторика, участие в маленьких простых играх. Наряду с этим сюда входит и сложный субтест «Формальное общение», которому необходимо специально обучиться заранее.

Каждая проба оценивается наблюдателем — квалифицированным психологом, имеющим подготовку в области психологии развития, и специально обученным методу О. Баженовой , все оценки заносятся в специальный протокол.

Величины индексов развития каждой из шести шкал заключены в пределы от 1 до 10 баллов, суммарный балл за весь тест составляет от 0 до 60. Чем выше оценки теста, тем больше развитие ребенка соответствует возрастной норме, то есть «идеальному» представлению о ней. Наблюдение детей в динамике с периодичностью в 1.5-2 месяца позволяет определить, когда у них появляются те или иные достижения и увидеть картину развития в целом.

Шкала «Взаимодействие со взрослым» оценивается при помощи индекса, который можно назвать индексом развития коммуникативных способностей (см. график 4). Шкала состоит из 22 субтестов и описывает мир чувств ребенка во время диалога и игры со взрослым, и таких способностей, как стабильный зрительный контакт, слежение за взрослым, использование мимики, выражение собственных чувств и сопереживание другому, реципрокность в контакте, первые шаги в понимании слов, простых игр, просьб и жестов. Наиболее точно описывают качество игры и общения ребенка со взрослым такие субтесты, как «зрительный контакт» (в общении со взрослым), «эмоциональный контакт» (в общении со взрослым), «привлечение внимания» (взрослого).

Субтест «Зрительный контакт»: взрослый ласково разговаривает с лежащим на спине ребенком, глядя ему в глаза. Выставляется оценка 0 — если ребенок не смотрит в глаза взрослого; 1 — если вступает в непродолжительный зрительный контакт до5 секунд; 2 — если смотрит в глаза взрослого до 15 секунд; 3 — если реакция длится более 15 секунд.

Субтест «Эмоциональный контакт»: взрослый ласково улыбается, разговаривает и смотрит в глаза лежащему на спине ребенку. Выставляется оценка 0 — если после 15 секунд воздействия мышцы лица ребенка остаются неподвижными; 1 — если рот ребенка иногда приоткрывается или наблюдаются отдельные движения уголками рта; 2 — если удается вызвать 1-2 короткие улыбки в течение 15 секунд; 3 — если ребенок вступает в эмоциональный контакт, отвечая улыбкой на улыбку взрослого.

Субтест «Требование внимания»: взрослый входит в комнату, где находится ребенок, и «не обращает на него внимания». Выставляется оценка 3 — если ребенок в скором времени начинает хныкать (хныканье может переходить в плач, привлекая к себе внимание взрослого; при этом ребенок следит за взрослым взглядом и успокаивается, когда тот подходит к кроватке; 2 — если реакция, возникнув, прекращается не сразу, а после дополнительных усилий взрослого; 1 — если реакция не возникает, но наблюдается проявление отрицательных эмоций после завершения контакта взрослого и ребенка.

2.3.2. Наблюдение методом Эстер Бик

Кроме того, мы наблюдали двоих детей из семей и двоих детей из дома ребенка при помощи метода наблюдения Эстер Бик (Bick, 1964, с. 558-556). При помощи сделанных наблюдений были проанализированы специфические паттерны поведения, складывающиеся между ребенком и воспитательницами.

3. Результаты

3.1. Развитие коммуникативных навыков

Далее графически представлены результаты этих трех субтестов, входящих в шкалу «Взаимодействие со взрослым»

Во время общения со взрослым дети из дома ребенка так же активно рассматривали взрослого, находившегося в их поле зрения, как и дети из семьи (график 1). Однако после шести месяцев, отмечалось значительное расхождение. Так, оценка зрительного контакта во время общения в экспериментальной группе составила 2, 75 баллов, а в контрольной группе – 3 балла (различие статистически значимо, p

Источник

Ребенок боится оставаться без мамы

Давайте рассмотрим почему возникают детские страхи о мамином исчезновении. А также ответим на вопрос: нужно ли расставаться с детьми, как это сделать правильно и может ли это сформировать травму привязанности?

Ведь начитанные мамы знают, что малыши чувствительны к родительскому отсутствию и иногда переживают его очень болезненно. Так ли это на самом деле?

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ОСТАТЬСЯ САМ

Страх оставаться без мамы неизбежен. Он связан с естественными для детской психики факторами — привязанностью ко взрослому, который проявляет заботу.

Это явление называется “сепарационная тревога” — страх разлуки, который проявляется беспокойством и плачем, когда родитель покидает комнату. Некоторые дети кричат, отказываются отойти от родителей, у них развивается истерика, могут появиться ночные пробуждения.

Отмечу, что это стадия нормального развития. Она начинается примерно в 8 месяцев, набирает максимальную интенсивность в 10–18 месяцев и проходит к 3-летнему возрасту.

Возникновение сепарационной тревоги не случайно. Это эволюционный фактор, который сохраняет привязанность ребенка и помогает следовать за родителем. К школьному возрасту дети уже спокойно переносят мамино отсутствие и понимают, что она вернется.

Какая реакция на расставание нормальна для каждого возрастного периода

Новорожденный способен находиться сам недолгое время. Стоит включать в его режим дня несколько минут (в каждом цикле сна и бодрствования), когда он предоставлен самому себе. В это время малыш будет исследовать мир вокруг: анализировать звуки, образы и предметы. Так он обучается занимать себя сам.

Дети от полугода до трех лет разлуку с мамой переносят по-разному. Иногда спокойно и внешне равнодушно. Через время могут начать грустить или беспокоиться. Иногда малыш реагирует плачем или истерикой. Оба этих сценария естественны. Помните, что плач помогает детям адаптироваться к новой ситуации и снять тревогу. А отсутствие матери станет безопасным, если рядом находится другой надежный взрослый.

Хуже всего на разлуку реагируют двухлетки: становиться раздражительными, плаксивыми, отказываются играть и ждут маму возле окна или двери. А после возвращения обижаются или даже злятся на родителей.

Читайте также:  Отключить эмоции это как

Тут важно обращать внимание на поведение малыша после вашего ухода. Как долго его эмоции стихают? Даже если он реагирует бурно, но через получаса уже играет, общается с другими детьми, проявляет интерес к окружающему миру, — это является нормой.

От 3 до 6 лет реакция значительно варьируется в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей. Здесь могут быть грусть или даже гнев, но они являются естественными и нормальными реакциями и сами по себе не говорят о наличии проблем. Острых и интенсивных реакций в этом возрасте обычно уже не возникает, так как малыш усвоил: мама через время вернется.

В младшем школьном возрасте у детей периодически возникают чувства тревоги, грусти и недовольства в ответ на уход родителей. Но эти явления носят ситуативный, непостоянный характер. Когда дети расстроены и устали, ситуация переносится сложнее. Вместе с тем, малыши уже могут с этим справиться и прибегают к различным способам адаптации: играют, читают, ищут поддержки у других детей, фантазируют.

У ребят постарше эмоции в большей степени связаны не с самим маминым отсутствием, а со значением, которое оно носит. Если она на работе, то малыш может чувствовать себя вполне безопасно. А вот если задержалась по неизвестным причинам — закономерно возникает тревога.

Так происходит в норме. Но бывают ситуации, когда малыш уже должен бы “перерасти”, но тревога остается. Например, младший школьник может отказываться посещать учебное заведение из-за страха, что родители не придут его забрать. Или беспокойно вести себя перед отъездом мамы в командировку: не желать ее отпускать, спрашивать о точном времени возвращения. Он даже может залиться слезами, когда проснется в пустой комнате и обнаружит отсутствие родителей.

Дело в том, что реакции ребенка зависят не только от возраста, но и от других особенностей. Они могут усугубляться такими причинами:

особенностями воспитания — тревожный и гиперопекающий подход не дает малышу возможности получить позитивный опыт расставания;

особенностями личности — дети, склонные к застреваниям, страхам, навязчивостям могут переносить одни и те же ситуации острее, чем сверстники без подобных черт;

нарушения развития могут мешать осваивать новые навыки, быть гибким, поэтому любая новая ситуация воспринимается остро.

Какие генетические факторы могут влиять на ситуацию?

Риск возникновения тревожных расстройств повышается, если они есть у кого-либо из родителей или близких родственников. Например, при исследовании близнецов обнаружили, что наследуемость симптомов тревожных расстройств достигает 73% (Bolton et al, 2006). У детей тревожных родителей в пять раз выше вероятность возникновения тревожного расстройства!

Также некоторая склонность к подобным реакциям может быть результатом специфики мозговых функций. Такие особенности будут видны и в характере — это трудности в освоении нового опыта, склонность к “застреванию” на одном виде деятельности, осторожность и даже опасливость перед незнакомыми занятиями.

Индивидуальные особенности и стрессовые ситуации, которые усиливают беспокойство

Особенности характера во многом определяют наши реакции. Поэтому если у вас застенчивый, тихий малыш, склонный к сомнениям и осторожности, то его тревожность и страх перед разлукой будут проявляться сильнее.

У некоторых детей такие реакции могут появляется вследствие болезни, требующей госпитализации, длительного лечения и резкого изменения образа жизни. Например, тревога может развиться, если малыш перенес такие опасные болезни, как:

болезни органов дыхания, например, астма, хронические заболевания легких и т.д.;

побочные эффекты от лекарств.

КАК УСУГУБИТЬ РЕАКЦИЮ НА РАССТАВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАНИЯ

Это легко сделать с помощью неверных воспитательных установок, страхов и тревог самих родителей.

Например, если мама считает, что ее отсутствие вредит малышу и старается никогда с ним не расставаться. Но подобный подход лишает его возможности выработать свои способы справляться с разлукой. Он не сможет подружиться с другими взрослыми, научиться проводить с ними время и убедиться, что разлука всегда быстротечна.

Неверное понимание теории привязанности часто приводит к кривотолкам. Например, к идее, что отдельное времяпровождение вредно для психики малыша.

Но это не так! Чтобы нанести травму привязанности должен быть соблюден ряд условий:

ненадежные, сменяющие друг друга взрослые, с которыми ребенок не может выстроить еще одну безопасную привязанность;

полное двойных посланий поведение матери, которая то ругает, то поощряет за одни и те же действия;

тревожная обстановка, полная неопределенности и т.д.

Если расставание не сопряжено с тревожными обстоятельствами, то дети через небольшие “дозы” стресса нарабатывают опыт безопасного расставания.

Другое обстоятельство, которое может усугубить реакцию на расставание — это проблемы в установке границ у родителей.

Если вы посвящает все свое время малышу, жертвуя собой, то очень быстро он превратиться в «маминого босса». Одна моя подписчица говорила: «Моя жизнь подчинена ребенку. Что хочет моя девочка/мой мальчик, то я и делаю».

В ситуации, когда ей нужно отлучиться, а ребенок против, такая мать скорее отменит свои планы и останется рядом. Но эти поступки только провоцирует тревогу вокруг расставаний, превращают их в мучение. Разлука окружается уговорами, повышенным негативным вниманием и затянутостью во времени.

Если вы чувствуете, что это ваша проблема, что границы в ваших отношениях с детьми расшатаны или отсутствуют — обязательно прочтите мою статью “Границы и правила для ребенка: как устанавливать”. В ней вы найдете пошаговый алгоритм, как эту ситуацию можно исправить.

Таким образом, отсутствие опыта времяпровождения с другими надежными взрослыми — одна из возможных причин, почему малыш боится оставаться один. Получается, что расставаться с детьми не только можно, но и необходимо?

Как выработать позитивный настрой перед разлукой

Именно тревожность и уступчивость мамы часто не дает ребенку сформировать опыт безопасных расставаний. Поэтому наш путь к здоровым расставаниям нужно начать с правильных установок!

Стоит запомнить, что расставания с детьми неизбежны, но при этом важны! Разберем причины, почему.

1. Расставание — путь к формированию здоровых отношений.

Любые отношения строятся волнами: от слияния, когда вместе очень хорошо, до пресыщения, когда возникает необходимость дистанцироваться, побыть одному, восстановиться.

2. Маме необходимо “обнуляться”

У каждого взрослого человека есть потребность иметь свое (психологическое и физическое) пространство, когда нужно побыть наедине со своими мыслями, ощущениями, занятиями. Если происходит перекос в сторону «мы постоянно вместе» как физически, так и психологически (мама почти всегда занята с малышом), то эти потребности блокируются.

А значит, повышается риск возникновения:

срывов, криков, эмоциональных качелей (когда мама испытывает то зашкаливающий гнев, то вину перед ребенком);

Если вы чувствуете, что ваши отношения с детьми лишены дистанции, вы страдаете от излишней тревоги и беспокойства, то обязательно прочтите статью “Гиперопека у родителей”.

3. Безопасные расставания полезны

Ведь расставание дает малышу возможность:

научиться играть самостоятельно,

завязать отношения и связи с другими членами и друзьями семьи,

получить опыт ДРУГОГО общения и моделей поведения, кроме тех, которые он знает в семье,

получить небольшой стресс отдельности от мамы, опыт самоуспокоения и воссоединения с мамой;

возможность усвоить: мама всегда возвращается.

КАК РАССТАВАТЬСЯ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ НЕ ТРАВМИРОВАТЬ

Многие психологи рекомендуют сообщать ребенку, когда вы вернетесь, но не стоит рассчитывать на то, что это позволит избежать огорчения.

Для малыша понятие времени очень туманно. То, что будет потом, СЕЙЧАС его совсем не греет. А ведь СЕЙЧАС он теряет вас, и это заполняет все его сознание.

Поэтому, что бы вы ни делали в момент расставания, скрасить его очень сложно. Хотя ритуалы и определенным образом сказанные слова придают немного предсказуемости этому процессу. Как и опыт вашего возвращения.

В связи с этим учитывайте возрастные особенности:

До 3 месяцев. Убедитесь в том, что человек, с которым остается ребенка, может справиться с его физиологическими нуждами и обеспечить безопасность. Уложить спать, накормить, успокоить, если малыш плачет. Такой ребенок может легко оставаться с другими взрослыми, которые справляются с уходом. Но важно, чтобы основной уход осуществлял “главный” взрослый.

Читайте также:  Упражнения станиславского для развития эмоционального интеллекта

От 4 до 12 мес — малышу уже важен эмоциональный контакт, поэтому необходимо оставлять его не только с тем, кто справится с уходом, но и обеспечит общение — поагукает, улюлюкает, рассмешит, поиграет в “куку” и прокомментирует окружающие предметы.

Поэтому выходить на работу, отдавать ребенка в ясли или нанимать няню лучше как раз не раньше 7-8 мес, когда сформируется привязанность с “главным” взрослым, обычно мамой.

В 6-8 месяцев наступает период «страха чужаков», малыш начинает особенно паниковать при виде незнакомых людей, а порой даже знакомых. Так что вам придется учесть это, если вы захотите привлечь к воспитанию кого-то нового. Понадобится чуть больше времени, чтобы подружить его с другими взрослыми, но этот этап скоро закончится.

От 1 до 3 лет — дети этого возраста при расставании ведут себя особенно мучительно для родителей: кричат, горько рыдают. Но эти слезы помогают справиться с предстоящей разлукой. Проявляйте мягкую твердость — уходя, уходите. И доверяйте: ребенок может получать позитивный опыт общения, если рядом с ним надежный взрослый.

В этот период малыш формирует предпочтения. У него появляются более и менее любимые члены семьи и способы времяпрепровождения. Помните, оставаться с не очень любимыми — тоже нормально. Если они способны позаботиться о ребенке, это не повредит его психике.

После 3-х лет многие дети идут в сад. У них появляется потребности в общении не только со взрослыми, но и с ровесниками. Вместе с тем, они все еще горько переживают разлуку, но это не значит, что ее необходимо избегать. Малыш тем быстрее адаптируется к расставаниям, чем регулярнее и безопаснее они проходят, а также чем интереснее то место и те люди, с которыми он остается. Особенности характера также играют свою роль.

Техники работы с тревогой расставания

Проблемы возникают, если реакции вашего малыша не соответствуют возрастными особенностям.

Например, он уже младший школьник, а все еще плачет при расставании и долгое время не может прийти в себя, его сложно переключить, у него появляются другие страхи. На фоне общего тревожного состояния могут даже развиться психосоматические проблемы: боли непонятного происхождения, невысокая температура, покраснения или сыпь.

Тревожное расстройство, вызванное разлукой — уже серьезная проблема, которая может усугубиться во взрослом возрасте (исследования показывают, что у детей, страдающих от таких переживаний, после подросткового возраста могут случаться панические атаки (Biederman et al, 2005)). Стоит насторожиться, если у ваших детей появляются такие реакции (речь идет о детях от 5 лет):

интенсивный и постоянный страх или беспокойство до и во время разлуки;

симптомы на уровне тела, которые появляются до или во время разлуки (чаще всего это головные боли, боли в животе, сердце, тошнота, головокружение);

постоянное избегание или попытка уйти от ситуации разлуки (все новые поводы, чтобы не пойти в школу/сад, попытки вырваться по дороге и пр.);

беспокойство, что с родителями произойдет что-нибудь плохое: они исчезнут, их украдут, заберут или убьют;

ночные кошмары, проблемы со сном;

все эти симптомы усиливаются, когда есть риск разлуки и ослабевают, когда становится ясно, что расставания не будет (например, если вы решили оставить детей дома).

Если вы обнаружили несколько симптомов в поведении своих детей — не стоит пугаться. Просто с такими впечатлительными малышами нужна особая работа. Вам придется приложить чуть больше усилий, чтобы они стали чувствовать себя лучше. Но эффективные техники для работы с тревогой существуют и сейчас мы их изучим.

Скажу честно: для меня эта история очень личная. Один из моих сыновей долгое время испытывал сильную тревогу при любом намеке на разлуку. Именно этот жизненный период вдохновил меня написать первую книгу для детей, которую я посвятила тревожным малышам. Сейчас эта история не только отражает опыт, через который прошла моя семья, но и содержит терапевтические приемы для работы с тревогой, которые могут помочь вашим детям!

Модель поведения родителей

Если малыш склонен к избегающему поведению при угрозе разлуки, то вам нужно научиться правильным реакциям в таких ситуациях. Постарайтесь выполнять все эти пункты, когда малыш опять не захочет с вами расставаться или пожалуется на дискомфорт перед походом в школу:

Прислушивайтесь к его чувствам с внимательностью и сочувствием;

Не выражайте лишних эмоций, постарайтесь сохранять спокойствие, если он становится тревожным перед разлукой. Это важно для моделирования правильного поведения самого малыша!

Напоминайте ему о том, что он уже испытывал подобные чувства раньше и все закончилось хорошо;

Попробуйте использовать такие техники релаксации как глубокое дыхание, счет до 10 или визуализация расслабляющей обстановки. Именно таким техникам в сказочной форме я обучаю в книге “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Умение расслабляться даст ему ощущения контроля над своим телом!

Помогайте подготовиться заранее к стрессовой ситуации: вместе разработайте стратегии поведения. Что малышу нужно сделать, если он почувствует себя тревожно в школе или в обществе других детей, когда родителей не будет рядом;

Поддерживайте в его быстром возвращении в школу (длительное отсутствие может значительно осложнить посещение учебных заведений);

Поощряйте ребенка к тому, чтобы он включался в деятельность вне дома без людей, к которым он сильно привязан. Не поощряйте его страхи;

Вознаграждайте усилия малыша (не только результаты) в работе над симптомами;

Теперь давайте подробнее о техниках. Вы можете использовать такие методы как:

Техника 1. Мыльные пузыри

Первое, что необходимо освоить — дыхательные техники, направленные на расслабление. Именно правильное дыхание поможет малышу преодолеть тревогу. Чтобы потренировать глубокие вдохи и выдохи идеально подойдут мыльные пузыри.

Достаточно взять емкость с водой, смешать в ней мыло или моющее средство и пускать пузыри через соломинку или трубочку. Попросите малыша выдуть большой пузырь, при этом концентрируясь на дыхании. Вдохи и выдохи должны быть равномерными. Плюс, сам вид пузырей и размеренность занятия будут успокаивать его.

Техника 2. Банка с тревогами

Чтобы помочь ребенку осознать свои тревоги и выразить их, подойдет простое упражнение. Вам достаточно взять стеклянную или жестяную банку, ручку и бумагу. Все это мы ставим на видное место. Теперь каждый раз, когда малыша будет беспокоить тревожная мысль, он должен записать ее на бумажке и положить в банку.

Такой процесс поможет ему отвлечься от самой мысли и символически избавиться от нее. Если ребенок уже хорошо пишет, вы можете завести с ним целый “дневник беспокойств”.

Техника 3. Успокоительная коробка

Для того, чтобы помогать успокоиться, заведите с малышом “успокоительную коробку”.

Сядьте рядом с ребенком и соберите в одну коробку вещи, которые его успокаивают. Каждый раз, когда он испытывает тревогу, вещи из коробки помогут ему успокоиться.

Вы можете положить в коробку вещи, которые нравятся малышу (например, его любимая игрушка, книга или картинка). Сюда также можно положить мячики, которые он может сжимать, испытывая стресс, и другие подобные предметы.

А если вы хотите научить ребенка таким техникам в форме сказки, рекомендую книгу “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Она поможет вашему малышу понять, что с ним происходит во время разлуки, как развиваются пугающие фантазии и как с ними справляться. Ведь есть герой, который тоже прошел через это испытание и превратил его в приключение! Он смог справиться — нашел все волшебные ключи от тревоги, которые показала ему мама и даже помог другу!

Вы также сможете подсказать вашему малышу, как найти эти ключи. Это так просто и весело, особенно с учетом того, что они всегда внутри!

Узнать подробности о книге и даже прочитать отрывок вы можете по ссылке:

Источник

Оцените статью