- Что чувствует мама при рождении ребенка
- РОДЫ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА: ЧТО ЧУВСТВУЕТ МАЛЫШ И КАК ПОМОЧЬ ЕМУ ВО ВРЕМЯ РОДОВ?
- Первая стадия родов глазами ребенка: «Безопасному миру пришел конец!»
- Вторая стадия родов глазами ребенка: Состояние противостояния.
- Третья стадия родов глазами ребенка: Этап сотрудничества.
- Журнал Практической Психологии и Психоанализа
- 1. Психологические последствия раннего разлучения ребенка с матерью
- 2. Описание экспериментального исследования
- 2.1. Дети
- 2.2. Условия ухода за детьми в доме ребенка
- 2.3. Метод
- 2.3.1. Карта психомоторного развития ребенка 1 года жизни О. Баженовой
- 2.3.2. Наблюдение методом Эстер Бик
- 3. Результаты
- 3.1. Развитие коммуникативных навыков
Что чувствует мама при рождении ребенка
Ни у кого из ученых не вызывает сомнений тот факт, что новорожденный малыш на момент рождения имеет огромный багаж впечатлений. Он обладает 5-ю человеческими чувствами: обонянием, зрением, осязанием, вкусом и слухом. Современные методы исследований дали возможность достаточно хорошо изучить этапы внутриутробного развития ребенка.
Уже к концу третьей недели у малыша начинает биться сердце, в девять недель он различает вкус околоплодной жидкости, в десять недель чувствует прикосновения к животу матери и умеет реагировать на импульсы, а в шестнадцать недель он начинает слышать звуки, доносящие извне. Установлено, что в пять месяцев ребенок в утробе матери запоминает отдельные слова, произнесенные матерью, и различает ее голос.
Примерно в это же время беременная женщина начинает чувствовать шевеление и между малышом и матерью устанавливается тесный телесный контакт.
Шестимесячный ребенок слышит и чувствует все прикосновения через стенку живота. Именно с этого возраста, приложив руку к своему животу, будущая мама может пригласить своего малыша к общению. Все, что творится в душе мамы, с этого момента передается малышу.
Он радуется и переживает вместе с мамой. Конечно же, малыш еще не может понять, что расстроило или обрадовало маму, но при изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются гормоны, что и оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Ведь кровеносная система у беременной и у ребенка одна. Когда мама растворяется в блаженстве, гормоны счастья погружают в мир удовольствий и малыша. Любые расстройства повышают выброс гормонов стресса, что способствует снижению уровня кислорода в крови. Из-за недостатка кислорода ребенок чувствует себя в опасности. Вот почему беременная женщина должна следить за своими эмоциями и прислушиваться к своим ощущениям.
Для стабилизации своего эмоционального состояния ученые советуют женщинам с первых дней беременности заниматься занятиями танцем, пением, рисованием, чтением и слушать классическую музыку.
Диссонансные и резкие звуки не нравятся малышу, слушая их, он постоянно кувыркается и стучит ножками по животу мамы. Малышу нравятся все песни, которые дороги маме, но как утверждают ученые, ребенок в животе обожает слушать детские голоса и тихую музыку. Лучше всего положите руку на свой животик и тихонько пойте ему свою любимую с детства песню.
Малыш обязательно усвоит, что мамочка поет песню для него и непременно ответит благодарностью, шевеля ручками и ножками в такт песни. Кто знает, может быть таким образом он желает погладить мамину ладошку.
Очень часто беременные жалуются, что ребенок начинает в животе активно шевелиться, когда мама собирается ложиться спать. Ночные разговоры и чтение вслух перед сном пойдут на пользу обоим. Постарайтесь представить своего ребенка и расскажите ему о своем детстве, во что вы любили играть. Если разговор с ребенком, которого не видно, для вас не кажется нормальным, то читайте книжки вслух. Малышу необходимо слышать мамин голос и успокоиться, чтобы уснуть.
Все, что слышит ребенок в утробе матери, — это его золотой запас, с которым он появиться на этот мир. Даже небольшие расстройства матери оставляют след в психике ребенка. Поэтому и советуют педиатры оберегать беременных женщин от тревог и волнений. Не забывайте, что у вас в животе находится малыш, который все видит, слышит и чувствует. Ему нежелательно слышать, как родители ссорятся. Чувства злости, страха и гнева матери ухудшают состояние и самочувствие ребенка.
Китайцы считают возраст ребенка не со дня рождения, а с момента зачатия. Они принимают малыша в утробе матери полноценным человеком и уверенно заявляют, что в организме беременной открыт канал связи между сердцем матери и ребенком. Чтобы по этому каналу не передать малютке все тревоги и волнения, китайцы советуют беременной научиться глубоко расслабляться и позитивно мыслить.
Будущей маме следует больше отдыхать и избегать стрессовых ситуаций. Особенно вредно ей смотреть боевики и ужасы.
Во время беременности очень важно научиться отвлечься от ежедневных рутинных дел и неприятных мыслей. Чтобы уберечь малыша от негатива, ограждайте себя от всего, что вас раздражает. Крохотное сердце малыша не должно биться чаще из-за того, что маму тревожат неприятные мысли.
Если вы не можете контролировать свои эмоции и успокоиться, то попробуйте заняться любимым делом. Многие женщины во время беременности раскрывают в себе новые таланты. Попробуйте освоить рецепты вкуснейших пирогов и салатов, возьмите спицы и свяжите будущему малышу кофточку. Между делом не забудьте сделать дыхательную гимнастику и прогуляться пешком в парке. Все это улучшает физическое состояние не только матери, но и укрепляет нервы и здоровье вашего малыша.
Под спокойное постукивание вашего сердца в душе у него воцарится гармония и покой. А это как раз то, что нужно, чтобы он родился на этот свет счастливым и стрессоустойчивым.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Источник
РОДЫ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА: ЧТО ЧУВСТВУЕТ МАЛЫШ И КАК ПОМОЧЬ ЕМУ ВО ВРЕМЯ РОДОВ?
Просмотров: 332
ЧУЗ «РЖД-Медицина» г. Вихоревка» |
Что чувствует ребенок в процессе своего рождения?
Роды – это ведь главное событие не только для самой мамы, но и для ребенка тоже. Однако, о том, «как я рожала», женщины готовы рассказывать часами во всех подробностях, при этом почему-то упуская из виду переживания и ощущения своего малыша.
Первая стадия родов глазами ребенка: «Безопасному миру пришел конец!»
Ребенок привык к своему 9-месячному существованию у мамы в животе, где ему комфортно, приятно, легко. Что же чувствует малыш в животе у мамы? Он видит тусклый свет, слышит стук сердца, а главное, чувствует себя в безопасности. Постепенно безопасный малышовый мир становится тесным, в определенный момент стенки привычного жилища начинают содрогаться и сокращаться, изгоняя крошечного жителя из насиженного места.
Как может чувствовать себя ребенок?
Представьте, что ваш дом горит или начинается землетрясение. Вы бы испугались? Почувствовали себя неуютно и неуверенно? Вот и малыш также, ему нужна поддержка мамы, которая придаст ему сил и уверенности в успешном исходе.
Как маме помочь ребенку?
Даже если вам предстоят первые роды, постарайтесь успокоиться и не нервничать. В результате негативных переживаний ваш мозг выделяет гормоны стресса – катехоламины, которые по химической цепочке в тот же миг передаются ребенку, и он испытывает всю гамму отрицательных эмоций. Согласитесь, что они никак не могут успокоить малыша и улучшить его состояние. Помните, что обычно роды длятся с момента первой схватки как минимум 8 часов, поэтому первые несильные схватки – это лишь начало и несложная репетиция. Как раз есть время и возможность вспомнить, как правильно дышать во время родов, применить технику визуализации. Если схватки несильные, займитесь домашними делами, прогуляйтесь с мужем, главное – не сидите, не лежите, чтобы не провоцировать застой крови в области таза. Двигайтесь, чтобы улучшить кровообращение и обеспечить приток кислорода ребенку. Обязательно поглаживайте животик и разговаривайте с малышом. Успокаивающий звук и тон вашего голоса улучшит общее состояние малыша.
Вторая стадия родов глазами ребенка: Состояние противостояния.
Вот теперь начинается настоящий первый период родов – схватки. Вы уже не сомневаетесь, тренировочный это этап или действительно начались роды. На этапе схваток мама и ребенок становятся источником боли друг для друга. Оба испытывают чувство страха, одиночества, боль, голод, жажду, недостаток кислорода и другие возможные отрицательные эмоции.
Как может чувствовать себя ребенок?
Представьте, что вас, завернутую в плотный кокон с головы до пяток, постоянно сдавливают огромные тиски. Ужасно! Во время родов сила, которая давит на ребенка, составляет около 50 кг, что в 15 раз превышает его собственный вес! Больше всего давление действует на головку малыша, однако ребенок все равно продолжает свой путь и продвигается вперед по узкому тесному коридору… в жизнь!
Как маме помочь ребенку?
Применяйте все знания, о том, как облегчить родовую боль и как облегчить свое состояние. Расслабляйте с помощью дыхания и специальных поз, которые способны частично снять неприятные ощущения и помочь ребенку правильно войти в родовой канал и успешно, быстро и легко по нему продвигаться. Если вам захочется повиснуть на шее мужа, стать на четвереньки, попружинить на фитболе, так и сделайте. Хорошо помогает техника соединения движения, дыхания и пения протяжных звуков или песен. Такая техника снимает боль и излишнее напряжение, и в результате облегчает раскрытие шейки матки и ускоряет сам родовой процесс. Даже если вам очень больно и тяжело, постарайтесь не забыть о цели ваших мучений – думайте о ребенке, гладьте живот и говорите с малышом. Ему тоже очень нужна ваша помощь и поддержка.
Третья стадия родов глазами ребенка: Этап сотрудничества.
На этой стадии родов происходят потуги и само рождение вашего ребенка. Именно в эти мгновения ребенок получает «боевое крещение», учится бороться за себя и побеждать.
Как может чувствовать себя ребенок?
Представьте, что вы продвигаетесь по очень узкому и тесному туннелю, в конце которого вовсе не пресловутый свет, а тугой и тесный ворот, который по сути нужно натянуть на себя самостоятельно, и только тогда можно будет освободить затекшую шейку, расправить и вытянуть сдавленные конечности и… сделать первый вдох.
Как маме помочь ребенку?
На этом этапе маме нужно полностью сконцентрироваться на потужном дыхании и напряжении мышц брюшной полости, чтобы каждая новая схватка была максимально продуктивной. Врач и акушерка обязательно помогут и напомнят, что нужно делать и как правильно дышать при потугах, чтобы помочь ребенку родиться как можно скорее и безопаснее.
Третья стадия родов глазами ребенка: Обособление от мамы
Этот этап наступает сразу же после рождения ребенка.
Как может чувствовать себя ребенок?
Малыш, нежно прижатый к маминой груди, вновь чувствует себя в безопасности, слышит знакомые звуки маминой речи, ощущает ее приятное тепло и мамин запах. В этот момент малышу не чуждо и чувство радости, и чувство победы и достижения цели.
Как маме помочь ребенку?
Такие эмоции малыш способен получить, если избежит ненужного экстрима: подвешивания за ножки, громких голосов и криков, яркого света, шлепка по попке и прочих сомнительных приветственных элементов. После выхода из маминого животика, малыш должен тут же на нем и оказаться, пробуя первые капли молозива, ощущая мамино дыхание на своей коже и чувствуя ее прикосновения. Если нет никаких осложнений, ничто не помешает такому сценарию. Помните, что вы имеете право на свои пожелания в родах и можете напомнить о них врачу.
А как у «кесарят»?
Согласно мнению Станислава Грофа, автора теории матриц, дети, рожденные путем кесарева сечения, получают усеченный родовой опыт, так как последние две стадии – сотрудничества и обособления у них отсутствуют. Ребенок рождается, не испытав на себе давления от схваток, он не прикладывал усилий, продвигаясь по родовому каналу. Часто его аккуратно вынимают из маминого живота практически не потревожив, без подготовки к переходу в новый жизненный этап и в новые условия жизни. Автор теории считает, что таким деткам понадобится больше внимания и помощи, особенно в плане компенсации недополученного опыта в родах, а для этого предлагаются специальные игры и занятия.
Адрес: г. Вихоревка, ул. Комсомольская, д. 1а
Контактные телефоны: 8 (3953) 49-85-10
Источник
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
По данным Альберта Лиханова, президента Международной ассоциации детских фондов, в России сейчас живут 800000 детей сирот. (Лиханов, 2009). Примерно 120 тыс. новых сирот появилось в этом году, по данным Общественной организации «Право ребенка» (Беленов, 2009).
Количество проблем, связанных с воспитанием детей, как в приютах, так и в приемных семьях, огромно. Своей статьей я хотела бы привлечь внимание к двум, на наш взгляд, ключевым моментам. Во-первых, в России до сих пор не определились с тем, где лучше воспитывать ребенка — в приюте или в приемной семье. Оказалось, что очевидный для большинства психологов факт, доказанный экспериментально еще Рене Шпицем в 1946 году, о том, что воспитание вне семьи наносит огромный ущерб любому ребенку, независимо от его изначального, так сказать, «биологического потенциала», все еще требует доказательств для большинства людей, занимающихся этой проблемой на практике. Во-вторых, в России широко распространена идея о том, что в домах ребенка находятся дети с некоторым «генетическим изъяном», или «дурной наследственностью», обусловленными рождением в неблагополучной семье, от неблагополучных матерей. Эту идею обычно используют для того, чтобы объяснить, что дети в домах ребенка, находясь в самых прекрасных условиях, отстают в своем развитии от своих сверстников. Этим также объясняют большое количество возвратов приемных детей из семей в дома ребенка. Так неверное в своем корне объяснение закрепляет и оправдывает существование самой системы воспитания детей вне дома, вне семьи, и тормозит развитие всех форм усыновления и патроната.
Обе эти идеи, распространены среди работников самих приютов, а также среди вполне образованных, интеллигентных людей разных специальностей, занимающихся проблемой на различных уровнях. Думаю, до тех пор, пока мы будем таким вот образом заблуждаться, наше общество будет представлять собой неблагоприятную, и даже опасную среду не только для детей, оставшихся без родителей, но и для всех детей в целом, так как эти идеи несут в себе сильный антигуманный заряд.
Приведенными в статье экспериментальными данными я хотела бы привлечь внимание к тому факту, что если ребенка помещают в приют в первые дни жизни, то отставание во всех сферах наступает уже на четвертом месяце его пребывания вне семьи, какими бы хорошими ни были условия ухода и медицинского обслуживания. Задержка в развитии никак не связана с наследственностью, но является следствием мощной психологической депривации во время ухода.
1. Психологические последствия раннего разлучения ребенка с матерью
Впервые психоаналитически ориентированные исследования детей, разлученных с матерями, были проведены Маргарет Риббл (Ribble, 1938). Затем Рене Шпиц (Spitz, 1945, 1946 а, 1946b) и Анна Фрейд (A. Freud, 1943, 1945) описали феноменологию поистине драматических изменений в душевной жизни детей, воспитывавшихся в приютах во время второй мировой войны, которые Шпиц назвал анаклитической депрессией. Нарушения, выявленные им, были очень серьезными и нередко приводили к смерти малышей, оставшихся без попечения родителей. Исследования Джона Боулби показали, что благополучное психическое развитие ребенка напрямую зависит от качества материнской заботы, а также, что дети тяжело переживают разлуку с матерью на первом году жизни, особенно если с ней уже была установлена тесная эмоциональная связь (Bowlby, 1979). Маргарет Малер доказала, насколько важны для успешного развития отношения, которые она назвала «симбиотическими», и описала нарушения, возникающие в случае преждевременного разрыва тесной связи между матерью и ребенком. (Mahler, 1975).
Одной из важных остается вопрос об отдаленных последствиях материнской депривации. Так, Давид Берес (Beres, 1946) обследовал группу подростков, которые были разлучены с матерями в первые месяцы жизни на различные сроки, до 4 лет. Эти юноши отличались от сверстников тем, что принцип удовольствия преобладал у них над принципом реальности, они с трудом переносили фрустрацию, обладали повышенной импульсивностью, и были не способны чувствовать собственную вину. Их объектные отношения носили характер поверхностных, мимолетных идентификаций, сверх-Я было слабо развитым, а способность к сублимации ограничена. Берес предположил, что длительная разлука с матерью ведет к утрате способности к успешной идентификации с родительскими фигурами. Позже Матейчек описал специфическую задержку психического развития, типичную для воспитанников домов ребенка в возрасте от 6 до 8 лет. Так, у большинства детей было плохо развито образное мышление, отсутствовала собственная инициатива, отмечались слабая способность к планированию собственных действий, отставание в развитии речи, письма, чтения, счета и пространственного воображения (З. Матейчек, Й. Лангмейер, 1984).
Анна Прихожан, изучавшая развитие мышления, установила, что дети из дома ребенка не могут представить себе целостный образ события, ситуации, и у них нарушена способность к символизации (А. Прихожан 1990). Они имеют слабое представление о своих способностях, и желаниях, обладают низкой самооценкой, которая сильно зависит от оценок окружающих, нуждаются в постоянном руководстве и одобрении со стороны учителей и ухаживающих лиц. При помощи теста Розенцвейга Прихожан показала, что для воспитанников домов ребенка характерны экстрапунитивные реакции, а также неумение самостоятельно найти выход из конфликта, неспособность взять на себя ответственность и стремление переложить ее на окружающих (Прихожан, 1990). У таких детей выражен внешний локус контроля, и они с трудом ощущают себя в качестве активных участников происходящих с ними событий. (Н. Авдеева, с соавт., 1986; Н. Авдеева, 1982). Лангмейер отмечал, что в речи такие дети крайне редко используют глаголы первого лица и часто употребляют сослагательное наклонение. (Й. Лангмейер, 1984).
В подростковом возрасте воспитанники дома ребенка часто устанавливают отношения, основанные на их практической полезности, не формируя при этом глубоких и прочных привязанностей. Известно также, что у них сильно выражены потребности во внимании и одобрении взрослого, в физических контактах и ласке. Важными аспектами при в оценивании себя и других являются внешность и наличие нравственных качеств. Подростки часто бывают несдержанными, раздражительными, не могут преодолеть трудности, возникающие в учебе без давления со стороны взрослого. (А. Прихожан, Н. Толстых, 1991).
2. Описание экспериментального исследования
2.1. Дети
Исследование проводилось в середине 90-х годов в двух московских домах ребенка.
Экспериментальная группа состояла из 21 ребенка, 11 девочек и 10 мальчиков, которым на момент первого наблюдения было от 0 до 8 недель. Дети были помещены в дом ребенка в возрасте от 0 до 4 недель. Состояние здоровья малышей на момент рождения было оценено как соответствующее норме, или имело незначительные отклонения от нормы. Контрольная группа состояла из 15 детей, 8 девочек и 7 мальчиков, воспитывавшихся в семье. Они были приглашены к исследованию с помощью педиатра детской поликлиники. Эти дети росли в городских семьях со средним и низким социально-экономическим статусом. Большинство детей, поступавших в дом ребенка, происходили из семей с низким социально-экономическим статусом. Все домашние дети были рождены в полных семьях, 11 из них были первенцами, и 4 – вторыми детьми. Большинство детей из дома ребенка были рождены молодыми матерями-одиночками, или многодетными матерями.
2.2. Условия ухода за детьми в доме ребенка
Условия ухода за детьми в домах ребенка, в которых мы проводили исследование, были вполне удовлетворительными как в смысле медицинского ухода, так и кормления, тогда как условия для благополучного психического развития выглядели проблематично.
Обычно в доме ребенка две воспитательницы одновременно ухаживают за группой от 5 до 8 детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, оставаясь с ними по 12-24 часа. Всего в одной группе посменно работают две или три пары воспитательниц. После того, как детям исполняется год, их передают в другую группу, то есть другим воспитательницам, в другое помещение. Таким образом, малыш с самого начала имеет дело с несколькими, часто меняющимися «замещающими матерями». Дети ежедневно осматриваются педиатром, в группу приходит медсестра, выполняющая указания врача или делающая специальную гимнастику. Детей кормят и кладут спать в одно и то же время, режим строго выполняется. Во время сна они находятся в отдельных кроватках, а во время бодрствования в больших совместных манежах, огражденных решеткой, по 5-7 человек. Во время болезней детей помещают в изолятор. Во время ухода, переодевания и кормления с детьми довольно редко общаются и берут на руки, не выносят за пределы одного помещения (игровой и веранды), и мало играют. В домах ребенка не было на момент исследования психологов, которые могли бы оказать поддержку персоналу и детям. Поведение воспитательниц не было специальным предметом нашего исследования, но мы отметили, что у персонала складываются разные отношения с детьми. Так, есть дети, которых предпочитают другим — «любимчики», такие, к которым относятся более спокойно, а также и те, кого недолюбливают. Было заметно, что воспитательницы включаются по-разному и с разной интенсивностью в эмоциональные переживания детей, однако часто сдерживают эмоции или стараются их не показывать.
2.3. Метод
2.3.1. Карта психомоторного развития ребенка 1 года жизни О. Баженовой
Мы обследовали каждого ребенка один раз в месяц при помощи карты психического развития Ольги Баженовой (О.Баженова, 1983).
В нее включено 6 шкал, описывающих двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые реакции, предметные действия и взаимодействие ребенка со взрослым. Всего карта содержит 98 проб — субтестов. Каждому возрастному периоду соответствуют свои определенные пробы. Проба – это наблюдение за определенным умением (навыком) или реакцией ребенка, своего рода показатель развития конкретной реакции. Так, в возрасте до двух месяцев рассматриваются всего 27 проб, а в возрасте одного года — 88 проб. Обследование ребенка проводится в привычном для него окружении, в большинстве случаев не требуется каких-то сложных специальных предметов или приборов. Так, в тесте исследуется реакция ребенка на звучащую игрушку, сопровождение предмета взглядом, собственные активные движения младенца, мелкая моторика, участие в маленьких простых играх. Наряду с этим сюда входит и сложный субтест «Формальное общение», которому необходимо специально обучиться заранее.
Каждая проба оценивается наблюдателем — квалифицированным психологом, имеющим подготовку в области психологии развития, и специально обученным методу О. Баженовой , все оценки заносятся в специальный протокол.
Величины индексов развития каждой из шести шкал заключены в пределы от 1 до 10 баллов, суммарный балл за весь тест составляет от 0 до 60. Чем выше оценки теста, тем больше развитие ребенка соответствует возрастной норме, то есть «идеальному» представлению о ней. Наблюдение детей в динамике с периодичностью в 1.5-2 месяца позволяет определить, когда у них появляются те или иные достижения и увидеть картину развития в целом.
Шкала «Взаимодействие со взрослым» оценивается при помощи индекса, который можно назвать индексом развития коммуникативных способностей (см. график 4). Шкала состоит из 22 субтестов и описывает мир чувств ребенка во время диалога и игры со взрослым, и таких способностей, как стабильный зрительный контакт, слежение за взрослым, использование мимики, выражение собственных чувств и сопереживание другому, реципрокность в контакте, первые шаги в понимании слов, простых игр, просьб и жестов. Наиболее точно описывают качество игры и общения ребенка со взрослым такие субтесты, как «зрительный контакт» (в общении со взрослым), «эмоциональный контакт» (в общении со взрослым), «привлечение внимания» (взрослого).
Субтест «Зрительный контакт»: взрослый ласково разговаривает с лежащим на спине ребенком, глядя ему в глаза. Выставляется оценка 0 — если ребенок не смотрит в глаза взрослого; 1 — если вступает в непродолжительный зрительный контакт до5 секунд; 2 — если смотрит в глаза взрослого до 15 секунд; 3 — если реакция длится более 15 секунд.
Субтест «Эмоциональный контакт»: взрослый ласково улыбается, разговаривает и смотрит в глаза лежащему на спине ребенку. Выставляется оценка 0 — если после 15 секунд воздействия мышцы лица ребенка остаются неподвижными; 1 — если рот ребенка иногда приоткрывается или наблюдаются отдельные движения уголками рта; 2 — если удается вызвать 1-2 короткие улыбки в течение 15 секунд; 3 — если ребенок вступает в эмоциональный контакт, отвечая улыбкой на улыбку взрослого.
Субтест «Требование внимания»: взрослый входит в комнату, где находится ребенок, и «не обращает на него внимания». Выставляется оценка 3 — если ребенок в скором времени начинает хныкать (хныканье может переходить в плач, привлекая к себе внимание взрослого; при этом ребенок следит за взрослым взглядом и успокаивается, когда тот подходит к кроватке; 2 — если реакция, возникнув, прекращается не сразу, а после дополнительных усилий взрослого; 1 — если реакция не возникает, но наблюдается проявление отрицательных эмоций после завершения контакта взрослого и ребенка.
2.3.2. Наблюдение методом Эстер Бик
Кроме того, мы наблюдали двоих детей из семей и двоих детей из дома ребенка при помощи метода наблюдения Эстер Бик (Bick, 1964, с. 558-556). При помощи сделанных наблюдений были проанализированы специфические паттерны поведения, складывающиеся между ребенком и воспитательницами.
3. Результаты
3.1. Развитие коммуникативных навыков
Далее графически представлены результаты этих трех субтестов, входящих в шкалу «Взаимодействие со взрослым»
Во время общения со взрослым дети из дома ребенка так же активно рассматривали взрослого, находившегося в их поле зрения, как и дети из семьи (график 1). Однако после шести месяцев, отмечалось значительное расхождение. Так, оценка зрительного контакта во время общения в экспериментальной группе составила 2, 75 баллов, а в контрольной группе – 3 балла (различие статистически значимо, p
Источник