Что чувствует раскольников накануне преступления

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Поговорим о Раскольникове. Преступление Родиона Раскольникова.

Преступление Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», совершил страшное преступление – убийство старухи- процентщицы и её сестры Елизаветы.

Что толкнуло его на это ужасное противоправное деяние?

Нищета, которая довела до отчаяния. К сожалению, очень многие люди в период, описанный писателем, находились в таком положении, но они не совершали убийство. Конечно, косвенной причиной, побудившей Родиона на убийство, могли быть нищета, отчаяние.

Часто истоки преступлений лежат в особенностях личности человека. Мы уже убедились, что были такие черты в Раскольникове, которые могли способствовать пойти на убийство – это высокомерие, гордыня, ощущение своего превосходства над другими, замкнутость, за что сокурсники не любили героя.

Однако истинной причиной стала теория о праве сильной личности на преступление. Теорию Раскольников даже изложил в статье «О преступлении», её напечатали в газете «Периодическая печать». Было это за полгода до убийства старухи-процентщицы. Герой стремился проверить, к какому типу людей он относится: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Имел ли он право на преступление ради высоких целей, ради спасения людей. Кого же хотел спасти Раскольников? Против какой несправедливости выступить?

Конечно, много несправедливого видел Родион. Это и отношение Свидригайловых к его сестре Дуняше, когда её оболгали в воровстве, и несчастная судьба семьи Мармеладовых, и судьба той девочки на бульваре, над которой надругались, да и судьбы его самого и его близких, когда мать еле сводила концы с концами, а сестра решила выйти замуж за ненавистного её Лужина, чтобы помочь брату. Много горя, слёз вокруг, много изломанных судеб.

В такой ситуации человеку свойственно искать конкретного виновного. Для Раскольникова виноватой стала старуха-процентщица. Сколько человек страдало от неё! Скольких довела она до отчаяния!

Решающую роль сыграл разговор, подслушанный Раскольниковым о старухе-процентщице в трактире, когда двое незнакомцев обсуждали злую старуху-процентщицу, которая портила людям жизнь и плохо обращалась со своей сестрой. Он понял, что многие ненавидели старуху и решил, что должен освободить людей от неё.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Никакое преступление нельзя оправдать смертью других. А Раскольников сознательно шёл на убийство. Он продумал всё до мелочей: каким будет его путь до квартиры старухи, где он возьмёт топор и как его положит на место, как ему избежать случайных встреч. Да, он осознанно шёл на убийство.

Да и не ради других, их спасения, герой совершил убийство! Это были лишь слова, самооправдание. Вспомним, что после убийства он просто-напросто обокрал процентщицу, да ещё четко знал, на что потратит украденное.

«…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…» То есть он решил зажить новой жизнью «широко» и «радикально», убив человека. Как же это ужасно!

Конечно, старуха-процентщица вызывает в читателях отрицательные чувства («…она, такая маленькая и гаденькая…»), ведь она наживается на горе других, под огромные проценты давая им в долг деньги, берёт в залог ценные вещи. Но это не повод для убийства. Мало ли на свете, к сожалению, людей, наживающихся на горе других! Раскольников считает старуху «вошью», которая недостойна жить, оправдывает своё убийство жадностью Алёны Ивановны, её отношением к сестре – в общем, ищет причины. Но ни он, никто другой не имеет права решать: жить человеку или нет.

Но… так уж устроена наша жизнь: переступив черту, человек идёт дальше по незаконной дорожке. Одно преступление ведёт за собой другое. Ведь ничто не остановило Раскольникова, когда он убивал Лизавету, сестру процентщицы – такую же униженную, ведь ради таких, по его словам, он и пошёл на убийство. Ничто не остановило…

Вспомним, как тяжела была жизнь Лизаветы в доме её старшей сестры Алёны Ивановны. Она выполняла всю работу по дому, подрабатывала («Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и всё сестре отдавала.» ), а старуха её даже била ( цитата: «…трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои.») И вот эта несчастная, безответная женщина стала жертвой Раскольникова.

Читайте также:  Как чувствовать мышцы при массаже

Только ли Алёна Ивановна и Лизавета стали жертвами Раскольникова? Разве он не сделал несчастной свою мать, Пульхерию Ивановну, которая через несколько месяцев после суда над сыном умерла, не выдержав горя. Сколько горя он принёс сестре Дуне, лишившейся матери и переживавшей за брата! Тяжела жизнь и Сони, которая целых 8 лет была вынуждена жить в Сибири, поддерживая Родина, дожидаясь, пока он выйдет на свободу, то есть и её жизнь полностью изменилась.

Каждый отвечает за свои поступки, за тех, кто рядом, просто за людей, окружающих нас. Любой противоправный поступок наказывается обществом.

Какое же наказание получил Раскольников? Осознал ли он ужас содеянного? Об этом поговорим в следующий раз.

Мельникова Вера Александровна.

Источник

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Поговорим о Раскольникове. Наказание Родиона Раскольникова.

Наказание Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников, герой роман Ф.М. Достоевского, совершил страшное преступление – убийство двух людей – старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Елизаветы. Какое же наказание получил он? Раскаялся ли, осознал ли ужас содеянного?

Преступление наказано государством. За убийство, как тяжкое противоправное деяние, Раскольников получил 8 лет каторжных работ и был отправлен в Сибирь.

Однако для героя более страшными являются моральные муки и терзания, которые он начал испытывать сразу же после преступления. Он понял, что жизнь его изменилась, что он отгородил себя чертой от дорогих ему людей, за которой – ужас совершённого, что он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех». Его мучают страдания, которые он доставил матери и Дуняше.

Героя одолевают страх и беспокойство: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает?» Раскольникову даже иногда хочется, чтобы поскорее раскрыли его преступление: «Пропаду так пропаду, всё равно. » Но в то же время он и боится быть пойманным. У него даже появилась мысль о самоубийстве. Так он скажет позже сестре: «Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться…» Целых 10 дней длились эти душевные страдания, пока Родион сам не явился в полицию с повинной.

Не меньшую душевную боль приносит Раскольникову и то, что его теория о праве сильной личности на преступление потерпела крах, что сам он – далеко не сильная личность, а именно «тварь дрожащая». Ему страшно от того, что убил он не из-за голода, а именно из-за желания проверить, кто он. И совсем не мир он спасал от несправедливости, не защищал обездоленных.

Раскольников вдруг понял, что он недалеко ушёл от ненавистных ему Свидригайлова и Лужина, которые тоже в своём роде преступники, хотя и не совершали убийства. Их поведение безнравственно – а это тоже преступление, только моральное.

В признании Сонечке Раскольников сознаётся, что прежде всего он убил самого себя. (««Я не старушонку убил, я себя убил»).

На пути нравственного преображения героя оказалась Соня Мармеладова. Она поддержала его, воскресила своей любовью, пошла с ним на каторгу, где открыла для героя Бога (раньше он был атеистом). Сам автор был уверен, что человек, пришедший к Богу, становится совершенно иным, по-другому смотрит на мир, меняются его ценности, а душа становится чище и добрее. На позитивной ноте заканчивается роман о страшном преступлении – на вере в человека, в возможность его нравственного воскрешения. Конечно, за преступление идёт наказание, но каждый человек имеет право начать жизнь с чистого листа. Именно этим можно объяснить конечные строки романа: «… «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Сделаем выводы.

Каждый человек в ответе за всё, что он совершает, за близких людей. Как бы ни тяжела порой жизнь, нужно находить в себе силы выстоять, идти дальше. Ни в коем случае не нужно становится на противоправную тропу, а тем более на путь преступления.

Нужно помнить, что за любым преступлением следует наказание.

Жить нужно по правде, по совести, не стыдясь за свои поступки, не раскаиваясь в содеянном.

Но в то же время каждый имеет право на осмысление своих поступков и возможность, искупив вину, продолжить жить уже по законам совести. Не случайно Раскольников читает главу из Библии о воскрешении Лазаря.

Читайте также:  Эмоциональное выгорание три стадии

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения великого писателя — Фёдора Михайловича Достоевского . И сегодня его книги интересны читателям, учат, какими нужно быть людьми, как прожить жизнь достойно, какие нравственные идеалы выбрать. Только путь добра, милосердия, сопереживания, жизнь по чести и совести могут сделать человека счастливым.

Источник

Анализ поведения Родиона Раскольникова с точки зрения когнитивно-бихевиорального, гуманистического и психодинамического подходов.

Достоевский — мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории». В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху — дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому. Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.

Психодинамический подход

Одним из главных средств анализа личности Раскольникова служат его сны и галлюцинации, благодаря которым можно заглянуть в его бессознательное. Например его первый сон, в котором убивают лошадь, важен для понимания темы «униженных и оскорбленных». Забитая лошадь — это символ страданий, которые происходят вокруг, а то как маленький Родя целует и обнимает лошадку — это путь сострадания и помощи тому, кто в этом нуждается. Это его характеризует как доброго человека, а так же то, что он бросился с кулаками на убийцу лошади, это говорит о том, что он не согласен быть «пассивным зрителем», он будет бороться со злом. Поэтому, когда его отец говорит ему «Пошли, пошли», Раскольников отвергает эту позицию невмешательства в ситуацию. В этом сне можно увидеть 4 позиции Раскольникова : Убийца, жертва, свидетель и герой.
С точки зрения психоанализа, отец играет важную роль для понятия мотива действий Раскольникова. Достоевский потерял отца в 18 лет, для него это было большим потрясением и, поэтому, во многих его романах тема отца играет немаловажную роль, например в таких произведениях как «Братья Карамазовы» и «Подросток». Не стало исключением и «Преступление и наказание». Отец Раскольникова совершил преступление с деньгами и попав под суд покончил с собой, тк он был очень важен для Раскольникова, последний хотел его оправдать, совершив подобное преступление, но не убежать от проблемы, а встретить ее достойно, он хотел быть сильнее отца. Это можно назвать как «комплекс вины перед отцом», основополагающим которого были деньги, на что указывают такие факты как:

  • Преступление должно было быть связано с деньгами, и убийство старухи было расценено как ошибочное действие.
  • Раскольников не считает денег, он даже не посчитал какую сумму украл у старухи.
  • Когда он планировал преступление, он знал какую сумму он хотел получить.
  • Он представлял, как считал бы деньги, которые получил бы преступным путем от продажи липовой банкноты.

После смерти отца Раскольников жил на казенную пенсию, и деньги, которые он получал не считал своими и только после преступления он говорил, что они его. Он стал заменой отца для своей семьи, и когда узнал о том, что его сестра выходит замуж, что бы помочь ему, он не мог этого допустить, в тот момент он окончательно решился пойти на преступление. Не случайно он помогал семье Мармеладовых, он видел в отце семейства своего отца, и чувствовал свою вину, этим можно объяснить его финансовую помощь семье. В Соне Мармеладовой он видел себя, которая ради семьи переступила через себя и пошла заниматься проституцией и он хотел переступить через себя, но не смог.
Раскольников сказал: «О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого». Понять эту фразу можно так, он был старшим сыном, самым любимым, на которого возлагали большие надежды, главный наследник и будущая глава всего семейства, и после смерти отца, он стал заменой, он должен был быть сильнее отца, быть эдаким Наполеоном. Ограбление старухи должно было стать для него испытанием, которое не прошел его отец, и которое должен пройти он. В этим двойственность его образов, в одном образе он властелин убивший старуху, человек который смог стать «Наполеоном», в другом преклонение перед страданиями Сони, которая пожертвовала собой ради других, в этом образе он чувствует свою вину, в этом образе Раскольников не смог переступить через себя. Иными словами в нем происходит борьба «убийцы» и «героя». И то и другое состояние — это результат тяжелые внутренних и внешних условий, которые ведут Раскольникова к регрессивному состоянию.
Вопрос о вине, которая лежит в основе преступления как Раскольникова, так и самого писателя, немного разъяснился — это примитивное преступление против отца и матери. Это чувство вины, непонятное по происхождению для того, кто его испытывает, ведет человека к действиям, красноречиво раскрывающим основную причину этого чувства в бессознательном, куда вытесняется все несогласное, противоречащее представлениям и оценкам идеального «я» человека.

Читайте также:  Когда прибывает молоко что вы чувствуете

Гуманистический подход

С точки зрения гуманистической психологии все проблемы Раскольникова оттого, что не удовлетворены базовые потребности.
Физиологические потребности не удовлетворены, он ест от случая к случаю, живет в очень тесной комнатушке и к тому же и ее не может оплачивать.
Потребности в безопасности не удовлетворены в той же мере, он бросил учебу, в свободное время ничего не делает, постоянства условий жизни у него нет. Он вздрагивал от обычных звуков, и когда шел по улице, ему казалось, что все смотрят на него и в целом не был уверенным в себе человеком.
Потребность в принадлежности и любви не удовлетворены, потому что он был одиноким, у него не было по настоящему хороших друзей, которым он мог бы доверять, у него не было любимой девушки, семья его была далеко, при этом с матерью он не был близок, а отец погиб 8 лет назад.
Потребность в уважении так же не была удовлетворена, так как он ничем конкретным не занимался, и повода для уважения соответственно нет.
Попытку самоактуализации Раскольников видел в преступлении, он хотел через это удовлетворить все нижестоящие потребности. Он хотел возвыситься над остальными, ведь если он настоящий лидер, то он сможет сам устанавливать правила и писать законы. Ради этого он отказался от физиологических потребностей, бросил университет, подработку, отказался от любви матери, оттолкнул Разумихина, он хотел миновать все это и сразу добиться цели. Но с точки зрения гуманистической психологии, нельзя удовлетворить вышестоящие потребности минуя те, что находятся ниже, в этом и была трагедия Раскольникова.

Когнитивно-бихевиоральная теория

С точки зрения когнитивно-бихевиорального подхода, все действия человека обусловлены его социальным окружением и прошлым опытом.
Раскольников много читал, различные книги и трактаты, но сильнее всего его впечатлил Наполеон, он постоянно ставил его в пример, как человек который мог все, который возвысился над остальными и писал для них законы. Раскольников не задумывается о причинах покорности миллионов тружеников. Их покорность вызывает у него гнев и горе и побуждает его противопоставить себя обыкновенным людям. Раскольников не хочет, как большинство, молчаливо повиноваться и терпеть. Отсюда, по мнению Раскольникова, возможен лишь один вывод – он должен доказать себе, что он — не «тварь дрожащая», а прирождённый «властелин судьбы», имеющий право преступить элементарные нравственные законы и нормы, признаваемые нерушимыми обыкновенными людьми. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, который он рассматривает как испытание, чтобы определить, кто он — обыкновенный или необыкновенный человек.
Прежде чем совершить преступление, он несколько раз моделировал это в своих фантазиях, даже в первый раз, когда он пошел к старухе с часами, он прислушался, что бы понять, откуда будут доставать деньги, анализируя при этом свои будущие шаги.
У Раскольникова были иррациональные установки, но глядя на Соню, он осознал насколько они не правильны, поэтому единственным для него выходом это было признание, как это сделал Илья. По сути, Раскольников жертва сложившихся внешних обстоятельств и не верной установки.

Источник

Оцените статью