- Причины и последствия дуэли Онегина и Ленского
- Статьи в тему:
- Дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»: описание, анализ причин
- Причина дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского
- Дуэль Онегина и Ленского: описание эпизода
- Дуэль Онегина и Ленского
- Ничего не предвещало беды
- Почему произошла дуэль
- Роковая встреча
- Анализ 6 главы «Евгения Онегина». Роковой поединок
Причины и последствия дуэли Онегина и Ленского
В шестой главе произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» писатель представляет читателю страшное событие, отразившееся сразу на нескольких жизнях – дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского. Казалось бы, все обстоятельства были против свершения поединка, но он все же состоялся, хотя дуэль была абсолютно бессмысленна и трагична. Почему же произошло это событие?
Для начала стоит разобраться в причинах дуэли, ведь конфликт между молодыми людьми, тогда еще считавшими себя друзьями разгорелся не просто так. Владимир пригласил своего приятеля в гости к Лариным, которые планировали отметить именины Татьяны. По словам поэта, видеть Онегина у себя хотели старшая Ларина и сама Ольга. Евгений нехотя согласился, несмотря на то, что его объяснение с Татьяной произошло совсем недавно. Неужели молодой человек предполагал, что чувства девушки к нему угаснут столь быстро? О чем думал, когда соглашался посетить праздник той, которую недавно так холодно отверг, хоть и не без благородства? Но решение уже принято, а значит, надо ехать.
Неудивительно, что на празднике Онегин чувствовал себя неловко, был раздражен и сбит с толку: желанного гостя усадили прямо напротив Татьяны, которая была сама не своя, отводила взгляд и выглядела так, что вот-вот заплачет. Но Евгений, вместо того, чтобы сетовать на собственную глупость, решил обвинить юного поэта, ведь это именно он пригласил его на именины к Лариным. Евгений, будучи не в силах справиться со своими эмоциями, решил отомстить Владимиру самым гнусным образом и большую часть вечера провел с его невестой Ольгой. Девушка же, в силу своего ветреного характера, даже подумать не могла, что ее благосклонное отношение к Онегину так сильно заденет поэта.
Ленский был оскорблен до глубины души, а поведение Ольги он расценивал как настоящее предательство. В один момент он потерял и возлюбленную, и лучшего друга, а эмоциональна буря в его душе была настолько сильна, что он моментально решился на дуэль, которая должна была восстановить его честь и положение в обществе. Трагедия уже на данном этапе заключалась в том, что только поэт считал поступок Онегина смертельным оскорблением, в то время как окружающие, вместе с самим Евгением, понимали, что это не более чем досадное недоразумение, которое требует извинений и объяснений, но никак не дуэли.
Почему же Онегин, понимая всю абсурдность ситуации, все-таки согласился и принял вызов Ленского? Записку с вызовом ему доставил утром после приема сам Зарецкий – секундант Ленского, большой любитель и знаток дуэлей. Онегин уже тогда понимал, что вся эта история – глупый фарс, но не отказался от вызова по достаточно простой причине – он боялся общественного осуждения, сплетен и историй, которые могли бы родиться на почве этой истории. Отказ от дуэли возможно и ударил по его репутации, но не так сильно, как убийство молодого поэта, считавшего его своим другом.
Тем не менее, Онегин все-таки пытался отменить дуэль, но делал это весьма хитро. Он прибыл на мельницу, где должен был разрешиться конфликт, на час позже, а вместо секунданта, чей ранг совпадал бы с рангом Зарецкого, привез своего слугу. Зарецкий, как знаток, уж давно должен был если не отменить дуэль, то хотя бы перенести ее сразу по нескольким причинам. Во-первых, опоздание одного из дуэлянтов обязывало перенести дуэль на другой день, а опоздание более чем на час – считать, что Онегин прибыл, но проиграл поединок. Во-вторых, отсутствие равного ему секунданта должно было восприняться Зарецким как личное оскорбление, ведь это не только не соблюдение правил, но и принижение его личного достоинства. Но секундант Ленского, по всей видимости, добивался кровавого итога и скандала любой ценой. Он мог предложить Онегину отказаться еще тогда, когда принес ему записку, а также предложить дуэлянтам уже на мельнице решить все мирным путем. Такая дуэль была для Зарецкого возможностью приобрести дурную славу и стать еще более известным в определенных кругах. Так жажда внимания одного и боязнь общественного осуждения второго привела к совершенно ненужной гибели человека, который, к сожалению, не смог поступиться собственной гордостью и не справился с собственными нахлынувшими эмоциями.
Остался еще один немаловажный вопрос – почему Онегин убил Ленского, почему не выстрелил вверх или в сторону? Конечно, это бы спасло Ленского, но такой жест мог быть воспринят как выражение презрения и неуважения к противнику, что стало бы причиной еще большего конфликта. К тому же, по правилам проведения дуэли, она заканчивается только ранением или смертью одного из противников. Стоит отметить и тот факт, что Онегин стрелял с расстояния и плохо прицелившись, так что такой прицельный выстрел в какой-то степени стал роковой случайностью.
Несмотря на все попытки оправдать Онегина и сделать его убийцей поневоле, именно его поступок стал причиной смерти поэта. Горячность молодых людей, малодушие Зарецкого и страх Евгения потерять репутации стоили жизни юного Ленского. Именно это событие поменяло всю дальнейшую судьбу Евгения и привело к печальному будущему, в котором у героя нет ни любви, ни жизненной цели.
Статьи в тему:
Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:
Источник
Дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»: описание, анализ причин
Дуэль Онегина и Ленского. Художник И. Репин. 1899 |
Дуэль Онегина и Ленского является одной из самых печальных сцен в знаменитом романе «Евгений Онегин» Пушкина.
В этой статье представлено описание дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, анализ причин дуэли, ее последствий т.д. Сцену дуэли можно найти в 6-ой главе романа.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по «Евгению Онегину»
Причина дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского
Как известно, Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль после именин Татьяны. Что происходит на этих именинах?
Во-первых, на именинах Татьяны Онегин скучает и злится на Ленского за то, что тот привез его на этот праздник. Кроме того, Онегина раздражает вид влюбленной в него Татьяны Лариной.
Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер у Лариных:
«. Поклялся Ленского взбесить / И уж порядком отомстить. «
«. Онегин, втайне усмехаясь, / Подходит к Ольге. Быстро с ней / Вертится около гостей. «
Онегин танцует с Ольгой на именинах Татьяны. Художник А. Самохвалов |
Онегин танцует с Ольгой. Ленский и остальные гости наблюдают за этой сценой и не понимают, что происходит:
«. Вновь с нею вальс он продолжает; / Все в изумленье. Ленский сам / Не верит собственным глазам. «
«. И, наклонясь, ей шепчет нежно / Какой-то пошлый мадригал. «
«. и запылал / В ее лице самолюбивом / Румянец ярче. «
«. Не в силах Ленский снесть удара; / Проказы женские кляня, / Выходит, требует коня / И скачет. Пистолетов пара, / Две пули – больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его. «
Таким образом ветреность Ольги, слепая ревность Ленского и жестокость Онегина все вместе становятся причинами страшной дуэли.
Дуэль Онегина и Ленского: описание эпизода
Дуэль Онегина и Ленского. Художник Ф. Константинов |
Через своего знакомого Зарецкого Ленский вызывает Онегина на дуэль. Евгений понимает, что дуэли еще можно избежать. Он прекрасно осознает, что был неправ и повел себя жестоко с Ленским.
Однако ни Ленский, ни Онегин не идут на перемирие:
«. Он обвинял себя во многом: /Во-первых, он уж был неправ, / Что над любовью робкой, нежной / Так подшутил вечор небрежно. «
«. Они на мельницу должны / Приехать завтра до рассвета, / Взвести друг на друга курок /И метить в ляжку иль в висок. «
Онегин намеренно опаздывает на дуэль. Для чего он это делает? По правилам дуэли из-за опоздания дуэль можно было перенести. Онегин рассчитывает, что дуэль будет отменена. Однако Ленский не обращает внимание на этот нюанс.
В качестве секунданта Онегин привозит на поединок своего слугу Гильо, чем также нарушает некоторые правила дуэли. Однако Ленский не обращает внимания и на это нарушение:
«Мой секундант? – сказал Евгений, — Вот он: мой друг, monsieur Guillot. «
«. Зарецкий тридцать два шага / Отмерил с точностью отменной, / Друзей развел по крайний след, / И каждый взял свой пистолет. «
«. И Ленский, жмуря левый глаз, / Стал также целить – но как раз / Онегин выстрелил…
«. На грудь кладет тихонько руку / И падает. Туманный взор / Изображает смерть, не муку. «
«. Убит. Сим страшным восклицаньем / Сражен, Онегин с содроганьем / Отходит и людей зовет. «
«. Зарецкий бережно кладет / На сани труп оледенелый; / Домой везет он страшный клад. «
«. Там у ручья в тени густой / Поставлен памятник простой. «
Вскоре после гибели Ленского ветреная Ольга Ларина забывает о своем женихе и выходит замуж за другого человека.
Это было описание дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин», анализ ее причин и т.д.
Источник
Дуэль Онегина и Ленского
Самое трагичное место романа “Евгений Онегин” – глупая, бессмысленная дуэль Онегина и Ленского. Обстоятельства складываются так, что юный, ревнивый романтик бросает вызов другу сгоряча, не понимая цены такого опасного поступка. Он слишком молод и смерть не входит в его планы, она видится ему чем-то возвышенным, красивым концом в борьбе за честь и любовь.
Ничего не предвещало беды
Дружба героев кажется вполне безобидной, да и полноценной дружбой их союз назвать нельзя. Начавшись с “дружбы от скуки”, она развивалась стремительно и каждый получал то, что хотел. Ленский нашёл “ценителя” своего творчества (Онегин не критиковал стихи друга, хотя втайне насмехался над его откровенно слабой поэзией), а Онегин переставал скучать, как только на пороге появлялся жизнерадостный, эмоциональный романтик со своей своеобразной философией. Тонкая душа Владимира Ленского была полной противоположностью циничного, бесчувственного Онегина, но это не мешало им проводить время вместе, посещать соседние имения, горячо спорить и пытаться дойти до сути во всём. Если взгляды друзей не совпадали, то Онегин не спешил осекать своего оппонента, ему нравились рассуждения пылкого ума, пусть и неопытного, но удивительно “живого”.
Почему произошла дуэль
На именинах Татьяны Лариной Онегин неистово скучает, ему противны гости, смешон тот спектакль, который разыгрывается на подобных праздниках. Чтобы позлить Ленского за то, что он привёл его к Лариным, Онегин наигранно флиртует с его будущей невестой – Ольгой, танцует с ней. Зная, насколько ревнив и горяч его друг, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства юноши, переступил границу. Автор открыто говорит о том, что дуэли можно было избежать, если бы Евгений согласился извиниться, объяснился с другом. Причина дуэли Онегина и Ленского не столь резка, чтобы не попытаться сгладить ситуацию. Но сплетни, непонимание, боязнь осуждения со стороны высшего света – это пугает Онегина, ему неприятна мысль, что его репутация может измениться в худшую сторону. Он принимает вызов и с опозданием, но всё же является на встречу. Из-за зависимости Онегина от мнений высшего света дуэль всё-таки состоялась. Немаловажную роль сыграло и то, что секундантом Ленского был человек “сомнительной чести”, сплетник – Зарецкий. По правилам, во время посещения Онегина дома, он должен был обсудить возможность примирения, но об этом не было даже и речи со стороны Зарецкого.
Роковая встреча
Шестая глава романа описывает дуэль между друзьями. Перед началом Владимир и Евгений стоят “потупив взор”, они осознают, что по законам общества являются врагами, но дружба ещё жива в них. Автор иронично замечает, что герои и сейчас отнюдь не враги: “Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела? Давно ль они часы досуга, трапезу, мысли и дела делили дружно?”. В авторских словах пробегает искра надежды на счастливый итог: может быть они рассмеются, разойдутся полюбовно.. “Но дико светская вражда боится ложного стыда” – надежда умирает: дуэль состоится. Оружие готово, его вручают “врагам”, секундант отмеривает тридцать два шага. Молодые люди сходятся, Онегин первый поднимает пистолет, Ленский немного спустя (оба не верят, что могут нанести вред друг другу). Онегин стреляет первым, Владимир падает, хватаясь рукой за грудь. Друг холодеет, бежит на встречу Ленскому, но его уже нет. Последствия выстрела оказались страшными: смерть наступила мгновенно. Анализ эпизода ведёт к пониманию всего ужаса и трагизма происходящего: Онегин смалодушничал и заплатил за это страшную цену. Его друг мёртв и ему придётся жить с угрызениями совести, с тем, что он лишил жизни совсем юного человека, который доверял ему. После этой сцены автор размышляет о том, что любые забавы, игры с чувствами, интриги и эпиграммы могут ранить и обижать вашего врага, и это, вероятно принесёт вам удовольствие. Даже когда ты желаешь человеку смерти, не так страшно, как убить его своими руками. Смерть даже самого подлого человека не может принести удовлетворение и радость. В ситуации Онегина – он чувствует себя убитым, не понимает до конца смысла произошедшего.
Источник
Анализ 6 главы «Евгения Онегина». Роковой поединок
Картина скуки и потом мирного сна, в конце праздника Татьяны (начало 6 главы), контрастирует с драматическим продолжением этой главы – рассказом о поединке двух друзей и гибели Ленского.
Два друга вдруг сошлись на дуэли, причем не на жизнь, а на смерть. Причины же были смехотворные, несерьезные – это подчеркивает автор: ни сама «Олинька», ни Онегин не поняли всего масштаба внутреннего потрясения, которое они вызвали в душе Ленского. Никто не хотел ему настолько большого зла! Оба виновника отличались лишь одним – крайней эгоцентричностью и легкомысленностью. И вот до каких трагических последствий могут довести эти качества. Именно в этом – главная мысль 6 главы.
Совершенно ясно сказано нам о том, почему Евгений согласился принять вызов Ленского, вместо того чтобы попросить у друга прощения от всего сердца. А ведь к этом склоняло его сердце и совесть. Но Онегин испугался мнения «глупцов» света, которые будут осмеивать за отказ от дуэли (строфа 11 данной главы).
Теперь разберем сам эпизод дуэли . Почему Онегин не ограничился выстрелом в воздух? Зачем он метко прицелился и убил своего (ни в чем не виноватого перед ним) друга?
Не потому ли, что вдруг побоялся верной смерти? Ведь ревнивый Ленский уже начал в него целиться.
Стал также целить — но как раз
А Евгений не первый раз стрелялся с ревнивыми и обманутыми (вспомним первую главу), то есть знал их отчаянную психологию.
Онегин, понимая, что поэт настроен решительно, испугался, что тот будет бить наверняка (не «в ляжку», а «в висок»). Именно в этот момент наш опытный дуэлянт и опередил Ленского, не дав ему сделать опасный выстрел.
Итак, Евгений проявил малодушие из страха честной расплаты, из инстинкта самосохранения. Он пожертвовал жизнью невиновного друга ради сохранения виновного себя. Это и есть наиболее полная характеристика героя, которую он дал себе сам этим проступком.
При этом Онегин любил бедного поэта «всем сердцем»(строфа 10 шестой главы). На что же способен этот человек, если даже любимого друга он не задумываясь убивает, когда идет речь о сохранении собственной жизни? Конечно, такой поступок выдает мелкоту души, ее неблагородство.
Чем был виноват перед ним Ленский? Тем, что на именинах Татьяны оказалось больше народу, чем желал бы Евгений. Тем, что слишком сильно любил свою невесту, с которой Евгений танцевал весь вечер.
Как мстительно повел себя Евгений за какую-то мелочь! Через беспощадность к другому человеку он успешно защитил свою пустую жизнь.
Можно заметить сходство сюжета с «Песнью про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова — в обоих произведениях происходит поединок за честь суженой. Потом того, кто защищал честь своей избранницы, хоронят в поле как самоубийцу, и народ проходит мимо памятника и жалеет героя: и крестьянин, и дева…
6 глава написана Пушкиным в 1826 году , когда Лермонтову 12 лет. Поэтому возможно, что роман Пушкина повлиял здесь на произведение Лермонтова, которое написано в 1837, год смерти Пушкина, и опубликовано в 1838.
И еще одна интересная особенность данной главы.
После всего происшедшего, рассказчик как ни в чем не бывало уверяет, что все так же любит «пасмурного чудака», Онегина. Со стороны автора мы точно не дождемся явного возмущения. А тех угрызений совести, которые испытывает Евгений, рассказчику словно достаточно, чтобы его простить.
Автор явно занял такую позицию, что рассказчик сам по себе, а читатель должен делать свои выводы самостоятельно. Авторская же позиция является, таким образом, максимально нейтральной и объективной.
Гибель Ленского ознаменовала в сюжете романа наше скорое прощание с деревней и возвращение, со следующей главы, опять в «омут» света.
А в лирических отступлениях смерть юного поэта символически совпадает с известием о том, что рассказчик планирует расставаться с поэзией и приблизиться к прозе.
В конце главы мы можем прочесть словно намек автора на его истинное отношение к происшедшему. Он обращается ко вдохновению:
Источник